ГОСТ 16553-88
Группа Г86
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КРАНЫ-ШТАБЕЛЕРЫ
Типы
Stacker cranes. Types
МКС 53.020.20
ОКП 31 7610
Дата введения 1989-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.01.88 N 125
3. ВЗАМЕН ГОСТ 16553-82
4. Стандарт содержит все требования СТ СЭВ 5311-85
Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 6046-87, СТ СЭВ 6399-88
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта, таблицы |
ГОСТ 15150-69 | 2, табл.1 |
ГОСТ 23838-89 | 6, 7 |
ГОСТ 25835-83 | 3, табл.2-6 |
6. Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)
7. ИЗДАНИЕ (август 2006 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в сентябре 1988 г., августе 1989 г. (ИУС 1-89, 12-89)
Настоящий стандарт распространяется на электрические опорные мостовые и стеллажные краны-штабелеры грузоподъемностью от 0,16 до 12,5 т, управляемые с пола, из кабины и автоматически, предназначенные для работы в непожароопасных зонах, а также пожароопасных зонах категории П-IIа согласно "Правилам устройства электроустановок" (ПУЭ-85).
Стандарт не распространяется на краны-штабелеры специальные, в том числе для автоматизированных транспортно-складских систем, на краны-штабелеры, предназначенные для переработки химически активных и ядовитых веществ, а также заготовок, разогретых до температуры свыше 80 °С.
Степень соответствия требований настоящего стандарта требованиям СТ СЭВ 5311-85 приведена в приложении 1. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 6046-87 и СТ СЭВ 6399-88.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1. Краны-штабелеры по их конструкции подразделяют на типы:
мостовые;
стеллажные.
2. Исполнения и грузоподъемности кранов-штабелеров должны соответствовать требованиям табл.1.
Таблица 1
Исполнение крана- | Грузо- | Назначение | Область и условия применения | Способ управ- | Тип колонны | Тип грузо- |
ОП - мостовой опорный, управляемый с пола | 0,25 | Транспортирование и переработка пакетированных грузов и металлопроката на складах различных отраслей народного хозяйства | В промышленных зданиях с установкой рельсовых крановых путей на стеллажи или колонны зданий. Климатическое исполнение У категорий 2.1; 3 по ГОСТ 15150 | Ручной, с пола | Цельная | Вилочный |
0,50 | Цельная (телескопическая) | |||||
1,00 | Телескопическая (цельная) | |||||
ОК - мостовой опорный, управляемый из кабины | 1,00; 2,00; 3,20; 5,00; 8,00; 12,50 | Транспортирование и переработка пакетированных грузов и металлопроката на складах различных отраслей народного хозяйства | В промышленных зданиях с установкой рельсовых крановых путей на колонны зданий. Климатическое исполнение У категорий 2.1; 3 по ГОСТ 15150 | Ручной, из кабины | Телескопическая | Вилочный |
СКД - мостовой опорный для длинно- мерных грузов, управляемый из кабины | 5,00 | Транспортирование и переработка металлопроката на специализированных складах металла различных отраслей народного хозяйства | В промышленных зданиях с установкой рельсовых крановых путей на колонны зданий. Климатическое исполнение У категорий 2.1; 3 по ГОСТ 15150 | Ручной, из кабины | Цельная | Телеско- пический |
СА - стеллажный опорный автома- | 0,16 | Транспортирование и складирование различных грузов, уложенных в стандартную тару или в пакеты на поддонах на складах различных отраслей народного хозяйства | В промышленных зданиях и в зданиях, перекрытия и стены которых поддерживаются несущими стеллажами. Климатическое исполнение УХЛ категории 4 по ГОСТ 15150 | Автома- | Цельная | Телеско- |
САД - стеллажный опорный автома- | 2,00 | Транспортирование и складирование пакетированного металлопроката на складах различных отраслей народного хозяйства | В промышленных зданиях и в зданиях, перекрытия и стены которых поддерживаются стеллажами. Климатическое исполнение УХЛ категории 4 и У категорий 2; 2,1; 3 по ГОСТ 15150. Стационарные пульты дистанционного автоматического управления и шкафы автоматического управления в климатическом исполнении УХЛ категории 4 по ГОСТ 15150. | Автома- | Цельная | Телеско- |
_______________
* Система автоматического управления должна предусматривать возможность работы в наладочном режиме, а также подключения к управляющей ЭВМ высшего уровня через стандартные средства связи.
** По согласованию между изготовителем и потребителем краны-штабелеры исполнения СА, грузоподъемностью 0,16; 0,25 и 0,50 т могут быть оборудованы платформой для комплектования грузов.
Примечания:
1. Тип колонны кранов-штабелеров исполнения ОП, заключенный в скобки, применяется при изготовлении кранов-штабелеров по согласованию между потребителем и изготовителем.
2. При комплектовании кранов-штабелеров кабиной должно быть предусмотрено ручное управление.
3. Основные параметры кранов-штабелеров по исполнениям должны соответствовать:
ОП - черт.1 и табл.2;
ОК - черт.2 и табл.3;
ОКД - черт.3 и табл.4;
СА - черт.4 и табл.5;
САД - черт.5 и табл.6.
Краны-штабелеры мостовые опорные, управляемые с пола (ОП)
________________
* Допускается уменьшение до 50 мм в процессе эксплуатации крана-штабелера.
** При длине груза от 1500 до 4000 мм - 150 min.
Черт.1
Таблица 2
Краны-штабелеры мостовые опорные, управляемые с пола (ОП)
Размеры, м
________________
* Для всех пролетов и длин мостов.
** Только для
Примечание. Значения, заключенные в скобки, применяются при изготовлении кранов-штабелеров по согласованию между потребителем и изготовителем.
Краны-штабелеры мостовые опорные, управляемые из кабины (ОК)
_______________
* Допускается уменьшение до 50 мм в процессе эксплуатации крана-штабелера.
** При длине груза от 2500 до 6000 мм - 200 min, а от 6000 до 12000 мм - 300 min.
Черт.2
Таблица 3
Краны-штабелеры мостовые опорные, управляемые из кабины (ОК)
Размеры, м
Продолжение таблицы 3
________________
* Для всех пролетов и длин мостов.
** Для
*** При ширине груза и длине вил 1,5 м.
Примечания:
1. Значения, заключенные в скобки, применяются при изготовлении кранов-штабелеров на экспорт в страны - члены СЭВ на основании контрактов и по индивидуальным заказам потребителей.
2. При пролете моста (
Краны-штабелеры мостовые опорные для длинномерных грузов, управляемые из кабины (ОКД)
________________
* Допускается уменьшение до 50 мм в процессе эксплуатации крана-штабелера.
Черт.3
Таблица 4
Кран-штабелер мостовой опорный для длинномерных грузов, управляемый из кабины (ОКД)
Размеры, м
Испол- | Грузо- | Код ОКП | Пролет | Длина моста | Высота подъема груза | Габариты перераба- | Длина крана- | Скорость, м/с | Группа режимов работы механизмов по ГОСТ 25835 | |||||||||
Дли- | Ши- | подъема груза | передви- | передви- | выдви- | подъема груза | передви- | передви- | выдви- | |||||||||
ОКД | 5,0 | 31 7611 7251 05 | 16,0 | 16,5 | 10,8 | 8,15 | 6,6 | 7,0; 9,0 | 0,6; 0,8 | 9,85; | 0,20; 0,32 | 1,00; 1,60; 2,00 | 0,32; 0,50; 0,63 | 0,25; 0,32 | 5М | 4М | 2М | 4М |
16,5 | 17,0 | 12,0 | 9,35 | 7,8 | ||||||||||||||
22,0 | 22,5 | 13,2 | 10,55 | 9,0 | ||||||||||||||
22,5 | 23,0 | 14,4 | 11,75 | 10,2 | ||||||||||||||
28,0 | 28,5 | |||||||||||||||||
28,5 | 29,0 |
________________
* Для всех пролетов и длин мостов.
Краны-штабелеры стеллажные опорные автоматические (СА)
Черт.4
Таблица 5
Краны-штабелеры стеллажные автоматические опорные (СА)
Размеры, м
Испол- | Грузо- | Код ОКП | Высота подъема груза | Расстояние от головки рельсового кранового пути до нижнего рабочего положения грузоза- | Габаритные размеры | Скорость, м/с | Группа режимов работы механизмов по ГОСТ 25835 | |||||||||||
перераба- | крана- | грузозахватного органа | подъ- | пере- | выдви- | подъема груза | передвижения крана- | выдви- | ||||||||||
Длина | Ширина | Длина | Ширина | Ширина | Высота выдвигаемых элементов | |||||||||||||
СА | 0,16; 0,25; 0,50 | 31 7612 3004 07 | 6,0 | 5,4 | 4,0 | 0,7 | 0,4 | 0,6 | 4,4 | 0,8 | 0,36 | 0,08 | 0,20; 0,25; 0,32; 0,40; 0,50; 0,63 | 1,0; 1,25; 1,60; 2,00; 2,50; 3,20 | 0,125; 0,20; 0,25; 0,32; 0,40; 0,50; 0,63 | 5М | 5М | 5М |
7,2 | 6,6 | 5,2 | ||||||||||||||||
8,4 | 7,8 | 6,4 | ||||||||||||||||
9,6 | 9,0 | 7,6 | 0,6 | 0,8 | 4,8 | 0,95 | ||||||||||||
10,8 | 10,2 | 8,8 | 0,8 | 0,6 | 5,0 | 0,95 | 0,54 | |||||||||||
12,0 | 11,4 | 10,0 | 0,8 | 1,2 | 5,0 | 1,3 | ||||||||||||
13,2 | 12,6 | 11,2 | 1,0 | 1,2 | 5,2 | 1,3 | 0,75 | |||||||||||
14,4 | 13,8 | 12,4 | 1,2 | 0,8 | 5,4 | 0,95 | ||||||||||||
15,6 | 15,0 | 13,6 | 1,2 | 1,0 | 5,4 | 1,2 | ||||||||||||
16,8 | 16,2 | 14,8 | ||||||||||||||||
18,0 | 17,4 | 16,0 | ||||||||||||||||
- | - | (32,0) | ||||||||||||||||
1,0 | 31 7612 4007 00 | 6,0 | 5,4 | 3,9 | 0,7 | 0,6 | 0,8 | 4,8 | 0,95 | 0,36 | 0,10 | |||||||
7,2 | 6,6 | 5,1 | ||||||||||||||||
8,4 | 7,8 | 6,3 | ||||||||||||||||
9,6 | 9,0 | 7,5 | 0,8 | 0,6 | 5,0 | 0,95 | 0,54 | |||||||||||
10,8 | 10,2 | 8,7 | 0,8 | 1,2 | 5,0 | 1,3 | ||||||||||||
12,0 | 11,4 | 9,9 | 1,2 | 0,8 | 5,4 | 0,95 | 0,75 | |||||||||||
13,2 | 12,6 | 11,1 | 1,0 | 1,2 | 5,2 | 1,3 | ||||||||||||
14,4 | 13,8 | 12,3 | 1,2 | 1,0 | 5,4 | 1,2 | ||||||||||||
15,6 | 15,0 | 13,5 | 1,6 | 1,2 | 5,6 | 1,3 | 1,2 | |||||||||||
16,8 | 16,0 | 14,7 | 1,6 | 1,0 | 5,6 | 1,3 | ||||||||||||
18,0 | 17,4 | 15,9 | 1,2 | 1,6 | 5,4 | 1,7 | ||||||||||||
- | - | (32,0) | 1,0 | 1,6 | 5,2 | 1,7 | 0,75 | |||||||||||
1,6; 2,0 | 31 7612 5004 10 | 6,0 | 5,4 | 3,8 | 0,9 | 0,8 | 1,2 | 5,4 | 1,3 | 0,54 | 0,12 | |||||||
7,2 | 6,6 | 5,0 | ||||||||||||||||
8,4 | 7,8 | 6,2 | ||||||||||||||||
9,6 | 9,0 | 7,4 | 1,0 | 1,2 | 5,6 | 1,3 | 0,75 | |||||||||||
10,8 | 10,2 | 8,6 | 1,2 | 0,8 | 5,8 | 1,3 | ||||||||||||
12,0 | 11,4 | 9,8 | 1,2 | 1,0 | 5,8 | 1,3 | ||||||||||||
13,2 | 12,6 | 11,0 | 1,0 | 1,6 | 5,6 | 1,7 | ||||||||||||
14,4 | 13,8 | 12,2 | 1,6 | 1,0 | 6,2 | 1,3 | 1,2 | |||||||||||
15,6 | 15,0 | 13,4 | 1,2 | 1,6 | 5,8 | 1,7 | 0,75 | |||||||||||
16,8 | 16,2 | 14,6 | 1,6 | 1,2 | 6,2 | 1,3 | 1,2 | |||||||||||
18,0 | 17,4 | 15,8 | ||||||||||||||||
- | - | (32,0) |
Примечание. Значения, заключенные в скобки, являются максимальными и применяются при изготовлении кранов-штабелеров по согласованию между потребителем и изготовителем.
Краны-штабелеры стеллажные опорные автоматические для длинномерных грузов (САД)
Черт.5
Примечание. Черт.1-5 не определяют конструкцию кранов-штабелеров.
Таблица 6
Краны-штабелеры стеллажные опорные автоматические для длинномерных грузов (САД)
Размеры, м
Испол- | Грузо- | Код ОКП | Высота подъема груза | Расстояние от головки рельсового кранового пути до нижнего рабочего положения грузоза- | Габаритные размеры | Скорость, м/с | Группа режимов работы механизмов по ГОСТ 25835 | |||||||||||
перераба- | крана- | грузозахватного органа | подъема груза | передви- | выдвижения грузозах- | подъема груза | передвиже- | выдви- | ||||||||||
Длина | Ширина | Длина | Ширина | Высота выдвигаемых элементов | Ширина | |||||||||||||
САД | 2,0 | 31 7612 0000 00 | 6,0 | 5,3 | 3,3 | 0,9 | 2,4 | 0,6 | 8,0 | 1,25 | 0,15 | 0,60 | 0,20; 0,25; 0,32; 0,40; 0,50 | 1,25; 1,60; 2,00; 2,50; 3,20 | 0,125; 0,20; 0,25; 0,32; 0,40; 0,50; 0,63 | 5М | 5М | 5М |
7,2 | 6,5 | 4,5 | ||||||||||||||||
8,4 | 7,7 | 5,7 | ||||||||||||||||
9,6 | 8,9 | 6,9 | ||||||||||||||||
10,8 | 10,1 | 8,1 | 3,2 | 9,5 | ||||||||||||||
0,8 | 1,20 | |||||||||||||||||
12,0 | 11,3 | 9,3 | 6,0 | 12,3 | ||||||||||||||
1,2 | 1,30; 1,35 | |||||||||||||||||
13,2 | 12,5 | 10,5 | 7,0 | 13,3 | ||||||||||||||
14,4 | 13,7 | 11,7 | 8,0 | 14,3 | 1,70 | |||||||||||||
1,6 | ||||||||||||||||||
15,6 | 14,9 | 12,9 | 9,0 | 15,3 | 1,75 | |||||||||||||
16,8 | 16,1 | 14,1 | ||||||||||||||||
18,0 | 17,3 | 15,2 | ||||||||||||||||
- | - | (32,0) | ||||||||||||||||
5,0 | 31 7612 7002 04 | 10,8 | 10,1 | 8,1 | 1,1 | 3,2 | 0,6 | 10,0 | 1,25 | 0,165 | 0,60 | |||||||
0,8 | 1,25 | |||||||||||||||||
12,0 | 11,3 | 9,3 | 6,0 | 12,8 | ||||||||||||||
1,2 | 13,5 | |||||||||||||||||
13,2 | 12,5 | 10,5 | 7,0 | 13,8 | ||||||||||||||
1,6 | 1,75 | |||||||||||||||||
14,4 | 13,7 | 11,7 | 8,0 | 14,8 | ||||||||||||||
2,0 | 2,15 | |||||||||||||||||
15,6 | 14,9 | 12,9 | 9,0 | 15,8 | 0,22 | |||||||||||||
16,8 | 16,1 | 14,1 | 10,0 | 15,0 | ||||||||||||||
18,0 | 17,3 | 15,3 | 12,0 | 18,8 | ||||||||||||||
- | - | (32,0) | ||||||||||||||||
8,0 | 31 7612 8002 00 | 10,8 | 9,9 | 7,7 | 1,25 | 6,0 | 0,8 | 14,5 | 1,35 | 0,20 | 0,65 | |||||||
12,0 | 11,1 | 8,9 | ||||||||||||||||
13,2 | 12,3 | 10,1 | 7,0 | 15,5 | ||||||||||||||
1,2 | 1,35 | |||||||||||||||||
14,4 | 13,5 | 11,3 | 8,0 | 16,5 | 0,25 | |||||||||||||
1,6 | 1,75 | |||||||||||||||||
15,6 | 14,7 | 12,5 | 9,0 | 17,5 | ||||||||||||||
2,0 | 2,15 | |||||||||||||||||
16,8 | 15,9 | 13,7 | 10,0 | 18,5 | ||||||||||||||
18,0 | 17,1 | 14,9 | 12,0 | 20,5 | ||||||||||||||
- | - | (32,0) | ||||||||||||||||
12,5 | 31 7612 9002 07 | 10,8 | 9,9 | 7,7 | 1,35 | 6,0 | 0,8 | 14,5 | 1,35 | 0,25 | 0,7 | |||||||
12,0 | 11,1 | 8,9 | ||||||||||||||||
13,0 | 12,3 | 10,1 | 7,0 | 15,5 | ||||||||||||||
1,2 | 1,35 | |||||||||||||||||
14,4 | 13,5 | 11,3 | 8,0 | 16,5 | 0,30 | |||||||||||||
1,6 | 1,75 | |||||||||||||||||
15,6 | 14,7 | 12,5 | 9,0 | 17,5 | ||||||||||||||
2,0 | 2,15 | |||||||||||||||||
16,8 | 15,9 | 13,7 | 10,0 | 18,5 | ||||||||||||||
18,0 | 17,0 | 14,9 | 12,0 | 20,5 | ||||||||||||||
- | - | (32,0) |
________________
* Размеры действительны для всех типов кранов-штабелеров одной и той же грузоподъемности.
Примечание. Значения, заключенные в скобки, являются максимальными и применяются при изготовлении кранов-штабелеров по согласованию между потребителем и изготовителем.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
4. Допустимые отклонения скоростей от их номинальных значений ±15%.
5. Рекомендуемые значения скоростей механизмов в зависимости от высоты и длины стеллажей приведены в приложении 2.
6. Высота надземного рельсового кранового пути - по ГОСТ 23838.
7. По согласованию между потребителем и предприятием-изготовителем допускается изготовление кранов-штабелеров:
исполнения ОП - с высотами подъема груза, уменьшенными на значение, кратное 0,15 м, но не менее 2,5 мм*; с пролетами мостов, уменьшенными на значение, кратное 0,1 м, но не менее 2,1 м;
исполнений ОК и ОКД - с высотами подъема груза, уменьшенными на величину, кратную 0,6 м, но не менее минимальных значений, приведенных в табл.3 и 4 настоящего стандарта; с пролетами мостов, уменьшенными на величину, кратную 0,5 м, но не менее минимальных значений, приведенных в табл.3 и 4 настоящего стандарта;
исполнений СА и САД - с высотами подъема груза, уменьшенными на величину, краткую 0,6 м, но не менее минимальных значений, приведенных в табл.5 и 6 настоящего стандарта;
исполнений ОК и ОКД - для высоты надземного рельсового кранового пути 9,65 м, не предусмотренного ГОСТ 23838;
исполнений ОП и ОК - с увеличенными длинами вил и размерами
________________
* Текст соответствует оригиналу. - .
При переработке грузов шириной 1,6 и 2,0 м допускается снижение грузоподъемностей кранов-штабелеров исполнения САД:
с 5,0 до 3,2 т;
с 8,0 до 6,3 т;
с 12,5 до 10,0 т.
Под шириной груза
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
8. Привод вращения колонны должен обеспечивать ее поворот на величину не менее 360°.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЙ СТ СЭВ 5311-85
ТРЕБОВАНИЯМ НАСТОЯЩЕГО СТАНДАРТА
ГОСТ 16553 | СТ СЭВ 5311 | ||
Пункт | Содержание требований | Пункт | Содержание требований |
- | Регламентируются типы, основные параметры и размеры и расстояния безопасности | - | Регламентируются расстояния безопасности |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное
Рекомендуемые значения скоростей механизмов кранов-штабелеров
в зависимости от габаритов обслуживаемых стеллажей, пролетов
мостов и габаритов перерабатываемого груза
Наименование показателей | Значения | ||||||||
1. Длина стеллажа, м | До 20 | 20-30 | 30-50 | 50-60 | 60-90 | Св. 90 | |||
2. Скорость передвижения крана-штабелера, м/с | 0,8 | 1,0 | 1,25 | 1,6 | 2,0 | 2,5 | |||
3. Высота стеллажа, м | До 7,0 | 7,0-12,0 | 12,0-15,0 | 15,0-18,0 | |||||
4. Скорость подъема груза, м/с | 0,2 | 0,32 | 0,4 | 0,5 | |||||
5. Пролет моста, м | 2,0-5,0 | 5,0-16,0 | 16,0-22,0 | 22,0-28,0 | |||||
6. Скорость передвижения грузовой тележки, м/с | 0,25 | 0,32 | 0,5 | 0,5-0,63 | |||||
7. Ширина груза (поперек рельсового пути), м | 0,6-1,2 | 1,2-1,6 | 1,6-2,0 | ||||||
8. Скорость выдвижения грузозахватного органа, м/с | 0,20-0,32 | 0,32-0,4 | 0,4-0,5 |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2006