ГОСТ 21393-75
Группа Д24
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
АВТОМОБИЛИ С ДИЗЕЛЯМИ
ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ
Нормы и методы измерений
Требования безопасности
Automobiles with diesel engines. Smoke emission,
Norms and methods of measurements.
Safety requirements
Дата введения 1977-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта"
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 18.12.75 N 3944
Изменение N 2 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 14 от 12.11.98)
Зарегистрировано Техническим секретариатом МГС N 3123
За принятие изменения проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Беларуси |
Грузия | Грузстандарт |
Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизская Республика | Киргизстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Туркменистан | Главная государственная инспекция Туркменистана |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на которую дана ссылка | Номер пункта |
ГОСТ 12.1.003-83 | 3.2 |
ГОСТ 12.1.005-88 | 3.1 |
ГОСТ 12.1.012-90 | 3.3 |
ГОСТ 17.2.1.02-76 | Приложение 1 |
ГОСТ Р 41.24-99 | 1.3 |
5. Ограничение срока действия снято Приказом Минприроды от 16.04.92 N 60
6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (ноябрь 1999 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в декабре 1985 г., ноябре 1998 г. (ИУС 3-86, 6-99)
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 8, 2003 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства с дизелями (далее - автомобили), вновь изготовленные и находящиеся в эксплуатации.
Стандарт устанавливает нормы и методы измерения дымности отработавших газов автомобилей (далее - дымность) на режимах свободного ускорения и максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя (далее - максимальная частота вращения).
Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в приложении 1.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
1. НОРМЫ ДЫМНОСТИ
1.1. Основным нормируемым параметром дымности является натуральный показатель ослабления светового потока
1.2. Дымность автомобилей во время гарантийного пробега* (гарантийного срока службы), а также в течение всего срока эксплуатации непосредственно после выполнения услуг по техническому обслуживанию и ремонту не должна превышать значений, указанных в таблице.
_______________
* Для автомобилей, имеющих пробег менее 3000 км, предприятия-изготовители должны устанавливать технологические нормы дымности.
Режим измерения дымности | Предельно допускаемый натуральный показатель ослабления светового потока | Предельно допускаемый коэффициент ослабления светового потока |
Свободное ускорение для автомобилей с дизелями: | ||
без наддува | 1,2 | 40 |
с наддувом | 1,6 | 50 |
Максимальная частота вращения | 0,4 | 15 |
____________
* Нормы даны для
1.3. Дымность автомобилей, официально утвержденных в процессе сертификации по ГОСТ Р 41.24, проверяется только на режиме свободного ускорения и не должна превышать предельных значений, указанных предприятием-изготовителем в знаке или документе (сертификате, техническом паспорте) официального утверждения типа транспортного средства.
1.4. При контрольных проверках дымности автомобилей в условиях эксплуатации (на дороге) допускается превышение установленных таблицей п.1.2 норм для режима свободного ускорения
1.5. Контроль дымности автомобилей проводят на соответствие нормам по пп.1.2, 1.3 и 1.4:
а) на предприятиях, эксплуатирующих автомобили:
при выборочных проверках автомобилей, выезжающих на линию - по пп.1.3.4 и 1.4;
после технического обслуживания и ремонта или регулировки агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение дымности - по пп.1.2 и 1.3;
б) на предприятиях, осуществляющих услуги и работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей - по пп.1.2, 1.3, после осуществления услуг и работ;
в) на предприятиях, изготовляющих двигатели и автомобили - по пп.1.2 и 1.3, при приемочных, периодических и контрольных испытаниях;
г) при сертификационных испытаниях - по п.1.3;
д) при государственных технических осмотрах автомобилей и выборочных проверках на дорогах:
автомобили во время их гарантийного пробега (срока службы) - по п.1.2;
автомобили, официально утвержденные в процессе сертификации - по ГОСТ Р 41.24 в период всего срока эксплуатации по п.1.3;
автомобили после гарантийного пробега срока службы - по п.1.4.
1.6. Агрегаты, узлы и детали автомобиля, влияющие на дымность, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы дымность автомобиля не превышала установленных норм в период всего срока эксплуатации при условии соблюдения правил эксплуатации и обслуживания, указанных в прилагаемых к автомобилю инструкциях (руководствах).
Разд. 1. (Измененная редакция, Изм. N 2).
2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
2.1. Условия измерений
2.1.1. Выпускная система автомобиля не должна иметь неплотностей, вызывающих утечку отработавших газов и подсос воздуха.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.1.2. Перед испытаниями двигатель должен быть прогрет не ниже рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, указанной в руководстве по эксплуатации автомобиля.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.1.3. На автомобилях с механической коробкой передач измерение проводят при нейтральном положении рычага переключения передач. На автомобилях с автоматической коробкой передач измерение проводят при установке избирателя скорости на нейтральное положение.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.1.4. Устройство для пуска холодного двигателя должно быть отключено.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
2.2. Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.2.1. Дымность должна измеряться приборами, работающими на принципе просвечивания отработавших газов и отвечающими требованиям, изложенным в приложении 2.
2.2.2. Подготовку, обслуживание и использование дымомера следует проводить в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации на дымомер. Дымомер должен быть поверен.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2.3. Конструкция пробоотборной системы должна обеспечивать отсутствие утечек газов и подсоса воздуха, влияющих на состав отработавших газов. Рекомендуемые требования к пробоотборной системе изложены в приложении 4.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
2.3. Проведение измерений
2.3.1 Испытания автомобилей на режиме свободного ускорения должны проводиться по следующей процедуре:
- при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальной частоте вращения быстрым, но не резким, нажатием до упора на педаль управления подачей топлива топливным насосом высокого давления (далее - педаль) устанавливают максимальный расход топлива и его поддерживают до достижения максимальной частоты вращения и включения регулятора. Затем отпускают педаль до установления минимальной частоты вращения. Этот процесс повторяют не менее шести раз;
- при каждом последующем свободном ускорении фиксируют максимальную дымность до получения устойчивых значений. Измеренные величины считаются устойчивыми, если четыре последовательных значения располагаются в зоне шириной 0,25 м
- за результат измерения принимают среднее арифметическое результатов четырех измерений.
2.3.2. Дымность на режиме максимальной частоты вращения проверяют не позднее, чем через 60 с после проверки на режиме свободного ускорения. Для этого необходимо нажать до упора педаль и зафиксировать ее в этом положении, установив максимальную частоту вращения. Дымность измеряют не ранее, чем через 10 с после впуска отработавших газов в прибор. Измерение считают достоверным, если значения дымности расположены в зоне шириной не более 6% по шкале N. За результат измерения следует принимать среднее арифметическое значение, определенное по крайним показаниям дымности.
2.3.3. Измерение дымности у автомобилей с раздельной выпускной системой следует проводить в каждой из выпускных труб отдельно. Оценку дымности проводят по максимальному значению.
2.3.4. Результаты измерений рекомендуется занести в карточку, указанную в приложении 3.
2.3.1-2.3.4 (Измененная редакция, Изм. N 2).
2.3.5. Колебание стрелки прибора не должно превышать ±3% от всей шкалы прибора. За результат измерения следует принимать среднее арифметическое значение, определенное по крайним показаниям.
2.3.6. Результаты измерений следует занести в карточку, указанную в приложении 3.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Места, предназначенные для измерения содержания дымности, должны быть оборудованы принудительной или естественной вентиляцией, обеспечивающей санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений по ГОСТ 12.1.005.
3.2. Уровень шума в зоне проведения измерений - по ГОСТ 12.1.003.
3.3. Уровень вибрации в зоне проведения измерений - по ГОСТ 12.1.012.
3.4. При проведении измерений должны быть приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение автомобиля.
Разд. 3. (Введен дополнительно, Изм. N 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
Пояснения терминов, применяемых в настоящем стандарте
Свободное ускорение - разгон двигателя от минимальной до максимальной частоты вращения на холостом ходу.
Максимальная частота вращения - частота вращения вала двигателя на холостом ходу при полностью нажатой педали подачи топлива, ограниченная регулятором.
Дымность отработавших газов - по ГОСТ 17.2.1.02.
Эффективная база дымомера
Натуральный показатель ослабления светового потока
Коэффициент ослабления светового потока
Предельно допустимый натуральный показатель ослабления светового потока
Предельно допустимый коэффициент ослабления светового потока
Автомобиль, находящийся в эксплуатации, - автомобиль, полученный от предприятия-изготовителя и прошедший регистрацию в установленном порядке.
Необкатанный автомобиль - автомобиль, не прошедший обкатку в объеме, установленном предприятием-изготовителем, необходимую для реализации показателей, указанных в нормативных документах.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1a
Справочное
Пересчет значений
(для
0,0 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,7 | 0,9 | 1,2 | |
0,0 | 4 | 8 | 11 | 15 | 20 | 25 | 31 | 40 | |
1,4 | 1,6 | 1,9 | 2,5 | 2,8 | 3,5 | 4,0 | 4,6 | ||
45 | 50 | 56 | 66 | 70 | 78 | 81 | 86 | 100 |
Примечание. Курсивом выделены нормы дымности, указанные в таблице п.1.2. Значения
(Введено дополнительно, Изм. N 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное
Основные требования к дымомеру
1. Прибор должен работать по методу просвечивания столба отработавших газов определенной длины. Величина
2. Прибор должен быть оборудован устройствами для измерения давления и температуры отработавших газов в его рабочей камере и перепускным клапаном для отвода отработавших газов между измерениями.
3. Прибор должен иметь две измерительные шкалы: основную - в абсолютных величинах поглощения света от 0 до
Зависимость между показаниями основной и вспомогательной шкалами вычисляют по формуле
где
Шкала дымомера должна обеспечивать возможность считывать значения коэффициента поглощения
4. Источник света - лампа накаливания либо другой источник с цветовой температурой в диапазоне 2800-3250 К (2527-2977°С).
5. Фотоприемник дымомера должен иметь спектральную характеристику, аналогичную кривой дневного зрения человеческого глаза (максимальный эффект срабатывания - в диапазоне волн длиной 550-570 нм, при этом только менее 4% могут находиться при длинах волн ниже 430 нм и более 680 нм).
6. Попадание на фотоприемник света от посторонних источников в результате внутреннего отражения или рассеивания не должно влиять на результаты измерения более чем на 1% по линейной шкале.
7. Электрическая цепь, в которую включен индикатор, должна обеспечивать линейную зависимость тока фотоприемника от силы света в диапазоне рабочих температур фотоприемника.
8. Основная приведенная погрешность прибора - не более 2% максимального значения линейной шкалы прибора.
9. Промежуточная проверка прибора должна проводиться при включенном источнике света с помощью установки перед фотоприемником нейтрального светофильтра с коэффициентом поглощения 1,6-1,8 м
10. Время срабатывания электрической измерительной цепи, соответствующее времени, необходимому для того, чтобы показание индикатора изменилось от 0 до 90% шкалы при установке экрана, полностью закрывающего фотоприемник, должно составлять 0,9-1,1 с.
11. Время между моментом входа газа в измерительный прибор и моментом полного заполнения рабочей камеры должно быть не более 0,4 с.
12. Давление в рабочей камере не должно отличаться от давления окружающего воздуха более чем на 75 мм вод. ст.
13. Колебания давления измеряемого газа и продувочного воздуха не должны приводить к изменениям коэффициента поглощения более чем на 0,05 м
14. В любой точке рабочей камеры температура отработавшего газа в момент измерения должна быть не ниже 70°С и не выше максимальной температуры, указанной в инструкции по эксплуатации прибора, причем показания в этом диапазоне температур не должны изменяться более чем на 0,1 м
15. Допускается применять дымомеры, отличающиеся по техническим характеристикам, указанным в пп.1-14. При этом результаты сравнительных измерений дымности на режиме свободного ускорения и максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя не должны отличаться друг от друга более чем на 2% по линейной шкале для всех типов автомобилей.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое
КАРТОЧКА УЧЕТА ИЗМЕРЕНИЯ ДЫМНОСТИ
Наименование предприятия
Модель автомобиля
Государственный номер
Результаты измерения дымности |
| |||||||||||||
|
| до регулировки | после регулировки |
| ||||||||||
Дата проверки | Причина измерения | режим свободного ускорения | режим макси- | режим свободного ускорения | режим макси- | Подпись прове- | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | среднее арифме- тическое |
| 1 | 2 | 3 | 4 | среднее арифме- тическое |
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рекомендуемое
Требования к пробоотборной системе
1. Зонд пробоотборника должен представлять собой трубку с открытым концом, обращенную навстречу потоку отработавших газов и расположенную, по возможности, в направлении оси выпускной трубы или удлинительного патрубка, где распределение отработавших газов является наиболее равномерным. Для этого входное отверстие зонда рекомендуется располагать в прямолинейном участке постоянного диаметра
2. Соединительные патрубки между пробоотборником и дымомером должны быть длиной (2,5±0,5) м, устанавливаться, по возможности, с подъемом от места отбора пробы до дымомера, не иметь резких изгибов. Перед дымомером должен быть установлен перепускной клапан для предотвращения поступления в него отработавших газов в периоды между проведением измерений.
(Введено дополнительно, Изм. N 2).
Текст документа сверен по:
М.: ИПК Издательство стандартов, 1999
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена