ГОСТ 15156-84
Группа Б47
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
МАСЛА, СМАЗКИ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЯХ ДЛЯ РАЙОНОВ С ТРОПИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ
Lubricating oils, lubricants and special liquids for industrial use in tropical climate regions
МКС 75.100
ОКСТУ 0250
Дата введения 1985-07-01
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23 мая 1984 г. N 1715 дата введения установлена 01.07.85
ВЗАМЕН ГОСТ 15156-69
ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2011 г.
1. Настоящий стандарт распространяется на масла, смазки и специальные жидкости, применяемые в технических изделиях, поставляемых в районы с тропическим климатом по ГОСТ 15151-69, и определяет их перечень.
Стандарт не распространяется на консервационные масла и смазки; на смазочные материалы, применяемые в оптических приборах, авиационной и военной технике; на смазочные материалы, не сменяемые и не пополняемые в процессе хранения, транспортирования и эксплуатации.
Основная область применения масел, смазок и специальных жидкостей приведена в приложении 1.
Перечень марок масел, смазок и специальных жидкостей, не допускаемых к применению во вновь разрабатываемой или модернизируемой технике, приведен в приложении 2.
2. Перечень масел, смазок и специальных жидкостей приведен в таблице.
Наименование масла, смазки и специальной жидкости | Нормативно- | |
1. Моторные масла | ||
1.1. Масло моторное для автотракторных дизелей М-10В | ГОСТ 8581-78 | |
1.2. Масло моторное для автотракторных дизелей М-10Г | ГОСТ 8581-78 | |
1.3. Масло моторное для автотракторных дизелей М-10Г | ГОСТ 8581-78 | |
1.4. Масло моторное автомобильное для карбюраторных двигателей М-8В | ГОСТ 10541-78 | |
1.5. Масло моторное автомобильное для карбюраторных двигателей М-8Г | ГОСТ 10541-78 | |
1.6. Масло моторное автомобильное для карбюраторных двигателей М-6з/10Г | ГОСТ 10541-78 | |
1.7. Масло моторное автомобильное для карбюраторных двигателей М-12Г | ГОСТ 10541-78 | |
1.8. Масло долгоработающее всесезонное М-6з/10В (ДВ-АСЗп-10В) | НТД | |
1.9. Масло моторное для циркуляционных систем судовых дизелей М-10Г | То же | |
1.10. Масло моторное для циркуляционных систем судовых дизелей М-14Г | " | |
1.11. Масло моторное М-10ДЦЛ20 | НТД | |
1.12. Масло моторное М-14ДЦЛ20 | То же | |
1.13. Масло моторное М-14ДЦЛ30 | " | |
1.14. Масло моторное М-14Г | " | |
1.15. Масло моторное для форсированных дизельных двигателей М-20Г | ГОСТ 12337-84 | |
1.16. Масло моторное М-10В | НТД | |
1.17. Масло моторное М-14В | То же | |
1.18. Масло моторное М-20В | ГОСТ 23497-79 | |
1.19. Масло моторное М-16Е-30 | НТД | |
1.20. Масло моторное М-16Е-60 | То же | |
2. Компрессорные масла | ||
2.1. Масло компрессорное КС-19 | ГОСТ 9243-75 | |
3. Масла для компрессоров холодильных машин | ||
3.1. Масло для холодильных машин ХФ12-16 | ГОСТ 5546-86 | |
3.2. Масло для холодильных машин ХФ22-24 | ГОСТ 5546-86 | |
3.3. Масло для холодильных машин ХА-30 | ГОСТ 5546-86 | |
4. Турбинные масла | ||
4.1. Масло турбинное с присадками Тп-30 | ГОСТ 9972-74 | |
4.2. Масло турбинное с присадками Тп-46 | ГОСТ 9972-74 | |
4.3. Масло для судовых газовых турбин | ГОСТ 10289-79 | |
5. Цилиндровые масла | ||
5.1. Масло цилиндровое тяжелое 52 | ГОСТ 6411-76 | |
6. Трансмиссионные масла | ||
6.1. Масло трансмиссионное ТСп-15К | ГОСТ 23652-79 | |
6.2. Масло трансмиссионное ТАП-15В | ГОСТ 23652-79 | |
6.3. Масло трансмиссионное ТАД-17и | ГОСТ 23652-79 | |
7. Индустриальные масла | ||
7.1. Масло индустриальное общего назначения И-20А | ГОСТ 20799-88 | |
7.2. Масло индустриальное общего назначения И-30А | ГОСТ 20799-88 | |
7.3. Масло индустриальное общего назначения И-40А | ГОСТ 20799-88 | |
7.4. Масло индустриальное общего назначения И-50А | ГОСТ 20799-88 | |
7.5. Масло индустриальное ИГП-4 | НТД | |
7.6. Масло индустриальное ИГП-6 | То же | |
7.7. Масло индустриальное ИГП-8 | НТД | |
7.8. Масло индустриальное ИГП-14 | То же | |
7.9. Масло индустриальное ИГП-18 | " | |
7.10. Масло индустриальное ИГП-30 | " | |
7.11. Масло индустриальное ИГП-38 | " | |
7.12. Масло индустриальное ИГП-49 | " | |
7.13. Масло индустриальное ИГП-72 | " | |
7.14. Масло индустриальное ИГП-91 | " | |
7.15. Масло индустриальное ИГП-114 | " | |
7.16. Масло гидравлическое ВНИИНП-403 | ГОСТ 16728-78 | |
7.17. Масло индустриальное ИГНСп-20 | НТД | |
7.18. Масло индустриальное ИГНСп-40 | То же | |
7.19. Масло индустриальное ИНСп-40 | " | |
7.20. Масло индустриальное ИНСп-65 | " | |
7.21. Масло индустриальное ИНСп-110 | " | |
8. Электроизоляционные масла | ||
8.1. Масло трансформаторное селективной очистки | ГОСТ 10121-76 | |
8.2. Масло трансформаторное ТКп | НТД | |
9. Масла для прокатных станов | ||
9.1. Масло для прокатных станов П-28 (снято с производства) | ||
10. Многоцелевые смазки | ||
10.1. Литол-24 | ГОСТ 21150-87 | |
10.2. Солидол синтетический | ГОСТ 4366-76 | |
10.3. ВНИИНП-242 | НТД | |
10.4. Графитная (УСсА) | ГОСТ 3333-80 | |
11. Термостойкие смазки | ||
11.1. ЦИАТИМ-221 | ГОСТ 9433-80 | |
11.2. ВНИИНП-207 | ГОСТ 19774-74 | |
11.3. Униол-1 | НТД | |
11.4. ПФМС-4С | То же | |
12. Приборные смазки | ||
12.1. ОКБ-122-7 | ГОСТ 18179-72 | |
12.2. ВНИИНП-274 | ГОСТ 19337-73 | |
13. Отраслевые смазки | ||
13.1. Смазка железнодорожная ЛЗ-ЦНИИ | ГОСТ 19791-74 | |
13.2. ЖРО | НТД | |
13.3. Униол-2 | ГОСТ 23510-79 | |
13.4. Сиол | НТД | |
13.5. Торсиол-35 | То же | |
13.6. ЦИАТИМ-201 | ГОСТ 6267-74 | |
13.7. ЛИТА | НТД | |
14. Прочие смазки | ||
14.1. ВНИИНП-232 | ГОСТ 14068-79 | |
14.2. МС-70 | ГОСТ 9762-76 | |
15. Рабочие жидкости для гидросистем | ||
15.1. Масло для гидросистем автомобилей "А" | НТД | |
15.2. Масло для гидросистем автомобилей "Р" | То же | |
15.3. МГТ | " | |
15.4. Масло веретенное гидравлическое АУ | " | |
15.5. Жидкость амортизаторная АЖ-12Т | ГОСТ 23008-78 | |
15.6. Масло гидравлическое МГЕ-10А | НТД | |
15.7. Масло гидравлическое АУП | То же | |
15.8. Рабочая жидкость ГЖД-14с | " |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемое
ОСНОВНАЯ ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МАСЕЛ, СМАЗОК И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЖИДКОСТЕЙ В ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЯХ
Марка масла | Основная область применения |
1.1. М-10В | Автотракторные дизельные двигатели |
1.2. М-10Г | |
1.3. М-10Г | |
1.4. М-8В | Карбюраторные двигатели автомобилей |
1.5. М-8Г | |
1.6. М-6з/10Г | |
1.7. М-12Г | |
1.8. М-6з/10В (ДВ-АСЗп-10В) | Все типы карбюраторных двигателей (кроме высокооборотных), мало- и среднефорсированные двигатели |
1.9. М-10Г 1.10. М-14Г | Циркуляционные системы высокофорсированных тронковых и крейцкопферных судовых дизелей, работающих на топливе с массовой долей серы менее 2%; редукторы и другие механизмы машинных отделений судов, требующие применения масел с повышенной влагостойкостью |
1.11. М-10ДЦЛ20 1.12. М-14ДЦЛ20 | Современные судовые среднеоборотные тронковые дизели (с наддувом) с циркуляционной и лубрикаторной системами смазки отечественного и зарубежного производства при работе на топливе с массовой долей серы до 3% |
1.13. М-14ДЦЛЗО* | Современные судовые среднеоборотные тронковые дизели (с наддувом) с циркуляционной и лубрикаторной системами смазки отечественного и зарубежного производства при работе на топливе с массовой долей серы свыше 3% |
________________ * Текст документа соответствует оригиналу. - . | |
1.14. М-14Г | Современные высокофорсированные дизели тепловозов |
1.15. М-20Г | Двухтактные высокофорсированные судовые дизели большой мощности типов 58, 61, 16ДРПН и подобные им |
1.16. М-10В | Форсированные мало- и средненагруженные быстроходные дизели |
1.17. М-14В | Форсированные судовые и тепловозные дизели типов 20Д, 40Д, Д-50, Д-100, Д-49 и подобные им при работе на малосернистом топливе |
1.18. М-20В | Высокооборотные форсированные дизели средней мощности типа Д-6 и подобные им |
1.19. М-16Е-30 | Малооборотные судовые дизели с лубрикаторной системой смазки, работающие на дистиллятных и остаточных топливах с массовой долей серы не более 1,5% |
1.20. М-16Е-60 | Малооборотные судовые дизели с лубрикаторной системой смазки, работающие на дистиллятных и остаточных топливах с массовой долей серы не более 2,5% |
2.1. КС-19 | Поршневые, в том числе многоступенчатые и ротационные компрессоры и воздуходувки при температуре воздуха на выходе не более 180 °С |
3.1. ХФ12-16 | Холодильные машины, работающие на фреоне при температуре конденсации не выше минус 50 °С |
3.2. ХФ22-24 | Одноступенчатые холодильные машины с поршневыми компрессорами, работающие на фреоне при температуре конденсации не ниже минус 50 °С |
3.3. ХА-30 | Компрессоры, холодильные машины, работающие на аммиаке, углекислоте |
4.1. Тп-30 | Турбины различных мощностей со скоростью от 2000 до 3000 мин |
4.2. Тп-46 | Судовые турбинные установки, турбокомпрессоры и турбовоздуходувки при циркуляционной системе смазки, газовые турбины |
4.3. Масло для судовых газовых турбин | Судовые газотурбинные двигатели, газотурбогенераторы и редукторы газотурбинных установок |
5.1. Цилиндровое 52 | Особо тяжелонагруженные зубчатые и червячные передачи и другие механизмы, допускающие применение масел без присадок, паровые машины с перегревом пара до 400 °С |
6.1. ТСп-15К | Трансмиссия автомобилей КамАЗ, УралАЗ, УАЗ, КраЗ, МАЗ и др. |
6.2. ТАП-15В | Редукторы с цилиндрическими, коническими, спирально-коническими и некоторыми червячными передачами. Используется в трансмиссиях автомобилей, строительно-дорожных и других машинах, а также в различных промышленных редукторах при температуре окружающего воздуха до 50 °С, контактных напряжениях до 2,5 ·10 |
6.3. ТАД-17и | Агрегаты трансмиссий автомобилей и других машин, зубчатые редукторы, имеющие цилиндрические, конические, спирально-конические, гипоидные и червячные передачи, работающие при температуре окружающего воздуха до 50 °С |
7.1. И-20А 7.2. И-30А 7.3. И-40А 7.4. И-50А | Рабочие жидкости в гидравлических системах станочного оборудования, автоматических линий, прессов, смазки мало- и средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения станков. Гидросистемы промышленного оборудования, строительных, дорожных и других машин, работающих на открытом воздухе (И-30А) в интервале температуры от минус 5 °С до плюс 70 °С при длительном режиме эксплуатации |
7.5. ИГП-4 | Смазывание высокоскоростных механизмов |
7.6. ИГП-6 | |
7.7. ИГП-8 | |
7.8. ИГП-14 | |
7.9. ИГП-18 7.10. ИГП-30 7.11. ИГП-38 7.12. ИГП-49 | Рабочие жидкости в гидравлических системах станков, автоматических линий, прессов, высокоскоростных коробок передач, мало- и средненагруженных редукторов и червячных передач, электромагнитных и зубчатых муфт, вариаторов, подшипниковых узлов, направляющих скольжения и качения, другие узлы и механизмы, в которых требуются масла с улучшенными антиокислительными и противоизносными свойствами |
7.13. ИГП-72 7.14. ИГП-91 7.15. ИГП-114 | Гидросистемы тяжелого прессового оборудования, шестереночные передачи и средненагруженные зубчатые и червячные редукторы, коробки скоростей и другие узлы |
7.16. ВНИИП-403 | Гидросистемы станков и автоматических линий, циркуляционные системы смазки |
7.17. ИГНСп-20 7.18. ИГНСп-40 | Гидросистемы и направляющие скольжения металлорежущих станков при подаче масла из общего резервуара |
7.19. ИНСп-40 | Горизонтальные направляющие станков |
7.20. ИНСп-65 | Средне- и тяжелонагруженные горизонтальные, вертикальные направляющие при общей системе смазки, горизонтальные направляющие тяжелых станков |
7.21. ИНСп-110 | Вертикальные и наклонные направляющие, горизонтальные направляющие с вертикальными гранями большой площади |
8.1. Масло трансформаторное селективной очистки 8.2. ТКп | Заливка трансформаторов, масляных выключателей и другой высоковольтной аппаратуры на напряжение до 220 кВ, смазка малонапряженных узлов |
9.1. П-28 (снято с производства) | Тяжелонагруженные механизмы, оборудованные циркуляционными системами смазки с большой радиальной протяженностью трубопроводов |
10.1. Литол-24 10.2. Солидол синтетический 10.3. ВНИИНП-242 | Узлы трения всех видов (подшипники качения и скольжения, шарниры, зубчатые передачи и др.) при температуре до 130 °С (для марки "солидол синтетический" до 65 °С). Используют как многоцелевую смазку для транспортных машин, индустриальных механизмов, механизмов морских судов и др. |
10.4. Графитная (УСсА) | Рессоры, грубые, резьбовые соединения, ходовые винты (домкраты), грубые открытые зубчатые передачи |
11.1. ЦИАТИМ-221 11.2. ВНИИНП-207 | Подшипники качения, работающие при повышенной температуре (электромашины и т.п.) |
11.3. Униол-1 | Узлы трения всех видов (подшипники качения и скольжения, шарниры, зубчатые передачи и др.) при температуре до 150 °С. Используют в горячих узлах металлургического оборудования горячих конвейеров, в керамическом производстве и др. |
11.4. ПФМС-4С | Тяжелонагруженные тихоходные подшипники скольжения, шарниры, шарикорезьбовые пары, ходовые резьбы и т.п. при температуре до 300 °С |
12.1. ОКБ-122-7 | Узлы трения приборов и точных механизмов при температуре до 100 °С |
12.2. ВНИИНП-274 | Малогабаритные подшипники качения, маломощные редукторы и другие узлы трения особо ответственных приборов при температуре до 130 °С. Используют также в подшипниках микроэлектродвигателей |
13.1. ЛЗ-ЦНИИ 13.2. ЖРО | Роликовые подшипники букс железнодорожных вагонов при температуре до 100 °С. Смазка водорастворима |
13.3. Униол-23 | Централизованные системы смазки металлургического оборудования и другие узлы трения индустриальных механизмов при температуре до 150 °С |
13.4. Сиол | Скоростные подшипники электроверетен и нажимные валики прядильных машин, работающих со скоростью вращения до 16000 мин |
13.5. Торсиол-35 | Стальные канаты различного назначения. Смазка влагостойкая |
13.6. ЦИАТИМ-201 | Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках. Не рекомендуется применять при длительном контакте с водой. Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па (5 мм рт.ст.) |
13.7. Лита | Узлы трения механизмов переносного инструмента с электрическим или механическим приводом и другой техники. Смазка влагостойкая |
14.1. ВНИИНП-232 | Для смазывания шлицевых соединений и ходовых резьб при температуре до 300 °С. Может быть использована в неподвижных резьбовых соединениях до 400 °С. Применяют также в тихоходных особо нагруженных узлах трения качения и скольжения и для приработки узлов трения |
14.2. МС-70 | Узлы трения, работающие в контакте с морской водой. Смазка рабоче-консервационная |
15.1. "А" | Гидроавтотрансформаторы и автоматические коробки передач автомобилей, автобусов и другой подвижной наземной техники, работающих при температуре окружающего воздуха до 50 °С |
15.2. "Р" | Гидроусилители рулевого управления грузовых автомобилей. Гидравлический привод сцепления автобусов |
15.3. МГТ | Гидромеханические передачи автомобилей и другой техники, работающей при температуре окружающего воздуха до 50 °С. Допускается использование в качестве универсального трансмиссионно-гидравлического масла в тяжелых промышленных тракторах |
15.4. АУ | Механизмы, работающие с малыми нагрузками со скоростью до 5000 мин |
15.5. АЖ-12Т | Телескопические и рычажно-кулачковые амортизаторы транспортных и специальных машин |
15.6. МГЕ-10А | Гидравлические устройства наземной (кроме мобильных кранов) и корабельной техники, работающие при температуре до 90 °С |
15.7. АУП | Гидросистемы корабельной техники. Смазочный материал для агрегатов и механизмов судов, работающих при температуре от минус 30 до плюс 120 °С |
15.8. ГЖД-14с | Гидросистемы и ступицы судовых винтов регулируемого шага. Рабочий диапазон температур от минус 5 до плюс 80 °С |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное
ПЕРЕЧЕНЬ МАРОК МАСЕЛ, СМАЗОК И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЖИДКОСТЕЙ, НЕ ДОПУСКАЕМЫХ К ПРИМЕНЕНИЮ ВО ВНОВЬ РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ ИЛИ МОДЕРНИЗИРУЕМОЙ ТЕХНИКЕ
Марки масел, смазок и специальных жидкостей, приведенные в настоящем перечне, не допускается применять в технике, разрабатываемой или модернизируемой с 01.01.86.
Группа масел, смазок и специальных жидкостей | Марка |
Моторные масла | М-20Бп, М-16Д |
Трансмиссионные масла | ТЭп-15, ТСп-14гип |
Турбинные масла | Т-22, Тп-22, Т-30, Т-46 |
Компрессорные масла | К-19 |
Прочие смазки | АМС-1 |
Рабочие жидкости для гидросистем | МГ-30 |
Примечание. Смазочные материалы, указанные в настоящем приложении, допускается применять в технике, изготовляемой и эксплуатируемой до очередной ее модернизации.
Электронный текст документа
и сверен по:
Нефть и нефтепродукты. Масла.
Технические условия. Сборник ГОСТов. -
, 2011