agosty.ru17. МЕТРОЛОГИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ. ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ17.140. Акустика и акустические измерения

ГОСТ 27435-87 Внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений

Обозначение:
ГОСТ 27435-87
Наименование:
Внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений
Статус:
Утратил силу в РФ
Дата введения:
01.01.1989
Дата отмены:
Заменен на:
-
Код ОКС:
17.140.30

Текст ГОСТ 27435-87 Внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ВНУТРЕННИЙ ШУМ АВТОТРАНСПОРТНЫХСРЕДСТВ

ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ И МЕТОДЫИЗМЕРЕНИЙ

ГОСТ 27435-87

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССРПО СТАНДАРТАМ

Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ВНУТРЕННИЙ ШУМ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Допустимые уровни и методы измерений

Internal noise of motor vehicles.

Permissible levels and methods of measurement

ГОСТ
27435-87

Срок действия с 01.01.89

до 01.01.94

Настоящий стандартраспространяется на легковые, грузопассажирские, грузовые автомобили,автопоезда и автобусы (далее - автомобили), предназначенные для эксплуатации наобщей сети автомобильных дорог СССР.

Стандарт устанавливаетдопустимые уровни внутреннего шума автомобилей и методы его измерения.

Стандарт не распространяетсяна автомобили, находящиеся в эксплуатации.

1. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА

1.1. Вкачестве оценочного показателя устанавливается уровень звука в децибелах (дБ А)по ГОСТ 17187-81.

1.2. Допустимые уровни шумаопытных образцов автомобилей приведены в таблице.

1.3. Допускается увеличениеуровней внутреннего шума полноприводных легковых и грузопассажирскихавтомобилей на 2 дБ А.

1.4. Для автобусов спередним расположением двигателя, производство которых начато до 01.01.89,допускается увеличение уровней шума на 2 дБ А.

1.5. Уровни шума серийныхавтомобилей при испытаниях в объеме гарантийного пробега не должны превышатьболее чем на 1 дБ А значений, приведенных в таблице.

Допустимые уровни шумабазовых моделей автомобилей

Тип автомобиля

Уровни звука дБ А, автомобилей, производство которых начато

до 01.01.91

с 01.01.91

Легковые и грузопассажирские автомобили

80

78

Грузовые автомобили и автопоезда для международных и междугородных перевозок

82

80

Остальные грузовые автомобили и автопоезда

84

82

Автобусы с передним расположением двигателя:

рабочее место водителя

82

80

пассажирское помещение

81

80

Автобусы с другим расположением двигателя:

рабочее место водителя

78

78

пассажирское помещение (кроме городского автобуса)

82

80

пассажирское помещение городского автобуса

84

82

Примечания:

1. Под грузовыми автомобилями и автопоездамидля международных и междугородных перевозок подразумеваются автомобили, вкоторых имеется спальное место.

2. Для модифицированных автомобилей допустимыенормы устанавливаются равными нормам для базовых моделей.

2.СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

2.1.Для измерения шума автомобилей должны применяться следующие приборы:

1) шумомер 1-го класса по ГОСТ17187-81;

2) приборы для измеренияскорости автомобиля и частоты вращения коленчатого вала двигателя(относительная погрешность измерения ±3 %);

3) прибор для измеренияскорости ветра с диапазоном измерения от 1 до 10 м/с (погрешность измерения±0,5 м/с);

4) прибор для измерениятемпературы окружающего воздуха (погрешность измерения ±1°С);

5) прибор для измеренияатмосферного давления (погрешность измерения ±2,6 гПа (±2,0 мм рт. ст.).

2.2. Шумомер следуеткалибровать по стандартному источнику шума непосредственно до и после каждойсерии испытаний. Если при этой проверке показания шумомера отличаются более чемна 1 дБ А, то его необходимо снова калибровать, а испытания повторить.

3.ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ

3.1. Автомобиль,предназначенный для испытаний, должен быть технически исправным, отрегулирован,обкатан, укомплектован, заправлен топливом и маслом в соответствии снормативно-технической документацией на автомобиль конкретной модели.

3.2. Шины не должны иметьповреждений, их износ не должен превышать 30 % первоначальной высоты рисункапротектора. Давление в шинах должно отвечать требованиям завода-изготовителяавтомобиля.

3.3. Автомобили испытываютбез полезной нагрузки, прицепов и полуприцепов, за исключением не расцепляемыхавтотранспортных средств.

3.4. Перед испытаниямидвигатель и другие агрегаты автомобиля должны быть прогреты до рабочейтемпературы.

3.5. При измерениях окна,люки в крыше и отверстия для вентиляции должны быть закрыты.

3.6. Оборудованиеспециальных и специализированных автомобилей, работающее во время движенияавтомобиля (например, холодильные установки), при измерениях должно бытьвключено.

3.7. Передвижныерегулируемые сиденья, возле которых проводятся измерения, должны находиться всреднем положении. Спинки сидений, если имеется возможность их регулировки,должны находиться в нормальном положении. Регулируемые подголовники сиденийдолжны находиться в среднем положении.

3.8. В автомобиле должнынаходиться два человека: водитель и испытатель. В автомобиле с числом сиденийболее 9 допускается присутствие второго испытателя. Наличие постороннихпредметов не допускается.

3.9. Испытания следуетпроводить на прямом, сухом, гладком и чистом участке дороги с покрытием избетона или асфальта в хорошем техническом состоянии. Продольный уклонизмерительного участка не должен превышать 1%. На расстоянии 20м от продольнойоси измерительного участка не должны находиться большие объекты, которые моглибы отражать звук.

4.УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ

4.1. Испытания проводят приследующих климатических условиях:

1) отсутствие атмосферныхосадков;

2) атмосферное давление -1013 гПа (760 мм рт. ст.), допустимое отклонение ±5%;

3) температура окружающеговоздуха от минус 5 до плюс 30°С;

4) скорость ветра не более 5м/с.

4.2.Уровень шумовых помех должен быть не менее чем на 10 дБА ниже измеряемогоуровня шума. Если это условие не соблюдается, следует внести поправки науровень помех по ГОСТ 12.1.026-80.

4.3. При измерении шумавентиляционные установки (кондиционеры, отопители или вентиляторы) должны работатьв режиме, соответствующем наиболее шумной работе.

4.4. Если автомобильоборудован жалюзи и (или) вентилятором системы охлаждения двигателя савтоматическим приводом, испытания должны проводиться при их работе вавтоматическом режиме с указанием рабочего положения в протоколе испытаний.Если автомобиль оборудован жалюзи с ручным управлением, испытания проводят приполностью открытых жалюзи.

4.5.Измерения уровня шума следует проводить в следующих точках:

1) у сиденья водителя;

2) у сиденья водителя, атакже над последним рядом сидений (у сиденья, расположенного ближе к продольнойоси симметрии автомобиля) в автомобиле с числом мест для сидения не более 9;

3) у сиденья водителя, атакже над первым (за сиденьем водителя) и последним рядами сидений в автомобилес числом мест для сидения более 9;

4) в автомобиле с числомрядов сидения более 3 (за сиденьем водителя) дополнительно проводят измерениенад средним рядом сидений.

При выборе точек измеренияоткидные сиденья во внимание не принимают.

В случае расположениясидений вдоль борта автомобиля измерительные точки располагаются в продольнойплоскости симметрии автомобиля.

В автомобилях, гдеотсутствуют места для сидения, измерения проводят в местах для стояния навысоте (1,6±0,1) м от пола. Измерения проводят в передней, средней и заднейчасти пассажирского помещения.

В местах, предназначенныхдля лежащих пассажиров, измерения проводят на высоте (0,15±0,02) м надсерединой подушки.

4.6. Ось максимальнойчувствительности микрофона должна находиться в направлении движения автомобиля.Микрофон, расположенный у сидений пассажиров, устанавливают в точке А,указанной на чертеже.

Микрофон, расположенный усиденья водителя, должен быть смещен от его оси симметрии на (0,20±0,02) м внаправлении, центра автомобиля согласно точке Б, указанной на чертеже.

Расстояние микрофона отстенок кабины или лиц, проводящих измерения, должно быть не менее 0,15 м. Еслипри измерении в автомобиле находится третье лицо, расстояние от него домикрофона должно быть не менее 1 м.

4.7. При измерении уровняшума в шумомере включают временную характеристику «Быстро».

5. ИЗМЕРЕНИЕ УРОВНЯ ШУМА

5.1.Измерение проводят при разгоне автомобиля на высшей передаче до скорости 120км/ч или скорости, соответствующей 0,9×nном (nном - номинальная частотавращения коленчатого вала двигателя), выбирая наименьшее значение.

Если при частоте вращения0,9×nном скорость автомобиля навысшей передаче превышает 120 км/ч, измерения следует проводить на болеенизкой передаче, но не ниже третьей, если коробка передач имеет четыре и болеепередач, и не ниже второй, если коробка передач имеет менее четырех передач.

5.2. Измерение следуетпроводить, начиная с наименьшей допустимой скорости, но не ниже скорости,соответствующей 0,45×nном.

Если при частоте 0,9×nном скорость автомобиля навыбранной передаче превышает 120 км/ч, начальная скорость автомобиля должнасоставлять 60 км/ч.

5.3. В автомобиле савтоматической коробкой передач измерение проводят, начиная со скорости,соответствующей 0,45×nном. При этом скоростьавтомобиля не должна быть выше 60 км/ч. Если в коробке передач происходитпереключение передач раньше, чем частота достигнет 0,9×nном или скорость 120 км/ч,начальную скорость принимают равной 50% от скорости, при которой происходит переключениепередач.

Принудительное включениепонижающей передачи должно быть исключено.

5.4. В момент достиженияавтомобилем начальной скорости следует резко нажать до упора педаль дроссельнойзаслонки или подачи топлива и удерживать ее в таком положении до достиженияскорости, указанной в п. 5.1.

5.5. При измерении шумарегистрируют максимальное показание шумомера.

В каждой точке расположениямикрофона проводят не менее трех измерений. За результат измерения принимаютсреднее арифметическое значение, округленное до целого числа.

Если разность наибольшего инаименьшего значений уровней шума в каждой точке превышает 2 дБ, проводятповторное измерение.

За окончательный результатпринимают наибольшее значение уровня шума, полученное при измерении в каждойточке расположения микрофона.

Результаты испытаний следуетсравнить с допустимыми значениями, приведенными в таблице.

6. ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА ПРИ ДВИЖЕНИИ АВТОМОБИЛЯ СПОСТОЯННЫМИ СКОРОСТЯМИ И НА НЕПОДВИЖНОМ АВТОМОБИЛЕ

Измерение шума опытныхобразцов автомобилей при движении с постоянными скоростями и на неподвижномавтомобиле проводят в соответствии с методикой, приведенной в рекомендуемом приложении 1.

7. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ

Результаты испытаний должныбыть занесены в протокол, образец которого приведен в рекомендуемом приложении 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рекомендуемое

Измерение шума при движении автомобиля с постояннымискоростями и на неподвижном автомобиле

1. Измеряют уровни шума вдецибелах (дБ А). Аппаратура, подготовка автомобиля к испытаниям,условия проведения испытаний должны соответствовать разд. 2, 3 и 4 настоящего стандарта.

2. Измерение шума придвижении с постоянными скоростями проводят на высшей передаче вдиапазоне скоростей выше 60 км/ч или 40% от максимальной скорости автомобиля,но не более 120 км/ч или 80% от максимальной скорости автомобиля. Из указанныхскоростей выбирают наименьшую.

Измерения проводят не менеечем при пяти значениях постоянных скоростей с округлением до 5 км/ч:наименьшей, наибольшей и промежуточных, обеспечивая равномерность интерваловмежду значениями скоростей.

В каждой точке измерения всоответствии с п.4.5 настоящего стандарта и при каждой скорости в течение 5 с регистрируютсреднее значение показания шумомера.

При измерении шума в шумомеревключают временную характеристику «медленно».

3. Измерение шума нанеподвижном автомобиле проводят только на грузовых автомобилях и автобусах,оснащенных дизельными двигателями. Измерение проводят в режиме холостого ходадвигателя:

при минимальной частотевращения коленчатого вала двигателя;

при ускорении частотывращения от минимальной до максимальной (при резком нажатии до упора педалиподачи топлива и удержании ее в этом положении не менее 5с).

При измерении шума приминимальной частоте в шумомере включают временную характеристику «медленно», апри ускорении - «быстро».

4. В каждой точкерасположения микрофона проводят не менее трех измерений. За результат измеренияпринимают среднее арифметическое значение, округленное до целого числа.

Если разность наибольшего инаименьшего значений уровней шума в каждой точке превышает 2 дБ А,проводят повторное измерение.

За окончательный результатпринимают наибольшее значение уровня шума, полученное при измерении в каждойточке размещения микрофона.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рекомендуемое

ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ АВТОМОБИЛЕЙ

Автомобиль (модель) _______________________________________________________

Двигатель № ____________________ Шасси № _________________________________

Дата проведения испытаний _________________________________________________

1. Техническая характеристика автомобиля:

Тип автомобиля ___________________________________________________________

Число мест _______________________________________________________________

Грузоподъемность, кг ______________________________________________________

Полная масса, кг __________________________________________________________

Тип двигателя ____________________________________________________________

Мощность двигателя, нетто, кВт (л. с.) _______________________________________

Номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя, мин-1 _______________

Сорт топлива ____________________________________________________________

Тип коробки передач и передаточные отношения ______________________________

_________________________________________________________________________

Тип ведущего моста и передаточные отношения _______________________________

Тип и размер шин _________________________________________________________

Давление в шинах, кПа (кгс/см2):

передних _______________________________________________________________

задних _________________________________________________________________

2. Пробег автомобиля до начала испытаний, км ______________________________

3. Пробег, рекомендуемый заводом-изготовителем для обкатки, км______________

4. Место испытаний ______________________________________________________

5. Тип дорожного покрытия _______________________________________________

6. Уровень шумовых помех ________________________________________________

7. Атмосферные условия:

температура окружающего воздуха, °С ______________________________________

скорость ветра, м/с ______________________________________________________

барометрическое давление, гПа (мм рт. ст.) _________________________________

8. Измерительные приборы (тип, модель, номер) _____________________________

9. Расположение микрофона при измерениях шума:

точка 1 _________________________________________________________________

точка 2 _________________________________________________________________

точка 3 _________________________________________________________________

точка 4 _________________________________________________________________

10. Передача в коробке передач ____________________________________________

11. Скорость движения автомобиля:

начальная _________________________ км/ч;

конечная __________________________ км/ч.

12. Частота вращения коленчатого вала двигателя:

начальная _________________________ мин-1;

конечная __________________________ мин-1.

13. Результаты измерений внутреннего шума, дБ А

Точка измерения

Номер измерения

Окончательный результат

Допустимый уровень шума

1

2

3

14. Измерения шума проведены в соответствии с программой испытаний.

15. Заключение по результатам испытаний.

16. Данные о лаборатории, которая проводила испытания:

наименование ___________________________________________________________

ответственный исполнитель _______________________________________________

дата ____________________________________________________________________

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН ИВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности СССР.

ИСПОЛНИТЕЛИ:

И.И.Малашков (руководитель темы);Ю.К.Есеновский, канд. техн. наук; Б.М.Енукидзе, канд. техн.наук; В.Е.Тольский, д-р техн. наук; Г.В.Латышев, канд. техн.наук; А.А.Носенкова, канд. техн. наук; В.И.Сальников; С.А.Воронцов,канд. техн. наук

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН ВДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от29.09.87 № 3807

3. Срок первой проверки 1992г.

4. Стандарт соответствуетстандарту ИСО 5128 (в части методов измерений)

5. ВЗАМЕН ГОСТ 19358-85 вчасти пп. 1.1-1.5, разд. 2 и 3, пп. 4.1.1-4.1.6, 4.1.8, 4.1.9, 4.2.2-4.2.6,4.4, 4.6, 4.7.

6. ССЫЛОЧНЫЕНОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта, перечисления

ГОСТ 12.1.026-80

4.2

ГОСТ 17187-81

1.1; 2.1, перечисление 1

СОДЕРЖАНИЕ

1. Допустимые уровни шума. 1

2. Средства измерений. 2

3. Подготовка к испытаниям.. 2

4. Условия проведения испытаний. 2

5. Измерение уровня шума. 4

6. Измерение шума при движении автомобиля с постоянными скоростями и на неподвижном автомобиле. 4

7. Обработка результатов испытаний. 4

Приложение 1 Измерение шума при движении автомобиля с постоянными скоростями и на неподвижном автомобиле. 4

Приложение 2 Протокол испытаний автомобилей. 5