ГОСТ ИСО 7905-4-99
Группа Г16
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ. УСТАЛОСТЬ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ
Испытания полувкладышей из металлического многослойного подшипникового материала
Plain bearings. Bearing fatigue. Tests on haef-bearings of a metallic multilayer bearing material
МКС 21.100.10
ОКП 41 8250
Дата введения 2000-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Российской Федерацией
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (Протокол N 15 от 28 мая 1999 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Беларуси |
Грузия | Грузстандарт |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизская Республика | Киргизстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Таджикистан | Таджикгосстандарт |
Туркменистан | Главная государственная инспекция Туркменистана |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
Украина | Госстандарт Украины |
Настоящий стандарт представляет собой полный аутентичный текст международного стандарта ИСО 7905-4-95 "Подшипники скольжения. Усталость подшипников скольжения. Часть 4: Испытания полувкладышей из металлического многослойного подшипникового материала"
3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 14 декабря 1999 г. N 510-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 7905-4-99 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2000 г.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает метод определения предела выносливости при усталости полувкладышей из многослойных подшипниковых материалов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ ИСО 7905-3-99. Подшипники скольжения. Усталость подшипников скольжения. Испытание гладких полос из металлического многослойного подшипникового материала.
3 Образцы для испытания
В качестве образцов для испытания используют готовые полувкладыши. Как результат условий нагружения главные напряжения локализуются в верхней части подшипника. Не допускаются механические повреждения поверхности образца или повреждения вследствие коррозии до и в процессе испытания.
Преимуществом этого метода испытания является наличие остаточных напряжений, связанных с процессом производства подшипников.
4 Методы испытаний
Схема испытания приведена на рисунке 1.
1 - корпус;
2 - гидравлический цилиндр; 3 - передаточный вал; 4 - уплотнение; 5 - камера для образца; 6 - лента нагревателя; 7 - испытательная жидкость; 8 - полувкладыши; 9 - навесное зажимное устройство; 10 - камера нагрузки; 11 - ролики на радиальной линии; 12 - поворотное зажимное устройство
Рисунок 1 - Схема испытания
Образцы крепят за один конец, а через свободный конец передают нагрузку, контролируемую по усилию или перемещению, приложенных радиально с эксцентриситетом относительно линии разъема. Нагрузка должна изменяться от растяжения к сжатию в пределах рабочей поверхности. Для оценки зависимости от средних напряжений дополнительно могут быть приложены предварительные напряжения растяжения или сжатия. Испытательное оборудование располагают в камере, содержащей смазку при заданной температуре с точностью ±2 °С. Испытания могут быть проведены альтернативно в среде воздуха при заданной температуре с точностью ±2 °С.
Напряжения при изгибе измеряют с помощью тензодатчика на основе подшипника в верхней его части (средней периферической длине). Требуемое напряжение в антифрикционном слое может быть рассчитано, если известны толщины стальной основы и антифрикционного слоя и модули Юнга.
Альтернативно радиальное усилие в закрепленном конце может быть измерено с помощью камеры нагрузки или рассчитано по теории консольной балки, а нагружение в антифрикционном слое рассчитано в соответствии с приложением А.
Эти значения критически зависят от толщин стальной основы и антифрикционного слоя, которые определяются с помощью микрошлифов после испытаний. Частота испытания должна составлять 50-80 Гц. Обнаружение трещины осуществляют с помощью метода проникающих красителей или с помощью микроскопа.
Амплитуда нагружения контролируется усилием
5 Оценка и представление результатов
Напряжения предела выносливости должны быть представлены в форме кривых
Вследствие разброса результатов испытания и статистического характера предела усталости рекомендуется полученные результаты оценивать на основе статистического метода.
Напряжения предела выносливости могут быть представлены также с помощью диаграммы Хейга, на которой амплитуду напряжений указывают относительно среднего напряжения.
Металлографическое исследование должно обеспечить детальное описание механизма разрушения, коррозионного повреждения и диффузии в результате термических эффектов.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)
ОЦЕНКА НАПРЯЖЕНИЙ
А.1 Система полувкладышей описана на рисунке А.1 через радиальный размер
Рисунок А.1 - Система вкладыша
Оценка напряжений для двухслойного подшипника дана на рисунке А.2. Аппроксимация для напряжения в антифрикционном слое трехслойного подшипника также показана на рисунке А.2.
Рабочая поверхность (антифрикционный слой)
Аппроксимация для напряжения в рабочем антифрикционном слое:
Рисунок А.2 - Оценка напряжений в двух- и трехслойных подшипниках
Основа подшипника
Аппроксимация для напряжения в рабочем антифрикционном слое:
Рисунок А.2 - Оценка напряжений в двух- и трехслойных подшипниках (продолжение)
А.2 Ниже приведены условные обозначения:
- коэффициент напряжения на основе подшипника; | ||||
- 3 коэффициента на наружной стороне основы подшипника с | ||||
- коэффициент напряжения на поверхности антифрикционного слоя; | ||||
- 3 коэффициента на поверхности антифрикционного слоя с | ||||
- ширина подшипника, мм; | ||||
- коэффициент напряжения на основе подшипника; | ||||
- 3 коэффициента на наружной стороне основы подшипника с | ||||
- коэффициент напряжения на поверхности антифрикционного слоя; | ||||
- 3 коэффициента на поверхности антифрикционного слоя с | ||||
- модуль Юнга, МПа; | ||||
- безразмерный модуль Юнга | ||||
- модуль Юнга, стальная основа подшипника, МПа | ||||
- модуль Юнга, антифрикционный слой, Па; | ||||
- модуль Юнга для рисунка А.2, МПа | ||||
- модуль Юнга, рабочий антифрикционный слой, Па; | ||||
- радиальное усилие, Н; | ||||
- наружный радиус стальной основы подшипника, мм; | ||||
- радиус поверхности раздела между основой подшипника и антифрикционным слоем, мм; | ||||
- радиус рабочей поверхности (толщина рабочего антифрикционного слоя незначительна), мм; | ||||
- общая толщина подшипника, мм; | ||||
- безразмерная общая толщина (см. рисунок А.1); | ||||
- толщина стальной основы, мм; | ||||
- безразмерная толщина стальной основы (см. рисунок А.1); | ||||
- время, с; | ||||
- напряжение, Па; | ||||
- безразмерное напряжение | ||||
- напряжение предела выносливости, Па; | ||||
- номинальное напряжение, Па; | ||||
- напряжение на наружной стороне основы подшипника, МПа; | ||||
- безразмерное напряжение в стальной основе подшипника; | ||||
- напряжение на поверхности антифрикционного слоя, МПа; | ||||
- безразмерное напряжение, поверхность антифрикционного слоя; | ||||
- напряжение в рабочем антифрикционном слое, Па; | ||||
- безразмерное напряжение, рабочий антифрикционный слой; | ||||
- средний радиус, мм; | ||||
- коэффициент Пуассона, стальная основа подшипника; | ||||
- коэффициент Пуассона, антифрикционный слой; | ||||
- коэффициент Пуассона, рабочий антифрикционный слой. |
А.3 Пример
Приведенные данные для полувкладыша:
Предполагается, что поскольку рабочий антифрикционный слой Pb Sn 11 относительно тонкий (0,02 мм), то он не влияет на напряжения в других слоях.
А.3.1 Расчет связанных размеров (см. рисунок А.1):
A.3.2 Расчет номинального напряжения (см. рисунок А.1):
А.3.3 Расчет или считывание коэффициентов
Рабочая поверхность:
Основа подшипника:
A.3.4 Расчет коэффициентов
Рабочая поверхность:
Основа подшипника:
А.3.5 Расчет безразмерного напряжения
Рабочая поверхность:
Основа подшипника:
А.3.6 Расчет действительного напряжения
Рабочая поверхность:
Основа подшипника:
А.3.7 Аппроксимирование для напряжения в рабочем антифрикционном слое:
Электронный текст документа
и сверен по:
издание официальное
М.: ИПК, Издательство стандартов, 2000