ГОСТ Р ИСО 14024-2022
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Экологические маркировки и заявления
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МАРКИРОВКА ТИПА I
Принципы и процедуры
Environmental labels and declarations. Type I environmental labelling. Principles and procedures
ОКС 13.020.50
Дата введения 2023-06-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Российская система качества" (Роскачество) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Проектным техническим комитетом по стандартизации ТК 708 "Экологическая маркировка"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июня 2022 г. N 471-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14024:2018* "Экологические маркировки и заявления. Экологическая маркировка типа I. Принципы и процедуры" (ISO 14024:2018 "Environmental labels and declarations - Type I environmental labelling - Principles and procedures", IDT).
Международный стандарт разработан Техническим комитетом ISO/ТС 207 "Экологический менеджмент", подкомитетом SC 3 "Экологическая маркировка".
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 14024-2000
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Введение
Существует несколько подходов к экологической маркировке. Настоящий стандарт рассматривает программы экологической маркировки типа I, согласно которым экологическую маркировку получает продукция, которая отвечает заранее установленным требованиям. Таким образом, маркировка идентифицирует продукцию, которая является экологически предпочтительной в рамках определенной группы однородной продукции.
Программы экологической маркировки типа I являются добровольными, могут осуществляться общественными или частными организациями и носить национальный, региональный или международный характер.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает принципы и процедуры для разработки программ экологической маркировки типа I, включая выбор групп однородной продукции, критерии экологической предпочтительности продукции и функциональные характеристики продукции, а также оценку и подтверждение соответствия. Стандарт также устанавливает процедуры сертификации для получения права на использование экологической маркировки.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт [для датированной ссылки применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированной - последнее издание (включая все изменения)]:
ISO 14020 Environmental labels and declarations - General principles (Экологические маркировки и заявления. Основные принципы)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины и определения.
Организации ИСО и МЭК ведут терминологические базы данных для применения в стандартизации по следующим адресам:
- платформа онлайн-просмотра ИСО: доступна по адресу //www.iso.org/obp
- Электропедия МЭК: доступна по адресу //www.electropedia.org/
3.1 программа экологической маркировки типа I (type I environmental labelling programme): Добровольная, основанная на многих критериях, программа третьей стороны (3.7), предусматривающая выдачу лицензии (3.13) на использование экологической маркировки, свидетельствующей об экологической предпочтительности какой-либо продукции (3.2) в рамках определенной группы однородной продукции (3.3), основанной на рассмотрении ее жизненного цикла.
[ИСО 14050:2009, 8.3]
3.2 продукция (product): Любые товары или услуги.
[ИСО 14050:2009, 6.2, изменено - удалены примечания]
3.3 группа однородной продукции (product category): Группа продукции (3.2), имеющая эквивалентные функции.
[ИСО 14050:2009, 8.3.3]
3.4 экологические критерии продукции (product environmental criteria): Требования экологической предпочтительности, которым должна удовлетворять продукция (3.2) для того, чтобы быть маркированной экологической маркировкой.
[ИСО 14050:2009, 8.3.3.3]
3.5 функциональная характеристика продукции (product function characteristic): Существенное свойство или характеристика продукции (3.2), проявляющиеся в процессе эксплуатации.
[ИСО 14050:2009, 8.3.3.2]
3.6 орган, занимающийся экологической маркировкой (ecolabelling body): Орган третьей (независимой) стороны (3.7) и его уполномоченные представители, реализующие программу экологической маркировки типа I (3.1).
[ИСО 14050:2009, 8.3.4]
3.7 третья сторона (third party): Физическое лицо или организация, признанные независимыми от вовлеченных сторон в рассматриваемых вопросах.
Примечание - Вовлеченные стороны - это, как правило, поставщик (первая сторона) и покупатель (вторая сторона).
[ИСО 14050:2009, 3.7]
3.8 заинтересованная сторона (interested party): Сторона, на которую оказывает влияние программа экологической маркировки типа I (3.1).
3.9 лицензиат (licensee): Сторона, которой органом, занимающимся экологической маркировкой (3.6), предоставлено право использовать экологическую маркировку типа I.
[ИСО 14050:2009, 8.3.2]
3.10 экологический аспект (environmental aspect): Элемент деятельности организации или продукции (3.2), который взаимодействует или может взаимодействовать с окружающей средой.
Примечания
1 Экологический аспект может стать причиной, вызывающей воздействие на окружающую среду (3.11). Значимый экологический аспект оказывает или может оказать значимое воздействие на окружающую среду.
2 Значимые экологические аспекты определяются организацией с учетом критериев.
[ИСО 14001:2015, 3.2.2, изменено - удалены слова "или услуг"]
3.11 воздействие на окружающую среду (environmental impact): Любое изменение окружающей среды положительного или отрицательного характера, полностью или частично являющееся результатом экологических аспектов (3.10) организации.
[ИСО 14001:2015, 3.2.4]
3.12 сертификация (certification): Процедура, по результатам проведения которой, третья сторона (3.7) предоставляет письменное заключение, что продукция (3.2) или процесс соответствуют установленным требованиям.
[ИСО 14050:2009, 3.10, изменено - слова "продукт, работы или услуга" заменено на "продукция или процесс"]
3.13 лицензия (для экологической маркировки типа I) [license (for type I environmental labelling)]: Документ, выданный по правилам сертификации (3.12), которым орган, занимающийся экологической маркировкой (3.6), предоставляет физическому или юридическому лицу право использования экологической маркировки типа I для его продукции (3.2) в соответствии с правилами программы экологической маркировки.
[ИСО 14050:2009, 8.3.1, изменено - добавлено второе определение "лицензия", из определения удалены слова "или услуг"]
3.14 пригодность для использования по назначению (fitness for purpose): Способность продукции (3.2) или процесса выполнять заданные функции в определенных условиях.
[ИСО 14050:2009, 8.3.3.1, изменено - слова "продукции, процесса или услуги" заменены на "продукции или процесса"]
3.15 эксперт по верификации (verifier): Лицо или орган, проводящий верификацию (3.16).
[ИСО 14001:2015, 3.2.4]
3.16 верификация (verification): Подтверждение посредством предоставления объективных свидетельств выполнения установленных требований.
[ИСО 14001:2015, 5.1]
4 Цель экологической маркировки типа I
Общей целью экологических маркировок и заявлений является поощрение спроса и поставок продукции, которая оказывает меньшее воздействие на окружающую среду, с помощью доведения до потребителя проверяемой, точной, не вводящей в заблуждение информации об экологических аспектах продукции, стимулируя таким образом потенциал рыночного инструмента улучшения качества окружающей среды.
Целью программ экологической маркировки типа I является способствование снижению вредных воздействий на окружающую среду, связанных с продукцией, путем идентификации продукции, которая отвечает критериям экологической предпочтительности конкретной программы экологической маркировки типа I.
Целью настоящего стандарта является обеспечение прозрачности и доверительности при внедрении программ экологической маркировки типа I, а также гармонизация принципов и процедур, которые применимы к этим программам.
5 Принципы
5.1 Добровольность применения программ экологической маркировки
Программы экологической маркировки типа I, включая разработанные или функционирующие под управлением государственных организаций, должны носить добровольный характер.
5.2 Взаимосвязь с ИСО 14020
В дополнение к требованиям, изложенным в настоящем стандарте, применяют принципы, установленные в ИСО 14020. Если настоящий стандарт излагает более конкретные требования, чем ИСО 14020, должны применяться эти конкретные требования.
5.3 Применение экомаркировки
Применение экомаркировки в соответствии с настоящим стандартом рассматривается как показатель соответствия всем требованиям природоохранного и другого соответствующего законодательства.
5.4 Рассмотрение жизненного цикла
Цель снижения вредного воздействия на окружающую среду, а не только передачи воздействий от среды или от стадии к стадии жизненного цикла, лучше всего достигается тогда, когда экологические критерии оценки продукции устанавливаются при рассмотрении всего жизненного цикла продукции.
Стадии жизненного цикла, учитываемые при разработке экологических критериев продукции, должны включать добычу ресурсов, производство, дистрибуцию, использование и утилизацию продукции в связи с соответствующими, проходящими по всем средам, экологическими показателями. Любое отклонение от этого наиболее полного подхода или выборочное использование ограниченного числа экологических аспектов должно быть обосновано.
5.5 Избирательность критериев
Экологические критерии должны разрабатываться для того, чтобы отличать в группе однородной продукции экологически предпочтительную продукцию на основании измеряемой разницы воздействий на окружающую среду. Продукцию следует дифференцировать по экологическим критериям только тогда, когда такие различия существенны. Методы испытаний и проверок, используемые для оценивания продукции, имеют различные уровни точности и сходимости. Эти требования учитывают при оценке значимости различия.
Если экологические критерии разработаны в соответствии с вышеприведенными требованиями, то вся продукция, удовлетворяющая этим критериям, может быть маркирована экологической маркировкой.
5.6 Экологические критерии продукции
5.6.1 Требования, касающиеся жизненного цикла
Экологические критерии продукции должны основываться на рассмотрении всего жизненного цикла (см. 6.4).
5.6.2 Основа критериев
Экологические критерии продукции должны быть установлены на достижимом уровне, и в них следует учитывать относительные воздействия на окружающую среду, а также возможность и точность измерений.
5.7 Функциональные характеристики продукции
При разработке критериев должны быть приняты во внимание пригодность продукции для использования по назначению и уровни ее эффективности. Для использования в программе следует рассмотреть международные, региональные или национальные стандарты согласно иерархии применения стандартов, приведенной в ИСО 14024.
Примечание - В контексте экологической маркировки пригодность для использования по назначению предполагает, что продукция удовлетворяет требованиям охраны здоровья, безопасности и нуждам потребителя.
5.8 Действие требований программы
5.8.1 Срок действия
Экологические критерии продукции и требования к функциональным характеристикам для каждой группы однородной продукции должны быть установлены на определенный период времени.
5.8.2 Сроки пересмотра
Экологические критерии продукции и требования к функциональным характеристикам продукции должны пересматриваться по истечении установленного периода времени с учетом таких факторов, как новые технологии, новая продукция, новая экологическая информация и изменения рыночной ситуации. Пересмотр экологических критериев и требований к функциональным характеристикам продукции не обязательно ведет к их изменениям.
5.9 Консультации
В самом начале должен быть разработан процесс официального открытого участия заинтересованных сторон для выбора и анализа групп однородной продукции, экологических критериев и функциональных характеристик продукции.
5.10 Соответствие и верификация
Все элементы экологических критериев и функциональных характеристик продукции в программе экологической маркировки должны быть проверяемы для органа, занимающегося экологической маркировкой. Методы оценки соответствия должны основываться на следующей информации в порядке убывания предпочтения:
- стандарты ИСО, МЭК;
- другие международно признанные стандарты;
- региональные и национальные стандарты;
- другие повторяемые и воспроизводимые методы, соответствующие принятым принципам установившейся лабораторной практики (информацию об установившейся лабораторной практике см. в ИСО/МЭК 17025);
- информацию изготовителя.
5.11 Качество данных
Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен запрашивать данные для того, чтобы снизить уровень предвзятости и неопределенности, насколько это возможно, запрашивая наилучшие из доступных по качеству данные. Качество данных должно оцениваться как качественно, так и количественно, источники данных, во всех случаях, когда это возможно, должны быть указаны в требованиях критериев.
5.12 Прозрачность
Программы экологической маркировки типа I должны быть способны демонстрировать свою прозрачность на всех этапах разработки и реализации. Прозрачность предполагает, что информация должна быть доступной заинтересованным сторонам для контроля и, при необходимости, для комментариев. Для представления комментариев должно быть предусмотрено достаточное время. Информация должна включать:
- выбор групп однородной продукции;
- выбор и разработку экологических критериев продукции;
- функциональные характеристики продукции;
- методы испытаний и верификации;
- сертификацию и процедуры выдачи лицензий;
- сроки пересмотра;
- сроки действия;
- открытую информацию, на основании которой выдается лицензия на использование маркировки;
- финансовые источники для разработки программы (например, взносы, правительственные субсидии и т.п.);
- проверку соответствия.
Прозрачность не должна противоречить требованиям 5.16.
5.13 Доступность
Подача заявки и участие в программах экологической маркировки должны быть открыты для всех потенциальных заявителей. Все заявители, продукция которых соответствует экологическим критериям для данной группы однородной продукции и другим требованиям программы, должны получить лицензию на использование маркировки.
5.14 Научная основа экологических критериев продукции
Разработка и выбор критериев должны основываться на целесообразных научных и инженерных принципах. Критерии следует вырабатывать исходя из данных, подтверждающих их экологическую предпочтительность.
5.15 Исключение конфликта интересов
Программы экологической маркировки типа I должны обеспечивать свободу от нежелательного стороннего влияния. Программы должны быть способны продемонстрировать, что используемые ими источники финансирования не создают конфликта интересов.
Примечание - См. также ИСО/МЭК 17065.
5.16 Компетентность экспертов по верификации
Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен установить процедуры, включая процесс оценки и развития компетенции экспертов по верификации, например периодическое обучение. Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен иметь прозрачные и задокументированные процессы для управления деятельностью по верификации, а также обеспечения прослеживаемости.
5.17 Затраты и стоимость
Стоимость может включать в себя плату за обработку заявки, лабораторные испытания или административные расходы. В целом, затраты и взносы за получение и поддержание права использовать экомаркировку следует основывать на общих затратах программы, и они должны поддерживаться на минимально возможном уровне, чтобы сохранить максимальную доступность программы.
Все взносы следует рассчитывать исходя из одинаковых принципов для всех заявителей и лицензиатов.
5.18 Конфиденциальность
Должна быть обеспечена конфиденциальность информации.
5.19 Взаимное признание
Следует поощрять взаимное признание, основанное на доверии. Может быть взаимное признание испытаний, контроля, оценки соответствия, административных процедур и, если уместно, экологических критериев продукции.
Для обеспечения полной прозрачности информация по существующим соглашениям о взаимном признании с другими органами, занимающимися экологической маркировкой, должна быть доступна.
Примечание - Подробное руководство см. в ИСО/МЭК 17040.
6 Процедуры
6.1 Общие положения
Экологическая маркировка типа I - это итеративный процесс, включающий:
- консультации с заинтересованными сторонами;
- выбор групп однородной продукции;
- разработку, пересмотр и модификацию экологических критериев продукции;
- идентификацию функциональных характеристик продукции;
- разработку процедур сертификации и других административных элементов программы.
Разработка процедур сертификации должна включать в себя также проверку компетенций экспертов по верификации, включающих знания:
- о сфере деятельности и продукции, входящей в нее;
- относящихся к продукции экологических критериях, включая методы, используемые для разработки критериев;
- нормативной правовой базе;
- правилах программы экологической маркировки типа I;
- настоящем стандарте и других стандартах, относящихся к процессу верификации.
6.2 Консультации с заинтересованными сторонами
Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен организовывать официальные консультации, которые упрощают доступ всех заинтересованных сторон. Такая процедура может включать привлечение выбранных групп, представителей заинтересованных сторон, например консультативный совет, комитет или публичные слушания.
Консультации - это непрерывный процесс, который сопровождает выбор групп продукции, установление критериев экологической предпочтительности продукции и функциональных характеристик продукции. Заинтересованным сторонам должно быть предоставлено адекватное время и доступ к деталям и источникам используемой информации. Процесс консультации должен также учитывать, что все заинтересованные стороны, которые дают комментарии, получают основательное рассмотрение своих комментариев и ответ на них. Должны предприниматься разумные усилия для достижения консенсуса в процессе консультаций.
6.3 Выбор групп однородной продукции
6.3.1 Технико-экономическое обоснование
На этой стадии следует изучить возможные группы однородной продукции и рыночные условия. Цель исследования состоит в обосновании осуществимости установления групп однородной продукции. При обосновании следует рассматривать:
- предварительный выбор возможных групп однородной продукции;
- консультации с заинтересованными сторонами;
- анализ рынка (например, характер, размер, спрос);
- поставщиков продукции (например, малые и средние предприятия, иностранные и отечественные производители);
- воздействие продукции на окружающую среду;
- потенциал и необходимость улучшения состояния окружающей среды;
- области применения групп однородной продукции с учетом возможности использования аналогов, пригодность продукции для использования по назначению, включая ее функциональные характеристики;
- наличие и доступность данных;
- действующее национальное и международное законодательство и соглашения.
6.3.2 Предложение по группам однородной продукции
По завершении разработки технико-экономического обоснования орган, занимающийся экологической маркировкой, будет в состоянии определить, какие группы однородной продукции наиболее приемлемы для рынка. Для заинтересованных сторон следует подготовить предложение по группам однородной продукции, которое обобщит данные обоснования, полученные выводы и соображения, на основании которых разрабатывались предложения для программы.
6.4 Выбор и разработка экологических критериев продукции
6.4.1 Выбор экологических критериев продукции
Рамки и процедуры, которые устанавливает настоящий стандарт, предназначены для обеспечения единообразия в подходе, тогда как окончательное решение по критериям является результатом консультаций между органом, занимающимся экологической маркировкой, и заинтересованными сторонами. Критерии должны выбираться в соответствии с требованиями, установленными в 5.2-5.19.
Матрица, представленная в таблице 1, является примером применения изложенного подхода и включена в настоящий стандарт с целью оказания помощи органам, занимающимся экологической маркировкой, в предварительном выборе экологических критериев продукции. Матрица связывает стадии жизненного цикла продукции с основными входными и выходными экологическими показателями. Показатели выбросов сгруппированы по видам природных сред и их число, как правило, более одного для каждой среды. Исследование стадий жизненного цикла (которое может выполняться как следующая часть технико-экономического обоснования, приведенного в 6.3.1, может привести к выводу, что воздействия на окружающую среду на некоторых стадиях жизненного цикла не существенны и не нуждаются в дальнейшем рассмотрении. Исследование должно показать, что выбор экологических критериев продукции не приведет к переходу воздействий от одной стадии жизненного цикла к другой и от одной среды к другой без получения чистой экологической выгоды.
Таблица 1 - Типовая матрица выбора экологических критериев
|
|
|
|
|
|
|
Стадия | Экологические показатели на входе/выходе | |||||
жизненного | Энергия | Ресурсы | Выбросы/сбросы в | Другие | ||
цикла | возобновляемая/ невозобновляемая | возобновляемые/ невозобновляемые | воду | воздух | почву |
|
Добыча ресурсов |
|
|
|
|
|
|
Производство |
|
|
|
|
|
|
Дистрибуция |
|
|
|
|
|
|
Использование |
|
|
|
|
|
|
Утилизация |
|
|
|
|
|
|
6.4.2 Разработка экологических критериев продукции
6.4.2.1 Общие положения
В процессе разработки экологических критериев следует учитывать местные, региональные и глобальные экологические факторы, имеющиеся технологии и экономические аспекты.
Экологические критерии продукции должны быть выражены в терминах:
- воздействий на окружающую среду и природные ресурсы или
- в случаях, если это невозможно, - в экологических аспектах, как например выбросы (сбросы) в окружающую среду.
Должны быть исключены критерии, которые безосновательно прямо или косвенно требуют или исключают использование конкретных процессов или методов производства. Любое исключение некоторых веществ следует основывать на научной методологии согласно принципу 3 по ИСО 14020. Такие методы, как оценка рисков, могут обеспечить в этом отношении полезную информацию.
Несколько основных факторов для этой фазы программы экологической маркировки представлены в 6.4.2.2-6.4.2.5.
6.4.2.2 Идентификация областей, наиболее пригодных для снижения воздействий на окружающую среду
Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен идентифицировать стадии жизненного цикла продукции, на которых существуют различия воздействий на окружающую среду среди продукции в пределах группы однородной продукции. Диапазоны и изменчивость данных, полученных для конкретной продукции, должны быть проанализированы, чтобы удостовериться в адекватности выбранных экологических критериев и в том, что они действительно отражают различия между продукцией в пределах группы.
6.4.2.3 Использование качественных и количественных показателей
Орган, занимающийся экологической маркировкой, может счесть целесообразным использование весовых коэффициентов при выборе экологических требований. Причины выбора каждого весового коэффициента должны быть четко объяснены и обоснованы.
6.4.2.4 Определение численных значений для каждого соответствующего критерия
Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен определить критерии, которые наиболее точным образом отражают выбранные экологические аспекты. Когда критерии определены, орган, занимающийся экологической маркировкой, должен присвоить им численные значения. Эти значения могут быть в форме минимальных значений, пороговых уровней, которые не должны превышаться, балльной шкалы или в других подходящих формах.
6.4.2.5 Определение методов испытаний, процедур и наличия испытательных лабораторий
Требования к испытаниям и верификации следует рассматривать параллельно с подготовкой требований к группе однородной продукции. Следует тщательно рассмотреть организационные, технические и экономические аспекты выполнимости таких требований.
Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен предоставить ссылку на методы испытаний, которые требуются для каждого заданного критерия или характеристики, а также проверить наличие компетентных лабораторий, способных провести испытания. Методы испытания должны выбираться в соответствии с рекомендациями 5.10.
6.5 Выбор функциональных характеристик продукции
При выборе функциональных характеристик продукции должны быть рассмотрены функции продукции. Функции следует определять в терминах рабочих (эксплуатационных), а не конструкционных или описательных характеристик.
При установлении функциональных характеристик продукции следует рассмотреть:
- идентификацию функциональных характеристик продукции;
- выбор ключевых элементов, характеризующих функции;
- верификацию применимости ключевых элементов характеристик ко всей группе однородной продукции;
- идентификацию необходимых значений характеристик (см. 5.7).
6.6 Отчетность и публикация
Когда определены группы однородной продукции, экологические критерии продукции и ее функциональные характеристики, эти данные должны быть опубликованы. Выбранный формат отчета должен сопровождаться информацией, демонстрирующей следующее:
- сформированные группы однородной продукции, критерии и характеристики отвечают назначению, принципам, практике и требованиям, установленным в настоящем стандарте;
- критерии объективны и обоснованы;
- разработаны и доступны методы проверки экологических критериев продукции и функциональных характеристик;
- заинтересованным сторонам была предоставлена возможность участия в процессе, и их мнения были учтены при принятии решений.
Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен также предоставлять информацию, поясняющую смысл маркировки, по запросу покупателей и общественности.
6.7 Внесение изменений в экологические критерии продукции
В случаях, когда маркировка уже была присвоена продукции, имеется определенное число факторов, которые следует рассмотреть при установлении срока введения в действие пересмотренных критериев.
Эти факторы включают, но не ограничиваются, следующим:
- обязательность соблюдения пересмотренных экологических критериев продукции;
- степень изменения, сроки проведения, уровень сложности, связанные с переоснащением производственных процессов для обеспечения соответствия пересмотренным критериям;
- отсутствие непреднамеренных коммерческих льгот, предоставляемых конкретному производителю, конкретному проекту или процессу;
- необходимость привлечения поставщиков материалов для лицензиата;
- действия, которые необходимо предпринять в отношении существующей продукции, имеющей экологическую маркировку по старым критериям, еще находящуюся на стадии поставки конечному потребителю;
- период времени для соответствующих консультаций с лицензиатами;
- сложность проведения изменений для органа, занимающегося экологической маркировкой;
- требования законодательства.
7 Сертификация и соответствие
7.1 Общие положения
В настоящем разделе представлены общие требования к сертификации и соответствию.
Примечание - Дополнительно рекомендуется применить ИСО/МЭК 17065.
7.2 Основные концепции
7.2.1 Общие положения
Предварительные условия для присвоения права на получение маркировки обычно делят на элементы, приведенные в 7.2.2 и 7.2.3.
7.2.2 Общие правила
Общие правила касаются общего функционирования программы. Они определяют основные условия выдачи лицензий и использования маркировки. Общие правила должны рассматривать (но не ограничиваться) следующее:
- публичное объявление со стороны лицензиата;
- условия, которые могут привести к приостановке, прекращению действия или отзыву лицензии;
- процедуры для применения корректирующих действий в случае выявления несоответствия;
- процедуры разрешения спорных вопросов, процедуры испытаний и верификации, структуру взносов;
- руководство по использованию маркировки.
Существенно важно, чтобы все предварительные условия выдачи лицензии и использования маркировки включались в общие правила, экологические критерии и функциональные характеристики продукции, поскольку только эти требования могут быть использованы в качестве основы для выдачи или отзыва лицензии на использование маркировки.
7.2.3 Экологические критерии и функциональные характеристики продукции для каждой группы однородной продукции
Экологические критерии продукции и ее функциональные характеристики устанавливают элементы технических требований программы экологической маркировки типа I для каждой группы однородной продукции.
7.3 Лицензирование
Орган, занимающийся экологической маркировкой, ответственен за выдачу лицензий заявителям. Этот орган должен выдать лицензию на использование маркировки только в том случае, когда удостоверится, что наряду с выполнением других требований:
- заявитель действует в соответствии с общим правилами программы;
- продукция соответствует экологическим критериям и функциональным характеристикам продукции для группы однородной продукции.
Наличие лицензии не обязывает лицензиата использовать маркировку.
Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен вести доступный общественности перечень продукции, которой присвоено право на использование экологической маркировки.
7.4 Процедуры оценки и демонстрации соответствия
7.4.1 Основной принцип
Методология оценки соответствия продукции экологическим критериям и функциональным характеристикам, а также верификация непрерывного соответствия должны быть документированы и быть достаточно жесткими, чтобы сохранить доверие общественности к программе.
Может быть много факторов, оказывающих влияние на выбор процедур проверки соответствия, и методологии могут изменяться от одной программы к другой.
7.4.2 Надзор и контроль
Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен анализировать требования программы и, в соответствии с общими правилами (см. 7.2.2), определять уместную форму верификации для каждого. После анализа требований должен быть подготовлен план осуществления надзора и инспекционного контроля.
7.4.3 Сопроводительная документация
Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен получить документальное подтверждение от заявителя о выполнении требований программы. Все данные должны быть известного и проверяемого качества.
Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен подготовить и предоставлять по требованию, как минимум, следующую документацию:
- перечень групп однородной продукции;
- экологические критерии продукции, функциональные характеристики продукции, период действия критериев, методы испытаний и верификации;
- процедуры сертификации и выдачи лицензии на использование маркировки;
- критерии периодического пересмотра;
- данные открытого характера, на которых основывается решение о присуждении права на использование маркировки;
- финансовые источники для разработки программы (например, взносы, правительственные субсидии и т.п.);
- верификацию соответствия.
7.4.4 Декларация соответствия
Если программа позволяет использовать декларацию заявителя о соответствии согласно определенным требованиям программы, то декларацию следует составлять согласно Руководству ИСО/МЭК 17050.
7.4.5 Верификация
Процедура верификации должна быть полностью задокументирована, документация должна храниться в органе, занимающимся экологической маркировкой. Хранение осуществляют весь срок действия лицензии, а также обоснованный период времени после окончания срока ее действия, учитывая срок жизненного цикла продукции.
Минимальный объем информации по верификации, который должен быть задокументирован и сохранен, следующий:
1) стандарты и методы, используемые при идентификации;
2) документированные доказательства, если верификация не может быть проведена испытанием конечной продукции;
3) результаты испытания, когда это необходимо при проведении процедуры верификации;
4) наименование и адрес независимого эксперта по верификации, в том случае, когда верификация проводится независимым экспертом по верификации вне программы экологической маркировки.
7.5 Контроль соответствия
После выдачи лицензии заявителю лицензиат должен информировать орган, занимающийся экологической маркировкой, о любом изменении, которое может повлиять на постоянное соответствие требованиям.
Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен обеспечить рассмотрение любого изменения в продукции или производственном процессе на предмет их влияния на соответствие, а также потребовать от лицензиата выполнения корректирующих действий, если такое соответствие не сохраняется.
Лицензиат ответственен за поддержание соответствия требованиям программы.
7.6 Защита маркировки
Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен гарантировать, что маркировка (т.е. знак сертификации/логотип) защищена законом, чтобы предотвратить ее несанкционированное использование и поддерживать доверие общественности к программе.
Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен иметь ясную и открытую политику в отношении надлежащего использования маркировки. Любое отклонение от этой политики должно иметь результатом соответствующие корректирующие действия и возможный отзыв лицензии.
Приложение ДА
(справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам
Таблица ДА.1
|
|
|
Обозначение ссылочного международного стандарта | Степень соответствия | Обозначения и наименование соответствующего национального стандарта |
ISO 14020 | IDT | ГОСТ Р ИСО 14020-2011 "Этикетки и декларации экологические. Основные принципы" |
Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандарта:
- IDT - идентичный стандарт.
|
Библиография
|
|
|
[1] | ISO 14001:2015 | Environmental management systems - Requirements with guidance for use
|
[2] | ISO 14025 | Environmental labels and declarations - Type III environmental declarations - Principles and procedures
|
[3] | ISO 14050:2009 | Environmental management - Vocabulary
|
[4] | ISO/IEC 17025 | General requirements for the competence of testing and calibration laboratories
|
[5] | ISO/IEC 17040 | Conformity assessment - General requirements for peer assessment of conformity assessment bodies and accreditation bodies
|
[6] | ISO/IEC 17050 (all parts) | Conformity assessment - Supplier’s declaration of conformity
|
[7] | ISO/IEC 17065 | Conformity assessment - Requirements for bodies certifying products, processes and services |
|
|
УДК 003.62(084):006.354 | ОКС 13.020.50 |
| |
Ключевые слова: экологическая маркировка, экологические заявления, экомаркировка, экологические критерии, экологические аспекты, воздействие на окружающую среду, программа экологической маркировки, сертификация, верификация, лицензия |