ГОСТ 25256-2013
Группа Г16
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Подшипники качения
ДОПУСКИ
Термины и определения
Rolling bearings. Tolerances. Terms and definitions
ОКС 21.100.20
ОКП 46 000
Дата введения 2015-01-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Инжиниринговый центр ЕПК" (ООО "ИЦ ЕПК")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 307 "Подшипники качения"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 19 мая 2013 г. N 56-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ | Азстандарт |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Туркмения | ТМ | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
Украина | UA | Минэкономразвития Украины |
(Поправка. ИУС N 1-2022), (Поправка. ИУС N 12-2021).
4 Настоящий стандарт соответствует международному стандарту ИСО 1132-1:2000* "Подшипники качения. Допуски. Часть 1. Термины и определения" (ISO 1132-1:2000 "Rolling bearings - Tolerances - Part 1: Terms and definitions").
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .
Степень соответствия - неэквивалентная (NEQ)
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2013 г. N 1300-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 25256-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.
6 ВЗАМЕН ГОСТ 25256-82
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
ВНЕСЕНЫ: поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2022 год, введенная в действие с 23.08.2021; поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2021 год
Поправки внесены изготовителем базы данных
Введение
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области допусков подшипников качения.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
В стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на английском (код языка - en), французском (код языка - fr) и немецком (код языка - de) языках.
В стандарте приведен алфавитный указатель терминов на русском языке, а также алфавитные указатели иноязычных эквивалентов на английском, французском и немецком языках.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины, определения и символы обозначения допусков на присоединительные размеры, геометрическую точность, точность вращения, внутренние зазоры подшипников качения, их деталей и отдельных элементов деталей.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации, относящейся к подшипникам качения, входящей в сферу работ по стандартизации и (или) использующей результаты этих работ.
Допускается применение терминов, не установленных настоящим стандартом, отражающих специальные конструктивные особенности подшипников качения, их деталей и элементов, но не противоречащих терминам и определениям настоящего стандарта.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 25346-89 Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Основные положения
Только нижнее отклонение допуска на диаметр отверстия и верхнее отклонение допуска на наружный диаметр распространяются на всю ширину отверстий и наружных поверхностей подшипниковых колец. В других случаях определения диаметра отверстия, наружного диаметра и формы относятся только к поверхностям между фасками колец.
Термин "единичный" применялся в технологии изготовления подшипников качения в течение длительного времени (единичное отверстие, единичный наружный диаметр и т.д.), но он идентичен термину "действительный", используемому в некоторых стандартах и определенному в ГОСТ 25346.
Диаметры, их отклонения и непостоянство относятся к номинально цилиндрическим поверхностям, если иного не оговорено специально.
Непостоянства диаметров и ширин, а также средние диаметры и ширины являются разностью и среднеарифметическими значениями действительных наибольшего и наименьшего единичных размеров, а не допустимых предельных значений единичных размеров. Пояснения, касающиеся допусков на размеры диаметров, приведены в приложении А.
Радиальное и осевое биения собранного подшипника является результатом нескольких отдельных, но сведенных воедино факторов.
Подстрочные знаки в символах обозначений имеют следующее значение:
- а | относится к собранному подшипнику или к внутреннему зазору в осевом направлении; |
- е | относится к наружному кольцу; |
- i | относится к внутреннему кольцу; |
- m | среднеарифметическое значение нескольких измерений; |
- max | наибольшее значение величины; |
- min | наименьшее значение величины; |
- р | плоскость, в которой производят измерение; |
- r | относится к внутреннему зазору в радиальном направлении; |
- s | единичное или действительное измерение; |
- w | относится к телам качения; |
- 1, 2 | цифровое обозначение там, где более чем один диаметр или ширина относятся к кольцу или комплекту |
4 Оси, направления, плоскости, положения и поверхности, размеры и допуски
4.1 ось подшипника: Теоретическая ось вращения подшипника качения. Примечания 1 Для радиального и радиально-упорного подшипника это ось внутреннего кольца, а для упорного и упорно-радиального подшипника - ось тугого кольца. 2 Если внутреннее кольцо отсутствует, то осью подшипника является ось цилиндра, вписанного в комплект тел качения. | en | bearing axis |
fr | axe d'un roulement | |
de | Lagerachse | |
4.2 ось внутреннего (тугого) кольца: Ось цилиндра или конуса, вписанного в цилиндрическое или коническое отверстие внутреннего (тугого) кольца соответственно. | en | inner ring axis |
fr | axe d'une bague | |
de | Achse des Innenringes | |
4.3 ось наружного (свободного) кольца: Ось цилиндра, описанного вокруг наружной цилиндрической поверхности наружного (свободного) кольца, или линия, перпендикулярная к базовому торцу наружного кольца и проходящая через центр сферы, описанной вокруг наружной поверхности этого кольца. | en | outer ring axis |
fr | axe d'une bague | |
de | Achse des | |
4.4 теоретический торец: Точная поверхность торца, определенная чертежом. | en | theoretical face |
4.5 базовый торец кольца: Торец кольца подшипника качения, по отношению к которому задают допуск расположения элемента или определяют отклонение расположения элемента. Примечания 1 Для подшипников, предназначенных для восприятия осевых нагрузок, базовым, как правило, является опорный торец. 2 Базовым торцом для измерения кольца обычно является немаркированный торец. Для симметричных колец, когда невозможно определить базовый торец, принято считать, что допуски относятся к любому торцу. 3 Для подшипников с наружными кольцами, имеющими упорный борт, базовым торцом является опорный торец упорного борта, предназначенный для восприятия осевой нагрузки. | en | reference face of a ring |
fr | face de reference d'une bague | |
de | Bezugsseite eines Ringes | |
4.6 радиальная плоскость: Плоскость, перпендикулярная к оси подшипника, кольца или ролика. Примечание - Для кольца подшипника принято считать, что радиальная плоскость параллельна плоскости, прилегающей к базовому торцу кольца. | en | radial plane |
fr | plan radial | |
de | radiale Ebene | |
4.7 радиальное направление: Направление, пересекающее ось подшипника качения, кольца или ролика и лежащее в радиальной плоскости. | en | radial direction |
fr | direction radiale | |
de | radiale Richtung | |
4.8 осевая плоскость: Плоскость, в которой лежит ось подшипника, кольца или ролика. | en | axial plane |
fr | plan axial | |
de | axiale Ebene | |
4.9 осевое направление: Направление, параллельное оси подшипника, кольца или ролика. Примечание - Для кольца подшипника принято считать, что осевое направление перпендикулярно к плоскости, прилегающей к базовому торцу кольца. | en | axial direction |
fr | direction axiale | |
de | axiale Richtung | |
4.10 единичная плоскость: Любая радиальная или осевая плоскость, в которой могут проводиться измерения. | en | single plane |
fr | plan | |
de | einzelne Ebene | |
4.11 крайняя плоскость кольца: Радиальная плоскость, ограничивающая нормируемый участок и расположенная от торца кольца на расстоянии 1,2 | en | edge plane of a ring |
4.12 крайняя плоскость ролика: Радиальная плоскость, ограничивающая нормируемый участок и расположенная от торца ролика в осевом направлении на расстоянии, равном удвоенному наибольшему единичному размеру фаски, а у длинных роликов - одной десятой длины ролика. | en | edge plane of a roller |
4.13 центральная плоскость: Плоскость, проходящая через центр сферической поверхности | en | central plane |
4.14 средняя плоскость: Радиальная плоскость, расположенная посередине между торцами кольца или ролика. | en | middle plane |
4.15 прилегающая плоскость: Плоскость, соприкасающаяся с реальной поверхностью и расположенная вне материала детали так, чтобы отклонение от нее наиболее удаленной точки реальной поверхности в пределах нормируемого участка имело минимальное значение. | en | adjacent plane |
4.16 единичный размер: Любое отдельное расстояние, измеренное между любыми двумя противоположными точками. Примечание - Этот параметр рассматривается также как "локальный действительный размер", например, диаметр, ширина и т.д. (см. ГОСТ 25346). | en | single dimension |
fr | dimension | |
de | ||
4.17 действительный размер: Размер детали, полученный путем измерения (например, диаметр, ширина и т.д.). | en | actual dimension |
fr | dimension | |
de | ||
4.18 номинальный размер: Размер, относительно которого определяют предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений. | en | nominal dimension |
4.19 присоединительный размер подшипника: Размер присоединительной поверхности или расстояние между присоединительными поверхностями. Примечание - К присоединительным размерам относятся диаметр отверстия, наружный диаметр, ширина наружного и внутреннего колец, монтажная высота, размер монтажной фаски. | en | boundary bearing dimension |
4.20 цилиндр: Поверхность вращения, образованная прямой линией, параллельной ее оси. | en | cylinder |
fr | cylinder | |
de | Zylinder | |
4.21 конус: Поверхность вращения, образованная прямой линией, пересекающей ее ось. | en | cone |
fr | cone | |
de | Kegel | |
4.22 контактный диаметр дорожки качения: Диаметр окружности, проходящей через номинальные точки контактов на дорожке качения. Примечание - В роликовых подшипниках номинальными точками контакта считают, как правило, точки дорожки качения, контактирующие с серединой образующей поверхности ролика. | en | raceway contact diameter |
fr | ||
de | Laufbahn-Kontaktdurchmesser | |
4.23 середина дорожки качения: Точка или линия на поверхности дорожки качения, лежащая посередине между двумя кромками дорожки качения. | en | middle of a raceway |
fr | milieu du chemin de roulement | |
de | Mitte der Laufbahn | |
4.24 нормируемый участок: Участок поверхности или линии, к которому относится допуск. | en | reference area |
4.25 номинальная точка контакта: Точка на поверхности дорожки качения, в которой происходит ее контакт с телами качения при нормальном относительном положении деталей подшипника. | en | nominal contact point |
4.26 допуск размера: Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями. | en | size tolerance |
4.27 приемочный допуск: Допуск, установленный для приемочного контроля подшипников. | en | accepting tolerance |
4.28 производственный допуск: Допуск, установленный для операционного контроля подшипников и их деталей. | en | manufacturing tolerance |
4.29 отклонение: Алгебраическая разность между размером (действительным, предельным и т.д.) и соответствующим номинальным размером. | en | deviation |
4.30 предельное отклонение: Алгебраическая разность между предельным и номинальным размерами. Примечание - Различают верхнее и нижнее предельные отклонения. | en | deviation limit |
4.31 реальный профиль: Профиль реальной поверхности. | en | real profile |
4.32 реальная поверхность: Поверхность, ограничивающая деталь и отделяющая ее от окружающей среды. | en | real surface |
4.33 присоединительная поверхность: Поверхность простой геометрической формы, ограничивающая подшипник. Примечание - К присоединительным поверхностям относятся наружная поверхность наружного, свободного и тугого колец, внутренняя поверхность внутреннего, свободного и тугого колец, торец и монтажная фаска. | en | boundary surface |
4.34 угол контакта: Угол между радиальной плоскостью и линией действия силы, являющейся результирующей сил, передаваемых кольцом подшипника на тело качения. | en | contact angle |
4.35 образцовый внутренний подузел: Подузел, состоящий из внутреннего кольца конического подшипника, конических роликов и сепаратора, образующий в сборе с образцовым наружным кольцом номинальную монтажную высоту роликового конического подшипника. | en | master inner subunit |
4.36 образцовое наружное кольцо: Наружное кольцо конического подшипника с номинальными диаметром дорожки качения, углом контакта и шириной упорного борта (при наличии). | en | master outer ring |
5 Присоединительные размеры
5.1 Диаметр отверстия
5.1.1 номинальный диаметр отверстия Примечание - Для подшипников качения номинальный диаметр отверстия является исходной величиной (базовым диаметром) для определения отклонений действительной поверхности отверстия. | en | nominal bore diameter |
fr | ||
de | Nenndurchmesser der Bohrung | |
5.1.2 единичный диаметр отверстия | en | single bore diameter |
fr | ||
de | einzelner Bohrungsdurchmesser | |
5.1.3 единичный диаметр отверстия в единичной плоскости | en | single bore diameter in a single plane |
fr | ||
de | einzelner Bohrungsdurchmesser in einer einzelnen Ebene | |
5.1.4 единичный диаметр большого основания конического отверстия | en | single bore diameter in a single plane at the theoretical large end of a basically tapered bore |
5.1.5 отклонение единичного диаметра отверстия | en | deviation of a single bore diameter |
fr | ||
de | Abweichung des einzelnen Bohrungsdurchmessers | |
5.1.6 отклонение единичного диаметра большого основания конического отверстия | en | deviation of single bore diameter in a single plane at the theoretical large end of a basically tapered bore |
5.1.7 непостоянство диаметра отверстия | en | variation of bore diameter |
fr | variation de | |
de | Schwankung des Bohrungsdurchmessers | |
_______________ | ||
5.1.8 средний диаметр отверстия | en | mean bore diameter |
fr | ||
de | mittlerer Bohrungsdurchmesser | |
_______________ | ||
5.1.9 отклонение среднего диаметра отверстия | en | deviation of a mean bore diameter |
fr | ||
de | Abweichung des mittleren Bohrungsdurchmessers | |
_______________ | ||
5.1.10 средний диаметр отверстия в единичной плоскости | en | mean bore diameter in a single section |
fr | ||
de | mittlerer Bohrungsdurchmesser in einer einzelnen Ebene | |
5.1.11 средний диаметр большого основания конического отверстия | en | mean bore diameter in a single plane at the theoretical large end of a basically tapered bore |
5.1.12 отклонение среднего диаметра отверстия в единичной плоскости | en | deviation of a mean bore diameter in a single section |
fr | ||
de | Abweichung des mittleren Bohrungsdurchmessers in einer einzelnen Ebene | |
_______________ | ||
5.1.13 отклонение среднего диаметра большого основания конического отверстия | en | deviation of mean tapered bore diameter in a single plane at the theoretical large end of a basically tapered bore |
5.1.14 непостоянство диаметра отверстия в единичной плоскости | en | variation of bore diameter in a single plane |
fr | variation du | |
de | Schwankung eines einzelnen Bohrungsdurchmessers in einer einzelnen Ebene | |
5.1.15 непостоянство среднего диаметра отверстия Примечание - Частным случаем непостоянства среднего диаметра цилиндрического отверстия является конусообразность, определяемая как разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами отверстия в крайних радиальных плоскостях. | en | variation of mean bore diameter |
fr | variation du | |
de | Schwankung des mittleren Bohrungsdurchmessers | |
_______________ | ||
5.1.16 номинальный диаметр отверстия комплекта тел качения радиального подшипника без внутреннего кольца | en | nominal bore diameter of rolling element complement |
fr | ||
de | ||
5.1.17 единичный диаметр отверстия комплекта тел качения Примечание - Все тела качения должны находиться в контакте с дорожкой качения наружного кольца. | en | single bore diameter of rolling element complement |
fr | ||
de | einzelner innerer | |
5.1.18 наименьший единичный диаметр отверстия комплекта тел качения Примечание - Наименьший единичный диаметр отверстия комплекта тел качения есть диаметр цилиндра, который при размещении его в отверстии комплекта тел качения образует нулевой радиальный зазор, по крайней мере, в одном радиальном направлении. | en | smallest single bore diameter of rolling element complement |
fr | plus petit | |
de | kleinster einzelner innerer | |
5.1.19 средний диаметр отверстия комплекта тел качения | en | mean bore diameter of rolling element complement |
fr | ||
de | mittlerer innerer | |
5.1.20 отклонение среднего диаметра отверстия комплекта тел качения | en | deviation of mean bore diameter of rolling element complement |
fr | ||
de | Abweichung des mittlerer innerer | |
5.1.21 отклонение угла конуса конического отверстия Примечание - Отклонение угла конуса выражено в линейных единицах. | en | taper angle deviation of tapered bore |
5.2 Наружный диаметр
5.2.1 номинальный наружный диаметр Примечание - Для подшипников качения номинальный наружный диаметр является исходной величиной (базовым диаметром) для определения отклонений действительной наружной поверхности. | en | nominal outside diameter |
fr | ||
de | Nenndurchmesser des Mantels | |
_______________ | ||
5.2.2 единичный наружный диаметр | en | single outside diameter |
fr | ||
de | einzelner Manteldurchmesser | |
5.2.3 единичный наружный диаметр в единичной плоскости | en | single outside diameter in a single plane |
fr | ||
de | einzelner Manteldurchmesser in einer einzelnen Ebene | |
5.2.4 отклонение единичного наружного диаметра | en | deviation of a single outside diameter in a single plane |
fr | ||
de | Abweichung des einzelnen Manteldurchmessers | |
_______________ | ||
5.2.5 непостоянство наружного диаметра | en | variation of outside diameter |
fr | variation du | |
de | Schwankung des Manteldurchmessers | |
_______________ | ||
5.2.6 средний наружный диаметр | en | mean outside diameter |
fr | ||
de | mittlerer Manteldurchmesser | |
_______________ | ||
5.2.7 отклонение среднего наружного диаметра | en | deviation of mean outside diameter |
fr | ||
de | Abweichung des mittleren Manteldurchmessers | |
_______________ | ||
5.2.8 средний наружный диаметр в единичной плоскости | en | mean outside diameter in a single plane |
fr | ||
de | mittlerer Manteldurchmesser in einer einzelnen Ebene | |
5.2.9 отклонение среднего наружного диаметра в единичной плоскости | en | deviation of mean outside diameter in a single plane |
fr | ||
de | Abweichung des mittleren Manteldurchmessers in einer einzelnen Ebene | |
_______________ | ||
5.2.10 непостоянство наружного диаметра в единичной плоскости | en | variation of outside diameter in a single plane |
fr | variation du | |
de | Schwankung eines einzelnen Manteldurchmessers in einer einzelnen Ebene. | |
5.2.11 непостоянство среднего наружного диаметра Примечание - Частным случаем непостоянства среднего наружного диаметра является конусообразность, определяемая как разность между наибольшим и наименьшим средними наружными диаметрами в крайних радиальных плоскостях. | en | variation of mean outside diameter |
fr | variation du | |
de | Schwankung des mittleren Manteldurchmessers | |
_______________ | ||
5.2.12 номинальный наружный диаметр комплекта тел качения | en | nominal outside diameter of rolling element complement |
fr | ||
de | Nenndurchmesser der | |
5.2.13 единичный наружный диаметр комплекта тел качения Примечание - Все тела качения должны находиться в контакте с дорожкой качения внутреннего кольца. | en | single outside diameter of rolling element complement |
fr | ||
de | einzelner | |
5.2.14 наибольший единичный наружный диаметр комплекта тел качения Примечание - Наибольший единичный наружный диаметр комплекта тел качения есть диаметр цилиндра, который при размещении его вокруг комплекта тел качения образует нулевой радиальный зазор, по крайней мере, в одном радиальном направлении. | en | largest single outside diameter of rolling element complement |
fr | plus grand | |
de | ||
5.2.15 средний наружный диаметр комплекта тел качения | en | mean outside diameter of rolling element complement |
fr | ||
de | mittlerer | |
5.2.16 отклонение среднего наружного диаметра комплекта тел качения | en | deviation of mean outside diameter of rolling element complement |
fr | ||
de | Abweichung des mittlerer |
5.3 Ширина и высота
5.3.1 номинальная ширина кольца Примечание - Для колец подшипников качения номинальная ширина является исходной величиной (базовым размером) для отсчета отклонений действительной ширины. | en | nominal ring width |
fr | largeur nominale d'une bague | |
de | Nennbreite des Ringes | |
5.3.2 единичная ширина кольца | en | single ring width |
fr | largeur | |
de | einzelne Ringbreite | |
5.3.3 отклонение единичной ширины кольца | en | deviation of a single ring width |
fr | ||
de | Abweichung der einzelnen Ringbreite | |
5.3.4 непостоянство ширины кольца | en | variation of ring width |
fr | variation de la largeur d'une bague | |
de | Schwankung der Ringbreite | |
5.3.5 средняя ширина кольца | en | mean ring width |
fr | largeur moyenne d'une bague | |
de | mittlere Ringbreite | |
5.3.6 номинальная ширина упорного борта | en | nominal outer ring flange width |
fr | largeur nominale du collet sur bague | |
de | Nennbreite des | |
5.3.7 единичная ширина упорного борта | en | single outer ring flange width |
fr | largeur | |
de | einzelne Breite des | |
5.3.8 отклонение единичной ширины упорного борта | en | deviation of a single outer ring flange width |
fr | ||
de | Abweichung der einzelnen Breite eines | |
5.3.9 непостоянство ширины упорного борта | en | variation of outer ring flange width |
fr | variation de la largeur du collet sur bague | |
de | Schwankung der Breite des | |
5.3.10 номинальная ширина подшипника Примечания 1 Номинальная ширина подшипника является исходной величиной (базовым размером) для определения отклонений действительной ширины подшипника. 2 Символ | en | nominal bearing width |
fr | largeur nominale d'un roulement | |
de | Nennbreite des Lagers | |
5.3.11 действительная ширина (монтажная высота) радиального и радиально-упорного подшипников Примечания 1 Данное определение применимо для радиальных и радиально-упорных подшипников, когда один торец внутреннего кольца и один торец наружного кольца ограничивают ширину подшипника. 2 Для конического однорядного роликового подшипника действительной монтажной высотой является расстояние между точками пересечения оси подшипника с двумя плоскостями, одна из которых является прилегающей к действительному широкому торцу внутреннего подузла, а другая является прилегающей к действительному широкому торцу наружного кольца. Дорожки качения внутреннего и наружного колец и упорный бортик широкого торца внутреннего кольца должны находиться в контакте со всеми роликами. | en | actual bearing width |
fr | largeur | |
de | ||
5.3.12 отклонение действительной ширины (монтажной высоты) радиального и радиально-упорного подшипников Примечание - Данное определение применимо для радиальных и радиально-упорных подшипников, когда один торец внутреннего кольца и один торец наружного кольца ограничивают ширину подшипника. | en | deviation of the actual bearing width |
fr | ||
de | Abweichung der | |
5.3.13 номинальная высота подшипника Примечание - Номинальная высота подшипника является исходной величиной (базовым размером) для определения отклонений действительной высоты подшипника. | en | nominal bearing height |
fr | hauteur nominale d'une | |
de | ||
5.3.14 действительная высота подшипника | en | actual bearing height |
fr | hauteur | |
de | ||
5.3.15 отклонение действительной высоты подшипника | en | deviation of the actual bearing height |
fr | ||
de | Abweichung der | |
5.3.16 номинальная монтажная высота внутреннего подузла | en | nominal effective width of inner subunit |
fr | largeur nominale effective du sous-ensemble | |
de | effektive Nennbreite der inneren Baueinheit | |
5.3.17 действительная монтажная высота внутреннего подузла Примечание - Для выполнения правильного измерения дорожки качения внутреннего кольца и образцового наружного кольца и упорный борт широкого торца внутреннего кольца должны находиться в контакте со всеми роликами. | en | actual effective width of inner subunit |
fr | largeur | |
de | ||
5.3.18 отклонение действительной монтажной высоты внутреннего подузла роликового конического подшипника | en | deviation of the actual effective width of inner subunit |
fr | ||
de | Abweichung der | |
5.3.19 номинальная монтажная высота наружного кольца Примечание - Для роликового конического однорядного подшипника с упорным бортом на наружном кольце | en | nominal effective width of outer ring |
fr | largeur nominale effective de la bague | |
de | effektive Nennbreite des | |
5.3.20 действительная монтажная высота наружного кольца Примечание - Для роликового конического однорядного подшипника с упорным бортом на наружном кольце | en | actual effective width of outer ring |
fr | largeur | |
de | ||
5.3.21 отклонение действительной высоты наружного кольца роликового конического подшипника | en | deviation of the actual effective width of outer ring |
fr | ||
de | Abweichung der |
5.4 Фаска
5.4.1 номинальный размер фаски Примечание - Номинальный размер фаски соответствует наименьшему единичному размеру фаски. | en | nominal chamfer dimension |
fr | dimension nominale d'un arrondi | |
de | Nennkantenabstand | |
5.4.2 радиальный единичный размер фаски | en | single chamfer dimension |
fr | dimension | |
de | einzelner Kantenabstand | |
5.4.3 осевой единичный размер фаски | en | single chamfer dimension |
5.4.4 наименьший единичный размер фаски Примечание - Материал кольца не должен выступать за воображаемую дугу окружности с радиусом | en | smallest single chamfer dimension |
fr | plus petite dimension | |
de | kleinster einzelner Kantenabstand | |
5.4.5 наибольший единичный размер фаски | en | largest single chamfer dimension |
fr | plus grande dimension | |
de |
6 Тела качения
6.1 Шарик
6.1.1 номинальный диаметр шарика | en | nominal ball diameter |
6.1.2 единичный диаметр шарика | en | single ball diameter |
6.1.3 средний диаметр шарика в единичной плоскости | en | mean ball diameter in a single plane |
6.1.4 средний диаметр шарика | en | mean ball diameter |
6.1.5 непостоянство диаметра шарика | en | variation of ball diameter |
6.1.6 средний диаметр шариков в партии | en | mean diameter of ball lot |
6.1.7 разноразмерность диаметра шариков в партии | en | variation of balls diameter in a lot |
6.1.8 отклонение среднего диаметра шариков в партии | en | mean ball diameter deviation in a lot |
6.2 Ролик
6.2.1 номинальный диаметр ролика Примечание - Для симметричного ролика - это теоретический диаметр в радиальной плоскости, проходящий через середину ролика, для асимметричного ролика - это наибольший теоретический диаметр, а для конического ролика - это теоретический диаметр окружности, образованной при пересечении конической поверхности ролика с выпуклым базовым торцом ролика. | en | nominal roller diameter |
6.2.2 единичный диаметр ролика | en | single roller diameter |
6.2.3 средний диаметр ролика в единичной плоскости | en | mean roller diameter in a single plane |
6.2.4 средний диаметр ролика | en | mean roller diameter |
6.2.5 непостоянство диаметра ролика в единичной плоскости | en | variation of roller diameter in a single plane |
6.2.6 непостоянство среднего диаметра ролика в единичной плоскости Примечание - Частным случаем непостоянства среднего диаметра ролика является конусообразность, определяемая как разность между большим и меньшим средними диаметрами ролика в крайних плоскостях его цилиндрической части. | en | variation of mean roller diameter in a single plane |
6.2.7 разноразмерность диаметра роликов в партии Примечание - Для цилиндрических и игольчатых роликов используют радиальную плоскость, проходящую через середину длины ролика. | en | variation of roller diameter lot |
6.2.8 разноразмерность диаметра партии группы роликов: Разность между средними диаметрами в единичной радиальной плоскости ролика, имеющего наибольший такой диаметр, и ролика, имеющего наименьший такой диаметр, партии группы роликов. Примечание - Для цилиндрических и игольчатых роликов используют радиальную плоскость, проходящую через середину длины ролика. | en | variation of diameter lot in roller gauge |
6.2.9 разноразмерность диаметра роликов подшипника: Разность между средними диаметрами в единичной радиальной плоскости ролика, имеющего наибольший такой диаметр, и ролика, имеющего наименьший такой диаметр, роликов подшипника. Примечание - Для цилиндрических и игольчатых роликов используют радиальную плоскость, проходящую через середину длины ролика. | en | variation of rollers diameter in a bearing |
6.2.10 отклонение единичного диаметра ролика | en | single roller diameter deviation |
6.2.11 отклонение среднего диаметра ролика в единичной плоскости | en | mean roller diameter deviation in a single plane |
6.2.12 непостоянство среднего диаметра ролика Примечание - Частным случаем непостоянства среднего диаметра ролика является конусообразность, определяемая как разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами ролика в крайних плоскостях его цилиндрической части. | en | variation of mean roller diameter |
6.2.13 номинальная длина ролика | en | nominal roller length |
6.2.14 единичная длина ролика | en | single roller length |
6.2.15 отклонение единичной длины ролика | en | deviation of single roller length |
6.2.16 средняя длина ролика | en | mean roller length |
6.2.17 разноразмерность длины партии роликов: Разность между средними длинами ролика, имеющего наибольшую такую длину, и ролика, имеющего наименьшую такую длину, в партии роликов. | en | variation of roller length gauge |
6.2.18 разноразмерность длины партии группы роликов: Разность между средними длинами ролика, имеющего наибольшую такую длину, и ролика, имеющего наименьшую такую длину, партии группы роликов. | en | variation of lot length in roller gauge |
6.2.19 разноразмерность длины роликов подшипника: Разность между средними длинами ролика, имеющего наибольшую такую длину, и ролика, имеющего наименьшую такую длину, роликов подшипника. | en | variation of roller length in a bearing |
6.2.20 торцевое биение ролика Примечание - Торцовое биение определяют в торцовой плоскости цилиндром заданного диаметра, соосным с осью ролика, а если диаметр не задан, то в плоскости любого (в том числе и наибольшего) диаметра торцовой поверхности. | en | runout of roller end face |
7 Геометрическая точность
7.1 Форма
7.1.1 круглость | en | circular accuracy |
_______________ | ||
7.1.2 овальность | en | ovality |
de | ||
_______________ | ||
7.1.3 огранка | en | cutting |
_______________ | ||
7.1.4 цилиндричность | en | cylindricity |
_______________ | ||
7.1.5 сферичность | en | sphericity |
_______________ | ||
7.1.6 бочкообразность ролика: Отклонение профиля продольного сечения, при котором образующие непрямолинейны и диаметр ролика увеличивается от краев к середине. | en | crowning of rolling profile |
7.1.7 выпуклость торца ролика: Прямолинейность, при которой удаление точек реального профиля от прилегающей прямой уменьшается от краев к середине. | en | roller face convex |
7.1.8 конусообразность: Отклонение профиля продольного сечения, при котором образующие прямолинейны, но не параллельны. | en | tapering |
7.1.9 прямолинейность: Наибольшее расстояние от точек реального профиля до прилегающей прямой в пределах нормируемого участка. | en | straightness |
7.1.10 волнистость: Характеристика совокупности периодически повторяющихся отклонений кругового профиля от базовой окружности. Примечания 1 К волнистости изделий с круглым сечением, как правило, относят отклонения, у которых шаг меньше 1/15 окружности, и отклонения, не связанные с шероховатостью. 2 В качестве волнистости принимают среднеквадратическое значение указанных отклонений. | en | waviness |
7.2 Параллельность дорожки качения
7.2.1 параллельность дорожки качения внутреннего кольца относительно торца | en | parallelism of inner ring raceway with respect to the face |
fr | ||
de | ||
7.2.2 параллельность дорожки качения наружного кольца относительно торца | en | parallelism of outer ring raceway with respect to the face |
fr | ||
de | ||
7.2.3 параллельность дорожки качения наружного кольца с упорным бортом относительно опорного торца упорного борта | en | parallelism of outer ring raceway having a flange with respect to the back face of the flange |
7.3 Перпендикулярность поверхности
7.3.1 перпендикулярность торца внутреннего кольца относительно отверстия Примечание - Этот параметр был общеизвестен как "биение торца внутреннего кольца относительно отверстия", и допуски базировались на этом определении. Если произведено измерение "перпендикулярность отверстия относительно торца", то преобразование измеренного значения на значение "перпендикулярность торца относительно отверстия" будет производиться путем расчета. | en | perpendicularity of inner ring face with respect to the bore |
fr | ||
de | Rechtwinkligkeit der | |
7.3.2 перпендикулярность наружной цилиндрической поверхности наружного кольца относительно торца | en | perpendicularity of outer ring outside surface with respect to the face |
fr | ||
de | Rechtwinkligkeit der | |
7.3.3 перпендикулярность наружной цилиндрической поверхности наружного кольца относительно опорного торца упорного борта | en | perpendicularity of outer ring outside surface with respect to the flange back face |
fr | de la surface de la bague par rapport la face d'appui du collet | |
de | Rechtwinkligkeit der |
7.4 Разностенность
7.4.1 разностенность дорожки качения внутреннего кольца | en | variation in thickness between inner ring raceway and bore |
fr | variation | |
de | Schwankung der Wanddicke zwischen Innenring-Laufbahn und Bohrung | |
7.4.2 разностенность дорожки качения наружного кольца | en | variation in thickness between outer ring raceway and outside surface |
fr | variation | |
de | Schwankung der Wanddicke zwischen | |
7.4.3 разностенность дорожки качения тугого кольца | en | variation in thickness between shaft washer raceway and back face |
fr | variation | |
de | Schwankung der | |
7.4.4 разностенность дорожки качения свободного кольца | en | variation in thickness between housing washer raceway and back face |
fr | variation | |
de | Schwankung der |
8 Точность вращения
8.1 Радиальное биение
8.1.1 радиальное биение внутреннего кольца собранного подшипника Примечание - Для выполнения правильного измерения в направлении указанной неподвижной точки тела качения должны находиться в контакте с дорожками качения наружного и внутреннего колец, а в коническом подшипнике - и с опорным торцом бортика широкого торца внутреннего кольца. | en | radial runout of inner ring of |
fr | faux-rond de rotation de la bague | |
de | Radialschlag des Innenringes am zusammengebauten Lager | |
8.1.2 радиальное биение наружного кольца собранного подшипника Примечание - Для выполнения правильного измерения в направлении указанной неподвижной точки тела качения должны находиться в контакте с дорожками качения наружного и внутреннего колец, а в коническом подшипнике - и с опорным торцом бортика широкого торца внутреннего кольца. | en | radial runout of outer ring of |
fr | faux-rond de rotation de la bague | |
de | Radialschlag des |
8.2 Осевое биение
8.2.1 осевое биение внутреннего кольца собранного шарикового желобного подшипника Примечание - Для выполнения правильного измерения дорожки качения наружного и внутреннего колец должны находиться в контакте со всеми шариками. | en | axial runout of inner ring of |
fr | battement axial de la bague | |
8.2.2 осевое биение внутреннего кольца собранного роликового конического подшипника Примечание - Для выполнения правильного измерения дорожки качения наружного и внутреннего колец и опорный торец бортика широкого торца внутреннего кольца должны находиться в контакте со всеми роликами. | en | axial runout of inner ring of |
fr | battement axial de la bague | |
de | axialschlag des Innenringes am zusammengebauten Lager |
8.2.3 осевое биение наружного кольца собранного шарикового желобного подшипника Примечание - Для выполнения правильного измерения дорожки качения наружного и внутреннего колец должны быть в контакте со всеми шариками. | en | axial runout of outer ring of |
fr | battement axial de la bague | |
de | axialschlag des | |
8.2.4 осевое биение наружного кольца собранного роликового конического подшипника Примечание - Для выполнения правильного измерения дорожки качения наружного и внутреннего колец и опорный торец бортика широкого торца внутреннего кольца должны находиться в контакте со всеми роликами. | en | axial runout of outer ring of |
fr | battement axial de la bague | |
de | Axialschlag des | |
8.2.5 осевое биение опорного торца упорного борта наружного кольца собранного шарикового желобного подшипника Примечание - Для выполнения правильного измерения дорожки качения наружного и внутреннего колец должны находиться в контакте со всеми шариками. | en | axial runout of outer ring flange back face of |
fr | battement axial de la face d'appui du collet sur bague | |
de | Axialschlag der | |
8.2.6 осевое биение опорного торца упорного борта наружного кольца собранного роликового конического подшипника Примечание - Для выполнения правильного измерения дорожки качения наружного и внутреннего колец и опорный торец бортика широкого торца внутреннего кольца должны находиться в контакте со всеми роликами. | en | axial runout of outer ring flange back face of |
fr | battement axial de la face d'appui du collet sur bague | |
de | Axialschlag der |
9 Внутренние зазоры
9.1 Радиальный зазор
9.1.1 радиальный внутренний зазор Примечания 1 Данное определение применимо для подшипника без преднатяга, способного выдерживать чисто радиальную нагрузку. 2 Среднеарифметическое расстояние включает в себя смещения колец в различных угловых положениях относительно друг друга и комплекта тел качения в различных угловых положениях относительно колец. 3 При каждом предельном эксцентрическом положении колец относительно друг друга их относительное осевое положение и положение тел качения относительно дорожек качения должны быть такими, чтобы одно кольцо действительно приняло крайнее эксцентрическое положение относительно другого кольца. | en | radial internal clearance |
fr | jeu interne radial | |
de | radiale Lagerluft | |
9.1.2 теоретический радиальный внутренний зазор радиального подшипника: Разность между средними диаметрами дорожек качения наружного и внутреннего колец, уменьшенная на удвоенный средний диаметр тела качения. Примечание - Для образцового подшипника, т.е. подшипника, имеющего незначительные погрешности формы, радиальный внутренний зазор, определенный в предыдущей статье, равен теоретическому радиальному внутреннему зазору при условии, что тела качения расположены в линии с угловым направлением смещения. | en | theoretical radial internal clearance of radial bearing |
fr | jeu interne radial | |
de | theoretische radiale Lagerluft | |
9.1.3 радиальный внутренний зазор, измеренный под воздействием измерительной нагрузки: Среднеарифметическое расстояние в радиальном направлении, на которое одно из колец может быть смещено относительно другого из одного эксцентрического крайнего положения в диаметрально противоположное крайнее положение при различных угловых направлениях с приложением заданной внешней нагрузки. Примечания 1 Данное определение применимо для подшипника без преднатяга, способного выдерживать чисто радиальную нагрузку. 2 Среднеарифметическое расстояние включает в себя смещения колец в различных угловых положениях относительно друг друга и комплекта тел качения в различных угловых положениях относительно колец. 3 При каждом предельном эксцентрическом положении колец относительно друг друга их относительное осевое положение и положение тел качения относительно дорожек качения должны быть такими, чтобы одно кольцо действительно приняло крайнее эксцентрическое положение относительно другого кольца. | en | radial internal clearance measured under measuring load |
9.2 Осевой зазор
9.2.1 осевой внутренний зазор Примечания 1 Данное определение применимо для подшипника без преднатяга, способного выдерживать двустороннюю осевую нагрузку. 2 Среднеарифметическое расстояние включает в себя смещения колец в различных угловых положениях относительно друг друга и комплекта тел качения в различных угловых положениях относительно колец. 3 При каждом предельном осевом положении колец относительно друг друга их относительное радиальное положение и положение тел качения относительно дорожек качения должны быть такими, чтобы одно кольцо действительно приняло крайнее осевое положение относительно другого кольца. | en | axial internal clearance |
fr | jeu interne axial | |
de | axiale Lagerluft |
Приложение А
(справочное)
Иллюстрация допусков размеров диаметров
А.1 Диаметры отверстий
А.1.1 Единичный диаметр отверстия
Имеется
Таблица А.1 - Единичные диаметры отверстия
Номер плоскости | Измеренный размер |
1 | |
2 | |
3 | |
….. | ………………………………………………. |
….. | …………………………………………………... |
Рисунок A.1 - Единичные плоскости 1, 2 и
А.1.2 Средний диаметр отверстия
Средний диаметр отдельной детали представлен как среднеарифметическое значение наибольшего максимального и наименьшего минимального значений всех единичных диаметров отверстия, полученных для отдельной детали в виде следующего уравнения:
Отдельная деталь имеет только одно значение
Примечание -
А.1.3 Средний диаметр отверстия в единичной плоскости
Средний диаметр отверстия детали в единичной плоскости представляет собой среднеарифметическое значение максимального и минимального диаметров в любой единичной плоскости, как представлено в следующих уравнениях (см. таблицу А.2). Этот параметр в каждой единичной плоскости имеет одно значение.
Таблица А.2 - Средние диаметры отверстия в единичной плоскости
Номер плоскости | Уравнение | |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
…… | ….. | …………………………………………………… |
…… | …… | …………………………………………………… |
A.1.4 Непостоянство среднего диаметра отверстия в единичной плоскости
Непостоянство среднего диаметра отверстия в единичной плоскости есть разность между максимальным и минимальным значениями средних диаметров отверстия в единичной плоскости для всех плоскостей отдельной детали. Этот параметр имеет одно значение для отдельной детали и может быть показателем цилиндричности.
A.1.5 Непостоянство диаметра отверстия в единичной плоскости
Термин "непостоянство диаметра отверстия в единичной плоскости" указывает на разность между максимальным и минимальным значениями единичных диаметров отверстия, измеренных в единичной плоскости (см. таблицу А.3). Этот параметр имеет более одного значения для отдельной детали и может быть показателем круглости.
Таблица А.3 - Непостоянство диаметров отверстия в единичной плоскости
Номер плоскости | Уравнение | |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
….. | …… | …………………………………………………… |
….. | …… | …………………………………………………… |
A.1.6 Непостоянство диаметра отверстия
Данный символ указывает на разность между максимальным и минимальным единичными диаметрами отверстия (измеряемые величины), полученную для отдельной детали. Отдельная деталь имеет только одно значение
А.2 Наружные диаметры
Допуски на наружный диаметр получены таким же образом, как и для диаметров отверстия в А.1. Параметрами эквивалентного наружного диаметра являются:
- единичный наружный диаметр
- средний наружный диаметр
- средний наружный диаметр в единичной плоскости
- непостоянство среднего наружного диаметра,
- непостоянство наружного диаметра в единичной плоскости
- непостоянство наружного диаметра
Алфавитный указатель терминов на русском языке
Б | |
базовый торец кольца | 4.5 |
бочкообразность ролика | 7.1.6 |
В | |
волнистость | 7.1.10 |
выпуклость торца ролика | 7.1.7 |
Д | |
действительная высота подшипника | 5.3.14 |
действительная монтажная высота внутреннего подузла | 5.3.17 |
действительная монтажная высота наружного кольца | 5.3.20 |
действительная ширина (монтажная высота) радиального и радиально-упорного подшипников | 5.3.11 |
действительный размер | 4.17 |
допуск размера | 4.26 |
Е | |
единичная длина ролика | 6.2.14 |
единичная плоскость | 4.10 |
единичная ширина кольца | 5.3.2 |
единичная ширина упорного борта | 5.3.7 |
единичный диаметр большего основания конического отверстия | 5.1.4 |
единичный диаметр отверстия | 5.1.2 |
единичный диаметр отверстия в единичной плоскости | 5.1.3 |
единичный диаметр отверстия комплекта тел качения | 5.1.17 |
единичный диаметр ролика | 6.2.2 |
единичный диаметр шарика | 6.1.2 |
единичный наружный диаметр | 5.2.2 |
единичный наружный диаметр в единичной плоскости | 5.2.3 |
единичный наружный диаметр комплекта тел качения | 5.2.13 |
единичный размер | 4.16 |
К | |
конус | 4.21 |
конусообразность | 7.1.8 |
крайняя плоскость кольца | 4.11 |
крайняя плоскость ролика | 4.12 |
контактный диаметр дорожки качения | 4.22 |
круглость | 7.1.1 |
Н | |
наибольший единичный наружный диаметр комплекта тел качения | 5.2.14 |
наибольший единичный размер фаски | 5.4.5 |
наименьший единичный диаметр отверстия комплекта тел качения | 5.1.18 |
наименьший единичный размер фаски | 5.4.4 |
непостоянство диаметра отверстия | 5.1.7 |
непостоянство диаметра отверстия в единичной плоскости | 5.1.14 |
непостоянство диаметра ролика в единичной плоскости | 6.2.5 |
непостоянство диаметра шарика | 6.1.5 |
непостоянство наружного диаметра | 5.2.5 |
непостоянство наружного диаметра в единичной плоскости | 5.2.10 |
непостоянство среднего диаметра отверстия | 5.1.15 |
непостоянство среднего диаметра ролика | 6.2.12 |
непостоянство среднего диаметра ролика в единичной плоскости | 6.2.6 |
непостоянство среднего наружного диаметра | 5.2.11 |
непостоянство ширины кольца | 5.3.4 |
непостоянство ширины упорного борта | 5.3.9 |
номинальная высота подшипника | 5.3.13 |
номинальная длина ролика | 6.2.13 |
номинальная монтажная высота внутреннего подузла | 5.3.16 |
номинальная монтажная высота наружного кольца | 5.3.19 |
номинальная точка контакта | 4.25 |
номинальная ширина кольца | 5.3.1 |
номинальная ширина подшипника | 5.3.10 |
номинальная ширина упорного борта | 5.3.6 |
номинальный диаметр отверстия | 5.1.1 |
номинальный диаметр отверстия комплекта тел качения радиального подшипника без внутреннего кольца | 5.1.16 |
номинальный диаметр ролика | 6.2.1 |
номинальный диаметр шарика | 6.1.1 |
номинальный наружный диаметр | 5.2.1 |
номинальный наружный диаметр комплекта тел качения | 5.2.12 |
номинальный размер | 4.18 |
номинальный размер фаски | 5.4.1 |
нормируемый участок | 4.24 |
О | |
образцовое наружное кольцо | 4.36 |
образцовый внутренний подузел | 4.35 |
овальность | 7.1.2 |
огранка | 7.1.3 |
осевая плоскость | 4.8 |
осевое биение внутреннего кольца собранного роликового конического подшипника | 8.2.2 |
осевое биение внутреннего кольца собранного шарикового желобного подшипника | 8.2.1 |
осевое биение наружного кольца собранного роликового конического подшипника | 8.2.4 |
осевое биение наружного кольца собранного шарикового желобного подшипника | 8.2.3 |
осевое биение опорного торца упорного борта наружного кольца собранного шарикового желобного подшипника | 8.2.5 |
осевое биение опорного торца упорного борта наружного кольца собранного роликового конического подшипника | 8.2.6 |
осевое направление | 4.9 |
осевой внутренний зазор | 9.2.1 |
осевой единичный размер фаски | 5.4.3 |
ось внутреннего (тугого) кольца | 4.2 |
ось наружного (свободного) кольца | 4.3 |
ось подшипника | 4.1 |
отклонение | 4.29 |
отклонение действительной высоты подшипника | 5.3.15 |
отклонение действительной монтажной высоты внутреннего подузла роликового конического подшипника | 5.3.18 |
отклонение действительной высоты наружного кольца роликового конического подшипника | 5.3.21 |
отклонение действительной ширины (монтажной высоты) радиального и радиально-упорного подшипников | 5.3.12 |
отклонение единичного диаметра большего основания конического отверстия | 5.1.6 |
отклонение единичного диаметра отверстия | 5.1.5 |
отклонение единичного диаметра ролика | 6.2.10 |
отклонение единичного наружного диаметра | 5.2.4 |
отклонение единичной длины ролика | 6.2.15 |
отклонение единичной ширины кольца | 5.3.3 |
отклонение единичной ширины упорного борта | 5.3.8 |
отклонение среднего диаметра большего основания конического отверстия | 5.1.13 |
отклонение среднего диаметра отверстия | 5.1.9 |
отклонение среднего диаметра отверстия в единичной плоскости | 5.1.12 |
отклонение среднего диаметра отверстия комплекта тел качения | 5.1.20 |
отклонение среднего диаметра ролика в единичной плоскости | 6.2.11 |
отклонение среднего диаметра шариков в партии | 6.1.8 |
отклонение среднего наружного диаметра | 5.2.7 |
отклонение среднего наружного диаметра в единичной плоскости | 5.2.9 |
отклонение среднего наружного диаметра комплекта тел качения | 5.2.16 |
отклонение угла конуса конического отверстия | 5.1.21 |
П | |
параллельность дорожки качения внутреннего кольца относительно торца | 7.2.1 |
параллельность дорожки качения наружного кольца относительно торца | 7.2.2 |
параллельность дорожки качения наружного кольца с упорным бортом относительно опорного торца упорного борта | 7.2.3 |
перпендикулярность наружной цилиндрической поверхности наружного кольца относительно торца | 7.3.2 |
перпендикулярность наружной цилиндрической поверхности наружного кольца относительно опорного торца упорного борта | 7.3.3 |
перпендикулярность торца внутреннего кольца относительно отверстия | 7.3.1 |
предельное отклонение | 4.30 |
приемочный допуск | 4.27 |
прилегающая плоскость | 4.15 |
присоединительная поверхность | 4.33 |
присоединительный размер подшипника | 4.19 |
производственный допуск | 4.28 |
прямолинейность | 7.1.9 |
Р | |
радиальная плоскость | 4.6 |
радиальное биение внутреннего кольца собранного подшипника | 8.1.1 |
радиальное биение наружного кольца собранного подшипника | 8.1.2 |
радиальное направление | 4.7 |
радиальный внутренний зазор | 9.1.1 |
радиальный внутренний зазор, измеренный под воздействием измерительной нагрузки | 9.1.3 |
радиальный единичный размер фаски | 5.4.2 |
разноразмерность диаметра партии группы роликов | 6.2.8 |
разноразмерность диаметра роликов в партии | 6.2.7 |
разноразмерность диаметра роликов подшипника | 6.2.9 |
разноразмерность диаметра шариков в партии | 6.1.7 |
разноразмерность длины партии группы роликов | 6.2.18 |
разноразмерность длины партии роликов | 6.2.17 |
разноразмерность длины роликов подшипника | 6.2.19 |
разностенность дорожки качения внутреннего кольца | 7.4.1 |
разностенность дорожки качения наружного кольца | 7.4.2 |
разностенность дорожки качения свободного кольца | 7.4.4 |
разностенность дорожки качения тугого кольца | 7.4.3 |
реальная поверхность | 4.32 |
реальный профиль | 4.31 |
С | |
середина дорожки качения | 4.23 |
средний диаметр большего основания конического отверстия | 5.1.11 |
средний диаметр отверстия | 5.1.8 |
средний диаметр отверстия в единичной плоскости | 5.1.10 |
средний диаметр отверстия комплекта тел качения | 5.1.19 |
средний диаметр ролика | 6.2.4 |
средний диаметр ролика в единичной плоскости | 6.2.3 |
средний диаметр шарика | 6.1.4 |
средний диаметр шарика в единичной плоскости | 6.1.3 |
средний диаметр шариков в партии | 6.1.6 |
средний наружный диаметр | 5.2.6 |
средний наружный диаметр в единичной плоскости | 5.2.8 |
средний наружный диаметр комплекта тел качения | 5.2.15 |
средняя длина ролика | 6.2.16 |
средняя плоскость | 4.14 |
средняя ширина кольца | 5.3.5 |
сферичность | 7.1.5 |
Т | |
теоретический радиальный внутренний зазор радиального подшипника | 9.1.2 |
теоретический торец | 4.4 |
торцевое биение ролика | 6.2.20 |
У | |
угол контакта | 4.34 |
Ц | |
центральная плоскость | 4.13 |
цилиндр | 4.20 |
цилиндричность | 7.1.4 |
Алфавитный указатель эквивалентов терминов на английском языке
А | |
accepting tolerance | 4.27 |
actual bearing height | 5.3.14 |
actual bearing width | 5.3.11 |
actual dimension | 4.17 |
actual effective width of inner subunit | 5.3.17 |
actual effective width of outer ring | 5.3.20 |
adjacent plane | 4.15 |
axial direction | 4.9 |
axial internal clearance | 9.2.1 |
axial runout of inner ring of | 8.2.1 |
axial runout of inner ring of | 8.2.2 |
axial runout of outer ring flange back face of | 8.2.5 |
axial runout of outer ring flange back face of | 8.2.6 |
axial runout of outer ring of | 8.2.3 |
axial runout of outer ring of | 8.2.4 |
В | |
bearing axis | 4.1 |
boundary bearing dimension | 4.19 |
boundary surface | 4.33 |
С | |
central plane | 4.13 |
circular accuracy | 7.1.1 |
cone | 4.21 |
contact angle | 4.34 |
crowning of rolling profile | 7.1.6 |
cutting | 7.1.3 |
cylinder | 4.20 |
cylindricity | 7.1.4 |
D | |
deviation | 4.29 |
deviation limit | 4.30 |
deviation of a mean bore diameter | 5.1.9 |
deviation of a mean bore diameter in a single section | 5.1.12 |
deviation of a single bore diameter | 5.1.5 |
deviation of a single outer ring flange width | 5.3.8 |
deviation of a single outside diameter in a single plane | 5.2.4 |
deviation of a single ring width | 5.3.3 |
deviation of mean bore diameter of rolling element complement | 5.1.20 |
deviation of mean outside diameter | 5.2.7 |
deviation of mean outside diameter in a single plane | 5.2.9 |
deviation of mean outside diameter of rolling element complement | 5.2.16 |
deviation of mean tapered bore diameter in a single plane at the theoretical large end of a basically tapered bore | 5.1.13 |
deviation of single bore diameter in a single plane at the theoretical large end of a basically tapered bore | 5.1.6 |
deviation of single roller length | 6.2.15 |
deviation of the actual bearing height | 5.3.15 |
deviation of the actual bearing width | 5.3.12 |
deviation of the actual effective width of inner subunit | 5.3.18 |
deviation of the actual effective width of outer ring | 5.3.21 |
E | |
edge plane of a ring | 4.11 |
edge plane of a roller | 4.12 |
I | |
inner ring axis | 4.2 |
largest single chamfer dimension | 5.4.5 |
largest single outside diameter of rolling element complement | 5.2.14 |
M | |
manufacturing tolerance | 4.28 |
master inner subunit | 4.35 |
master outer ring | 4.36 |
mean ball diameter | 6.1.4 |
mean ball diameter deviation in a lot | 6.1.8 |
mean ball diameter in a single plane | 6.1.3 |
mean bore diameter | 5.1.8 |
mean bore diameter in a single plane at the theoretical large end of a basically tapered bore | 5.1.11 |
mean bore diameter in a single section | 5.1.10 |
mean bore diameter of rolling element complement | 5.1.19 |
mean diameter of ball lot | 6.1.6 |
mean outside diameter | 5.2.6 |
mean outside diameter in a single plane | 5.2.8 |
mean outside diameter of rolling element complement | 5.2.15 |
mean ring width | 5.3.5 |
mean roller diameter | 6.2.4 |
mean roller diameter deviation in a single plane | 6.2.11 |
mean roller diameter in a single plane | 6.2.3 |
mean roller length | 6.2.16 |
middle of a raceway | 4.23 |
middle plane | 4.14 |
N | |
nominal ball diameter | 6.1.1 |
nominal bearing height | 5.3.13 |
nominal bearing width | 5.3.10 |
nominal bore diameter | 5.1.1 |
nominal bore diameter of rolling element complement | 5.1.16 |
nominal chamfer dimension | 5.4.1 |
nominal contact point | 4.25 |
nominal dimension | 4.18 |
nominal effective width of inner subunit | 5.3.16 |
nominal effective width of outer ring | 5.3.19 |
nominal outer ring flange width | 5.3.6 |
nominal outside diameter | 5.2.1 |
nominal outside diameter of rolling element complement | 5.2.12 |
nominal ring width | 5.3.1 |
nominal roller diameter | 6.2.1 |
nominal roller length | 6.2.13 |
О | |
outer ring axis | 4.3 |
ovality | 7.1.2 |
P | |
parallelism of inner ring raceway with respect to the face | 7.2.1 |
parallelism of outer ring raceway having a flange with respect to the back face of the flange | 7.2.3 |
parallelism of outer ring raceway with respect to the face | 7.2.2 |
perpendicularity of inner ring face with respect to the bore | 7.3.1 |
perpendicularity of outer ring outside surface with respect to the face | 7.3.2 |
perpendicularity of outer ring outside surface with respect to the flange back face | 7.3.3 |
R | |
raceway contact diameter | 4.22 |
radial direction | 4.7 |
radial internal clearance | 9.1.1 |
radial internal clearance measured under measuring load | 9.1.3 |
radial plane | 4.6 |
radial runout of inner ring of | 8.1.1 |
radial runout of outer ring of | 8.1.2 |
real profile | 4.31 |
real surface | 4.32 |
reference area | 4.24 |
reference face of a ring | 4.5 |
roller face convex | 7.1.7 |
runout of roller end face | 6.2.20 |
S | |
single ball diameter | 6.1.2 |
single bore diameter | 5.1.2 |
single bore diameter in a single plane | 5.1.3 |
single bore diameter in a single plane at the theoretical large end of a basically tapered bore | 5.1.4 |
single bore diameter of rolling element complement | 5.1.17 |
single chamfer dimension | 5.4.2 |
single chamfer dimension | 5.4.3 |
single dimension | 4.16 |
single outer ring flange width | 5.3.7 |
single outside diameter | 5.2.2 |
single outside diameter in a single plane | 5.2.3 |
single outside diameter of rolling element complement | 5.2.13 |
single plane | 4.10 |
single ring width | 5.3.2 |
single roller diameter | 6.2.2 |
single roller diameter deviation | 6.2.10 |
single roller length | 6.2.14 |
size tolerance | 4.26 |
smallest single bore diameter of rolling element complement | 5.1.18 |
smallest single chamfer dimension | 5.4.4 |
sphericity | 7.1.5 |
straightness | 7.1.9 |
T | |
taper angle deviation of tapered bore | 5.1.21 |
tapering | 7.1.8 |
theoretical face | 4.4 |
theoretical radial internal clearance of radial bearing | 9.1.2 |
V | |
variation in thickness between housing washer raceway and back face | 7.4.4 |
variation in thickness between inner ring raceway and bore | 7.4.1 |
variation in thickness between outer ring raceway and outside surface | 7.4.2 |
variation in thickness between shaft washer raceway and back face | 7.4.3 |
variation of roller length gauge | 6.2.17 |
variation of ball diameter | 6.1.5 |
variation of balls diameter in a lot | 6.1.7 |
variation of bore diameter | 5.1.7 |
variation of bore diameter in a single plane | 5.1.14 |
variation of diameter lot in roller gauge | 6.2.8 |
variation of lot length in roller gauge | 6.2.18 |
variation of mean bore diameter | 5.1.15 |
variation of mean outside diameter | 5.2.11 |
variation of mean roller diameter | 6.2.12 |
variation of mean roller diameter in a single plane | 6.2.6 |
variation of outer ring flange width | 5.3.9 |
variation of outside diameter | 5.2.5 |
variation of outside diameter in a single plane | 5.2.10 |
variation of ring width | 5.3.4 |
variation of roller diameter in a single plane | 6.2.5 |
variation of roller diameter lot | 6.2.7 |
variation of roller length in a bearing | 6.2.19 |
variation of rollers diameter in a bearing | 6.2.9 |
W | |
waviness | 7.1.10 |
Алфавитный указатель эквивалентов терминов на французском языке
А | |
axe d'un roulement | 4.1 |
axe d'une bague | 4.3 |
axe d'une bague | 4.2 |
В | |
battement axial de la bague | 8.2.4 |
battement axial de la bague | 8.2.3 |
battement axial de la bague | 8.2.1 |
battement axial de la bague | 8.2.2 |
battement axial de la face d'appui du collet sur bague | 8.2.5 |
battement axial de la face d'appui du collet sur bague | 8.2.6 |
С | |
cone | 4.21 |
cylinder | 4.20 |
D | |
4.22 | |
5.2.2 | |
5.2.3 | |
5.2.6 | |
5.2.8 | |
5.2.1 | |
5.1.2 | |
5.1.3 | |
5.1.17 | |
5.2.13 | |
5.1.8 | |
5.1.10 | |
5.1.19 | |
5.2.15 | |
5.1.1 | |
5.1.16 | |
5.2.12 | |
dimension | 4.16 |
dimension | 5.4.2 |
dimension nominale d'un arrondi | 5.4.1 |
dimension | 4.17 |
direction axiale | 4.9 |
direction radiale | 4.7 |
5.2.4 | |
5.3.8 | |
5.3.15 | |
5.3.12 | |
5.3.21 | |
5.3.18 | |
5.2.7 | |
5.2.9 | |
5.1.9 | |
5.1.12 | |
5.1.20 | |
5.2.16 | |
5.1.5 | |
5.3.3 | |
F | |
face de reference d'une bague | 4.5 |
faux-rond de rotation de la bague | 8.1.2 |
faux-rond de rotation de la bague interieure, sur rouiement assemb | 8.1.1 |
hauteur nominale d'une | 5.3.13 |
hauteur | 5.3.14 |
J | |
jeu interne axial | 9.2.1 |
jeu interne radial | 9.1.1 |
jeu interne radial | 9.1.2 |
L | |
largeur | 5.3.2 |
largeur | 5.3.7 |
largeur moyenne d'une bague | 5.3.5 |
largeur nominale d'un rouiement | 5.3.10 |
largeur nominale d'une bague | 5.3.1 |
largeur nominale du collet sur bague | 5.3.6 |
largeur nominale effective de la bague | 5.3.19 |
largeur nominale effective du sous-ensemble | 5.3.16 |
largeur | 5.3.11 |
largeur | 5.3.20 |
largeur | 5.3.17 |
M | |
milieu du chemin de rouiement | 4.23 |
P | |
7.2.1 | |
7.2.2 | |
7.3.1 | |
7.3.2 | |
7.3.3 | |
plan axial | 4.8 |
plan | 4.10 |
plan radial | 4.6 |
plus grand | 5.2.14 |
plus grande dimension | 5.4.5 |
plus petit | 5.1.18 |
plus petite dimension | 5.4.4 |
V | |
variation | 7.4.1 |
variation | 7.4.3 |
variation | 7.4.4 |
variation | 7.4.2 |
variation de | 5.1.7 |
variation de la largeur d'une bague | 5.3.4 |
variation de la largeur du collet sur bague | 5.3.9 |
variation du | 5.1.14 |
variation du | 5.2.5 |
variation du | 5.2.11 |
variation du | 5.2.10 |
variation du | 5.1.15 |
Алфавитный указатель эквивалентов терминов на немецком языке
А | |
Abweichung der einzelnen Breite eines | 5.3.8 |
Abweichung der einzelnen Ringbreite | 5.3.3 |
Abweichung der | 5.3.18 |
Abweichung der | 5.3.21 |
Abweichung der | 5.3.12 |
Abweichung der | 5.3.15 |
Abweichung des mittlerer | 5.2.16 |
Abweichung des einzelnen Bohrungsdurchmessers | 5.1.5 |
Abweichung des einzelnen Manteldurchmessers | 5.2.4 |
Abweichung des mittleren Bohrungsdurchmessers | 5.1.9 |
Abweichung des mittleren Bohrungsdurchmessers in einer einzelnen Ebene | 5.1.12 |
Abweichung des mittleren Manteldurchmessers | 5.2.7 |
Abweichung des mittleren Manteldurchmessers in einer einzelnen Ebene | 5.2.9 |
Abweichung des mittlerer innerer | 5.1.20 |
Achse des | 4.3 |
Achse des Innenringes | 4.2 |
axiale Ebene | 4.8 |
axiale Lagerluft | 9.2.1 |
axiale Richtung | 4.9 |
Axialschlag der | 8.2.5 |
Axialschlag der | 8.2.6 |
Axialschlag des | 8.2.4 |
axialschlag des | 8.2.3 |
axialschlag des Innenringes am zusammengebauten Lager | 8.2.2 |
В | |
Bezugsseite eines Ringes | 4.5 |
D | |
5.1.16 | |
E | |
effektive Nennbreite der inneren Baueinheit | 5.3.16 |
effektive Nennbreite des | 5.3.19 |
4.16 | |
einzelne Breite des | 5.3.7 |
einzelne Ebene | 4.10 |
einzelne Ringbreite | 5.3.2 |
einzelner | 5.2.13 |
einzelner Bohrungsdurchmesser | 5.1.2 |
einzelner Bohrungsdurchmesser in einer einzelnen Ebene | 5.1.3 |
einzelner innerer | 5.1.17 |
einzelner Kantenabstand | 5.4.2 |
einzelner Manteldurchmesser | 5.2.2 |
einzelner Manteldurchmesser in einer einzelnen Ebene | 5.2.3 |
G | |
5.2.14 | |
5.4.5 | |
I | |
4.17 | |
K | |
Kegel | 4.21 |
kleinster einzelner innerer | 5.1.18 |
kleinster einzelner Kantenabstand | 5.4.4 |
L | |
Lagerachse | 4.1 |
Laufbahn-Kontaktdurchmesser | 4.22 |
М | |
Mitte der Laufbahn | 4.23 |
mittlere Ringbreite | 5.3.5 |
mittlerer | 5.2.15 |
mittlerer Bohrungsdurchmesser | 5.1.8 |
mittlerer Bohrungsdurchmesser in einereinzelnen Ebene | 5.1.10 |
mittlerer innerer | 5.1.19 |
mittlerer Manteldurchmesser | 5.2.6 |
mittlerer Manteldurchmesser in einer einzelnen Ebene | 5.2.8 |
N | |
Nennbreite des | 5.3.6 |
Nennbreite des Lagers | 5.3.10 |
Nennbreite des Ringes | 5.3.1 |
Nenndurchmesserder | 5.2.12 |
Nenndurchmesser der Bohrung | 5.1.1 |
Nenndurchmesserdes Mantels | 5.2.1 |
5.3.13 | |
Nennkantenabstand | 5.4.1 |
О | |
7.1.2 | |
P | |
7.2.2 | |
7.2.1 | |
R | |
radiale Ebene | 4.6 |
radiale Lagerluft | 9.1.1 |
radiale Richtung | 4.7 |
Radialschlag des | 8.1.2 |
Radialschlag des Innenringes am zusammengebauten Lager | 8.1.1 |
Rechtwinkligkeit der | 7.3.3 |
Rechtwinkligkeit der | 7.3.2 |
Rechtwinkligkeit der | 7.3.1 |
S | |
Schwankung der Breite des | 5.3.9 |
Schwankung der | 7.4.4 |
Schwankung der Ringbreite | 5.3.4 |
Schwankung der Wanddicke zwischen | 7.4.2 |
Schwankung der Wanddicke zwischen Innenring-Laufbahn und Bohrung | 7.4.1 |
Schwankung der | 7.4.3 |
Schwankung des Bohrungsdurchmessers | 5.1.7 |
Schwankung des Manteldurchmessers | 5.2.5 |
Schwankung des mittleren Bohrungsdurchmessers | 5.1.15 |
Schwankung des mittleren Manteldurchmessers | 5.2.11 |
Schwankung eines einzelnen Bohrungsdurchmessers in einer einzelnen Ebene | 5.1.14 |
Schwankung eines einzelnen Manteldurchmessers in einer einzelnen Ebene | 5.2.10 |
T | |
5.3.17 | |
5.3.20 | |
5.3.11 | |
5.3.14 | |
theoretische radiale Lagerluft | 9.1.2 |
Z | |
Zylinder | 4.20 |
__________________________________________________________________________
УДК 621.822.6:006.354 ОКС 21.100.20 Группа Г16 ОКП 46 000
Ключевые слова: подшипники качения, допуски, термины, определения, символы, обозначения
__________________________________________________________________________
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена