ГОСТ 34628-2019
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ПРУЖИНЫ И КОМПЛЕКТЫ ПРУЖИННЫЕ РЕССОРНОГО ПОДВЕШИВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Методы расчета на прочность при действии продольных и комбинированных нагрузок
Springs and spring assemblages of spring suspension of railway rolling stock. Methods of strength analysis at longitudinal and combined loading
МКС 45.060
ОКП 31 8000
Дата введения 2020-09-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (АО "ВНИКТИ")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 20 декабря 2019 г. N 125-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
Украина | UA | Минэкономразвития Украины |
(Поправка. ИУС N 8-2020), (Поправка. ИУС N 1-2021).
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2019 г. N 1502-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34628-2019 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2020 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
ВНЕСЕНЫ: поправка, опубликованная в ИУС N 8, 2020 год; поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2021 год
Поправки внесены изготовителем базы данных
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает методы расчета на прочность цилиндрических винтовых пружин, применяемых в рессорном подвешивании железнодорожного подвижного состава и работающих при действии продольных или комбинированных (продольных и поперечных) нагрузок.
Настоящий стандарт не распространяется на пружины и пружинные комплекты грузовых вагонов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 1452-2011 Пружины цилиндрические винтовые тележек и ударно-тяговых приборов подвижного состава железных дорог. Технические условия
ГОСТ 14959 Металлопродукция из рессорно-пружинной нелегированной и легированной стали. Технические условия
ГОСТ 32216 Специальный железнодорожный подвижной состав. Общие технические требования
ГОСТ 34093-2017 Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Требования к прочности и динамическим качествам
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 пружинный комплект: Минимальный набор пружин, обусловленный единым местом расположения и условиями нагружения в рессорном подвешивании подвижного состава.
3.1.2
тара вагона: Собственная масса вагона в порожнем состоянии. Примечание - Для пассажирских вагонов в тару включают массу воды, топлива и других предметов экипировки. [ГОСТ 34093-2017, пункт 3.1.2] |
3.1.3
брутто вагона: Собственная масса вагона, включая полезную нагрузку. Примечание - Для пассажирского вагона полезная нагрузка включает в себя массу пассажиров с багажом, которая определяется населенностью вагона и условной массой одного пассажира. [ГОСТ 34093-2017, пункт 3.1.3] |
3.1.4 максимальная статическая осевая нагрузка: Статическая нагрузка, действующая от колесной пары подвижного состава (нагрузка под брутто вагона или силы тяжести экипированного локомотива) на рельсы.
3.1.5
рамная сила: Поперечная горизонтальная сила взаимодействия колесной пары с рамой тележки. [ГОСТ 33796-2016, пункт 3.11] |
3.1.6
необрессоренные части тележки: Составные части тележки, расположенные ниже рессорного подвешивания. Примечание - Не несущие механические узлы не относятся к необрессоренным частям, но элементы их крепления считаются частью необрессоренных узлов. [ГОСТ 34093-2017, пункт 3.1.8] |
3.1.7
обрессоренные части тележки (вагона): Составные части несущей конструкции вагонной тележки, расположенные выше рессорного подвешивания или между ступенями рессорного подвешивания и кузова. Примечание - Не несущие механические узлы оборудования не относятся к обрессоренным частям, но элементы их крепления считаются частью обрессоренных частей. [ГОСТ 34093-2017, пункт 3.1.9] |
3.1.8 билинейная силовая характеристика пружинного комплекта: Зависимость вертикальной нагрузки на пружинный комплект от его прогиба, состоящая из двух линейных участков пропорциональной зависимости с различными коэффициентами пропорциональности (жесткости) и общей точкой перехода с начального участка на последующий участок с увеличенной жесткостью в зоне эксплуатационных нагрузок.
3.1.9 полный статический прогиб пружинного комплекта: Статический прогиб пружинного комплекта, соответствующий его деформации от свободного состояния до состояния под расчетной статической нагрузкой на пружинный комплект.
3.2 Сокращения
В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:
ПС - подвижной состав;
РП - рессорное подвешивание.
4 Обозначения параметров
В настоящем стандарте применены обозначения параметров пружин и пружинных комплектов, приведенные в таблице 1.
Таблица 1
Обозначение | Единица измерения | Наименование параметра |
мм | Диаметр прутка пружины | |
мм | Средний диаметр пружины | |
мм | Высота пружины в свободном состоянии | |
мм | Высота пружины в сжатом состоянии | |
мм | Высота пружины под расчетной статической нагрузкой | |
мм | Расчетная высота пружины в нагруженном состоянии | |
Н | Продольная нагрузка | |
Н | Расчетная статическая нагрузка на пружину | |
Н | Расчетная статическая нагрузка на пружинный комплект ступени РП | |
Н | Рабочая нагрузка на пружину | |
Н | Максимальная продольная нагрузка на пружину | |
Н | Максимальная продольная нагрузка на пружинный комплект | |
Н | Нагрузка на пружинный комплект под тарой вагона | |
Н | Нагрузка на пружинный комплект в точке излома билинейной силовой характеристики | |
- | Коэффициент вертикальной динамики | |
- | Коэффициент вертикальной динамики под нагрузкой тары вагона | |
- | Коэффициент конструктивного запаса пружинного комплекта | |
мм | Продольный прогиб пружины | |
мм | Статический прогиб пружинного комплекта под тарой вагона | |
мм | Прогиб пружинного комплекта в точке излома силовой характеристики | |
мм | Расчетный статический прогиб пружин под нагрузкой | |
мм | Расчетный статический прогиб пружинного комплекта под нагрузкой | |
мм | Максимальный прогиб пружины под нагрузкой | |
мм | Максимальный прогиб пружинного комплекта под нагрузкой | |
мм | Максимальный прогиб наружной пружины комплекта | |
мм | Максимальный прогиб внутренней пружины комплекта | |
мм | Полный статический прогиб пружинного комплекта под расчетной статической нагрузкой | |
мм | Максимальный прогиб пружины до сжатого состояния | |
Н/мм | Продольная жесткость пружины | |
Н/мм | Продольная жесткость второй пружины комплекта | |
Н/мм | Жесткость двух последовательно соединенных пружин комплекта | |
Н/мм | Продольная жесткость пружинного комплекта | |
Н/мм | Жесткость наружной пружины комплекта | |
Н/мм | Жесткость внутренней пружины комплекта | |
Н/мм | Жесткость упругого упора | |
Н/мм | Модуль упругости при сдвиге кручением | |
Н/мм | Модуль нормальной упругости | |
- | Коэффициент поперечной деформации | |
- | Коэффициент учета кривизны и изгиба витка пружины | |
- | Индекс пружины | |
- | Число рабочих витков | |
- | Полное число витков | |
Н/мм | Касательные напряжения в пружине под нагрузкой | |
Н/мм | Касательные напряжения в пружине под нагрузкой | |
Н/мм | Допускаемый предел текучести материала пружины при кручении | |
Н | Поперечная нагрузка | |
Н | Максимальная поперечная нагрузка | |
мм | Поперечное смещение опорных витков пружины | |
Н/мм | Поперечная жесткость пружины | |
- | Поправочный коэффициент к расчету поперечной жесткости | |
мм | Длина приведенного маятника подвешивания | |
км/ч | Конструкционная скорость движения ПС | |
Н/мм | Касательные напряжения в пружине от поперечной нагрузки | |
- | Поправочный коэффициент поперечного изгиба | |
1/мм | Коэффициент кручения поперечного изгиба | |
Н/мм | Расчетный параметр поперечного изгиба | |
мм | Осевой момент инерции | |
- | Коэффициент приведения поперечного изгиба | |
Н | Силовой параметр поперечного изгиба | |
градус | Угол подъема винтовой линии пружины высотой | |
Н/мм | Максимальные касательные напряжения в пружине | |
Н/мм | Допускаемый предел текучести при кручении материала в локальных зонах пружины | |
- | Коэффициент повышения предела текучести при кручении материала в локальных зонах пружины | |
- | Число пружин в буксовых комплектах на колесную пару | |
Н/мм | Жесткость поперечной связи колесной пары с рамой тележки | |
Н | Рамная сила | |
мм | Поперечное смещение колесной пары относительно рамы тележки | |
- | Коэффициент запаса прочности пружины по текучести при продольной нагрузке | |
- | Коэффициент запаса прочности пружины по текучести при комбинированной нагрузке | |
градус | Угол поворота тележки относительно кузова ПС в кривой малого радиуса | |
градус | Угол поворота тележки относительно кузова ПС в кривой | |
радиан | ||
мм | База подвижного состава по геометрическим центрам кузовных пружин тележек при прохождении кривых участков пути | |
мм | База тележки ПС | |
мм | Расстояние от направляющей колесной пары задней тележки до центра поворота тележки под кузовом ПС | |
мм | Малый радиус кривой вписывания ПС | |
мм | Максимальный зазор по гребням колесной пары в рельсовой колее малого радиуса | |
мм | Средний радиус кривой | |
мм | Средний зазор по колесной паре в рельсовой колее кривой | |
мм | Продольное расстояние от крайней кузовной пружины в тележке до центра поворота тележки | |
мм | Поперечное расстояние от крайней кузовной пружины в тележке до центра поворота тележки | |
мм | Расстояние от крайней кузовной пружины в тележке до центра поворота тележки | |
градус | Угловая координата расположения крайней кузовной пружины в тележке | |
мм | Поперечная деформация пружины от поворота тележки | |
мм | Поперечная деформация пружины от поворота тележки в кривой | |
мм | Свободный зазор в шкворневом узле тележки до шкворневой пружины | |
мм | Максимальный прогиб шкворневой пружины до упора | |
мм | Максимальная поперечная деформация пружины | |
мм | Предельная поперечная деформация пружины | |
мм | Амплитуда колебаний пружинного комплекта | |
Н/мм | Максимальные касательные напряжения при комбинированной нагрузке | |
- | Коэффициент влияния диаметра прутка | |
- | Коэффициент влияния качества поверхности прутка | |
- | Коэффициент влияния упрочнения пружины наклепом | |
- | Средний коэффициент вертикальной динамики | |
- | Средний коэффициент вертикальной динамики внутренней пружины комплекта | |
- | Средний коэффициент вертикальной динамики наружной пружины комплекта | |
Н/мм | Амплитуда динамической составляющей напряжений | |
Н/мм | Предел выносливости пружины при продольной нагрузке | |
- | Коэффициент запаса прочности пружины по сопротивлению усталости от продольных нагрузок | |
- | Доля непогашенного ускорения подрессоренной массы от возвышения наружного рельса | |
Н | Центробежная сила от непогашенного ускорения подрессоренной массы кузова ПС | |
Н | Амплитуда динамической поперечной нагрузки | |
Н/мм | Доля жесткости шкворневой пружины, приходящаяся на одну кузовную пружину | |
Н | Поперечная нагрузка на пружину при движении ПС в кривой | |
мм | Поперечная деформация пружины при движении ПС в кривой | |
мм | Максимальное поперечное смещение кузова относительно рамы тележки | |
мм | Амплитуда поперечных колебаний кузова | |
мм | Амплитуда поперечных колебаний от виляния тележки | |
мм | Амплитуда поперечной деформации отдаленной пружины кузова в кривой | |
- | Коэффициент поперечной динамики кузовной пружины | |
Н/мм | Квазистатические напряжения в пружине от поперечной нагрузки в кривой | |
Н/мм | Амплитуда динамической составляющей касательных напряжений в пружине в кривой | |
Н/мм | Суммарные касательные напряжения от продольной и поперечной нагрузок | |
Н/мм | Суммарная амплитуда касательных напряжений от продольной и поперечной нагрузок | |
Н/мм | Предел выносливости пружины при комбинированной нагрузке | |
- | Коэффициент запаса прочности пружин по сопротивлению усталости от комбинированных нагрузок |
5 Общие положения
5.1 Рессорное подвешивание (РП) подвижного состава (ПС) образуют цилиндрические винтовые пружины, изготовляемые по ГОСТ 1452, объединенные, как правило, в пружинные комплекты по ступеням РП.
5.2 Расчетную статическую нагрузку на пружинный комплект первой ступени РП
5.3 Расчет пружинного комплекта на прочность проводят по максимальной продольной нагрузке
По максимальной продольной нагрузке
5.4 При использовании в первой ступени РП по одной пружине, например над буксой колесной пары, расчетная статическая нагрузка
5.5 Нормативные значения коэффициентов конструктивного запаса пружинных комплектов
Таблица 2
Показатель динамических | Тип ПС | ||
качеств комплектов пружин РП | Мотор- | Пассажирские вагоны | Локомотивы |
- второй ступени | 1,4 | 1,5/1,4* | 1,4 |
- первой ступени | 1,6/1,4* | 1,6 | 1,6/1,4* |
- второй (кузовной) ступени | 0,20 | 0,25 | 0,20 - пассажирские и грузопассажирские; |
- первой (буксовой) ступени | 0,30 | 0,40 | 0,30 - пассажирские и грузопассажирские с |
Рамная сила | 0,40 | 0,40 | 0,40 |
* В знаменателе - до включения в схему нагружения упругих упоров (в соответствии с рисунком 3). |
5.6 На рисунках 1-3 приведены силовые характеристики пружинных комплектов ступени РП, обеспечивающей
Рисунок 1 - Силовые характеристики пружинных комплектов ступени РП без упругого упора (
Рисунок 2 - Силовые характеристики пружинных комплектов ступени РП с наличием упругого упора (
Рисунок 3 - Силовые характеристики пружинных комплектов ступени РП с работающим упругим упором (
Возможное использование упругого упора-ограничителя по типам подвижного состава указано в таблице 2.
Упругий упор-ограничитель по рисунку 3 при включении в РП после достижения нагрузки 1,4
6 Методы расчета
6.1 Расчет коэффициента запаса прочности пружин по текучести при продольных нагрузках
6.1.1 Выбор характеристик РП и оценку динамических качеств ПС по показателям таблицы 2 проводят при проектировании ПС с учетом установленных рекомендаций по величине статического прогиба РП, его распределения по ступеням РП и проведением математического моделирования движения ПС с использованием программных комплексов.
Продольную жесткость пружинного комплекта соответствующей ступени РП распределяют по выбранному конструктивному исполнению пружин с параллельной или последовательной схемой нагружения.
6.1.2 При параллельной схеме распределения нагрузки между пружинами комплекта с их одновременной загрузкой суммарную продольную жесткость комплекта,
где
Распределение общей нагрузки по пружинам комплекта происходит пропорционально продольным жесткостям составляющих пружин через расчетный статический прогиб комплекта пружин
6.1.3 При последовательной схеме соединения пружин комплекта общую продольную жесткость комплекта
В этом случае все пружины комплекта нагружены статической нагрузкой
6.1.4 Продольную жесткость
где
где
где
6.1.5 Значения предела текучести материала пружины при кручении
По формуле (8) вычисляют касательное напряжение в пружине
6.1.6 Высоту цилиндрических винтовых пружин в сжатом состоянии
6.1.7 Максимальный прогиб
Знак
6.1.8 При наличии в пружинном комплекте двух пружин возможна как линейная силовая характеристика
Билинейная силовая характеристика пружинного комплекта может быть использована, например, в моторвагонном ПС со значительной загрузкой под брутто вагона, когда под тарой вагона (вследствие ограниченного статического прогиба в первой ступени РП) проявляются повышенный показатель горизонтальной динамики и пониженный коэффициент запаса устойчивости против схода колеса с рельса, требующие ограничения скорости движения порожнего вагона.
6.1.9 Билинейную силовую характеристику пружинного комплекта получают за счет разности высот составляющих пружин при параллельной схеме нагружения. Пружинный комплект, как правило, состоит из двухрядных пружин (наружной пружины и внутренней пружины с пониженной высотой в свободном состоянии), число которых в комплекте также может быть различным.
По расчетной нагрузке на пружинный комплект под тарой вагона
Рисунок 4 - Билинейная силовая характеристика пружинного комплекта
Прогиб наружной пружины РП по начальной линии силовой характеристики до точки излома И
Построение последующей линии силовой характеристики пружинного комплекта начинают из точки излома И с параметрами
Дополнительный статический прогиб пружинного комплекта от точки излома И до точки П
Продлевая последующую линию силовой характеристики ПИ до пересечения с осью
Жесткость внутренней пружины
Полный статический прогиб пружинного комплекта первой ступени РП
Максимальный прогиб пружинного комплекта
Максимальный прогиб наружной пружины
Максимальный прогиб внутренней пружины комплекта
Максимальную продольную нагрузку на пружинный комплект
6.1.10 Для расчета пружин комплекта с билинейной силовой характеристикой по коэффициенту запаса прочности по пределу текучести используют формулы (8) и (2). Для определения высоты пружин комплекта в свободном состоянии используют формулы (12) и (13).
6.1.11 Билинейная силовая характеристика пружинного комплекта может быть обеспечена также при последовательной схеме нагружения пружин. Пружинный комплект в этом случае состоит из двух пружин (нижней и верхней) с соответствующими значениями их жесткости
Если верхняя пружина жесткостью
тогда последующую ветвь силовой характеристики образует только нижняя пружина жесткостью
По аналогии с 6.1.9 определяют остальные точки билинейной силовой характеристики комплекта пружин с жесткостью
Полный статический прогиб пружинного комплекта
6.2 Расчет коэффициента запаса прочности пружин по текучести при комбинированных нагрузках
6.2.1 В соответствии с положениями ГОСТ 1452 пружины рессорного подвешивания ПС классифицированы на категории А и Б по величине поперечных нагрузок (прогибов) относительно продольных нагрузок (прогибов) в эксплуатации:
- более 15% - для пружин категории А;
- менее 15% - для пружин категории Б.
Для пружин с повышенным качеством изготовления по категории А необходимо учитывать поперечные нагрузки в расчете их общего напряженного состояния.
6.2.2 При параллельном поперечном смещении опорных витков цилиндрических винтовых пружин поперечную жесткость пружины
Для первой ступени РП с поперечной податливостью, обеспечивающей функцию поперечной связи колесной пары с рамой тележки, требуемую поперечную жесткость связи
где
Для пассажирских вагонов и электропоездов рамную силу от колесной пары на раму тележки определяют в соответствии с ГОСТ 34093-2017 (пункт 6.3.6).
Допускается преобразовывать формулу (28) для нахождения
В зависимости от конструктивного исполнения буксовой связи колесной пары с рамой тележки следует в общей жесткости поперечной связи
В проектной пружине с продольной рабочей нагрузкой
6.2.3 Касательные напряжения
где
где
где
где
Максимальные касательные напряжения в пружине
Значение допустимого предела текучести при кручении материала пружины
Коэффициент запаса прочности буксовой пружины при комбинированной нагрузке должен удовлетворять условию
6.2.4 Качество поперечной связи тележки с кузовом ПС характеризуется длиной приведенного маятника подвешивания
6.2.5 Во второй ступени РП вагонов с длинной базой применяют тележки с надрессорным брусом, имеющим люлечное подвешивание на раме тележки различных схем, приведенных в ГОСТ 34093-2017 (пункт 15.2). Поперечная податливость пружин второй ступени РП под надрессорной балкой осуществляется только вдоль продольной оси балки от поперечного относа кузова вагона относительно рамы тележки в кривых участках пути.
На локомотивах пружинные опоры кузова разнесены от центра тележек и поперечные смещения опорных витков пружин слагаются не только из поперечного относа кузова относительно рамы тележки, но и из угла поворота тележки относительно кузова при движении локомотива в кривых участках пути (подвешивание типа флексикойл). Аналогичное подвешивание имеют отдельные модели вагонов с опорой кузовных пружин на раму тележки.
6.2.6 Для расчета поперечной жесткости пружин подвешивания типа флексикойл
где
Коэффициент запаса прочности по текучести кузовных пружин определяют с учетом поперечных нагрузок, создаваемых ПС при проезде кривых малого радиуса с ограниченной скоростью, когда проявляются наибольшие поперечные смещения опорных витков пружин. Тележки ПС занимают при этом в рельсовой колее положение наибольшего перекоса с углом поворота задней по ходу тележки
где
По схеме расположения кузовных пружин на тележке, представленной на рисунке 5, определяют расстояние
При наличии поперечного смещения кузова относительно тележки на кузовных пружинах на величину
где
1 - ось кузова при повороте и относе; 2 - продольная ось кузова; 3 - рама тележки
Рисунок 5 - Схема поперечных деформаций пружин второй ступени при движении локомотива в кривой
В тележках ПС с надрессорным брусом поперечное смещение опорных витков пружин второй ступени РП по 6.2.5 слагается из заданного свободного поперечного смещения надрессорного бруса
Значение поперечного смещения сравнивают с предельной поперечной деформацией пружины
Поперечную жесткость пружины под расчетной продольной нагрузкой
где жесткость
Соответствующие касательные напряжения
Примечание - Полученное значение
Запас прочности по текучести кузовной пружины с учетом действия квазистатических поперечных нагрузок в кривой малого радиуса должен удовлетворять условию (40).
6.3 Расчет коэффициента запаса прочности пружин по сопротивлению усталости
6.3.1 Сопротивление усталости пружин от продольной нагрузки
6.3.1.1 Значения предельных амплитуд динамических напряжений
где
- при снятии поверхностного слоя прутка глубиной до 1,0 мм на сторону и наличии обезуглероженного слоя, допускаемого по ГОСТ 1452,
- при снятии поверхностного слоя не менее 1,5 мм на сторону и наличии обезуглероженного слоя глубиной не более половины, допускаемой по ГОСТ 1452,
- при снятии поверхностного слоя не менее 1,5 мм на сторону и полном отсутствии обезуглероженного слоя
- при отсутствии упрочнения наклепом дробью
- при упрочнении пружины наклепом дробью
Примечание - В расчете предельных амплитуд динамических напряжений
6.3.1.2 Для оценки предела выносливости буксовых пружин от продольных нагрузок рекомендуется принимать среднее значение коэффициента вертикальной динамики в доле от допускаемых значений
- для первой ступени РП с двухступенчатым рессорным подвешиванием
- для второй ступени РП
- при исполнении ПС с одноступенчатым РП принимают
Амплитуду динамической составляющей касательных напряжений в пружине
Коэффициент запаса прочности пружины по сопротивлению усталости от продольных нагрузок
6.3.1.3 Средний коэффициент вертикальной динамики
Средний коэффициент вертикальной динамики наружной пружины комплекта
Средний коэффициент вертикальной динамики внутренней пружины комплекта
В соответствии с полученными различными средними коэффициентами вертикальной динамики пружин комплекта определяют средние амплитуды динамических составляющих напряжений
6.3.2 Сопротивление усталости пружин от действия комбинированных нагрузок
6.3.2.1 Значения предельных амплитуд динамических напряжений от действия комбинированных нагрузок
Примечание - В расчете предельных амплитуд динамических напряжений
Определение значений коэффициентов
6.3.2.2 Расчет сопротивления усталости пружин от действия комбинированных нагрузок проводят для кривых участков пути средним радиусом
Величину поперечной деформации для наиболее отдаленной пружины от центра поворота тележки (геометрического центра расположения кузовных пружин)
При упругой поперечной связи кузова относительно тележек на кузовных пружинах и наличии в шкворневом узле упругих упоров центробежную силу от непогашенного ускорения подрессоренной массы кузова на тележке
где
Соответствующее поперечное смещение опорных витков пружины
Поперечную деформацию опорных торцов отдаленной пружины
Поперечную квазистатическую нагрузку на эту пружину
Соответствующие квазистатические напряжения в пружине
6.3.2.3 В аналогичной последовательности определяют амплитуды поперечных смещений опорных торцов пружины от поперечных колебаний кузова относительно тележки и от угловых колебаний тележки по зазору колеи.
Максимальное поперечное смещение кузова относительно рамы тележки
Амплитуду поперечных колебаний кузова
Амплитуду поперечных деформаций пружины от виляния тележки
Амплитуду поперечных деформаций отдаленной пружины кузова в кривой
Амплитуду динамической поперечной нагрузки на отдаленную кузовную пружину
Коэффициент поперечной динамики кузовной отдаленной кузовной пружины
Используя коэффициент
Суммарное напряженное состояние пружины от расчетной статической нагрузки
Суммарную амплитуду касательных напряжений в пружине от продольной и поперечной нагрузок
Коэффициент запаса прочности пружины по сопротивлению усталости при действии комбинированных нагрузок должен удовлетворять условию
Приложение А
(обязательное)
Зависимость допускаемого предела текучести материала пружин при кручении от диаметра прутка
1 - для сталей марок 55С2, 60С2, 55С2А, 60С2А по ГОСТ 14959 при HRC 41-44;
2 - для сталей марок 60С2ХА, 60С2ХФА и 54SiCr6 по ГОСТ 14959 при HRC 42-45;
3 - для сталей марок 60С2ХФА и 65С2ВА по ГОСТ 14959 при HRC до 48
Рисунок А.1
Приложение Б
(обязательное)
Номограмма для определения поправочного коэффициента А в формуле (42) при расчете поперечной жесткости пружин
Рисунок Б.1
УДК 629.4.027.31:272.6:006.354 | МКС 45.060 | ОКП 31 8000 |
Ключевые слова: пружины, пружинные комплекты, рессорное подвешивание, железнодорожный подвижной состав, метод расчета, прочность, продольные и комбинированные нагрузки |
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена