ГОСТ Р 52453-2005
Группа Д25
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобильные транспортные средства
МЕХАНИЗМЫ РУЛЕВЫЕ С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ УСИЛИТЕЛЕМ
И РУЛЕВЫЕ ГИДРОУСИЛИТЕЛИ
Технические требования и методы испытаний
Vehicles. Steering devices with the hydraulic boosters and steering hydraulic boosters.
Technical requirements and test methods
ОКС 43.040.50
ОКП 45 0000
Дата введения 2006-07-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2005 г. N 468-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет
1 Область применения
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на интегральные и полуинтегральные рулевые механизмы, рулевые гидроусилители, их распределители и силовые цилиндры (далее - изделия) и устанавливает технические требования и методы испытаний.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 50460-92 Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования
ГОСТ 8.051-81 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
_________________
* Обозначения, примененные в настоящем стандарте, приведены в приложениях А, В, Г.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 интегральный рулевой механизм: Рулевой механизм со встроенным рулевым усилителем.
3.2 полуинтегральный рулевой механизм: Рулевой механизм со встроенным распределителем рулевого усилителя; силовой цилиндр не входит в состав рулевого механизма.
3.3 объединенный рулевой усилитель: Гидравлический рулевой усилитель, у которого распределитель и силовой цилиндр выполнены в одном агрегате отдельно от рулевого механизма.
3.4 раздельный рулевой усилитель: Гидравлический рулевой усилитель, у которого распределитель и силовой цилиндр являются отдельными узлами, выполненными отдельно от рулевого механизма.
3.5 номинальный расход жидкости: Расход рабочей жидкости в гидравлической системе усилителя, равный номинальной подаче насоса при частоте вращения его входного вала, соответствующей срабатыванию клапана ограничения расхода насоса, а также при контрольном давлении в напорной магистрали. Номинальную подачу указывают в технической характеристике насоса.
3.6 внутренние утечки: Утечки через уплотнения между полостями гидросистемы гидроусилителя и через зазоры, остающиеся в рабочих окнах золотниковых или клапанных распределителей после их максимального перекрытия.
3.7 давление холостого хода: Разность давлений рабочей жидкости в напорной магистрали гидравлического усилителя (на входе в распределитель) и в сливной магистрали (на выходе из распределителя) при среднем положении золотника (клапана) распределителя.
3.8 давление нецентрирования: Превышение давления рабочей жидкости в напорной магистрали гидравлического усилителя (на входе в распределитель) над давлением холостого хода, вызванное невозвращением (нецентрированием) золотника (клапана) распределителя в среднее положение при отсутствии внешнего момента на рулевом валу.
3.9 максимальное давление: Наибольшее давление рабочей жидкости в напорной магистрали гидравлического усилителя, определяемое нижним пределом регулирования клапана ограничения давления.
3.10 давление включения усилителя: Превышение давления рабочей жидкости в напорной магистрали гидравлического усилителя (на входе в распределитель) над давлением холостого хода в момент начала появления усилия на поршне усилителя, условно принятое равным 0,1 МПа.
3.11 остаточное давление: Давление рабочей жидкости в напорной магистрали гидравлического усилителя, которое после срабатывания устанавливают клапаном концевых включателей интегрального рулевого механизма.
3.12 гидравлический люфт: У интегрального и полуинтегрального рулевого механизма - суммарный угол поворота рулевого вала в обоих направлениях, в пределах которого (при блокировании вала сошки в среднем положении) не происходит повышения давления рабочей жидкости в напорной магистрали гидравлического усилителя (на входе в распределитель) до значения, равного
3.13 механический люфт: Суммарный угол поворота рулевого вала в обоих направлениях, в пределах которого не возникает момента на рулевом валу при блокировании вала сошки в среднем положении.
3.14 упругий люфт: Суммарный угол поворота рулевого вала в обоих направлениях между упорами в ограничители привода распределителя (от упора до упора) при блокированном вале сошки в среднем положении.
3.15 номинальный момент на валу сошки: Нижний гарантируемый предел крутящего момента на валу сошки интегрального рулевого механизма при максимальном давлении
3.16 момент на валу сошки, соответствующий моменту
3.17 прямой коэффициент полезного действия рулевого механизма: Коэффициент полезного действия рулевого механизма при передаче крутящего момента от рулевого вала к валу сошки с выключенной подачей рабочей жидкости.
3.18 эффективность реактивного свойства распределителя: Показатель реактивного свойства распределителя, заключающегося в увеличении момента на рулевом валу
3.19 эффективность реактивного свойства гидравлического усилителя: Показатель реактивного свойства усилителя, заключающегося в увеличении момента на рулевом валу
4 Общие положения
4.1 Объемы испытаний в зависимости от вида испытания приведены в приложении А.
4.2 При испытаниях определяются и оцениваются следующие свойства и характеристики изделий:
- работоспособность;
- герметичность;
- характеристика распределителя - зависимость давления
- характеристика рулевого механизма - зависимость момента
- обратимость рулевого механизма;
- прочность изделия.
_________________
* Для интегральных рулевых механизмов.
4.3 Перед испытаниями предприятие - заказчик испытаний должно представить основные данные объектов испытаний по форме, приведенной в приложении Б.
4.4 Для проведения испытаний заказчик испытаний должен представить три образца изделий - объектов испытаний.
5 Общие технические требования
5.1 Изделие должно соответствовать требованиям настоящего стандарта и конструкторской документации (КД), утвержденной в установленном порядке.
5.2 Изделие должно иметь четко выполненную маркировку, которая должна содержать следующие данные: модель, наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак, дату выпуска, знак соответствия по ГОСТ Р 50460.
5.3 Наружные поверхности изделий должны быть окрашены или иметь другое антикоррозийное покрытие.
5.4 Неметаллические детали и элементы деталей должны быть бензомаслостойкими.
5.5 Представленные для испытаний изделия проверяют на отсутствие внешних дефектов, которые могут привести к потере товарного вида или повлиять на их работоспособность, в том числе проверяют плотность прилегания защитных чехлов и отсутствие их повреждений, качество сварных швов и отсутствие литьевых дефектов.
5.6 Присоединительные и габаритные размеры должны соответствовать конструкторской документации.
5.7 Конструкции интегрального и полуинтегрального рулевых механизмов должны обеспечивать возможность регулирования механического люфта рулевого механизма.
5.8 В конструкции интегрального рулевого механизма следует предусмотреть наличие концевых выключателей, которые должны обеспечить падение давления в гидросистеме до значения не более 2,5
5.9 Поворот рулевого колеса у интегральных и полуинтегральных рулевых механизмов должен происходить плавно, без заеданий, из одного крайнего положения в другое при свободном вале сошки как при включенной, так и выключенной подаче жидкости. При этом углы поворота рулевого колеса и вала сошки должны соответствовать требованиям КД.
5.10 У интегральных и полуинтегральных рулевых механизмов при свободном рулевом вале и слитой рабочей жидкости вал сошки должен плавно поворачиваться из одного крайнего положения в другое после приложения к валу сошки момента
5.11 У гидроусилителей, выполненных отдельно от рулевого механизма, усилие перемещения штока
Таблица 1
Наименование показателя | Диаметр цилиндра, мм | |||
Усилие | От 30 до 40 | От 41 до 50 | От 51 до 70 | От 71 до 90 |
Местное увеличение усилия (заедание)
5.12 У распределителей, выполненных отдельно от рулевого механизма, при слитой рабочей жидкости золотник должен перемещаться из одного крайнего положения в другое плавно, без заеданий. Значения усилия перемещения и полный ход золотника
5.13 При включенной подаче рабочей жидкости снятие нагрузки с рулевого вала интегрального, полуинтегрального рулевого механизма или снятие усилия, вызывающего перемещение золотника усилителя, выполненного отдельно от рулевого механизма, должно приводить к возврату золотника в нейтральное положение и падению давления в системе до давления холостого хода
5.14 У интегральных и полуинтегральных рулевых механизмов при включенной подаче рабочей жидкости и закрепленной сошке поворот рулевого колеса на угол, не превышающий 0,35
5.15 У усилителей, выполненных отдельно от рулевого механизма, при включенной подаче рабочей жидкости смещение золотника на значение, не превышающее 0,25
5.16 Рулевой механизм должен быть герметичным. При повышении давления в напорной магистрали до
5.17 Ресурс, указанный в технических условиях на изделие конкретного типа (далее - ТУ), должен соответствовать сроку службы транспортного средства до списания.
5.18 Изделие должно быть работоспособным и пригодным к транспортированию и хранению в условиях, соответствующих условиям работы транспортного средства.
5.19 Прочность изделий должна соответствовать КД. В случае отсутствия в КД таких данных изделия должны отвечать следующим требованиям:
- интегральные рулевые механизмы должны выдерживать без поломок и остаточной деформации деталей (далее - выдерживать) момент, равный
Эти механизмы должны выдерживать момент, равный
- полуинтегральные рулевые механизмы должны выдерживать момент, приложенный к рулевому валу, равный
Силовые цилиндры и распределители усилителя, выполненные отдельно от рулевого механизма, должны выдерживать усилие, приложенное к штоку цилиндра вдоль его оси, соответствующее давлению, равному 2,5
6 Нормы для оценочных показателей характеристик функциональных свойств
6.1 Номенклатура нормируемых показателей и их значения для интегральных и полуинтегральных, объединенных и раздельных рулевых усилителей приведены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование показателя | Нормируемое значение | Испытание по пункту |
Давление холостого хода | ||
для | 0,5 | 7.1 |
для | 0,8 | |
Давление нецентрирования | 0,05 | 7.1 |
Внутренние утечки в усилителе | 0,1 | 7.7 |
6.2 Номенклатура нормируемых показателей и их значения для интегральных и полуинтегральных рулевых механизмов приведены в таблице 3.
Таблица 3
Наименование показателя | Нормируемое значение | Испытание |
Угол поворота рулевого вала | 20° | 7.1 |
Гидравлический люфт | 6,5° | 7.1 |
Механический люфт | 2,0° | 7.4 |
Упругий люфт | 25° | 7.4 |
Несимметричность упругого люфта | 25 | 7.4 |
Эффективность реактивного свойства распределителя | - | КД |
Эффективность реактивного свойства гидравлического усилителя | ||
(1-3)·10 | 7.2 | |
151 | (0,6-2,5)·10 | |
301 и более даН·м | (0,4-2)·10 | |
Момент на рулевом валу | КД | 7.1 |
Момент на рулевом валу | КД | 7.1 |
Приведенный момент трения | 0,60 | 7.1 |
Прямой коэффициент полезного действия (КПД), %, не менее: | 8.2 | |
полуинтегрального механизма без углового редуктора | 80 | |
полуинтегрального механизма с угловым редуктором | 75 | |
интегрального механизма без углового редуктора | 75 | |
интегрального механизма с угловым редуктором | 70 |
7 Методы стендовых испытаний
При проведении испытаний следует руководствоваться требованиями техники безопасности, указанными в инструкции по эксплуатации стенда.
7.1 Оборудование и средства измерения, применяемые при испытаниях
7.1.1 Стенд должен быть оборудован насосной станцией, производительность которой не менее 2
- клапаном (или клапанами) регулирования расхода жидкости в пределах от 5 л/мин до 2
- регулировочным клапаном (или клапанами) ограничения давления
- системой регулирования температуры рабочей жидкости
- системой фильтрации рабочей жидкости в процессе испытаний с тонкостью очистки не грубее 10 мкм;
- штатным рулевым механизмом, не имеющим встроенного усилителя, предназначенным для управления усилителями, выполненными вне рулевого механизма.
7.1.2 Стенд должен обеспечивать возможность:
- жесткого крепления рулевого механизма, силового цилиндра, распределителя усилителя и объединенного усилителя, исключающего влияние податливости крепления на результаты испытаний;
- приложения внешнего нагружающего момента, значение которого может регулироваться в пределах, превышающих установленные КД на рулевые механизмы в 2,5 раза;
- блокирования вала сошки и штока силового цилиндра в любом положении;
- плавного ручного поворота рулевого вала на любой заданный угол в пределах 3,5 оборотов в обе стороны при приложении момента, значение которого может достигать 6 даН·м;
- плавного ручного поворота вала сошки на любой заданный угол в пределах 1/4 оборота в обе стороны при приложении момента к валу сошки, значение которого может достигать 16 даН·м;
- плавного перемещения золотника распределителя усилителя, выполненного отдельно от рулевого механизма, на расстояние до 5 мм в обе стороны с усилием до 200 даН.
7.1.3 Измерительная аппаратура должна обеспечивать возможность:
7.1.3.1 Измерения и постоянного контроля:
- расхода жидкости
- внутренних утечек
- давления в напорной магистрали
- давления в сливной магистрали
- температуры рабочей жидкости
- момента
- момента
- усилия
кгс.
7.1.3.2 Непрерывной регистрации по времени: давления
7.1.3.3 Непосредственного (без перестроения с целью замены осей координат) получения характеристик, перечисленных в 7.5 (например путем вывода на графопостроитель сигналов по координатам
7.1.3.4 Погрешности измерений не должны превышать пределы, указанные в таблице 4.
Таблица 4
Наименование измеряемой величины | Погрешность измерения |
Давление в напорной магистрали | 0,02 - при |
0,05 - при | |
Давление в сливной магистрали | 0,020 |
Угол поворота рулевого вала | 2° |
Угол поворота вала сошки | 0,500° |
Момент на рулевом валу | 0,015 |
Момент на валу сошки | 0,300 |
Усилие на штоке силового цилиндра | 5 |
Расход жидкости | 0,200 |
Внутренние утечки | 0,050 |
Температура жидкости | 2 |
7.2 Проверка внешнего вида
До установления на стенд изделие подвергают визуальному осмотру на соответствие требованиям 5.2, 5.3, 5.5, 5.7, 5.8.
7.3 Проверка геометрических размеров
Проверке подвергают следующие геометрические размеры:
- расположение и размеры крепежных мест (инструмент: штангенциркуль, штангенрейсмус);
- неплоскостность посадочных поверхностей (инструмент: поверочная линейка);
- диаметры входного и выходного валов и штока (инструмент: микрометр 2-го класса);
- шлицы вала сошки и рулевого вала (инструмент: шлицевой калибр или эталонные сопряженные детали);
- размеры посадочных конусов шаровых пальцев или деталей, их замещающих, наконечников штока силового цилиндра, корпуса силового цилиндра, распределителя (инструмент: конусные калибры или эталонные сопряженные детали);
- габаритные размеры (инструмент: штангенциркуль, масштабная линейка). Точность измерений - по ГОСТ 8.051.
Для выполнения измерений изделие при необходимости допускается устанавливать на разметочной плите или закреплять в тисках за недеформируемые части изделия.
7.4 Проверка работоспособности изделия
7.4.1 Проверка усилия на штоке, плавности перемещения штока и хода штока силового цилиндра усилителя, выполненного отдельно от рулевого механизма (см. 5.11)
При проверке усилия
Силовой цилиндр крепят корпусом к пазовой плите в соответствии со схемой, приведенной на рисунке 1, а гидроусилитель - в соответствии со схемой, приведенной на рисунке 2. К наконечнику штока силового цилиндра крепят динамометр растяжения.
Рисунок 1 - Схема установки для испытаний силового цилиндра рулевого гидроусилителя
А - насосная станция; Д - гидронасос; 1 - клапан - ограничитель давления;
2 - клапан управления потоком жидкости; 3 - манометр 2-го класса;
4 - силовой цилиндр; 5 - пазовая плита; 6 - мерный бачок; 7 - сливной шланг
Рисунок 1 - Схема установки для испытаний силового цилиндра рулевого гидроусилителя
Рисунок 2 - Схема установки для испытаний объединенного рулевого гидроусилителя
А - насосная станция; Д - гидронасос; 1 - клапан - ограничитель давления; 2 - клапан - регулятор расхода;
3 - манометр 2-го класса; 4 - рулевой гидроусилитель; 5 - пазовая плита; 6 - редуктор (рулевой механизм)
управления распределителем; 7 - мерный бачок для измерения внутренних утечек; 8 - манометр для
определения давления при нейтральном положении золотника; 9 - сливной шланг; 10 - распределитель
Рисунок 2 - Схема установки для испытаний объединенного рулевого гидроусилителя
Прикладывая усилия вручную к динамометру, шток плавно перемещают от положения сжатия наружу до упора. При этом по показаниям динамометра определяют установившееся усилие
Среднее по трем установившимся значениям усилие является зачетным. Зачетным усилием заедания
7.4.2 Проверка плавности поворота рулевого колеса и максимальных углов поворота рулевого вала и сошки у интегральных и полуинтегральных рулевых механизмов или хода рейки у реечного руля (см. 5.9)
Рулевой механизм устанавливают на стенде в соответствии со схемой, приведенной на рисунке 3, сливают рабочую жидкость (если она имеется во внутренних полостях) и открывают штуцеры напорного и сливного трубопроводов. Открывают дроссель 11 гидротормоза 4. Рулевое колесо вручную плавно со скоростью от 0,2 до 0,3 об/с поворачивают из одного крайнего положения в другое. Усилие на рулевом колесе должно оставаться постоянным или плавно увеличиваться к среднему положению рулевого колеса (за счет уменьшения зазоров в рулевой передаче). Увеличение усилия на коротком участке ("рывок") не допускается.
Рисунок 3 - Схема установки для испытаний интегрального и полуинтегрального рулевых механизмов
А - насосная станция; Д - гидронасос; 1 - клапан - ограничитель давления;
2 - клапан - регулятор расхода; 3 - манометр 2-го класса; 4 - гидротормоз; 5 - пазовая плита;
6 - рулевой механизм; 7 - мерный бачок для измерения внутренних утечек;
8 - манометр для определения давления при нейтральном положении золотника;
9 - сливной шланг; 10 - распределитель; 11 - дроссель
Рисунок 3 - Схема установки для испытаний интегрального и полуинтегрального рулевых механизмов
Проводят измерения углов
7.4.3 Определение максимального давления в системе гидроусилителя*
_________________
* Испытание проводят, если в системе гидроусилителя имеется клапан - ограничитель давления.
Изделие устанавливают на стенде, собирают систему гидроусилителя, поворотами рулевого колеса из одного крайнего положения в другое из системы удаляют воздух. Включают подачу рабочей жидкости и прогревают систему до температуры от 50 °С до 70 °С. Клапан - ограничитель давления стенда регулируют на давление
7.4.4 Определение работы концевых выключателей интегральных рулевых механизмов
Рулевой механизм устанавливают на стенде, собирают систему гидроусиления, поворотом рулевого колеса из одного крайнего положения в другое при свободной сошке из системы удаляют воздух. Определяют максимальные углы поворота сошки: при повороте вправо -
В моменты срабатывания концевых выключателей в системе резко падает давление. Определяют углы поворота вала сошки: при повороте вправо -
Испытание повторяют три раза с поворотом руля в обе стороны.
Зачетными являются средние значения из трех значений
Определяют запас по углам поворота вала сошки по формулам:
7.4.5 Проверка герметичности системы
Клапан - ограничитель давления стенда регулируют на давление 1,25
Клапан - регулятор расхода регулируют на номинальный расход
Изделие устанавливают на стенд по одной из схем, приведенных на рисунках 1, 2, 3, в зависимости от вида усилителя.
Собирают систему гидроусилителя, включают подачу рабочей жидкости, из системы удаляют воздух и прогревают ее до температуры от 50 °С до 70 °С. Затем устанавливают нейтральное положение золотника, нагрузку на рулевое колесо снимают. Систему поддерживают в рабочем состоянии в течение 1 мин.
Визуально проверяют отсутствие утечек.
Сошку или шток силового цилиндра закрепляют в среднем положении. Золотник распределителя поворотом рулевого колеса смещают в одно из крайних положений. Давление в напорной магистрали поднимают до
Визуально проверяют отсутствие утечек, подтеканий, каплеобразования.
Испытание повторяют при смещении золотника в другую сторону.
7.5 Определение параметров для характеристик распределителей раздельных и объединенных усилителей рулевого управления
7.5.1 Определение полного хода золотника
Изделие устанавливают и закрепляют на стенде в соответствии со схемой, приведенной на рисунке 2 или рисунке 4. К корпусу распределителя крепят механическую индикаторную головку или датчик перемещений, так чтобы ножка индикатора или датчика была жестко связана с золотником. Напорный и сливной трубопроводы отсоединяют от распределителя.
Золотник распределителя с помощью штатного рулевого механизма смещают поворотом рулевого колеса в одно, затем в другое крайние положения.
По показаниям датчика или индикатора определяют полный ход золотника до упора из одного крайнего положения в другое. Испытание повторяют три раза. Зачетным считают среднее из трех значений хода золотника.
Средства измерения: индикаторная головка с ценой деления 0,02 мм или датчик перемещения с той же разрешающей способностью.
7.5.2 Определение давления холостого хода
Изделие устанавливают и закрепляют на стенде в соответствии со схемой, приведенной на рисунке 2 или рисунке 4, в зависимости от типа усилителя.
Рисунок 4 - Схема установки для испытания распределителя раздельного рулевого гидроусилителя
А - насосная станция; Д - гидронасос; 1 - клапан - ограничитель давления; 2 - клапан - регулятор расхода;
3 - манометр 2-го класса; 4 - распределитель; 5 - пазовая плита; 6 - редуктор (рулевой механизм) управления
распределителем; 7 - мерный бачок для измерения внутренних утечек; 8 - манометр для определения
давления при нейтральном положении золотника; 9 - сливной шланг; 10 - силовой цилиндр
Рисунок 4 - Схема установки для испытания распределителя раздельного рулевого гидроусилителя
К корпусу распределителя крепят механическую индикаторную головку с ценой деления 0,02 мм или датчик перемещения. Ножку головки или датчика связывают с золотником. Сошку штатного рулевого механизма стенда оборудуют датчиком усилия на пальце, приводящем в движение золотник распределителя.
Собирают систему гидроусилителя, из системы удаляют воздух, включают насос стенда и прогревают жидкость до температуры от 50 °С до 70 °С. Клапан - ограничитель давления стенда регулируют на давление
Шток силового цилиндра с помощью нагрузочного устройства стенда устанавливают в среднее положение и закрепляют.
Перемещая золотник распределителя поворотами рулевого колеса штатного рулевого механизма на малые углы вправо - влево, находят положение золотника, обеспечивающее минимальное давление в напорной магистрали
Отмечают показания индикатора или датчика перемещения, соответствующие этому положению золотника.
Поворотом рулевого колеса штатного рулевого механизма стенда золотник распределителя плавно смещают сначала в одну, затем в другую сторону до тех пор, пока давление в системе не достигнет максимума. Возврат золотника в исходное положение, соответствующее
Испытание повторяют три раза.
В процессе испытаний регистрируют: ход золотника
В результате получают:
Рисунок 5 - Нагрузочная характеристика распределителя
и полуинтегральных рулевых механизмов);
давлению
Рисунок 5 - Нагрузочная характеристика распределителя
Рисунок 6 - Характеристика реактивного свойства
и полуинтегральных рулевых механизмов);
усилителей);
соответствующий давлению
и
давлению
давлению
(для объединенных и раздельных гидроусилителей)
Рисунок 6 - Характеристика реактивного свойства
По этим характеристикам непосредственно определяют:
По характеристике реактивного свойства распределителя (см. рисунок 6) вычисляют его эффективность по формуле
где
Допускается построение характеристик нагрузочного и реактивного свойства распределителя (см. рисунки 5 и 6) с дискретной регистрацией параметров. При этом каждая ветвь характеристики нагрузки в одну сторону должна иметь не менее 10 точек.
7.6 Определение параметров для характеристик интегральных и полуинтегральных рулевых механизмов
7.6.1 Кинематическая характеристика
Рулевой механизм устанавливают на стенде, отсоединяют напорный и сливной трубопроводы, входное и выходное отверстия оставляют открытыми.
Сошку или рейку реечного рулевого механизма освобождают от нагрузки. Рулевое колесо плавно со скоростью от 0,2 до 0,3 об/с вращают из среднего положения в крайнее и обратно до упора и снова в среднее. При этом ведут непрерывную запись поворота вала сошки или смещения рейки в функции поворота рулевого колеса.
Образец записи показан на рисунке 7.
Рисунок 7 - Кинематическая характеристика рулевого механизма
рулевого вала из одного в другое крайние положения;
положения;
Рисунок 7 - Кинематическая характеристика рулевого механизма
Из характеристики на рисунке 7 непосредственно определяют следующие показатели:
По кинематической характеристике рулевого механизма (см. рисунок 7)
для реечного рулевого механизма
где
Для расчета
Для расчета
Значения величин
Допускается построение кинематических характеристик (см. рисунок 7) с дискретной регистрацией параметров. При этом каждая ветвь характеристики на участке нарастания
ее шести точек.
7.6.2 Характеристика жесткости рулевого механизма
Рулевой механизм устанавливают на стенде.
Вал сошки или рейку блокируют в среднем положении. Рулевой вал поворачивают из среднего положения до упора, а затем до упора в противоположном направлении и возвращают в исходное положение. Регистрируют угол поворота рулевого вала
Испытание проводят три раза.
Из характеристики на рисунке 8 непосредственно определяют следующие показатели:
Рисунок 8 - Характеристика жесткости рулевого механизма
Рисунок 8 - Характеристика жесткости рулевого механизма
Несимметричность упругого люфта
7.6.3 Характеристики распределителя интегральных и полуинтегральных рулевых механизмов
Рулевой механизм устанавливают на стенде, собирают гидравлическую систему усилителя, включают насос, из системы удаляют воздух, рабочую жидкость прогревают до температуры от 50 °С до 70 °С. Клапан - ограничитель давления стенда регулируют на давление
К рулевому валу прикладывают момент
Испытание проводят три раза.
В процессе испытаний регистрируют угол поворота рулевого вала
В результате получают:
Из этих характеристик непосредственно определяют следующие показатели:
По характеристике на рисунке 6 рассчитывают:
где
В документ, представляющий результаты испытаний, заносят средние по трем выполненным испытаниям значения показателей; при этом средние значения показателей
7.6.4 Характеристика реактивного свойства рулевого механизма
Характеристику определяют только для интегральных и полуинтегральных рулевых механизмов.
Испытание отличается от испытания по 6.6.3 только регистрируемыми параметрами. В процессе испытания регистрируют угол поворота рулевого колеса и момент на валу сошки. В результате получают характеристику реактивного свойства рулевого механизма, приведенную на рисунке 9.
Рисунок 9 - Характеристика реактивного свойства рулевого механизма
соответствующий давлению
Рисунок 9 - Характеристика реактивного свойства рулевого механизма
Из характеристики на рисунке 9 непосредственно определяют следующий показатель:
По характеристике на рисунке 9 рассчитывают:
где
В документ, представляющий результаты испытаний, заносят средние по трем значениям показателя
Допускается построение характеристик с дискретной регистрацией параметров. При этом каждая ветвь характеристики (нагрузка или разгрузка в одну сторону) должна иметь не менее шести точек.
7.7 Определение внутренних утечек в усилителе
Изделие устанавливают на стенде в соответствии со схемами, приведенными на рисунках 1, 2, 3 или рисунке 4, в зависимости от вида изделия. Из системы удаляют воздух, рабочую жидкость прогревают до температуры от 50 °С до 70 °С, клапан-ограничитель давления регулируют на давление (0,75
Включают насос стенда. Поворотом рулевого колеса (см. схемы, приведенные на рисунках 2, 3 и 4) смещают золотник распределителя в одно из крайних положений, при этом давление в системе поднимается до значения, определяемого клапаном - ограничителем давления.
В схеме, приведенной на рисунке 1, давление в системе создают перемещением рукоятки клапана управления потоком жидкости.
Через 2-3 с жидкость из сливного шланга направляют в мерный бачок. Измерение утечек проводят в течение 30 с, после чего подачу жидкости в мерный бачок прекращают.
Испытание повторяют со смещением золотника по три раза в каждую сторону.
Результаты, полученные при повороте в каждую сторону, усредняют.
При испытаниях следят за температурой рабочей жидкости, она не должна превышать 70 °С.
Точность измерения - в пределах ±0,1 дм
7.8 Определение КПД интегральных и полуинтегральных рулевых механизмов
Рулевой механизм устанавливают на стенд по схеме, приведенной на рисунке 3, сливают рабочую жидкость. Входное и выходное отверстия трубопроводов оставляют открытыми.
Вал сошки нагружают моментом, равным моменту на рулевом колесе (4,5±0,25) даН·м у рулевых механизмов, предназначенных для автомобилей с массой на управляемую ось 2,5 т и более, и (2,5±0,25) даН·м - у рулевых механизмов, предназначенных для автомобилей с массой на управляемую ось менее 2,5 т.
У реечных рулевых управлений рейку нагружают усилием, определяемым соответствующим моментом на рулевом колесе.
Рулевой вал плавно поворачивают из среднего положения на угол, соответствующий повороту вала сошки на 18°, а для реечных рулевых механизмов - ходу рейки
Испытание проводят три раза.
В процессе испытания непрерывно регистрируют во времени момент
Значения прямого коэффициента полезного действия рассчитывают по формуле
или для реечного рулевого механизма
где
7.9 Определение обратимости интегральных и полуинтегральных рулевых механизмов
Рулевой механизм устанавливают и закрепляют на стенде по схеме, приведенной на рисунке 3.
Рабочую жидкость сливают, а входной и выходной штуцеры оставляют открытыми.
Рулевой вал устанавливают в среднее положение и освобождают. Вал сошки вручную или с помощью приспособления плавно поворачивают, а рейку (у реечного рулевого механизма) перемещают из среднего положения в крайнее, далее - в другое крайнее положение и возвращают в исходное.
В процессе опыта контролируют плавность поворота вала сошки и хода рейки (рывки и заедания не допускаются), отсутствие самоторможения.
Момент на валу сошки
7.10 Определение прочности интегральных и полуинтегральных рулевых механизмов
Рабочая жидкость из рабочих полостей должна быть слита, а входной и выходной штуцеры должны быть открытыми.
Испытуемое изделие устанавливают и закрепляют на стенде. Рулевой вал у интегрального и полуинтегрального рулевых механизмов закрепляют в среднем положении.
Вал сошки за шаровой палец сошки с помощью гидротормоза стенда нагружают моментом
Состояние нагруженности до указанного значения выдерживают не менее 10 с.
При отсутствии внешних повреждений рулевой механизм при закрепленной в нейтральном положении сошке или рейке нагружают со стороны рулевого вала моментом
После испытаний рулевой механизм должен быть снят со стенда и разобран.
Поломки деталей и остаточные деформации не допускаются. Контроль проводят визуально.
В случаях, вызывающих сомнения, проводят инструментальные измерения геометрии деталей.
В случае обнаружения дефектов по результатам разборки составляют протокол произвольной формы с указанием обнаруженных дефектов.
7.11 Определение прочности усилителей, выполненных отдельно от рулевого механизма
Усилитель объединенного типа или силовой цилиндр раздельного усилителя устанавливают и закрепляют корпусом на стенде. Шток силового цилиндра выдвигают на расстояние 0,8
В бесштоковую полость силового цилиндра подают давление
После снятия давления проверяют наличие деформации мест крепления, изгиб штока, плавность хода штока по 5.11.
8 Оформление результатов испытаний
По результатам испытаний оформляют протоколы. Формы в зависимости от типа изделий представлены в приложениях В и Г.
Приложение А (обязательное). Объемы испытаний
Приложение А
(обязательное)
Объем испытания должен соответствовать приведенному в таблице А.1.
Таблица А.1
Вид испытаний | |||||||
Наименование испытания | Номер пункта настоя- | Определяемый параметр | Буквен- | Прие- | Серти- | Конт- | Примечания |
Проверка внешнего вида | 7.2; 5.2-5.5; 5.7, 5.8 | + | + | + | |||
Проверка геометрических размеров | 7.3; 5.6 | + | + | + | Число образцов в контрольных испытаниях зависит от партии, но не менее 2 шт. | ||
Проверка работоспособ- | 7.4 | ||||||
Определение: | |||||||
- усилия на штоке | 7.4.1; 5.10 | Усилие на штоке | + | + | + | Для раздельных и объединенных усилителей | |
Заедание штока | + | + | + | ||||
- полного хода рейки, углов поворотов руля и сошки | 7.4.2; 5.9 | Угол поворота руля | + | + | + | Для интегральных и полуинтегральных рулевых механизмов | |
Угол поворота сошки | + | + | + | ||||
Ход рейки | + | + | + | ||||
- плавности поворотов руля | 7.4.2; 5.9 | Усилие на рулевом колесе | + | + | + | ||
- максимального давления в системе усилителя | 7.4.3; 5.14, 5.15 | Максимальное давление | + | + | + | ||
- угла срабатывания концевых выключателей | 7.4.4; 5.8 | При повороте: | |||||
- вправо | + | + | + | ||||
- влево | + | + | + | ||||
Запасы по углу поворота сошки: | |||||||
- вправо | + | + | + | ||||
- влево | + | + | + | ||||
Проверка герметичности | 7.4.5; 5.16 | Наличие наружных утечек | + | + | + | ||
Определение параметров для характеристик распределителей усилителей, выполненных отдельно от рулевого механизма: | 7.5 | ||||||
Определение полного хода золотника распределителя | 7.5.1; 7.5.2 | Полный ход золотника | + | + | + | ||
Давление холостого хода | + | + | - | ||||
Гидравлический люфт | + | + | - | ||||
Рабочий ход золотника | + | - | - | ||||
Реактивные свойства распределителя | + | - | - | ||||
Усилие перемещения золотника | + | + | + | ||||
Определение параметров для характеристик интегральных и полуинтегральных рулевых механизмов: | 7.6 | ||||||
- кинематической характеристики | 7.6.1 | Угол поворота руля | + | + | + | ||
Угол поворота сошки | + | + | - | ||||
Ход рейки | + | + | - | Для реечных рулевых механизмов | |||
Передаточное число рулевого механизма | + | - | - | ||||
- жесткость рулевого механизма | 7.6.2, 6.2 | Механический люфт | + | + | + | ||
Упругий люфт | + | + | + | ||||
Несимметричность упругого люфта | + | + | - | ||||
- характеристики распределителя | 7.6.3, 6.2 | Давление холостого хода | + | + | + | ||
Давление нецентрирования | + | + | + | ||||
Гидравлический люфт | + | + | + | ||||
Поворот до появления давления | + | + | + | ||||
Момент, необходимый для включения усилителя | + | - | - | ||||
Момент для получения давления | + | - | - | ||||
Эффективность реактивного действия | + | - | - | ||||
Приведенный момент трения | + | - | - | ||||
- характеристики рулевого механизма | 7.6.4, 6.2 | Момент на рулевом колесе | + | - | - | ||
Момент на валу сошки | + | - | - | ||||
Эффективность реактивного действия усилителя | + | - | - | ||||
Определение внутренних утечек | 7.7, 6.1 | Внутренние утечки | + | + | + | ||
Определение КПД интегрального или полуинтегрального рулевого механизма | 7.8; 6.2 | КПД | + | + | + | ||
Определение обратимости интегрального или полуинтегрального рулевого механизма | 7.9, 5.10 | + | + | + | |||
Определение прочности: | |||||||
- рулевого механизма | 7.10, 5.19 | Момент на валу сошки рулевого механизма | + | - | - | ||
- силового цилиндра | 7.11 | Усилие на штоке силового цилиндра | + | - | - | ||
Примечание - Знак "+" означает, что испытания проводят; знак " -" - что испытания не проводят. |
Приложение Б (обязательное). Техническое описание образца, поступившего на испытания
Приложение Б
(обязательное)
Техническое описание должно содержать следующие данные:
Наименование изделия.
Наименование предприятия (фирмы) изготовителя.
Номер чертежа, номер ТУ на .........
Дату изготовления.
Число поворотов рулевого колеса из одного крайнего положения в другое*.
________________
* Только для интегральных и полуинтегральных рулей.
Угол поворота сошки
________________
* Только для интегральных и полуинтегральных рулей.
Угол поворота сошки до клапанов ограничителей*.
________________
* Только для интегральных и полуинтегральных рулей.
Передаточное число кинематическое*:
________________
* Только для интегральных и полуинтегральных рулей.
- в среднем положении;
- в крайнем положении.
Ход штока силового цилиндра*.
________________
* Для раздельных и объединенных усилителей.
Полный ход золотника*.
________________
* Для раздельных и объединенных усилителей.
Наличие клапана - ограничителя давления.
Рабочее давление, обеспечивающее номинальный момент на валу сошки или номинальное усилие на штоке силового цилиндра, с указанием допусков на значения этих величин.
Номинальный момент на валу сошки или номинальное усилие на штоке силового цилиндра.
Номинальную производительность насоса.
Максимально допустимую производительность насоса.
Рекомендуемую рабочую жидкость и ее вязкость при температуре 20 °С, 50 °С и 100 °С.
Массу изделия без жидкости.
Приложение В (рекомендуемое). Форма протокола приемочных/сертификационных испытаний рулевых механизмов с усилителями интегрального и полуинтегрального типов
Приложение В
(рекомендуемое)
УТВЕРЖДАЮ | ||||
Руководитель испытательного подразделения | ||||
(личная подпись) | (расшифровка подписи) | |||
"____" _______________ 200 __ г. |
ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ N _____
Тип испытаний | ||||||
приемочные, сертификационные | ||||||
Модель рулевого механизма | ||||||
номер чертежа | ||||||
Тип рулевого механизма | ||||||
интегральный/полуинтегральный | ||||||
Изготовитель механизма | ||||||
Количество образцов | ||||||
Заказчик испытаний | ||||||
Дата проведения испытаний | ||||||
Силы указывают в даН, давление - в МПа, перемещения (размеры) - в мм. |
Результат испытания | Требование | |||||||||
Наименование испытания, определяемый параметр | Номер пункта настоя- | Обозначение определяемого параметра | Номер образца | По ТЗ или КД | По норма- | Номер пункта настоя- | Соответствует/ | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Проверка внешнего вида | 7.2 | - | 5.2-5.5; 5.7, 5.8 | |||||||
Проверка геометрических размеров | 7.3 | - | 5.6 | |||||||
Работоспособность рулевого механизма | 7.4.1- 7.4.5 | 5.10 | ||||||||
Плавность поворота руля | 7.4.2 | 5.9 | ||||||||
Максимальное давление | 7.4.3 | КД | 5.15, 5.14 | |||||||
Угол срабатывания концевых выключателей | 7.4.4 | 5.8 | ||||||||
Герметичность изделия | 7.4.5 | 5.16 | ||||||||
Кинематические характеристики: | 7.6.1 | - | ||||||||
- угол поворота руля | ||||||||||
- угол поворота сошки | ||||||||||
- ход рейки | ||||||||||
- передаточное число | ||||||||||
Характеристики жесткости: | 7.6.2 | 6.2 | ||||||||
- люфт механический | ||||||||||
- люфт упругий | ||||||||||
- несимметричность упругого люфта | ||||||||||
Характеристики распределителя: | 7.6.3 | 6.1 | ||||||||
- давление холостого хода | ||||||||||
- давление нецентрирования | ||||||||||
- гидравлический люфт | ||||||||||
- поворот руля до появления давления | 6.2 | |||||||||
- момент на руле для включения усилителя | ||||||||||
- момент на руле до появления давления | ||||||||||
- эффективность реактивного действия | ||||||||||
- приведенный момент трения | ||||||||||
Характеристики рулевого механизма: | 7.6.4 | - | ||||||||
- момент на сошке максимальный | ||||||||||
- эффективность реактивного действия усилителя | ||||||||||
Определение внутренних утечек: | 7.7 | 6.1 | ||||||||
- внутренние утечки | ||||||||||
Определение КПД | 7.8 | КПД | 6.2 | |||||||
Определение обратимости рулевых механизмов: | 7.9 | 5.10 | ||||||||
- момент поворота вала сошки | ||||||||||
- усилие перемещения рейки | ||||||||||
Определение прочности: | 7.10 | |||||||||
- момент на валу сошки предельный | ||||||||||
- усилие на рейке предельное | ||||||||||
Примечание - В графах 4, 5, 6, 7 для указанных параметров соответствие требованиям настоящего стандарта по пунктам, указанным в графе 10, отмечают знаком "+" или "-". |
Заключение. В заключении указывают соответствие или несоответствие испытанных образцов требованиям настоящего стандарта, приводят пояснения причин, по которым образец (образцы) признан не соответствующим | ||||
обозначение стандарта | ||||
Испытания провел | ||||
личная подпись | расшифровка подписи | |||
"____" _______________ 200 __ г. |
Приложение Г (рекомендуемое). Форма протокола приемочных/сертификационных испытаний раздельного или объединенного гидравлического рулевого усилителя
Приложение Г
(рекомендуемое)
УТВЕРЖДАЮ | ||||
Руководитель испытательного подразделения | ||||
(личная подпись) | (расшифровка подписи) | |||
"____" _______________ 200 __ г. |
ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ N ______
Тип испытаний | ||||||
приемочные, сертификационные | ||||||
Модель усилителя | ||||||
номер чертежа | ||||||
Тип усилителя | ||||||
раздельный, объединенный | ||||||
Изготовитель усилителя | ||||||
Количество образцов | ||||||
Заказчик испытаний | ||||||
Дата проведения испытаний | ||||||
Силы указывают в даН, давление - в МПа, перемещения (размеры) - в мм. |
Результат испытания | Требование | |||||||||
Наименование испытания, определяемый параметр | Номер пункта настоя- | Обозначение определяе- | Номер образца | По ТЗ или КД | По норма- | Номер пункта настоя- | Соответствует/ | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Проверка внешнего вида | 7.2 | - | 5.2-5.5; 5.7, 5.8 | |||||||
Проверка геометрических размеров | 7.3 | - | 5.6 | |||||||
Работоспособность усилителя: | ||||||||||
- усилие на штоке | 7.4.1 | |||||||||
- усилие "заедания" | 7.4.1 | |||||||||
- максимальное давление | 7.4.2 | 5.15, 5.14 | ||||||||
- герметичность системы | 7.4.5 | 5.16 | ||||||||
Определение параметров характеристик распределителей: | 7.5.1 | - | ||||||||
- полный ход золотника | ||||||||||
- давление холостого хода | ||||||||||
- гидравлический люфт | ||||||||||
- рабочий ход | ||||||||||
- реактивное свойство распределителя | ||||||||||
- усилие перемещения золотника | ||||||||||
Определение внутренних утечек | 7.7 | 6.1 | ||||||||
Определение прочности изделия | 7.11 | 5.19 | ||||||||
Примечание - В графах 4, 5, 6, 7 для указанных параметров соответствие требованиям настоящего стандарта по пунктам, указанным в графе 10, отмечают знаком "+" или "-". |
Заключение. В заключении указывают соответствие или несоответствие испытанных образцов требованиям настоящего стандарта, приводят пояснения причин, по которым образец (образцы) признан не соответствующим | ||||
обозначение стандарта | ||||
Испытания провел | ||||
личная подпись | расшифровка подписи | |||
"____" _______________ 200 __ г. |
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2006