ГОСТ 20994-75
Группа Б29
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
МАСЛА МОТОРНЫЕ
Метод оценки склонности масел к образованию отложений при низких температурах
Motor oils. Method of testing their tendency to form deposits
at low temperatures
ОКСТУ 0209
Дата введения 1976-07-01
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 9 июля 1975 г. N 1740
Ограничение срока действия снято по протоколу N 2-92 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 2-93)
ИЗДАНИЕ с Изменениями N 1, 2, утвержденными в марте 1985 г., декабре 1987 г. (ИУС 6-85, 3-88)
Настоящий стандарт распространяется на моторные масла групп А, Б, Б, Б, В, В, В, Г, Г, Г, Д и устанавливает метод оценки склонности масел к образованию отложений при низких температурах.
Метод предназначен для проведения моторных испытаний по ГОСТ 17479.1-85.
Сущность метода заключается в испытании масла на одноцилиндровой карбюраторной установке НАМИ-1М в течение 120 ч с последующей оценкой массы отложений при низких температурах в роторе центрифуги.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1. АППАРАТУРА, РЕАКТИВЫ И МАТЕРИАЛЫ
1.1. При испытании применяют:
установку, одноцилиндровую карбюраторную НАМИ-1М (см. приложение);
раствор для удаления лако- и нагароотложений, содержащий в 10 дм воды:
100 г мыла хозяйственного,
100 г стекла натриевого жидкого по ГОСТ 13078-81,
100 г соды кальцинированной технической по ГОСТ 10689-75,
10 г калия двухромовокислого по ГОСТ 4220-75;
бензин автомобильный марки А-76 по ГОСТ 2084-77* (неэтилированный);
__________________
* В Российской Федерации в части марок автомобильных бензинов А-76 неэтилированный, АИ-91, АИ-95 с 01.01.2003 г. будет действовать ГОСТ Р 51105-97 (здесь и далее).
карандаши графитные чертежные "Конструктор";
масло моторное М-10Б эталонное;
калибр диаметром 100,02 мм;
масло моторное М-8В по ГОСТ 10541-78;
весы аналитические типа АДВ-200 или другого типа с погрешностью взвешивания не более 0,001 г;
весы технические с погрешностью взвешивания не более 1 г;
нутромер с пределами измерений 25-50 мм;
микрометр 1-го класса точности с пределами измерений 0-25 мм;
щуп N 5 с пределами измерений 0,05-1,50 мм.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
2. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ
2.1. Детали и узлы двигателя подбирают в соответствии с требованиями, приведенными в технической документации.
2.2. Зазоры в сопряженных деталях, отклонения от круглости и профиля продольного сечения их поверхностей должны соответствовать значениям, приведенным в табл.1.
Таблица 1
Наименование детали | Допускаемое значение, мм |
Зазоры | |
Юбка поршня - гильза цилиндра | 0,050-0,090 |
Палец поршневой - втулка шатуна | 0,005-0,010 |
Кольцо поршневое - канавка по высоте: | |
для компрессионных колец | 0,050-0,090 |
для маслосъемного кольца | 0,025-0,070 |
Замок поршневого кольца: | |
для компрессионных колец | 1,8-2,0 |
для маслосъемного кольца | 0,9-1,2 |
Радиальный зазор между поршневым кольцом и рабочей поверхностью гильзы цилиндра (не более чем в двух местах по дуге 30° и не ближе 30° от замка кольца) | 0,020-0,025 |
Шейка шатунная-вкладыш подшипника нижней головки шатуна | 0,025-0,075 |
Направляющая втулка-клапан (впускной и выпускной) | 0,050-0,090 |
Допуск круглости и профиля продольного сечения | |
Гильза цилиндра | 0,030-0,040 |
Шейка шатунная коленчатого вала | 0,030-0,040 |
Примечания:
1. Зазор в замках компрессионных колец устанавливают перед обкаткой путем подпиливания надфилем торцовых поверхностей стыка замка до значения, указанного в табл.1.
2. Зазоры в замках поршневых колец и радиальные зазоры между поршневыми кольцами и рабочей поверхностью гильзы определяют в специальном калибре, внутренний диаметр которого соответствует номинальному размеру гильзы цилиндра.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
2.3. Поршневые кольца двигателя ЗИЛ-130 маркируют соответственно номерам канавок и устанавливают в следующей последовательности: два верхних компрессионных - хромированные, третье компрессионное - луженое, маслосъемное - стальное сборное.
2.4. (Исключен, Изм. N 1).
2.5. При сборке двигателя затягивают гайки шпилек крепления головки к блоку усилием 70-90 Н·м (7-9 кгс·м), гайки болтов шатуна - усилием 70-90 Н·м (7-8 кгс·м)*.
________________
* Соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".
2.6. На собранном двигателе в "холодном состоянии" регулируют зазоры между стержнями клапанов и носиками коромысел и устанавливают зазор для впускного и выпускного клапанов 0,25-0,30 мм.
2.7. Проверяют и при необходимости проводят регулировку зазоров:
между контактами прерывателя, мм | 0,3-0,4; | |||
между электродами свечи, мм | 0,7-0,8. |
2.8. При установке на двигатель нового комплекта деталей цилиндропоршневой группы проводят обкатку двигателя и оценку расхода масла на угар на масле М-8В по ГОСТ 10541-78 и бензине марки А-76 (неэтилированном) по ГОСТ 2084-77.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
2.9. Перед обкаткой в масляный картер двигателя заливают 2,0 кг масла и проводят обкатку в течение 20 ч по режиму, указанному в табл.2. После 2 ч "холодной" обкатки масло из масляного картера двигателя и центрифуги сливают, их внутренние полости промывают бензином, заправляют картер 2,0 кг свежего масла и проводят "горячую" обкатку без смены и долива масла в течение 18 ч.
Таблица 2
Вид обкатки | Мощность двигателя, Вт (л.с.) | Частота вращения коленчатого вала двигателя, рад/с (мин) | Время работы двигателя, мин |
"Холодная" | - | 50 (500) | 30 |
- | 60 (600) | 30 | |
- | 70 (700) | 15 | |
- | 80 (800) | 15 | |
- | 90 (900) | 15 | |
- | 100 (1000) | 15 | |
"Горячая" | 0 (0) | 100 (1000) | 60 |
1397 (1,9) | 120 (1200) | 120 | |
1839 (2,5) | 140 (1400) | 120 | |
2280 (3,1) | 160 (1600) | 120 | |
2721 (3,7) | 180 (1800) | 120 | |
3677 (5,0) | 200 (2000) | 120 | |
5075 (6,9) | 220 (2200) | 120 | |
6472 (8,8) | 240 (2400) | 120 | |
7649 (10,4) | 260 (2600) | 120 | |
0 (0) | 100 (1000) | 60 |
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.10. Температура воды на выходе из двигателя и масла в масляной магистрали на режиме "горячей" обкатки должна поддерживаться в пределах (80±3) °С, давление масла не должно быть менее 0,15 МПа (1,5 кгс/см), температура воздуха, поступающего в двигатель, должна быть (50±3) °С.
2.11. Масло из масляного картера двигателя и центрифуги после завершения обкатки полностью сливают и заливают 2,0 кг свежего масла.
2.12. Двигатель запускают и определяют угар масла в течение 10 ч на контрольном режиме, указанном в табл.3.
Таблица 3
Наименование параметров | Норма |
Мощность двигателя, Вт (л.с.) | 8090±150 (11±0,2) |
Частота вращения коленчатого вала двигателя, рад/с (об/мин) | 240±2,5 (2400±25) |
Угол опережения зажигания, град | 26 |
Расход топлива, кг/ч | 3,2±0,1 |
Температура масла в масляной магистрали, °С | 90±3 |
Температура воды, выходящей из двигателя, °С | 90±3 |
Температура воздуха на линии всасывания перед карбюратором, °С | 50+3 |
Давление масла в масляной магистрали, МПа (кгс/см), не менее | 0,15 (1,5) |
Противодавление на выпуске, Па (мм вод.ст.), не более | 980 (100) |
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.13. Масло из центрифуги и масляного картера после окончания работы двигателя на контрольном режиме сливают и взвешивают с погрешностью не более 5 г. В момент остановки двигателя поршень должен быть установлен в верхней мертвой точке (в.м.т.).
Значение величины угара масла на контрольном режиме должно составлять 12-18 г/ч. При других значениях величины угара использование двигателя для проведения моторной оценки масел по данной методике не допускается. Двигатель разбирают и устраняют причины, вызывающие угар масла выше указанного значения. Затем двигатель собирают и повторяют испытания по оценке угара масла на контрольном режиме в течение 10 ч.
2.14. После проведения обкатки и определения угара масла двигатель разбирают для удаления нагара и лакоотложений, осмотра и микрометража деталей.
Размеры деталей после обкатки и контрольного режима должны соответствовать нормам, указанным в табл.1.
Гильзу, поршень, кольца, вкладыши шатунных подшипников и другие детали заменяют при наличии дефектов и повторяют обкатку.
2.15. Отложения с поршней и колец удаляют погружением в ванну со специальным раствором, указанным в п.1.1, и выдерживанием в нем при 85-90 °С в течение 2-3 ч, с последующей очисткой отложений хлопчатобумажной тканью. Затем поршни и кольца промывают горячей водой и просушивают, участки с прилипшими отложениями очищают деревянными или медными скребками.
2.16. Внутреннюю полость двигателя, крышку и полость клапанной коробки, а также центрифугу и масляный картер промывают бензином марки А-76 для удаления шлама.
2.17. Ротор центрифуги, поршневые кольца, шатунные вкладыши взвешивают (каждую деталь в отдельности). Ротор центрифуги взвешивают с погрешностью не более 1,0 г, а поршневые кольца и шатунные вкладыши взвешивают с погрешностью не более 0,001 г.
Определяют в калибре зазоры в замках поршневых колец. Затем двигатель собирают и проводят операции по пп.2.6 и 2.7.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.18. Двигатель, подготовленный к проведению испытаний, проходит 2-часовую приработку на испытуемом масле, залитом в масляный картер в количестве 1,5 кг, на режиме, указанном в табл.4.
Таблица 4
Мощность двигателя, Вт (л.с.) | Частота вращения коленчатого вала двигателя, рад/с (мин) | Время работы двигателя, мин |
0 (0) | 100 (1000) | 15 |
4634 (6,8) | 160 (1600) | 30 |
7061 (9,6) | 240 (2400) | 30 |
8973 (12,2) | 320 (3200) | 30 |
0 (0) | 100 (1000) | 15 |
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.19. Температура воды на выходе из двигателя и масла в масляной магистрали на режиме приработки двигателя должна быть в пределах (80±3) °С, давление масла - не менее 0,15 МПа (1,5 кгс/см), температура воздуха, поступающего в двигатель, должна быть (50±3) °С.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.20. После окончания 2-часовой приработки масло из масляного картера и центрифуги сливают. Ротор центрифуги и масляный картер промывают в бензине марки А-76, просушивают и устанавливают на двигатель. В масляный картер заливают 3,5 кг свежего испытуемого масла.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ
3.1. Двигатель запускают и проводят испытание масла в течение 120 ч повторяющимися этапами, каждый по 8 ч, по режиму, указанному в табл.5.
Таблица 5
Наименование параметра | Норма для режима | Остановка двигателя | ||
"холодного" | "горячего" | |||
А | Б | |||
Продолжительность, ч | 2 | 3 | 2 | 1 |
Мощность двигателя, кВт (л.с.) | Холостой ход | 7,0±0,15 (9,5±0,2) | 11,0±0,15 (15,0±0,2) | - |
Частота вращения коленчатого вала двигателя, рад/с (мин) | 115±2,6 (1100±25) | 199±2,6 (1900±25) | 314±2,6 (3000±25) | - |
Расход топлива, кг/ч | 0,98±0,1 | 2,7±0,1 | 4,3±0,1 | - |
Угол опережения зажигания, град | 22±2 | 31±1 | 40±1 | - |
Давление масла в масляной магистрали, МПа (кгс/см) | Не менее 0,15 (1,5) | Не менее 0,15 (1,5) | 0,3±0,02 (3,0±0,2) | - |
Противодавление на выпуске, Па (мм вод.ст.), не более | 980 (100) | 980 (100) | 980 (100) | - |
Температура, °С: | ||||
охлаждающей воды на выходе из головки двигателя | 20-25 | 25±2 | 90±2 | 20-25 |
масла в масляном картере | 20-25 | 35±2 | 80±2 | 20-25 |
воздуха, поступающего в двигатель перед карбюратором | 20-25 | 30-35 | 50±2 | - |
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2. Смену и долив масла в процессе испытаний не проводят.
3.3. В качестве топлива используют неэтилированный бензин марки А-76 по ГОСТ 2084-77.
3.4. Каждый 8-часовой этап испытаний включает 5 ч работы двигателя на "холодном" режиме, 2 ч работы двигателя на "горячем" режиме и остановку двигателя на 1 ч для охлаждения. "Холодный" режим делится на два подэтапа: А - длительностью 2 ч и Б - длительностью 3 ч. Испытание начинают с "холодного" режима (подэтап А). В течение суток двигатель должен проработать целое количество 8-часовых этапов (1, 2 или 3). Прерывание этапа не допускается.
3.5. Достижение заданных температур "холодного" режима должно быть осуществлено не более чем за 15 мин с момента пуска двигателя и после перехода с режима А на режим Б. Это время входит в 5-часовую работу двигателя на "холодном" режиме.
Достижение заданных температур "горячего" режима должно быть осуществлено по температуре масла не более чем за 1 ч, а по температуре охлаждающей воды и воздуха перед карбюратором - не более чем за 30 мин с момента перехода с "холодного" режима на "горячий". Это время входит в 2-часовую работу двигателя на "горячем" режиме.
3.6. Перепад температуры охлаждающей воды на выходе из головки двигателя и входе должен быть не более 10 °С.
3.7. В процессе работы двигателя через каждый час испытаний регистрируют следующие показатели:
расход топлива, кг/ч;
показания тормоза, Н (кгс);
частоту вращения коленчатого вала двигателя, рад/с (мин);
угол опережения зажигания, град;
давление масла в главной масляной магистрали, МПа (кгс/см);
прорыв газов в картер, дм/мин;
противодавление на выпуске, Па (мм вод.ст.);
температуру охлаждающей воды на выходе из головки двигателя, масла в картере, воздуха, поступающего в двигатель, и выхлопных газов, °С.
3.8. В процессе испытаний через каждые 40 ч работы двигателя снимают ротор центрифуги. Предварительно проводят слив масла из центрифуги в течение 10 мин. Ротор с отложениями взвешивают с погрешностью не более 1 г. Если масса отложений превышает 50 г, то отложения из ротора удаляют. Ротор промывают бензином, просушивают и устанавливают на двигатель. Масло, слитое из центрифуги, заливают в картер через заливную горловину.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
3.9. Через 20 мин после пуска и через 40, 80 и 120 ч работы двигателя из масляной магистрали на холостом ходу отбирают по 100 г пробы масла.
Перед отбором каждой пробы через маслоотборный кран сливают 150-200 г масла для его промывки. После взятия пробы слитое масло заливают обратно в двигатель через заливную горловину.
Масло, отобранное на пробы и оставшееся после испытаний в масляном картере и центрифуге, взвешивают с погрешностью не более 10 г.
3.10. В пробах масла, отобранных при проведении испытаний, определяют:
кинематическую вязкость при 100 °С по ГОСТ 33-2000;
содержание механических примесей по ГОСТ 6370-83;
щелочное число по ГОСТ 11362-96.
Эти показатели не включают в оценку масла.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
3.11. После окончания моторных испытаний проводят указанные ниже операции.
3.11.1. Сливают воду из системы охлаждения двигателя.
3.11.2. Отработанное масло из центрифуги и масляного картера сливают и взвешивают.
3.11.3. Двигатель частично разбирают, снимая головку цилиндра, ротор центрифуги, поршень с поршневыми кольцами, шатун с вкладышами, толкатели клапанов, с головки цилиндра снимают клапаны.
3.12. Ротор центрифуги с отложениями взвешивают с погрешностью не более 1,0 г, затем отложения удаляют.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.13. Подвижность поршневых компрессионных колец оценивают по табл.6, после этого кольца с поршня снимают.
3.14. Поршень, поршневые кольца, шатунные вкладыши и толкатели клапанов ополаскивают в бензине, используемом при проведении испытаний.
Внутренние полости двигателя, масляный картер и ротор центрифуги промывают бензином для удаления шлама.
3.15. В канавках и на перемычках поршня, где имеются отложения нагара, проводят измерение толщины слоя отложений с погрешностью не более 0,05 мм (нутромером, микрометром или другим инструментом, обеспечивающим необходимую точность измерения).
В канавках и на перемычках поршня определяют твердость отложений по табл.8 с помощью графитных карандашей "Конструктор". Для этого карандаш затачивают, не затрагивая графитной вставки, которую затем обрезают по плоскости, перпендикулярной к ее боковой поверхности, так, чтобы длина графитной вставки была 4-6 мм. Острой кромкой, образованной основанием и боковой поверхностью графитной вставки, проводят в направлении стороны заточки по поверхности отложений.
3.16. Проводят оценку загрязненности канавок, перемычек и юбки поршня, а также внутренней поверхности головки поршня.
3.17. 3.18. (Исключены, Изм. N 2).
3.19. (Исключен, Изм. N 1).
3.20. Углеродистые отложения удаляют с поршня и поршневых колец по п.2.15.
3.21. Поршневые кольца и шатунные вкладыши (каждую деталь в отдельности) взвешивают с погрешностью не более 0,001 г.
3.22. (Исключен, Изм. N 1).
3.23. Установку к последующим испытаниям подготавливают по разд.2.
3.24. Последовательность проведения испытаний масел следующая:
эталонное масло М-10Б,
испытуемое масло (четыре испытания).
Испытания эталонного масла проводят по режиму, указанному в табл.5, при расходе картерных газов 8-18 дм/мин.
Масса отложений в роторе центрифуги, определяемая в соответствии с разд.4, должна быть не менее 35 и не более 50 г. При отклонении от указанных значений устраняют причины, вызвавшие эти отклонения, и снова проводят контроль установки.
3.25. Испытания образцов масел проводят последовательно на одном и том же комплекте цилиндропоршневой группы до тех пор, пока размеры основных деталей не превысят значений, указанных в табл.1, или прорыв картерных газов на "холодном" или "горячем" режиме не достигнет 25 дм/мин.
Средние значения прорыва картерных газов для каждого испытания в серии по абсолютной величине не должны отличаться между собой более чем на 2 дм/мин.
3.24, 3.25. (Измененная редакция, Изм. N 2).
3.26. (Исключен, Изм. N 1).
3.27. (Исключен, Изм. N 2).
4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
4.1. Оценку склонности испытуемого масла к образованию отложений при низких температурах проводят сравнением массы отложений в роторе центрифуги за время испытаний, в граммах, с предельными нормами на этот показатель (п.4.11).
Суммарная степень загрязнения поршня нагаро- и лакоотложениями, износ компрессионных колец и вкладышей шатунного подшипника не включаются в оценку масла.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.2. (Исключен, Изм. N 1).
4.2.1. Массу отложений в роторе центрифуги () за весь цикл испытаний без чистки ротора в граммах вычисляют по формуле
,
где - масса ротора центрифуги с отложениями после испытания, г;
- масса ротора центрифуги до испытания, г.
4.2.2. Массу отложений в роторе центрифуги () за весь цикл испытаний с периодической чисткой ротора в граммах вычисляют по формуле
,
где , , - масса ротора центрифуги с отложениями после 40, 80 и 120 ч испытания, г.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.3. (Исключен, Изм. N 2).
4.4. Суммарная степень загрязнения поршня нагаро- и лакоотложениями складывается из оценки состояния подвижности компрессионных колец, а также суммарной загрязненности кольцевых канавок поршня, перемычек между поршневыми канавками поршня и юбки поршня.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
4.4.1. Суммарную оценку степени подвижности компрессионных колец () в баллах вычисляют по формуле
,
где , , - оценка степени подвижности первого, второго и третьего компрессионного кольца, баллы.
4.4.1.1. Степень подвижности каждого компрессионного кольца () оценивают в баллах по табл.6.
Таблица 6
Состояние кольца | Баллы | Условия оценки |
1. Свободное | 0 | Кольцо свободно перемещается в канавке поршня под нажимом пальца без всякого сопротивления |
2. Плотное | 1 | Кольцо перемещается в канавке поршня под нажимом пальца с легким сопротивлением |
3. Тугое | 3 | Кольцо перемещается в канавке поршня под нажимом пальца со значительным сопротивлением |
4. Защемленное | 3 | Кольцо не перемещается в канавке поршня под нажимом пальца, отличается блестящей или полированной поверхностью по всей окружности, что свидетельствует о подвижности кольца при работе двигателя (может быть и ограниченной) |
5. Закоксованное | 5 | Кольцо пригорело и не перемещается в канавке поршня под нажимом пальца, поверхность кольца на пригоревших участках покрыта лакообразными отложениями или нагаром |
Примечания:
1. Защемленное и закоксованное кольцо на дуге 1-60° оценивают соответственно в 3-5 баллов. При увеличении защемления или закоксовывания на каждые 60° дуги следует прибавлять по одному баллу.
2. Поломанные кольца и степень подвижности стального сборного маслосъемного кольца не оценивают.
4.4.2. Суммарную загрязненность всех (кольцевых) поршневых канавок () в баллах вычисляют по формуле
,
где , , , - оценка отложений в первой, второй, третьей и четвертой канавках, бал
лы.
4.4.2.1. Отложения одного вида в каждой кольцевой поршневой канавке () оценивают в баллах и вычисляют по формуле
,
где - поверхность внутренней стенки соответственно каждой канавки, покрытая отложениями одного вида, %;
- коэффициент толщины слоя, определяемый по табл.7;
- коэффициент характера отложений, определяемый по табл.8.
Результаты оценки отложений каждого вида суммируют.
Таблица 7
Толщина слоя отложений, % радиального зазора | Коэффициент толщины слоя (макс.) |
Тонкий слой - до 30 | 3,0 |
Слой средней толщины - до 70 | 7,0 |
Толстый слой - свыше 70 | 10,0 |
Примечание. Максимальные радиальные расчетные зазоры между компрессионными кольцами и стенкой канавки поршня - 0,7 мм, между сборным маслосъемным кольцом и стенкой канавки поршня - 1,0 мм, между перемычкой поршня и гильзой цилиндра - 0,3 мм.
Таблица 8
Характер отложений | Коэффициент характера отложений | Условия оценки (с применением карандашей "Конструктор") | |
След на поверхности отложений от карандашей | Царапина на поверхности отложений от карандашей | ||
Лакообразные | 0,1 | Оценивают визуально | |
Мягкие | 0,3 | ТМ | 2Т |
Средней твердости | 0,7 | 4Т-2Т | 5Т и большей твердости |
Твердые | 1,0 | 7Т-5Т | - |
Предельную величину оценки отложений в кольцевой поршневой канавке (10 баллов) дают в случае покрытия поверхности (по окружности) внутренней стенки канавки на 100% толстым слоем твердых отложений. Оценку в 0 баллов дают при совершенно чистой поверхности внутренней стенки канавки. Канавки, в которых имеются защемленные и закоксованные кольца, не оценивают.
4.4.3. Суммарную загрязненность перемычек между кольцевыми поршневыми канавками () в баллах вычисляют по формуле
,
где , , - оценка отложений на первой, второй и третьей перемычках, баллы.
4.4.3.1. Отложения одного вида на каждой перемычке между поршневыми канавками () в баллах вычисляют по формуле
,
где - поверхность каждой перемычки, покрытая отложениями одного вида, %.
Значения и определяют по табл.7 и 8.
Результаты оценки отложений каждого вида суммируют.
Предельную величину оценки отложений на перемычке между кольцевыми поршневыми канавками (10 баллов) дают при покрытии поверхности перемычки на 100% толстым слоем твердых отложений.
Оценку в 0 баллов дают при совершенно чистой поверхности перемычки.
4.4.4. Суммарную загрязненность юбки поршня () в баллах вычисляют по формуле
,
где , , , , - оценки отложений соответствующего цвета: черного, темно-коричневого, коричневого, светло-коричневого и желтого, ба
ллы.
4.4.4.1. Оценку отложений одного цвета на юбке поршня () в баллах вычисляют по формуле
,
где - поверхность юбки поршня, покрытая отложениями одного цвета, %;
- коэффициент цвета отложений.
Цвет отложений определяют по эталонной шкале (ГОСТ 5726-53), а соответствующий коэффициент цвета - по табл.9.
Таблица 9
Цвет отложений | Коэффициент цвета |
Желтый | 0,1 |
Светло-коричневый | 0,25 |
Коричневый | 0,5 |
Темно-коричневый | 0,75 |
Черный | 1,0 |
Результаты оценки отложений разных цветов суммируют.
Оценка в 0 баллов - юбка поршня чистая.
Оценка в 10 баллов - 100% поверхности юбки поршня покрытого отложениями черного цвета.
4.4.5, 4.4.5.1. (Исключены, Изм. N 1).
4.4.6. Суммарную оценку степени загрязнения поршня нагаром и лакоотложениями () в баллах с учетом степени подвижности компрессионных колец вычисляют по формуле
,
где - суммарная оценка степени подвижности компрессионных колец, определяется по п.4.4.1, баллы;
, , - суммарные оценки загрязненности различных участков поршня (кольцевых поршневых канавок, перемычек и юбки), определяются по пп.4.4.2, 4.4.3 и 4.4.4, баллы.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.5. (Исключен, Изм. N 1).
4.6. Износ компрессионных колец () в граммах определяют по потере их массы за период испытаний и вычисляют по формуле
,
где - масса каждого компрессионного кольца до испытаний, г;
- масса каждого компрессионного кольца после испытаний, г.
4.7. Износ вкладышей шатунного подшипника () в граммах определяют по потере их массы за период испытаний и вычисляют по формуле
,
где , -масса каждого вкладыша шатунного подшипника до испытаний, г;
- масса каждого соответствующего вкладыша шатунного подшипника после испытаний, г.
4.8. (Исключен, Изм. N 2).
4.9. (Исключен, Изм. N 1).
4.10. Точность метода
4.10.1. Сходимость
Два результата определений, полученные последовательно одним исполнителем, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает значений, указанных в табл.10.
Таблица 10
Группа масла | Сходимость, г |
А, Б | 155 |
Б, Б, В | 90 |
В, В | 20 |
Г (Гк) | 40 (20) |
Г, Г, Д | 15 |
4.10, 4.10.1. (Измененная редакция, Изм. N 2).
4.11. Моторное масло считается выдержавшим испытания по склонности к образованию отложений при низких температурах в двигателе и относится к соответствующей группе по ГОСТ 17479.1-85, если количество отложений в роторе центрифуги не превышает, г, для масел групп:
А и Б | - 500; | |||
Б и Б, В | - 250; | |||
Г и (Гк) | - 200 (100); | |||
В и В | - 60; | |||
Г и Г | - 40; | |||
Д | - 40. |
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное
ОПИСАНИЕ ОДНОЦИЛИНДРОВОЙ КАРБЮРАТОРНОЙ УСТАНОВКИ НАМИ-1М
Установка НАМИ-1М состоит из одноцилиндрового стационарного двигателя с универсальным картером, тормозного устройства, агрегатов систем охлаждения и топливоподачи, вспомогательного оборудования и приборного шкафа.
1.1. Двигатель
Одноцилиндровый двигатель является отсеком двигателя ЗИЛ-130 с универсальным чугунным картером.
Агрегаты системы охлаждения и вспомогательного оборудования двигателя установлены на специальном монтажном столе, расположенном между двигателем и электробалансирной машиной.
1.1.1. Основные технические показатели двигателя
Тип | четырехтактный карбюраторный | |||
Число цилиндров | 1 | |||
Диаметр цилиндра, мм | 100 | |||
Ход поршня, мм | 95 | |||
Рабочий объем, л | 0,746 | |||
Номинальная мощность, Вт (л.с.) | 13974 (17) | |||
Частота вращения при номинальной мощности, рад/с (мин) | 320 (3200) | |||
Степень сжатия | 6,5 | |||
Фазы распределения впускного клапана: | ||||
начало открытия | 50° до в.м.т. | |||
конец закрытия | 90° после н.м.т. | |||
Фазы распределения выпускного клапана: | ||||
начало открытия | 70° до н.м.т. | |||
конец закрытия | 70° после в.м.т. |
1.2. Система смазки
Смазочная система двигателя - комбинированная с мокрым картером.
Под давлением смазываются шатунный подшипник коленчатого вала, подшипники распределительного вала и втулки коромысел клапанов. Все остальные трущиеся поверхности смазываются посредством разбрызгивания. Масло очищается центробежным маслоочистителем.
1.1.1, 1.2. (Измененная редакция, Изм. N 2).
1.3. Система охлаждения
Система охлаждения двухконтурная с отдельным охлаждением головки цилиндра и масляного картера.
Гильза и головка цилиндра должны охлаждаться принудительно. Подача воды в рубашку охлаждения этих деталей осуществляется водяным насосом, имеющим индивидуальный привод от электродвигателя.
1.4. Система питания
Питание двигателя топливом осуществляется самотеком из топливного бака. На установке НАМИ-1М используется карбюратор К-126П.
1.5. Агрегаты для поглощения и измерения мощности двигателя
Запуск, торможение и измерение основных мощностных показателей двигателя осуществляются с помощью тормозной электробалансирной машины или другим агрегатом, способным поглощать развиваемую мощность и поддерживать требуемое число оборотов двигателя.
1.6. Вспомогательное оборудование
Вспомогательное оборудование включает бачок-охладитель, воздушный ресивер, ресиверы картерных и выхлопных газов, а также водяной насос с приводным электродвигателем.
1.7. Приборный шкаф и измерительное оборудование
Контрольно-измерительные приборы и оборудование для автоматического регулирования температурных параметров двигателя размещены в приборном шкафу установки.
Они позволяют производить измерение и регистрацию следующих параметров:
температуры охлаждающей жидкости, масла и воздуха, поступающего в двигатель;
температуры выпускных газов;
давления масла в масляной магистрали;
противодавления газов на выпуске;
количества картерных газов, прорывающихся в картер.
Осуществляется автоматическое поддержание температур: охлаждающей жидкости на выходе из двигателя масла в поддоне, воздуха на линии всасывания.
Текст документов сверен по:
Нефтепродукты. Масла.
Методы испытаний: Сб. ГОСТов. -
М.: ИПК Издательство стандартов, 2002