ГОСТ ISO/IEC 19788-3-2015
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Информационные технологии
ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА
МЕТАДАННЫЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Часть 3
Основной профиль применения
Information technologies. Learning, education and training. Metadata for learning resources. Part 3. Basic application profile
МКС 35.240.99
03.100.30
Дата введения 2017-03-01
Предисловие
Предисловие
Цели, принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный технологический университет "СТАНКИН" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 октября 2015 г. N 81-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 апреля 2016 г. N 279-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO/IEC 19788-3-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO/IEC 19788-3:2011* "Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательных ресурсов. Часть 3. Основной профиль применения" ("Information technology - Learning, education and training -Metadata for learning resources - Part 3: Basic application profile", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт . - .
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Основная цель стандарта ISO/IEC 19788 состоит в том, чтобы облегчить: (1) описание образовательного ресурса, используя основанный на стандартах подход к идентификации и спецификации элементов метаданных, требуемых для описания образовательного ресурса; (2) поиск, открытие, приобретение, оценку и использование образовательных ресурсов, например, учениками, преподавателями или автоматизированными процессами программного обеспечения. Способность к взаимодействию этих функций может быть достигнута посредством сбора данных или объединенных процессов поиска, либо других технологий и решений. Стандарт ISO/IEC 19788 основан на идентифицированных пользовательских требованиях.
Этот стандарт с последующими частями представляет собой модульную структуру, соответствующую заданным наборам пользовательских требований к идентификации и спецификации элементов метаданных, имеющих конкретную направленность и целевое использование в описании образовательного ресурса. Набор включает в себя категории элементов метаданных, сосредоточенных на технических, педагогических аспектах, объектах интеллектуальной собственности, привязках и т.д.
Настоящий стандарт содержит основные прикладные профили, рекомендуемые для повышения уровня интероперабельности через прикладные профили с такими атрибутами, как индикатор типа присутствие, индикатор повторяемости и индикатор порядка, применяемые к элементам Dublin Core, указанными в ISO/IEC 19788-2. Всякий раз, когда образовательные ресурсы обмениваются данными через хранилища, поднимаются вопросы, связанные с интероперабельностью данных. Например, обработка запроса на образовательный ресурс в данном формате требует, чтобы информация о формате была доступна во всех описаниях, по которым будет происходить поиск соответствующей информации. Точно так же, поиск или сортировку по дате можно сделать только тогда, когда везде используется общий формат, например, как в ISO 8601.
Рекомендуется использовать данный стандарт в качестве лучшего руководства по практике, которое может быть дополнительно уточнено дополнениями от других авторитетных организаций или сообществ, в том числе стандарта IEEE Standard for Learning Object Metadata (LOM). Однако, обязательное использование этого прикладного профиля заинтересованными в MLR сторонами не предусмотрено.
Этот прикладной профиль обеспечивает записи элементов метаданных, пропагандирующих передовую практику, основанную на международном обзоре наиболее часто используемых элементов данных в контексте ITLET Он также отражает фактические практики Инициативы метаданных Дублинского ядра (DCMI) и IEEE Standard for Learning Object Metadata (LOM). Рекомендуется в качестве отправной точки, которая может быть дополнительно уточнена путем добавления данных об элементах из других авторитетных источников и пользовательских сообществ.
1 Область применения
1.1 Положения из области применения стандарта 19788
Основная цель стандарта ISO/IEC 19788 состоит в том, чтобы определить элементы метаданных и их признаки для описания образовательных ресурсов. Это включает наборы правил, которые управляют идентификацией элементов данных и спецификацией их признаков.
Стандарт ISO/IEC 19788 обеспечивает описание образовательных ресурсов элементами данных и ресурсами, непосредственно связанными с ними.
1.2 Область применения части 3 стандарта 19788
3-я часть ISO/IEC 19788 разработана для того, чтобы помочь лицам, осуществляющим внедрение, с отправной точкой для принятия серии стандартов ISO/IEC 19788, определяя прикладной профиль, который описывает использование наборов элементов, указанных в ISO/IEC 19788-2, посредством добавления ограничений к использованию некоторых элементов данных. Будущие издания этой части, вероятно, будут включать дополнительные спецификации элементов данных из первых частей, таких как технические элементов данных или образовательные элементов данных.
2 Нормативные ссылки
Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные документы*. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного документа. Для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного документа (включая все его изменения):
________________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - .
ISO 639-2:1998, Codes for the representation of names of languages - Part 2: Alpha-3 code/Codes pour la
ISO 639-3:2007, Codes for the representation of names of languages - Part 3: Alpha-3 code for comprehensive coverage of languages (Коды для представления названий языков. Часть 3. Код Альфа-3 для всестороннего охвата языков)
ISO 8601:2004, Data elements and interchange formats - Information interchange - Representation of dates and times (Элементы данных и форматы обмена информацией. Обмен информацией. Представление дат и времени)
ISO/IEC 10646:2003*, Information technology - Universal Multiple-Octet Coded Character Set (UCS) (Информационные технологии. Универсальный многооктетный набор кодированных символов)
__________
* Заменен на ISO/IEC 10646:2017.
ISO/IEC 19788-1:2011, Information technology - Metadata for learning resources - Part 1: Framework (Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательного ресурса. Часть 1. Структура)
ISO/IEC 19788-2:2011, Information technology - Information technology - Metadata for learning resources - Part 2: Dublin Core elements Framework (Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательного ресурса. Часть 2. Элементы дублинского ядра)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ISO/IEC 19788-1:2011, раздел 3, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
прикладной профиль (application profile): Определенный структурированный набор технических требований спецификации элемента данных (3.6) выбранный таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности сообщества. |
3.2
атрибут (attribute): Особенность (характеристика) объекта или сущности (ISO/IEC 19788-1, 3.17). |
3.3
значение атрибута (attribute value): Информация, записанная в качестве содержимого атрибута (3.2) в спецификации элементов данных (3.6), в спецификации группы элемента данных (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.13) или в прикладной спецификации профиля (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.3). |
3.4
группа элементов данных (data element group): Названный набор связанных элементов данных (3.5) и/или групп элементов данных групп (3.4), который описан в спецификации групп элементов данных (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.13). |
3.5
элемент данных (data element): Единица данных, описанная в спецификации элемента данных (3.6). |
3.6
спецификация элемента данных (data element specification): Набор атрибутов (3.2) и значение атрибута (3.3) определяющие правила, которые характеризуют набор элементов данных (3.5). |
4 Сокращения
DC | - Дублинское ядро |
DCMI | - Инициативы метаданных Dublin Core |
DEGS | - Спецификация группы элементов данных |
DES | - Спецификация элемента данных |
DOI | - Идентификатор цифрового объекта |
IEEE | - Институт инженеров по электротехнике и электронике |
ISAN | - Международный стандартный аудиовизуальный номер |
ISBN | - Международный стандартный книжный номер |
ISIN | - Международный идентификационный код ценной бумаги |
ISMN | - Международный стандартный музыкальный номер |
ISSN | - Международный стандартный серийный номер |
LOM | - Метаданные объекта обучения |
MLR | - Метаданные образовательных ресурсов |
MLR Record | - Запись метаданных образовательного ресурса |
PRS | - Предопределенный набор правил |
PURL | - Постоянный единообразный локатор (определитель местонахождения) ресурса |
URI | - Уникальный идентификатор ресурса |
URL | - Уникальное местоположение ресурса |
URN | - Уникальное имя ресурса |
UUID | - Универсальный уникальный идентификатор |
5 Спецификации прикладного профиля
В таблице ниже предоставлены четыре обязательных атрибута для спецификации прикладного профиля. Применены определения и правила спецификации прикладного профиля, которая указана в разделе 12 стандарта ISO/IEC 19788-1:2011.
Спецификация прикладного профиля | |
Идентификатор (обязательно) AP_Identifier | ISO_IEC_19788-3:2011::AP0001 |
Имя (обязательно) (ISO English) | MLR Основной прикладной профиль (MLR Basic Application Profile) |
Описание (обязательно) | MRL набор элементов начального уровня, на основе Дублинского ядра |
Спецификации основного элемента группы данных | ISO_IEC_19788-3:DEGS0001 |
6 Спецификации группы элементов данных
6.1 Спецификация прикладного профиля основной группы элементов данных (верхний уровень)
Спецификация группы элементов данных | |
Идентификатор (обязательно) (DEGS_Identifier) | ISO_IEC_19788-3:DEGS0001 |
Имя (ISO English) (обязательно) | MLR базовая спецификация группы элемента данных (MLR Basic data element group specification) |
Описание (обязательно) | MLR набор элементов начального уровня, предназначенный для обеспечения базового взаимодействия между каталогами или хранилищами |
Пози- | DES Identifier/ DEGS_Identifier | Имя (ISO English) | Показатель типа присутствия | Показатель повторяемости | Показатель порядка | Семантический показатель | |
(01) | (02) | (03) | (04) | (05) | (06) | (07) | |
1 | ISO_IEC_19788-2: DES0100 | title | условный C0001 | повторяющийся | неупорядоченный | - | |
2 | ISO_IEC_19788-2: DES0200 | creator | условный C0002 | повторяющийся | упорядоченный | перечисления в порядке важности, наиболее важным является первый | |
3 | ISO_IEC_19788-2: DES0300 | subject | условный C0001 | повторяющийся | неупорядоченный | - | |
4 | ISO_IEC_19788-2: DES0200 | description | условный C0001 | повторяющийся | неупорядоченный | - | |
5 | ISO_IEC_19788-2: DES0500 | publisher | условный C0002 | повторяющийся | неупорядоченный | - | |
6 | ISO_IEC_19788-2: DES0600 | contributor | условный C0002 | повторяющийся | упорядоченный | перечисления в порядке важности, наиболее важным является первый | |
7 | ISO_IEC_19788-2: DES0100 | date | опциональный | повторяющийся | неупорядоченный | - | |
8 | ISO_IEC_19788-2: DES0700 | type | опциональный | повторяющийся | неупорядоченный | - | |
9 | ISO_IEC_19788-2: DES0300 | format | опциональный | повторяющийся | неупорядоченный | - | |
10 | ISO_IEC_19788-2: DES0400 | dentifier | обязательный | повторяющийся | неупорядоченный | - | |
11 | ISO_IEC_19788-2: DES0600 | source | опциональный | повторяющийся | неупорядоченный | - | |
12 | ISO_IEC_19788-2: DES0500 | language | опциональный | повторяющийся | неупорядоченный | - | |
13 | ISO_IEC_19788-2: DES1300 | relation | опциональный | повторяющийся | неупорядоченный | - | |
14 | ISO_IEC_19788-2: DES1400 | coverage | опциональный | повторяющийся | неупорядоченный | - | |
15 | ISO_IEC_19788-2: DES1500 | rights | обязательный | повторяющийся | неупорядоченный | - |
Таблица условий:
Code ID | Условия |
C0001 | Значение должно быть предусмотрено, по крайней мере, для одного из нижеуказанных элементов данных: название, предмет или описание. |
C0002 | Значение должно быть предусмотрено, по крайней мере, для одного из нижеуказанных элементов данных: автор, издатель или исполнитель. |
6.2 Компоненты спецификации группы элементов данных
Не определено.
7 Спецификации элементов данных из других частей стандарта
7.1 Заголовок (MRL-2/DES0100)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-2:DES0100 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Название (title) |
Определение | Имя, присвоенное образовательному ресурсу |
Лингвистический индикатор | Языковой |
Домен | Образовательный ресурс |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | Строка MRL |
Уточнение | - |
Пример(ы) | Пример 1 - |
Примечание(я) | Этот элемент уточняет элемент "заголовок" в таблице 1 ISO 15836:2009: Информация и документация - Метаданные элементов Дублинского ядра |
7.2 Автор (MRL-2/DES0200)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-2:DES0200 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Автор (creator) |
Определение | Организация (или конкретное лицо), ответственная за создание образовательного ресурса |
Лингвистический индикатор | Языковой |
Домен | Образовательный ресурс |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | Строка MRL |
Уточнение | - |
Пример(ы) | John Doe |
Примечание(я) | 1 Этот элемент уточняет элемент "автор" в таблице 1 ISO 15836 Информация и документация - Метаданные элементов Дублинского ядра |
[R0001] Контекстным значением спецификации элемента данных является либо физическое, либо юридическое лицо.
7.3 Тема (MRL-2/DES0300)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-2:DES0300 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Тема (subject) |
Определение | Тематика образовательного ресурса |
Лингвистический индикатор | Языковой |
Домен | Образовательный ресурс |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | Строка MRL |
Уточнение | - |
Пример(ы) | Крейтцфельд - болезнь Якоба |
Примечание(я) | 1 Этот элемент уточняет элемент "тема" в таблице 1 ISO 15836 Информация и документация - Метаданные элементов Дублинского ядра |
[R0002] Как правило, тематика представлена ключевыми словами, ключевыми фразами или классификационными кодами. Рекомендуется выбирать значение из терминологического словаря.
7.4 Издатель (MRL-2/DES0500)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-2:DES0500 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Издатель (publisher) |
Определение | Организация, которая делает образовательный ресурс доступным |
Лингвистический индикатор | Языковой |
Домен | Образовательный ресурс |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | Строка MRL |
Уточнение | - |
Пример(ы) | Британский музей |
Примечание(я) | 1 Этот элемент уточняет элемент "издатель" в таблице 1 ISO 15836:2009 Информация и документация - Метаданные элементов Дублинского ядра |
[R0003] Контекстным значением спецификации элемента данных является либо физическое, либо юридическое лицо.
7.5 Участник (MRL-2/DES0600)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-2:DES0600 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | участник (contributor) |
Определение | Организация, уполномоченная вносить изменения в образовательный ресурс |
Лингвистический индикатор | Языковой |
Домен | Образовательный ресурс |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | Строка MRL |
Уточнение | - |
Пример(ы) | John Smith |
Примечание(я) | 1 Этот элемент уточняет элемент "участник" в таблице 1 ISO 15836 Информация и документация - Метаданные элементов Дублинского ядра |
[R0004] Контекстным значением спецификации элемента данных является либо физическое, либо юридическое лицо.
7.6 Связь (MRL-2/DES1300)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-2:DES1300 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Связь (relation) |
Определение | Связанные ресурсы |
Лингвистический индикатор | Неязыковой |
Домен | Образовательный ресурс |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | Строка MRL |
Уточнение | - |
Пример(ы) | 10.1007/s11784-008-0095-0 (DOI) |
Примечание(я) | 1 Этот элемент уточняет элемент "связь" в таблице 1 ISO 15836: Информация и документация - Метаданные элементов Дублинского ядра |
[R0005] Этот элемент данных используется, чтобы указать связи элемента, помимо источника (например, ссылку, соответствие, альтернативный формат или версию, предпосылку и т.д.).
7.7 Охват (MRL-2/DES1400)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-2:DES1400 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Охват (coverage) |
Определение | Территориальная или временная тематика образовательного ресурса, актуальность использования данного ресурса на различных территориях или юрисдикции, под действия которых попадает образовательный ресурс |
Лингвистический индикатор | Языковой |
Домен | Образовательный ресурс |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | Строка MRL |
Уточнение | - |
Пример (ы) | Пример 1 - Ванкувер, Британская Колумбия, Канада |
Примечание (я) | 1 Этот элемент уточняет элемент "охват" в таблице 1 ISO 15836 Информация и документация - Метаданные элементов Дублинского ядра |
7.8 Правовая информация (MRL-2/DES1500)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-2:DES1500 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Правовая информация (rights) |
Определение | Информация о правах, связанных с использованием образовательного ресурса |
Лингвистический индикатор | Языковой |
Домен | Образовательный ресурс |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | Строка MRL |
Уточнение | - |
Пример (ы) | Пример 1 - Creative Commons Attribution-Noncommercial 3.0, Лицензия Соединенных Штатов |
Примечание (я) | 1 Этот элемент уточняет элемент "правовая информация" в таблице 1 ISO 15836 Информация и документация - Метаданные элементов Дублинского ядра |
8 Спецификации элемента данных (локально определенные)
Это положение приводит элементы данных для этого прикладного профиля, которые могут быть либо полностью определены здесь, либо взяты из других частей стандарта с модификацией атрибута, например, с другим определением или диапазоном.
8.1 Дата (MRL-3/DES0100)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-3:DES0100 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Дата (date) |
Определение | День или период времени, связанный с событием в жизненном цикле образовательного ресурса |
Лингвистический индикатор | Неязыковой |
Домен | Образовательный ресурс |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | Строка MRL |
Уточнение | ISO_IEC_19788-2:DES0700 (Date) |
Пример(ы) | 1985-01-16 |
Примечание(я) | Этот элемент уточняет элемент "дата" в таблице 1 ISO 15836 Информация и документация - Метаданные элементов Дублинского ядра |
8.2 Описание (MRL-3/DES0200)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-3:DES0200 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Описание (description) |
Определение | Описание образовательного ресурса |
Лингвистический индикатор | Языковой |
Домен | Образовательный ресурс |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | Строка MRL |
Уточнение | ISO_IEC_19788-2:DES0400 (description) |
Пример(ы) | Этот Java апплет показывает автомобиль, движущийся с постоянным ускорением. Зеленая панель управления содержит текстовые поля, где вы можете изменять значения для исходного положения, начальной скорости и ускорения |
Примечание(я) | 1 Этот элемент уточняет элемент "описание" в таблице 1 ISO 15836 Информация и документация - Метаданные элементов Дублинского ядра |
8.3 Формат (MRL-3/DES0300)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-3:DES0300 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Формат (format) |
Определение | Описание формата образовательного ресурса в соответствии с его природой |
Лингвистический индикатор | Неязыковой |
Домен | Образовательный ресурс (ISO_IEC_19788-1:RC0002) |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | Строка MRL |
Уточнение | ISO_IEC_19788-2:DES0900 (format) |
Пример(ы) | Пример 1 - Видео/mpeg |
Примечание(я) | 1 Этот элемент уточняет элемент "формат" в таблице 1 ISO 15836 Информация и документация - Метаданные элементов Дублинского ядра |
8.4 Идентификатор (MRL-3/DES0400)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-3:DES0400 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Идентификатор (identifier) |
Определение | Однозначная ссылка на образовательный ресурс в данном контексте |
Лингвистический индикатор | Неязыковой |
Домен | Образовательный ресурс |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | Строка MRL |
Уточнение | ISO_IEC_19788-2:2011::DES1000 (identifier) |
Пример(ы) | Пример 1 - 0-262-68093-9 (ISBN-10) |
Примечание(я) | 1 Этот элемент уточняет элемент "идентификатор" в таблице 1 ISO 15836 Информация и документация - Метаданные элементов Дублинского ядра |
8.5 Язык (MRL-3/DES0500)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-3:DES0500 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Язык (language) |
Определение | Язык образовательного ресурса |
Лингвистический индикатор | Неязыковой |
Домен | Образовательный ресурс |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | RS_DES0100 |
Уточнение | ISO_IEC_19788-2:2011::DES1200 (language) |
Пример (ы) | Пример 1 - sho ("китайский" из ISO 639-2) |
Примечание (я) | Этот элемент уточняет элемент "язык" в таблице 1 ISO 15836 Информация и документация - Метаданные элементов Дублинского ядра |
ID: RS_DES0100 | |
Rule_ID | Правило объявления/Пример(ы) и Примечание(я) |
01 | Строка MRL (ISO_IEC_19788-1:PRS0001) |
02 | Если код языка доступен, то используется стандарт ISO 639-2, если нет, то используется ISO 639-3 |
8.6 Источник (MRL-3/DES0600)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-3:DES0600 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Источник (source) |
Определение | Связанный ресурс, от которого описанный образовательный ресурс является производным |
Лингвистический индикатор | Неязыковой |
Домен | Образовательный ресурс |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | Строка MRL |
Уточнение | ISO_IEC_19788-2:2011::DES01100 (source) |
Пример(ы) | Пример 1 - 0-262-68093-9 (ISBN-10) |
Примечание(я) | 1 Этот элемент уточняет элемент "источник" в таблице 1 ISO 15836:2009 Информация и документация - Метаданные элементов Дублинского ядра |
8.7 Тип (MRL-3/DES0700)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-3:DES0700 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Тип (type) |
Определение | Природа или жанр образовательного ресурса |
Лингвистический индикатор | Языковой |
Домен | Образовательный ресурс |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | Строка MRL |
Уточнение | ISO_IEC_19788-2:2011::DES0800 (type) |
Пример(ы) | Интерактивные ресурсы |
Примечание(я) | 1 Этот элемент уточняет элемент "тип" в таблице 1 ISO 15836 Информация и документация - Метаданные элементов Дублинского ядра |
9 Предопределенные наборы правил
Для целей, поставленных в данной части стандарта, применяются следующие предопределенные правила, устанавленные в ISO/IEC 19788-1:
9.1 PRS0001 Строка MRL
ID: ISO_IEC_19788-1:2011::PRS0001 | |
Rule_ID | Rule statement / Example(s) & Note(s) |
01 | Последовательность символов, которые являются членами набора элементов "ISO/IEC 10646:2003 Information technology - Universal Multiple-Octet Coded Character Set (UCS)" и используются в качестве графических символов, включая цифры (номер), буквы, иероглифы, символы, знаки, специальных символы и т.д. (но не управляющие символы). |
Примечание 1 | Строка MLR не включает в себя символы из "ISO/IEC 10646:2003 Information technology - Universal Multiple-Octet Coded Character Set (UCS)" с кодами от U+D800 до U+DFFF, т.е. управляющие символы. |
Примечание 2 | Если существует один или несколько управляющих символов, необходимых для использования в MLR, то это должно быть указано в этой части. |
9.2 PRS0002 Данные
ID: ISO_IEC_19788-1:2011::PRS0002 | |
Rule_ID | Rule statement / Example(s) & Note(s) |
01 | Строка построена по "ISO 8601:2004 (E) Data elements and interchange formats - Information interchange - Representation of dates and times" |
Примечание - И основной, и расширенный форматы могут быть использованы. | |
02 | Значение обеспечивается ISO 8601:2004 |
Приложение А (справочное). Словари MRL
Приложение А
(справочное)
A.1 Словари, представленные в других частях стандарта (только посредством ссылок)
Не определено
A.2 Словарь, представленный в данной части стандарта
ISO_IEC_19788-3:2011::VA.2 Type
Частично основано на DCMI Словаре
ISO English Language | ISO French Language | ISO Russian Language | ||||
ID | Term | Definition | Term | Definition | Term | Definition |
T001 | collection A | A collection is an aggregation of items. | collection |
| подборка | Тематическое объединение информационных компонентов |
Т002 | dataset | A dataset is Information encoded in a defined structure. For example - lists, tables, and databases, intended to be useful for direct machine processing. | ensemble de | Structure | набор данных | Данные, закодированные в определенной структуре и предназначенные для непосредственной машинной обработки. Например, перечни, таблицы и базы данных. |
T003 | event | A nonpersistent, time-based occurrence. | Une manifestation | Событие | Метаданные для события предоставляют информацию о цели, месте, продолжитель- | |
T004 | image | A visual representation other than text. | image | Une | Изображение | Примеры: изображения и фотографии физических объектов, живопись, оттиски, рисунки, графика, анимация и движущиеся изображения, фильмы, диаграммы, карты, музыкальная нотация. |
T005 | interactive resource | An interactive resource is a resource which Requires interaction from the user to be understood, executed, or experienced. For example - forms on web pages, applets, Multimedia learning objects, chat services, virtual reality. | ressource interactive | Objet | интерактивный ресурс | Ресурс, требующий взаимодействия с пользователем для понимания, выполнения или получения опыта. Например, формы веб-страниц, апплеты, мультимедийные обучающие объекты, сервисы чата, виртуальная реальность. |
T013 | manga | Resource whose content is a sequence of graphic, usually accompanied with texts, convey a story. | manga | Ressource dont le contenu est une | манга | Ресурс, чей контент, в основном, состоит из графических рисунков, обычно сопровождаемых текстом, которые складываются в рассказ. |
T006 | moving image | A series of visual Representations that, when shown in suc-cession, impart an im-pression of motion. | image anim | Une | движущееся изображение | Набор визуальных представлений, дающих при последовательном показе ощущение движения. |
T007 | physiccal object | An inanimate, threedimensional object or substance. | objet physique | Tout objet physique | физический объект | Статический трехмерный объект или материальный объект |
Т008 | service | service is a system that provides one or more functions of value to the end-user. Examples include: a photocopying service, an authentication service, interlibrary loans, a Z39.50 or web server. | service | сервис | Система, предоставляющая одну или более функций, востребуемых конечным пользователем. Например, сервис фотокопирования, сервис удостоверения подлинности, межбиблиотечное обслуживание, Web сервер | |
Т009 | software | Software is a Computer program in source or compiled form which may be available for installation non-transiently on another machine. | logiciel | Application logicielle compil | программное обеспечение | Компьютерная программа в исходном коде или в оттранслированном виде, которая может быть доступна для инсталляции нетранзитивно на другой машине. |
Т010 | sound | A sound is a Resource whose content is primarily intended to be rendered as audio. For example - a music playback file format, an audio compact disc, and recorded speech or sounds. | son | Ressource principalement disponible en format audio. Par exemple : un fichier permettant d'entendre une | звук | Ресурс, в первую очередь предназначенный для прослушивания. Например, формат музыкально воспроизводимого файла, аудио компакт диск, записанные речь или звуковое сопровождение |
T011 | still image | A static visual representation | image fixe | visuelle statique. | статическое изображение | Статическое визуальное представление |
T012 | text | A text is a resource whose content is primarily words for reading. For example - books, letters, dissertations, poems, newspapers, articles, archives of mailing lists. | texte | Ressource dont le contenu consiste en mots : livres, magazines, journaux, po | текст | Ресурс, в первую очередь предназначенный для чтения. Например, книги, письма, диссертации, стихи, газеты, статьи, архивы адресных списков. Заметьте, что факсимиле или фотокопии текстов относятся к жанровым текстам. |
Приложение В (справочное). Концептуальная карта 3 части стандарта
Приложение В
(справочное)
Эта концептуальная карта указывает тип элементов данных, используемых в основном прикладном профиле MLR.
Приложение С (справочное).
Приложение С
(справочное)
С.1 Схема перехода между Метаданными образовательного ресурса (LOM) и MRL.
ISO/IEC 19788 базируется на принципе оптимальной совместимости с IEEE 1484.12.1-2002 стандарта IEEE Метаданные образовательного ресурса (LOM). В приведенной ниже таблице указывается, какие LOM элемент могут быть представлены с использованием элементов MLR, введенных в этой части ISO/IEC 19788. Для получения информации о том, как указать язык, используемый в символьной строке, см. пункт 7 стандарта ISO/IEC 19788-1 Framework.
LOM | MRL | Примечение | ||
Number | Name | Identifier | Name | |
1.1 | Identifier | ISO_IEC_19788- | identifier | Рекомендуется использование формальной системы идентификации |
1.2 | Title | ISO_IEC_19788- | title | |
1.3 | Language | ISO_IEC_19788- | language | |
1.4 | Description | ISO_IEC_19788- | description | |
1.5 | Keyword | ISO_IEC_19788- | subject | Используйте 9.2, когда в LOM 9.1 значением является "Дисциплина" |
1.6 | Coverage | ISO_IEC_19788- | coverage | |
2.3.2 | Entity | ISO_IEC_19788- | creator | Когда значение роли в LOM 2.3.1 "Автор" |
2.3.2 | Entity | ISO_IEC_19788- | publisher | Когда значение роли в LOM 2.3.1 "Издатель" |
2.3.2 | Entity | ISO_IEC_19788- | contributor | Когда значение роли в LOM 2.3.1 не "Автор" и не "Издатель" |
2.3.3 | Date | ISO_IEC_19788- | date | |
4.1 | Format | ISO_IEC_19788- | format | |
4.3 | Location | ISO_IEC_19788- | identifier | Рекомендуется использование формальной системы идентификации |
5.2 | Learning | ISO_IEC_19788- | type | Когда значение LOM 1.8 Уровень Объединения превышает 1 (атомраное), тип может отражать, что: например, при использовании DCMI Тип Словарь типов метаданных Dublin Core следует перевести как T001 Collection |
6.3 | Description | ISO_IEC_19788- | rights | |
7.2 | Resource | ISO_IEC_19788- | source | Когда значение типа в LOM 7.1 - "основано на" |
7.2 | Resource | ISO_IEC_19788- | relation | Когда значение типа в LOM 7.1 - не "основано на" |
9.2.2 | Term | ISO_IEC_19788- | subject | Используйте 9.2, когда в LOM 9.1 значением является "Дисциплина" |
С.2 Схема перехода между терминами Метаданных Дублинского ядра и MRL.
Термины Метаданных Дублинского ядра | MRL | Примечания | |
title | ISO_IEC_19788- | title | Значение должно быть предусмотрено, по крайней мере, в одном из этих элементов данных: title, subject or description |
creator | ISO_IEC_19788- | creator | Значение должно быть предусмотрено, по крайней мере, в одном из этих элементов данных: creator, publisher or contributor |
subject | ISO_IEC_19788- | subject | Значение элементов данной спецификации является ключевым словом или индексом ключевого слова из классификации или контролируемого словаря. |
description | ISO_IEC_19788- | description | Отчет об основе содержания образовательного ресурса. Значение должно быть предусмотрено, по крайней мере, в одном из этих элементов данных: title, subject or description |
publisher | ISO_IEC_19788- | publisher | Значение должно быть предусмотрено, по крайней мере, в одном из этих элементов данных: creator, publisher or contributor |
contributor | ISO_IEC_19788- | contributor | Значение должно быть предусмотрено, по крайней мере, в одном из этих элементов данных: creator, publisher or contributor |
date | ISO_IEC_19788- | date | День или период времени, связанный с событием в жизненном цикле образовательного ресурса |
type | ISO_IEC_19788- | type | Без изменений; для информации о формате, таких как тип MIME, использовать формат (format) элемента данных. |
format | ISO_IEC_19788- | format | Формат файла, физической среды или размера образовательного ресурса |
identifier | ISO_IEC_19788- | identifier | Обязательный к использованию |
source | ISO_IEC_19788- | source | Идентичный |
language | ISO_IEC_19788- | language | Если код языка доступен, то используется стандарт ISO 639-2, если нет, то используется ISO 639-3 |
relation | ISO_IEC_19788- | relation | Этот элемент данных используется, чтобы указать связи элемента, помимо источника (например, ссылку, соответствие, альтернативный формат или версию, предпосылку и т.д.) |
coverage | ISO_IEC_19788- | coverage | Идентичный |
rights | ISO_IEC_19788- | rights | Обязательный к использованию. |
Приложение ДА (справочное). Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов межгосударственным стандартам
Приложение ДА
(справочное)
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного международного стандарта | Степень соответствия | Обозначение и наименование межгосударственного стандарта |
ISO 639-2:1998 | - | * |
ISO 639-3:2007 | - | * |
ISO 8601:2004 | - | * |
ISO/IEC 10646:2003 | - | * |
ISO/IEC 19788-1 | MOD | ГОСТ 33247-2015 (ISO/IEC 19788-1:2011) "Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательных ресурсов. Часть 1. Структура" |
ISO/IEC 19788-2 | IDT | ГОСТ ISO/IEC 19788-2-2015 "Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательных ресурсов. Часть 2. Элементы дублинского ядра" |
* Соответствующий межгосударственный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. |
Список использованной литературы
1 | CanCore Guidelines for the Implementation of Learning Object Metadata (IEEE 1484.12.1-2002) written by Norm Friesen, Sue Fisher, and Anthony Roberts Version 2.0, March 24, 2006 (Руководящие принципы для применения Метаданных Образовательного ресурса (IEEE 1484.12.1-2002) авторства Norm Friesen, Sue Fisher и Anthony Roberts версия 2.0, 24 марта 2006 г.) |
2 | DCMI Type Vocabulary. Available at //dublincore.org/documents/dcmi-type-vocabulary/ (Инициативы метаданных Dublin Core. Словарь типов. Доступен по ссылке //dublincor.org/documents/dcmi-type-vocabulary/) |
3 | MIME Media Types. Available at //www.iana.org/assignments/media-types/ (Типы медиа данных MIME. Доступно по ссылке //www.iana.org/assignments/.media-types/) |
4 | IEEE 1484.12.1-2002, IEEE Standard for Learning Object Metadata (IEEE 1484.12.1-2002 Стандарт по метаданным образовательных ресурсов) |
5 | IETF RFC 2141 URN Syntax, May 1997 (Положения URN, май 1997 г.) |
6 | IETF RFC 3652 Handle System Protocol (version 2.1) Specification (DOI), November 2003 (Спецификации протокола ручного ввода, версия 2.1, ноябрь 2003 г.) |
7 | IETF RFC 3986 Uniform Resource Identifier (URI): Generic Syntax, January 2005 (Общий синтаксис Уникального идентификатора ресурса, январь 2005 г.) |
8 | IETF RFC 4122 A Universally Unique Identifier (UUID) URN Namespace, July 7, 2005 (Универсальный уникальный идентификатор уникального имен ресурса (URN), 7 июля 2005 г.) |
9 | ISO 2108:2005 Information and documentation - International standard book number (ISBN) (Информация и документация - Международный стандартный книжный номер) |
10 | ISO 3297:2007 Information and documentation - International standard serial number (ISSN) (Информация и документация. Международный стандартный номер серийного издания (ISSN) |
11 | ISO 3901:2001 Information and documentation - International Standard Recording Code (ISRC) (Информация и документация. Международный стандартный регистрационный код (ISRC) |
12 | ISO 10957:2009 Information and documentation - International standard music number (ISMN) (Информация и документация. Международный стандартный номер музыкальных публикаций (ISMN) |
13 | ISO 15706-1:2002 Information and documentation - International Standard Audiovisual Number (ISAN) - Part 1: Audiovisual work identifier (Информация и документация. Международный стандартный аудиовизуальный номер. Часть 1. Аудиовизуальный идентификатор работы) |
14 | ISO 15706-2:2007 Information and documentation - International Standard Audiovisual Number (ISAN) - Part 2: Version identifier (Информация и документация. Международный стандартный аудиовизуальный номер. Часть 2. Версии идентификаторов) |
15 | ISO 15836:2009(E), Information and documentation - The Dublin Core metadata element set (Информация и документация. Набор элементов метаданных Dublin Core) |
16 | ISO/IEC JTC1/SC 36 N1051 Use Cases for Metadata for Learning Resources, August 8, 2005 (Варианты использования метаданных для образовательных ресурсов) |
17 | ISO/IEC JTC1 SC36 N0871 and WG4 N0127. Final Report on the "International LOM Survey" (Финальный доклад на "Международном отчете о LOM") |
18 | Getty Thesaurus of Geographic Names. Available at //www.getty.edu/research/conducting_research/vocabularies/tgn/ (Тезаурус географических наименований. Доступно по ссылке //www.getty.edu/research/conducting_research/vocabularies/tgn/) |
УДК 681.118.087:006.354 | МКС 35.240.99 | IDT | |
03.100.30 | |||
Ключевые слова: прикладной профиль, элемент метаданных, спецификация группы элементов данных, атрибут, значение атрибута |
Электронный текст документа
и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2018