ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ДИЗЕЛИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ГОСТ 23465-79
Издание официальное
цена 3 коп.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва
РАЗРАБОТАН Министерством автомобильной промышленности
ИСПОЛНИТЕЛИ
В. А. Петрушов, Ю. Н. Соколов, В. А. Сатаров, С. Б. Чистозвонов, Б. И. Кап* ралов, А. А. Ватульян, А. В. Алешин
ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности
Зам. министра Е. А. Башинджагян
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31 января 1979 г. № 374
УДК 621.436: 006.354 Группа Д24
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ДИЗЕЛИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ
ГОСТ
23465—79
Общие технические условия
Automobile diesels.
General technical requirements
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31 января 1979 г. № 374 срок действия, установлен
с 01.01. 1980 г. до 01.01, 1988 г.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт распространяется на дизели грузовых и легковых автомобилей и автобусов (далее — автомобили).
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Дизели должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
1.2. Климатическое исполнение и условия эксплуатации дизелей— по ГОСТ 15150—69. Климатическое исполнение и условия эксплуатации дизелей должны соответствовать климатическому исполнению и условиям эксплуатации автомобилей, для которых они предназначены.
1.3. Системы и узлы дизелей должны обладать конструкторской и технологической преемственностью и обеспечивать возможность создания унифицированного семейства на их базе.
1.4. Дизели одного семейства должны быть унифицированы по присоединительным размерам, инструменту и местам присоединения контрольных приборов. Оптимальный уровень унификации — по конструкторской документации на конкретные дизели.
1.5. Узлы и агрегаты дизеля, нуждающиеся в техническом обслуживании и текущем ремонте, должны иметь удобный и без-
Изданме официальное
★
Перепечатка воспрещена
©Издательство стандартов, 1979 опасный доступ. Требования к ремонтопригодности и трудоемкости технического обслуживания — по стандартам или техническим ус-ловиям на конкретные дизели.
1.6. Мощность — по стандартам или техническим условиям на конкретные дизели.
1.7. Номинальное значение минимального удельного расхода топлива по скоростной характеристике базовых моделей четырехтактных дизелей с непосредственным впрыском для грузовых автомобилей должно быть не более:
170 г/л.с.ч. — при диаметре цилиндра <120 мм;
165 г/л.с.ч. » » » 120 мм.
Примечание. Для дизелей воздушного охлаждения значения расхода топлива должны быть пересчитаны с учетом затрат мощности на привод зен-тилятора.
1.8. Расход масла на угар от расхода топлива должен составлять не более:
0,6—0,8% —для дизелей без наддува;
1,2% —для дизелей с турбонаддувом.
1.9. Конструкция дизеля должна обеспечивать надежную работу на маслах и топливах, предусмотренных стандартами и техническими условиями на конкретные масла и топлива.
1.10. Конструкция дизеля должна обеспечивать преодоление автомобилем подъемов и косогоров. Предельные значения крена и дифферента дизеля — по конструкторской документации на конкретные дизели.
1.11. Дымность отработавших газов дизеля — по ГОСТ 19025—73 и ГОСТ 21393—75.
1.12. Конструкция дизеля должна допускать использование его в качестве тормоза-замедлителя.
1.13. Конструкция дизеля должна предусматривать возможность периодической работы устройств с противодавлением 0,078 мН/м2 (0,8 ати), подключаемых в выпускной тракт автомобиля в соответствии со стандартами или техническими условиями на конкретные устройства.
1.14. Пусковые качества дизеля — по стандартам или техническим условиям на конкретные дизели.
1.15. Дизель должен быть оборудован устройством для обеспечения автоматического регулирования теплового режима.
1.16. Появление течи масла, топлива или охлаждающей жидкости, а также пропуск отработавших газов через соединения не допускаются.
1.17. При новом проектировании дизели должны обеспечивать требования к эксплуатационной технологичности конструкции автомобилей по ГОСТ 21624—76.
1.18. Конструкция дизелей с жидкостным охлаждением должна обеспечивать надежную эксплуатацию их с применением в системе охлаждения низкозамерзающих охлаждающих жидкостей.
Допускается применение воды.
1.19. При новом проектировании дизелей должна быть обеспечена кратность пробега до технического обслуживания дизеля и автомобиля.
1.20. Ресурс дизелей грузовых автомобилей грузоподъемностью 8—14 т до капитального ремонта должен быть не менее 8000— 10000 ч.
При новом проектировании ресурс дизелей грузовых автомобилей должен быть установлен не ниже ресурса до капитального ремонта автомобилей, для которых они предназначены.
1.21. Каждый дизель должен сопровождаться эксплуатационной документацией по ГОСТ 2.601—68.
В комплект дизеля должны входить: инструменты, принадлежности и запасные части по согласованию между изготовителем и потребителем.
2. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
2.1. Виды испытаний — по стандартам и техническим условиям на конкретные дизели.
2.2. Порядок и объем приемо-сдаточных испытаний по стандартам или техническим условиям на конкретные дизели.
2.3. Порядок и объем периодических испытаний — по стандартам или техническим условиям на конкретные дизели, при этом следует проверять не менее двух дизелей в год.
3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
3.1. Методы испытаний — по ГОСТ 14846—69.
4. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
4.1. На каждом дизеле, на видном месте, должна быть укреплена табличка, содержащая следующие данные:
а) наименование предприятия-изготовителя;
б) модель дизеля;
в) порядковый номер дизеля по системе нумерации предприятия-изготовителя;
г) месяц и год выпуска;
д) надпись: «Сделано в СССР».
По согласованию с потребителем в табличку допускается вносить дополнительные данные.
4.2. Место расположения таблички, размеры и способ нанесения маркировки должны быть указаны в технических условиях на конкретные дизели с учетом обеспечения сохранения знаков маркировки в течение срока службы дизеля до списания.
4.3. Консервация дизелей — по ГОСТ 9.014—78.
4.4. Дизели, предназначенные для комплектования, должны транспортироваться без упаковки на подставках, кроме дизелей, для транспортирования которых требуется упаковка.
Паспорт или этикетка предприятия-изготовителя должны крепиться к дизелю в герметичной упаковке, обеспечивающей сохранность при хранении и транспортировании.
4.5. На упаковке должны быть указаны дата консервации, срок действия консервации и предупредительные знаки по ГОСТ 14192—77.
4.6. Дизель в упакованном виде должен обеспечивать возможность транспортирования всеми видами транспорта.
4.7. Условия хранения и транспортирования дизелей должны соответствовать средним категориям по ГОСТ 15150—69 и ГОСТ 9.014—78.
5. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
5.1. Предприятие-изготовитель должно гарантировать соответствие дизелей требованиям настоящего стандарта при соблюдении потребителем условий эксплуатации, хранения и транспортирования.
5.2. Гарантийный срок эксплуатации и гарантийная наработка дизеля должны быть не менее гарантийного срока эксплуатации и гарантийной наработки автомобиля, для которого он предназначен.
Д. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА И ТАРА
Группа Д24 Изменение № 1 ГОСТ 23465—79 Дизели автомобильные Общие технические условия
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 10.08.82 № 3149 срок введения установлен
с 01.01.83
Пункты 1.4, 1.7, 1.8 изложить в новой редакции:
«1.4. Дизели одного семейства должны быть унифицированы по быстроиз-нашивающимся деталям, встроенным и навесным узлам, а также инсгрументу и местам присоединения контрольных приборов. Модификации базовой модели дизеля должны быть унифицированы по местам крепления двигателя на автомобиле. Коэффициент применяемости для дизелей одного семейства — по техническим условиям на конкретный дизель.
1.7. Значение минимального удельного расхода топлива по скоростной характеристике (в комплектации для определения мощности брутто) базовых моделей четырехтактных дизелей должно быть не более:
для дизелей грузовых автомобилей:
165 г/л. с-ч (224,50 г/кВт-ч — при диаметре цилиндра от 100 до 120 мм включ.;
162 г/л.с-ч (220,32 г/кВт-ч) — > > > свыше 120 мм;
для дизелей легковых автомобилей:
190 г/л.с-ч (259 г/кВт-ч)
Значение минимального удельного расхода топлива конкретных марок дизелей — по техническим условиям на конкретные дизели.
(Продолжение см. стр. 124)
(Продолжение изменения к ГОСТ 23465—79 х
Примечание. До 1985 г. допускается значение минимального удельного расхода топлива, не более:
165 г/л.С'Ч (224,50 г/кВт'Ч) — для дизелей КамАЗ;
164 г/л.с-ч (223,04 г/кВт*ч) — » » ЯМЗ.
1.8. Расход масла на угар в процентах от расхода топлива должен состав* лять не более:
0,5 — 0,7 — для дизелей без турбонаддува;
0,8 — » » с турбонаддувом.
Значение расхода масла на угар в процентах от расхода топлива конкретных марок дизелей — по техническим условиям на конкретные дизели.
Примечание. До 1985 г. для дизелей ЯМЗ без турбонаддува допускается расход масла на угар не более 0,8 % от расхода топлива.
Расход масла на угар определяется на дизелях, прошедших обкатку в объеме, предусмотренном заводом-изготовителем».
Пункт 1.11. Исключить ссылку: «и ГОСТ 21393—75».
Раздел 1 дополнить пунктами — 1Л2а—1.12л (перед п. 1.12):
«1.12а. Конструкция дизеля должна предусматривать возможность увеличения мощности путем применения турбонаддува.
1.126. Конструкция дизеля должна предусматривать возможность праявшн ння легких топлив и их смесей с дизельным топливом по техническим условиям на конкретный дизель. При применении легких топлив и их смесей с дизельным топливом значения показателей — по техническим условиям на конкретный дизель в зависимости от вида применяемого топлива.
1.12в. Значения удельной массы дизелей — по техническим условиям на конкретные дизели».
(Продолжение см, стр, 125)
(Продолжение изменения к ГОСТ 23465—~9)
Пункт 1.17. Заменить ссылку: ГОСТ 21624—76 на ГОСТ 21624—81.
Пункты 1.18, 1.20 изложить в новой редакции:
«1.18. Конструкция дизеля с жидкостным охлаждением должна обеспечивать его надежную эксплуатацию с применением в системе охлаждения низкозамерзающих жидкостей, предусмотренных в инструкции по эксплуатации на конкретный дизель. Допускается применение воды.
1.20. Ресу-рс дизелей до капитального ремонта должен быть не ниже ресурса до капитального ремонта автомобилей, на которых они применяются, в со-
(Продмжение см. стр. 126)
{Продолжение изменения к ГОСТ 23465—79) ответствии с установленным порядком. Значение ресурса — по техническим условиям на конкретные дизеля».
Раздел 1 дополнить пунктом — 1.22:
«1.22. Значения стабильности показателей качества дизелей, в соответствии с ГОСТ 22851—77, должны устанавливаться в технических условиях на конкретные дизели».
Пункт 3.1. Заменить ссылку: ГОСТ 14846—69 на ГОСТ 14846—81.
(ИУС №11 1982 г.)
Д. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА И ТАРА
Груипа Д24
Изменение № 2 ГОСТ 23465—79 Дизели автомобильные. Общие технические условия
Утверждено и введено в действие Постановлением Государственного комитета СССР но стандартам от 29,06.89 № 2218
Дата введения 01.01,90
Пункт 1.7 изложить в новой редакции: «1.7. Основные показатели технического уровня автомобильных дизелей должны соответствовать установленным в таблице» (см. с. 118).
Пункт 1.8 исключить.
Пункт 1.11. Заменить ссылку: ГОСТ 19025—73 на ГОСТ 17.2.2.01—84. Пункт 1.20 исключить.
(Продолжение см. с. 118)
(Продолжение изменения к ГОСТ 23465—79)
Наименование показателя | Значение показателя для рабочего объема, л | |||||
От 1 до 2 | Св. 2 до 3 | Се. 3 до 3 | Се. 8 до Н | Се. 11 лри диаметре цилиндра | ||
меиео 130 мы | 130 мм и более | |||||
Минимальный удельный расход то- | ||||||
плива, г/кВт-ч (г/л-фч), не более | 265(196)'» | 218(160) | 215(158) | 215(158) | 214(1'57) | |
259(190) | 208(163)” | 208(153)” | ||||
Удельный расход смазочного масла | ||||||
на угар, г/кВгч (г/л-с-ч), % от рас- | 1,20(0,88) | 1.20(0,88) | 1,16(0.85) | 1,14(0.84) | 1,14(0.84) | |
хода топлива, не более | 0,4 | 0.5 | 0.5 | 0,5 | 0,5 | |
Установленный ресурс до капиталь- | 350 | 350 | 450 | |||
вого ремонта, тыс, км, не менее | 125” | 200 | 25О’> | 2004’ | 300 | (10 тыс. ч) |
О Для дизелей с разделенной камерой сгорания.
’> Для дизелей легковых автомобилей
•> Для дизелей с воздушным охлаждением.
Для дизелей автомобилей сельскохозяйственного назначения. •> Для дизелей о турбояаддувом.
Примечание. Расход масла на угар определяют на дизелях, прошедших обкатку в объеме, предусмотренном заводом-изготовителем.
(ИУС № 11 1989 г.)
Изменение М 3 ГОСТ 23465—79 Дизели автомобильные. Общие технические условия
Утверждено и введено в действие Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 05.07.90 2099
Дата введения 01.01.91
Пункт 1.7. Таблицу дополнить примечанием: «Примечание. Значения показателей приведены для базовых моделей дизелей. При испытаниях дизелей по (Продолжение см, с. 144)
(Продолжение изменения к ГОСТ 23465—79) ГОСТ 14846—81 с учетом погрешностей измерения предельные отклонения не должны превышать +5 % для минимального удельного расхода топлива, нижний предел не ограничен».
Пункт 1.22 исключить.
(ИУС № 10 1990 г.)
Редактор £. Я. Глазкова Технический редактор О. Н. Никитина Корректор Г. М. Фролова
С да во л ваб. 16.02.79 Подл, в веч. 12.03.79 0.5 л. л. 0.3 уч.-изд. л. Тнр. 16000 Ценя 3 хоо.
Ордеяа «Знак Почета» Издательство стандартов Моапа. Д-557, Новооресжексхий лер.» Э Ten. «Московский печатвкк». Москва. Лялкн пер.. 6. Зак. 300
Цена 3 коп.
ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ СИ
Величина | Единица | ||
Наименование | Обозначение | ||
русское | международное | ||
ДЛИНА | метр | м | m |
МАССА | килограмм | кг | kg |
ВРЕМЯ | секунда | с | s |
СИЛА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА | ампер | А | А |
ТЕРМОДИНАМИЧЕСКАЯ | |||
ТЕМПЕРАТУРА | кельвин | К | к |
КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА | моль | моль | mol |
СИЛА СВЕТА | кандела | кд | cd |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ СИ | |||
Плоский угол | радиан | рад | rad |
Телесный угол | стерадиан | ер | sr |
ПРОИЗВОДНЫЕ ЕДИНИЦЫ С И,ИМЕЮЩИЕ СОБСТВЕННЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ
Величина | Единица | Выражение производной единицы | ||
наименование | обозначение | через другие единицы СИ | через основные единицы СИ | |
Частота | герц | Гц | — | с-’ |
Сила | НЬЮТОН | Н | —• | м-кгс-2 |
Давление | паскаль | Па | Н/м2 | м-' -кг-с_3 |
Энергия, работа, количество теплоты | джоуль | Дж | Нм | М’-КГ-С’2 |
Мощность, поток энергии | ватт | Вт | Дж/с | М--КГ-С’1 |
Количество электричества, | ||||
электрический заряд | кулон | Кл | А-с | с-А |
Электрическое напряжение, | ||||
электрический потенциал | вольт | В | Вт/А | м2 «кг-с |
Электрическая емкость | фарада | Ф | Кл/В | -кг-1 -С4 А2 |
Электрическое сопротивление | ом | Ом | В/А | м’кгс -’■А-2 |
Электрическая проводимость | симеис | См | А/В | м“г’Кг-|'С3*А2 |
Поток магнитной индукции | небер | Вб | Вс | м2-кгс~,-А”1 |
Магнитная индукция | тесла | Тл | Вб/м2 | кгс“2А_| |
Индуктивность | генри | Гн | Вб/А | м’-кг-с-*-А“* |
Световой поток | люмен | лм | — | кд-ср р |
Освещенность | люкс | лк | — | М-«кд-ср J |
Активность нуклида | беккерель | Бк | — | <Г* |
Доза излучения | грэй | Гр | — | М2 -С-2 |
* В эта два выражения входит, наравне с основными единицами СИ, дополжтвльивя единица—стера дижж.