ГОСТ ISO 14509-3-2015
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Суда малые
ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА МАЛЫХ МОТОРНЫХ ПРОГУЛОЧНЫХ СУДОВ
Часть 3
Оценка шума при помощи расчетов и измерений
Small craft. Measurement of airborne sound emitted by powered recreational craft. Part 3. Sound assessment using calculation and measurement procedures
МКС 17.140.30; 47.080
Дата введения 2016-11-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 12 ноября 2015 г. N 82-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 марта 2016 г. N 132-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 14509-3-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2016 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 14509-3:2009 "Суда малые. Воздушный шум, производимый моторными прогулочными судами. Часть 3. Оценка шума при помощи расчетов и измерений" ("Small craft - Airborne sound emitted by powered recreational craft - Part 3: Sound assessment using calculation and measurement procedures", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .
Международный стандарт разработан техническим комитетом по стандартизации ISO/TC 188* "Малые суда" Международной организации по стандартизации (ISO).
Официальные экземпляры международного стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, и международных стандартов, на которые даны ссылки, имеются в национальных органах по стандартизации.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает метод оценки максимального уровня звука моторного однокорпусного прогулочного судна длиной не более 24 м с числом Фруда не менее 1,1. Метод измерений не применим для персональных скоростных судов (гидроциклов, скутеров).
В настоящем стандарте уровень звука определяют сочетанием методов расчета и измерений.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ISO 8665, Small craft - Marine propulsion reciprocating internal combustion engines - Power measurements (Суда малые. Судовые главные гребные двигатели и системы. Измерение мощности и заявленные значения)
ISO 8666:2002*, Small craft - Principal data (Суда малые. Основные данные)
ISO 10087, Small craft - Craft identifcation - Coding system (Суда малые. Идентификация судов. Система обозначений)
__________________
* Заменен на ISO 8666:2016.
ISO 14509-1, Small craft - Airborne sound emitted by powered recreational craft - Part 1: Pass-by measurement procedures (Суда малые. Воздушный шум, производимый моторными прогулочными судами. Часть 1. Метод измерения шума проходящего судна)
IEC 60942, Electroacoustics - Sound calibrators (Электроакустика. Калибраторы акустические)
IEC 61672-1, Electroacoustics - Sound level meters - Part 1: Specifications (Электроакустика. Шумомеры. Часть 1. Технические требования)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины и определения по ИСО 8666, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 прогулочное судно (recreational craft): Судно любого типа, независимо от типа движителя, предназначенное для занятия спортом и досуга.
3.2 максимальный уровень звука прогулочного судна (maximum A-frequency weighted sound pressure level for recreational craft, maximum A-weighted sound pressure level): Максимальный уровень звукового давления движущегося на установленном режиме судна, измеренный с частотной коррекцией по характеристике в соответствии с IEC 61672-1.
Примечание - Выражают в децибелах.
3.3 число Фруда (Froude number): Величина , определяемая формулой
, (1)
где - максимальная скорость судна, м/с;
- ускорение свободного падения, 9,8 м/с;
- длина ватерлинии, м.
Примечание - Адаптировано по директиве ЕС 2003/44/ЕС.
4 Обозначения
В настоящем стандарте применены следующие обозначения:
- длина судна, как это определено в ISO 8666, м;
- максимальный уровень звука судна, дБ;
- максимальный уровень звука судна, измеренный на временной характеристике шумомера "медленно" в соответствии с ISO 14509-1, дБ;
- корпусный уровень звука, рассчитанный по формуле (А.1), дБ;
- уровень звука на судне, рассчитанный по формуле (В.1), дБ;
- ослабление звука при распространении на расстояние 25 м от борта судна до точки измерений, определяемое как указано в В.3, дБ.
5 Метод оценки шума
Корпусный уровень звука рассчитывают в соответствии с приложением А. Уровень звука на судне измеряют в соответствии с приложением В. Оцениваемая для испытуемого судна величина является суммой расчетного уровня и величины , уменьшенной на ослабление звука при распространении, рассчитываемая по формуле
. (2)
Результат расчета по формуле (2) будет находиться в пределах ±2 дБ от , измеренного для того же судна в соответствии с ISO 14509-1, с учетом заявленной неопределенности измерений по ISO 14509-1 и ISO 14509-3.
6 Протокол испытаний
Протокол испытаний должен включать в себя:
a) ссылку на настоящий стандарт;
b) заявление о том, что все требования стандарта выполнены;
c) подпись эксперта, дату;
d) реквизиты используемых средств измерения и их заводские номера;
e) корпусный уровень звука , рассчитанный по формуле (А.1);
f) уровни звукового давления на борту судна, дБ, измеренные в соответствии с В.2, и величину , рассчитанную по формуле (В.1);
g) максимальный уровень звука судна , рассчитанный в соответствии с разделом 5;
h) сведения о судне и модели (при наличии) в соответствии с ISO 10087;
I) реквизиты изготовителя двигателя, силовой установки и тип привода.
Приложение А
(обязательное)
Расчет корпусного уровня звука
Корпусный уровень звука судна рассчитывают по формулам (А.1) или (А.2).
Примечание - В результате получают прогнозируемый уровень звукового давления шума, вызванного взаимодействием корпуса судна с водой, при прохождении судна на расстоянии 25 м перпендикулярно борту.
, (А.1)
где - скорость судна, м/с;
или
, (A.2)
где - скорость судна, выраженная в узлах ( - морская миля в час).
Приложение В
(обязательное)
Метод измерения уровня звука на судне
В.1 Общие положения
В.1.1 Требования к оборудованию
Средства измерения шума, включая ветрозащитный экран, рекомендованный их изготовителем, должны отвечать требованиям для шумомеров 2-го класса в соответствии с IEC 61672-1.
Должен быть использован акустический калибратор 1-го класса в соответствии с IEC 60942. Весь измерительный тракт должен быть проверен с помощью акустического калибратора согласно инструкции его изготовителя в начале и в конце измерений, выполняемых с каждым судном, и, по меньшей мере, в начале и в конце каждого дня испытаний. С целью обеспечения прослеживаемости измерений акустический калибратор должен проходить периодическую поверку в установленные сроки.
В.1.2 Расположение микрофонов
Измерения проводят в семи положениях микрофонов, приведенных на рисунке В.1.
а) Микрофон над палубой или транцем (вид сбоку)
1 - точка расположения микрофона; a - поверхность воды; b - корпус судна
Рисунок В.1. лист 1 - Точки расположения микрофонов
Размеры в метрах
b) Прямоугольный транец (вид сверху)
с - продольная ось корпуса судна; d - платформа для купания
Размеры в метрах
с) Круглый транец (вид сверху)
Рисунок В.1, лист 2
По возможности микрофоны должны быть расположены максимально точно в указанных на рисунке В.1 положениях.
Микрофон должен быть ненаправленным и ориентированным горизонтально по отношению к судну.
В.1.3 Режим работы
Примечание - Измерения могут выполнять без учета скорости ветра, высоты волн, дождя или других осадков. Измерения не следует выполнять в условиях, не предусмотренных категорией судна.
В.1.3.1 Судно должно работать с нагрузкой, эквивалентной массе двух человек, за исключением судов, предназначенных для одного человека и всех гидроциклов PWC, которые должны иметь нагрузку, равноценную массе одного человека. Нагрузку, эквивалентную массе одного человека, считают равной (75±20) кг.
В.1.3.2 Перед началом измерений двигатель судна должен быть прогрет до рабочей температуры. Все остальные условия эксплуатации (используемое топливо, время запуска и т.д.) должны соответствовать инструкции изготовителя.
В.1.3.3 Во всех испытаниях двигатель работает на полном газу. Если скорость судна превышает 70 км/ч (37,8 узла), дроссель двигателя должен быть отрегулирован таким образом, чтобы поддерживать скорость (70±2) км/час [(37,8±1,08) узла].
В.1.3.4 Для силовых установок, которые оснащены механизмом регулирования угла дифферента, он должен быть отрегулирован для всех испытаний так, чтобы вектор тяги винта или турбины был параллелен линии киля судна с точностью ±2°.
В.1.3.5 Судно должно быть погружено до нулевой отметки для всех тестов.
В.1.3.6 Винт или турбину следует выбирать таким образом, чтобы при полностью открытой дроссельной заслонке частота вращения двигателя находилась в пределах ±4% от заявленного при заданном уровне дифферента в соответствии с ISO 8665. Для двигателя с искровым зажиганием без регулятора частоты вращения заявленная частота вращения двигателя должна быть равна половине частоты вращения, рекомендованной изготовителем для выбора гребного винта. Для двигателей с регулятором частоты вращения заявленная частота вращения двигателя должна быть равна частоте, определяемой изготовителем. Шаг регулируемого винта устанавливают в положении, необходимом для получения заявленной частоты вращения двигателя на полном газу, для того чтобы достичь максимальной скорости судна или скорости 70 км/ч в зависимости оттого, что меньше.
В.2 Измерение шума на борту судна
В течение 10 с в каждой из семи точек расположения микрофона (см. рисунок В.1) измеряют эквивалентный уровень звукового давления, корректированного по характеристике, в диапазоне частот, ограниченном сверху третьоктавной полосой 500 Гц (т.е. на частотах ниже 562 Гц)*.
_______________
* Стандартные шумомеры 2-го класса (см. п.В.1.1.), как правило, не обладают возможностью непосредственного измерения данной величины. Поэтому для получения оценки уровня звука на судне в соответствии с В.2 для каждой точки измерений требуется выполнить взвешенное по характеристике логарифмическое суммирование измеренных уровней звукового давления в первых третьоктавных полосах, включая полосу 500 Гц.
Измеренный спектр шума должен содержать спектральные составляющие звука выхлопа. На рисунках В.2 и В.3 приведены примеры приемлемых и неприемлемых результатов измерений соответственно.
Примечание - Для обеспечения качества измерения частотных спектров, соответствующего рисункам В.2 и В.3, возможно, потребуется узкополосный спектральный анализ.
- частота; - уровень звукового давления
Рисунок В.2 - Пример спектра шума, показывающий явный вид звука выхлопа
- частота; - уровень звукового давления
Рисунок В.3 - Пример зашумленного спектра без явного преобладания звука выхлопа и без явно отображаемых гармоник
Следует определить среднее значение уровня звукового давления для семи точек измерений. Величину рассчитывают как энергетическое среднее семи измеренных эквивалентных уровней звука по формуле
, (В.1)
где - эквивалентный уровень звукового давления, корректированного по характеристике , в диапазоне первых третьоктавных полос, включая полосу 500 Гц, измеренный в течение 10 с в точке 1 расположения микрофона;
- эквивалентный уровень звукового давления, корректированного по характеристике , в диапазоне первых третьоктавных полос, включая полосу 500 Гц, измеренный в течение 10 с в точке 2 расположения микрофона;
- эквивалентный уровень звукового давления, корректированного по характеристике , в диапазоне первых третьоктавных полос, включая полосу 500 Гц, измеренный в течение 10 с в точке 7 расположения микрофона.
Полученное значение среднего уровня звука принимают за уровень звука на судне.
В.3 Поправка к уровню звука на судне
Значение , измеренное за кормой в соответствии с формулой (В.1), должно быть скорректировано путем вычитания одного из следующих значений ослабления звука при распространении для получения вклада звука выхлопа в шум судна на расстоянии 25 м:
- подводный выхлоп: 16 дБ, | (В.2) |
- выхлоп над водой: 22 дБ. | (В.3) |
Если есть сомнения относительно положения выпускного отверстия (т.е. выше или ниже уровня воды), следует считать, что выпускное отверстие находится ниже уровня воды.
Примечание - Эта неопределенность может искусственно завысить прогнозируемый уровень звука судна.
Приложение С
(справочное)
Пример формы протокола испытаний
Пользователь может применять копию представленной здесь формы протокола.
Протокол испытаний
Результаты измерений шума малых судов в соответствии с ГОСТ ISO 14509-3
Все требования ГОСТ ISO 14509-3 были выполнены при проведении испытаний.
Общая информация | |||||||||||||||||||||||||||||
Испытательная организация | Номер испытаний | ||||||||||||||||||||||||||||
Место испытаний | Дата испытаний | ||||||||||||||||||||||||||||
Условия испытаний: высота волн | мм | Скорость ветра | |||||||||||||||||||||||||||
Изготовитель шумомера | Модель N | , заводской N | |||||||||||||||||||||||||||
Изготовитель акустического калибратора | Модель N | , заводской N | |||||||||||||||||||||||||||
Дата последней поверки: шумомер | Акустический калибратор | ||||||||||||||||||||||||||||
Данные силовой установки | |||||||||||||||||||||||||||||
Изготовитель силовой установки | Номер протокола | ||||||||||||||||||||||||||||
Модель | год модели | Заводской N | |||||||||||||||||||||||||||
Заявленная мощность на валу в соответствии | Скорость ветра | ||||||||||||||||||||||||||||
с ISO 8665 | кВт | ||||||||||||||||||||||||||||
Заявленное число оборотов двигателя |
| мин | Тип двигателя | ||||||||||||||||||||||||||
(бензиновый, дизель) | |||||||||||||||||||||||||||||
Число оборотов двигателя в ходе испытаний |
| мин | |||||||||||||||||||||||||||
Данные судна | |||||||||||||||||||||||||||||
Судостроитель | Модель | ||||||||||||||||||||||||||||
Идентификационный номер судна (CIN) по ISO 10087 | |||||||||||||||||||||||||||||
Скорость судна в ходе измерений | м/с или узлов | ||||||||||||||||||||||||||||
Положение выхлопного отверстия в ходе измерений (над водой/под водой) | |||||||||||||||||||||||||||||
Результаты измерений на борту судна | |||||||||||||||||||||||||||||
Номер позиции микрофона | , дБ | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||||||
Уровень звука на судне в соответствии с (В.2) | дБ | ||||||||||||||||||||||||||||
Корпусный уровень звука в соответствии с (А.1) | дБ | ||||||||||||||||||||||||||||
Ослабление звука при распространении в соответствии с (В.3) | дБ | ||||||||||||||||||||||||||||
Результат испытаний | |||||||||||||||||||||||||||||
Максимальный уровень звука судна | дБ | ||||||||||||||||||||||||||||
Лицо, ответственное за испытание (инициалы, фамилия и должность) | |||||||||||||||||||||||||||||
Дата | Подпись |
Приложение ДА
(справочное)
Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного международного стандарта | Степень соответствия | Обозначение и наименование межгосударственного стандарта |
ISO 8665 | - | * |
ISO 8666:2002 | - | *, |
ISO 10087 | - | *, |
ISO 14509-1 | IDT | ГОСТ ISO 14509-1-2015 "Суда малые. Измерение шума малых моторных прогулочных судов. Часть 1. Измерение шума проходящего судна" |
IEC 60942 | - | *, |
IEC 61672-1 | MOD | ГОСТ 17187-2010 "Шумомеры. Часть 1. Технические требования" |
* Соответствующий межгосударственный стандарт отсутствует. До его принятия рекомендуется использовать перевод на русский язык международного стандарта. Примечание - В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов: - IDT - идентичные стандарты; - MOD - модифицированные стандарты. |
__________________
В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 8666-2012 "Суда малые. Основные данные".
В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 10087-2013 "Суда малые. Идентификация судна. Система кодирования".
В Российской Федерации действует ГОСТ Р МЭК 60942-2009 "Калибраторы акустические. Технические требования и требования к испытаниям".
УДК 534.322.3.08:006.354 | МКС 17.140.30; 47.080 | IDT | |
Ключевые слова: малое моторное прогулочное судно, кормовой привод, измерение шума, максимальный уровень звука, режим работы, расчетный метод |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2019