ГОСТ Р ИСО 24534-1-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автоматическая идентификация транспортных средств и оборудования
ЭЛЕКТРОННАЯ РЕГИСТРАЦИОННАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ (ERI) ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Часть 1
Архитектура
Automatic vehicle and equipment identification. Electronic registration identification (ERI) for vehicles. Part 1. Architecture
OКC 35.240.60
Дата введения 2015-06-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)" (МАДИ) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 "Интеллектуальные транспортные системы"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 ноября 2014 г. N 1533-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 24534-1:2010* "Автоматическая идентификация транспортных средств и оборудования. Электронная регистрационная идентификация (ERI) транспортных средств. Часть 1. Архитектура" (ISO 24534-1:2010 "Automatic vehicle and equipment identification. Electronic registration Identification (ERI) for vehicles. Part 1. Architecture", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .
ИСО 24534-1 подготовлен Европейским комитетом по стандартизации (CEN) Технического комитета СЕН/ТК 278 "Автомобильный транспорт и транспортная телематика", в сотрудничестве с Техническим комитетом ИСО/ТК 204 "Интеллектуальные транспортные системы, в соответствии с Соглашением о техническом сотрудничестве между ИСО и CEN" (Венское соглашение)
Следует обратить внимание на то, что некоторые из элементов этого документа могут быть предметом патентного права.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Декабрь 2018 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
В настоящее время появилась высокая потребность в процессах по улучшению идентификации транспортных средств (далее - ТС) для различных сервисов. Уже имеют место ситуации, когда производители намерены применять метки жизненного цикла ТС. Различные правительства учитывают потребности и преимущества электронной регистрационной идентификации (Electronic registration identification - ERI) в качестве юридического документа, удостоверяющего идентификацию ТС с потенциальными обязательным применением. Существует коммерческое и экономическое обоснование в отношении меток и инфраструктуры, взаимодействие которых обеспечивает настоящий стандарт.
ERI является средством уникальной идентификации ТС. Применение ERI предложит значительные преимущества по сравнению с существующими методами идентификации ТС. Оно будет подходящим инструментом для управления и администрирования на транспорте и дорожного движения, включая приложения поддержки мобильных транзакций в условиях свободного потока на многополосных дорогах. ERI рассматривает необходимость властей и других участников дорожного движения надежной электронной идентификации, в том числе случайных ТС.
Уникальный идентификатор ТС заключен в безопасной среде в рамках электронной метки регистрации (Electronic registration tag, ERT), установленной в ТС. Идентификатор ТС используется для идентификации ТС, называется идентификатором ТС или ID транспортного средства "vehicleld". Предпочитаемым идентификатором ТС является идентификационный номер VIN (Vehicle identification number), назначаемый изготовителем в соответствии с ИСО 3779, для конкретного ТС, или иной вариант идентификатора ТС.
ERT может содержать данные ТС в дополнение к уникальному идентификатору, в соответствии с требованиями органов власти или уполномоченных представителей для приложений ERI (например, регистрационных характеристик ТС). ERT является ключевым компонентом простых и сложных приложений ERI, начиная от простого устройства только для чтения, заканчивая более сложными приложениями, требующих одну или более коммуникационных систем.
ERT может получить доступ с помощью электронного регистрационного сканера (ERR), либо для чтения, либо для чтения и записи данных от или на ERT.
Дополнительно ERT может взаимодействовать с другим бортовым оборудованием автомобиля ТС. Потенциальный диапазон приложений ERI, от простых к сложным, потребуют обеспечения приложениями совместимости между ERT и ERR.
ИСО 24534 состоит из следующих частей, под общим названием Автоматическая идентификация транспортных средств и оборудования. Электронная регистрационная идентификация (ERI) транспортных средств:
- часть 1: Архитектура;
- часть 2: Эксплуатационные требования;
- часть 3: Данные автомобиля;
- часть 4: Безопасные коммуникации с использованием асимметричных методов;
- часть 5: Безопасные коммуникации с использованием симметричных методов.
Настоящий стандарт ИСО 24534 иллюстрирует концепцию системы ERI и исчерпывающий набор функций ERI, который обеспечивает применение от простых до сложных ERI.
Различные части ИСО 24534 обеспечивают общую основу для ERI и спецификации требований для "Полнофункциональной ERI". Ассоциация настоящего международного стандарта в серии стандартов ERI, обеспечивает часть требований, формирующих "базовую функциональность" ERI. На рисунке 1 показана функциональная структура, включающая как полнофункциональную, так и основную ERI.
Рисунок 1 - Функциональная архитектура базовой и расширенной версии ERI
1 Область применения
Настоящий стандарт описывает требования к электронной регистрационной идентификации (ERI), основывающейся на идентификаторе транспортного средства (ТС) (например, для распознавания органами государственной власти), подходящей для использования в следующих случаях:
- при электронной идентификация местных и иностранных ТС органами государственной власти;
- производстве ТС, обслуживании во время эксплуатационного срока и идентификации конца срока службы (управление жизненным циклом ТС);
- адаптировании данных ТС (например, для международных продаж);
- идентификации в целях обеспечения безопасности;
- в рамках задач сокращения числа совершаемых преступлений;
- в рамках задач оказания коммерческих услуг.
Настоящий стандарт придерживается политики конфиденциальности и защиты данных.
В настоящем стандарте представлен обзор концепции с точек зрения бортового оборудования и оборудования дорожной инфраструктуры, необходимых для работы системы. Более детальные требования определены в частях 2-5 ИСО 24534, а более специфические требования - в ИСО 24535.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 дополнительные данные ТС (additional vehicle data): Данные ERI в дополнение к идентификатору ТС.
2.2 беспроводная связь (air interface): Беспроводная коммуникационная среда между бортовым оборудованием ERI и сканером/передатчиком идентифицирующих ТС устройств, с помощью которой достигается соединение между ними посредством электромагнитных сигналов.
[ИСО 14814:2006, определение 3.2]
2.3 центр обработки данных (back office): Оборудованное место для управления данными системы ERI органами государственной власти или для предоставления отдельных сервисов поставщиками услуг.
2.4 конфиденциальность (confidentiality): Свойство, при котором информация не является доступной или раскрытой неавторизованным пользователям, организациям или процессам.
[ИСО 7498-2:1989, определение 3.3.16]
2.5 электронная регистрационная идентификация (electronic registration identification); ERI: Действие, направленное на идентификацию ТС с помощью технологий электроники, предпринимаемое в целях, описанных в настоящем национальном стандарте.
2.6 данные электронной идентификации регистрации (electronic registration identification data); данные ERI: Данные идентификации ТС, которые могут быть получены от электронной метки регистрации (ERT).
Примечание - Данные ERI состоят из идентификатора ТС и возможных дополнительных данных ТС.
2.7 электронный регистрационный сканер (electronic registration reader); ERR: Устройство для считывания или внесения данных на ERT.
2.8 электронная метка регистрации (electronic registration tag); ERT: Бортовое устройство ERI, содержащее данные ERI, один или несколько интерфейсов для доступа к данным и обеспечивающая требуемые условия безопасности.
Примечания
1 В случаях высокой степени безопасности ERI является типом SAM (secure application module) (модуль приложения безопасности).
2 ERT может быть отдельным устройством или может быть интегрирована в устройство, реализующее другие функции (например, связь DSRC (Dedicated short-range communications).
2.9 ключ (key): Последовательность символов, управляющая операциями криптографического преобразования (например, шифровка, дешифровка, криптографическое вычисление функции проверки, генерация ключа или проверка ключа).
[ИСО/МЭК 9798-1, определение 3.3.13].
Примечание - Определения таким терминам, как "криптографические преобразования", даны в ИСО/МЭК 9798-1.
2.10 бортовое оборудование ERI (on board ERI equipment): Оборудование, устанавливаемое на ТС и используемое в целях ERI.
Примечание - Встроенное оборудование включает в свой состав ERT и иное коммуникационное обеспечение для обмена данными ERI со сканером или отправителем данных ERI.
2.11 органы государственной власти (регистрирующие ТС) (registration authority): Органы государственной власти, ответственные за регистрацию ТС и хранение информации о ТС.
Примечание - Органы государственной власти (регистрирующие ТС) могут обеспечивать аккредитованные организации данными о ТС.
2.12 органы государственной власти (ответственные за данные) (registration authority): (Для данных ERI) организация, ответственная за данные ERI и обеспечение безопасности данных согласно местному законодательству.
Примечание - Органы государственной власти, отвечающие за данные, могут совпадать с органами государственной власти, регистрирующими ТС. Настоящий национальный стандарт не предъявляет к этому вопросу строгих требований.
2.13 безопасность (security): Мероприятия по защите информации и данных от доступа к ним неавторизованных физических/юридических лиц или систем и по обеспечению надежного доступа к ним авторизированным пользователям.
[ИСО/МЭК 12207:2008, термин 4.39].
2.14 идентификация конкретных ТС (specific vehicle identification): Действие, направленное на установление идентификатора конкретного ТС.
Примечания
1 Данное понятие отличается от понятия детектирования конкретного ТС, при котором определяется факт проезда конкретного ТС. Данное понятие включает в себя также определение идентификатора обнаруженного конкретного ТС.
2 Различаются два вида определенной идентификации ТС: 1) локальная идентификация ТС в случаях, когда в одном пункте в один момент времени может быть идентифицировано только одно ТС; 2) пиринговая идентификация, когда в одном пункте в один момент времени поддерживаются несколько форм коммуникации (например, транзакция EFC
_______________
2.15 идентификация ТС (vehicle identification): Действие, направленное на установление идентификатора ТС.
Примечание - В целях настоящего стандарта сделано различие между идентификацией конкретного ТС и идентификации присутствия ТС.
2.16 идентификация присутствия ТС (vehicle vicinity identification): Действие, направленное на идентификацию конкретного ТС, находящегося рядом с внешним электронным регистрационным сканером без определения точного местоположения ТС.
Примечание - Если в районе действия сканера находится более чем одно ТС, то идентификатора ТС или его точного расположения идентифицировано не будет. При этом будет установлено, что идентификационные данные конкретного ТС перемещались в непосредственной близости от сканера.
3 Обозначения и сокращения
AEI - автоматическая идентификация оборудования (automatic equipment identification);
AVI - автоматическая идентификация транспортных средств (automatic vehicle identification);
ELV - конец срока эксплуатации транспортного средства (end-of-life vehicles);
ОВЕ - бортовое оборудование (on board equipment);
SAM - модуль приложения безопасности (secure application module);
VIN - идентификационный номер транспортного средства (vehicle identification number);
ERI - электронная идентификация регистрации (electronic registration identification).
4 Среда системы электронной регистрационной идентификации
ERI используется для решения множества задач в различных областях. Высокоуровневый обзор среды ERI схематично представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 - Высокоуровневый обзор среды ERI
Алгоритм работы базовой ERI на самом примитивном уровне схематично представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 - Пример схемы алгоритма работы базовой ERI
ERI дополнительно описан в ИСО 24535. При этом сами протоколы ERI гораздо сложнее, чем простая идентификация. Последовательность транзакций для полнофункциональной системы ERI может принимать множество форм. Рисунок 4 является примером более сложного сценария взаимодействий в процессе считывания и записи данных ERI.
Сценарий включает следующие этапы:
- фаза взаимной аутентификации;
- фаза обмена данными;
- фаза окончания сеанса.
Рисунок 4 иллюстрирует только один пример полнофункциональной транзакции ERI. Более сложным примером является применение ERI в рамках взаимодействия с бортовым оборудованием ТС.
Рисунок 5 иллюстрирует базовую схему взаимодействия ERT с другими компонентами системы ERI.
Примечание - В рамках настоящего стандарта рассматриваются интерфейс между встроенным оборудованием ERI и ERR, а также интерфейс между встроенным оборудованием ERI и иным (не относящимся к системе ERI) оборудованием (рисунок 5).
Концепция полнофункциональной системы ERI включает:
- бортовую ERT;
- защищенное хранилище данных ERI;
- интерфейс беспроводной связи между ERT и оборудованием дорожной инфраструктуры (например, сканер);
- интерфейс обмена данными между ERT и иным оборудованием ТС (не относящемся к системе ERI);
- систему датчиков для обнаружения ТС на определенном участке улично-дорожной сети и обеспечении связи между сканером и ERT (дополнительно, система датчиков может потребоваться, чтобы установить взаимодействие с иным бортовым оборудованием, не относящемся к ERI);
- центр обработки данных ERI для поддержки приложений системы, который может являться как получателем, так и отправителем данных. (Опционно возможно взаимодействие между различными центрами обработки данных ERI).
Рисунок 4 - Сессия записи и считывания данных ERI
Рисунок 5 - Базовая схема взаимодействий бортовых компонентов ERT системы ERI
5 Электронная метка регистрации и обеспечение безопасности
5.1 Пример архитектуры электронной метки регистрации (ERT)
Пример архитектуры ERT показан на рисунке 6. Приложение ERI может требовать различные варианты архитектуры ERT, позволяя ERT функционировать с одним интерфейсом или более. Приложение ERI также может требовать ERT для функционирования одного приложения и более.
Рисунок 6 - Пример архитектуры ERT
5.2 Обеспечение безопасности электронной метки регистрации (ERT)
ERT обеспечивает безопасную среду для данных ERI и интерфейсов доступа к данным. Доступу к безопасной среде можно обеспечить с помощью асимметричных или симметричных технологий.
При использовании асимметричных технологий ИСО 24534-4 определяет требования для широкого диапазона взаимодействующих ERT и ERR. Степень сложности обеспечения безопасности ERT может быть различной. Более подробно данный вопрос рассмотрен в ИСО 24534-4.
В случае симметричных технологий ИСО 24534-5 определяет требования, а дополнительные спецификации могут быть найдены в ИСО 24535. В любом случае конфиденциальность и аутентификация достигаются с помощью секретных ключей, которые совместно используются группой доверенных лиц. Более подробно данный вопрос рассмотрен в ИСО 24534-5 и ИСО 24535.
Условия безопасности данных для ERT показаны на рисунке 7.
Рисунок 7 - Обеспечение безопасности для ERT
Библиография
[1] | ISO 3779:1983 | Road vehicles - Vehicle identification number (VIN) - Content and structure |
[2] | ISO 3780:1983 | Road vehicles - World manufacturer identifier (WMI) code |
[3] | ISO 7498-2:1989 | Information processing systems - Open Systems Interconnection - Basic Reference Model - Part 2: Security Architecture |
[4] | ISO/IEC 9798-1 | Information technology - Security techniques - Entity authentification - Part 1: General |
[5] | ISO/IEC 12207:2008 | Systems and software engineering - Software life cycle processes |
[6] | ISO 14814:2006 | Road transport and traffic telematics - Automatic vehicle and equipment identification - Reference architecture and terminology |
[7] | ISO 14815:2005 | Road transport and traffic telematics - Automatic vehicle and equipment identification - System specifications |
[8] | ISO 14816:2005 | Road transport and traffic telematics - Automatic vehicle and equipment identification - Numbering and data structure |
[9] | ISO 24534-4 | Automatic vehicle and equipment identification - Electronic registration identification (ERI) for vehicles - Part 4: Secure communications using asymmetrical techniques |
[10] | ISO 24534-5 | Automatic vehicle and equipment identification - Electronic registration identification (ERI) for vehicles - Part 5: Secure communications using symmetrical techniques |
[11] | ISO 24535 | Intelligent transport systems - Automatic vehicle identification - Basic electronic registration identification (Basic ERI) |
[12] | Directive 2000/53/EC | ELV directive; 2000; of the European Parliament and of the Council of 18 September 2000 on end-of-life vehicles (OJ L 269, 21.10.2000, p.34). (only normative within the EU) |
[13] | eEurope 2000, | Action plan prepared by the Council and the European Commission for the Feira European Council 19-20 June 2002, Brussels, 14-6-2002 |
УДК 656.13:006.354 | ОКС 35.240.60 | IDT |
Ключевые слова: интеллектуальные транспортные системы, электронная идентификация транспортных средств |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2019