ГОСТ 23550-79
Группа Д00
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПОРШНЕВЫЕ
Обозначение и нумерация цилиндров
Reciprecating internal combustions engines. Designation of cylinders
МКС 43.060
ОКП 45 6000, 47 5000
Дата введения 1981-01-01
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 5 апреля 1979 г. N 1239 дата введения установлена 01.01.81
Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 23.05.90 N 1260
ИЗДАНИЕ (декабрь 2002 г.) с Изменением N 1, утвержденным в декабре 1983 г. (ИУС 3-84)
1. Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые поршневые двигатели внутреннего сгорания (далее - двигатели) и устанавливает обозначение и нумерацию цилиндров двигателя.
Стандарт не распространяется на авиационные двигатели.
Стандарт соответствует международному стандарту ИСО 1205* в части судовых, тепловозных и промышленных двигателей.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .
Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3882-82.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2. Для определения обозначения цилиндров судовых, тепловозных и промышленных двигателей наблюдатель должен располагаться на воображаемом продолжении оси коленчатого вала со стороны фланца вала основного отбора мощности.
3. Для определения обозначения цилиндров автомобильных, тракторных и комбайновых двигателей наблюдатель должен располагаться на воображаемом продолжении оси коленчатого вала со стороны, противоположной фланцу вала основного отбора мощности.
4. Местонахождение наблюдателя у двигателей, у которых отбор мощности производится с обоих концов коленчатого вала или нескольких валов через встроенный редуктор, должно определяться в зависимости от назначения двигателя.
При равнозначном отборе мощности с обоих концов вала двигателя местонахождение наблюдателя устанавливает предприятие-изготовитель.
5. Обозначение цилиндров судовых, тепловозных и промышленных двигателей.
5.1. Обозначение цилиндров однорядного двигателя должно производиться цифрами 1, 2, 3...
5.2. Обозначение цилиндров многорядного двигателя должно производиться с помощью символов, состоящих из заглавной буквы латинского алфавита, обозначающей ряд цилиндров, и цифры, указывающей порядковый номер цилиндра в соответствующем ряду. Начинать следует от наблюдателя и производить обозначение в соответствии с черт.2-7 приложения 1.
5.3. Последовательность обозначения рядов цилиндров многорядного двигателя следует начинать с ряда, который первым пересекается воображаемой базовой полуплоскостью, вращающейся по часовой стрелке, с осью, совпадающей с осью коленчатого вала двигателя. При этом первый ряд цилиндров, включая ряд цилиндров при ее начальном положении, должен обозначаться буквой
Начальным положением полуплоскости следует считать ее горизонтальное левое положение относительно наблюдателя (соответствует положению стрелки часов, направленной на цифру 9).
5.4. У многорядных двигателей с несколькими коленчатыми валами (двигатели с противоположно движущимися поршнями) осью вращения полуплоскости следует считать ось вала основного отбора мощности, на который передается общая (суммарная) мощность со всех цилиндров двигателя в соответствии с черт.8 приложения 1.
5.5. У звездообразного двигателя используются символы многорядного двигателя в соответствии с черт.9 приложения 1.
5.6. У двигателя с вертикальным расположением коленчатого вала, в связи с невозможностью установления воображаемой полуплоскости соответственно положению стрелки часов, направленной на цифру 9, обозначение цилиндров, как и у многорядных двигателей, производится по часовой стрелке, начиная отсчет рядов от навешенного на двигатель устройства или агрегата, указанного предприятием-изготовителем (например топливного насоса в соответствии с черт.10 приложения 1).
6. Обозначение цилиндров автомобильных, тракторных и комбайновых двигателей
6.1. Обозначение цилиндров однорядного двигателя должно производиться цифрами 1, 2, 3...
6.2. Обозначение цилиндров многорядных двигателей с
Обозначение следует начинать с ряда, который первым пересекается воображаемой базовой полуплоскостью, вращающейся по часовой стрелке, с осью, совпадающей с осью коленчатого вала. Начальным положением полуплоскости считается ее горизонтальное левое относительно наблюдателя положение.
7. При использовании судовых, тепловозных и промышленных двигателей в качестве автомобильных, тракторных или комбайновых и наоборот обозначение цилиндров устанавливается в соответствии с областью применения двигателя.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное
ОБОЗНАЧЕНИЯ ЦИЛИНДРОВ СУДОВЫХ, ТЕПЛОВОЗНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное
Обозначение цилиндров автомобильных, тракторных и комбайновых двигателей
Черт.15
Электронный текст документа
и сверен по:
М.: ИПК Издательство стандартов, 2003