ГОСТ 22061-76*
Группа Г02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
МАШИНЫ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.
СИСТЕМА КЛАССОВ ТОЧНОСТИ БАЛАНСИРОВКИ
Основные положения
Machines and technological equipment.
Balance quality grade system. General
Дата введения 1977-07-01
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 24 августа 1976 г. N 2008 срок введения установлен с 01.07.77
* ПЕРЕИЗДАНИЕ (сентябрь 1993 г.) с Изменением N 1, утвержденным в январе 1983 г. (ИУС 5-83)
Настоящий стандарт устанавливает классы точности балансировки для жестких роторов изделий, а также требования к балансировке и методы расчета дисбалансов.
Стандарт соответствует международному стандарту ИСО 1940 в части содержания и классов точности балансировки с 1 по 11. Термины и определения - по ГОСТ 19534-74 и ГОСТ 16504-81.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1. КЛАССЫ ТОЧНОСТИ БАЛАНСИРОВКИ
1.1. Классы точности балансировки должны соответствовать указанным в таблице.
Класс точности балансировки | Значения произведения удельного дисбаланса ( | |
наименьшее | наибольшее | |
(0)* | (0,064) | (0,16) |
1 | 0,16 | 0,40 |
2 | 0,40 | 1,00 |
3 | 1,00 | 2,50 |
4 | 2,50 | 6,30 |
5 | 6,30 | 16,00 |
6 | 16,00 | 40,00 |
7 | 40,00 | 100,00 |
8 | 100,00 | 250,00 |
9 | 250,00 | 630,00 |
10 | 630,00 | 1600,00 |
11 | 1600,00 | 4000,00 |
(12)* | (4000,00) | (10000,00) |
_________________
* Применять факультативно.
Примечание. Наибольшие и наименьшие значения произведений
1.2. Расположение полей классов точности балансировки показано на черт.1.
Система классов точности балансировки
Черт.1
Роторы в изделиях с горизонтальной осью вращения, попадающие в область ниже линии
Роторы в изделиях с горизонтальной осью вращения, попадающие в область выше линии
Примечания:
1. Границы классов показаны сплошными линиями. По оси ординат отложены значения удельного дисбаланса в г·мм/кг,
2. Максимальная эксплуатационная угловая скорость вращения ротора связана с максимальной эксплуатационной частотой вращения соотношениями:
где
если
3. Линия
2. PAСЧET ЗНАЧЕНИЙ ДОПУСТИМЫХ ДИСБАЛАНСОВ
2.1. Установить верхнее значение главного вектора допустимых дисбалансов по формулам:
для ротора, балансируемого в изделии в сборе
для ротора, балансируемого в виде отдельной детали
где
Примечания:
1. Технологические дисбалансы возникают при сборе ротора, если он балансировался не в изделии в сборе, из-за монтажа на него деталей (шкивов, полумуфт, подшипников, вентиляторов и т.д.), которые имеют собственные дисбалансы, вследствие отклонения формы и расположения поверхностей и посадочных мест, радиальных зазоров и т.д.
2. Эксплуатационные дисбалансы возникают из-за неравномерности износа, релаксации, выжигания, кавитации деталей ротора (например, рабочих колес насосов, вентиляторов, турбин), деформации деталей ротора под влиянием рабочей температуры ротора, неравномерности распределения материала на рабочей поверхности центрифуги, действия шатунных и поступательно движущихся масс в поршневых машинах, за заданный технический ресурс или до ремонта, предусматривающего балансировку.
2.2. Установить нижнее значение главного вектора допустимых дисбалансов, приложенного к центру масс ротора, по формулам:
для ротора, балансируемого в изделии в сборе
для ротора, балансируемого в виде отдельной детали или сборочной единицы
2.3. Для двухопорных роторов (черт.2-4) верхние и нижние значения допустимых дисбалансов в каждой из двух плоскостей коррекции 1 и 2 следует определять по формулам:
Черт.2
Черт.3
Черт.4
Примечания:
1. Верхние и нижние значения допустимых дисбалансов в плоскости опор, измерения или приведения определяют по этим же формулам и черт.2-4, подставляя вместо
2. При расчете необходимо учитывать, что наибольшие значения дисбалансов
3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
3.1. Роторы изделий, отнесенных к 1-му классу точности балансировки, следует балансировать в своих подшипниках в собственном корпусе при соблюдении всех условий эксплуатации с использованием собственного привода.
3.2. Роторы изделий, отнесенных ко 2-му классу точности балансировки, следует балансировать в собственных подшипниках или в собственном корпусе, со специальным приводом, если нет собственного привода.
3.3. Роторы изделий, отнесенных к 3-11-му классам точности балансировки, разрешается балансировать в виде деталей или сборочных единиц.
3.4. Выбор способа балансировки
3.4.1. Роторы изделий должны проходить динамическую балансировку.
3.4.2. В том случае, когда у
3.4.3. Если у
Примечания:
1. Число
2. Произведение значения начального дисбаланса
3.5. Допускается не проводить балансировку роторов изделий, которые в эксплуатационных условиях работают с дисбалансами, например, роторы вибромашин, вибростолов и т.п.
На ряде изделий, когда не применяется автоматическая балансировка, разрешается проводить балансировку периодически по мере износа (например, шлифовальные круги). Допустимые дисбалансы и периодичность балансировки должны быть указаны в нормативно технической документации.
3.6. Местоположение плоскостей измерения и плоскостей коррекции следует устанавливать при конструировании ротора. Одновременно следует установить, как будет проводиться корректировка масс ротора, обеспечить конструктивную возможность ее выполнения, назначить технологический процесс и предусмотреть возможность балансировки ротора после запланированных ремонтов.
3.7. После балансировки остаточные дисбалансы в плоскостях коррекции и (или) измерения не должны выходить за пределы верхних значений допустимых дисбалансов, определенных по п.2.3.
Примечание. Нижнее значение допустимого дисбаланса выдерживать не обязательно.
3.8. Данные, определяемые по пп.2.3 и 3.6, следует указывать в рабочих чертежах и в балансировочной карте, приведенной в приложении 5, если она предусмотрена техническим заданием на разработку изделия.
3.9. Пример расчета значений допустимых дисбалансов приведен в приложении 6.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КЛАССА ТОЧНОСТИ БАЛАНСИРОВКИ
ДЛЯ ВНОВЬ РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ИЗДЕЛИЙ
4.1. При проектировании изделия класс точности для него выбирается предварительно. Для этого может быть использована таблица приложения 1, а также отраслевые стандарты, содержащие разделы о точности балансировки.
4.2. После экспериментальных исследований опытных или уникальных образцов по п.4.3 устанавливают окончательно класс точности балансировки, при котором не нарушается работоспособность изделия.
4.3. Экспериментальное определение класса точности балансировки для вновь разрабатываемых изделий следует проводить на опытных или уникальных изделиях. Для изделий массового производства класс точности балансировки устанавливают по испытаниям опытной серии.
Испытание следует проводить по пп.4.4-4.6 или по методикам, устанавливаемым в отраслевых стандартах.
4.4. У опытного образца, имеющего доступ к плоскостям коррекции для изменения дисбалансов, сбалансировать ротор до минимально достижимых остаточных дисбалансов с учетом погрешностей по п.5.8.
4.5. Определить наименьшие значения предельных дисбалансов для каждой плоскости коррекции 1 и 2 изделия, превышение которых вызывает вибрацию опор сверх установленной в техническом задании или нарушает нормальное функционирование изделия.
4.5.1. Для этого в обе плоскости коррекции 1 и 2 ротора, отбалансированного по п.4.4, ввести одинаковые дисбалансы. На работающем с этими дисбалансами изделии измерить среднеквадратические значения виброскоростей подшипниковых опор, как указано в рекомендуемом приложении 3, а для электрических машин - по ГОСТ 12379-75.
Увеличивая постепенно введенные дисбалансы, определить те их предельные значения для каждой плоскости коррекции 1 и 2, превышение которых вызывает вибрацию опор сверх установленной техническим заданием или нарушает нормальное функционирование изделия.
4.5.2. Не изменяя положения найденного по п.4.5.1 предельного дисбаланса в плоскости коррекции 1, переставить в плоскости коррекции 2 семь раз через 45° введенный в нее дисбаланс. Меняя значение введенного дисбаланса в каждом из семи положений в плоскости коррекции 2, найти по п.4.5.1 его семь предельных значений для плоскости коррекции 2.
4.5.3. Установить в исходное положение 0° предельный дисбаланс по п.4.5.1 для плоскости коррекции 2. Не изменяя его положения, переставить семь раз через 45° вводимый дисбаланс в плоскости коррекции 1. Меняя значения вводимого дисбаланса в каждом из семи положений в плоскости коррекции 1, найти по п.4.5.1 его семь предельных значений для плоскости коррекции 1.
При достаточном техническом и экономическом обосновании допускается вводимые дисбалансы переставлять более чем через 45°. Значения этих углов должны быть указаны в нормативно-технической документации.
Примечание. Угол между наибольшими значениями предельных дисбалансов в обеих плоскостях коррекции зависит от неоднородности ротора и опор, а также от соотношений геометрических размеров ротора.
4.5.4. Найти наименьшие значения дисбалансов в каждой плоскости коррекции 1 и 2 по пп.4.5.1-4.5.3, т.е. значения функциональных дисбалансов в этих плоскостях коррекции, превышение которых нарушает нормальное функционирование изделия.
4.5.5. При испытаниях опытной серии из
4.5.6. Сумма найденных в п.4.5.5 значений функциональных дисбалансов для плоскостей коррекции 1 и 2 определяет значение главного вектора функциональных дисбалансов ротора
Функциональный удельный дисбаланс для изделия находят по формуле
Зная максимальную эксплуатационную частоту вращения ротора по черт.1 установить, в какой класс точности балансировки попадает найденный на опытных изделиях функциональный удельный дисбаланс. Окончательно класс точности балансировки для массового производства этих изделий предпочтительно назначать на один класс точнее того класса точности балансировки, к которому относится этот дисбаланс.
4.6. Для изделий, у которых невозможен доступ к плоскостям коррекции, допускается вместо испытаний по п.4.5 изменять остаточные дисбалансы на нескольких роторах до сборки изделий. Количество изделий определять по приложению 4.
5. ТРЕБОВАНИЯ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОСТАТОЧНЫХ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ДИСБАЛАНСОВ ОПЫТНЫХ ИЗДЕЛИЙ
5.1. При исследовательских, предварительных, в начале и конце ресурсных приемочных испытаний опытных или уникальных образцов и опытных серий следует измерять остаточные дисбалансы в плоскостях коррекции или других плоскостях.
Примечание. Виды испытаний, при которых проводятся такие измерения, устанавливаются в стандартах или технических условиях на конкретные изделия.
5.2. Измерение остаточных дисбалансов отдельного ротора или изделия в сборе следует проводить на балансировочном станке при частоте его вращения ниже первой резонансной системы "ротор-опоры" или на изделии в сборе при помощи балансировочного комплекта.
Пересчет измеренных остаточных дисбалансов из плоскостей измерения или плоскостей опор в плоскости коррекции и обратно следует производить по формулам обязательного приложения 2.
Примечание. Резонансная частота системы "ротор-опоры" - частота вращения ротора в системе "ротор-опоры", состоящей из ротора и упругих опор, при которой амплитуда колебаний достигает максимума.
5.3. Перед измерением ротор должен быть собран по рабочим чертежам с теми деталями, с которыми он вращается в изделии как одно целое (например, вентилятор, шестерня, маховик, шкив, технологические втулки, подшипники качения, полумуфта и т.п.).
При измерении остаточных дисбалансов ротора, которое по каким либо причинам должно проводиться без ряда деталей и (или) не на его собственных подшипниках, возникающие при сборке ротора с этими деталями технологические дисбалансы следует определять по п.5.9 и учитывать в результатах измерений.
5.4. При измерении остаточных дисбалансов ротора с консольно-расположенной массой, которая опирается в корпусе машины на свою опору, во время измерения на балансировочном станке следует пользоваться вспомогательной опорой.
5.5. У роторов, которые имеют две и более сосредоточенных массы на легком валу, следует измерять дисбалансы каждой детали до сборки или дисбалансы ротора на каждой стадии сборки.
5.6. Для измерения значения остаточного дисбаланса в данной плоскости коррекции ротора следует ввести в эту плоскость контрольный груз, создав дисбаланс
5.7. Для каждой плоскости коррекции построить графики в координатах угол дисбаланса и значение дисбаланса, как показано на черт.5.
Черт.5
Среднее арифметическое измеренных величин пропорционально значению устанавливаемого в плоскости коррекции дисбаланса
где
Угол дисбаланса | 0° | 45° | 90° | 135° | 180° | 225° | 270° | 315° | |
Показание индикатора значения дисбаланса | Плоскость коррекции 1 | ||||||||
Плоскость коррекции 2 |
Значение остаточного дисбаланса в плоскости коррекции пропорционально
Следовательно,
Примечания:
1. Если есть сомнения в линейности показаний индикатора значения дисбаланса, следует повторить измерение со значением дисбаланса, меньшим или большим, чем использованное значение дисбаланса.
2. Допускается измерять остаточные дисбалансы без обхода контрольным грузом на балансировочном станке или с помощью балансировочного комплекта, настроенных по тарировочному ротору.
5.8. При измерении значений остаточного дисбаланса (и, в частности, при балансировке) следует учитывать погрешности, вызываемые приводом ротора или вспомогательными опорами вследствие:
дисбалансов, вносимых элементами привода и вспомогательных опор, отклонения от соосности опор, зазоров в элементах привода и у опорных поверхностей ротора. Влияние этих погрешностей обнаруживается при повторении цикла измерений с повернутой на 180° одной полумуфтой приводного вала после первого цикла измерений;
зазоров между элементами привода и опорными деталями или ротором.
5.9. Значения технологических дисбалансов по п.2.1 следует определять как разность значений остаточных дисбалансов в одних и тех же плоскостях ротора, измеренных по пп.5.2-5.8, для изделия в сборе и для сборочной единицы ротора согласно технической документации для его балансировки. Окончательное значение технологических дисбалансов вычислить по результатам измерения
Метод определения числа
Примечание. Необходимость определения значений технологических дисбалансов устанавливается в стандартах и технических условиях на конкретные изделия.
5.10. Значения эксплуатационных дисбалансов по п.2.1 следует определять как разность значений остаточных дисбалансов в одних и тех же плоскостях, измеренных по пп.5.2-5.8 на изделии в сборе до начала его эксплуатации и после того, как оно выработало весь заданный технический ресурс или ту его часть, установленную в нормативно-технической документации, которую оно должно наработать до ремонта, предусматривающего балансировку.
Окончательно значение эксплуатационных дисбалансов следует вычислить по результатам измерения
Примечание. Необходимость определения значений эксплуатационных дисбалансов устанавливается в стандартах и технических условиях на конкретные изделия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемое
КЛАССЫ ТОЧНОСТИ БАЛАНСИРОВКИ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП
ЖЕСТКИХ РОТОРОВ ПО ИСО 1940
Классы точности балансировки |
| Типы роторов (основные размеры) |
11 | 4000 | Узел коленчатого вала |
10 | 1600 | Узел коленчатого вала |
9 | 630 | Узел коленчатого вала Узел коленчатого вала |
8 | 250 | Узел коленчатого вала |
7 | 100 | Узел коленчатого вала Двигатели в сборе (бензиновые или дизельные) для легковых и грузовых автомобилей и локомотивов |
6 | 40 | Колеса легковых автомобилей, ободы колес, бандажи, приводные валы, тормозные барабаны автомобиля, колесные пары. Узел коленчатого вала Узел коленчатого вала |
5 | 16 | Приводные валы (валы судовых винтов, карданные валы) со специальными требованиями. Части дробилок. Части сельскохозяйственных машин. Отдельные части двигателей (бензиновых или дизельных) легковых автомобилей, грузовиков и локомотивов. Узел коленчатого вала |
4 | 6,3 | Части технологического оборудования. Главные редукторы турбин торговых судов. Барабаны центрифуг. Вентиляторы. Роторы авиационных газотурбинных двигателей в сборе. |
4 | 6,3 | Маховики. Крыльчатки центробежных насосов. Части станков и машин общего назначения. Роторы обычных электродвигателей. Отдельные детали двигателей со специальными требованиями. |
3 | 2,5 | Газовые и паровые турбины, включая главные турбины торговых судов. Турбогенераторы с жесткими роторами. Турбокомпрессоры. Приводы металлообрабатывающих станков. Роторы средних и крупных электродвигателей со специальными требованиями. Роторы небольших электродвигателей. Турбонасосы. |
2 | 1,0 | Приводы магнитофонов и проигрывателей. Приводы шлифовальных станков. Роторы небольших электродвигателей специального назначения. |
1 | 0,4 | Шпиндели, шлифовальные круги и роторы электродвигателей прецизионных шлифовальных станков. Гироскопы. |
________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное
ПЕРЕСЧЕТ ДИСБАЛАНСОВ ИЗ ОДНИХ ПЛОСКОСТЕЙ В ДРУГИЕ
ДЛЯ ЖЕСТКОГО ДВУХОПОРНОГО РОТОРА
1. Пересчет измеренных или заданных по значению и углу дисбалансов в двух плоскостях, перпендикулярных оси ротора, в другие параллельные плоскости следует проводить по нижеприведенным формулам. Эти формулы охватывают все возможное разнообразие расположения двух плоскостей опор и двух плоскостей коррекций.
2. На чертеже представлены плоскости опор
Углы
Аналогичным образом находят:
Углы
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое
КОНТРОЛЬ БАЛАНСИРОВКИ РАБОТАЮЩИХ ОПЫТНЫХ ИЗДЕЛИЙ
1. Контроль балансировки работающих опытных изделий должен проводиться при исследовательских, предварительных, в начале и конце ресурсных приемочных испытаний опытных образцов и опытных серий. Необходимость проведения такого контроля устанавливается в стандартах и технических условиях на конкретные изделия.
Количество подлежащих контролю изделий определяется в соответствии с рекомендуемым приложением 4.
2. Контроль балансировки работающих изделий производится для выявления роли дисбалансов в генерируемой изделием вибрации.
На стадии доработки изделия настоящий контроль позволяет установить, правильно ли назначены значения допустимых дисбалансов в плоскостях коррекции или необходимы изменения в конструкции для обеспечения приемлемых характеристик вибрации изделия, которые установлены в технической документации.
3. Для контроля по п.1 балансировки работающих изделий изделие должно быть полностью собрано и установлено, как это предусматривается правилами его технической эксплуатации.
3.1. При наличии привода ротора он не должен оказывать значительного влияния на вибрацию и создавать дополнительный дисбаланс в системе. Контроль привода выполняют по п.5.8 настоящего стандарта.
4. Измерительная аппаратура должна соответствовать разд.2 ГОСТ 12379-75.
4.1. Вибропреобразователи следует устанавливать, как правило, в вертикальном и горизонтальном направлениях в плоскостях, перпендикулярных оси ротора и проходящих через середины подшипников в плоскостях опор, чтобы измерять вертикальную и горизонтальную компоненты виброскорости поперечной вибрации.
Примечания:
1. При вертикальной или наклонной оси ротора измерительные вибропреобразователи устанавливают в тех же плоскостях под углом 90° друг относительно друга.
2. В тех же случаях, когда установить измерительные вибропреобразователи на опоры нельзя, допускается установка их на корпусе изделия с учетом взаимосвязи уровней вибрации в контролируемой точке и плоскостях опор.
4.2. Для измерения виброскорости опор ротора разрешается, если это допустимо по условиям безопасности, использовать приборы с ручными измерительными вибропреобразователями, виброметры, щупы и неконтактные измерительные вибропреобразователи. Они должны обеспечивать точность измерения виброскорости ±20% и устанавливаться, как указано в п.4.1.
4.3. Когда испытываемая машина снабжена собственным контрольным оборудованием, его разрешается использовать, если оно обеспечивает измерение виброскорости в соответствии с пп.4.1-4.2.
5. Подготовку, проведение контроля и оформление результатов выполняют в соответствии с НТД.
5.1 Контроль проводят в следующей последовательности. Подготовив изделие и аппаратуру к измерению вибрации, ротор разгоняют до максимальной эксплуатационной частоты
5.2. В тех случаях, когда изделие имеет одну или несколько эксплуатационных частот вращения (например, асинхронный электродвигатель), ограничение условий испытаний в отношении диапазона частот вращения должно быть установлено в программе испытаний.
5.3. Испытание должно проводиться на ненагруженной машине.
Примечание. В технически обоснованных случаях разрешается проводить испытание под нагрузкой. Диапазон нагрузок должен быть установлен в программе испытаний.
6. Измерение среднеквадратических значений виброскоростей производят по п.4.1 в двух ортогональных направлениях
где
6.1. Во время измерения при вращении ротора на
Здесь
Примечания:
1. Октавные и третьоктавные фильтры - по ГОСТ 17168-82.
2.
3. Диапазон частот 10-2000 Гц принят в предположении, что энергия вибрации с более высокой или низкой частотой мала. В ином случае диапазон частот должен быть расширен.
4. В технически обоснованных случаях разрешается применять фильтры с более узкой полосой.
6.2. Разрешается применять иную измерительную аппаратуру, например, указанную в п.4 настоящего раздела, если она обеспечивает точность измерений ±10% среднеквадратических значений виброскорости.
7. Для электрических машин измерения виброскорости, предусмотренные пп.3-6, проводятся по ГОСТ 12379-75.
8. Если измеренное по п.6 среднеквадратическое значение виброскорости превышает допустимое значение, установленное в нормативно-технической документации для данного изделия, а измеренное по п.6.1.
то основная энергия вибрации зависит не от дисбалансов, а от других причин.
9. Если
измеренных по п.6 настоящего приложения, то вибрация на основной частоте не определяется неуравновешенностью и ужесточение требований к балансировке обычно нерационально.
В этом случае следует изменить технологический процесс или конструкцию опытного изделия, или применять балансировку на месте.
10. Число опытных изделий, подлежащих контролю балансировки, устанавливается технической документацией. Определение этого числа и обработку результатов контроля балансировки работающих опытных изделий рекомендуется проводить методами, изложенными в пп.5-7 рекомендуемого приложения 4.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рекомендуемое
СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ
1. Дисбалансы являются векторными случайными величинами и имеют двухмерное рассеивание, ибо характеризуются значением и углом или проекциями на две взаимно перпендикулярные оси.
Измеренные у большого числа однотипных роторов, изготавливаемых и собираемых в практически одинаковых условиях, значения и углы дисбалансов можно нанести на плоскость, используя полярную систему координат (см. чертеж).
При числе измерений
2. Если перпендикулярно к плоскости, в которой отложены векторы дисбалансов (см. п.1 настоящего приложения), из концов каждого из векторов откладывать частость появления дисбаланса данного значения, то в системе координат
Примечание. Число событий
Вместо угла и значения дисбаланса можно откладывать его проекции на две взаимно перпендикулярные оси и иметь дело не с вектором, а со скалярами.
3. Из теории вероятностей известно, что, если величины
Если обе проекции имеют одинаковые среднеквадратические отклонения
а их средние значения
равны нулю, то поверхность распределения (см. чертеж) будет симметричной относительно вертикальной центральной оси
4. Закон распределения Гаусса для проекций дисбалансов и закон Рэлея для его длины - лишь один из возможных частных случаев приближения известных из опыта зависимостей вероятности от дисбаланса.
Метод статистической обработки результатов контроля основан на теореме Ляпунова и неравенстве Чебышева, что при
5. В практике балансировки иногда по результатам исследования случайной выборки из всей партии роторов приходится делать заключение о всей партии.
На основании упомянутой теоремы это заключение делается с некоторой вероятностью
Значение
Рассмотрим ряд примеров.
6. Определим для п.4.2 настоящего стандарта объем случайной выборки, т.е. число
Число
6.1. Выбирают предварительное число роторов
6.2. Вычисляют средние арифметические значения дисбалансов этих роторов для каждой из плоскостей опор
6.3. Вычисляют для каждой из плоскостей опор
6.4. По таблице находят коэффициент Стьюдента
6.5. Вычисляют искомое число
для каждой из плоскостей опор
Примечание. Число
7. Результаты эксперимента с
Это производят в следующем порядке.
7.1. Выделяют среднее значение функциональных дисбалансов в плоскостях коррекции 1 и 2 опытной партии (
7.2. Вычисляют среднее квадратическое отклонение
7.3. По таблице находят коэффициент Стьюдента
Значения коэффициента Стьюдента
0,90 | 0,95 | 0,98 | 0,99 | 0,999 | |
1 | 6,314 | 12,706 | 31,821 | 63,657 | 636,600 |
2 | 2,920 | 4,303 | 6,965 | 9,925 | 31,600 |
3 | 2,353 | 3,182 | 4,541 | 5,841 | 12,922 |
4 | 2,132 | 2,776 | 3,747 | 4,604 | 8,610 |
5 | 2,015 | 2,571 | 3,365 | 4,032 | 6,869 |
6 | 1,943 | 2,447 | 3,143 | 3,707 | 5,950 |
7 | 1,896 | 2,365 | 2,998 | 3,499 | 5,408 |
8 | 1,860 | 2,306 | 2,896 | 3,355 | 5,041 |
9 | 1,833 | 2,262 | 2,821 | 3,250 | 4,781 |
10 | 1,812 | 2,228 | 2,764 | 3,169 | 4,587 |
12 | 1,782 | 2,179 | 2,681 | 3,055 | 4,318 |
14 | 1,761 | 2,145 | 2,624 | 2,977 | 4,140 |
16 | 1,746 | 2,120 | 2,583 | 2,921 | 4,015 |
18 | 1,734 | 2,101 | 2,552 | 2,878 | 3,922 |
20 | 1,725 | 2,086 | 2,528 | 2,845 | 3,849 |
22 | 1,717 | 2,074 | 2,508 | 2,819 | 3,792 |
24 | 1,711 | 2,064 | 2,492 | 2,797 | 3,745 |
26 | 1,706 | 2,056 | 2,479 | 2,779 | 3,707 |
28 | 1,701 | 2,048 | 2,467 | 2,763 | 3,674 |
30 | 1,697 | 2,042 | 2,457 | 2,750 | 3,646 |
1,645 | 1,960 | 2,326 | 2,576 | 3,291 |
Пример. Требуется определить 10%-ные пределы (с вероятностью
Имеем:
7.4. Для всей совокупности новых изделий за значения функциональных дисбалансов принимают следующие значения функциональных дисбалансов
Примечание. Грубые ошибки должны отбрасываться при обработке опытных данных, иначе они сильно исказят результат. При этом следует пользоваться СТ СЭВ 545-77.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Рекомендуемое
БАЛАНСИРОВОЧНАЯ КАРТА
Название предприятия | ||
К сборочному чертежу N | ||
Схема ротора |
Параметры | Данные | Условные обозначения | Единица | Значение |
Конструктивные параметры | Масса ротора | кг | ||
Наибольший диаметр ротора | мм | |||
Длина "бочки" ротора | мм | |||
Длина ротора | мм | |||
Диаметры цапф ротора | мм | |||
мм | ||||
Номера подшипников качения и их посадки на вал и в корпус | - | - | ||
Максимальная эксплуатационная частота вращения | мин | |||
Резонансная частота вращения системы "ротор-опоры" | мин | |||
Расстояние между серединами опор | мм | |||
Расстояние от середины опоры | мм | |||
мм | ||||
Расстояние от середины опоры | мм | |||
Балансировочные параметры | Класс точности балансировки работающего изделия | |||
Наибольшие значения эксплуатационных дисбалансов в плоскостях опор | г·мм | |||
г·мм | ||||
Наибольшие значения технологических дисбалансов работающего изделия в плоскостях опор | г·мм | |||
г·мм | ||||
Значения допустимых дисбалансов в плоскостях коррекции 1 и 2: | ||||
верхнее | г·мм | |||
г·мм | ||||
нижнее | г·мм | |||
г·мм | ||||
Значение корректирующих масс верхнее | верхн | г | ||
г | ||||
Радиусы расположения корректирующих масс в плоскостях коррекции 1 и 2 | мм | |||
мм |
В технологической карте должны быть описаны:
Способ корректировки масс ротора: | |||||
добавлением, снятием или перемещением | |||||
массы, отверстия сверлятся осевые или радиальные, максимальная | |||||
глубина сверления и т.д. | |||||
Способ балансировки | |||||
на цапфах ротора, на собственных, сменных, | |||||
съемных и т.д. подшипниках | |||||
Балансировка ротора | |||||
с вентилятором или без него, с шестернями, | |||||
шкивами, шпонками, вспомогательными опорами, с технологическими | |||||
втулками и т.д. | |||||
Балансировочная оправка | |||||
класс точности ее изготовления, собственные | |||||
дисбалансы и др. | |||||
Тип балансировочного станка, конструкция привода | |||||
Частота вращения при балансировке | |||||
Установка ротора | |||||
между опорами, консольно, с дополнительной опорой и т.д. | |||||
Периодичность балансировки | |||||
в процессе эксплуатации или после ремонта |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Справочное
ПРИМЕР РАСЧЕТА ДОПУСТИМЫХ ДИСБАЛАНСОВ
Ротор изделия имеет массу
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 520-2002 (с 01.01.2009 г. действует ГОСТ Р 52859-2007), здесь и далее по тексту. - .
Эксплуатационные дисбалансы на заданный технический ресурс в 10000 ч могут достигать 20% от табличного допустимого удельного дисбаланса.
Расстояние от опоры
1. По черт.1 настоящего стандарта при
2. Балансировку ротора желательно проводить на балансировочном станке на цапфах ротора без собственных подшипников.
Для этого случая применима формула (4) п.2.2 настоящего стандарта
Определим слагаемые правой части.
где
Следовательно,
Очевидно, что выполнить балансировку ротора только на собственных цапфах нельзя.
3. При балансировке ротора на собственных подшипниках следует пользоваться формулой (3) п.2.1 настоящего стандарта
Если пренебречь массой внутренних колес подшипников, которые прибавятся к массе ротора, и воспользоваться значениями, полученными в п.2 настоящего приложения, то
По формуле (5) настоящего стандарта вычисляем
4. По формулам (7-10) настоящего стандарта находим верхнее и нижнее значения допустимых дисбалансов в плоскостях коррекции 1 и 2:
5. Верхние значения допустимых дисбалансов в плоскостях измерения по примечанию к п.2.3 настоящего стандарта будут
Электронный текст документа
и сверен по:
Система классов точности балансировки: Сборник.
ГОСТ 22061-76 и методические указания. -
М.: Издательство стандартов, 1993