ГОСТ ИСО 4209-2-2006
Группа Л62
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов
(метрические серии)
Часть 2
ОБОДЬЯ
Truck and bus tyres and rims (metric series). Part 2. Rims
МКС 83.160.10
43.040.50
ОКП 25 2100
Дата введения 2009-01-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-97 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 97 "Шины пневматические для механических транспортных средств, их прицепов и авиационной техники", Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "Научно-исследовательский институт шинной промышленности" на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 30 от 7 декабря 2006 г.)
За принятие стандарта проголосовали:
Краткое наименование страны | Код страны | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минторгэкономразвития |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызстан | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Российская Федерация | RU | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 4209-2:2001 "Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов (метрические серии). Часть 2. Ободья" (ISO 4209-2:2001 "Truck and bus tyres and rims (metric series) - Part 2: Rims").
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочного международного стандарта соответствующий ему международный стандарт, сведения о котором приведены в дополнительном приложении А
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 мая 2007 г. N 100-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 4209-2-2006 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2009 г.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе "Национальные стандарты".
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает обозначения и основные размеры профилей глубоких неразъемных ободьев, предназначенных для монтажа шин, используемых преимущественно на грузовых автомобилях и автобусах.
Обозначения, размеры и номинальные нагрузки шин приведены в ИСО 4209-1.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий международный стандарт:
ИСО 4209-1:2001 Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов (метрические серии). Часть 1. Шины
3 Обозначение и маркировка
Обозначение обода должно включать в себя код номинального диаметра, код номинальной ширины обода (17,5х5,25) и форму бортовой закраины обода при необходимости (например, 15х6 J; 13х5,50 В).
4 Глубокие ободья с углом наклона посадочной полки 5°
4.1 Бортовая закраина обода
Обозначения форм бортовых закраин и основные размеры профилей соответствующих ободьев, а также допустимые отклонения приведены на рисунке 1 и в таблицах 1 и 2.
________________
Примечание - При использовании ободьев с бескамерными шинами необходимы выступы на наружной стороне и предпочтительны выступы на внутренней стороне обода.
3 - угол наклона кромки эквивалентен половине минимального радиуса
4 - внутренняя сторона автомобиля
Рисунок 1 - Профиль глубокого обода с углом наклона посадочной полки 5°
Таблица 1 - Размеры профилей ободьев с углом наклона посадочной полки 5°
В миллиметрах
Код диаметра | Код ширины | ||||||||
10, 12, 13 | 3,00В | 10,0 | 14,5 | 13,0 | 15,0 | 15,0 | 16 | 28 | 7,5 |
3,50В | 10,0 | 14,5 | 15,0 | 17,0 | 15,0 | 19 | 34 | 7,5 | |
4,00В | 10,0 | 14,5 | 15,0 | 17,0 | 15,0 | 19 | 45 | 7,5 | |
4,50В и более | 10,0 | 14,5 | 19,5 | 19,5 | 15,0 | 22 | 45 | 7,5 | |
14 и более | 11,0 | 17,5 | 15,0 | 17,0 | 17,3 | 19 | 34 | 9,5 | |
4J | 11,0 | 17,5 | 15,0 | 17,0 | 17,3 | 19 | 45 | 9,5 | |
11,0 | 17,5 | 19,5 | 19,5 | 17,3 | 22 | 45 | 9,5 | ||
16 | 6 К и более | 11,5 | 20,0 | 19,5 | 19,5 | 20,0 | 22 | 47 | 10,5 |
Таблица 2 - Коды номинальной ширины обода
Код номинальной ширины обода | ||
3,00 | 3 | 76,0 |
3,50 | 89,0 | |
4,00 | 4 | 101,5 |
4,50 | 114,5 | |
5,00 | 5 | 127,0 |
5,50 | 139,5 | |
6,00 | 6 | 152,5 |
6,50 | 165,0 | |
7,00 | 7 | 178,0 |
7,50 | 190,5 | |
8,00 | 8 | 203,0 |
8,50 | 216,0 | |
9,00 | 9 | 228,5 |
9,50 | 241,5 | |
10,00 | 10 | 254,0 |
10,50 | 266,5 | |
11,00 | 11 | 279,5 |
12,00 | 12 | 305,0 |
13,00 | 13 | 330,0 |
14,00 | 14 | 355,5 |
15,00 | 15 | 381,0 |
Рекомендуемые исполнения профилей ободьев и их основные размеры приведены на рисунке 2 и в таблице 3.
________________
* Справочное значение.
Рисунок 2 - Рекомендуемое исполнение профилей полок обода
Таблица 3 - Размер
Обозначение ширины обода | |
3,00 | Не менее 13 |
3,50 ( | Не менее 16 |
4,50 ( | |
|
4.2 Диаметр обода и длина окружности по выступу
Код номинального диаметра обода, соответствующее значение номинального посадочного диаметра обода
Таблица 4 - Код номинального диаметра обода, соответствующее значение номинального посадочного диаметра обода
В миллиметрах
Длина окружности по выступу | |||
Код номинального диаметра обода | Значение посадочного диаметра обода | плоскому | скругленному |
10 | 253,2 | 795,4 | 797,6 |
12 | 304,0 | 955,0 | 957,6 |
13 | 329,4 | 1034,8 | 1037,0 |
14 | 354,8 | 1114,6 | 1116,8 |
15 | 380,2 | 1194,4 | 1196,6 |
16 | 405,6 | 1274,2 | 1276,4 |
17 | 436,6 | 1371,6 | 1373,8 |
18 | 462,0 | 1451,4 | 1453,6 |
19 | 487,4 | 1531,2 | 1533,4 |
20 | 512,8 | 1611,0 | 1613,2 |
|
4.3 Отверстия для вентилей
Кромки отверстия для вентилей (далее - вентильное отверстие) со стороны монтажа шины должны быть скруглены или иметь фаску, а с наружной стороны обода не должны иметь заусенцев, которые могут повредить обрезиненный корпус вентиля.
Для обеспечения герметичности соединения вентиля с ободом колеса необходимо поддерживать в чистом и гладком состоянии поверхность вентильного отверстия на участке толщиной не менее 0,75 мм или составляющем не менее 25% толщины обода.
Отверстия для вентилей бескамерных шин должны соответствовать изображенным на рисунках 3 или 4 для ободьев с глубиной монтажного ручья не менее 17,3 мм. Отверстия для других вентилей должны рассматриваться дополнительно.
Рисунок 3 - Размеры вентильного отверстия для бескамерных шин
Рисунок 4 - Исполнение поверхности в зоне вентильного отверстия
5 Глубокие ободья с углом наклона посадочной полки 15°
5.1 Профили обода
Размеры профилей ободьев и соответствующие допуски приведены на рисунке 5 и в таблицах 5 и 6.
________________
Рисунок 5 - Размеры профиля глубокого обода с углом наклона посадочной полки 15°
Таблица 5 - Размеры профилей глубоких ободьев с углом наклона посадочной полки 15° и кодом номинальной ширины обода
В миллиметрах
Обозначение обода |
|
|
|
|
| |
17,5х5,25 | 133,5 | 24 | 7 | 4 | 55 | 25 |
19,5х5,25 | 27 | 56 | ||||
22,5х5,25 | 30 | 8 | 57 | |||
17,5х6,00 | 152,5 | 24 | 8,5 | 11 | 60 | |
19,5х6,00 | 27 | 62 | 30 | |||
22,5х6,00 | 30 | 63 | 30 | |||
17,5х6,75 | 171,5 | 24 | 9 | 62 | 25 | |
19,5х6,75 | 27 | 14 | 64 | 30 | ||
22,5х6,75 | 30 | 66 | 32 | |||
17,5х7,50 | 190,5 | 24 | 9,5 | 65 | 25 | |
19,5х7,50 | 27 | 21 | 67 | 30 | ||
22,5х7,50 | 30 | 10 | 68 | 34 | ||
24,5х7,50 | 70 | |||||
17,5х8,25 | 209,5 | 24 | 9,5 | 14 | 55 | 26 |
19,5х8,25 | 27 | 28 | 67 | 30 | ||
22,5х8,25 | 30 | 10 | 70 | 36 | ||
24,5х8,25 | 72 | |||||
19,5х9,00 | 228,5 | 9,5 | 68 | 30 | ||
22,5х9,00 | 10 | 70 | 36 | |||
24,5х9,00 | 72 | |||||
22,5х9,75 | 247,5 | 70 | ||||
|
Таблица 6 - Размеры профилей глубоких ободьев с углом наклона посадочной полки 15° и кодом номинальной ширины обода
В миллиметрах
Обозначение обода |
|
|
| |||
17,5х10,50 | 266,5 | 24 | 9,5 | 14 | 55 | 26 |
19,5х10,50 | 30 | 10 | 30 | 68 | 34 | |
22,5х10,50 | 70 | |||||
19,5х11,75 | 298,5 | 68 | ||||
22,5х11,75 | 70 | |||||
19,5х12,25 | 311,0 | 68 | ||||
22,5х12,25 | 70 | |||||
19,5х13,00 | 330,0 | 68 | ||||
22,5х13,00 | 70 | |||||
19,5х14,00 | 355,5 | 68 | ||||
22,5х14,00 | 70 | |||||
19,5х15,00 | 381,0 | 11 | 68 | |||
22,5х15,00 | 70 | |||||
20,5х16,00 | 406,5 | 70 | ||||
22,5х16,00 | 70 | |||||
20,5х18,00 | 457,0 | 70 | ||||
22,5х18,00 | 70 | |||||
5.2 Диаметры ободьев
Коды номинального диаметра глубоких ободьев с углом наклона посадочной полки 15° и их значения приведены в таблице 7.
Таблица 7 - Коды номинального диаметра и соответствующие ему значения диаметра обода
Код номинального диаметра обода | Значение диаметра обода |
17,5 | 444,5 |
19,5 | 495,3 |
20,5 | 520,7 |
22,5 | 571,5 |
24,5 | 622,3 |
5.3 Вентильные отверстия обода
Размеры, расположение и исполнение вентильных отверстий обода приведены на рисунке 6 и в таблице 8.
| ||||
Боковая стенка монтажного ручья | Основание монтажного ручья |
1 - сторона шины; 2 - наружная сторона
Рисунок 6 - Размеры вентильных отверстий ободьев с углом наклона посадочной полки 15°
Таблица 8 - Размеры вентильных отверстий для ободьев с углом наклона посадочной полки 15°
В миллиметрах
Диаметр вентильного отверстия | Расположение | Минимальный диаметр кольцевой плоскости в зоне установки вентиля | Толщина обода в зоне кольцевой плоскости | |||
не менее | не более | не менее | не более | |||
9,7 | 10,0 | В стенке монтажного ручья | 18,0 | 16,0 | 5,5 | 10,5 |
16,5 | 12,5 | 3,0 | 6,0 | |||
В основании монтажного ручья | 18,0 | 16,0 | 5,5 | 10,5 | ||
15,7 | 16,1 | В стенке монтажного ручья | 19,3 | 19,3 | 4,8 | 8,0 |
В основании монтажного ручья | 19,3 | 19,3 | 4,8 | 8,0 | ||
27,0 | 27,0 | 3,5 | 6,0 | |||
Примечания 1 Применение вентилей для отверстий диаметром от 9,7 до 10,0 мм при толщине обода 2 Кольцевые плоскости для вентильного отверстия 3 Шероховатость поверхности вентильного отверстия не должна быть более 3,2 мкм. |
5.3.1 Характеристики вентильных отверстий обода
5.3.1.1 Кромки вентильных отверстий со стороны шины должны быть скруглены или иметь фаску.
5.3.1.2 Кромки вентильных отверстий с наружной стороны обода не должны иметь заусенцев, которые могут повредить обрезиненный корпус вентиля.
5.3.1.3 Для обеспечения герметичности соединения вентиля с ободом для бескамерной шины необходимо поддерживать поверхность вентильного отверстия в чистом и гладком состоянии на участке, составляющем не менее 25% толщины профиля обода (рисунок 7).
1 - сторона шины; 2 - наружная сторона
а - см. 5.3.1.1; b - см. 5.3.1.2; с - см. 5.3.1.3; d - см. 5.3.1.4
Рисунок 7 - Вентильное отверстие обода
5.3.1.4 Вентильное отверстие должно быть цилиндрическим и диаметр его должен быть одинаковым по всей высоте для обеспечения герметичности вентиля при давлении в шине более 300 кПа.
5.3.1.5 Вентильное отверстие должно иметь с двух сторон концентрические кольцевые плоскости, обеспечивающие надежную герметичность соединения вентиля с ободом для бескамерной шины, что позволяет выдержать давление в шине более 300 кПа.
5.3.1.6 В ободьях для бескамерных шин угол наклона кольцевой плоскости для вставного вентиля должен обеспечивать доступ к вентилю при измерении давления в сдвоенной шине в процессе эксплуатации, а также для подкачивания воздуха в шину.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)
Сведения о соответствии межгосударственного стандарта
ссылочному международному стандарту
Таблица А.1
Обозначение ссылочного международного стандарта | Обозначение и наименование |
ИСО 4209-1:2001 | ГОСТ ИСО 4209-1-2006 Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов (метрические серии). Часть 1. Шины |
Электронный текст документа
подготовлен АО “Кодекс” и сверен по:
, 2007