agosty.ru11. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ11.180. Средства помощи для лиц с физическими недостатками и увечьями

ГОСТ Р ИСО 22882-2010 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Требования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей

Обозначение:
ГОСТ Р ИСО 22882-2010
Наименование:
Самоориентирующиеся колесики и колеса. Требования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей
Статус:
Заменен
Дата введения:
04.01.2012
Дата отмены:
-
Заменен на:
Код ОКС:
11.180.10

Текст ГОСТ Р ИСО 22882-2010 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Требования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей


ГОСТ Р ИСО 22882-2010

Группа Р23

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САМООРИЕНТИРУЮЩИЕСЯ КОЛЕСИКИ И КОЛЕСА

Требования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей

Castors and wheels. Requirements for castors for hospital beds

ОКС 11.180.10

Дата введения 2012-04-01


Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык текста стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 ноября 2010 г. N 405-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 22882:2004* "Самоориетирующиеся колесики и колеса. Требования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей" (ISO 22882:2004 "Castors and wheels - Requirements for castors for hospital beds").

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Предисловие к ИСО 22882:2004

ИСО (Международная организация по стандартизации) является всемирной федерацией национальных органов по стандартизации (членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется Техническими комитетами ИСО. Каждая организация - член ИСО, заинтересованная в деятельности, для которой был создан Технический комитет, имеет право быть представленной в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работах. ИСО тесно взаимодействует с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации электротехники.

Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2.

Основной задачей Технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые Техническими комитетами, рассылаются организациям-членам на голосование. Их опубликование в качестве международного стандарта требует одобрения не менее 75% организаций-членов, принимавших участие в голосовании.

Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте некоторых элементов, которые могут быть объектом патентного права. ИСО не несет ответственности за идентификацию некоторых или всех таких патентных прав.

ИСО 22882 подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК 110 "Грузовые тележки", Подкомитетом ПК 3 "Самоориентирующиеся колесики и колеса".

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает технические требования, соответствующие размеры и требования к испытаниям шарнирных самоориентирующихся колесиков для больничных кроватей и технических средств реабилитации инвалидов с диаметром колес от 100 мм и более, которые имеют центральное блокирующее устройство. Используемые шарнирные самоориентирующиеся колеса характеризуются целым набором основных размеров.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*. Для датированных ссылок применяют только указанные издания. Для недатированных ссылок применяют самые последние издания (включая любые изменения к стандартам).

_______________

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - .

ИСО 22877:2004 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Словарь, обозначения и многоязычная терминология (ISO 22877, Castors and wheels - Vocabulary, symbols and multilingual terminology)

ИСО 22878:2004 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Методы испытаний и испытательное оборудование (ISO 22878:2004, Castors and wheels - Test methods and apparatus)

ИСО 22881:2004 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Требования к применению на перемещаемом вручную оборудовании, используемом в общественных учреждениях (ISO 22881, Castors and wheels - Requirements for use on manually propelled equipment for institutional applications)

3 Термины, определения и обозначения

В настоящем стандарте применены термины по ИСО 22877, обозначения - по ИСО 22878, приложение А.

4 Размеры и технические характеристики

4.1 Технические характеристики

Техническими характеристиками самоориентирующихся колесиков являются:

- диаметр колеса;

- общая высота;

- смещение;

- система фиксации и

- грузоподъемность.

4.2 Размеры

Необходимо использовать размеры, приведенные в таблице 1 и проиллюстрированные на рисунке 1.


1 - рабочий угол; 2 - разблокированное положение

Рисунок 1 - Основные размеры при центральной системе блокировки

Таблица 1

Размеры в миллиметрах

Диаметр колеса

Общая высота

Смещение

100

150

46

125

175

56

150

200

65

200

250

70

250

300

80

Допуск ±1%.

Максимум.

По поводу размеров самоориентирующихся колесиков без центрального блокирующего устройства - см. соответствующие таблицы в ИСО 22881.

4.3 Система фиксации

Основными размерами системы фиксации с центральной блокировкой являются:

- длина вилки;

- диаметр вилки;

- расстояние от центра отверстия с резьбой до фланца вилки;

- размер отверстия с резьбой;

- расстояние от центра шестигранника до фланца вилки;

- размер шестигранника и

- рабочий угол шестигранника.

4.4 Грузоподъемность

Грузоподъемность - это максимальная нагрузка, в ньютонах, которую может выдержать колесо или самоориентирующееся колесико и при этом полностью соответствовать предъявляемому к нему критерию соответствия.

5 Требования к испытаниям

5.1 Общие положения

Методы испытаний и оборудование - по ИСО 22878.

5.2 Стандартные условия

5.2.1 Условия окружающей среды

Испытания следует проводить при температуре от 15 °С до 28 °С. Испытуемые образцы до начала испытания следует выдерживать в течение 24 ч при заданной температуре и относительной влажности окружающей среды от 40% до 70%.

Испытуемые образцы не следует принудительно охлаждать во время испытания.

5.2.2 Последовательность испытаний

Испытания, где это необходимо, следует проводить в последовательности, указанной в таблице 2.

Таблица 2

Ссылка на подраздел настоящего стандарта

Последовательность испытаний

Типы самоориентирующихся колесиков

Процедуры испытаний, приведенные
в ИСО 22878, подраздел

5.3

Первоначальный люфт колеса

Все

4.2

5.4

Первоначальный люфт шарнира колеса

Шарнирные самоориентирующиеся колесики с дополнительными приспособлениями или без них

4.3

5.5

Электрическое сопротивление

Самоориентирующиеся колесики антистатические или электропроводные

4.4

5.6

Испытание на износостойкость блокирующего/тормозного устройства

Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством

4.5

5.7

Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса

Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством

4.6

5.8

Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса

Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством

4.7

5.9

Статическое испытание

Все

4.9

5.10

Динамическое испытание

Все

4.8

5.11

Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса

Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством

4.6

5.12

Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса

Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством

4.7

5.13

Финальный люфт колеса

Все

4.2

5.14

Финальный люфт шарнира колеса

Шарнирные самоориентирующиеся колесики с дополнительными приспособлениями или без них

4.3

5.3 Первоначальный люфт колеса

5.3.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания - по ИСО 22878, подраздел 4.2.

5.3.2 Критерий соответствия

Измеренный первоначальный люфт колеса не должен превышать значения , приведенного в таблице 3.

Таблица 3

Размеры в миллиметрах

Диаметр колеса

Максимальный первоначальный люфт колеса

100

0,50

125

0,62

150

0,75

200

1,00

250

1,25

5.4 Первоначальный люфт шарнира колеса

5.4.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания - по ИСО 22878, подраздел 4.3.

5.4.2 Критерий соответствия

Измеренный первоначальный люфт шарнира колеса не должен превышать значения , приведенного в таблице 4.

Таблица 4

Обозначение

Значение, мм

Описание

4

Максимальный первоначальный люфт шарнира колеса

5.5 Проверка электрического сопротивления

5.5.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания - по ИСО 22878, подраздел 4.4.

5.5.2 Результаты испытания

Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 5.

Таблица 5

Обозначение

Значение

Описание

Переменное

Грузоподъемность

10%

Испытательная нагрузка

Переменное

Электрическое сопротивление

5.5.3 Точность

Точность измерения должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 6.

Таблица 6

Обозначение

Единица измерения

Точность

Допустимые отклонения

Единица измерения

Н

+2%
0

Н

5.5.4 Критерий соответствия

Сопротивление испытуемого образца должно быть:

10 Ом - для электропроводящих самоориентирующихся колесиков или колес и

10 Ом10 Ом - для антистатических самоориентирующихся колесиков или колес.

5.6 Испытание на износостойкость блокирующего/тормозного устройства

5.6.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания - по ИСО 22878, подраздел 4.5.

5.6.2 Результаты испытания

Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 7.

Таблица 7

Обозначение

Значение

Описание

10000

Число срабатываний системы блокировки

10 циклов/мин

Частота срабатывания системы блокировки

800 Н

Испытательная нагрузка

5.6.3 Точность

Точность измерений должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 8.

Таблица 8

Обозначение

Единица измерения

Точность

Допустимые отклонения

Единица измерения

-

+1%
0

-

Циклы/мин

0
-2

Циклы/мин

Н

+2%
0

Н

5.6.4 Критерий соответствия

Не должно наблюдаться никакого износа и/или остаточной деформации, которые могли бы отрицательно повлиять на нормальную работу испытуемого образца.

5.7 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса

5.7.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания - по ИСО 22878, подраздел 4.6.

5.7.2 Результаты испытания

Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 9.

Таблица 9

Обозначение

Значение

Описание

Переменное

Грузоподъемность

Равно

Испытательная нагрузка

40%

Горизонтальное тяговое усилие

5.7.3 Точность

Точность измерений должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 10.

Таблица 10

Обозначение

Единица измерения

Точность

Допустимое отклонение

Единица измерения

Н

+2%
0

Н

Н

+4%
0

Н

5.7.4 Критерий соответствия

Колесо не должно проворачиваться вокруг своей оси при повторном приложении силы.

5.8 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса

5.8.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания - по ИСО 22878, подраздел 4.7.

5.8.2 Результаты испытания

Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 11.

Таблица 11

Обозначение

Значение

Описание

Переменное

Грузоподъемность

Равно

Испытательная нагрузка

40%

Горизонтальное тяговое усилие

5.8.3 Точность

Точность измерений должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 12.

Таблица 12

Обозначение

Единица измерения

Точность

Допустимое отклонение

Единица измерения

Н

+2%
0

Н

Н

+4%
0

Н

5.8.4 Критерий соответствия

Шарнир колеса не должен поворачиваться при повторном приложении силы .

5.9 Статическое испытание

5.9.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания - по ИСО 22878, подраздел 4.9.

5.9.2 Результаты испытания

Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 13.

Таблица 13

Обозначение

Значение

Описание

Переменное

Грузоподъемность

3

Степень загруженности

Испытательная нагрузка

1 ч

Время приложения нагрузки

24 ч

Время, прошедшее до осмотра

5.9.3 Точность

Точность измерений должна соответствовать требованиям, приведенным в таблице 14.

Таблица 14

Обозначение

Единица измерения

Точность

Допустимое отклонение

Единица измерения

Н

+2%
0

Н

ч

+15
0

мин

ч

±1

ч

5.9.4 Критерий соответствия

Не должно наблюдаться никакой остаточной деформации испытуемого образца, которая могла бы отрицательно повлиять на его нормальную работу.

5.10 Динамическое испытание

5.10.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания - по ИСО 22878, подраздел 4.8.

5.10.2 Результаты испытания

Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 15.

Таблица 15

Обозначение

Значение

Описание

Переменное

Грузоподъемность

1,1 м/с (4 км/ч)

Средняя скорость движения

1,1 м/с (4 км/ч)

Скорость преодоления препятствий

Высота препятствия для колес с:

- твердостью покрышки по Шору90: 2,5%

- твердостью покрышки по Шору90: 5,0%

Высота препятствия

От 1 до 3 м

Расстояние между препятствиями

1000

Число препятствий

30000

Число оборотов колеса

3 мин

Время движения

1 мин

Пауза

Переменное

Диаметр колеса

Фактический диаметр колеса необходимо измерить до и после проведения испытаний для определения степени износа колеса.

5.10.3 Точность

Точность измерений должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 16.

Таблица 16

Обозначение

Единица измерения

Точность

Допустимое отклонение

Единица измерения

м/с

+5%
0

м/с

м/с

+5%
0

м/с

мм

0
-5%

мм

-

+1%
0

-

-

+1%
0

-

мин

±10

с

5.10.4 Критерий соответствия

Не должно наблюдаться никакой остаточной деформации испытуемого образца, которая могла бы отрицательно повлиять на его нормальную работу. Уменьшение диаметра колеса не должно превышать 2% его диаметра, измеренного до проведения испытания.

5.11 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса

Повторяют испытание по 5.7.

5.12 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса

Повторяют испытание по 5.8.

5.13 Финальный люфт колеса

5.13.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания - по ИСО 22878, подраздел 4.2.

5.13.2 Критерий соответствия

Люфт изношенного колеса не должен превышать значения , приведенного в таблице 17.

Таблица 17

Размеры в миллиметрах

Диаметр колеса

Максимальный люфт изношенного колеса

100

0,50

125

0,62

150/160

0,75

200

1,00

250

1,25

5.14 Финальный люфт шарнира колеса

5.14.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания - по ИСО 22878, подраздел 4.3.

5.14.2 Критерий соответствия

Люфт шарнира изношенного колеса не должен превышать значения , приведенного в таблице 18.

Таблица 18

Обозначение

Значение, мм

Описание

4

Максимальный люфт шарнира изношенного колеса

6 Подтверждение соответствия

По первому требованию изготовитель обязан предоставить сертификат соответствия самоориентирующихся колесиков требованиям настоящего стандарта.

Тип испытательного устройства должен быть указан в сертификате соответствия.

7 Маркировка

7.1 Маркировка изделия

На все изделия должна быть нанесена устойчивая заметная маркировка с указанием наименования и/или торговой марки изготовителя.

7.2 Маркировка электропроводных или антистатических самоориентирующихся колесиков или колес

На внешнюю поверхность всех изделий должна быть нанесена хорошо заметная маркировка, содержащая следующее:

- для антистатических колес: белую маркировку и, если это возможно и уместно, слово "антистатическое";

- для случая электропроводных колес: желтую отметину и, если это возможно и уместно, слово "электропроводное".

Приложение ДА
(справочное)


Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам Российской Федерации

Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного международного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ИСО 22877:2004

-

*

ИСО 22878:2004

-

*

ИСО 22881:2006

-

*

* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его принятия рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Библиография

[1]

ISO 7619

Rubber - Determination of indentation hardness by means of pocket hardness meters

[2]

ISO 22879

Castors and wheels - Requirements for castors for furniture

[3]

ISO 22880

Castors and wheels - Requirements for castors for swivel chairs

[4]

ISO 22883

Castors and wheels - Requirements for applications up to 1,1 m/s (4 km/h)

[5]

ISO 22884

ИСО 22884, Castors and wheels - Requirements for applications over 1,1 m/s (4 km/h) and up to 4,4 m/s (16 km/h)

Электронный текст документа

и сверен по:

, 2012

Превью ГОСТ Р ИСО 22882-2010 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Требования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей