БЗ 5-96/188
ГОСТ Р 50993—96
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К ЭФФЕКТИВНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ
Издание официальное
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ) и Государственным научным центром Российской Федерации — Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) Главного управления по развитию автомобильной промышленности Комитета по машиностроению Российской Федерации
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автотранспортных средств»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 9 декабря 1996 г. № 669
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
© ИПК Издательство стандартов, 1997
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России
П
Содержание
1 Область применения................................ 1
2 Нормативные ссылки............................... 1
3 Определения ....
4 Общие положения
5 Технические требования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности
Motor vehicles. Heating, ventilation and air conditoning systems. Requirements for efficiency and safety
Дата введения 1997—07—01
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (далее — АТС), предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам Российской Федерации (РФ), и устанавливает требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования кабины, пассажирского помещения (далее — обитаемого помещения) в части их эффективности для обеспечения надлежащих тепловых условий на рабочем месте водителя и местах пассажиров (экипажа) АТС и безопасности работы.
Требования настоящего стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 15150—69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 22895—77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие технические требования
Издание официальное
ГОСТ 27815—88 Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции
ГОСТ Р 50992—96 Безопасность автотранспортных средств при воздействии низких температур внешней среды. Общие технические требования
ОСТ 37.001.413—86 ССБТ. Кабина. Рабочее место водителя, расположение органов управления грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Основные размеры и технические требования
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
3.1.1 вентиляция; Обеспечение воздухообмена в кабине, обитаемом помещении, АТС при температурах внешней среды выше 17 °С, а также удаление теплоизбытков и обеспечение подвижности воздуха.
3.1.2 отопление: Обеспечение регулируемого нагрева воздуха в кабине, обитаемом помещении АТС.
3.1.3 кондиционирование: Обеспечение регулируемого охлаждения воздуха в кабине, обитаемом помещении, АТС до уровня или ниже температур внешней среды (при температурах внешней среды выше 17 °С).
4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1 Установленные настоящим стандартом требования дифференцированы в зависимости от предназначения АТС для эксплуатации в соответствующем районе РФ (таблица 1).
Таблица 1— Климатическое районирование территории РФ
Обозначение района и климатического исполнения | Наименование климатического района |
У | Климатический район с |
умеренным климатом | |
УХЛ | Умеренно-холодный |
климатический район | |
хл | Холодный климатический район |
Географическое положение и границы климатических районов на территории РФ в соответствии с ГОСТ Р 50992.
5 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
5.1 Все АТС должны бьггь оборудованы системой вентиляции и системой (системами) отопления кабины, обитаемого помещения.
АТС в исполнении ХЛ дополнительно оборудуют резервной (аварийной) системой отопления, не связанной с системой охлаждения двигателя или отключающейся от нее.
При наличии в конструкции АТС системы кондиционирования и выполнения ею требований, предъявляемых к системе вентиляции, допускается не оборудовать АТС отдельной системой вентиляции.
5.2 Система вентиляции
5.2.1 Система принудительной вентиляции при самостоятельной работе или работе в составе систем отопления и кондиционирования должна обеспечивать приток свежего (наружного) воздуха в кабину, обитаемое помещение из расчета на одного человека:
- не менее 30 и3/ч (за исключением пассажирских помещений автобусов класса 1 по ГОСТ 27815 с отделенной кабиной водителя);
- не менее 7 м3/ч — в пассажирские помещения автобусов класса 1 с отделенной кабиной водителя.
При температурах внешней среды выше 17 °С подаваемый в кабину, обитаемое помещение воздух не должен нагреваться более чем на 2 °С относительно температуры внешней среды.
5.2.2 Скорости воздушных потоков на выходе из системы вентиляции не должны превышать 12 м/с,
5.2.3 Система вентиляции должна обеспечивать:
- подвижность воздуха в кабине, обитаемом помещении, в зоне головы и пояса водителя в 0,5—1,5 м/с;
- перепад между температурой наружного воздуха и температурами в кабине, обитаемом помещении, в зоне головы водителя (пассажира) при температуре окружающего воздуха 25 °С не должен превышать 3 °С.
5.3 Система отопления
5.3.1 Система отопления в зависимости от предназначения АТС должна обеспечивать тепловые условия (микроклимат) в кабине, обитаемом помещении:
- АТС в исполнении У — в соответствии с таблицей 2 через 15 мин после начала движения при температуре окружающей среды до минус 25 °С;
- АТС в исполнении УХЛ и ХЛ — в соответствии с таблицей 3 через 30 мин после начала движения соответственно при температурах окружающей среды минус 40 *С и минус 50 °С.
Таблица 2— Требования к параметрам микроклимата в кабине, обитаемом помещении, АТС в исполнении У
Регламентируемая зона кабины, обитаемого помещения | Наименование параметра | Значение параметра |
Подвижность воздуха, м/с, не более: | 0,6 | |
в зоне головы | ||
в зоне пояса | 0,6 | |
Рабочее место водителя | Температура воздуха, *С, не менее: | |
в зоне головы | 10 | |
в зоне ног | 16 | |
Перепад между температурами воздуха в зонах ног и головы | 3-10 | |
Места пассажиров (экипажа) | Температура в зоне пояса, *С, не менее | 15 |
Таблица 3 — Требования к параметрам микроклимата в кабине, обитаемом помещении, АТС в исполнении ХЛ и УХЛ
Регламентируемая зона кабины, обитаемого помещения | Значение параметра для категорий АТС* | ||
Наименование параметра | № 1, № 2, № 3, Ml, М2, М3 (классы II и III** )> специальные АТС | М2, М3 (класс I** ) | |
Рабочее место водителя | Подвижность воздуха, м/с, не более: в зоне головы | 0,6 | 1,0 |
в зоне пояса | 1,0 | 1.0 | |
Температура воздуха, *С, не менее: в зоне головы | 15 | ю | |
в зоне пояса | 17 | 12 | |
в зоне ног | 19 | 13 | |
Перепад между температурами в зонах ног и головы, *С | 3-5 | 3-5 |
Окончание таблицы 3
Регламентируемая зона кабины, обитаемого помещения | Наименование параметра | Значение параметра для категорий АТС* | |
№ 1, № 2, № 3, Ml, М2, М3 (классы II и ПГ), специальные АТС | М2, М3 (класс Г*) | ||
Места пассажиров | Температура | ||
(экипажа) | воздуха, *С, не менее: | ||
в зоне ног | 10 | 0 | |
в зоне головы | 17 | 10 | |
^Категории АТС — | по ГОСТ 22895 и специальные АТС для перевозки | ||
людей (вахтовые, технологические и др.). | |||
** Классы автобусов | - по ГОСТ 27815. |
5.3.2 Резервная (аварийная) система отопления должна обеспечивать поддержание температур воздуха в зонах рабочего места водителя и спального места (при его наличии) не ниже 18 °С на стоянке автомобиля при температурах внешней среды до минус 50 °С.
5.3.3 Система питания (топливом, электроэнергией) отопителей резервной системы отопления должна обеспечивать их непрерывную работу в течение не менее 8 ч без дозаправки и подзарядки аккумуляторных батарей и последующий надежный пуск двигателя.
5.3.4 Температура внутренних поверхностей кабины, нагреваемых источниками тепла, не должна превышать:
- 45 °С — при работающей системе отопления (при этом допускается повышение температур наружных поверхностей воздуховодов до 70 °С);
- плюс 35 °С — при отключенной системе отопления.
5.3.5 Температура воздуха на выходе из отопителя не должна превышать 80 °С.
5.4 Система кондиционирования
5.4.1 Конструкция системы кондиционирования должна исключать возможность охлаждения воздуха в зоне головы человека (води
теля, пассажира) более чем на 8 °С относительно температуры внешней среды.
5.4.2 Скорость воздушного потока на выходе из системы кондиционирования не должна превышать 12 м/с, а температура воздуха должна быть не ниже О °С.
5.4.3 Скорость воздуха в зоне головы водителя (пассажиров) при работе системы кондиционирования не должна превышать 0,5 м/с.
5.4.4 Относительная влажность воздуха в кабине, обитаемом помещении, должна находиться в пределах от 30 до 60 %.
5.4.5 Температура наружных поверхностей воздуховодов для холодного воздуха должна быть не менее 15 “С.
УДК 629.113.06:628.004.15.001.25:006.354 ОКС 43.060.40 Д29
ОКП45 1000
Ключевые слова: безопасность, автотранспортные средства, климатические факторы, требования, системы отопления, вентиляции, кондиционирования
Редактор Р.Г. Говердоеская Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор Р.А. Ментова Компьютерная верстка Л.А. Круговой
Изд. лиц. № 021007 от 10.08.95 Сдано в набор 15.01.97 Подписано в печать 20.02.97 Уел. печ. л. 0,70 Уч.-изд. л. 0,47 Тираж 303 экз. С175. Зак. 146
ИПК Издательство стандартов 107076, Москва, Колодезный пер., 14.
Набрано в Издательстве на ПЭВМ
Филиал ИПК Издательство стандартов — тип. “Московский печатник”
Москва, Лялин пер., 6.