ГОСТ ИСО 7902-3-2001
Группа Г16
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Гидродинамические радиальные подшипники скольжения,
работающие в стационарном режиме
КРУГЛОЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ ПОДШИПНИКИ
Часть 3
Допустимые рабочие параметры
Hydrodynamic plain journal bearings under steady-state conditions.
Circular cylindrical bearings. Part 3. Permissible operational parameters
МКС 21.100.10
ОКП 41 7000
Дата введения 2002-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 344 "Подшипники скольжения", Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВННИНМАШ) Госстандарта России
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 19 от 24 мая 2001 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Республики Беларусь |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызская Республика | Кыргызстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Таджикистан | Таджикстандарт |
Туркменистан | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
Украина | Госстандарт Украины |
Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 7902-3-98 "Гидродинамические радиальные подшипники скольжения, работающие в стационарном режиме. Круглоцилиндрические подшипники. Часть 3. Допустимые рабочие параметры"
3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 19 февраля 2002 г. N 69-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 7902-3-2001 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2002 г.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает эмпирические допустимые значения критической толщины смазочного слоя
Настоящий стандарт распространяется на круглоцилиндрические подшипники скольжения, рассчитанные согласно ГОСТ ИСО 7902-1.
Установленные эмпирические значения могут быть модифицированы для определенных случаев применения, например, при учете информации, поступающей от изготовителей.
Описания используемых обозначений и примеры расчета приведены в ГОСТ ИСО 7902-1.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ ИСО 7902-1-2001 Гидродинамические радиальные подшипники скольжения, работающие в стационарном режиме. Круглоцилиндрические подшипники. Метод расчета
3 Рабочие параметры для исключения износа
3.1 При сохранении допустимой критической толщины смазочного слоя
3.2 Допустимую критическую толщину смазочного слоя
учитывающему согласно рисунку 1 следующие составляющие:
- сумму средних высот неровностей поверхности скольжения подшипника и вала при идеальном расположении (линия X-X)
- смещение (линия Y-Y) по длине подшипника
- средний прогиб (линия Z- Z)
Рисунок 1 - Минимальная допустимая толщина смазочного слоя, когда не допускается процесс приработки
3.3 Если на поверхности скольжения (подшипника или вала) в окружном направлении возникают волновые геометрические отклонения, то их следует учитывать при определении
Эффективную волнистость
Число волн
Рисунок 2 - Определение эффективной волнистости
и максимальной допустимой эффективной волнистости
1 - поверхность скольжения подшипника или вала
Число волн
Рисунок 3 - Абсолютная амплитуда волнистости
число волн
3.4 Исходя из уравнения (1), принимаем
где
При заданной минимальной толщине смазочного слоя
а максимальную допустимую абсолютную волнистость
3.5 Пример определения
При значении
Следовательно:
Так как
Далее определяют:
3.6 На практике отклонения от формы в большинстве случаев неравномерны. Для определения
Для процессов приработки под малой нагрузкой при небольшой скорости скольжения можно допустить значительно меньшую минимальную толщину смазочного слоя в связи со сглаживанием и приработкой поверхности скольжения. При необходимости следует использовать подшипниковый материал с хорошими приработочными свойствами.
В таблице 1 приведены эмпирические допустимые значения для
Таблица 1 - Эмпирические допустимые значения для минимальной допустимой наименьшей толщины смазочного слоя
Диаметр вала | |||||
при скорости скольжения вала | |||||
3 | 4 | 5 | 7 | 10 | |
4 | 5 | 7 | 9 | 12 | |
6 | 7 | 9 | 11 | 14 | |
8 | 9 | 11 | 13 | 16 | |
10 | 12 | 14 | 16 | 18 |
4 Рабочие параметры для исключения чрезмерной механической нагрузки
Максимальную допустимую удельную нагрузку на подшипник
В таблице 2 приведены эмпирические значения для
Таблица 2 - Эмпирические значения максимально допустимой удельной нагрузки на подшипник
Группа подшипниковых материалов*. | |
Рb и Sn | 5(15) |
Cu - Pb | 7 (20) |
Cu - Sn | 7(25) |
Al - Sn | 7(18) |
Al - Zn | 7(20) |
* Материалы согласно ИСО 4381, ИСО 4382-1, ИСО 4382-2 и ИСО 4383 [2]-[5]. | |
** Значения, приведенные в скобках, до сих пор применялись для общего машиностроения только в отдельных случаях и могут, в порядке исключения, допускаться для специальных рабочих условий, например, при очень низких скоростях скольжения. |
5 Рабочие параметры для исключения чрезмерной тепловой нагрузки
5.1 Предельно допустимая температура подшипника
Вязкость смазочного материала уменьшается с повышением температуры, а при температурах свыше 80 °С увеличивается старение смазочных материалов на основе минеральных масел. Таким образом, несущая способность подшипника скольжения уменьшается, что при определенных условиях может привести к смешанному трению с износом.
5.2. При стационарном режиме работы подшипника скольжения температурное поле постоянно. При расчете подшипника скольжения по ГОСТ ИСО 7902-1 тепловая нагрузка на подшипник описывается как температура подшипника
5.3 Параметры, приведенные в таблице 3, являются общими эмпирическими значениями для
Таблица 3 - Эмпирические допустимые значения для предельно допустимой температуры подшипника
Тип смазывания подшипника | отношении общего объема смазочного материала к объему смазочного материала в минуту (расход смазочного материала) | |
до 5 | более 5 | |
Смазывание под давлением (циркуляционное смазывание) | 100(115) | 110(125) |
Смазывание без давления (самосмазывание) | 90(110) | |
* Значения в скобках могут допускаться в порядке исключения при особых рабочих условиях. |
5.4 Из общего количества смазочного материала для смазывания подшипника в смазочном зазоре всегда имеется только небольшое его количество на ограниченный период, и он находится при повышенной температуре. Это значит, что не только
6 Рабочие параметры для зазора подшипника
6.1 Зазор подшипника значительно влияет на рабочие характеристики подшипников скольжения. Хотя эту величину фактически определяют с учетом всех других рабочих характеристик, на практике оказалась полезной нижеприведенная аппроксимирующая формула, согласно которой средний относительный зазор подшипника
где
Практика показала, что иногда бывает трудно осуществить соответствующую посадку с зазором с помощью допусков по ИСО 286-2 [1].
Иногда возникают отклонения большие, чем среднее значение, рассчитанное по этой формуле.
По этой причине зазор подшипника должен быть предпочтительно следующим:
0,56; 0,8; 1,12; 1,32; 1,6; 1,9; 2,24; 3,15 (‰),
где основные относительные зазоры подшипника расположены ступенями в соответствии с рядами предпочтительных чисел.
6.2 Данные, приведенные в таблице 4, являются общими эмпирическими значениями
Таблица 4 - Эмпирические допустимые значения среднего относительного зазора подшипника
Диаметр вала | при скорости скольжения вала | ||||
1,32 | 1,60 | 1,90 | 2,24 | 2,24 | |
1,12 | 1,32 | 1,60 | 1,90 | 2,24 | |
1,12 | 1,12 | 1,32 | 1,60 | 1,90 |
В таблице 4 не учтены исключительные воздействия, такие как:
- высокая температура вала, вызванная теплопроводностью извне в подшипник;
- значительная упругая деформация, вызванная нагрузкой на подшипник;
- большая разница в тепловой деформации или тепловом расширении вала и подшипника;
- смазочные материалы с особенно высокой или низкой вязкостью.
Расчет рабочего смазочного зазора приведен в 6.7 ГОСТ ИСО 7902-1.
ПРИЛОЖЕHИE A
(cправочнoe)
Библиография
[1] ISO 286-2:1988, ISO system of limits and fits - Part 2. Tables of standard tolerance grades and limit deviations for holes and shafts
[2] ISO 4381:1991, Plain bearings - Lead and tin casting alloys for multilayer plain bearings
[3] ISO 4382-1:1991, Plain bearings - Copper alloys - Part 1: Cast copper alloys for solid and multilayer thick-walled plain bearings
[4] ISO 4382-2:1991, Plain bearings - Copper alloys - Part 2: Wrought copper alloys for solid plain bearings
[5] ISO 4383:1991, Plain bearings - Multilayer materials for thin-walled plain bearings
Текст документа сверен по:
М.: ИПК Издательство стандартов, 2002