ГОСТ 28609-90
Группа Г02
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ
Основные положения расчета
Cranes. Basic provisions of design*
________________
* Поправка (ИУС N 12-2017)
МКС 53.020.20
ОКП 31 5000
Дата введения 1992-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 05.07.90 N 2111
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Январь 2008 г.
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2017 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Настоящий стандарт распространяется на краны мостового типа и консольные и устанавливает рекомендуемые основные положения расчета с целью обеспечения надежности при установке, монтаже и эксплуатации кранов.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Расчеты кранов и их элементов должны выполняться в соответствии с утвержденной нормативно-технической документацией. В обоснованных случаях допускается проводить расчеты на основе результатов теоретических и экспериментальных исследований или с использованием инженерных методик.
1.2. Результаты расчета должны обеспечивать сохранение несущей способности крана и его элементов, а также надежности при заданных эксплуатационных характеристиках в течение установленного срока службы, при условии изготовления, установки и использования крана в соответствии с требованиями нормативно-технической и эксплуатационной документации.
1.3. При расчете кранов следует учитывать следующие расчетные ситуации:
установившуюся, имеющую продолжительность того же порядка, что и срок службы крана или срок его соответствующих элементов до списания или до капитального ремонта (если таковой производится);
переходную, имеющую продолжительность, небольшую по сравнению со сроком службы крана (например, транспортировка и монтаж крана, использование технологического крана для монтажных работ);
аварийную, характеризующуюся малой вероятностью появления и продолжительностью (например, обусловленную столкновением кранов, внезапным отказом какого-либо элемента конструкции).
Указанные расчетные ситуации определяют выбор соответствующих расчетных схем и условий нагружения кранов и их элементов, виды предельных состояний и других показателей, определяющих несущую способность и работоспособность конструкций.
1.4. Принятый метод расчета, а также используемые для расчета исходные данные должны учитывать возможную изменчивость действующих нагрузок, геометрических и механических свойств материала за срок службы крана или его элемента (например, возможность увеличения массы конструкции вследствие проводимых в ходе эксплуатации модернизации, уменьшения сечений элементов вследствие износа и коррозии).
1.5. Для учета степени ответственности кранов и их элементов, а также последствий, связанных с их возможным отказом, устанавливаются следующие классы ответственности, определяемые назначением класса или его элементов.
класс 1 - краны и элементы конструкции особо высокой ответственности;
класс 2 - краны и элементы конструкции высокой ответственности;
класс 3 - краны и элементы конструкции нормальной ответственности.
Классы ответственности приведены в приложении.
Класс ответственности учитывают при определении показателей, регламентирующих расчетные значения нагрузок путем введения коэффициента надежности по назначению.
2. МЕТОДЫ РАСЧЕТА
2.1. Для расчета кранов и их элементов используют выраженные в детерминированной форме методы предельных состояний (для металлических конструкций) и допускаемых напряжений (для механизмов).
2.2. При наличии необходимых исходных данных допускается для расчета кранов и их элементов применять вероятностные методы.
2.3. Входящие в расчетные зависимости показатели рекомендуется находить как случайные величины или как случайные процессы.
3. УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ
3.1. Основным условием сохранения несущей способности элементов металлических конструкций и механизмов является соблюдение требования, что действующие в элементе усилия не превышают его несущей способности.
В соответствии с характером напряжения и особенностями выполнения элемента, а также свойств его материала за предельное напряжение принимают нормативные значения предела прочности, предела текучести или предела выносливости, а для случая потери устойчивости - критическое напряжение.
3.2. В обоснованных случаях допускается проводить расчет:
для пластичных материалов с учетом работы в упругопластической зоне;
для отдельных зон элементов, испытывающих изгиб, с учетом напряжений, превышающих критические напряжения потери устойчивости;
при ограниченном (
4. РАСЧЕТНЫЕ НАГРУЗКИ
4.1. Вне зависимости от принятого метода расчета следует учитывать нагрузки следующих видов: систематические, случайные, исключительные и прочие.
Систематические и случайные нагрузки соответствуют установившейся расчетной ситуации, исключительные - переходной и аварийной ситуации, а прочие - переходной ситуации.
4.2. Систематические нагрузки возникают при использовании кранов в условиях, определенных эксплуатационной документацией. Эти нагрузки вызваны силами тяжести элементов крана и груза, ускорениями и замедлениями массы груза и элементов конструкции крана, а также выполнением краном дополнительных операций, предусмотренных технологией работ (например, динамические нагрузки от подвешенного к крюку крана вибратора).
4.3. К случайным нагрузкам относят нагрузки, обусловленные метеорологическими факторами (ветровые нагрузки в рабочем состоянии, снеговые и гололедные нагрузки, температурные воздействия), а также перекосные нагрузки при установившемся движении.
4.4. К исключительным нагрузкам относят ветровые нагрузки в нерабочем состоянии, испытательные нагрузки, динамические нагрузки, вызванные соударением буферов; нагрузки, вызванные внезапным отключением электропитания крана и поломками элементов механизмов, а также сейсмические нагрузки.
4.5. К прочим нагрузкам относят нагрузки, возникающие в процессе монтажа и транспортирования крана.
5. РАСЧЕТ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ
5.1. Метод расчета
5.1.1. Металлические конструкции рекомендуется рассчитывать по методу предельных состояний.
5.1.2. Устанавливают две группы предельных состояний:
1 - по исчерпанию конструкцией несущей способности;
2 - по достижению условий, нарушающих нормальную эксплуатацию.
5.1.3. Предельные состояния 1-й группы характеризуются следующими условиями:
разрушение элемента или соединения конструкции (хрупкое, вязкое, усталостное);
достижение состояния, при котором дальнейшее увеличение нагрузок приведет к переходу конструкции или его элемента в изменяемую систему (например, вследствие потери устойчивости формы или достижения напряжениями в определенных зонах сечения предела текучести).
5.1.4. Предельные состояния 2-й группы характеризуются следующими условиями:
возникновением деформаций и перемещений элементов конструкции, препятствующих нормальной эксплуатации крана (например, наклон подтележечных направляющих, снижающий точность остановки грузовой тележки, деформации концевых балок, приводящие к ухудшению ходовых свойств крана и т.п.);
возникновением колебаний, препятствующих достижению установленной точности работы крана, а также приводящих к недопустимым воздействиям на людей, находящихся на кране.
5.2. Основные расчетные зависимости
5.2.1. Расчетная зависимость первого предельного состояния имеет вид
где
5.2.2. Основная расчетная зависимость второго предельного состояния имеет вид
где
(Индекс "
5.2.3. Коэффициент надежности по нагрузке
5.2.4. Коэффициенты условий работы
принятой расчетной схемы от проекта конструкции;
качества изготовления элементов конструкции от установленных технической документацией требований, включая размеры элементов, выполнение соединений и т.п.
5.2.5. Коэффициент надежности по материалу
6. РАСЧЕТ МЕХАНИЗМОВ
6.1. Расчеты механизмов и их элементов рекомендуется проводить методом допускаемых напряжений.
Основная расчетная зависимость имеет вид:
где
6.2. Основная расчетная зависимость для расчетов на прочность и сопротивление усталости имеет вид:
где
где
6.3. Расчетное значение коэффициента запаса прочности
где
ПРИЛОЖЕНИЕ
Обязательное
КЛАССЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КРАНОВ И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ
Обозначение класса | Степень ответственности крана или элемента | Наименование крана или элемента |
1 | Особо высокая | Краны, транспортирующие опасный груз; |
2 | Высокая | Краны, не вошедшие в класс 1. |
3 | Нормальная | Элементы кранов класса 2: механизм передвижения кранов и тележки |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2008
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена