ГОСТ Р ИСО 7881-94
Группа Л69
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ. НАКЛАДКИ ТОРМОЗНЫЕ
Оценка характеристик фрикционного материала
Метод испытания малого образца на машине трения
Road vehicles. Brake linings. Evaluation of friction material characteristics. Small sample bench test procedure
ОКСТУ 2571
Дата введения 1996-01-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 73 "Асбестовые и безасбестовые фрикционные, уплотнительные, теплоизоляционные материалы и изделия"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 23.11.94 N 284
Настоящий стандарт содержит полный аутентичный текст международного стандарта ИСО 7881-87 "Средства дорожные транспортные. Накладки тормозные. Определение фрикционных характеристик. Малый стенд для испытания"
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт устанавливает метод испытания малых образцов материала тормозной накладки на испытательной машине, а также требования к оборудованию и метод оценки результатов испытаний.
Настоящий стандарт распространяется на материалы тормозных накладок барабанных и дисковых тормозов.
С помощью лабораторных машин для испытаний на небольших образцах можно определить лишь некоторые фрикционные характеристики. Применяя для испытания материалов один этот метод, нельзя гарантировать, что материал подходит для применения в том или ином случае. Метод дает только количественную информацию о технических характеристиках.
2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем стандарте применяют следующие определения:
2.1 Тепловой режим А - испытание на потерю эффективности при давлении 1050 кПа и температуре тормозного барабана 350 °С (таблица 2, А.1 и В.1 в приложениях А и В).
2.2 Тепловой режим В - испытание на потерю эффективности при давлении 3000 кПа и температуре тормозного барабана 400 °С (таблица 2, А.2 и В.2 в приложениях А и В).
2.3 Холодное трение - среднее значение коэффициента трения при температуре 100, 150, 200 °С (приложения А и В).
2.4 Горячее трение - среднее значение коэффициента трения, определяют:
а) при температурах 300 и 350 °С во время испытания на потерю эффективности и при 300 °С во время испытания на восстанавливаемость эффективности при условиях теплового режима А (А.1 и В.1);
б) при температурах 350 и 400 °С во время испытания на потерю эффективности и при 350 °С во время испытания на восстанавливаемость эффективности при условиях теплового режима В (А.2 и В.2).
3 ОБОЗНАЧЕНИЯ И ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
В таблице 1 даны обозначения, применяемые в настоящем стандарте.
Таблица 1 - Обозначения и единицы измерения
Наименование | Обозначение | Единица измерения |
Диаметр барабана | мм | |
Частота вращения барабана | мин | |
Давление | кПа | |
Температура барабана | °С | |
Время нагревания или охлаждения барабана | мин | |
Мгновенный коэффициент трения | - | |
Средний коэффициент трения | - | |
Стандартное отклонение* | - | |
Нормальное тепловое нагружение | - | |
Высокое тепловое нагружение | - |
* Для пяти образцов
В дальнейшем будут применять следующие обозначения:
4 ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ
На рисунке 1 приведена схема испытательной машины, на которой образец испытывают при различных уровнях давления, скорости и температуры.
1 - нагревательные элементы; 2 - датчик давления; 3 - манометр; 4 - держатель образца; 5 - переменная нагрузка; 6 - образец; 7 - клапан, регулирующий давление; 8 - соленоидный клапан; 9 - программный регулятор; 10 - пресс-цилиндр; 11 - барабан
Рисунок 1 - Схема испытательной машины
Размеры поверхности трения указаны на рисунке 2.
1 - отверстие под плоскую термопару; 2 - размеры, расположение и количество отверстий в соответствии с используемой испытательной машиной; 3 - два отверстия с резьбой для крепления термопары
Рисунок 2 - Размеры барабана
Перлитный чугун, применяемый для изготовления барабана, должен отвечать следующим условиям:
С - 3,3-3,5%;
Mn - 0,55-0,75% ;
Si - 1,8-2,1%;
S - 0,2% макс.;
Р - 0,2% макс.;
Ni - 0,6-0,7%;
Cr - 0,15-0,25%;
Мо - 0,2-0,3%.
Твердость по Бринеллю 180-230 НВ.
Примечание - Такие элементы, как титан и ванадий, могут влиять на фрикционные свойства и износ, поэтому необходимо знать об их наличии при проведении испытаний.
Температура нагревания и охлаждения барабана не должна отличаться от температур, приведенных на рисунках 3 и 4, более чем на 15 °С.
Оборудование для измерения и записи температуры барабана, скорости его вращения, силы трения и времени обеспечивает погрешность ±2%.
Примечание - Рекомендуемые методы подготовки барабана и его поверхности в соответствии с установленными нормами указаны в приложении С.
Рисунок 3 - График зависимости температуры барабана от времени при нагревании
Рисунок 4 - График зависимости температуры барабана от времени при охлаждении
5 ОТБОР И ПОДГОТОВКА ОБРАЗЦОВ
Для испытания вырезают пять образцов из пяти произвольно взятых тормозных накладок.
Размеры образцов должны быть 25,4x25,4 мм, толщиной от 3 до 6 мм.
Толщину образца целесообразно нормировать для получения сопоставимых результатов при испытании аналогичных материалов.
Любые пометки на образцах не следует наносить на поверхность трения.
6 МЕТОД ИСПЫТАНИЯ
Испытывают все отобранные образцы.
В соответствии с объектом и (или) типом накладок испытания проводят при условиях А (тепловой режим А) или В (тепловой режим В) в соответствии с разделом 3 и таблицей 2.
Помещают образец на испытательную машину (раздел 5 и рисунок 1) и проводят испытания, как указано в таблице 2 при соответствующих значениях; результаты представляют в виде графика в соответствии с приложением А (А.1 или А.2).
Таблица 2 - Программа испытания
Этап испытания | Режим торможения | Частота враще- | Дав- | Температура, °С | Время | Дополни- | ||
Тип | Коли- | |||||||
1 Приработка | Постоян- | - | 310 | 700 | 200 | - | Поверхность контакта - 95% мин. При необхо- димости охлаждать | |
2 Базовая характеристика | Периоди- | 20 | 420 | 1050 | 100±10 | - | 10 с включение; | - |
20 с - пауза | ||||||||
3 Подготовитель- | Постоян- | - | 420 | 1050 | 100 | 300 | 10 мин макс. | Нагревание (рисунок 3) |
4 Восстанавли- | Периоди- | 3 | 420 | 1050 | 250 | 100 | Охлаждать на 50 °С. После каждого охлаждения - включение тормоза на 10 с | Охлаждение (рисунок 4) |
5 Потеря эффективности | Постоян- | - | 420 | 100 | - | Нагревание (рисунок 3) | ||
6 Восстанавли- | Периоди- | 420 | 200 | Охлаждать на | Охлаждение (рисунок 4) |
* Силу трения и температуру барабана записывают через каждые 30 с.
7 РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
7.1 Результаты испытаний каждого образца записывают графически (А.1 или А.2).
7.2 В соответствии с графиком записывают данные (В.1 или В.2).
7.3 Для каждого образца вычисляют средние коэффициенты трения в диапазоне температур
7.4 Из средних значений (7.3) вычисляют средние значения
8 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
8.1 Образец фрикционного материала испытывают на машине трения.
По результатам испытания вычисляют коэффициенты трения для холодного трения
8.2 Результаты испытания оценивают для двух уровней тепловых режимов (А и В).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ГРАФИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ МАТЕРИАЛОВ
А.1 График результатов испытаний материала в режиме А
А.2 График результатов испытаний материала в режиме В
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ЗАПИСЬ ДАННЫХ
В.1 Эксплуатация материала в режиме А
1 Изготовитель.
2 Тип и заводское наименование.
3 Материал.
4 Маркировка.
5 Результаты испытания (см. таблицу).
В.2 Эксплуатация материала в режиме В
1 Изготовитель.
2 Тип и заводское наименование.
3 Материал.
4 Маркировка.
5 Результаты испытания (см. таблицу).
ПРИЛОЖЕНИЕ С
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ МЕТОД ПОДГОТОВКИ БАРАБАНА
С.1 После проточки тормозного барабана на испытательной машине обрабатывают его поверхность шлифовальной бумагой или тканью зернистостью 320. Удаляют пыль из барабана чистым сухим воздухом и (или) марлей или другим материалом.
Заканчивают подготовку поверхности приработкой соответствующего образца при давлении 700 кПа, частоте вращения 310 мин
С.2 Перед каждым испытанием обрабатывают поверхность барабана шлифовальной бумагой или тканью зернистостью 320. Удаляют пыль из барабана чистым сухим воздухом и (или) марлей или другим материалом.
Электронный текст документа
и сверен по:
М.: Издательство стандартов, 1995