ГОСТ Р 52160-2003
Группа Д24
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ
С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ
Дымность отработавших газов
Нормы и методы контроля при оценке технического состояния
Motor vehicles, equipped with compression ignition engines.
Visible pollutants.
Norms and methods of the control for estimation of technical condition
ОКС 43.060
ОКП 45 6132
Дата введения 2005-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 18 декабря 2003 г. N 375-ст
4 Настоящий стандарт соответствует "Соглашению о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров", принятому в Вене в 1997 г., а также требованиям ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24) "Единообразные предписания, касающиеся: I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II. сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III. сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV. измерения мощности двигателей" в части дымности сертифицированных автомобилей в режиме свободного ускорения.
Стандарт гармонизирован с Директивой 96/96 ЕС "О принятии единообразных предписаний для стран - членов Сообщества в отношении технического надзора транспортных средств и прицепов" и Директивой 72/306/ЕЕС "О принятии единообразных предписаний стран - членов Сообщества в отношении мер снижения выбросов вредных веществ двигателей с воспламенением от сжатия на транспортных средствах"
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст с 01.07.2012
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 7, 2012 год
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ отработавших газов (далее - дымность) в режиме свободного ускорения для транспортных средств категорий М, N, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее - автомобилей), находящихся в эксплуатации, при оценке их технического состояния.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: на ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24) Единообразные предписания, касающиеся: I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II. сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III. сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV. измерения мощности двигателей
ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:
3.1 свободное ускорение: Увеличение частоты вращения коленчатого вала (далее - частота вращения) двигателя автомобиля от минимальной до максимальной без внешней нагрузки, выполняемое при равномерном перемещении педали управления подачей топлива (далее - педали) из исходного положения до упора за 0,5-1,0 с.
3.2 максимальная частота вращения
3.1, 3.2 (Измененная редакция, Изм. N 1).
3.3 минимальная частота вращения
3.4 дымомер: Прибор, предназначенный для непрерывного измерения
3.5 эффективная база дымомера
3.6 пробоотборная система: Устройство для подачи отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера, изготовленное в соответствии с приложением К к ГОСТ Р 41.24.
3.7 коэффициент поглощения света
3.8 коэффициент ослабления света
3.9 дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения
3.10 результат измерения дымности в режиме свободного ускорения
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.11 предельно допустимое значение дымности
3.12 рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: Температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя.
3.13 транспортное средство, находящееся в эксплуатации: Автомобиль, прошедший государственную регистрацию в установленном порядке.
3.12, 3.13 (Измененная редакция, Изм. N 1).
3.14 изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси).
3.15 экологический класс: Классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.
3.16 транспортное средство: Механическое устройство на колесном ходу категорий М, N, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования.
3.14-3.16 (Введены дополнительно, Изм. N 1).
4 Нормы дымности
4.1 Основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света
4.2 Дымность
4.3 Дымность
2,5 м
3,0 м
Дымность
4.2, 4.3 (Измененная редакция, Изм. N 1).
5 Методы контроля
5.1 Условия проведения испытаний
5.1.1 Испытания проводят при температуре окружающего воздуха от 0 °С до 35 °С и давлении атмосферного воздуха от 92 до 105 кПа.
5.1.2 Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ, не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.
5.2 Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе
5.2.1 Для измерения
5.2.2 Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0-100 °С и погрешностью измерений не более ±2,5% верхнего предела измерений.
5.2.3 Для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя следует применять тахометр с диапазоном 0-6000 мин
5.2.4 Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке [1].
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.2.5 Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения К к ГОСТ Р 41.24.
5.3 Подготовка к измерениям
5.3.1 Устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и частоты вращения.
5.3.2 Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель напускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных изготовителем, но не ниже 60 °С.
Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин.
5.3.3 Измеряют значения
5.3.4 Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следующей последовательности:
- заглушают двигатель (при его работе);
- затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой;
- устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов;
- устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер;
- запускают двигатель;
- устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение "нейтраль" или "паркинг".
5.3.2-5.3.4 (Измененная редакция, Изм. N 1).
5.3.5 При проверке дымности автомобилей с автоматической коробкой передач должны учитываться требования изготовителя по обеспечению свободного вращения ведущих колес на режиме свободного ускорения.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
5.4 Измерение дымности
5.4.1 Измерение дымности в режиме свободного ускорения проводят в следующей последовательности:
- при работе двигателя в режиме холостого хода на
- циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;
- измеряют значения
- измеренные значения
- определяют среднеарифметическое значение
График изменения частоты вращения (
5.4.2 Дымность автомобилей с раздельной выпускной системой измеряют в каждой выпускной трубе. За результат измерения принимают максимальное среднеарифметическое значение
5.4.1, 5.4.2 (Измененная редакция, Изм. N 1).
6 Требования безопасности
6.1 В помещениях для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:
- санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений - по ГОСТ 12.1.005;
- уровень шума - по ГОСТ 12.1.003;
- уровень вибрации - по ГОСТ 12.1.012.
6.2 При измерении дымности в случае необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля.
Раздел 6. (Введен дополнительно, Изм. N 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)
Пересчет значений
(для дымомера с
0,0 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,55 | 0,6 | 0,65 | |
0,0 | 4 | 8 | 11 | 15 | 20 | 21 | 23 | 24 | |
0,7 | 0,75 | 0,8 | 0,85 | 0,9 | 0,95 | 1,0 | 1,05 | 1,1 | |
26 | 28 | 29 | 31 | 32 | 34 | 35 | 36 | 38 | |
1,15 | 1,2 | 1,25 | 1,3 | 1,35 | 1,4 | 1,45 | 1,5 | 1,55 | |
39 | 40 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 49 | |
1,6 | 1,65 | 1,7 | 1,75 | 1,8 | 1,85 | 1,9 | 1,95 | 2,0 | |
50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | |
2,05 | 2,1 | 2,15 | 2,2 | 2,25 | 2,3 | 2,35 | 2,4 | 2,45 | |
59 | 59,5 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 64,4 | 65 | |
2,5 | 2,55 | 2,6 | 2,65 | 2,7 | 2,75 | 2,8 | 2,85 | 2,9 | |
66 | 67 | 67,3 | 68 | 69 | 69,3 | 70 | 71 | 71,3 | |
3,0 | 3,05 | 3,1 | 3,15 | 3,2 | 3,25 | 3,3 | 3,35 | 3,4 | |
72,5 | 73 | 73,6 | 72 | 75 | 75,3 | 76 | 76,3 | 77 | |
3,45 | 3,5 | 3,55 | 3,6 | 3,65 | 3,7 | 3,75 | 3,8 | 3,85 | |
77,3 | 78 | 78,3 | 79 | 79,2 | 80 | 80,1 | 80,5 | 81 | |
3,9 | 3,95 | 4,0 | 4,06 | 4,1 | 4,15 | 4,2 | 4,25 | ||
81,3 | 81,7 | 82 | 82,5 | 83 | 83,3 | 83,7 | 84 | 100 | |
Примечание - Пересчет значений где |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(справочное)
Характерные формы графиков зависимости частоты вращения (
от времени (
а - начало 1-го цикла свободного ускорения;
б - окончание 1-го и начало 2-го цикла свободного ускорения
1 - частота вращения коленчатого вала двигателя (
2 - дымность отработавших газов двигателя (
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(справочное)
Экологическая классификация автомобилей, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия
Экологическая классификация автомобилей, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ представлена в таблице В.1.
Таблица В.1
Экологический класс | Категории транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия | Выполняемые требования к предельному содержанию вредных (загрязняющих) веществ |
4 | М | Правила ЕЭК ООН N 83-05 [2], уровень выбросов В |
________________ * С текстами Правил ЕЭК ООН можно ознакомиться на бесплатном интернет-ресурсе ООН, здесь и далее.- . | ||
N | Правила ЕЭК ООН N 83-05 [2], уровень выбросов В, или Правила ЕЭК ООН N 49-04 [3], уровень выбросов В1, или Правила ЕЭК ООН N 49-05 [4], уровень выбросов В1 | |
М | Правила ЕЭК ООН N 49-04 [3], уровень выбросов В1, или Правила ЕЭК ООН N 49-05 [4], уровень выбросов В1 | |
М | Правила ЕЭК ООН N 96-02 [5] | |
5 | М | Правила ЕЭК ООН N 83-06 [6] |
N | Правила ЕЭК ООН N 83-06 [6], или Правила ЕЭК ООН N 49-05 [4], уровень выбросов В2, С | |
М | Правила ЕЭК ООН N 49-05 [4], уровень выбросов В2, С |
ПРИЛОЖЕНИЕ В. (Введено дополнительно, Изм. N 1).
Библиография
[1] | ПР 50.2.006-94 | Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений |
[2] | Правила ЕЭК ООН | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя |
[3] | Правила ЕЭК ООН | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ |
[4] | Правила ЕЭК ООН | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ |
[5] | Правила ЕЭК ООН | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия для установки на сельскохозяйственных и лесных тракторах и внедорожной мобильной технике в отношении выброса загрязняющих веществ этими двигателями |
[6] | Правила ЕЭК ООН | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя |
Библиография. (Введено дополнительно, Изм. N 1).
Текст документа сверен по:
М.: ИПК Издательство стандартов, 2004
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена