ГОСТ 34626-2019
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ЛОКОМОТИВЫ И САМОХОДНЫЙ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
Методы определения коэффициента полезного действия и коэффициента полезного использования мощности
Locomotives and self-propelled special railway stock. Methods for determination of efficiency coefficient and power capacity coefficient
МКС 45.060.10
Дата введения 2020-09-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (АО "ВНИКТИ")
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 20 декабря 2019 г. N 125-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
Украина | UA | Минэкономразвития Украины |
(Поправка. ИУС N 8-2020).
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2019 г. N 1470-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34626-2019 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2020 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случаях пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 8, 2020 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на локомотивы: магистральные и маневровые тепловозы, магистральные газотурбовозы, маневровые тепловозы, работающие на природном газе, тепловозы и самоходный специальный железнодорожный подвижной состав (далее - ССПС) с гибридной установкой и самоходный специальный железнодорожный подвижной состав, работающий на дизельном топливе или природном газе, и устанавливает методы определения коэффициента полезного действия и коэффициента полезного использования мощности.
Настоящий стандарт не распространяется на электровозы.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 10150-2014 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Общие технические условия
ГОСТ 31187 Тепловозы магистральные. Общие технические требования
ГОСТ 31369 (ИСО 6976:1995) Газ природный. Вычисление теплоты сгорания, плотности, относительной плотности и числа Воббе на основе компонентного состава
ГОСТ 31428-2011 Тепловозы маневровые с электрической передачей. Общие технические требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применен следующий термин с соответствующим определением:
3.1.1 тепловоз и ССПС с гибридной установкой: Тепловоз и ССПС, содержащие дизель-генератор и накопитель энергии (аккумуляторную батарею и/или конденсаторную батарею).
3.2 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АТЭД - асинхронный тяговый двигатель;
КПД - коэффициент полезного действия;
КПИМ - коэффициент полезного использования мощности;
САРТ - система автоматического регулирования температуры теплоносителей;
ТУ - технические условия.
4 Общие положения
4.1 На стадии проектирования локомотива, ССПС используют расчетно-теоретический способ определения КПД и КПИМ.
4.2 При проведении испытаний локомотива и ССПС используют экспериментально-расчетный метод определения КПД и КПИМ. При этом измерению подлежат расход топлива, динамометрическая сила тяги, скорость движения, мощность энергоснабжения внешних потребителей энергии, электрическая мощность, потребляемая агрегатами собственных нужд, электрическая мощность тяговых двигателей и мощность тягового генератора, а также продолжительность работы агрегатов вспомогательных нужд.
4.3 Метод определения КПД и КПИМ тепловоза и ССПС с гибридной установкой при совместной работе двигателя и накопителя энергии устанавливают, исходя из назначения источников энергии.
5 Методы определения коэффициента полезного действия
5.1 Метод определения коэффициента полезного действия локомотива, самоходного специального железнодорожного подвижного состава как самоходной подвижной единицы
5.1.1 Данный метод применяют для определения КПД локомотива, ССПС, магистральных тепловозов с гидропередачей*, нормативные значения которых установлены в ГОСТ 31187, ГОСТ 31428, в стандартах на локомотивы, работающие на природном газе**, в соответствующих ТУ на тепловоз и ССПС с гибридной установкой и в соответствующих ТУ на конкретный тип ССПС.
_______________
* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 57215-2016 "Тепловозы магистральные с гидропередачей. Общие технические требования".
** В Российской Федерации действуют ГОСТ Р 56286-2014 "Локомотивы маневровые, работающие на сжиженном природном газе. Общие технические требования" и ГОСТ Р 56287-2014 "Газотурбовозы магистральные грузовые, работающие на сжиженном природном газе. Общие технические требования".
5.1.2 КПД локомотива, ССПС
где
Низшую теплотворную способность дизельного топлива принимают равной 42700 кДж/кг.
Низшую теплотворную способность природного газа определяют по ГОСТ 31369.
КПД локомотива, ССПС
где
Таблица 1
Наименование параметра, ед. измерения | Значение |
Температура наружного воздуха, К (°С) | 293 (20) |
Атмосферное давление, кПа (мм рт.ст.) | 101,3 (760) |
Относительная влажность, % | 70 |
Температура топлива перед топливным насосом высокого давления дизеля, К (°С) | 303 (30) |
Температура воды на входе в охладитель наддувочного воздуха, К (°С) | 321 (48) |
5.2 Метод определения коэффициента полезного действия локомотива, самоходного специального железнодорожного подвижного состава как тяговой единицы
5.2.1 Данный метод определения КПД учитывает полезную мощность локомотива, ССПС, определяемую по силе тяги на автосцепке или суммарную касательную силу тяги с учетом сопротивления движению.
Данный метод расчета КПД применяют для локомотивов и ССПС, работающих с прицепной нагрузкой.
5.2.2 КПД локомотива, ССПС
где
КПД локомотива, ССПС
где
5.3 Метод определения коэффициента полезного действия локомотива, ССПС как тягово-энергетической единицы
5.3.1 В данном методе определения КПД локомотива, ССПС полезную мощность учитывают как мощность, требуемую для перемещения и энергоснабжения состава. Данный метод расчета КПД применяют только для одного класса ССПС - тягово-энергетического модуля.
5.3.2 КПД локомотива, ССПС
где
КПД локомотива, ССПС
где
5.3.3 Определение КПД локомотива, ССПС с учетом затрат мощности на энергоснабжение состава рекомендуется проводить при следующих условиях:
- температура наружного воздуха плюс 40°С (с учетом затрат мощности на кондиционирование воздуха);
- температура наружного воздуха минус 40°С (с учетом затрат мощности на отопление состава).
5.3.4 Мощность вентиляторов охлаждения теплоносителей силовой установки определяют с учетом изменения плотности наружного воздуха (см. 8.14) при температурах от минус 40°С до плюс 40°С и изменения мощности каждого вентилятора за счет регулирования частоты вращения вентилятора или продолжительности его включения.
6 Метод определения коэффициента полезного использования мощности
6.1 КПИМ локомотива, ССПС как самоходной подвижной единицы, нормативные значения которых установлены в ГОСТ 31187, ГОСТ 31428, в стандартах на локомотивы, работающие на природном газе*, в ТУ на тепловоз и ССПС с гибридной установкой, в ТУ на конкретный ССПС, вычисляют по формуле
где
_______________
* В Российской Федерации действуют ГОСТ Р 56286-2014 "Локомотивы маневровые, работающие на сжиженном природном газе. Общие технические требования" и ГОСТ Р 56287-2014 "Газотурбовозы магистральные грузовые, работающие на сжиженном природном газе. Общие технические требования".
6.2 КПИМ локомотива, ССПС (для всех классов, работающих с прицепной нагрузкой), как тяговой единицы при выполнении работы по перемещению состава, вычисляют по формуле
где
6.3 КПИМ локомотива, ССПС (только для класса тягово-энергетических модулей), как тягово-энергетической единицы при выполнении тяговой работы и энергоснабжении состава, вычисляют по формуле
где
7 Расчетно-теоретический метод определения коэффициента полезного действия и коэффициента полезного использования мощности локомотива, ССПС на стадии проектирования
7.1 Для определения КПД и КПИМ расчетно-теоретическим методом с использованием формул (1)-(9) устанавливают входящие в указанные формулы значения эффективной мощности, расхода топлива и мощности, затраченной на полезную работу.
7.2 Эффективную мощность силовой установки
7.3 Касательную мощность локомотива, ССПС
где
При включенном энергоснабжении мощность генератора энергоснабжения, приведенную к валу силовой установки
где
При отключенном энергоснабжении локомотива, ССПС учитывают потери в обмотке генератора и механические потери.
В число агрегатов вспомогательных нужд входят вентиляторы охлаждающего устройства силовой установки, тормозной компрессор, агрегаты охлаждения электрического оборудования (вентиляторы тягового генератора, выпрямительной установки и тяговых электродвигателей), возбудитель тягового генератора, потребители в цепях управления и освещения, аккумуляторных батарей, отсасывающих агрегатов мультициклонных фильтров силовой установки и вентиляторов кузова и др.
7.4 Мощность вентиляторов охлаждающего устройства силовой установки
где
7.5 Мощность вентиляторов охлаждения тяговых двигателей
где
7.6 Мощность тормозного компрессора определяют с учетом ПВ компрессора в зависимости от номинальной производительности компрессора.
Для расчетного режима ПВ компрессора принимают равной 0,25.
Мощность тормозного компрессора
где
7.7 В расчетах при определении КПД и КПИМ локомотива или ССПС, как самоходной подвижной единицы или как тяговой единицы, не учитывают мощность агрегатов кондиционирования воздуха и обогрева кабины машиниста.
7.8 Полезную мощность, требуемую для совершения тяговой работы по перемещению состава,
где
7.9 Мощность локомотива, ССПС, требуемая на преодоление основного сопротивления движению,
где
3,6 - постоянный переводной коэффициент.
_______________
* Для новых локомотивов с измененной аэродинамической формой и экипажной частью
Основное сопротивление движению локомотива, ССПС как повозки
где
7.10 Полезную мощность локомотива, ССПС как тягово-энергетической единицы
где
8 Определение коэффициента полезного действия и коэффициента полезного использования мощности при испытаниях
8.1 Для определения КПД и КПИМ по формулам (1)-(9) при тягово-энергетических испытаниях локомотивов, ССПС экспериментально-расчетным методом вычисляют входящие в формулы значения эффективной мощности силовой установки и мощность, затраченную на полезную работу, по приведенным ниже формулам и условиям по 8.2.
8.2 Железнодорожный путь, на котором проводят испытания, должен быть прямым и иметь нулевой профиль. Испытания проходят при скорости ветра меньше 6 м/с и температуре окружающей среды выше минус 30°С.
Неравномерность движения
8.3 Эффективную мощность силовой установки
где
8.4 Мощность вспомогательных агрегатов определяют прямыми измерениями.
8.5 При вычислении мощности, затраченной на вспомогательную нагрузку в ходе испытаний, учитывают реальную продолжительность включения вентиляторов, компрессора и других вспомогательных агрегатов с последующим приведением к условиям таблицы 1.
8.6 Эффективную мощность силовой установки
где
где
8.7 Эффективную мощность силовой установки
где
8.8 Часовой расход топлива
8.9 Касательную мощность локомотива, ССПС
где
3,6 - постоянный переводной коэффициент.
8.10 Для корректировки мощности силовой установки при условиях, отличных от условий, приведенных в таблице 1, или от условий, оговоренных изготовителем, следует применять метод, изложенный в ГОСТ 10150-2014 (пункт 6.3.2).
8.11 Касательную силу тяги локомотива, ССПС
где
8.12 Допускается определение касательной силы тяги по предварительно экспериментально установленной для испытуемого локомотива или ССПС зависимости касательной силы тяги от суммы токов тяговых двигателей постоянного тока при полном и ослабленных полях.
где
8.13 Касательную силу тяги локомотива или ССПС с АТЭД
где
Механический момент на валу АТЭД
где
8.14 Мощность вентиляторов
где
8.15 Мощность возбудителя тягового синхронного генератора или генератора постоянного тока
где
8.16 При определении КПД и КПИМ локомотива или ССПС, как самоходной подвижной единицы или тяговой единицы, во время испытаний агрегаты кондиционирования воздуха и обогрева кабины должны быть отключены; при определении КПД и КПИМ локомотива или ССПС, как тягово-энергетической единицы, агрегаты кондиционирования воздуха и обогрева кабины должны быть включены.
8.17 Полезную мощность, требуемую для совершения тяговой работы по перемещению состава
где
3,6 - постоянный переводной коэффициент.
8.18 Полезную мощность локомотива, ССПС как тягово-энергетической единицы
где
УДК 629.11.011.673:006.354 | МКС 45.060.10 |
Ключевые слова: локомотивы магистральные, локомотивы маневровые, коэффициент полезного действия, коэффициент полезного использования мощности, методы определения, самоходный специальный железнодорожный подвижной состав |
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена