agosty.ru21. МЕХАНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВА ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ21.100. Подшипники

ГОСТ 3635-78 Подшипники шарнирные. Технические условия

Обозначение:
ГОСТ 3635-78
Наименование:
Подшипники шарнирные. Технические условия
Статус:
Действует
Дата введения:
07.01.1979
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
21.100.20

Текст ГОСТ 3635-78 Подшипники шарнирные. Технические условия


ГОСТ 3635-78
(ИСО 6124/1-82;
ИСО 6124/2-82;
ИСО 6124/3-82;
ИСО 6125-82)

Группа Г16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДAPT СОЮЗА ССР

ПОДШИПНИКИ ШАРНИРНЫЕ

Технические условия

Spherical plain bearings. Specifications



Срок действия с 01.07.79
до 01.01.94*
______________________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации
(ИУС N 5-6, 1993 год). - .

в части подшипников первой степени точности и подшипников серии Е с индексом Е
с 01.01.82

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

В.И.Пономарев (руководитель темы), Л.М.Коркина

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.06.78 N 1736

3. Срок проверки - 1993 г.

Периодичность проверки - 5 лет

4. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 1478-78, СТ СЭВ 6428-88

5. Стандарт полностью соответствует международным стандартам ИСО 6124/1, ИСО 6124/3, ИСО 6125.

6. ВЗАМЕН ГОСТ 3635-54

7. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 9.014-78

5.4

ГОСТ 801-78

2.2

ГОСТ 2789-73

2.4, 6.6, 6.8

ГОСТ 3478-79

2.6

ГОСТ 14192-77

5.9

ГОСТ 16148-79

5.7

8. ПЕРЕИЗДАНИЕ (январь 1991 г.) с изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в июне 1980 г., сентябре 1988 г., июле 1989 г. (ИУС 8-80, 1-89, 11-89)

9. Срок действия продлен до 01.01.94 (Постановление Госстандарта СССР от 30.09.88 N 3408)

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 10, 1991 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

Настоящий стандарт распространяется на разъемные шарнирные подшипники, предназначенные для восприятия радиальных и комбинированных нагрузок в подвижных и неподвижных соединениях.

Стандарт полностью соответствует международным стандартам ИСО 6124/1, ИСО 6124/3, ИСО 6125.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ

1.1. Стандарт устанавливает следующие типы подшипников:

Для подвижных соединений:

Ш - без отверстий и канавок для смазки;

ШС - с отверстиями и канавками для смазки во внутреннем кольце;

ШС...К - с отверстиями и канавками для смазки во внутреннем и наружном кольцах;

ШСШ...К - с отверстиями и канавками для смазки в широком внутреннем кольце.

Для неподвижных соединений:

ШМ - без отверстий и канавок для смазки.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

1.2. Для подшипников устанавливаются первая и вторая степени точности.

Подшипники первой степени точности имеют слева от условного обозначения индекс 1.

Вторая степень точности не маркируется и не указывается в условном обозначении подшипника.

1.3. Основные размеры подшипников и допускаемые нагрузки должны соответствовать указанным на черт.1-4 и в табл.1-4, 4а, 4б, 4в.

Примечание. Черт.1-4 не определяют внутреннюю конструкцию подшипника.

Исполнение 1. Подшипники для подвижных и неподвижных соединений.
Типы Ш и ШМ


Черт.1

Исполнение 2. Подшипники для подвижных соединений.
Тип ШС


Черт.2

Исполнение 3. Подшипники для подвижных соединений.
Тип ШС...К


Черт.3

Исполнение 4. Подшипники для подвижных соединений.
Тип ШСШ...К


Черт.4



Таблица 1

Серия Е

Обозначения подшипников типов

Размеры, мм

Угол , не более

Масса, кг, не более

Допускаемые радиальные нагрузки при числе повторных нагружений не более 5000, Н (кгс)

Ш

ШС

ШС...К

ШМ

*

Ш, ШС, ШС…К

ШМ

Ш4

ШС4

ШС4К

ШМ4

4

12

5

3

6

8

16°

0,003

5883(600)

11766(1200)

Ш5

ШС

ШС5К

ШМ5

5

Ш6

ШС6

ШС6К

ШМ6

6

14

6

4

8

10

13°

0,005

9806(1000)

19613(2000)

ЕШ8

ЕШС8

ЕШС8К

ЕШМ8

8

16

8

5

10

13

0,5

15°

0,008

15690(1600)

31380(3200)

ЕШ10

ЕШС10

ЕШС10К

EШM10

10

19

9

6

13

16

12°

0,012

23536(2400)

47072(4800)

Ш12

ШС12

ШС12К

ШМ12

12

22

10

7

15

18

11°

0,016

30841(3150)

61682(6300)

ЕШ15

ЕШС15

ЕШС15К

ЕШМ15

15

26

12

9

18

22

0,5

0,035

45111(4600)

90222(9200)

ЕШ17

ЕШС17

ЕШС17К

ЕШМ17

17

30

14

10

20

25

10°

0,048

63743(6500)

127486(13000)

Ш20

ШС20

ШС20К

ШМ20

20

35

16

12

24

29

1,0

0,065

85318(8700)

170636(17400)

Ш25

ШС25

ШС25К

ШМ25

25

42

20

16

29

35

0,115

137293(14000)

274586(28000)

Ш30

ШС30

ШС30К

ШМ30

30

47

22

18

33

40

0,158

176520(18000)

353040(36000)

ЕШ35

ЕШС35

ЕШС35К

ЕШМ35

35

55

25

20

39

47

0,236

241242(24600)

482484(49200)

Ш40

ШС40

ШС40К

ШМ40

40

62

28

22

45

53

1,5

0,330

285374(29100)

570748(58200)

ЕШ45

ЕШС45

ЕШС45К

ЕШМ45

45

68

32

25

50

60

0,430

367750(37500)

735500(75000)

Ш50

ШС50

ШС50К

ШМ50

50

75

35

28

55

66

0,560

453067(46200)

906134(92400)

Ш55

ШС55

ШC55К

ШМ55

55

85

40

32

62

74

0,880

580500(59200)

1161100(118400)

ЕШ60

ЕШС60

ЕШС60К

ЕШМ60

60

90

44

36

66

80

0,8

1,100

706079(72000)

1412158(144000)

Ш70

ШС70

ШС70К

ШМ70

70

105

49

40

77

92

2,0

1,590

902210(92000)

1804420(184000)

Ш80

ШС80

ШС80К

ШМ80

80

120

55

45

88

105

2,330

1157185(118000)

231370(236000)

Ш90

ШС90

ШС90К

ШМ90

90

130

60

50

98

115

2,820

1403216(143700)

2806432(287400)

Ш100

ШС100

ШС100К

ШМ100

100

150

70

55

109

130

4,480

1745584(178000)

3491168(356000)

Ш110

ШС110

ШС110К

ШМ110

110

160

70

55

120

140

1,0

4,900

1882877(192000)

3765754(384200)

Ш120

ШС120

ШС120К

ШМ120

120

180

85

70

130

160

8,190

2745862(280000)

5491724(560000)

________________

* Размер для справок.

Примечания:

1. Подшипники ШС4, ШС5, ШC6 и ЕШС8 изготавливаются без канавок для смазки на посадочной поверхности внутреннего кольца.

2. Подшипники ШС4К, ШС5К, ШС6К, ЕШС8К изготавливаются без канавок для смазки в наружном кольце и посадочной поверхности внутреннего кольца.

3. Подшипники с индексом Е изготавливаются по требованию потребителя.

4. Индекс Е в условном обозначении подшипника не указывается, за исключением подшипников с =8, 10, 15, 17, 35, 45, 60 мм.

Таблица 2

Серия Е

Обозначение подшипников типа

Размеры, мм

Угол , не более

Масса, кг, не более

Ш

ШС

ШС...К

ШМ

*

Ш140

ШС140

ШС140К

ШМ140

140

210

90

70

150

180

11,113

Ш160

ШС160

ШС160К

ШМ160

160

230

105

80

170

200

1,5

14,062

Ш180

ШС180

ШС180К

ШМ180

180

260

105

80

192

225

18,598

Ш200

ШС200

ШС200К

ШМ200

200

290

130

100

212

250

27,896

Ш220

ШC220

ШС220К

ШМ220

220

320

135

100

238

275

2,0

35,608

Ш240

ШС240

ШС240К

ШМ240

240

340

140

100

265

300

2,0

39,917

Ш260

ШC260

ШС260К

ШМ260

260

370

150

110

285

325

52,164

Ш280

ШС280

ШС280К

ШМ280

280

400

155

120

310

350

65,772

Ш300

ШС300

ШС300К

ШМ300

300

430

165

120

330

375

79,380

________________

* Размер для справок.

Примечание. Индекс Е в условном обозначении подшипника не указывается.

Таблица 3

Серия 7

Обозначение подшипников типов

Размеры, мм

Угол , не бо- лее

Мас- са, кг, не бо- лее

Допускаемые радиальные нагрузки, при числе повторных нагружений не более 5000, Н (кгс)

Ш

ШС

ШС...К

ШМ

*

Ш, ШС, ШС…К

ШМ

Ш8

ШС8

ШС8К

ШМ8

8

17

8

5

10

13

15°

0,008

15690(1600)

31380(3200)

Ш10

ШC10

ШС10К

ШМ10

10

20

9

6

13

16

0,5

12°

0,012

23536(2400)

47072(4800)

Ш15

ШС15

ШС15К

ШМ15

15

28

12

8

18

23

11°

0,035

45111(4600)

90222(9200)

Ш17

ШС17

ШС17К

ШМ17

17

32

14

10

22

26

1,0

0,5

10°

0,048

63743(6500)

127486(13000)

Ш35

ШС35

ШС35К

ШМ35

35

55

26

21

39

47

1,5

0,236

241242(24600)

482484(49200)

Ш45

ШС45

ШС45К

ШМ45

45

70

32

25

50

60

0,460

367749(37500)

735598(75000)

Ш60

ШС60

ШС60К

ШМ60

60

90

44

34

66

80

2,0

0,8

0,980

566852(68000)

1333704(136000)

________________

* Размер для справок.

Примечания:

1. Подшипник ШС8 изготавливается без канавок для смазки на посадочной поверхности внутреннего кольца.

2. Подшипник ШС8К изготавливается без канавок для смазки в наружном кольце и посадочной поверхности внутреннего кольца.

3. После освоения серийного производства подшипников серии Е с =8, 10, 15, 17, 35, 45 и 60 мм подшипники серии 7 не рекомендуется применять для новых изделий.

4. Индекс 7 в условном обозначении подшипника не указывается.

Таблица 4

Серия 2

Обозначение подшипников типов

Размеры в мм

Угол , не бо- лее

Мас- са, кг, не бо- лее

Допускаемые радиальные нагрузки при числе повторных нагружений не более 5000, Н (кгс)

2ШС

2ШС...К

2ШМ

*

2Ш, 2ШС, 2ШС…К

2ШМ

2Ш10

2ШC10

2ШС10К

2ШМ10

10

30

14

10

16

22

0,052

53936(5500)

107872(11000)

2Ш12

2ШС12

2ШС12К

2ШМ12

12

32

16

12

17

24

11°

0,065

70608(7200)

141216(14400)

2Ш15

2ШС15

2ШС15К

2ШМ15

15

35

18

20

27

1,0

0,082

92182(9400)

184364(18800)

2Ш17

2ШC17

2ШС17К

2ШМ17

17

40

21

14

22

31

0,5

15°

0,148

105912(10800)

211824(21600)

2Ш20

2ШС20

2ШС20К

2ШМ20

20

47

26

23

35

0,190

128467(13100)

256934(26200)

2Ш25

2ШС25

2ШС25К

2ШМ25

25

52

28

15

28

40

1,5

22°

0,262

147100(15000)

294200(30000)

_______________

* Размер для справок.

Таблица 4а

Серия G

*

*

4

14

7

4

7

0,3

0,3

20°

5

16

9

5

8

0,3

0,3

21°

6

16

9

5

9

0,3

0,3

21°

8

19

11

6

11

0,3

0,3

21°

10

22

12

7

13

0,6

0,6

18°

12

26

25

9

16

0,6

0,6

18°

14

30

16

10

19

0,6

0,6

16°

15

30

16

10

19

0,6

0,6

16°

16

35

20

12

21

0,6

0,6

19°

17

35

20

12

21

0,6

0,6

19°

20

42

25

16

24

0,6

0,6

17°

24

47

28

18

29

0,6

0,6

17°

25

47

28

18

29

0,6

0,6

17°

30

55

32

20

34

0,6

1,0

17°

35

62

35

22

39

0,6

1,0

16°

40

68

40

25

44

0,6

1,0

17°

45

75

43

28

50

0,6

1,0

15°

50

90

56

36

57

0,6

1,0

17°

60

105

63

40

67

1,0

1,0

17°

70

120

70

45

77

1,0

1,0

16°

80

130

75

50

87

1,0

1,0

14°

90

150

85

55

98

1,0

1,0

15°

100

160

85

55

110

1,0

1,0

14°

110

180

100

70

122

1,0

1,0

12°

120

210

115

70

132

1,0

1,0

16°

140

230

130

80

151

1,0

1,0

16°

160

260

135

80

176

1,0

1,1

16°

180

290

155

100

196

1,1

1,1

14°

200

320

165

100

220

1,1

1,1

15°

220

340

175

100

243

1,1

1,1

16°

240

370

190

110

263

1,1

1,1

15°

260

400

205

120

285

1,1

1,1

15°

280

430

210

120

310

1,1

1,1

15°

________________

* Наименьшие предельные размеры соответственно и .

Примечание. Обозначение подшипников должно состоять из обозначения серии (буква G), обозначения типа и значения внутреннего диаметра в мм.

Таблица 4б

Серия С

*

*

320

440

160

135

340

1,1

3,0

340

460

160

135

360

1,1

3,0

360

480

160

135

380

1,1

3,0

380

520

190

160

400

1,5

4,0

400

540

190

160

425

1,5

4,0

420

560

190

160

445

1,5

4,0

440

600

218

185

465

1,5

4,0

460

620

218

185

485

1,5

4,0

480

650

230

195

510

2,0

5,0

500

670

230

195

530

2,0

5,0

530

710

243

205

560

2,0

5,0

560

750

258

215

590

2,0

5,0

600

800

272

230

635

2,0

5,0

630

850

300

260

665

3,0

6,0

670

900

308

260

710

3,0

6,0

710

950

325

275

755

3,0

6,0

750

1000

335

280

800

3,0

6,0

800

1060

355

300

850

3,0

6,0

850

1120

365

310

905

3,0

6,0

900

1180

375

320

960

3,0

6,0

950

1250

400

340

1015

4,0

7,5

1000

1320

438

370

1065

4,0

7,5

1060

1400

462

390

1130

4,0

7,5

1120

1460

462

390

1195

4,0

7,5

1180

1540

488

410

1260

4,0

7,5

1250

1630

515

435

1330

4,0

7,5

1320

1720

545

460

1405

4,0

7,5

1400

1820

585

495

1485

5,0

9,5

1500

1950

625

530

1590

5,0

9,5

1600

2060

670

565

1690

5,0

9,5

1700

2180

710

600

1790

5,0

9,5

1800

2300

750

635

1890

6,0

12,0

1900

2430

790

670

2000

6,0

12,0

2000

2570

835

705

2100

6,0

12,0

________________

* Наименьшие предельные размеры соответственно и .

Примечание. Обозначение подшипников должно состоять из обозначения серии (буква С), обозначения типа и значения внутреннего диаметра в мм.

Таблица 4в

Размеры, мм

Обозначение подшипника

Масса, кг

ШСШ12К

12*

22

12

7

15,5

18

0,6

0,3

0,02

ШСШ16К

16

28

16

9

20,0

23

0,6

0,3

0,03

ШСШ20К

20

35

20

12

25,0

29

0,6

0,6

0,07

ШСШ25К

25

42

25

16

30,5

35,5

0,6

0,6

0,12

ШСШ32К

32

52

32

18

37,0

44

1,0

0,6

0,20

ШСШ40К

40

62

40

22

46,0

53

1,0

0,6

0,34

ШСШ50К

50

75

50

28

57,0

66

1,0

0,6

0,56

ШСШ63К

63

95

63

36

71,5

83

1,0

1,0

1,20

ШСШ70К

70

105

70

40

79,0

92

1,0

1,0

1,70

ШСШ80К

80

120

80

45

91,0

105

1,0

1,0

2,40

ШСШ90К

90

130

90

50

99,0

115

1,0

1,0

3,20

ШСШ100К

100

150

100

55

113,0

130

1,0

1,0

4,80

ШСШ110К

110

160

110

55

124,0

140

1,0

1,0

5,80

ШСШ125К

125

180

125

70

138,0

160

1,0

1,0

8,50

ШСШ160К

160

230

160

80

177,0

200

1,0

1,0

16,50

ШСШ200К

200

290

200

100

221,0

250

1,1

1,1

32,00

ШСШ250К

250

400

250

120

317,0

350

1,1

1,1

99,00

ШСШ320К

320

520

320

160

405,0

450

1,1

1,1

240,00

________________

* Только со смазочной канавкой на наружном кольце.

Примечание. Величина является расчетной.

Примеры условных обозначений: подшипников c =15 мм серии Е, типа Ш, первой степени точности с нормальным рядом осевого зазора:

Подшипник 1-ЕШ15 ГОСТ 3635-78

То же, типа ШС:

Подшипник 1-ЕШС15 ГОСТ 3635-78

То же, типа ШС...К:

Подшипник 1-ЕШС15К ГОСТ 3635-78

То же, с узким рядом осевого зазора:

Подшипник 1-ЕШС15К У ГОСТ 3635-78

Подшипник с =320 мм серии С, типа ШМ, первой степени точности с нормальным рядом осевого зазора:

Подшипник 1-СШМ 320 ГОСТ 3635-78

Подшипников с =25 мм, типа ШСШ...К первой степени точности:

Подшипник 1-ШСШ25К ГОСТ 3635-78

Подшипников с =15 мм серии 7, типа ШМ, второй степени точности:

Подшипник ШМ15 ГОСТ 3635-78

То же, серии 2:

Подшипник 2ШМ15 ГОСТ 3635-78

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Подшипники должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

2.2. Кольца подшипников должны изготавливаться из стали марок ШХ15, ШХ15СГ по ГОСТ 801-78.

По требованию потребителя допускается изготовление деталей подшипников из других материалов, при этом допускаемые нагрузки могут отличаться от указанных в стандарте.

2.3. Твердость колец подшипников из стали марок ШХ15 и ШХ15СГ должна быть 59...65 .

Неоднородность колец по твердости не должна превышать 4 единиц .

2.4. Параметр шероховатости по ГОСТ 2789-73 поверхностей колец подшипников не должен превышать значений, указанных в табл.5.

Таблица 5

Наименование поверхности

Параметр шероховатости , мкм, не более

Посадочная поверхность внутреннего кольца

1,25

Посадочная поверхность наружного кольца:

до 80 мм

0,63

св. 80 мм

1,25

Поверхность торцов

1,25

Сферическая поверхность внутреннего кольца

0,16

Сферическая поверхность наружного кольца

0,63

2.5. Предельные отклонения размеров и формы поверхностей колец подшипников должны соответствовать указанным в табл.6-9, 9а.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

2.6. Предельные отклонения и форма монтажных фасок колец шарнирных подшипников должны соответствовать ГОСТ 3478-79 для шариковых подшипников.

Допускается фаску на внутреннем кольце изготавливать под углом 45°.

2.7. Подшипники должны быть размагничены.

Таблица 6

Первая степень точности. Внутренние кольца

Номинальный диаметр , мм

Предельные отклонения среднего диаметра отверстия, мкм

Непостоянство диаметра отверстия, мкм

Непостоянство среднего диаметра отверстия, мкм

Предельные отклонения ширины, мкм

верхн.

нижн.

наиб.

наиб.

верхн.

нижн.

От 4 до 10

-8

8

6

-120

” 10 ” 18

-8

8

6

-120

” 18 ” 30

-10

10

8

-120

” 30 ” 50

-12

12

9

-120

” 50 ” 80

-15

15

11

-150

” 80 ” 120

-20

20

15

-200

” 120 ” 150

-25

25

19

-250

” 150 ” 180

-25

25

19

-250

” 180 ” 250

-30

30

23

-300

” 250 ” 315

0

-35

35

26

0

-350

” 315 ” 400

-40

-

-

-400

” 400 ” 500

-45

-

-

-450

” 500 ” 630

-50

-

-

-500

” 630 ” 800

-75

-

-

-750

” 800 ” 1000

-100

-

-

-1000

” 1000 ” 1250

-125

-

-

-1250

” 1250 ” 1600

-160

-

-

-1600

” 1600 ” 2000

-200

-

-

-2000



Таблица 7

Первая степень точности. Наружные кольца

Номинальный диаметр , мм

Предельные отклонения среднего диаметра наружной поверхности, мкм

Непостоянство диаметра наружной поверхности, мкм

Непостоянство среднего диаметра наружной поверхности, мкм

Предельные отклонения ширины, мкм

верх.

нижн.

наиб.

наиб.

верх.

нижн.

От 12 до 18

-8

10

6

-120

Св. 18 до 30

-9

12

7

-120

Св. 30 до 50

-11

15

8

-120

Св. 50 до 80

-13

17

10

-150

Св. 80 до 120

-15

20

11

-200

Св. 120 до 150

-18

24

14

-250

Св. 150 до 180

-25

33

19

-250

Св. 180 до 250

-30

40

23

-600

Св. 250 до 315

-35

47

26

-700

Св. 315 до 400

-40

53

30

-800

Св. 400 до 500

0

-45

60

34

0

-900

Св. 500 до 630

-50

-

-

-1000

Св. 630 до 800

-75

-

-

-1100

Св. 800 до 1000

-100

-

-

-1200

Св. 1000 до 1250

-125

-

-

-1300

Св. 1250 до 1600

-160

-

-

-1600

Св. 1600 до 2000

-200

-

-

-2000

Св. 2000 до 2500

-250

-

-

-2500

Св. 2500 до 3150

-320

-

-

-3200



Таблица 8

Вторая степень точности. Внутренние кольца

Номинальный диаметр , мм

Предельные отклонения диаметра отверстия, мкм

Предельные отклонения ширины, мкм

Верхн.

Нижн.

Верхн.

Нижн.

До 6

+9

-9

Св. 6 до 10

+12

-10

Св. 10 до 18

+15

-12

-200

Св. 18 до 30

+20

-13

0

Св. 30 до 50

+24

-15

Св. 50 до 80

+28

-18

Св. 80 до 120

+34

-20

-400



Таблица 9

Вторая степень точности. Наружные кольца

Номинальный диаметр , мм

Предельные отклонения диаметра наружной поверхности, мкм

Предельные отклонения ширины, мкм

верхн.

нижн.

верхн.

нижн.

До 18

-12

Св. 18 до 30

-14

Св. 30 до 50

-17

-200

Св. 50 до 80

0

-20

0

Св. 80 до 120

-23

Св. 120 до 150

-27

Св. 150 до 180

-30

-400



Таблица 9а

Тип ШСШ...К
Первая степень точности. Внутренние кольца

, мкм

, мкм

, мм

верхн.

нижн.

мкм, не более

верхн.

нижн.

От 10 до 18

+18

18

13,5

-180

Св. 18 ” 30

+21

21

16,0

-210

” 30 ” 50

+25

25

19,0

-250

” 50 ” 80

+30

30

22,5

-300

” 80 ” 120

+35

0

35

26,0

-350

” 120 ” 150

+40

40

30,0

0

-400

” 150 ” 180

+40

40

30,0

-400

” 180 ” 250

+46

46

34,5

-460

” 250 ” 315

+52

52

39,0

-520

” 315 ” 400

+57

57

43,0

-570

Примечание. Предельные отклонения наружных колец указаны в табл.7.

2.8. Осевой зазор в подшипниках должен соответствовать значениям, указанным в табл.10.

Таблица 10

Номинальный диаметр , мм

Осевой зазор, мм

Нагрузка на подшипник при измерении осевого зазора, Н (кгс)

Первая степень точности

Вторая степень точности

Типы

Типы

Ш, ШС, ШС...К

Ш, ШС, ШС...К

ШМ

Узкий ряд

Нормальный ряд

наим.

наиб.

наим.

наиб.

наим.

наиб.

наим.

наиб.

От 4 до 40

0,02

0,05

0,05

0,10

0,03

0,10

0,03

49(5)

Св. 40 до 50

0,02

0,05

0,05

0,15

0,05

0,15

0,05

98(10)

Св. 50 до 60

0,04

0,15

0,15

0,30

0,15

0,30

0

0,15

Св. 60 до 90

0,05

0,18

0,18

0,35

0,18

0,35

0,18

Св. 90 до 120

0,05

0,20

0,20

0,40

0,20

0,40

0,20

Радиальный зазор подшипников типа ШСШ...К должен соответствовать значениям, указанным в табл.10а.

Таблица 10а

Тип ШСШ...К


, мм

Радиальный зазор , мкм

наим.

наиб.

12

32

68

16

40

82

20

40

82

25

50

100

32

50

100

40

60

120

50

60

120

63

72

142

70

72

142

80

72

142

90

72

142

100

85

165

110

85

165

125

85

165

160

100

192

200

100

192

250

110

214

320

135

261

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.9. Кольца подшипников невзаимозаменяемы.

2.10. Посадочные поверхности подшипников по согласованию изготовителя с потребителем допускается хромировать.

2.11. Дополнительные технические требования к подшипникам устанавливаются по согласованию между изготовителем и потребителем.

2.12. Определения терминов и буквенных обозначений, применяемых в стандарте, указаны в приложении.

3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1. Предприятие-изготовитель должно проводить приемочный контроль подшипников.

3.2. При приемочном контроле подшипники в сборе проверяют на соответствие требованиям:

пп.2.3; 2.4 (по посадочным поверхностям и поверхности торцов), пп.2.5; 2.7; 2.8; 4.8 и 4.9 - 1% от партии, но не менее 3 и не более 20 шт.

Партией считают подшипники одного типоразмера, предъявленные к приемке по одному сопроводительному документу.

В случае необходимости один подшипник из отобранных может быть разобран и его детали проверены на соответствие требованиям настоящего стандарта.

3.3. Подшипники перед контролем должны быть тщательно очищены от смазочного материала.

3.4. При несоответствии подшипников требованиям настоящего стандарта проводят повторный контроль удвоенного количества подшипников, взятых из той же партии.

Результаты повторного контроля являются окончательными и распространяются на всю партию.

4. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ

4.1. Диаметр наружной цилиндрической поверхности колец подшипников следует измерять на приборах по схеме, указанной на черт.4.

Черт.4

Кольцо поворачивают вокруг оси не менее чем на 180°. Наибольшее и наименьшее значение диаметра определяют в каждом крайнем сечении.

Диаметр наружной цилиндрической поверхности наружного кольца подшипников типа ШМ измеряется до сборки.

4.2. Диаметр отверстия колец подшипников следует измерять на приборах по схеме, указанной на черт.5.

Черт.5

Кольцо поворачивают вокруг оси не менее чем на 180°. Наибольшее и наименьшее значения диаметра определяют в каждом крайнем сечении.

4.3. Диаметр отверстий колец подшипников менее 10 мм допускается измерять предельными калибрами. Размеры калибров назначают, исходя из предельных отклонений среднего диаметра отверстия для подшипников первой степени точности и предельных отклонений диаметра отверстия для подшипников второй степени точности.

4.4. Ширину колец подшипников следует измерять на приборах. Измерительный наконечник устанавливают на середине торца кольца. Кольцо поворачивают вокруг оси на полный оборот и определяют наибольшее и наименьшее значения ширины кольца.

4.5. Шероховатость поверхностей колец измеряют на приборах или оценивают визуально по эталонам. Шероховатость поверхностей колец проверяют при операционном контроле в количестве 1% от сменного выпуска колец. Шероховатость сферических поверхностей проверяют до сборки.

4.6. Твердость колец подшипников измеряют на приборе Роквелла. Качество термической обработки колец с шириной площадки на торце менее 2 мм оценивается на основании контроля микроструктуры. Твердость колец проверяют при операционном контроле в количестве 0,1% от сменного выпуска колец.

4.7. Остаточную намагниченность деталей подшипников, отсутствие трещин, ожогов, обезуглероженности проверяют в соответствии с документацией, утвержденной в установленном порядке.

4.8. Легкость поворота внутреннего кольца подшипника в сфере наружного при до 50 мм проверяют в смазанном состоянии по схеме, указанной на черт.6.

Черт.6

Под действием момента внутреннее кольцо должно развернуться в сфере наружного на угол , указанный в табл.1-4.

Момент должен быть равен для подшипников подвижных соединений - 0,147 Н·м (0,015 кгс·м);

для подшипников неподвижных соединений - 0,98 Н·м (0,1 кгс·м).

Легкость поворота внутреннего кольца подшипников в сфере наружного при свыше 50 мм проверяют по эталонам предприятия-изготовителя. По требованию потребителя эталон согласовывается с потребителем.

4.9. Легкость вращения наружного кольца относительно внутреннего для подшипников типов Ш, ШС, ШС...К при до 50 мм проверяют в смазанном состоянии по схеме, указанной на черт.7.

Черт.7

Внутреннее кольцо закрепляют на оправке, а наружное кольцо устанавливают в корпус, наружный диаметр которого не должен превышать трех диаметров наружного кольца подшипника. К наружной поверхности корпуса подвешивается на закрепленном шнуре груз =9,8066 Н (1 кгс), под действием которого наружное кольцо должно повернуться не менее чем на 180°.

Легкость вращения наружного кольца относительно внутреннего при более 50 мм проверяется по эталонам предприятия-изготовителя. По требованию потребителя эталон согласовывается с потребителем.

4.10. Осевой зазор в подшипниках следует измерять на приборе по схеме, указанной на черт.8.

Черт.8

5. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5.1. На торцовых поверхностях или поверхности наружного диаметра наружных колец подшипников должны быть нанесены наименование предприятия-изготовителя и обозначение подшипника.

Маркировку подшипников с диаметром отверстия до 10 мм допускается наносить на упаковочных коробках.

5.2. Маркировку следует выполнять любыми способами, не вызывающими коррозии подшипников. Допускается при маркировке подшипников совмещать несколько разных способов.

При маркировке собранных подшипников электрографическим способом электрический ток не должен проходить через сферические поверхности колец.

5.3. Знаки маркировки, нанесенные на подшипниках, должны быть четкими и разборчивыми.

5.4. Для защиты от коррозии подшипники должны быть законсервированы на срок 12 месяцев и для длительного хранения - 24 месяца со дня выпуска и храниться в условиях, соответствующих категории Л по ГОСТ 9.014-78.

Другие способы консервации и хранения устанавливаются по согласованию между изготовителем и потребителем.

5.5. Подшипники должны быть упакованы в коробки. Допускается по согласованию с потребителем упаковывание подшипников другими способами, обеспечивающими защиту подшипников от коррозии и повреждений.

5.6. Коробки должны иметь надписи:

наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

обозначение подшипников;

количество подшипников;

дату упаковывания;

обозначение настоящего стандарта.

5.7. Упакованные подшипники должны быть плотно уложены в ящики по ГОСТ 16148-79. Пустоты между подшипниками или коробками с подшипниками должны быть заполнены бумагой или отходами картона.

Допускается по согласованию с потребителем производить упаковывание подшипников в ящики других типов.

Ящики должны быть выстланы внутри влагонепроницаемой бумагой, полимерной пленкой или другими материалами, обеспечивающими сохранность подшипников.

Допускается по согласованию с потребителем транспортировать крупногабаритные подшипники в контейнерах без упаковывания их в ящики.

5.8. В каждый ящик с подшипниками вкладывают сопроводительный документ, в котором должны быть указаны:

наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

обозначение подшипников;

количество подшипников;

дата упаковывания;

обозначение настоящего стандарта;

штамп технического контроля предприятия-изготовителя;

срок сохранности в заводской упаковке.

5.9. Маркировку на ящиках следует разборчиво наносить несмываемой краской печатными буквами и цифрами по трафарету по ГОСТ 14192-77.

5.10. На ящиках должно быть указано:

наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

обозначение подшипника;

обозначение настоящего стандарта;

количество подшипников;

масса брутто;

надпись “Не бросать”;

изображение зонтика.

5.11. Транспортирование подшипников разрешается производить любым видом транспорта при условии защиты их от воздействия влаги.

6. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

6.1. Паз на наружном кольце и цилиндрический поясок на сфере внутреннего кольца при монтаже должны устанавливаться перпендикулярно направлению действующей нагрузки по схеме, указанной на черт.9.

Черт.9

6.2. Угол качания одного из колец подшипника для подвижных соединений в плоскости, перпендикулярной оси посадочных диаметров подшипника, допускается до ±45° от положения, указанного на черт.9.

6.3. Осевые нагрузки не должны превышать 10% допускаемых радиальных, при этом приведенная нагрузка Q не должна быть более допускаемых, указанных в табл.1, 3 и 4.

6.4. Осевая нагрузка должна восприниматься той стороной наружного кольца, на которой отсутствуют пазы.

6.5. Допускаемые радиальные нагрузки действительны для угла в пределах величин, указанных в табл.1, 3 и 4, а также для угла качания, указанного в п.6.2.

6.6. Параметр шероховатости по ГОСТ 2789-73 посадочных поверхностей корпуса и вала под подшипник не должен быть более 1,25 мкм для номинальных диаметров колец до 80 мм и 2,5 мкм для номинальных диаметров колец свыше 80 мм.

6.7. Непостоянство диаметра и конусообразность посадочной поверхности вала или корпуса не должны быть более половины поля допуска на диаметр посадочной поверхности.

6.8. Для корпусов с наружным диаметром менее 2 из материала с пределом прочности при растяжении ниже 392 МПа (40 кгс/мм) и с модулем упругости менее 19,4·10 МПа (1,98·10 кгс/мм) допускается по согласованию между изготовителем и потребителем увеличение непостоянства диаметра и конусообразности посадочной поверхности корпуса в 2 раза по сравнению с указанными в п.6.7 и параметр шероховатости по ГОСТ 2789-73 посадочной поверхности корпуса равный 2,5 мкм.

6.9. При твердости колец 59...65 постоянно действующая температура не должна превышать 120 °С. Допускается кратковременная работа подшипников при температуре 150 °С.

7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

Изготовитель гарантирует соответствие подшипников требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения, установленных стандартом.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ И БУКВЕННЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ,
ПРИМЕНЯЕМЫХ В СТАНДАРТЕ

Подвижное соединение - соединение, при котором шарнирные подшипники работают при взаимном перемещении одного кольца относительно другого.

Неподвижное соединение - монтажное сочленение, в котором шарнирные подшипники работают при периодических единичных сдвигах одного кольца относительно другого; предназначены в основном для компенсации несоосности вала и корпуса.

Угол - наибольшая допустимая величина угла между осями колец подшипника в любом направлении при работе.

- приведенная радиальная нагрузка на подшипники, эквивалентная одновременному действию радиальной и осевой нагрузок, определяемая по формуле ;

- допускаемые радиальные нагрузки для подшипников типов Ш, ШС и ШС…К при числе повторных нагружений больше 5000 определяются с учетом коэффициента ;

Коэффициент

Число повторных нагружений

5000

10000

50000

100000

1

0,66

0,264

0,175

- номинальный диаметр отверстия внутреннего кольца подшипника;

- диаметр пересечения сферы с торцом кольца подшипника;

- диаметр сфер колец подшипников;

- номинальный диаметр наружной поверхности наружного кольца подшипника;

- ширина внутреннего кольца подшипника;

- ширина наружного кольца подшипника;

- координата монтажной фаски наружного кольца подшипника;

- координата монтажной фаски внутреннего кольца подшипника;

- средний диаметр наружной цилиндрической поверхности (отверстия) в единичной плоскости. Определяется расчетом как средняя арифметическая величина наибольшего и наименьшего действительных значений диаметра, измеренного в единичной радиальной плоскости;

- отклонение среднего диаметра - разность между средним и номинальным диаметром;

- наименьший предельный размер ;

- наименьший предельный размер .

Пример

При номинальном диаметре =20 мм предельные отклонения по табл.6 будут для ; верхнее - 0, нижнее - минус 0,01 мм; следовательно, наибольшее предельное значение равно 20,00 мм, наименьшее равно 19,99 мм.

Если при измерении подшипника оказалось, что =19,998 мм и = 19,986 мм, то

мм.

Отклонение среднего диаметра

мкм.

Такой подшипник считается годным, т.к. =8 мкм не выходит за предельные значения среднего диаметра (табл.6).

- непостоянство диаметра (овальность) наружной цилиндрической поверхности отверстия. Определяется расчетом как разность между наибольшим и наименьшим действительными значениями диаметра, измеренного в единичной радиальной плоскости.

Пример

При номинальном диаметре =20 мм непостоянство диаметра =0,01 мм (табл.6). Если при измерении подшипника оказалось, что равно 19,998 мм и равно 19,986 мм, то непостоянство диаметра =19,998-19,986=0,012 мм =12 мкм. Такой подшипник считается негодным, т.к. =12 мкм и превышает наибольшее значение , указанное в табл.6.

- непостоянство среднего диаметра (средняя конусообразность) наружной цилиндрической поверхности (отверстия). Определяется расчетом, как разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами, измеренными в двух радиальных плоскостях, отстоящих от торцов кольца на измерительном расстоянии.

Пример

При номинальном диаметре =20 мм, непостоянство среднего диаметра (средняя конусообразность) =0,008 мм (табл.6).

Если при измерении и расчете средних диаметров в двух радиальных плоскостях оказалось, что равно 19,997 мм и равно 19,992 мм, то непостоянство среднего диаметра =19,997-19,992=0,005 мм = 5 мкм. Такой подшипник считается годным, т.к. =5 мкм не превышает наибольшее значение , указанное в табл.6.

Измерительное расстояние - расстояние от торца кольца, на котором производится измерение диаметра цилиндрической поверхности (отверстия), равное удвоенному номинальному размеру фаски в осевом направлении.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).

Электронный текст документа

и сверен по:

М.: Издательство стандартов, 1991

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена

Превью ГОСТ 3635-78 Подшипники шарнирные. Технические условия