ГОСТ Р 51960-2002
(ИСО 789-11:1996)
Группа Д29
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАКТОРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КОЛЕСНЫЕ
Метод оценки управляемости
Agricultural wheeled tractors. Steering capability test procedure
ОКС 65.060.10
ОКП 47 9136
Дата введения 2004-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 275 "Тракторы"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 27 ноября 2002 г. N 431-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст международного стандарта ИСО 789-11:1996 "Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний. Часть 11. Характеристики управляемости колесных тракторов" и содержит дополнительные требования, отражающие потребности экономики страны, выделенные курсивом
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на сельскохозяйственные колесные тракторы и устанавливает метод оценки их управляемости.
Требования стандарта являются обязательными, за исключением 5.2.3 и приложения А.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ Р 51961-2002 (ИСО 10998:1995) Тракторы сельскохозяйственные колесные. Требования к рулевому управлению
3 Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 усилие управления на рулевом колесе: Сила сопротивления перемещению рулевого колеса при воздействии на него оператора для изменения направления движения трактора (ГОСТ Р 51961).
3.2 управляемость трактора: Свойство трактора реагировать на действия оператора, направленные на сохранение или изменение направления движения.
4 Средства измерений, измеряемые показатели, допускаемые погрешности измерений
4.1 Средства измерений
Рулетка.
Динамометр.
Секундомер.
Манометр.
4.2 Измеряемые показатели и допускаемые погрешности измерений
Время - ±0,2 с.
Расстояние, м - ±0,5%.
Усилие, Н - ±1%.
Масса, кг - ±0,5%.
Давление, кПа - ±2%.
5 Требования к испытательной площадке и испытуемому трактору
5.1 Требования к испытательной площадке
5.1.1 Размер площадки должен обеспечивать выполнение трактором заданного движения по траекториям, сопрягаемым с окружностями радиусом 12 м, приведенным на рисунках 1 и 2.
Рисунок 1 - Траектории движения трактора с исправным рулевым управлением (время движения - 5 с)
1, 8 - направление движения трактора перед выездом на траекторию;
2, 7 - стартовые точки движения по траекториям; 3 - траектория поворота трактора направо;
4, 5 - финишные точки движения по траекториям; 6 - траектория поворота трактора налево;
- стартовая линия
Рисунок 1 - Траектории движения трактора с исправным рулевым управлением (время движения - 5 с)
Рисунок 2 - Траектории движения трактора с рулевым управлением в аварийном состоянии (время движения - 8 с)
1, 8 - направление движения трактора перед выездом на траекторию;
2, 7 - стартовые точки движения по траекториям; 3 - траектория поворота трактора направо;
4, 5 - финишные точки движения по траекториям; 6 - траектория поворота трактора налево; - стартовая линия
Рисунок 2 - Траектории движения трактора с рулевым управлением в аварийном состоянии (время движения - 8 с)
5.1.2 Поверхность площадки должна иметь твердое покрытие, обеспечивающее необходимое сцепление шин и невозможность ее разрушения шинами при повороте трактора, а также должна быть сухой; уклон площадки в любом направлении не должен превышать 3%.
5.2 Требования к испытуемому трактору
5.2.1 Параметры всех элементов трактора, связанных с рулевым управлением, должны соответствовать требованиям изготовителя.
5.2.2 Распределение массы балласта должно создавать максимальное сопротивление вращению рулевого колеса и быть в пределах, указанных изготовителем.
5.2.3 Усилие на рулевом колесе трактора, имеющего набор шин различного размера, рекомендуется определять с использованием шин наибольшего диаметра или шин с максимальной несущей способностью при максимальной расчетной скорости, предусмотренной изготовителем.
5.2.4 Давление в шинах должно соответствовать указанному изготовителем для движения трактора в транспортном режиме с максимальной расчетной скоростью.
5.2.5 Блокировка дифференциала при испытаниях должна быть отключена.
6 Метод оценки управляемости
6.1 Управляемость трактора оценивается выполнением требований к рулевому управлению, установленных в ГОСТ Р 51961, в том числе усилием на органе рулевого управления при движении трактора:
- с исправным рулевым управлением - по траектории [1], приведенной на рисунке 1 и в таблице 1, имеющей протяженность, равную пути, проходимому трактором за 5 с;
Таблица 1
В метрах
(поворот направо) | (поворот налево) | Примечание | |
0,00 | 0,00 | 25,33 | Стартовая точка |
1,39 | 0,003 | 25,32 | - |
2,78 | 0,02 | 25,30 | - |
4,17 | 0,07 | 25,25 | - |
5,56 | 0,17 | 25,15 | - |
6,93 | 0,33 | 24,99 | - |
8,30 | 0,58 | 24,75 | - |
9,64 | 0,91 | 24,41 | - |
10,96 | 1,36 | 23,97 | - |
12,23 | 1,92 | 23,40 | - |
13,43 | 2,62 | 22,71 | Финишная точка |
- с рулевым управлением в аварийном состоянии - по траектории [1], приведенной на рисунке 2 и в таблице 2, имеющей протяженность, равную пути, проходимому трактором за 8 с.
Примечание - Аварийное состояние рулевых управлений с усилителем и сервоприводом имитируется отключением источника энергии.
Таблица 2
В метрах
(поворот направо) | (поворот налево) | Примечание | |
0,00 | 0,00 | 27,33 | Стартовая точка |
1,35 | 0,002 | 27,325 | - |
2,70 | 0,01 | 27,31 | - |
4,05 | 0,04 | 27,29 | - |
5,40 | 0,1 | 27,23 | - |
6,75 | 0,19 | 27,13 | - |
8,09 | 0,33 | 27,00 | - |
9,42 | 0,53 | 26,80 | - |
10,75 | 0,79 | 26,54 | - |
12,06 | 1,12 | 26,21 | - |
13,34 | 1,53 | 25,80 | - |
14,6 | 2,02 | 25,31 | - |
15,81 | 2,61 | 24,72 | - |
16,97 | 3,30 | 24,03 | - |
18,07 | 4,09 | 23,24 | - |
19,09 | 4,98 | 22,35 | - |
20,01 | 5,96 | 21,36 | - |
20,39 | 6,45 | 20,88 | Финишная точка |
6.2 Трактор должен двигаться со скоростью (10±1) км/ч по траекториям, указанным на рисунках 1 и 2, при повороте направо - левым передним колесом, при повороте налево - правым передним колесом. Перед выездом на траекторию трактор должен иметь указанную скорость и положение, соответствующее прямолинейному движению.
6.3 Измерения начинают с момента пересечения передними колесами трактора линии и заканчивают в момент достижения передними колесами точки сопряжения с окружностью радиусом 12 м (точки 4 и 5).
6.4 Усилие управления на рулевом колесе трактора, имеющего привод передних колес, определяют как при включенном, так и при выключенном приводе.
6.5 Все измерения следует проводить не менее трех раз при повороте трактора как направо, так и налево.
6.6 Контроль за фактической траекторией движения трактора и за отклонением ее от траектории, обозначенной разметкой, следует осуществлять по следу маркировочного устройства.
7 Отчет об испытаниях
7.1 Результаты испытаний должны быть приведены в отчете, форма которого приведена в приложении А.
7.2 В отчете об испытаниях должны быть указаны:
- наименование и адрес предприятия-изготовителя;
- марка, модель, тяговый класс трактора;
- тип рулевого управления;
- эксплуатационная масса испытуемого трактора с учетом балласта (при наличии);
- распределение эксплуатационной массы трактора по осям;
- сведения о колесах: общее число колес, число ведущих колес, использование колес со сдвоенными шинами и др.;
- сведения о шинах: маркировка, размеры, давление воздуха в шинах и др.;
- дата и место проведения испытаний;
- условия испытаний;
- значение усилия управления на рулевом колесе;
- время прохождения заданной траектории.
ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендуемое). Отчет об испытаниях
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(рекомендуемое)
А.1 Трактор
Наименование и адрес предприятия-изготовителя | |||
Марка трактора | |||
Модель | |||
Масса трактора, представленного для испытаний (включая балласт):
Масса, приходящаяся на переднюю ось, | Масса, приходящаяся на заднюю ось, | ||||
кг | кг | ||||
Общая масса трактора, кг | |||||
Сведения о балласте | |||||
А.2 Ведущие колеса
Два | Четыре | |||
Другие характеристики | ||||
А.3 Шины и колеса
Размеры шин | передних | задних | |
Одинарные или сдвоенные | |||
Давление в шинах, кПа | |||
А.4 Рулевой механизм
С поворотными кулаками, вращающимися вокруг шкворней, закрепленных на концах оси
С шарнирно-сочлененной рамой | |||
Специальные элементы рулевого управления | |||
Тип рулевого управления (ГОСТ Р 51961):
Ручное | |||
С усилителем | |||
С сервоприводом | |||
Другое |
А.5 Усилие управления на рулевом колесе и время для достижения точки сопряжения траектории с окружностью радиусом 12 м при скорости (10±1) км/ч
Таблица А.1
Режим работы трактора | Усилие на рулевом колесе, Н | Время прохождения заданной траектории, с |
При исправном рулевом управлении: | ||
поворот налево | ||
поворот направо | ||
При имитации неисправности источника энергии: | ||
поворот налево | ||
поворот направо |
Замечания | |||||
Измерения проводил | |||||
Место проведения испытаний | |||||
Дата проведения испытаний |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное). Библиография
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(справочное)
[1] С.А.Иофинов "Технология производства тракторных работ", Сельхозгиз, 1959
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2003