ГОСТ Р ИСО 5751-1-2009
Группа Л62
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шины и ободья для мотоциклов (метрические серии)
Часть 1
РУКОВОДСТВО ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
Motorcycle tyres and rims (metric series). Part 1. Design guides
ОКС 83.160.10
ОКП 25 2100
Дата введения 2011-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 97 "Шины пневматические для механических транспортных средств, их прицепов и авиационной техники" (ООО "Научно-технический центр "НИИШП") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 1137-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 5751-1:2004 "Шины и ободья для мотоциклов (метрические серии). Часть 1. Руководство по проектированию" (ISO 5751-1:2004 "Motorcycle tyres and rims (metric series) - Part 1 Design guides").
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на шины и ободья для мотоциклов и устанавливает их обозначения и метод расчета размеров при проектировании шин метрических серий с соотношением высоты профиля к ширине профиля шины (серий), равным 100 и менее, монтируемых на ободья с цилиндрическими полками или углом наклона посадочной полки 5°.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты:
ИСО 4223-1:2002 Определения некоторых терминов, используемых в шинной промышленности. Часть 1. Пневматические шины (ISO 4223-1:2002, Definitions of some terms used in the tire industry - Part 1: Pneumatic tyres)
ИСО 4249-3:2004 Шины и ободья для мотоциклов (серии с кодовым обозначением). Часть 3. Ободья (ISO 4249-3:2004, Motorcycle tyres and rims (code designated series) - Part 3: Rims)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 4223-1.
4 Обозначения шин
4.1 Общие положения
Обозначение шины должно быть расположено на ее боковине.
Обозначение шины включает расположенную друг за другом следующую информацию:
- размеры шины и тип ее конструкции (4.2);
- эксплуатационные характеристики (4.3).
4.2 Размеры и конструкция
4.2.1 Характеристики
Характеристики размеров и конструкции шины должны быть указаны следующим образом:
Номинальная ширина профиля | Отношение номинальной высоты профиля | Код конструкции шины | Код номинального диаметра обода |
4.2.2 Номинальная ширина профиля
Номинальную ширину профиля указывают в миллиметрах.
4.2.3 Отношение номинальной высоты профиля к его номинальной ширине
Отношение номинальной высоты профиля к его номинальной ширине (
4.2.4 Коды конструкции шин
Коды конструкции шин должны быть следующими:
B - диагонально-опоясанная;
"-" - диагональная;
R - радиальная.
Примечания
1 Шины, предназначенные для максимальных скоростей транспортных средств свыше 240 км/ч, могут иметь другое кодовое обозначение конструкции (4.4.3). Применение другого кодового обозначения (например для нового типа конструкции шин) необходимо согласовывать в установленном порядке.
2 Термин "диагонально-опоясанная" определяет конструкцию шины диагонального типа, в которой каркас стягивается поясом, изготовленным из практически нерастяжимого материала.
3 Определение радиальной шины приведено в ИСО 4223-1. В шинах по настоящему стандарту нити корда каркаса уложены под углом от 65° до 90° относительно центральной линии протектора.
4.2.5 Номинальный диаметр обода
Номинальный диаметр обода обозначают кодом. Коды номинального диаметра обода шин приведены в таблице 1. Для вновь разрабатываемых шин и ободьев код должен быть выражен в миллиметрах.
Таблица 1 - Коды номинального диаметра обода
Код номинального диаметра обода | Номинальный диаметр обода, |
8 | 203 |
10 | 254 |
12 | 305 |
13 М/С | 330 |
14 М/С | 356 |
15 М/С | 381 |
16 М/С | 406 |
17 М/С | 432 |
18 М/С | 457 |
19 М/С | 483 |
20 М/С | 508 |
21 М/С | 533 |
23 М/С | 584 |
4.3 Эксплуатационные характеристики
К эксплуатационным характеристикам шины относятся индекс нагрузки и символ скорости. Обозначения и соответствующие значения индекса нагрузки и символа скорости приведены в ИСО 4223-1 (таблицы А.1 и А.2).
4.4 Другие эксплуатационные характеристики
4.4.1 На бескамерной шине должна быть маркировка "TUBELESS".
4.4.2 На шине с направленным рисунком протектора должно быть указано направление вращения.
4.4.3 Шины, предназначенные для транспортных средств, эксплуатируемых со скоростями, превышающими 240 км/ч, должны быть идентифицированы следующими скоростными категориями без указания кода конструкции шин:
- VB или ZB - для шин диагонально-опоясанной конструкции;
- VR или ZR - для шин радиальной конструкции.
Обозначения ZB и ZR используют для шин, устанавливаемых на новых проектируемых мотоциклах, предназначенных для эксплуатации со скоростями, превышающими 240 км/ч.
Обозначения скоростных категорий должны быть расположены внутри обозначения шины в коде конструкции шины, а именно:
a) для шин категорий V, VB или VR, предназначенных для эксплуатации со скоростями, превышающими 240 км/ч, маркировка эксплуатационных характеристик должна содержать символ V в скобках: 120/60 VR 17 (55 V);
b) для шин категорий ZB или ZR, предназначенных для скоростей до 270 км/ч включительно, маркировка эксплуатационных характеристик должна содержать символ W: 120/60 ZR 17 55 W;
c) для шин категорий ZB или ZR, предназначенных для скоростей свыше 270 км/ч, маркировка эксплуатационных характеристик должна содержать символ W в скобках: 120/60 ZR 17 (55 W).
На шине может быть указана также и максимальная скорость, рекомендованная изготовителем, например: V250, обозначающая максимальную скорость 250 км/ч.
4.4.4 Обозначение MST может быть использовано для идентификации специальной шины.
4.4.5 Обозначение DP может быть использовано для идентификации шины, имеющей протектор типа С.
4.5 Примеры обозначений
4.5.1 Шина для мотоциклов, обозначение которой включает:
a) размер и конструкцию:
- номинальную ширину профиля - 120 мм;
- отношение номинальной высоты профиля к номинальной ширине шины (серия) - 80;
- диагональную конструкцию;
- номинальный код обода - 18;
b) эксплуатационные характеристики:
- максимальную несущую способность - 290 кг, соответствующую индексу 65;
- максимальную скорость - 180 км/ч, соответствующую символу скорости S, должна иметь следующую маркировку:
120/80-18 М/С 65 S.
4.5.2 Шина для мотоциклов, обозначение которой включает:
a) размер и конструкцию:
- номинальную ширину профиля - 140 мм;
- отношение номинальной высоты профиля к номинальной ширине профиля шины (серия) - 70;
- радиальную конструкцию;
- номинальный код обода - 17;
b) эксплуатационные характеристики:
- скорость, превышающую 240 км/ч;
- максимальную несущую способность - 300 кг, соответствующую индексу 66;
- максимальную скорость - 270 км/ч, соответствующую символу скорости W, должна иметь следующую маркировку:
140/70 ZR 17 М/С 66 W.
Эта же шина, предназначенная для эксплуатации со скоростями, превышающими 270 км/ч, должна иметь следующую маркировку:
140/70 ZR 17 М/С (66 W).
5 Размеры шины
5.1 Расчет размеров проектируемой шины
5.1.1 Теоретическая ширина обода
Теоретическую ширину обода
где
Для разработанных шин значение
- 0,6 - для серий 100, 90, 80;
- 0,7 - для серий 70, 65, 60;
- 0,8 - для серий 55, 50;
- 0,9 - для серий 45, 40.
Примечание - Значения
5.1.2 Ширина измерительного обода
Ширина измерительного обода
5.1.3 Ширина профиля проектируемой шины
Ширину профиля проектируемой шины
где
Результаты округляют до ближайшего целого числа.
5.1.4 Высота профиля проектируемой шины
Высоту профиля проектируемой шины
где
Результаты округляют до ближайшего целого числа.
5.1.5 Наружный диаметр шины новой конструкции
Наружный диаметр шины новой конструкции
где
Примечание - В таблице 1 приведены значения номинального диаметра обода
5.1.6 Значения
Рекомендуемые значения размеров при проектировании шин метрических серий для мотоциклов представлены в приложении А.
5.2 Расчет максимальных наружных размеров шин в эксплуатации
5.2.1 Основные положения
Расчеты, которые приведены в 5.2.2. и 5.2.3, а также разделе 9, предназначены для изготовителя транспортного средства при проектировании клиренса.
5.2.2 Максимальная ширина профиля в эксплуатации
Максимальную ширину профиля шины в эксплуатации
где
Таблица 2 - Коэффициенты для расчета максимальных размеров шин в эксплуатации
Тип протектора шины | Коэффициент | |
А | 1,1* | 1,07** |
В | 1,1* | 1,07** |
С | 1,1* | 1,12*** |
D | 1,25 | 1,12*** |
* 1,08 - для шин с кодом номинального диаметра 12 и менее и 1,07 - для радиальных шин. ** Для условий, когда *** Для условий, когда Примечание - Коэффициенты для диагональных шин можно использовать также и для шин диагонально-опоясанной конструкции. |
5.2.3 Максимальный наружный диаметр шины в эксплуатации
Максимальный наружный диаметр шины в эксплуатации
где
Максимальный наружный диаметр шины включает допуски на изготовление и разнашиваемость в эксплуатации (о деформациях, связанных с центробежными силами, - см. раздел 9).
5.3 Расчет минимальных размеров ширины профиля шины
Минимальную ширину профиля шины вычисляют по формуле
где 0,96 - соответствующий коэффициент;
Разница между шириной профиля новой шины и максимальной шириной профиля должна быть 4 мм.
Примечание - Для шин с протектором типа В минимальная ширина профиля соответствует ширине протектора.
5.4 Измерение размеров шин
Перед измерением шину монтируют на измерительный обод, накачивают до рекомендуемого давления и выдерживают не менее 24 ч при температуре (25±5) °С, после чего доводят внутреннее давление до первоначального значения и проводят измерения.
6 Типы протектора шин
Типы протектора шин приведены в качестве примеров.
Выбор типа протектора для шины является исключительным правом производителя.
На рисунке 1 приведены различные типы протектора шин:
- протектор типа А соответствует шинам с индексами скоростей до S, предназначенным для эксплуатации на высокоскоростных трассах;
- протектор типа В соответствует шинам с индексами скоростей S и более, предназначенным для эксплуатации на высокоскоростных трассах;
- протектор типа С соответствует шинам с индексами скоростей до Н включительно, предназначенным для эксплуатации как на обычных трассах, так и вне трасс;
- протектор типа D соответствует шинам с индексом скорости М, предназначенным для эксплуатации исключительно вне трасс.
Рисунок 1 - Типы протектора шин
7 Грузоподъемность (несущая способность) шин
7.1 Индексы нагрузки и соответствующая им несущая способность шин (TLCC) для скоростей до 210 км/ч включительно представлены в ИСО 4223-1 (таблица А.1).
7.2 Для символа скорости V (диапазон скоростей от 210 до 240 км/ч включительно) несущая способность шин должна изменяться в соответствии с нижеприведенными значениями:
- 210 км/ч включительно - 100% TLCC;
- 220 км/ч - 95% TLCC;
- 230 км/ч - 90% TLCC;
- 240 км/ч - 85% TLCC.
Между этими скоростями допускается линейная интерполяция.
7.3 Для шин с символами скорости VB и VR при скоростях свыше 240 км/ч несущая способность должна уменьшаться на 5% при увеличении скорости на каждые 10 км/ч.
7.4 Для шин с символом скорости W несущая способность шин соответствует скорости 240 км/ч. При увеличении скорости несущая способность должна быть снижена следующим образом:
- 250 км/ч - 95% TLCC;
- 260 км/ч - 85% TLCC;
- 270 км/ч - 75% TLCC.
7.5 Для шин с символами скорости ZR и ZB при скоростях свыше 270 км/ч необходимы рекомендации изготовителя.
8 Символы скорости
Символы скорости до обозначения Н (соответствующей скорости 210 км/ч) должны соответствовать значениям, приведенным в ИСО 4223-1 (таблица А.2).
9 Центробежный радиус
Максимальный центробежный радиус
где
Таблица 3 - Коэффициент для расчета максимального центробежного радиуса при различных максимальных скоростях
Тип протектора | Коэффициент при максимальной скорости, км/ч | |||
до 150 | до 180 | до 210 | до 240 | |
А и В | 1,07* | 1,10 | 1,13 | 1,16 |
C и D | 1,12** | 1,15 | 1,18 | - |
* |
По вопросу эксплуатации шин на транспортных средствах, предназначенных для скоростей свыше 240 км/ч, необходима рекомендация изготовителя шины.
Приложение А
(справочное)
Рекомендуемые значения размеров при проектировании шин (метрических серий) для мотоциклов
Таблица А.1 - Рекомендуемые значения
В миллиметрах
Номинальная ширина профиля шины | Серии 100, 90, 80; | Серии 70, 65, 60; | ||||
Теоретическая ширина обода | Код ширины измерительного обода | Проектная ширина профиля | Теоретическая ширина обода | Код ширины измерительного обода | Проектная ширина профиля | |
60 | 36 | 1,5 | 61 | 42 | 1,6 | 59 |
70 | 42 | 1,6 | 69 | 49 | 1,85 | 69 |
80 | 48 | 1,85 | 80 | 56 | 2,15 | 80 |
90 | 54 | 2,15 | 90 | 63 | 2,50 | 90 |
100 | 60 | 2,50 | 101 | 70 | 2,75 | 100 |
110 | 66 | 2,50 | 109 | 77 | 3,00 | 110 |
120 | 72 | 2,75 | 119 | 84 | 3,50 | 122 |
130 | 78 | 3,00 | 129 | 91 | 3,50 | 129 |
140 | 84 | 3,50 | 142 | 98 | 4,00 | 141 |
150 | 90 | 3,50 | 150 | 105 | 4,00 | 149 |
160 | 96 | 4,00 | 162 | 112 | 4,50 | 161 |
170 | 102 | 4,00 | 170 | 119 | 4,50 | 168 |
180 | 108 | 4,50 | 183 | 126 | 5,00 | 180 |
190 | - | - | - | 133 | 5,00 | 188 |
200 | - | - | - | 140 | 5,50 | 200 |
130 | 104 | 4,00 | 129 | - | - | - |
140 | 112 | 4,50 | 141 | - | - | - |
150 | 120 | 4,50 | 148 | - | - | - |
160 | 128 | 5,00 | 160 | - | - | - |
170 | 136 | 5,50 | 171 | - | - | - |
180 | 144 | 5,50 | 178 | - | - | - |
190 | 152 | 6,00 | 190 | - | - | - |
200 | 160 | 6,25 | 200 | 180 | 7,00 | 199 |
210 | 168 | 6,50 | 209 | 189 | 7,50 | 211 |
220 | 176 | 7,00 | 221 | 198 | 8,00 | 222 |
230 | 184 | 7,00 | 228 | 207 | 8,00 | 228 |
240 | 192 | 7,50 | 239 | 216 | 8,50 | 240 |
250 | 200 | 8,00 | 251 | 225 | 9,00 | 251 |
Таблица А.2 - Рекомендуемые значения высоты профиля шин
В миллиметрах
Номинальная ширина профиля | Проектная высота профиля Н для различных серий | |||||||||
100 | 90 | 80 | 70 | 65 | 60 | 55 | 50 | 45 | 40 | |
60 | 60 | 54 | - | - | - | - | - | - | - | - |
70 | 70 | 63 | 56 | - | - | - | - | - | - | - |
80 | 80 | 72 | 64 | 56 | - | - | - | - | - | - |
90 | 90 | 81 | 72 | 63 | 59 | 54 | - | - | - | - |
100 | 100 | 90 | 80 | 70 | 65 | 60 | 55 | 50 | - | - |
110 | 110 | 99 | 88 | 77 | 72 | 66 | 61 | 55 | - | - |
120 | 120 | 108 | 96 | 84 | 78 | 72 | 66 | 60 | - | - |
130 | 130 | 117 | 104 | 91 | 85 | 78 | 72 | 65 | - | - |
140 | 140 | 126 | 112 | 98 | 91 | 84 | 77 | 70 | - | - |
150 | 150 | 135 | 120 | 105 | 98 | 90 | 83 | 75 | - | - |
160 | 160 | 144 | 128 | 112 | 104 | 96 | 88 | 80 | - | - |
170 | 170 | 153 | 136 | 119 | 111 | 102 | 94 | 85 | - | - |
180 | 180 | 162 | 144 | 126 | 117 | 108 | 99 | 90 | - | - |
190 | - | - | - | - | 124 | 114 | 105 | 95 | - | - |
200 | - | - | - | - | 130 | 120 | 110 | 100 | 90 | 80 |
210 | - | - | - | - | - | 126 | 116 | 105 | 95 | 84 |
220 | - | - | - | - | - | 132 | 121 | 110 | 99 | 88 |
230 | - | - | - | - | - | 138 | 127 | 115 | 104 | 92 |
240 | - | - | - | - | - | 144 | 132 | 120 | 108 | 96 |
250 | - | - | - | - | - | 150 | 138 | 125 | 113 | 100 |
Приложение ДА
(справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного международного стандарта | Степень соответствия | Обозначение и наименование национального стандарта |
ИСО 4223-1:2001 | - | * |
ИСО 4249-3:2004 | - | * |
* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2010