ГОСТ 24407-80
Группа Т51
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
СТРЕЛОВЫЕ КРАНЫ И ИХ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ, СДАВАЕМЫЕ В КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ И ВЫДАВАЕМЫЕ ИЗ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА
Технические требования
Maintenance and repair system of building machinery.
Jib cranes and their components being passed to and received from
overhaul.
Technical requirements
Дата введения 1982-01-01
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13 октября 1980 г. N 5032
ПРОВЕРЕН в 1984 г.
ПЕРЕИЗДАНИЕ (август 1986 г.) с Изменением N 1, утвержденным в июле 1984 г. (ИУС 11-84).
Настоящий стандарт распространяется на стреловые самоходные краны общего назначения отечественного производства (далее - краны), используемые на строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работах, и их составные части, кроме кранов шагающих, рельсовых, железнодорожных, на базе тракторов, на автопогрузчиках, для установки линий электропередач, прицепных, системы тягач-крановая установка, специальных и кранов-трубоукладчиков.
Стандарт устанавливает технические требования к кранам и их составным частям, сдаваемым в капитальный ремонт (далее - ремонт) и выдаваемым из ремонта.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Сдача в ремонт кранов и их составных частей и выдача их из ремонта должны производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 19504-74 и ГОСТ 24408-80, настоящего стандарта и соответствующей нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.
1.2. Краны, сдаваемые в ремонт и выдаваемые из ремонта, должны быть укомплектованы сборочными единицами и деталями, предусмотренными конструкторской документацией на их изготовление. Краны сдают в ремонт без комплекта инструмента и запасного колеса (для пневмоколесных, автомобильных кранов и кранов на специальном шасси).
Комплектность составных частей кранов, сдаваемых в ремонт и выдаваемых из ремонта, устанавливается отраслевой нормативно-технической документацией по агрегатному методу ремонта машин с учетом рекомендуемого приложения 1.
1.1, 1.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2. ТРЕБОВАНИЯ К КРАНАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ,
СДАВАЕМЫМ В РЕМОНТ
2.1. Краны направляют в ремонт, если они выработали установленный нормативно-технической документацией ресурс и при условии, что соответствующего предельного состояния достигли одновременно не менее трех основных составных частей из числа следующих: двигатель, грузовая лебедка, редукторы хода и поворота, опорно-поворотный круг, ведущие мосты (для пневмоколесных кранов).
Ресурс до первого ремонта кранов, изготовленных после 01.01.79 г., - по ГОСТ 22827-77, а кранов, изготовленных до 01.01.79 г., составляет 85% ресурса, установленного указанным стандартом.
Признаки предельного состояния основных составных частей кранов, при котором они должны направляться в ремонт, указывают в эксплуатационной документации.
2.2. В ремонт не принимают краны, у которых одна из рам (поворотной платформы ходового устройства, гусеничная боковая или гусеничного хода) или три и более других составных частей, не включенных в нормы расхода запасных частей на ремонт кранов конкретных марок, имеют по одному из дефектов, перечисленных в таблице, а также при достижении предельного состояния базового автомобиля, установленного ГОСТ 18506-73, при котором он не подлежит ремонту.
Перечень дефектов составных частей,
при наличии которых краны не принимают в ремонт
|
| |
| ||
Рама поворотной платформы | Разрыв балок (швеллеров, боковин); | |
| наличие более двух трещин, расположенных на каждой балке (правой и левой), захватывающих более 50% поперечного их сечения и проходящих через усиливающие накладки, если балки ранее ремонтировались методом наложения накладок; | |
| отклонение от прямолинейности (изгиб) продольных балок в вертикальной плоскости более чем на 50 мм; | |
| наличие расположенных друг против друга поперечных трещин на верхнем и нижнем листах, балках платформы и рамы силовой установки; | |
| повреждение коррозией металла основных несущих элементов на глубину более 15% толщины элемента; | |
| погнутость продольных и поперечных связей, прогиб поперечных связей, а также неровности полок профилей продольных связей более 3 мм на метр длины. | |
Рама ходового устройства | Разрыв балок (швеллеров, боковин); | |
| наличие более двух трещин, расположенных на каждой балке центральной рамы, а также на боковых гусеничных рамах (если последние являются неразъемной составной частью рамы ходового устройства), захватывающих более 50% поперечного их сечения и проходящих через усиливающие накладки, если балки ранее ремонтировались методом наложения накладок; | |
| сквозные трещины, проходящие через посадочные места под фланец крепления центральной цапфы (кроме кранов с опорно-поворотным кругом); | |
| наличие по одной и более поперечных трещин, расположенных друг против друга на противоположных балках центральной рамы или на обеих гусеничных боковых рамах; | |
| отрыв балок в двух и более местах крепления; | |
| излом или отрыв одной из головок продольных балок (гусеничных боковых рам); | |
| облом опорной части (венца зубчатого) рамы на участке более двух отверстий под болты опоры (двух зубьев венца); | |
| коробление плоскости опорной части рамы для установки опорно-поворотного устройства 3 мм и более; | |
| трещины центральной рамы, выходящие на поверхность отверстий; | |
| поражение коррозией металла основных несущих элементов центральной рамы на глубину более 15% толщины элемента; | |
| вмятины продольных и поперечных связей, прогиб поперечных связей, а также неровности полок профилей продольных связей более 3 мм на метр длины. | |
Рама гусеничная боковая | Разрыв поперечных балок; | |
| отрыв балок в двух и более местах крепления; | |
| наличие более двух трещин на каждой раме, захватывающих более 50% их поперечного сечения и проходящих через усиливающие накладки, если рамы ремонтировались методом наложения накладок, а также по одной и более поперечных трещин, расположенных друг против друга на продольных балках обеих рам; | |
| излом или отрыв одной из головок рам. | |
Рама гусеничного хода | Более двух поперечных трещин на полках профилей боковых, передней и задней балок, захватывающих более 50% сечения полки профиля и проходящих через усиливающие накладки, если балки ранее ремонтировались методом наложения накладок; | |
| общая погнутость в горизонтальной плоскости со стрелой прогиба 1 мм и более на каждый погонный метр рамы; | |
| местная погнутость (вмятины) полок профилей балок более 3 мм на метр длины. | |
| ||
Краны автомобильные и на специальном шасси | ||
Двигатель | Дефекты блока цилиндров и коленчатого вала, устранение которых невозможно без применения сварки, пайки, наплавки, гальванического наращивания, эпоксидных и клеевых композиций и других методов, не гарантирующих ресурс. | |
Кабина автомобиля | По ГОСТ 18506-73. | |
Рама автомобиля | По ГОСТ 18506-73. | |
Опорно-поворотный круг | Трещины, захватывающие более 10% сечения полуобоймы (венца) или разрывы; | |
| излом одного и более зубьев венца; | |
| трещины, расположенные у основания зубьев венца; | |
| износ зубьев венца, превышающий размеры, установленные ремонтной документацией. | |
Любые составные части крановой установки, имеющие корпус или картер | См. приложение 2. | |
Барабаны лебедок | Трещины на поверхности барабана, выходящие на отверстия; | |
| трещины, обломы реборд; | |
| износ, смятие или задиры канавок под канат глубиной более допустимого ремонтными документами размера. | |
Вал карданный | Трещины одновременно на вилке, шлицевой части и трубе; | |
| скручивание шлицев вала; | |
| вмятины и погнутость вала, неустранимые правкой. | |
| ||
Опорно-поворотный круг | Те же дефекты, что и для опорно-поворотного круга кранов автомобильных и на специальном шасси. | |
Любые составные части, имеющие корпус или картер | См. приложение 2. | |
Металлоконструкции стрелы или башни | См. подраздел "Краны автомобильные или на специальном шасси". | |
Барабаны лебедок | То же | |
Фрикционные диски (шкивы) лебедок | Трещины на рабочей поверхности или выходящие на поверхности посадочных мест под подшипники. | |
Двигатель | По ГОСТ 18523-79. |
2.3. Составные части кранов направляют в ремонт, если признаки их предельного состояния достигли максимального значения, установленного в эксплуатационной документации, разработанной по ГОСТ 2.601-68 и ГОСТ 27.103-83.
Составные части кранов, для которых не указаны признаки предельного состояния в эксплуатационной документации, направляют в ремонт при наличии у них одного из признаков, перечисленных в обязательном приложении 2. В этом же приложении указаны дефекты основных составных частей кранов. При наличии одного из перечисленных дефектов у составной части ее в ремонт не принимают.
2.1-2.3. (Измененная редакция, Изм. N 1).
3. ТРЕБОВАНИЯ К КРАНАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ,
ВЫДАВАЕМЫМ ИЗ РЕМОНТА
3.1. Техническое состояние кранов и их составных частей, выдаваемых из ремонта, должно соответствовать требованиям, изложенным в технических условиях на ремонт кранов. Показатели назначения, эргономики, технологичности, надежности (кроме послеремонтного ресурса), транспортабельности и безопасности отремонтированных кранов (составных частей), которые изготовлены после 01.01.79 г., должны быть на уровне новых кранов по ГОСТ 22827-77.
Для кранов, изготовленных до 01.01.79 г., указанные показатели устанавливают в нормативно-технической документации на их ремонт.
3.2. Краны выдают из ремонта с запасованными годными к применению канатами.
3.3. Каждый отремонтированный кран должен быть подвергнут полному техническому освидетельствованию в соответствии с требованиями Госгортехнадзора СССР и приемо-сдаточным испытаниям по ГОСТ 20831-75 и ГОСТ 24826-81.
3.4. Ресурс отремонтированных кранов (составных частей) до очередного ремонта должен быть не менее 80% ресурса до первого их ремонта, установленного в эксплуатационных документах.
3.5. Ремонтное предприятие гарантирует соответствие качества отремонтированных кранов требованиям настоящего стандарта и другой нормативно-технической документации на их ремонт при соблюдении заказчиком правил эксплуатации в соответствии с ГОСТ 25646-83.
Послеремонтный гарантийный срок для кранов, изготовленных после 01.01 1979 г., 12 мес при наработке не более 1000 ч, а для кранов, изготовленных до 01.01 1979 г. - 9 мес при наработке не более 750 ч.
Для составных частей кранов, используемых для текущего ремонта, послеремонтный гарантийный срок - 9 мес при наработке не более 750 ч.
3.3-3.5. (Измененная редакция, Изм. N 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемое
КОМПЛЕКТНОСТЬ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ КРАНОВ
|
|
Турботрансформатор | В сборе без трубопроводов |
Силовой генератор | В сборе со шкивом, без ремня и электропроводов |
Электродвигатель | В сборе без электропроводов |
Аккумуляторная батарея | В сборе без проводов с наконечниками, не подвергавшаяся вскрыванию и наличии выводов с обозначением из них полярности |
Автотракторный генератор | В сборе со шкивом, без кронштейнов крепления и ремня привода |
Стартер | В сборе с реле и защитным кожухом без щитка и электропроводов |
Магнето | В сборе с муфтой опережения зажигания, без электропроводов |
Компрессор | В сборе со шкивом, воздушным фильтром без трубопроводов (но с трубопроводами между ступенями) |
Гидронасос и гидромотор | В сборе со штуцерами без трубопроводов |
Гидрораспределитель | В сборе со штуцерами и предохранительными клапанами без трубопроводов |
Гидроцилиндр | В сборе со штоком, крышками и штуцерами без трубопроводов |
Механизм поворота | В сборе с тормозным шкивом, тормозом, кулачковой муфтой и устройством включения |
Опорно-поворотный круг | В сборе с сепарирующим и уплотнительным устройствами |
Грузовая и стреловая лебедки | В сборе с тормозом, электродвигателем или гидромотором (или без них при механическом приводе) |
Редуктор отбора мощности | В сборе с фланцами карданных валов и гидронасосами (если они устанавливаются на редукторе) |
Редуктор промежуточный | В сборе с фланцами карданных валов |
Центральный реверс | В сборе без тяг управления |
Редуктор (коробка) распределительный | То же |
Коробка передач | В сборе с фланцем вторичного вала, центральным стояночным тормозом (если он укреплен на коробке передач), но без тяг управления |
Задний и передний мосты | В сборе со всей расположенной на нем арматурой (тормозными барабанами, дисками крепления колодок, тормозными колодками и приводом, ступицами и шпильками колес, фланцем ведущего зубчатого колеса, без рессор, амортизаторов, дисков и гаек колес) |
Редуктор хода (левый, правый или центральный) | В сборе с тормозом, электродвигателем или гидродвигателем (или без них при механическом приводе) |
Ведущее колесо | В сборе с осью, корпусами подшипников и втулками |
Натяжное колесо | То же |
Опорный ролик | " " |
Поддерживающий ролик | В сборе с осью, корпусами подшипников, с втулками и без них, если это не предусмотрено конструкцией |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное
ПРИЗНАКИ ПРЕДЕЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ КРАНОВ
|
|
|
Турбо- трансформатор | Снижение к.п.д. более чем на 15%; трещины зубьев или лопаток любого | Трещины корпуса, проходящие через посадочные места подшипников |
| размера и расположения; |
|
| излом одного и более зубьев или лопаток |
|
Электродвигатель и силовой генератор | Трещины корпуса менее половины его длины; | Трещины корпуса размером более половины его длины; |
трещины подшипниковых щитов, не выходящие на посадочные места подшипников; | трещины подшипниковых щитов, выходящие на посадочные места подшипников; | |
| обгорание, обугливание, замыкание или обрыв обмоток; износ или повреждение посадочных мест | излом более двух лап; сколы гнезд крепления подшипниковых щитов; |
| в подшипниковых щитах, износ шеек вала или его изгиб и дисбаланс ротора, превышающие допустимые значения нормативно-технической документации; | излом вала |
| трещины вала любого размера и расположения; |
|
| снижение сопротивления изоляции и более установленного в нормативно-технической документации, не поддающиеся восстановлению сушкой. |
|
| Кроме того, только для генераторов: |
|
| повреждение коллекторных пластин (отлом гребешков, замыкание пластин на корпус и между пластинами, значительное выгорание и др.); |
|
| замыкание между пластинами коллектора возбудителя |
|
Аккумуляторная батарея | Ускоренный саморазряд; резкое снижение уровня электролита; | Сколы моноблоков, нарушающие их ритмичность; |
| пониженное напряжение или плотность электролита в одном из элементов; | сколы и обугливание поверхности бортов каркаса более 1/3 ее |
| не держится напряжение при испытании нагрузочной вилкой; | поверхности; батареи, подвергавшиеся |
| изменяется плотность электролита одного из элементов | вскрыванию |
Автотракторный генератор переменного тока | Снижение силы тока и напряжения более чем на 20% по сравнению с номинальным; | Трещины статора любого размера; изменение формы, нарушающее герметичность соединения корпуса с |
повреждение обмоток статора; | крышками; | |
| повреждение обмоток статора; износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения | веерность пластин статора |
Стартер и автотракторный | Снижение мощности более чем на 20% по сравнению с номинальной; | Трещины корпуса любого размера; изменение формы корпуса, |
генератор постоянного тока | повреждение изоляции обмоток; износ коллектора; | нарушающее герметичность его соединения с крышками |
| износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения
|
|
Магнето | Слабая или отсутствует искра; перебои в искрении; износ мест под подшипники более | Трещины любого размера стенок корпуса; излом лапок крепления |
| допустимого нормативно-технической документацией значения | |
Компрессор | Износ цилиндров более допустимого значения по нормативно-технической документации; | Трещины блока, проходящие через цилиндры или полости (каналы) для прохода воздуха; |
| трещины блока, не проходящие через цилиндры или полости (каналы) для прохода воздуха; | трещины блока водяной рубашки длиной более 70 мм; пробоины водяной рубашки блока |
| трещины водяной рубашки блока длиной до 70 мм; | площадью более 6 см |
| пробоины водяной рубашки блока площадью до 6 см |
|
Гидронасос и гидромотор | Снижение полного к.п.д. на 15% и более; | Трещина корпуса, проходящая через посадочные места |
| трещина корпуса, не проходящая через посадочные места; |
|
| износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения |
|
Гидрораспредели- тель | Внутренние перетечки рабочей жидкости при нейтральном | Трещина корпуса любого размера; |
| положении золотника 0,45% и более номинального потока для рабочих секций с перепускными и предохранительными клапанами и 0,15% и более - для остальных секций (конкретные значения утечек в соответствующих единицах измерения физических величин устанавливаются при испытаниях на стендах или средствами технической диагностики) | продольные риски на поверхности трения глубиной более 0,1 мм; излом фланца крепления (моноблочных) |
Гидроцилиндр | Значения наружных утечек превышают установленные нормативно-технической документацией для гидроцилиндров конкретного типоразмера; | Сквозные трещины гидроцилиндров любого размера; продольные риски на поверхности трения глубиной более 0,2 мм |
скорость перемещения штока (отсоединенного от рабочего органа, если проверка проводится без снятия гидроцилиндра с крана) во время подачи рабочей жидкости в штоковую полость (при заполненной и перекрытой бесштоковой полости) составляет 3 мм в минуту и более; |
| |
| трещина одной из проушин; |
|
| изгиб или обрыв штока |
|
Грузовая и стреловая лебедки | Радиальный зазор в подшипниках, превышающий допустимый нормативно-технической документацией; изгиб вала более допустимого | Трещины корпуса редуктора размером на половину и более его длины или проходящие через посадочные места под подшипники; |
| нормативно-технической документацией; | излом мест крепления; |
| трещины корпуса редуктора менее половины его длины, не проходящие через посадочные места под подшипники; | трещины любого расположения на барабанах |
| трещины на валах; |
|
| излом одного и более зубьев зубчатых колес |
|
Механизм поворота | Износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения; | Трещины более чем на половину корпуса или проходящие через посадочные места под |
| трещины менее чем на половину корпуса, не проходящие через посадочные места под подшипники; | подшипники |
| трещины валов; |
|
| излом одного и более зубьев зубчатых колес |
|
Опорно-поворотный круг | Взаимные перемещения колец и зубчатого венца в осевом направлении в нагруженном состоянии составляет более 0,2% | Трещины, захватывающие 10% и более сечения полуобоймы (венца), или разрывы; излом одного и более зубьев венца; |
| габаритного диаметра опорно-поворотного круга; | трещины, расположенные у основания зубьев венца; |
| износ (вследствие истирания) дорожек качения каждого кольца или зубчатого венца на длине более шага тел качения составляет более 0,05% габаритного диаметра опорно-поворотного круга; | износ зубьев венца, превышающий размеры, установленные ремонтной документацией |
| наличие трех и более участков сплошного выкрашивания шириной более половины образующей дорожки на длине шага тел качения или трех и более зон частичного выкрашивания по всей образующей на указанной длине, если суммарная площадь отдельных точек выкрашивания по каждой его зоне не превышает допустимой площади участка сплошного выкрашивания; |
|
| пластическое оттеснение металла за пределы дорожек качения более 1 мм; |
|
| частичная поломка (выкрошивание) вершины зубьев до 0,33 от их высоты; |
|
| трещина, захватывающая до 10% сечения полуобоймы или венца; |
|
| разрушение тел качения (шаров, роликов) или разворот, разрушение сепарирующих устройств |
|
Редукторы отбора мощности, проме- жуточный, распре- делительный и | Износ зубьев зубчатых колес более 10% первоначальной толщины; трещины валов; излом одного или более зубьев | Трещины, проходящие через посадочные места под подшипники; изломы, захватывающие более двух отверстий для крепления |
центральный реверс | зубчатых колес; трещины корпуса, не проходящие | |
автомобильного крана | через посадочные места под подшипники; |
|
| износ мест под подшипники и износ валов более допустимого нормативно-технической документацией |
|
Коробка передач пневмоколесного | Износ зубьев зубчатых колес более 15% первоначальной толщины; | Трещины, проходящие через посадочные места под подшипники |
крана | износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения; |
|
| излом одного и более зубьев зубчатых колес; |
|
| трещина корпуса, не проходящая через посадочные места под подшипники |
|
Задний и передний мосты пневмоко- | Износ зубьев зубчатых колес более 15% первоначальной их толщины; | Трещина картера, проходящая через посадочные места под подшипники |
лесного крана | износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения; |
|
| трещины валов; |
|
| трещина корпуса, не проходящая через посадочные места под подшипники; |
|
| излом одного и более зубьев зубчатых колес |
|
Редукторы (левый и правый) | Износ зубьев зубчатых колес более 15% первоначальной толщины; | Трещины на половину и более поперечного или продольного |
гусеничного хода | износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения | размера картера или проходящие через посадочные места под подшипники |
| излом одного и более зубьев зубчатых колес; |
|
| трещины менее чем на половину картера и не проходящие через посадочные места под подшипники |
|
Ведущее колесо гусеничного хода | Износ зубьев колеса или увеличение размера под гребень звена гусеницы более 20% первоначального размера; трещины длиной до 300 мм; | Трещины длиной 300 мм и более, проходящие от обода до ступицы; излом двух и более зубьев; излом ступицы колеса |
| износ оси более допустимого нормативно-технической документацией |
|
Натяжное колесо гусеничного хода | Износ рабочей поверхности обода колеса до 10% первоначального размера; | знос поверхности обода 10% и более первоначального размера; |
| трещина обода, не проходящая до ступицы; | трещина, проходящая от обода до ступицы; |
| износ осей более допустимого нормативно-технической | излом ступицы колеса; выкрошивание обода |
| документацией |
|
Опорный каток и поддерживающий | Износ обода катка (ролика) до 10% первоначального диаметра; | Трещина, проходящая от обода до ступицы; |
ролик гусеничного хода | трещина обода, не проходящего до ступицы; | выкрошивание обода; излом ступицы катка ; |
| износ осей более допустимого нормативно-технической документацией | износ обода 10% и более первоначального диаметра |
Металлоконст- рукции телескопической | Износ отверстий посадочных мест более допустимого нормативно-технической документацией; | Прогиб в вертикальной и горизонтальной плоскостях сверх значений, допустимых |
стрелы | деформации и трещины основных несущих элементов, допустимые к исправлению в соответствии с | нормативно-технической документацией; местная прогнутость (вмятины, |
| нормативно-технической документацией | неровности) полок профилей и листов сверх значений, допустимых нормативно-технической документацией; |
|
| более двух трещин на листах, проходящих не более чем на половину поперечного сечения листа или выходящих на поверхность отверстий, или одна трещина большего размера; |
|
| более двух поперечных трещин на продольных уголках, захватывающих не более половины сечения уголков и не расположенных друг против друга |
|
| одновременно на двух уголках в средней части металлоконструкции, или по одной трещине на каждом уголке, расположенных друг против друга |
Текст документа сверен по:
"Система технического обслуживания и
ремонта строительных машин" Сб. ГОСТов -
М.: Издательство стандартов, 1985