ГОСТ 20303-74
Группа Б29
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
МАСЛА МОТОРНЫЕ
Метод оценки моющих свойств на установке ИМ-1
Motor oils.
Method of estimation of detergent characteristics of oils by installation ИМ-1
Дата введения 1978-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 25.11.74 N 2600
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
ГОСТ 33-2000 | 3.8 |
ГОСТ 305-82 | 1.1 |
ГОСТ 868-82 | 1.1 |
ГОСТ 6507-90 | 1.1 |
ГОСТ 8505-80 | 1.1 |
ГОСТ 10164-75 | 1.1 |
ГОСТ 11362-96 (ИСО 6619-88) | 3.8 |
ГОСТ 17479.1-85 | Вводная часть; 1.1; 4.1 |
ГОСТ 20684-75 | 3.8 |
ГОСТ 24104-88 | 1.1 |
5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 2-92 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 2-93)
6. ИЗДАНИЕ с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в марте 1982 г., декабре 1987 г., январе 1995 г. (ИУС 6-82, 4-88, 4-95)
Настоящий стандарт распространяется на моторные масла и устанавливает метод оценки моющих свойств на установке ИМ-1.
Метод предназначен для проведения моторных испытаний по ГОСТ 17479.1.
Стандарт предназначен для типовых испытаний моторных масел групп В, В
Сущность метода заключается в проведении испытаний масел на одноцилиндровой установке в течение 96 ч и последующей оценке моющих свойств (по степени загрязненности поршня), а также антикоррозионных и противоизносных свойств (по коррозии вкладышей шатунных подшипников и по величине износа поршневых колец).
Стандарт не распространяется на моторные масла, применяемые в автотракторных двигателях.
1. АППАРАТУРА И РЕАКТИВЫ
1.1. Установка одноцилиндровая типа ИМ-1. Принципиальная схема установки и технические характеристики установки и двигателя приведены в приложении 2.
Инструмент измерительный:
секундомер;
микрометр типа МК по ГОСТ 6507 или аналогичный, обеспечивающий предел измерений 75-100 мм с погрешностью не более 0,004 мм;
нутромеры индикаторные типа НИ по ГОСТ 868 или аналогичные, обеспечивающие пределы измерений 25 и 50-100 мм с погрешностью не более 0,020 мм;
калибр диаметром 85,02 мм (черт.1);
Калибр для измерения зазора в замке поршневых колец
Черт.1
набор щупов N 1 с пределами измерений 0,02-0,59 мм, N 4 с пределами измерений 0,1-1,0 мм и N 5 с пределами измерений 0,05-1,0 мм;
весы аналитические любого типа с погрешностью взвешивания не более 0,001 г;
весы лабораторные общего назначения по ГОСТ 24104* с погрешностью взвешивания не более 5 г.
_________________
* C 1 июля 2002 г. вводится в действие ГОСТ 24104-2001.
Нефрас С-50/170 по ГОСТ 8505 или бензин-растворитель для резиновой промышленности.
Топливо дизельное по ГОСТ 305 с массовой долей серы 0,4-0,5% или 0,9-1,0% (см. примечание 2).
Этиленгликоль по ГОСТ 10164.
Масла моторные контрольные (эталонные) марок М-10В
Примечания:
1. Допускается применять другую аппаратуру, обеспечивающую необходимую точность измерения.
2. Дизельное топливо по ГОСТ 305 с отступлением в части содержания серы 0,9-1,0% для ПО "Орскнефтеоргсинтез".
Разд.1. (Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).
2. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ
2.1. (Исключен, Изм. N 3).
2.2. Каждое испытание масла проводят с новыми деталями: поршнем, поршневыми кольцами, вкладышами шатунного подшипника и стопорными кольцами поршневого пальца. Серийные поршень и кольца обрабатывают в соответствии с технической документацией ВНИИ НП.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
2.3. Проверяют зазоры в сопрягаемых деталях, овальность и конусность, которые должны соответствовать значениям, приведенным в табл.1.
Таблица 1
Наименование показателя | Допускаемое значение, мм | |
минимальное | максимальное | |
Зазоры | ||
1. Головка поршня - гильза цилиндра | 0,80 | 0,87 |
2. Юбка поршня - гильза цилиндра | 0,40 | 0,47 |
3. (Исключен, Изм. N 1). | ||
4. Кольцо поршневое - канавка (по высоте): | ||
для 1-го кольца | 0,25 | 0,27 |
для 2-го кольца | 0,12 | 0,14 |
для 3-го кольца | 0,08 | 0,10 |
для 4 и 5-го колец (маслосъемных) | 0,07 | 0,08 |
5. Замок (стык) поршневых колец в калибре диаметром 85,02 мм | 0,70 | 0,80 |
6. Замок (стык) поршневых колец в свободном состоянии | 8,0 | 11,0 |
7. Бобышка поршня - палец поршневой (натяг) | 0,00 | 0,04 |
8. Подшипник шатунный - шейка коленчатого вала | 0,07 | 0,13 |
Овальность и конусность | ||
9. Гильза цилиндра в сборе | - | 0,05 |
10. Юбка поршня | - | 0,03 |
11. Отверстие в бобышке поршня | - | 0,03 |
12. Подшипник нижней головки шатуна | - | 0,03 |
Примечания:
1. Показатели 1, 2, 7 и 8 таблицы рассчитывают по разности диаметров деталей.
2. Показатели 4, 5, 6, 9, 10, 11 и 12 таблицы измеряют.
3. Зазор по показателю 2 рассчитывают по размеру юбки поршня под канавкой нижнего маслосъемного кольца.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).
2.3.1. (Исключен, Изм. N 1).
2.4. Внутренний диаметр подшипника после установки в шатун должен быть (60
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.5. Перед сборкой проводят операции, указанные ниже.
2.5.1. Вкладыши шатунного подшипника (верхний и нижний) и поршневые кольца маркируют соответственно номерам канавок, затем их промывают в бензине и просушивают.
2.5.2. После просушивания взвешивают каждый вкладыш и кольцо в отдельности и комплект вкладышей и колец с погрешностью не более 0,001 г.
2.5.3. Всю масляную систему (картер, масляный насос, фильтрприемник, маслопроводы, мерный масляный бак и дозатор) промывают дизельным топливом.
2.5.4. Форсунку проверяют на давление впрыска, которое должно быть 12,25-12,7 МПа (125-130 кгс/см
(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).
2.6. Собирают установку и проводят подготовку к пуску всех систем в соответствии с описанием устройства и правилами эксплуатации установки ИМ-1.
Допускается вместо масляного насоса серийного двигателя использовать насосы более высокой производительности для обеспечения требуемого давления масла при испытаниях масел вязкостью 6-8 мм
Допускается устанавливать топливоподкачивающий насос.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
2.6.1. Регулируют зазоры между клапанами и коромыслами и устанавливают для впускного клапана 0,25 мм, для выхлопного 0,3 мм.
2.6.2. Угол опережения впрыска топлива 18° ±1,0° до верхней мертвой точки в такте сжатия проверяют и устанавливают по градусной сетке маховика.
2.6.3. В картер двигателя при отключенном дозаторе наливают 2,4 кг испытуемого масла, в систему охлаждения наливают воду, топливную систему заправляют топливом с массовой долей серы 0,4-0,5% для масел групп В и В
(Измененная редакция, Изм. N 3).
2.7. Рукояткой поворачивают коленчатый вал, обращая внимание на легкость и плавность его хода, наличие давления масла в системе смазки и проводят обкатку двигателя на испытуемом масле в течение 6 ч по режимам, указанным в табл.2.
Таблица 2
Номер режима | Продолжи- тельность, мин | Эффективная мощность двигателя, кВт | Абсолютное давление наддува, МПа (кгс/см | Частота вращения, мин | Температура, °С | ||
охлаждающей жидкости | масла | воздуха на входе в двигатель | |||||
1 | 10 | Прокрутка электромотором | 0,1 (1,0) | 1500 | - | - | - |
2 | 20 | Холостой ход | 0,11 (1,1) | 1500±20 | Не выше 100 | - | - |
3 | 60 | 2,5±0,2 | 0,12 (1,2) | - | Не выше 100 | - | - |
4 | 60 | 3,2±0,2 | 0,139 (1,4) | - | Не выше 100 | - | - |
5 | 90 | 4,5±0,2 | 0,149 (1,5) | - | Не выше 100 | - | - |
6 | 60 | 6,4±0,2 | 0,149 (1,5) | - | Не выше 100 | - | - |
7* | 30 | 6,4±0,2 | 0,149 (1,5) | 1535±20 | 130±2 | 95±4 | 48±2 |
7** | 30 | 8,4±0,8 | 0,178 (1,8) | 1535±20 | 130+2 | 105±4 | 48±2 |
6а | 5 | 6,4±0,2 | 0,149 (1,5) | - | Не выше 130 | - | - |
5а | 5 | 4,5±0,2 | 0,149 (1,5) | - | Не выше 130 | - | - |
4а | 5 | 3,2±0,2 | 0,139(1,4) | - | Не выше 130 | - | - |
3а | 10 | 2,5±0,2 | 0,12 (1,2) | - | Не выше 130 | - | - |
2а | 3 | Холостой ход | 0,11(1,1) | 1500 | Не выше 130 | - | - |
1a | 2 | Прокрутка электромотором | 0,0 | - | - | - | - |
6 ч |
___________________
* При испытании масел групп В и В
** При испытании масел групп Г, Г
(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).
2.7.1. В процессе обкатки проводят проверку работоспособности систем управления и автоматики установки согласно инструкции по эксплуатации.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.7.2. На режимах 2-6 температуру охлаждающей жидкости не регулируют, она должна быть равна температуре кипения воды. Перед переводом на режим 7 установку останавливают, воду заменяют на смесь воды с этиленгликолем (1:10) с температурой кипения 125-130 °С.
На этих же режимах обкатку проводят при полностью открытой заслонке на выпуске отработавших газов.
В начале режимов 7* или 7** прикрытием заслонки устанавливают давление на выпуске отработавших газов 0,0024-0,0050 МПа (0,025-0,050) кгс/см
Часовой расход топлива в конце режима 7* должен быть (1,75±0,05) кг/ч, в конце режима 7** - (2,5±0,05) кг/ч, а прорыв картерных газов не более 3,3·10
Для измерения прорыва картерных газов отвод их из двигателя к счетчику производится через сапун.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).
2.7.3. В журнале регистрируют значения показателей в соответствии с табл.2 и п.2.7.2, а также давление масла и температуру выхлопных газов.
2.8. По окончании обкатки устраняют все замеченные неполадки в работе установки и сливают масло из картера.
2.9. Новую установку перед испытанием проверяют на эталонных маслах марок М-10В
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
3. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ
3.1. В картер двигателя наливают 2,4 кг испытуемого масла, в расходный бак и дозатор - 4 кг.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2. Время, затраченное на нагружение и снятие нагрузки с двигателя, не входит в основное режимное время испытания.
3.3. При работе установки на основном режиме выдерживают условия, приведенные в табл.2а и 3.
Таблица 2а
Наименование показателя | Условия испытания масел группы | |
В и В | Г, Г | |
Часовой расход топлива, кг/ч | 1,75±0,05 | 2,5±0,05 |
Температура воздуха на входе в двигатель, °С | 48±2 | 48±2 |
Давление масла в системе смазки, МПа (кгс/см | 0,294+0,02 | 0,294±0,02 |
Температура отработавших газов на выпуске, °С | 380-450 | 480-600 |
Давление отработавших газов на выпуске, Мпа (кгс/см | 0,0024-0,0050 | 0,0024-0,0050 |
Таблица 3
Наименование режима | Продолжи- тельность, мин | Эффективная мощность двигателя по прибору, кВт | Частота вращения, мин | Абсолютное давление наддува, | Температура, °С | |
охлаж- дающей жидкости | масла | |||||
Нагружение двигателя | 2 | Прокрутка электромотором | 1450 | - | - | - |
3 | Холостой ход | 1500±20 | 0,11 (1,1) | 130±2 | - | |
5 | 2,5±0,2 | - | 0,12 (1,2) | 130±2 | - | |
5 | 3,2±0,2 | - | 0,139 (1,4) | 130±2 | - | |
10 | 4,5±0,2 | - | 0,149 (1,5) | 130±2 | - | |
15 | 6,4±0,2 | - | 0,149 (1,5) | 130±2 | - | |
Основной режим работы двигателя: | ||||||
для масел групп В и В | 5760 | 6,4±0,2 | 1535±20 | 0,149 (1,5) | 13012 | 95±4 |
для масел групп Г, Г | 5760 (96 ч) | 8,4±0,8 | 1535±20 | 0,178 (1,8) | 130±2 | 105±4 |
Снятие нагрузки | 5 | 6,4±0,2 | - | 0,149 (1,5) | - | - |
5 | 4,5±0,2 | - | 0,149 (1,5) | - | - | |
5 | 3,2±0,2 | - | 0,139 (1,4) | - | - | |
10 | 2,5±0,2 | - | 0,12 (1,2) | - | - | |
3 | Холостой ход | 1500±20 | 0,11 (1,1) | - | - | |
2 | Прокрутка электромотором | 1450 | - | - | - |
Примечание. В ходе испытания допускается снижение мощности на 10% ее значения, измеренного после первых 12 ч работы на основном режиме.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).
3.4. При испытании в журнал записывают:
а) количество масла, налитого в картер и в расходный бак перед испытанием по п.3.1, а также первоначальный уровень масла в расходном баке;
б) уровень масла в расходном баке и расход масла по п.3.7 через каждые 12 ч работы на основном режиме;
в) показатели, перечисленные в табл.3 для основного режима, в п.3.3 и давление в картере в Па (мм вод. ст.) через каждый час работы;
г) прорыв газов в картер после каждых 3 ч работы на основном режиме или при резком увеличении давления в картере.
При прорыве картерных газов более 3,3·10
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).
3.5. При обнаружении неисправности установки или нарушении условий испытаний принимают меры к их устранению, остановив установку, если это необходимо.
В ходе испытаний не должно быть более шести остановок продолжительностью более 6 ч, не считая остановки после обкатки. Число и продолжительность остановок в процессе обкатки не регламентируются.
3.6. В процессе испытания проводят регулирование температуры охлаждающей жидкости:
повышение температуры осуществляют выпариванием воды из охлаждающей жидкости;
понижение температуры осуществляют добавлением воды в охлаждающую жидкость.
3.7. Расход масла определяют за каждые 12 ч работы на основном режиме, как разность отсчета уровней масла в расходном баке за указанное время и выражают в граммах.
Величина расхода масла должна быть для масел с вязкостью 6-8 мм
3.8. Из масляной системы двигателя перед остановкой в конце испытания (при отключенном дозаторе) отбирают пробу работавшего масла в количестве 150 г для следующих определений:
кинематической вязкости при 100 °С по ГОСТ 33;
щелочного числа по ГОСТ 11362;
содержания нерастворимого осадка по ГОСТ 20684.
Эти показатели работавшего масла носят контрольный характер и не включаются в оценку испытуемого масла.
3.7, 3.8. (Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
3.9. После окончания испытания проводят указанные ниже операции.
3.9.1. Отработанное масло из картера и свежее из системы дозирования сливают раздельно и взвешивают с погрешностью не более 5,0 г.
3.9.2. Расход масла за испытание принимают как разность между суммарным количеством залитого перед испытанием и долитого через систему дозирования и суммарным количеством слитого из картера и взятого на анализ масла для определения показателей в соответствии с п.3.8.
3.9.3. Охлаждающую жидкость из системы охлаждения сливают.
3.9.4. Осуществляют частичную разборку двигателя, при которой снимают головку цилиндра, боковую крышку картера и шатунно-поршневую группу.
3.10. Подвижность поршневых колец в канавках поршня определяют по табл.5.
При наличии неподвижных (закоксованных) колец масло не соответствует по моторным свойствам группам В, В
После определения подвижности колец их снимают с поршня.
3.11. Поршень, поршневые кольца и шатунные вкладыши ополаскивают в бензине, просушивают и осматривают. Обнаруженные повреждения деталей записывают в журнал.
3.10, 3.11. (Измененная редакция, Изм. N 1).
3.12. Кольца промывают горячей водой и просушивают, участки с прилипшими отложениями очищают деревянными или медными скребками.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
3.13. Каждое кольцо отдельно и весь комплект, каждый вкладыш индивидуально (верхний и нижний) и в комплекте взвешивают с погрешностью не более 0,001 г.
Взвешивание и оценку коррозии вкладышей не производят, если вкладыши имеют выкрашивание, наволакивание, эрозию, глубокие риски и другие механические повреждения.
3.14. В канавках поршня, где имеются отложения нагара, не менее чем в восьми точках, расположенных равномерно по окружности, начиная отсчет от середины радиального паза днища поршня, с помощью металлического скребка снимают слой отложений до металлической поверхности на дуге не менее 2,0 мм и не более 4,0 мм. Толщину слоя отложений измеряют с помощью часового индикатора со специальным наконечником (черт.2). Индикатор на нуль устанавливают по канавке чистого поршня.
Схема измерения толщины отложений
1 - часовой индикатор; 2 - держатель; 3 - наконечник с базой, равной 8 мм;
4 - измерительный штифт 1,5 мм; 5 - поршень
Черт.2
Среднюю толщину слоя отложений (
где
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.15. (Исключен, Изм. N 3).
4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
4.1. Соответствие масел группам по ГОСТ 17479.1 устанавливают по оценке моющих свойств. Для товарных масел, допущенных к производству и применению до 01.01.86, соответствие группам подтверждают по табл.4.
Таблица 4
Наименование показателя | Оценка масел для групп | ||
В и В | Г и Г | Д | |
не более | |||
Моющие свойства масла, баллы | |||
1. Подвижность поршневых компрессионных колец | 0,0 | 0,5 | 0,0 |
2. Загрязненность всех поршневых канавок | 11,0 | 12,0 | 9,0 |
в том числе первой | 6,0 | 7,0 | 5,0 |
3. Загрязненность юбки поршня | 1,5 | 3,0 | 1,5 |
4. Загрязненность наружной поверхности поршня (канавки и юбки) | 12,5 | 15,0 | 10,5 |
5. Загрязненность внутренней поверхности поршня (днища и бобышек) | 6,0 | 12,0 | 7,0 |
в том числе днища поршня | 5,0 | 9,5 | 4,5 |
6. Общая загрязненность внутренней и наружной поверхности поршня | 18,5 | 27,0 | 17,5 |
Противоизносные свойства | |||
7. Износ комплекта поршневых колец, мг | 600 | 1200 | 1200 |
Коррозионные свойства | |||
8. Износ комплекта вкладышей, мг | 75 | 150 | 150 |
9. Видимая коррозия, оценка визуальная | Отсутствие |
Примечания:
1. (Исключен, Изм. N 2).
2. Показатели, указанные в подпунктах 7, 8 и 9, не дифференцируют масла по группам.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).
Для новых и товарных масел, допущенных к производству и применению после 01.01.86, соответствие группам устанавливают и подтверждают сравнением результатов оценки испытуемого и эталонного масел по общей загрязненности внутренней и наружной поверхности поршня (
Испытуемое масло соответствует назначенной группе, если его значение (
Испытуемое масло не соответствует назначенной группе, если его значение (
Если значение (
В этом случае масло соответствует назначенной группе, если среднее арифметическое результатов двух испытаний (
Допускаемое расхождение между значениями (
сла.
4.1.1. Подвижность поршневых компрессионных колец оценивают по табл.5.
Таблица 5
Состояние кольца | Условия подвижности | Оценка, баллы |
Свободное | Перемещается в канавке под действием собственной массы, когда поршень повернут из вертикального положения в горизонтальное | 0,0 |
Задерживающееся (инертное) | Не перемещается в канавке под действием собственной массы, но движется при приложении легкого усилия, при котором кольцо не пружинит | 0,5 |
4.1.2. Суммарную загрязненность всех поршневых канавок компрессионных колец (
где
4.1.2.1. Отложения одного вида в каждой поршневой канавке компрессионных колец (
где
где
0,9 - максимальный расчетный радиальный зазор в сопряжении кольцо-канавка.
Отложения толщиной до 0,05 мм и черный лак оценивают коэффициентом 0,5. При наличии лака других цветов коэффициент 0,5 корректируют умножением его на соответствующий показатель по табл.7.
Оценка в ноль баллов - поршневая канавка чистая.
Оценка в 10 баллов - 100% площади внутренней стенки канавки покрыты твердыми углеродистыми отложениями максимальной толщины.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).
4.1.3. Для оценки отложений на юбке поршня ее поверхность условно разбивают на участки, как показано на черт.2а. Общую площадь юбки принимают за 100%.
Схема деления поверхности юбки поршня на участки
Участки поверхности юбки | А | Б | В | Г | Д | Е |
Количество | 1 | 4 | 2 | 4 | 1 | 4 |
Поверхность 1-го участка, % | 18 | 4 | 12 | 5 | 10 | 3 |
Черт.2а
Суммарную оценку (
где
(Измененная редакция, Изм. N 3).
4.1.3.1. (Исключен, Изм. N 3).
4.1.3.2. Оценку отложений одного цвета (
где
__________________
* Формула и экспликация к ней соответствуют оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".
Таблица 7*
__________________
* Табл.6. (Исключена, Изм. N 3).
Цвет отложений | Коэффициент цвета |
Черный (нагар, лак) | 1,0 |
Темно-серый, темно-коричневый | 0,8 |
Серый, коричневый | 0,5 |
Светло-серый, светло-коричневый | 0,3 |
Желтый | 0,1 |
Оценка в ноль баллов - юбка поршня чистая.
Оценка в 10 баллов - 100% поверхности юбки покрыто отложениями черного цвета.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
4.1.4. Суммарную загрязненность наружной поверхности поршня (
где
4.1.5. Внутренняя поверхность поршня условно делится на два участка "зона днища" и "зона бобышек" (черт.3, табл.8) и оценивается раздельно.
Схема оценки внутренней поверхности поршня
Черт.3
Таблица 8
Внутренняя поверхность поршня | Участки площади | Поверхность, % |
4 | ||
21 | ||
Зона днища | 24 | |
51 | ||
Сумма (1-4) | 100 | |
2 | 5 | |
2 | 70 | |
Зона бобышек | 2 | 25 |
Сумма (1-3) | 100 |
Суммарную оценку загрязненности внутренней поверхности поршня (
где
4.1.5.1. Оценку отложений на днище (
______________
* Нижний индекс соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".
где
где
Таблица 9
Характер и цвет отложений | Коэффициент отложений |
Нагар | 1,0 |
Лак черный | 0,5 |
Лак темно-коричневый, темно-серый | 0,5 |
Лак коричневый, серый | 0,3 |
Лак светло-коричневый, желтый, светло-серый | 0,1 |
Оценка в ноль баллов - вся внутренняя поверхность поршня чистая.
Оценка в 10 баллов - 100% внутренней поверхности днища и зоны бобышек покрыты нагаром.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
4.1.5.2. (Исключен, Изм. N 3).
4.1.6. Суммарную загрязненность всей наружной и внутренней поверхности поршня (
где
4.1.6.1. (Исключен, Изм. N 3).
4.2. Противоизносные свойства масел оценивают по износу комплекта поршневых колец (
где
4.3. Коррозионные свойства масел оценивают по износу комплекта вкладышей шатунного подшипника и состоянию их рабочих поверхностей (оценка визуальная). Обе оценки обязательны.
4.3.1. Износ вкладышей (
где
Увеличение массы одного из вкладышей или комплекта является браковочным показателем.
4.3.2. Состояние рабочей поверхности оценивают визуально. Рабочая поверхность вкладышей не должна иметь видимую коррозию и рыхлых, легко отделяющихся отложений; допускается наличие цветной пленки, прочно сцепленной с металлом поверхности. Цвет пленки не регламентируется и может быть любой, вплоть до черного.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное
ТРЕБОВАНИЯ К ИСПЫТАНИЯМ ЭТАЛОННЫХ МАСЕЛ
Испытания эталонных масел проводят:
после монтажа новой установки или нового двигателя;
при аварии, связанной с заменой блока картера или коленчатого вала;
через каждые 10 испытаний.
При этом оценка загрязненности всех поршневых канавок и первой канавки поршня должна быть для масел:
М-10В | 7,0-11,0 и 4,0-6,0 баллов, | |||
М-10Г | 8,0-12,0 и 4,5-7,0 баллов, | |||
М-10Д | 5,0-9,0 и 3,0-5,0 баллов. |
По другим показателям должна быть получена оценка в соответствии с табл.4 настоящего стандарта.
Если при испытании эталонного масла на новой установке не получены результаты, соответствующие группе данного эталонного масла, должны быть выяснены и устранены причины неисправной работы установки. Испытание эталонного масла повторяют.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА УСТАНОВКИ
1. Техническая характеристика установки
Марка установки | ИМ-1 |
Система охлаждения | Термосифонная (с конденсатором паров охлаждающей жидкости, охлаждаемым водой), обеспечивающая температуру охлаждающей жидкости на выходе из двигателя 130 °С |
Система наддува | Принудительная от воздушной сети через редукционный клапан или отдельного компрессора производительностью 100 кг/ч. Абсолютное давление наддува 0,178 МПа |
Система выхлопа | С регулируемой заслонкой |
Система долива масла | Автоматическая, обеспечивающая поддержание постоянного уровня масла в картере двигателя, которому соответствует масса 2,4 кг |
Устройство отбора мощности | Обеспечивающее пуск и торможение двигателя |
Измерительные приборы | Обеспечивающие измерение и регистрацию параметров с заданной точностью по табл.2, 2а, 3 |
Система подогрева масла и воздуха на впуске | Пожаробезопасная |
2. Техническая характеристика двигателя
Тип двигателя | 1 ч 8,5/11, четырехтактный дизель с вихрекамерой |
Число цилиндров | 1 |
Расположение цилиндра | Вертикальное |
Диаметр цилиндра, мм | 85 |
Ход поршня, мм | 110 |
Рабочий объем, дм | 0,623 |
Степень сжатия | 16 |
Максимальная мощность, кВт | 8,36 |
Абсолютное давление наддува, МПа (кгс/см | 0,178 (1,8) |
Частота вращения, мин | 1585 |
Давление сгорания, МПа (кгс/см | 10,79 (110) |
Давление сжатия, МПа (кгс/см | 8,23 (84) |
Расход топлива, кг/ч | 2,5 |
Смазка | Комбинированная. Под давлением смазываются шатунный подшипник, разбрызгиванием - цилиндропоршневая группа, коренные подшипники коленчатого вала и шестерни газораспределения |
Система подачи топлива к насосу высокого давления | От подкачивающего плунжерного насоса |
Тип топливного насоса высокого давления | Одноплунжерный, золотниковый |
Топливный фильтр | Войлочный или бумажный |
Форсунка | Закрытого типа со штифтовым распылителем, охлаждаемая с давлением распыла 12,5-13,0 МПа (125-130 кгс/см |
Материал поршня | Алюминиевый сплав |
Коренные подшипники коленчатого вала | Подшипники качения |
Шатунный подшипник | Сменные вкладыши с антифрикционной заливкой из свинцовистой бронзы |
3. Регулируемые параметры:
температура воздуха на впуске в двигатель;
температура масла в картере двигателя;
расход топлива;
температура охлаждающей жидкости;
давление наддува;
противодавление на выпуске;
давление масла в двигателе.
Допускается полная автоматизация регулирования параметров.
Принципиальная схема установки ИМ-1
1 - выхлопной колодец; 2 - система измерения прорыва картерных газов;
3 - мерный масляный бак-дозатор; 4 - термосифонная охлаждающая система;
5 - двигатель; 6 - расходомер топлива; 7 - топливный бак;
8 - подогрев воздуха с регулятором наддува; 9 - подогрев масла;
10 - тормозное устройство; 11 - пульт управления
ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2. (Измененная редакция, Изм. N 3).
Текст документов сверен по:
Нефтепродукты. Масла.
Методы испытаний: Сб. ГОСТов. -
М.: ИПК Издательство стандартов, 2002