agosty.ru21. МЕХАНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВА ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ21.100. Подшипники

ГОСТ 28342-89 Подшипники скольжения. Тонкостенные вкладыши. Размеры, допуски и методы их контроля

Обозначение:
ГОСТ 28342-89
Наименование:
Подшипники скольжения. Тонкостенные вкладыши. Размеры, допуски и методы их контроля
Статус:
Заменен
Дата введения:
01.01.1991
Дата отмены:
Заменен на:
Код ОКС:
21.100.10

Текст ГОСТ 28342-89 Подшипники скольжения. Тонкостенные вкладыши. Размеры, допуски и методы их контроля


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ

ТОНКОСТЕННЫЕ ВКЛАДЫШИ

РАЗМЕРЫ, ДОПУСКИ И МЕТОДЫ ИХ КОНТРОЛЯ

ГОСТ 28342 — 89 (ИСО 3548—78)

5 коп. БЗ 10—89/842


Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТАМ

Москва

УДК 621.822.5—2.С01.24 : 658.562 : 006.354

Группа Г16


государственный стандарт СОЮЗА CCF

Подшипники скольжения

ТОНКОСТЕННЫЕ ВКЛАДЫШИ

Размеры, допуски и методы их контроля

Plain bearings. Thin-walled half-bearings. Dimensions, tolerances and methods of checking

ГОСТ

28342—89


(ИСО 3548—78)


ОКСТУ 428210

Дата введения 01.01.91

Настоящий стандарт распространяется на тонкостенные подшипники, применяемые для механизмов с возвратно-поступательным движением в корпусах с внутренним диаметром 20—500 мм. Представленные в стандарте конструктивные элементы обычно являются частью тонкостенных подшипников. Решение о включении этих деталей в определенную конструкцию принимает изготовитель в зависимости от области применения подшипников.

Настоящий стандарт устанавливает основные размеры и допуски для тонкостенных подшипников. По согласованию между потребителем и изготовителем возможно устанавливать размеры, отличные от приведенных в настоящем стандарте, однако применение стандартных размеров приведет к экономии затрат при изготовлении тонкостенных подшипников.

Настоящий стандарт устанавливает диапазон толщин стенки для каждого размера корпуса, обеспечивая выбор размеров вала для увязки конструктивных деталей каждого исполнения подшипника.

В связи с тем, что некоторые размеры и допуски тонкостенных подшипников не могут быть непосредственно измерены в силу самой природы этих деталей, возникла необходимость определить методы контроля этих размеров и допусков в разд. 6.

1. РАЗМЕРЫ И ДОПУСКИ

  • 1.1. Размеры

  • 1.1.1. Основные номинальные размеры — диаметр (внутренний) корпуса, внутренний диаметр и толщина стенок приведены в табл. 1.

Издание официальное

Таблица J

Диаметры корпуса, внутренние диаметры и толщины стенок

тонкостенных подшипников

мм

Пред по-

Внутренние диаметры для стевкв толщиной

■чтитель-вые

размеры корпусов

1,5

1,75

2,0

2.5

3.0

З.Б

4.0

5.0

6.0

3.0

10,0

L2.0

20

17

16,5

21

18

17,5

—-

__

<—.

22

19

18,5

«4

21

20,5

25

22

21,5

_

26

23

22,5

28

25

24,5

30

27

26,5

32

29

28,5

28

34

31

30,5

30

36

33

32.5

32

——

38

35

34,5

34

—•

—•

<—

40

36,5

36

35

—•

42

38,5

38

37

—■

—•

45

41,5

41

40

48

44,5

44

43

50

46,5

46

45

—•

—»

53

49,5

49

48

—*

56

52,5

52

51

—.

60

56.5

56

55

——

__

—•

63

59.5

59

58

—.

__

—’

—-

67

63

62

61

_

71

67

66

65

—-

_

—*

75

71

70

69

—-

—•

во

76

75

74

85

81

80

79

—*

90

85

84

83

—-

—_

—*

95

—•

99

89

88

——

_

—*

100

—.

95

94

93

—.

—-

105

100

99

98

по

—-

105

104

103

—•

——

120

115

114

ИЗ

125

—.

——

119

118

117

—-

—-

—•

——

130

124

123

122

—•

140

—•

134

133

132

—•

150

—-

—.

144

143

142

——

—■

160

—■

—.

154

153

152

—•

170

——

163

162

160

—.

160

173

172

170

—’

190

183

182

180

—*

200

210

220

240

193

192

190

__

_____..

202

200

108

__

——

212

210

9ЛЯ

232

230

728

Продолжение табл. 1

мм

Предпо-

Внутренние диаметры для стенкн толщиной

чтитель-

ные

размеры корпусов

1.5

1.75

2,0

2,5

3,0

3.5

4.0

5.0

6.0

8.0

10,0

12,0

Оь

250

242

240

238

260

.—

252

250

248

280

1—.

—-

__

270

268

264

300

—.

—-

—,

—-

288

284

320

—,,

—-

—-

__

310

308

304

340

________,

330

328

324

360

348

344

340

380

——

368

364

360

—.

400

388

384

380

420

*—

404

400

395

460

—-

434

430

426

480

464

460

456

500

■■

—•

" 1 11

484

480

476

  • 1.2. Допуски на диаметр корпуса

    • 1.2.1. Корпуса из черных металлов должны изготовляться в соответствии с допусками Н6 по ГОСТ 25347. При изготовлении корпуса из материалов с высоким коэффициентом расширения или с учетом размерной прочности корпуса размер корпуса может иметь допуск, отличный от Н6, но находящийся в пределах 6-го квалите-та допусков.

  • 1.3. Допуски на длину развертки

Подшипники, рассматриваемые в настоящем стандарте, являются тонкими и гибкими, а их наружный диаметр не поддается измерению обычными способами. Поэтому для их измерения в разд. 6 приведен способ контроля длины развертки.

В настоящем стандарте нет возможности регламентировать длину развертки, так как действительный размер будет зависеть от непосредственного применения (например, необходимо принять во внимание такие факторы, как жесткость корпуса, материал, рабочие температуры).

Допуски на длину развертки механически обработанных подшипников при их изготовлении должны находиться в соответствии с размерами допусков на измеряемую величину выступания SN (см. черт. 8), указанную в табл. 2.

  • 1.4. Допуск на толщину стенки

Допуск на толщину стенки зависит от способа обработки внутреннего отверстия, т. е. подлежит ли он механической или электролитической обработке. Допуски на толщину стенки приведены в табл. 3.

С. 4 ГОСТ 28342—89

Таблица 2 Допуск на измеряемую величину выступания мм

Диаметр корпуса

Допуск на SN

(<S&r —»S-v 1

^max Лт1п'

До 45

0,030

Св. 45 > 75

0,035

» 75 >110

0,040

> ПО » 160

0,045

> 160 > 200

0,050

> 200 » 250

0,055

> 250 > 300

0,060

> 300 >400

0,070

> 400 > 500

I 0,080

Допуск на толщину стенки

мм

Таблица 3

Диаметр корпуса

Допуск на ет (ет —еу , >

1 ‘max mtn

для подшипника, обработанного

механически

электролитически

До 45

0.008

«

Св. 45 > 75

0,008

0,012

> 75 >110

0,010

0,015

>110 >200

0,015

0,022

> 200 > 300

0,020

0,030

» 300 » 400

0,025

0,035

» 400 > 500

0,030

0,040

Примечание. Отдельные небольшие вмятины на поверхности наружного диаметра допустимы при условии, что они распределены случайно, однако в этих зонах не должна изменяться толщина стенки.

  • 1.5. Допуск на ширину подшипника

Настоящий стандарт не регламентирует ширину L подшипника, так как она зависит от его назначения. Тем не менее, для различных внутренних диаметров тонкостенных подшипников в табл. 4 приведены допуски на ширину подшипника.

* Согласовывается между заказчиком и поставщиком. Более узкое поле допусков должно согласовываться между поставщиком и заказчиком.

Та бляха 4 Допуски на ширину жодшипннка

мм

Вкутреавай диаметр

Допуск на L


От 20 до 120

—0,25

—0.40

—0.50


Св. 120 » 260

> 260 » 500

1.6. Конструктивные элементы

1.6.1. Фиксирующий выступ и паз

В случаях использования фиксирующих выступов размеры выступов и паза на корпусе должны соответствовать указанным на черт. 1 и 2 и в табл. 5, 6 и 7.



* Выступ может входить в канавку, в этом случае /-О, В остальных му-чаях Z>2 мм.

Выступ может находиться на торце подшипника, в этом случае В остальных случаях /7^1,5Хвт, но не менее 3 мм.

Черт. 1

Паз в корпусе


Примечание.


Т а б л и ц а 5

Размеры выступа

мм

Диаметр корпуса

А

в

До 38

от 2,72 до 2,84

о г 3,0 до 4,0

от 0,8 до 1,1

Св. 38 до 63

от 3,72 до 3,84

от 5,0 до 6,0

от 1,0 до 1,3

> 63 > 85

от 4,67 до 4,81

от 5,0 до 6,0

от 1,2 до 1,5

> 85 > 120

от 5,67 до 5.81

от 6,0 до 7,0

от 1,4 до 1,7

> 120 > 200

от 7,61 до 7,77

от 8,5 до 10,0

от 1,5 до 2,0

» 200 > 340

от 9,59 до 9,75

от Г1,5 до 13.0

от 2,0 до 2,5

> 340 > 500

от 14,50 до 14,70

от 16,0 до 1’8,0

от 3,0 до 3.5

Таблица 6

Допуск размера Н

I

Диаметр корпуса

Допуск


+0,15

+0,20

+0,30


До 120

Св. 120 до 260 >260 >500

Таблица 7

мм

Диаметр

корпуса

До

> 38

Св.

38

до

63

63

>

85

>

85

>

120

>

120

>

200

>

200

>

340

>

340

>

500


N.


от 3,06 до 2,04 от 4,06 до 3,04 от 5,07 до 4,03 от 6,07 до 5,03 от 8,08 до 7,92 от 10,08 до 9,92 от 15,10 до 14,90


от 5,5 до 4,5

от 8,5 до 7,0 от 10,0 до 8,0 от 12,0 до 9,0 от 15,5 до 12,0 от 20,0 до 15,0 от 26,0 до 20,0


от 1,75 до 1,50 от 2,15 до 1.75 от 2,60 до 2,00 от 3,0 до 2,25 от 4.0 до 3,00 от 4,70 до 3,50 от 6,00 до 4,50


1.6.2. Скос на поверхности соединения

На тонкостенных подшипниках обычно предусматривают скосы (черт. 3). Когда подшипники нижней головки шатуна соединены косым разрезом, скосы можно не предусматривать.

Скос делают по обеим сторонам поверхности соединения тонкостенных подшипников по всей длине. Соответствующие размеры приведены в табл. 8.

Таблица 8

Размеры и допуски на скос

мм

Дна

метр корпуса Cl

Допуск

«■»

Ро-

CJ

Св.

38

До до

38

63

11

от

0,025

ДО

0,012

»

63

»

85

—3

от

0,025

до

0,012

>

85

>

120

—4

от

0,030

до

0,015

>

120

>

200

—5

от

0,040

до

0,020

»

200

»

340

—6

от

0,055

до

0,030

>

340

500

—8

от

0,070

до

0,040

Размер HD предлагается считать равным 'fa внутреннего диаметра, но фактический размер зависит от назначения подшипника и согласовывается между поставщиком и заказчиком.

  • 1.6.3. Э к с ц е н т р и ч е с к о е внутреннее отверстие

В некоторых случаях возникает необходимость использовать подшипники с эксцентрическими внутренними отверстиями, когда толщина стенки подшипника уменьшается неравномерно от верха до поверхностей стыка (черт. 4).

Для подшипников с диаметром корпуса более 120 мм эксцентрические отверстия не требуются.

  • 1.6.4. Канавки

Размеры канавок определяют рабочими условиями и не приводят в настоящем стандарте.

  • 1.6.4.1. Форма канавок.

Предпочтительная форма канавок приведена на черт. 5.

С. 8 ГОСТ 28342—89

Эксцентрические отверстия


Примечания:

  • 1. Эксцентриситет Ех в радиальной плоскости характеризуется расстоянием между центром С] наружной поверхности подшипника и центром Cs внутреннего отверстия.

  • 2. Допуск на Ех определяется разницей толщин стенки для более легкого его измерения на механически обработанных подшипниках. Устанавливают по соглашению между изготовителем и заказчиком.

    а



г—радиус фаски (размер стандартом не устанавливается); Gw—ширина канавки (размер стандартом не устанавливается); Gx—толщина стенки под канавкой (размер стандартом не устанавливается)

Черт. 5

Примечание. Угол а, равный 30 и 45*, используют часто.

  • 1.6.4.2. Расположение канавок

Расположение центральной кольцевой канавки приведено на черт. 6. Числовое значение допуска на симметрию должно указываться во второй части рамки допуска.

Черт. 6

  • 1.6.4.3. Глубина канавки

Толщина стенки под канавкой GE должна быть не менее 0,7 мм или 0,35х^г (наибольшая величина).

Допуск на толщину стенки под канавкой приведен в табл. 9.

Таблица 9

Допуск на толщину стенки под канавкой

мм

Диаметр корпуса

Допуск на Gg

До 120

+ 0,20

Св. 120 до 260

+ 0,35

> 260 >500

+0.50

  • 1.6.5. Фаски

Если фаски необходимо обработать механически, то они должны быть изготовлены под углом 45°. Все острые углы необходимо затупить.

  • 1.6.6. Смазочные отверстия

Обычно смазочные отверстия высверливают, но допускается также их пробивание. В том и другом случаях следует устранить острые углы смазочных отверстий.

Расположение центрального смазочного отверстия приведено на черт. 7 и в табл. 10.

НЗ пт

> 1 ;

L-

Q 10 ГОСТ 28342—89

Таблица Ю

Допуск симметричности

мм

Ширина подшипника L

Допуск симметричности

От 20 до 120

0,5

Св. 120 > 260

1.0'0

» 260 > 500

1,50

Во всех других случаях расположение смазочных отверстий должно согласовываться между заказчиком и изготовителем.

  • 1.6.7. Распрямление

На распрямление оказывают влияние такие показатели, как материал заливки, его толщина и физические свойства, материал основы и его свойства, рабочая температура узла. В связи с тем» что эти показатели не установлены настоящим стандартом, значения распрямления также не регламентированы. Распрямление во всех случаях должно оставаться в положительных пределах, чтобы после эксплуатации механизма в нормальных условиях в подшипнике осталось распрямление, достаточное для обеспечения ремонта или замены детали. Фактическое значение распрямления определяют по соглашению между заказчиком и изготовителем.

Примечание. В автомобильных и небольших дизельных двигателях подшипники обычно имеют распрямление 0,2—3 мм. Для больших подшипников распрямление увеличивается, но необходимо следить за тем, чтобы распрямление не противодействовало сборке подшипника.

  • 2. ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ

    • 2.1. Внутреннее отверстие

Чем мягче материал заливки, тем менее важна шероховатость поверхности.

В большинстве случаев вполне достаточно иметь параметр шероховатости поверхности 7?а = 0,8 мкм. Большее его значение допустимо для более крупных подшипников.

  • 2.2, Основа

Параметр шероховатости поверхности стального основания подшипников должен соответствовать указанным в табл. 11.

Таблица 11 Шероховатость поверхности стального основания подшипников мм

Диаметр корпуса


Параметр шероховатости поверхности Ra,

МКН

До 120

0,63

1,2

1,6


Св. 120 > 260

> 260 > 500

  • 3. МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ДЛИНЫ РАЗВЕРТКИ

3.1. При измерении длины развертки подшипника применяют типовое устройство, имеющее внутренний диаметр Dc контрольного блока, равный максимальному диаметру корпуса подшипника (черт. 8).

Устройство для контроля длины развертки подшипника

а) контрольное устройство с одним упором


Г £тт=^=

// (

/

Г!


б) контрольное устройство без упора

/—контрольное устройство; 2—упор; 3—контрольная нагрузка Г; 4—измеряемая величина выступания (см. табл. 2); 5—конт

рольная нагрузка 2 F; 6—плита давления; 7—полувысота; 3—лОКодная плоскость



3.2. Контрольная нагрузка

При измерении длины развертки следует применять нижеприведенную контрольную нагрузку F для подшипников на стальной основе, вычисляемую по формуле

где F— контрольная нагрузка, Н;

L— номинальная ширина подшипника, мм;

е— номинальная толщина стенки подшипника, в мм, определяемая по ГОСТ 27672.

Примечания:

  • 1. Значения контрольной нагрузки F следует округлить до ближайших 500 N.

  • 2. Контрольная нагрузка ограничивается до максимум Ю0С00 N, не более, но может уменьшаться в зависимости от используемого контрольного устройства.

  • 3. Значение контрольной нагрузки для нестальных материалов основы, а также для монометаллических подшипников согласовывает заказчик с потребителем.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

  • 1. ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по управлению качеством продукции и стандартам, ВНИИ НМЛШ

  • 2. Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 22.11.89 № 3422 введен в действие государственный стандарт СССР ГОСТ 28342—89, в качестве которого непосредственно применен международный стандарт ИСО 3548—78

  • 3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

    Обозначение НТД. на который дана ссылка

    ГОСТ 25347—82

    1.2.1


    Номер пункта


Редактор Р. Г. Говердовская Технический редактор Л. А. Никитина Корректор И. Л. Шнайдер

Сдано в наб. J2.12.89 Подп. в псч. 06 02.90 1,0 усл. п. л. 1,0 усл. кр -отт. 0,83 уч-изд. л. Тираж 18000 Цена 5 к.

Ордена «Звак Почета» Издательство стандартов, 123557, Москва, ГСП, Новопресненский пер., 3 Тип. «Московский печатник». Москва, Лялин пер., 6. Зак. 1359

Превью ГОСТ 28342-89 Подшипники скольжения. Тонкостенные вкладыши. Размеры, допуски и методы их контроля