ГОСТ 1451-77
Группа Г02
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Краны грузоподъемные
НАГРУЗКА ВЕТРОВАЯ
Нормы и метод определения
Cranes. Wind load. Norms and method of determination*
________________
* Поправка (ИУС N 12-2017)
МКС 53.020.20
Дата введения 1978-01-01
Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 10.09.92 N 1151
ВЗАМЕН ГОСТ 1451-65
ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2003 г.
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2017 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Настоящий стандарт распространяется на грузоподъемные краны, эксплуатируемые на открытом воздухе, и устанавливает нормы и метод определения ветровой нагрузки, действующей на краны в их нерабочем и рабочем состояниях.
Стандарт не распространяется на судовые и плавучие краны.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Ветровая нагрузка на кран в нерабочем состоянии должна быть учтена при расчете металлических конструкций, механизмов поворота, передвижения крана и тележки, механизма изменения вылета стрелы, осей и валов ходовых колес, противоугонных устройств и собственной устойчивости крана.
За ветровую нагрузку на кран в нерабочем состоянии принимается предельная ветровая нагрузка, на которую должны быть рассчитаны элементы крана.
1.2. Ветровая нагрузка на кран в рабочем состоянии должна быть учтена при расчете металлических конструкций и механизмов, тормозов, при определении мощности двигателей, собственной и грузовой устойчивости крана.
За ветровую нагрузку на кран в рабочем состоянии принимается предельная ветровая нагрузка, при которой обеспечивается эксплуатация крана с номинальным грузом.
1.3. Ветровая нагрузка на кран должна быть определена как сумма статической и динамической составляющих.
Статическая составляющая, соответствующая установившейся скорости ветра, должна быть учтена во всех случаях.
Динамическая составляющая, вызываемая пульсацией скорости ветра, должна быть учтена только при расчете на прочность металлических конструкций и при проверке устойчивости кранов против опрокидывания.
2. СТАТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВЕТРОВОЙ НАГРУЗКИ
2.1. Распределенную ветровую нагрузку
где | - динамическое давление ветра, принимаемое в соответствии с табл.2 и 3; | |
| - коэффициент, учитывающий изменение динамического давления по высоте, принимаемый по табл.1; | |
| - коэффициент аэродинамической силы, принимаемый по приложению 1 или данным аэродинамических исследований с учетом указаний п.6.3. В зависимости от направления аэродинамической силы в приложении 1 данный коэффициент обозначается через | |
| - коэффициент перегрузки, принимаемый по пп.5.3 и 6.4. |
2.2. Динамическое давление ветра
где
2.3. Статическую составляющую ветровой нагрузки
где | - расчетная площадь элемента или груза, принимаемая по приложениям 1 и 2 с учетом указаний п.6.3. |
3. ДИНАМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВЕТРОВОЙ НАГРУЗКИ
3.1. Динамическую составляющую ветровой нагрузки на строительные башенные краны следует определять по НТД, в остальных случаях - по нормам проектирования кранов данного типа.
4. УЧЕТ ВЫСОТЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЭЛЕМЕНТА КОНСТРУКЦИИ КРАНА
4.1. Значение коэффициента
Таблица 1
Высота над поверхностью земли, м | 10 | 20 | 40 | 60 | 100 | 200 | 350 и выше |
1,00 | 1,25 | 1,55 | 1,75 | 2,10 | 2,60 | 3,10 |
Примечание. При установке кранов в городах, включая окраины, в лесных массивах и других местностях, покрытых препятствиями высотой более 10 м, допускается снижать значение коэффициента
4.2. Для промежуточных высот значения
4.3. Значение коэффициента
5. НЕРАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ
5.1. Динамическое давление
Таблица 2
Наименование показателей ветровой нагрузки | Районы СССР | ||||||
| I | II | III | IV | V | VI | VII |
Скорость ветра | 21 | 24 | 27 | 30 | 33 | 37 | 40 |
Динамическое давление | 270 | 350 | 450 | 550 | 700 | 850 | 1000 |
Примечания:
1. Карта районирования СССР в зависимости от динамического давления ветра приведена в приложении 3 (вкладка).
2. При установке кранов в районах с резко выраженным рельефом местности, в горних ущельях, каньонах рек, на вершинах возвышенностей и в малоизученных районах допускается определять значение динамического давления по скорости ветра, принимаемой по данным Гидрометеорологической службы на высоте 10 м над поверхностью земли (при двухминутном интервале осреднения), превышаемой в среднем один раз в 5 лет.
5.2. В случае, если район установки крана точно неизвестен, динамическое давление
5.3. Коэффициент перегрузки
При расчете конструкции крана по методу допускаемых напряжений коэффициент перегрузки
6. РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ
6.1. Динамическое давление
Таблица 3
Назначение кранов | Скорость ветра | Динамическое давление |
Краны строительные, монтажные, для полигонов железобетонных изделий, штучных грузов, а также стреловые самоходные общего назначения | 14,0 | 125 |
Краны всех типов, устанавливаемые в речных и морских портах | 20,0 | 250 |
Краны, устанавливаемые на объектах, исключающие возможность перерыва в работе | 28,5 | 500 |
6.2. Если предельная ветровая нагрузка, действующая на груз или элементы крана, ограничена условиями безопасности ведения работ или технологией выполнения перегрузочных или монтажных операций, то допускается принимать значение динамического давления
6.3. Расчетную площадь груза следует определять по фактическим или статистическим данным, при их отсутствии - по приложению 2. Коэффициент аэродинамической силы
6.4. Значение коэффициента перегрузки
6.5. При отсутствии дополнительных требований, предусмотренных техническим заданием на проектирование крана, ветровая нагрузка, учитываемая при определении мощности приводных двигателей крановых механизмов, не должна превышать 70% от статической составляющей ветровой нагрузки на кран или на соответствующий элемент крана или на груз.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемое
КОЭФФИЦИЕНТЫ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ СИЛ И РАСЧЕТНЫЕ ПЛОЩАДИ
1. Отдельные стержни
1.1. Коэффициент любого сопротивления
Таблица 1
Параметр | |
До 5 | 1,2 |
Св. 5 до 8 | 1,0 |
“ 8 “ 15 | 0,7 |
“ 15 “ 25 | 0,5 |
“ 25 “ 100 | 0,6 |
“ 100 “ 1000 | 0,7 |
1.2. Расчетная площадь круглого стержня (см. черт.1) определяется по формуле
где
Черт.1
1.3. Для стержня с круглым переменным сечением значение диаметра
где
1.4. Некруглый (эллиптический, овальный и т.п.) цилиндрический стержень рассматривается как круглый, причем за величину
1.5. Для стержня прокатного или комбинированного профиля коэффициенты
Таблица 2
Направление скорости | Поперечное сечение стержня | |||||||
0° | 1,9 | 0,95 | 1,8 | 1,8 | 1,75 | 0,10 | 1,60 | 0 |
45° | 1,8 | 0,80 | 2,1 | 1,8 | 0,85 | 0,85 | 1,50 | -0,10 |
90° | 2,0 | 1,70 | -1,9 | 1,0 | 0,10 | 1,75 | -0,95 | 0,70 |
135° | -1,8 | -0,10 | -2,0 | 0,3 | -0,75 | 0,75 | -0,50 | 1,05 |
180° | -2,0 | 0,10 | -1,4 | -1,4 | -1,75 | -0,10 | -1,50 | 0 |
0° | 2,0 | 0 | 2,05 | 0 | 1,4 | 0 | 2,05 | 0 |
45° | 1,2 | 0,90 | 1,85 | 0,6 | 1,2 | 1,6 | 1,95 | 0,6 |
90° | -1,6 | 2,15 | 0 | 0,6 | 0 | 2,2 | 0 | 0,9 |
135° | -1,1 | 2,40 | -1,60 | 0,4 |
|
|
| |
180° | -1,7 | 0 | -1,80 | 0 |
|
|
|
|
0° | 1,6 | 0 | 2,0 | 0 | 2,1 | 0 | 2,0 | 0 |
45° | 1,5 | 1,5 | 1,8 | 0,1 | 1,4 | 0,70 | 1,55 | 1,55 |
90° | 0 | 1,9 | 0 | 0,1 | 0 | 0,75 | 0 | 2,0 |
1.6. Для стержня прокатного или комбинированного профиля расчетная площадь определяется по формуле
где
1.7. Для балок и стержней сложного составного поперечного сечения (кроме приведенных в табл.2), составленных из труб с прокатными профилями и пр. (см. черт.2а) принимают значение коэффициента лобового сопротивления
Черт.2
2. Канаты и кабели
2.1. Для каната или кабеля расчетную площадь определяют по формуле (1), причем за величину
3. Фермы
3.1. Плоские фермы
3.1.1. За расчетную площадь
3.1.2. Коэффициент лобового сопротивления
Таблица 3
| Стержни круглого сечения | Стержни некруглого сечения |
0,1 | 1,2 | 1,9 |
0,2 | 1,2 | 1,8 |
0,3 | 1,2 | 1,7 |
0,4 | 1,1 | 1,7 |
0,5 | 1,1 | 1,6 |
3.1.2.1. Коэффициент заполнения фермы
где
3.1.3. Коэффициент лобового сопротивления плоской комбинированной фермы, составленной из стержней круглого и некруглого сечения, допускается определять по формуле
где
3.2. Пространственные фермы
3.2.1. За расчетную площадь
3.2.2. Коэффициент лобового сопротивления
Таблица 4
Поперечное сечение фермы | ||||||
| 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | |
|
|
|
| |||
2,00 | 3,56 | 3,32 | 3,08 | 2,85 | 2,62 | |
1,50 | 3,55 | 3,24 | 2,96 | 2,71 | 2,49 | |
1,00 | 3,53 | 3,13 | 2,78 | 2,47 | 2,24 | |
0,67 | 3,50 | 3,05 | 2,54 | 2,24 | 2,00 | |
0,50 | 3,45 | 2,84 | 2,34 | 2,02 | 1,80 | |
|
|
|
|
| ||
30° | 2,37 | 2,11 | 1,85 | 1,60 | 1,35 | |
60 | 2,65 | 2,49 | 2,33 | 2,21 | 2,10 | |
90 | 2,93 | 2,87 | 2,80 | 2,80 | 2,80 | |
|
|
|
|
| ||
30-90° | 2,65 | 2,49 | 2,33 | 2,21 | 2,10 |
3.2.3. Коэффициент лобового сопротивления пространственной фермы, составленной из стержней круглого сечения
где
Таблица 5
Параметр | До 3 | Свыше 3 до 6 | Свыше 6 до 9 | Свыше 9 |
1,0 | 0,93 | 0,80 | 0,75 |
Примечание. Диаметр
Таблица 6
Поперечное сечение фермы | ||||||
| 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | |
|
|
|
| |||
2,00 | 2,34 | 1,94 | 1,77 | 1,66 | 1,60 | |
1,50 | 2,22 | 1,90 | 1,74 | 1,64 | 1,58 | |
1,00 | 2,13 | 1,82 | 1,68 | 1,56 | 1,50 | |
0,67 | 2,05 | 1,76 | 1,60 | 1,50 | 1,44 | |
0,50 | 2,00 | 1,68 | 1,54 | 1,44 | 1,38 | |
30° | 1,52 | 1,32 | 1,13 | 0,98 | 0,86 | |
| 60 | 1,76 | 1,54 | 1,40 | 1,36 | 1,36 |
| 90 | 2,00 | 1,76 | 1,67 | 1,65 | 1,65 |
|
|
|
|
|
| |
30-90° | 1,76 | 1,54 | 1,40 | 1,36 | 1,36 |
3.2.4. Коэффициент лобового сопротивления
4. Пролетные балки (мосты)
4.1. Расчетную площадь пролетной балки
где
Примечания:
1. Высоту подтележечного рельса включают в общую высоту
2. Площадь сквозных вырезов в стенках вычитают из габаритной (по контуру).
3. Площадки, ограждения, лестницы и пр., затеняющиеся балкой, учету не подлежат.
4.2. Коэффициент лобового сопротивления
Таблица 7
2 | 1 | 0,5 | 0,25 | |
1,85 | 1,65 | 1,25 | 0,9 |
Примечание. Для трапециевидных сечений (см. черт.2б) расчетная ширина
5. Прочие конструкции
5.1. За расчетную площадь совмещенных участков телескопических ферм (башен, колонн и стрел) принимается расчетная площадь наружной фермы. При этом коэффициент лобового сопротивления следует определять по формуле
где
5.2. Расчетная площадь дополнительных элементов: ограждений, лестниц, площадок, настилов и т.п. определяется по табл.1 и 2 настоящего приложения и учитывается полностью; при расположении внутри габарита ферм учитывается половина их площади. Коэффициент лобового сопротивления принимается без учета взаимовлияния дополнительных элементов.
5.3. Расчетная площадь грузовых и ходовых тележек, лебедок, аппаратных шкафов, балластных плит противовесов, грузовых подвесок, кабин управления и т.п. определяется как проекция наружного контура на плоскость, перпендикулярную направлению скорости ветра. Коэффициент лобового сопротивления принимается равным 1,2.
6. Влияние затенения
6.1. В случае, если две или более одинаковых конструкций расположены одна за другой на равном расстоянии друг от друга, то за расчетную площадь принимается площадь одной конструкции, а суммарный коэффициент лобового coпротивления
где
Таблица 8
| 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 и выше |
1/2 | 0,93 | 0,75 | 0,56 | 0,38 | 0,19 | 0 |
1 | 0,99 | 0,81 | 0,65 | 0,48 | 0,32 | 0,15 |
2 | 1,00 | 0,87 | 0,73 | 0,59 | 0,44 | 0,30 |
4 | 1,00 | 0,90 | 0,78 | 0,65 | 0,52 | 0,40 |
6 | 1,00 | 0,93 | 0,83 | 0,72 | 0,61 | 0,50 |
Черт.3
7. Наклонные элементы крановых конструкций
7.1. Фермы (см. черт.4)
Черт.4
7.1.1. Коэффициент аэродинамической силы, нормальной к продольной оси фермы, определяется по формуле
Коэффициент лобового сопротивления (направленного по скорости ветра) определяется по формуле
где
здесь
Таблица 9
0,25 | 0,30 | 0,35 | 0,40 | 0,45 | 0,50 | |
| 0,03 | 0,08 | 0,13 | 0,19 | 0,24 | 0,29 |
Формула (13) применима к трехгранной ферме с поперечным сечением в виде равностороннего треугольника и к плоской ферме. В случае равностороннего треугольника множитель
7.2. Сплошностенчатые элементы (см. черт.4)
7.2.1. Коэффициент нормальной силы определяется по формуле
7.2.2. Коэффициент лобового сопротивления определяется по формуле
но должен быть не менее 0,1
Примечание. Коэффициент аэродинамической силы, направленной перпендикулярно скорости ветра, определяется по формуле
8. Краны внутри ограждения
8.1. Для кранов, установленных в сплошных ограждениях (корпуса градирен и пр.) учитывается верхняя часть затененной конструкции высотой
Черт.5
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое
РАСЧЕТНАЯ ПЛОЩАДЬ ГРУЗА
0,05 | 0,5 | 4,0 | 6,3 |
0,10 | 0,8 | 5,0 | 7,1 |
0,20 | 1,0 | 6,3 | 8,0 |
0,25 | 1,4 | 8,0 | 9,0 |
0,32 | 1,6 | 10,0 | 10,0 |
0,40 | 1,8 | 12,5 | 12,0 |
0,50 | 2,0 | 16,0 | 14,0 |
0,63 | 2,2 | 20,0 | 16,0 |
0,80 | 2,5 | 25,0 | 18,0 |
1,00 | 2,8 | 32,0 | 20,0 |
1,25 | 3,2 | 40,0 | 22,0 |
1,60 | 3,6 | 50,0 | 25,0 |
2,00 | 4,0 | 63,0 | 28,0 |
2,50 | 5,0 | 80,0 | 32,0 |
3,20 | 5,6 | 100,0 | 36,0 |
Примечание. Ветровую нагрузку на груз принимают не менее 500 Н.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое
Электронный текст документа
и сверен по:
М.: ИПК Издательство стандартов, 2003
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена