ГОСТ 33381-2015
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Моторвагонный подвижной состав и вагоны пассажирские локомотивной тяги
ПРАВИЛА РАСЧЕТА И ПРОВЕРКИ ВРЕМЕНИ ЭВАКУАЦИИ ПАССАЖИРОВ
Motor coach rolling stock and passenger cars of locomotive traction. Rules of calculation and check the time of evacuation of passengers
МКС 45.060
Дата введения 2016-08-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Перспективные системы транспорта" (ООО "ПСТ")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 22 июля 2015 г. N 78-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Украина | UA | Минэкономразвития Украины |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 ноября 2015 г. N 1748-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33381-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 августа 2016 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.
7 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов "О безопасности железнодорожного подвижного состава" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Введение
Одной из основных причин, требующих эвакуации пассажиров из вагонов, является пожар.
Несмотря на то, что при изготовлении вагонов применяются только негорючие и трудногорючие материалы, провода и кабели, защитные аппараты обеспечивают своевременное отключение при неисправностях электрооборудования, пожары в вагонах случаются из-за неосторожного обращения с огнем пассажиров и обслуживающего персонала, неисправности электрооборудования.
Во время пожара в вагоне опасными факторами для пассажиров могут являться высокая температура, повышенная концентрация токсичных продуктов, возникающая в процессе горения и термического разложения, задымленность и пониженное содержание кислорода, воздействие, которых может привести к травме, отравлению или гибели человека. В условиях пожара время на эвакуацию пассажиров ограничено.
Расчет времени эвакуации пассажиров предназначен для того, чтобы определить время, за которое пассажиры самостоятельно, без посторонней помощи покинут вагон.
Проверка времени эвакуации пассажиров заключается в сравнении расчетного временного периода от момента возникновения пожара до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара и расчетного временного периода, требуемого для того, чтобы пассажиры были эвакуированы из вагонов.
Настоящий стандарт устанавливает правила расчета и проверки времени эвакуации пассажиров для вагонов следующих типов, предназначенных для перевозки пассажиров:
- вагоны моторвагонного подвижного состава;
- пассажирские вагоны локомотивной тяги.
Использование требований настоящего стандарта позволяет оценить соответствие объемно-планировочных и конструктивных решений вагонов условиям обеспечения безопасной эвакуации пассажиров.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает правила расчета и проверки времени эвакуации пассажиров вагонов моторвагонного подвижного состава и пассажирских вагонов локомотивной тяги (далее - вагоны).
Правила расчета распространяются на эвакуацию пассажиров при возникновении пожара в вагонах в пути следования и на стоянках.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.044 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 эвакуация: Процесс организованного самостоятельного движения пассажиров из вагона в соседние вагоны и/или из вагона на пассажирскую платформу и/или на железнодорожный путь из-за возможности воздействия на них опасных факторов пожара.
3.2 опасные факторы пожара; ОФП: Факторы пожара, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека.
Примечание - К опасным факторам пожара, воздействующим на людей, которые рассматриваются в настоящем стандарте, относятся:
1) повышенная температура окружающей среды;
2) повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;
3) пониженная концентрация кислорода;
4) снижение видимости в дыму.
3.3 необходимое (требуемое) время эвакуации
3.4 расчетное время эвакуации
3.5 время начала эвакуации
3.6 безопасная зона: Зона, в которой пассажиры защищены от воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы пожара отсутствуют.
3.7 аварийный выход: Аварийные окна в вагоне, которые ведут непосредственно наружу, используемые как дополнительный выход для спасания пассажиров и удовлетворяющие требованиям безопасной эвакуации.
Примечание - Аварийные выходы не учитываются в расчетной схеме эвакуации при определении расчетного времени эвакуации пассажиров из вагона.
3.8 эвакуационный выход: Двери в вагоне, ведущие непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющую требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.
3.9 людской поток (поток пассажиров): Неизменная по составу, численности группа людей (до слияния с другим потоком или разделения на несколько потоков).
3.10 однородный поток пассажиров: Поток пассажиров, состоящий из групп людей с одинаковыми мобильными качествами.
3.11 смешанный поток пассажиров: Поток пассажиров, состоящий из групп людей с различными мобильными качествами.
3.12 эвакуационный участок: Участок вагона прямоугольной формы с неизменной шириной, по которому перемещаются пассажиры.
4 Общие положения
4.1 Проверка времени эвакуации пассажиров заключается в сравнении суммарного времени от начала обнаружения пожара до момента выхода из вагона последнего пассажира (
Время эвакуации считается удовлетворяющим требованиям безопасности, если выполняется следующее условие:
4.2 Эвакуация пассажиров из вагона может осуществляться:
- в соседние вагоны через торцевые двери межвагонных переходов;
- на пассажирскую платформу через боковые наружные двери или аварийные выходы;
- на полевую сторону железнодорожного пути через боковые наружные двери или аварийные выходы.
5 Основные расчетные значения
5.1 Основными расчетными значениями являются:
- необходимое (требуемое) время
- суммарное время
5.2 Суммарное время определяют по формуле
где
5.3 Расчетное время эвакуации пассажиров
- по упрощенной аналитической модели движения людского потока, приведенной в приложении А;
- по математической модели индивидуально-поточного движения людского потока, приведенной в приложении Б.
Выбор способа определения расчетного времени эвакуации проводят с учетом специфических особенностей объемно-планировочных решений вагона, а также особенностей контингента пассажиров (людей с ограниченной мобильностью), находящихся в нем.
Упрощенную аналитическую модель применяют для однородного потока пассажиров, а математическую модель индивидуально-поточного движения - для смешанного потока (с учетом пассажиров с ограниченной мобильностью).
5.4 Время начала эвакуации пассажиров принимается равным:
- для вагонов с местами для сидения - 0;
- для пассажирских вагонов купейных, некупейных и первого этажа двухэтажных купейных вагонов - 0,5 мин;
- для второго этажа двухэтажных пассажирских купейных вагонов - 1 мин
________________
5.5 Расчет необходимого времени эвакуации пассажиров следует выполнять согласно приложению В.
6 Порядок проведения расчетов
6.1 Для проведения расчетов необходимо иметь в наличии следующие данные о вагоне:
- объемно-планировочные решения;
- номенклатуру материалов, применяемых в вагоне, и их характеристики, в том числе материалов, применяемых для отделки интерьера, способных поддерживать горение и распространять пламя при возгорании;
- максимальное число и места размещения пассажиров (максимальное число пассажиров):
- для пассажирских вагонов локомотивной тяги - определяется по числу посадочных мест;
- для вагонов моторвагонного подвижного состава - по числу посадочных мест и числу пассажиров, стоящих в проходах и тамбурах из расчета 7 чел/м
- наличие системы пожарной сигнализации (оповещения).
6.2 Для расчета необходимого времени эвакуации пассажиров рассматривают сценарий кругового распространения пожара. Место нахождения первоначального очага пожара определяют из условия блокирования одного из эвакуационных выходов. Начальное значение температуры воздуха внутри вагона должно соответствовать максимально допустимому согласно требованиям, предъявляемым к конкретному подвижному составу для перевозки пассажиров.
6.3 Для определения расчетного времени эвакуации пассажиров в зависимости от типа вагона определяют модель эвакуации пассажиров, проводят построение расчетной схемы эвакуации и осуществляют моделирование эвакуации пассажиров.
6.4 При построении расчетной схемы необходимо исходить из того, что пожар возник во время движения поезда, и эвакуация пассажиров до остановки поезда (при экстренном торможении) при возможности сначала осуществляется в соседний вагон, а после его остановки - дополнительно на платформу или полевую сторону железнодорожного пути. Период времени от начала экстренного торможения до остановки поезда принимается исходя из значения конструкционной скорости пассажирского вагона или моторвагонного подвижного состава.
Приложение А
(обязательное)
Определение расчетного времени эвакуации пассажиров из вагона по упрощенной аналитической модели людского потока
Расчетное время эвакуации пассажиров
При расчете весь путь движения потока пассажиров подразделяют на эвакуационные участки (проход, коридор, дверной проем, тамбур, лестница и подножка вагона) длиной
При определении расчетного времени эвакуации пассажиров длину и ширину каждого участка пути эвакуации для проектируемых и модернизируемых вагонов принимают по проекту. Длину пути по лестницам принимают равной их длине. Длину участка при выходе по подножкам вагона на полевую сторону железнодорожного пути через боковые наружные двери следует рассчитывать от начала подножки до земляного полотна. Длину пути в дверном проеме принимают равной нулю. Тамбур следует считать самостоятельным участком горизонтального пути, имеющим конечную длину
Расчетное время эвакуации пассажиров
где
Время движения потока пассажиров по участку пути
где
Скорость движения потока зависит от вида эвакуационного пути, плотности потока и очередности (первоначальный или последующий) участков эвакуации. Для первоначального участка скорость движения потока на участке определяют по таблице А.1 в зависимости от плотности потока D. Если известные величины имеют промежуточные значения, то искомая величина определяется методом линейной интерполяции.
Таблица А.1 - Интенсивность и скорость движения потока пассажиров на разных участках путей эвакуации в зависимости от плотности
Плотность потока D, м | Горизонтальный путь | Дверной проем, интенсивность | Лестница вниз | ||
Скорость V, м/мин | Интенсивность q, м/мин | Скорость V, м/мин | Интенсивность q, м/мин | ||
0,01 | 100 | 1,0 | 1,0 | 100 | 1,0 |
0,05 | 100 | 5,0 | 5,0 | 100 | 5,0 |
0,10 | 80 | 8,0 | 8,7 | 95 | 9,5 |
0,20 | 60 | 12,0 | 13,4 | 68 | 13,6 |
0,30 | 47 | 14,1 | 16,5 | 52 | 15,6 |
0,40 | 40 | 16,0 | 18,4 | 40 | 16,0 |
0,50 | 33 | 16,5 | 19,6 | 31 | 15,6 |
0,60 | 28 | 16,3 | 19,05 | 24,5 | 14,1 |
0,70 | 23 | 16,1 | 18,5 | 18 | 12,6 |
0,80 | 19 | 15,2 | 17,3 | 13 | 10,4 |
0,90 и более | 15 | 13,5 | 5,875 | 8 | 7,2 |
Примечание - Табличное значение интенсивности движения в дверном проеме при плотности потока 0,9 и более, равное 5,875 м/мин, установлено для дверного проема шириной 0,9 м, а при дверном проеме другой ширины |
Плотность однородного потока пассажиров на первом участке пути
где
Скорость
Уравнение неразрывности потока пассажиров связывает между собой параметры, определяющие движение потока на предыдущих и последующих участках. Исходя из этого, интенсивность для всех участков пути, в том числе и для дверных проемов, определяют по формуле
где
Если значение
16,5 - для горизонтальных путей;
19,6 - для дверных проемов;
16,0 - для лестницы вниз.
Время движения через дверной проем в данном случае равно 0.
Если значение
Время существования скопления на участке (
где
Если происходит разделение потока по двум и более участкам, то интенсивность движения по ним рассчитывается с учетом доли ширины каждого из этих участков.
________________
* Формула соответствует оригиналу. - .
где
Примерная схема потоков эвакуации в вагоне пассажирского типа приведена на рисунке А.1.
Рисунок А.1 - Примерная схема потоков эвакуации в вагоне пассажирского типа
При слиянии в начале
где
Рисунок А.2 - Слияние людских потоков
Если значение
Поскольку скопление пассажиров происходит на всех участках пути, т.е. все потоки задерживаются в месте слияния, интенсивность их движения будет одинаковой, соответствующей максимальной плотности скопления, а значения пропускных способностей определяются шириной участков. Следовательно, долю участия
где
Процесс слияния идет с участием всех потоков до того момента, когда какой-либо из потоков иссякнет, т.е. когда его замыкающая часть выйдет к месту слияния. С этого момента соответственно меняется доля участия потоков, продолжающих слияние, т.к.
Участок, у которого время выхода пассажиров с участка, определенное по формуле (А.5), будет минимальным, иссякнет первым.
Приложение Б
(обязательное)
Определение расчетного времени эвакуации пассажиров из вагона по математической модели индивидуально-поточного движения людского потока
Расчетное время эвакуации пассажиров из вагона определяют по времени выхода из него последнего человека.
За габариты человека в плане принимается эллипс с размерами осей 0,5 м (ширина человека в плечах) и 0,32 м (толщина человека), что соответствует горизонтальной проекции взрослого человека в зимней одежде площадью 0,125 м
Координаты каждого пассажира
Координату каждого пассажира в момент времени
где
Скорость
Таблица Б.1 - Интенсивность и скорость движения потока пассажиров с ограниченной мобильностью (передвигающихся на креслах-колясках, приводимых в движение вручную) в зависимости от плотности
Плотность потока | Горизонтальный путь | |
D, м | Скорость V, м/мин | Интенсивность |
0,01 | 60,00 | 0,60 |
0,05 | 60,00 | 3,00 |
0,10 | 60,00 | 6,00 |
0,20 | 50,57 | 10,11 |
0,30 | 40,84 | 12,25 |
0,40 | 33,93 | 13,57 |
0,50 | 28,58 | 14,29 |
0,60 | 24,20 | 14,52 |
0,70 | 20,50 | 14,35 |
0,80 | 17,30 | 13,84 |
0,90 | 14,47 | 13,02 |
Локальную плотность
где
Если в момент времени t координата пассажира
В этом случае координату этого пассажира на следующем участке определяют по формуле
где
Число пассажиров, переходящих с одного участка на другой в единицу времени, определяется пропускной способностью выхода с участка
где
Интенсивность движения потока пассажиров на выходе с
где
В момент времени t определяют число пассажиров
На основании заданных начальных условий (начальных координат пассажиров, параметров эвакуационных участков) определяют плотности потоков пассажиров и пропускные способности выходов с участков. Затем делают приращение по времени
Приложение В
(обязательное)
Определение необходимого времени эвакуации пассажиров из вагона
Аналитически необходимое (требуемое) время эвакуации пассажиров
где
Расчет
________________
* В РФ действует ГОСТ 12.1.044-89 "Пожаровзрывоопасность веществ и материалов"
Сначала рассчитывают значение критической продолжительности пожара
где
Значения каждой критической для пассажиров продолжительности пожара в вагоне определяются по следующим формулам:
- по повышенной температуре
- по потере видимости
- по пониженному содержанию кислорода
- по токсичным газам
где В =
V - свободный объем вагона, м
Если под знаком логарифма получается отрицательное число, то данный ОФП не представляет опасности.
УДК 629.45:006.354 |
| МКС 45.060 |
Ключевые слова: моторвагонный подвижной состав и вагоны пассажирские, правила расчета времени эвакуации пассажиров, необходимое время эвакуации пассажиров, проверка времени эвакуации пассажиров, опасные факторы пожара, эвакуационный участок, время начала эвакуации пассажиров, сценарий пожара, модель эвакуации пассажиров, поток пассажиров, координата пассажира, критическая продолжительность пожара |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2019