ГОСТ Р ИСО 7641-1-93
Группа Д25
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дорожные транспортные средства
КАРАВАНЫ И ЛЕГКИЕ ПРИЦЕПЫ
Расчет механической прочности стального дышла
Road vecicles. Caravans and light trailers.
Calculation of the mechanical strength of the steel drawbar
ОКСТУ 4510
Дата введения 1995-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 56 "Дорожный транспорт".
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 13.08.93 N 196
3 Стандарт подготовлен на основе применения аутентичного текста международного стандарта ИСО 7641-1-83 "Транспорт дорожный. Караваны и легкие прицепы. Расчет механической прочности дышла. Часть 1. Стальные дышла"
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт устанавливает упрощенный способ расчета механической прочности дышла для караванов и легких прицепов*, у которых вертикальная статическая нагрузка на сцепной шар не превышает значений, установленных ИСО/ТО 4114-79.
________________
* Категории О
** Заменен на ГОСТ Р 41.13-99***, ГОСТ Р 41.13-Н-99. Здесь и далее. - .
*** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 41.13-2007. Здесь и далее. - .
Расчеты, приведенные в настоящем стандарте, распространяются на стальные дышла сварной конструкции или изготовленные другим способом.
Для сварного дышла используют марки стали, содержащие не более 0,22% углерода, свариваемость которых гарантирована предприятием-изготовителем.
Стандарт распространяется на дышла для караванов и легких прицепов, проектирование которых начато после введения в действие настоящего стандарта.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 22895-77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие технические требования
ИСО/ТО 4114-79 (ОСТ 37.001.484-89) Дорожные транспортные средства. Караваны и легкие прицепы. Статическая нагрузка на шаровые шарниры.
ИСО 7237-81 (ОСТ 37.001.476-88) Дорожные транспортные средства. Массы и размеры караванов. Термины и определения
3 УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Условные обозначения размеров - в соответствии с рисунком 1
где
Рисунок 1
4 РАСЧЕТ ПРОЧНОСТИ
Расчет прочности проводят по всей длине
Уровень нагрузки должен быть проверен в месте максимального изгибающего момента при
4.1 Расчет максимального изгибающего момента
Для расчета во внимание принимают только изгиб.
4.1.1 Дышла длиной, равной или менее 2,5 м:
для прицепов, оборудованных тормозами
для прицепов, не оборудованных тормозами
4.1.2 Дышла длиной более 2,5 м:
для прицепов, оборудованных тормозами
для прицепов, не оборудованных тормозами
4.2 Расчет максимального изгибающего момента
Для расчета во внимание принимают только изгиб.
Должны быть определены три изгибающих момента
Для определения максимального напряжения должен быть взят наибольший из этих трех моментов
.
4.2.1 Дышла длиной, равной или менее 2,5 м:
для прицепов, оборудованных тормозами
для прицепов, не оборудованных тормозами
4.2.2 Дышла длиной более 2,5 м:
для прицепов, оборудованных тормозами
для прицепов, не оборудованных тормозами
4.3 Оценка прочности дышла по расчетному напряжению
Расчетное напряжение
где
Это напряжение должно удовлетворять условию
4.3.1 Для дышел, отличных от сварной конструкции,
где
Допустимые напряжения
Рисунок 2
4.3.2. Для дышел сварной конструкции
Электронный текст документа
и сверен по:
М.: Издательство стандартов, 1993