ГОСТ 33908-2016
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ТОПЛИВА АВИАЦИОННЫЕ
Определение взаимодействия с водой
Aviation fuels. Determination of water reaction
МКС 75.160.20
Дата введения 2018-07-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 31 "Нефтяные топлива и смазочные материалы", Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИ НП") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Грузия | GE | Грузстандарт |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 апреля 2017 г. N 241-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33908-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2018 г.
5 Настоящий стандарт идентичен стандарту ASTM D 1094-07(2013)* "Стандартный метод испытания на взаимодействие авиационных топлив с водой" ("Standard test method for water reaction of aviation fuels", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .
Стандарт разработан подкомитетом ASTM D02.J0.05 "Чистота топлив" технического комитета ASTM D02 "Нефтепродукты и смазочные материалы".
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта ASTM для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных стандартов ASTM соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает метод определения присутствия в авиационных бензинах и турбинных топливах компонентов, смешивающихся с водой, и влияния этих компонентов на изменение объема и поверхность раздела фаз "топливо-вода".
1.2 Значения, установленные в единицах СИ, считают стандартными. Другие единицы измерения в настоящем стандарте не используют.
1.3 В настоящем стандарте не рассматриваются все аспекты техники безопасности, связанные с его применением. Перед использованием настоящего стандарта пользователь должен принять соответствующие меры по обеспечению техники безопасности и охраны труда и определить применимость нормативных ограничений. Настоящий стандарт предусматривает использование опасных химических веществ, указанных в разделе 7. Перед использованием настоящего стандарта следует обратить внимание на предупреждающие знаки поставщика, паспорта безопасности материала и другую техническую документацию.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
2.1 Стандарты ASTM
_______________
ASTM D 381, Test method for gum content in fuels by jet evaporation (Метод определения содержания смол в топливах выпариванием струей)
ASTM D 611, Test methods for aniline point and mixed aniline point of petroleum products and hydrocarbon solvents (Метод определения анилиновой точки и смешанной анилиновой точки нефтепродуктов и углеводородных растворителей)
ASTM D 1836, Specification for commercial hexanes (Спецификация на товарные гексаны)
ASTM D 2699, Test method for research octane number of spark-ignition engine fuel (Метод определения октанового числа топлив для автомобильных двигателей с искровым зажиганием по исследовательскому методу)
ASTM D 2700, Test method for motor octane number of spark-ignition engine fuel (Метод определения октанового числа топлив для автомобильных двигателей с искровым зажиганием по моторному методу)
ASTM D 3948, Test method for determining water separation characteristics of aviation turbine fuels by portable separometer (Метод определения характеристик отделения воды из авиационных турбинных топлив с использованием портативного сепарометра)
2.2 Стандарт Энергетического института (IP)
_______________
IP Standard Test Methods Vol 2, Appendix B, Specification for Petroleum Spirits (Стандартные методы испытаний IP, том 2, Приложение В, Спецификация на нефтяные растворители)
3 Термины и определения
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 пленка (film): Тонкий прозрачный слой, который не прилипает к стенке стеклянного цилиндра.
3.1.2 волокнистая пена (lace): Мутный волокнистый слой, распадающийся на волосовидные и/или связанные между собой более чем на 10% волокна.
3.1.3 рыхлая волокнистая пена и/или небольшое плавающее загрязнение (loose lace or slight scum, or both) (см. таблицу 2, балл 3): Оценка поверхности раздела топливо/буферный раствор, покрытой более чем на 10%, но менее чем на 50% волокнистой пеной или плавающим загрязнением, которые не проникают ни в одну из двух фаз.
3.1.4 пена (scum): Слой толще пленки и/или слой, прилипающий к стенке стеклянного цилиндра.
3.1.5 частицы (shred): Волосообразные волокна, менее 10% которых соединяются между собой.
3.1.6 частицы, волокнистая пена или пленка на поверхности раздела фаз (shred, lace or film at interface) (см. таблицу 2, балл 2): Оценка поверхности раздела фаз топливо/буферный раствор, содержащей более 50% прозрачных пузырьков и/или менее чем 10% частиц, волокнистой пены или пленки.
3.1.7 плотная волокнистая пена и/или обильное плавающее загрязнение (tight lace or heavy scum, or both) (см. таблицу 2, балл 4): Оценка поверхности раздела фаз топливо/буферный раствор, состоящей более чем на 50% из волокнистой пены и/или плавающего загрязнения, которые проникают в любую из двух фаз и/или образуют эмульсию.
3.1.8 оценка поверхности раздела фаз после взаимодействия с водой (water reaction interface conditions rating): Качественная оценка склонности смеси воды и авиационного турбинного топлива к образованию на поверхности раздела фаз пленок или осадков.
3.1.9 оценка способности воды к отделению (water reaction separation rating): Качественная оценка склонности недостаточно очищенной стеклянной посуды приводить к образованию эмульсий и/или осадков в разделенных слоях топлива и воды.
3.1.10 изменение объема воды (water reaction volume change): Качественный признак наличия водорастворимых компонентов в авиационном топливе.
4 Сущность метода
4.1 Используя стандартную процедуру, встряхивают образец топлива с фосфатным буферным раствором при температуре окружающей среды в тщательно очищенной стеклянной посуде. Проверяют чистоту стеклянного цилиндра. Изменение объема водного слоя и образование поверхности раздела фаз принимают за реакцию топлива с водой.
5 Назначение и применение
5.1 Изменение (увеличение) объема воды при взаимодействии с авиационным бензином по настоящему методу указывает на присутствие в топливе водорастворимых компонентов, таких как спирты. Оценка поверхности раздела фаз при взаимодействии авиационных турбинных топлив с водой по настоящему методу не позволяет надежно определить наличие поверхностно-активных веществ, которые быстро выводят из строя фильтры-сепараторы и приводят к пропусканию свободной воды и взвешенных частиц, но позволяет определить наличие других типов загрязняющих веществ. Наличие поверхностно-активных веществ в авиационных топливах можно определить с использованием других методов, например метода по ASTM D 3948.
6 Аппаратура
Мерный стеклянный цилиндр с притертой стеклянной пробкой вместимостью 100 см
7 Реактивы
7.1 Чистота реактивов
Для испытаний используют реактивы квалификации х.ч. Если нет других указаний, предполагают, что все реактивы соответствуют требованиям спецификаций Комиссии по аналитическим реактивам Американского химического общества
_______________
7.2 Чистота воды
Следует использовать дистиллированную воду или воду эквивалентной чистоты, если нет других указаний.
7.3 Ацетон (Предупреждение - Легковоспламеняющийся. Опасен для здоровья).
7.4 Раствор для очистки стеклянного оборудования
Готовят насыщенный раствор дихромата калия (
7.5 н-Гексан
Используют н-гексан по ASTM D 1836 или н-гептан, соответствующий требованиям к продукту, используемому в методах по ASTM D 611, ASTM D 381, ASTM D 2699 и ASTM D 2700, или уайт-спирит 60/80 по спецификации IP, приложение В, или аналогичный (Предупреждение - Легковоспламеняющийся. Опасен для здоровья).
7.6 Фосфатный буферный раствор (рН 7)
Растворяют 1,15 г безводного моногидрофосфата калия (
8 Подготовка аппаратуры
8.1 Перед проведением испытаний тщательно очищают мерный цилиндр. Используют только тщательно очищенные цилиндры.
8.1.1 Промывают мерный цилиндр и пробку горячей водопроводной водой для удаления остатка нефтепродукта, используя при необходимости щетку. Для удаления остатков нефтепродукта из мерного цилиндра и пробки можно использовать н-гексан, н-гептан или уайт-спирит 60/80. Затем промывают ацетоном и водопроводной водой.
8.1.2 После промывания по 8.1.1 цилиндр и пробку погружают:
1) в неионный очищающий раствор или
2) в раствор для очистки стеклянного оборудования (по 7.4).
В каждой лаборатории должны быть установлены тип неионного очищающего раствора и условия его применения. Критерием удовлетворительной очистки может служить качество очистки, соответствующее качеству, полученному при использовании очищающего раствора по 7.4. Очистка неионным очищающим раствором позволяет избежать потенциальных опасностей и неудобств, связанных с использованием коррозионноактивного раствора хромсерной кислоты. Очистка раствором хромсерной кислоты является стандартной процедурой очистки и сохраняется в качестве альтернативы предпочтительной процедуре очистки неионным очищающим раствором. После очистки неионным очищающим раствором или раствором для очистки стеклянного оборудования по 7.4 цилиндр и пробку промывают водопроводной водой, дистиллированной водой, фосфатным буферным раствором и позволяют ему стечь.
8.1.3 Использование недостаточно очищенной стеклянной посуды при испытании по настоящему стандарту может привести к недостоверности результатов о наличии загрязняющих веществ в топливе. Используют цилиндры, только тщательно очищенные надлежащим способом. Цилиндры, с которых жидкость стекает пленкой, равномерно смачивающей внутреннюю поверхность, считают надлежащим образом очищенными. С другой стороны, оценка состояния разделения фаз не более 2 по таблице 1 является показателем тщательно очищенной стеклянной посуды.
Таблица 1 - Оценка разделения фаз
Балл | Внешний вид |
1 | Полное отсутствие эмульсий и/или осадков в любом слое или в слое топлива |
2 | Так же, как для балла 1, за исключением небольших пузырьков воздуха или небольших капель воды в слое топлива |
3 | Эмульсии и/или осадки в любом слое или в слое топлива, и/или капли в слое воды, или налипание на стенки цилиндра, за исключением поверхности стенок над слоем топлива |
9 Подготовка образцов
9.1 Для проведения испытания отбирают не менее 100 см
9.2 После отбора пробы ее не допускается фильтровать. При фильтровании могут быть удалены поверхностно-активные вещества, обнаружение которых является одной из целей настоящего метода. Если проба испытуемого топлива загрязнена твердыми частицами, то перед испытанием пробу отстаивают.
Примечание 1 - Известно, что даже незначительные загрязнения контейнеров для отбора проб влияют на результаты испытаний по настоящему методу.
10 Проведение испытаний
10.1 Помещают в цилиндр 20 см
10.2 Встряхивают цилиндр в течение 2 мин ±5 с, выполняя 2-3 встряхивания в секунду с амплитудой от 12 до 25 см (5 до 10 дюймов) (Предупреждение - При встряхивании не допускается вращать цилиндр, т.к. вращение цилиндра может привести к разрушению образующейся эмульсии).
10.3 После встряхивания сразу устанавливают цилиндр на поверхность, исключая воздействие вибрации, и отстаивают содержимое в течение 5 мин.
10.4 Не перемещая цилиндр, рассматривают его содержимое при рассеянном свете и определяют следующее.
10.4.1 Изменение объема водного слоя с точностью до 0,5 см
10.4.2 Состояние поверхности раздела фаз в соответствии с таблицей 2.
10.4.3 Степень разделения двух фаз в соответствии с таблицей 1.
10.4.4 Не учитывают незначительное помутнение слоя топлива, которое не наблюдается при рассмотрении на белом фоне.
Таблица 2 - Оценка поверхности раздела фаз
Балл | Внешний вид |
1 | Прозрачная и чистая |
1b | Прозрачные пузырьки, покрывающие не более чем приблизительно 50% поверхности раздела фаз без каких-либо клочков |
2 | Частицы, волокнистая пена или пленка на поверхности раздела фаз |
3 | Рыхлая волокнистая пена и/или небольшое плавающее загрязнение |
4 | Плотная волокнистая пена и/или обильное плавающее загрязнение |
11 Протокол испытаний
11.1 Протокол испытаний должен содержать:
11.1.1 Изменение объема водного слоя с точностью до 0,5 см
11.1.2 Оценку состояния поверхности раздела фаз (см. таблицу 2).
11.1.3 Оценку степени разделения фаз (см. таблицу 1).
12 Прецизионность и смещение
12.1 Прецизионность
Изменение объема водного слоя является критерием взаимодействия авиационного топлива с водой и качественным показателем наличия водорастворимых компонентов и не подлежит оценке прецизионности.
12.1.1 Нецелесообразно устанавливать прецизионность оценки поверхности раздела фаз в качестве критерия взаимодействия авиационного турбинного топлива с водой, поскольку результаты оценки, приведенные в таблице 2, являются качественными. В таблице 2 приводится соответствующий балл для описания внешнего вида поверхности раздела фаз в качестве руководства для качественной оценки.
12.2 Смещение
Процедура настоящего метода по взаимодействию авиационных топлив с водой не имеет смещения, поскольку значение изменения объема и оценка состояния поверхности раздела фаз определяются только в терминах настоящего метода.
Приложение ДА
(справочное)
Сведения о соответствии ссылочных стандартов ASTM ссылочным межгосударственным стандартам
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного стандарта ASTM | Степень соответствия | Обозначение и наименование соответствующего межгосударственного стандарта |
ASTM D 381 | - | * |
ASTM D 611 | - | * |
ASTM D 1836 | - | * |
ASTM D 2699 | - | * |
ASTM D 2700 | - | * |
ASTM D 3948 | - | * |
* Соответствующий межгосударственный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного стандарта. |
УДК 665.753.2:543.613.2:006.354 | МКС 75.160.20 |
Ключевые слова: авиационные топлива, взаимодействие с водой |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2019