agosty.ru03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ.03.120. Качество

ГОСТ Р 70046-2022 Общая компетентность оценщиков органов по аккредитации: применение в отношении ИСО/МЭК 17011

Обозначение:
ГОСТ Р 70046-2022
Наименование:
Общая компетентность оценщиков органов по аккредитации: применение в отношении ИСО/МЭК 17011
Статус:
Действует
Дата введения:
04.01.2022
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.120.20

Текст ГОСТ Р 70046-2022 Общая компетентность оценщиков органов по аккредитации: применение в отношении ИСО/МЭК 17011

ГОСТ Р 70046-2022

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОЦЕНЩИКОВ ОРГАНОВ ПО АККРЕДИТАЦИИ: ПРИМЕНЕНИЕ В ОТНОШЕНИИ ИСО/МЭК 17011

Generic Competence for Accreditation Bodies Assessors: Application to ISO/IEC 17011

ОКС 03.120.20

Дата введения 2022-04-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным автономным учреждением "Национальный институт аккредитации" (ФАУ НИА) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 "Оценка соответствия"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 марта 2022 г. N 158-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному документу IAF MD 20:2016* "Общая компетентность оценщиков ОА. Применение в отношении ИСО/МЭК 17011" (IAF MD 20:2016 "Generic Competence for AB Assessors: Application to ISO/IEC 17011", IDT).

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного документа для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение

Международный форум по аккредитации (International Accreditation Forum, Inc. [IAF]) способствует торговле и оказывает поддержку регулирующим органам за счет международной системы взаимного признания среди органов по аккредитации (ОА), практикуемой для обеспечения всемирного признания результатов, выданных органами по оценке соответствия (ООС), которые имеют аккредитацию членов IAF.

Аккредитация снижает риск для бизнеса и его клиентов, подтверждая, что аккредитованные органы по оценке соответствия (ООС) компетентны осуществлять деятельность, которую они ведут в рамках своей области аккредитации. Органы аккредитации (ОА), являющиеся членами IAF, а также аккредитуемые ими ООС должны отвечать требованиям соответствующих международных стандартов и документов IAF по их применению с целью последовательного применения указанных стандартов.

Органы по аккредитации, являющиеся участниками Многосторонней договоренности о признании (MLA), регулярно подвергаются оценкам назначенной группы паритетных сторон с целью обеспечения доверия к функционированию своих схем аккредитации. Структура и область IAF MLA подробно описаны в документе IAF PR 4 "Структура IAF MLA и перечень одобренных нормативных документов".

IAF MLA структурировано по пяти уровням: уровень 1 устанавливает обязательные критерии, применимые ко всем ОА, ИСО/МЭК 17011. Сочетание видов деятельности уровня 2 и соответствующих нормативных документов уровня 3 является основной областью MLA, а сочетание соответствующих нормативных документов уровня 4 (если применимо) и уровня 5 представляет собой подобласть MLA.

Основная область MLA включает в себя такие виды деятельности, как сертификация продукции, и соответствующие обязательные документы, например, ИСО/МЭК 17065. Считается, что аттестации, сделанные ООС на уровне основной области, должны быть в равной степени надежными.

Подобласть MLA включает в себя требования к оценке соответствия, например, ИСО 9001 и специальные требования схемы, где применимо, например, ISO TS 22003. Считается, что аттестации, сделанные ООС на уровне подобласти, должны быть эквивалентными.

IAF MLA предоставляет уверенность, необходимую для признания результатов оценки соответствия на рынке. Аттестация, выданная в рамках области IAF MLA органом, аккредитованным ОА, подписавшим IAF MLA, может быть признана во всем мире, тем самым способствуя международной торговле.

ИСО/МЭК 17011 является международным стандартом, устанавливающим требования к органам, осуществляющим функционирование систем аккредитации, для органов по оценке соответствия.

Цель настоящего стандарта - обеспечить гармонизированное и унифицированное применение ИСО/МЭК 17011 для определения общей компетентности оценщиков. Для выполнения этой задачи был создан анализ рабочих заданий оценщика ОА 2012 года.

В 2009 году целевая рабочая группа IAF по оценке компетентности оценщиков провела анализ работы/задач (АРЗ), чтобы определить задачи, знания, навыки и характеристики, требуемые от оценщиков органа по аккредитации (ОА). В 2010 году было проведено исследование анализа рабочих заданий (АРЗ), за которым последовало проведение валидационного исследования результатов АРЗ, проведенного в 2010-2011 годах. АРЗ для оценщиков ОА был представлен на Техническом комитете IAF в ходе заседаний IAF в середине 2012 года во Франкфурте, Германия.

Методология исследования АРЗ соответствовала общепринятой практике. Это включало следующие мероприятия:

I) отбор участников АРЗ;

II) проведение собрания по АРЗ;

III) проведение валидационного исследования АРЗ;

IV) анализ результатов исследования.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к общей компетентности оценщиков, участвующих в аккредитации органов по сертификации/органов по оценке соответствия. Цель настоящего стандарта состоит в обеспечении возможности органам по аккредитации осуществлять согласованным образом свое применение ИСО/МЭК 17011 для аккредитации органов по сертификации (ОС)/органов по оценке соответствия (ООС).

Приложение 1 содержит модель профиля компетентности оценщика органа по аккредитации. Если оценщик не выполняет одну или несколько задач, определенных в этом документе, ОА может рассмотреть вопрос об исключении применения соответствующих компетентностей, указанных в приложении 1.

В приложении 2 содержится дополнительная информация, позволяющая понять профиль компетентностей. Хотя эти компетентности и связанные с ними знания и навыки должны учитываться ОА при оценке оценщиков или команды оценки, ОА не должен иметь документально подтвержденные доказательства того, что его оценщики (или команда оценки) соответствуют каждой отдельной компетентности или всем перечисленным знаниям.

Однако если компетентности рассматриваются ОА, то ОА может консолидировать доказательства соответствия (например, обобщающие результаты оценки на месте). Как правило, эти компетентности могут быть продемонстрированы различными способами; но чаще всего во время собеседования, общения и (или) во время оценки на месте.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт [для датированных ссылок применяют только указанное издание, для недатированных - последнее издание (включая все изменения)]:

ISO/IEC 17011, Conformity assessment - Requirements for accreditation bodies accrediting conformity assessment bodies (Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия)

3 Термины и определения

3.1 оценщик (assessor): Лицо, назначенное органом по аккредитации, для проведения, самостоятельно или в составе оценочной команды, оценки органа по оценке соответствия.

Использование термина "оценщик" в настоящем стандарте не требует, чтобы все действия проводились каждым отдельным оценщиком, однако для выполнения конкретной задачи, независимо от того, выполняется ли она оценщиком или другим персоналом ОА, требуется одна и та же компетентность.

3.2 оценщик органа по аккредитации (accreditation body assessor): Лицо, которое проводит оценку органа по оценке соответствия (ООС) для органа по аккредитации (ОА) по стандарту аккредитации или нормативному документу путем анализа документов и осуществления выездов на места и (или) путем наблюдения за деятельностью органа по оценке соответствия (ООС).

3.3 компетентность (competence): Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.

3.4 анализ рабочих заданий [задач] (job task analysis): Документированный процесс для анализа задач, выполняемых лицами, специализирующимися в соответствующей области деятельности, а также знаний, навыков и способностей, необходимых для выполнения этих задач. Способности могут включать в себя физические способности, такие как зрение, слух и мобильность.

4 Процесс оценки компетентности оценщика ОА

4.1 ОА должен иметь оценщиков или другой персонал (например, ведущих оценщиков, технических специалистов, руководителей программ), обладающих компетентностью, необходимой для выполнения задач, поставленных ОА в соответствии с разделом В приложения 1 "Общие компетентности в области оценки" (1-5).

В тех случаях, когда какая-либо оценка проводится командой оценки, требуемый уровень компетентности должен обеспечиваться группой в целом, а не каждым отдельным членом группы.

4.2 ОА должен установить и задокументировать процедуры отбора, подготовки и официального утверждения оценщиков (или команды оценки) и при этом должен учитывать профиль компетентностей, изложенный в разделе B приложения 1 "Общие компетентности в области оценки" (1-5).

4.3 ОА должен вести учет результатов оценки, чтобы продемонстрировать, что какая-либо компетентность оценщика, определенная ОА, была достигнута в соответствии с профилем компетентностей в разделе B приложения 1 "Общие компетентности в области оценки" (1-5).

Приложение 2 содержит информацию о личных качествах, которые необходимо учитывать в процессе отбора и подготовки, а также при мониторинге деятельности оценщика. Это характеристики, которые влияют на способность лица выполнять определенные функции. Таким образом, осведомленность о личных качествах лиц позволяет ОА использовать их сильные стороны и минимизировать влияние их слабых сторон. Ожидаемые личные качества, наличие которых важно для персонала, привлекаемого к процедуре аккредитации, описаны в разделе D приложения 2 "Основополагающие компетентности".

4.4 При оценке/мониторинге компетентности оценщиков (или команды оценки) следует учитывать профиль компетентностей в разделе B приложения 1 "Общие компетентности в области оценки" (1-5).

Приложение 1

(обязательное)

Модель профиля компетентности оценщика органа по аккредитации

В приложении 1 содержится профиль компетентностей для оценщиков ОА, основанный на общих компетентностях, определенных в ходе анализа работы/задачи. Если оценщик не выполняет одну или несколько задач, определенных в настоящем стандарте, ОА может рассмотреть вопрос об исключении применения соответствующих компетентностей, указанных в приложении 1. А.1-А.4, приведенные ниже, не включены в сферу действия настоящего стандарта и относятся к конкретным стандартам (продукция, персонал, системы менеджмента и т.д.), связанным с уровнем 3 Многостороннего соглашения о признании (MLA).

Рисунок 1 - Профиль компетентности оценщика ОА

Таблица 1

Продолжение таблицы 1

Продолжение таблицы 1

Продолжение таблицы 1

Приложение 2

(справочное)

Профиль компетентностей

В приложении 2 содержится дополнительная информация, помогающая понять профиль компетентностей. Хотя эти компетентности и связанные с ними знания и навыки должны рассматриваться ОА при оценке оценщиков или команды оценки, ОА не обязательно иметь документированное свидетельство того, что его оценщики (или команда оценки) обладают каждой отдельной компетентностью или каждым знанием из перечисленных.

Однако если компетентности рассматриваются ОА, то ОА может объединить свидетельства соответствия (например, обобщающие результаты оценки на месте). Как правило, эти компетентности могут быть продемонстрированы различными способами; но чаще всего во время собеседования, общения и/или во время оценки на месте.

Таблица 2

Продолжение таблицы 2

Продолжение таблицы 2

Продолжение таблицы 2*

____________________

Следует отметить, что некоторые физические способности, описанные в приложении 2, D.5, могут быть достигнуты с помощью других механизмов, определенных ОА (например, оценщик, который не слышит речь, может заключить альтернативные договоренности с ОА для достижения целей оценки).

Приложение ДА

(справочное)

Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным и межгосударственным стандартам

Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного международного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального, межгосударственного стандарта

ISO/IEC 17011

IDT

ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 "Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия"

Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:

- IDT - идентичный стандарт.

УДК 658.562:006.354

ОКС 03.120.20

Ключевые слова: компетентность оценщиков, органы по аккредитации, органы по оценке соответствия, профиль компетентностей

Превью ГОСТ Р 70046-2022 Общая компетентность оценщиков органов по аккредитации: применение в отношении ИСО/МЭК 17011