ГОСТ Р 52847-2007
Группа Д25
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобильные транспортные средства
ТОРМОЗНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Технические требования и методы стендовых испытаний
Vehicles. Brake gears.
Technical requirements and machine testing methods
ОКС 43.040.40
ОКП 45 0000
Дата введения 2009-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 489-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 07.10.2020 N 764-ст c 01.03.2021
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 12, 2020
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на колесные тормозные механизмы, предназначенные для автомобильных транспортных средств (далее - АТС), и устанавливает технические требования и методы их испытаний на инерционном стенде.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 8.568-2017 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3 Технические требования
3.1 Тормозные механизмы должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, [1] и [2] и технической документации (далее - ТД), утвержденной в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2 Срок службы тормозного механизма должен быть не менее срока службы АТС, для которого он предназначен, при соблюдении правил технического обслуживания и эксплуатации, изложенных в инструкции по эксплуатации на конкретное АТС. В течение пробега до капитального ремонта допускается замена комплектующих изделий, срок службы которых, установленный в технических условиях, менее срока службы АТС.
3.3 Гарантийный срок эксплуатации тормозного механизма должны быть не менее гарантийного срока эксплуатации АТС, для которого он предназначен.
4 Методы испытаний
4.1 Общие положения
4.1.1 Методы испытаний должны соответствовать требованиями [1] и [2] и настоящего стандарта.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.1.2 Тормозные механизмы подвергают следующим испытаниям:
- определению эффективности работы;
- оценке прочности.
4.1.3 Перед испытаниями тормозные механизмы проверяют на соответствие их габаритных и присоединительных размеров требованиям ТД.
4.2 Испытательное оборудование
4.2.1 Испытательное оборудование должно быть аттестовано в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.568.
4.2.2 Испытания проводят на инерционном динамометрическом стенде, оснащенном маховыми массами и аппаратурой для измерения (записи):
- тормозного момента (замедления);
- приводного усилия, действующего на тормозные колодки испытуемого тормозного механизма, или давления в гидравлическом или пневматическом приводе тормозного механизма;
- температуры тормозных накладок или диска (барабана);
- частоты вращения тормозного диска (барабана), установленного на валу маховых масс;
- числа полных оборотов тормозного диска (барабана) до полной остановки при каждом торможении.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.2.3 Погрешность измерений не должна превышать:
3% - тормозного момента (замедления);
3% - приводного усилия или давления в приводе;
3% - температуры зоны трения;
1,5% - частоты вращения.
4.2.4 Стенд должен обеспечивать проведение испытаний в следующих условиях:
- момент инерции вращающихся масс - не менее указанного в [3];
- регулируемую приводную силу, воздействующую на тормозные колодки, - не менее установленного значения усилия для органа управления тормозной системы базового АТС (50 кгс для АТС категорий М1, N1 и 70 кгс - для АТС других категорий по ГОСТ Р 52051);
- частоту вращения вала в начале торможения - не менее частоты вращения оси колеса, соответствующей 0,8 максимальной скорости АТС.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.2.5 При использовании воздушного охлаждения тормозного механизма скорость воздушного потока должна быть в момент торможения не более 10 км/ч.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.3 Приработка рабочих поверхностей накладок тормозных колодок
4.3.1 Перед испытаниями проводят приработку рабочих поверхностей накладок тормозных колодок до тех пор, пока не будет обеспечен контакт не менее 80% рабочей поверхности каждой накладки с тормозным барабаном или не менее 90% рабочей поверхности каждой накладки с тормозным диском.
4.3.2 Приработку рабочих поверхностей накладок тормозных колодок проводят путем чередующихся торможений с начальной скорости <0,5
Примечание - Допускается проводить приработку по инструкции предприятия-изготовителя.
4.4 Проверка эффективности торможения*
________________
* Измененная редакция, Изм. N 1.
4.4.1 В процессе испытаний вал с инерционными массами сначала разгоняют до заданной частоты вращения, а затем выполняют торможение при заданном приводном усилии (давлении в рабочем цилиндре тормозного механизма).
4.4.2 Характеристики эффективности тормозного механизма определяют как зависимости среднего тормозного момента и/или установившегося замедления от:
- тормозного усилия (давления) при заданной начальной скорости торможения;
- начальной скорости торможения при заданной приводной силе (давлении в приводе);
- температуры накладок.
4.4.3 Объем испытаний, порядок их проведения и определения характеристик эффективности торможения АТС, а также критерии их оценки должны соответствовать требованиям [1] и [2].
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.5 Испытания по оценке прочности
4.5.1 Первый цикл испытаний состоит из серий последовательно повторяющихся торможений, выполняемых с начальной скорости, указанной в таблице 1, до 0 при давлении в тормозном приводе или приводном усилии, обеспечивающем установившееся замедление, указанное в таблице 1, при температуре накладок и диска (барабана) в начале торможения, не превышающей 100 °С. Общее число торможений - 500.
Таблица 1
Категория транспортного средства по ГОСТ Р 52051 | Начальная скорость, км/ч | Установившееся замедление*, м/с | Удельная тормозная сила* |
М1 | 100 | 6,43 | - |
М2 | 60 | 5,0 | - |
М3 | 60 | 5,0 | - |
N1 | 100 | 6,43 | - |
N2 | 60 | 5,0 | - |
N3 | 60 | 5,0 | - |
О (прицепы) | 60 | - | 0,5 |
О (полуприцепы) | 60 | - | 0,45 |
* Нормы эффективности торможения - по [1] и [2]. |
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.5.2 Второй цикл испытаний заключается в проведении серий следующих без перерыва торможений, которые начинают со скорости 0,8
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.5.3 Третий цикл прочностных испытаний проводят аналогично первому циклу по 4.5.1.
4.5.4 После завершения испытаний проводят осмотр тормозного механизма и его деталей. На деталях, имеющих гарантированную прочность, не должно быть механических повреждений, а сам тормозной механизм должен быть пригоден для долговременного непрерывного использования.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5 Оформление результатов испытаний
5.1 По результатам испытаний составляют приложение к протоколу, в котором указывают идентификационные данные объекта испытаний и приводят значения измеренных параметров, графические зависимости и данные, характеризующие объект в процессе испытаний (вибрации, шум, дым), а также особенности внешнего вида деталей тормозного механизма до и после испытаний.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.2 (Исключен, Изм. N 1).
Приложение А (Исключено, Изм. N 1).
Библиография
[1] | Правила ООН N 13 | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения |
[2] | Правила ООН N 13Н | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей в отношении торможения |
[3] | Правила ООН N 90 | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сменных тормозных накладок в сборе, накладок барабанных тормозов, дисков и барабанов для механических транспортных средств и их прицепов |
Библиография (Введена дополнительно, Изм. N 1).
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена