agosty.ru45. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ТЕХНИКА45.060. Подвижной состав железных дорог

ГОСТ 34703-2020 Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения

Обозначение:
ГОСТ 34703-2020
Наименование:
Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения
Статус:
Действует
Дата введения:
05.01.2021
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
45.060

Текст ГОСТ 34703-2020 Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения

ГОСТ 34703-2020

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ОБОРУДОВАНИЕ ТОРМОЗНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Термины и определения

Braking equipment for railway rolling stock. Terms and definitions

МКС 45.060

ОКВЭД 30.20.4

Дата введения 2021-05-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Центр Технической Компетенции" (ООО "ЦТК")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 ноября 2020 г. N 135-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2020 г. N 1316-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34703-2020 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 мая 2021 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

Введение

Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области тормозного оборудования железнодорожного подвижного состава.

Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области эксплуатации, технического обслуживания и ремонта тормозного оборудования железнодорожного подвижного состава.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации.

Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два (три, четыре и т.п.) термина, имеющие общие терминоэлементы.

В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

В стандарте приведен алфавитный указатель терминов с указанием номера статьи.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы и аббревиатуры - светлым.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные термины и определения понятий в области тормозного оборудования железнодорожного подвижного состава (ПС).

Термины, установленные в настоящем стандарте, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области тормозного оборудования ПС.

2 Термины и определения

Тормозные расчеты

1 отпускная волна: В системе автоматического пневматического тормоза процесс распространения по поезду начала снижения давления сжатого воздуха в тормозных цилиндрах единиц ПС при отпуске тормозов.

2 тормозная волна: В системе автоматического пневматического тормоза процесс распространения по поезду начала повышения давления сжатого воздуха в тормозных цилиндрах единиц ПС при торможении.

3 время подготовки тормозов к действию: Условное время, в течение которого единица ПС или поезд проходит подготовительный путь при постоянной скорости начала торможения без приведения в действие тормозов.

4 время торможения: Время с момента начала торможения единицы ПС или поезда до момента прекращения торможения или до полной остановки единицы ПС или поезда.

5 тормозная единица: Единица ПС, оборудованная действующим автоматическим пневматическим тормозом.

6 среднее замедление при торможении: Замедление ПС за время снижения скорости при торможении на площадке от начального до некоторого конечного значения скорости, определяемое как отношение разности квадратов начального и конечного значений скоростей к удвоенному пройденному пути.

7 расчетный коэффициент силы нажатия тормозных колодок [накладок] (расчетный тормозной коэффициент): Обобщенный показатель, характеризующий обеспеченность ПС тормозами, численно равный отношению суммы расчетных сил нажатий колодок [накладок], приведенных к радиусу катания колес, на колесные пары (оси) ПС или поезда к силе тяжести (весу) единицы ПС или поезда, состоящего из нескольких единиц ПС.

8 действительный коэффициент трения тормозной колодки [накладки]: Отношение тормозной силы к действительной силе нажатия на колодку [накладку], приведенной к радиусу катания колес, которое зависит от скорости движения, силы нажатия на колодку [накладку] и материала колодки [накладки].

9 расчетный коэффициент трения тормозной колодки [накладки]: Коэффициент трения тормозной колодки [накладки] при определенной силе нажатия на колодку [накладку], зависящий только от скорости и вычисляемый по эмпирическим формулам с учетом материала колодки [накладки].

10 путь подготовки тормозов к действию: Условная часть расчетного тормозного пути, которую проходит поезд, или единица ПС за время подготовки тормозов к действию.

11

тормозной путь: Расстояние, проходимое поездом за время от момента воздействия на приборы и устройства для управления тормозной системы, в том числе срабатывания крана экстренного торможения, до полной остановки.

[ГОСТ 34056-2017, пункт 3.2.68]

12 автостопный тормозной путь: Расстояние, проходимое поездом или самоходным ПС от момента срабатывания автостопа до остановки.

13 действительный тормозной путь: Условная часть расчетного тормозного пути поезда или единицы ПС при постоянной максимальной тормозной силе или расчетный тормозной путь за вычетом пути подготовки.

14 расчетный тормозной путь: Тормозной путь, величина которого получена расчетом для заданных условий.

15 действительная сила нажатия колодки [накладки]: Величина силы нажатия одной тормозной колодки [накладки] на поверхность катания колеса (трения тормозного диска).

16 расчетная сила нажатия колодки [накладки]: Сила нажатия колодки [накладки], приведенная к радиусу катания колес, определяемая по эмпирическим формулам, исходя из условия равенства действительной и расчетной тормозных сил, т.е. произведений действительной силы нажатия на действительный коэффициент трения и расчетной силы нажатия на расчетный коэффициент трения.

17 действительная сила нажатия на ось: Сумма действительных сил нажатий тормозных колодок на колеса (накладок на тормозные диски), приведенных к радиусу катания колес, одной оси (колесной пары).

18 расчетная сила нажатия на ось: Сумма расчетных сил нажатий тормозных колодок на колеса (накладок на тормозные диски, приведенных к радиусу катания колес) одной оси (колесной пары).

19 тормозная сила: Составляющая равнодействующей внешних сил сопротивления движению ПС, искусственно вызываемых специальными устройствами - тормозами - в направлении, противоположном движению, с целью поддержания или снижения скорости или для остановки ПС.

Примечание - Тормозная сила также обеспечивает удержание ПС на стоянке от самопроизвольного движения.

20 удельная тормозная сила: Тормозная сила ПС, отнесенная к вертикальной нагрузке ПС на рельсы.

21 скорость тормозной волны: Отношение длины тормозной магистрали (без отводов) поезда от места выпуска воздуха из нее при торможении до конца тормозной магистрали ко времени от начала снижения давления в тормозной магистрали до появления давления сжатого воздуха в тормозном цилиндре (в исполнительном органе тормоза) последней единицы ПС.

22 скорость эффективной тормозной волны: Отношение длины тормозной магистрали (без отводов) поезда между головной и хвостовой единицей ПС в составе поезда ко времени от начала снижения давления в тормозной магистрали до достижения давления 0,04 МПа в тормозном цилиндре (в исполнительном органе тормоза) последней единицы ПС.

23 скорость отпускной волны: Отношение длины тормозной магистрали (без отводов) между головной и хвостовой единицей ПС в составе поезда ко времени, исчисляемому с момента установки органа управления устройством управления давлением в тормозной магистрали в отпускное положение до момента начала падения давления в тормозном цилиндре (исполнительном органе тормоза) последнего ПС.

24 тормозное нажатие на каждые 100 т веса поезда: Сумма расчетных сил нажатий на оси единицы ПС или поезда, состоящего из единиц ПС, приходящаяся на каждые 100 т веса единицы ПС или поезда, состоящего из единиц ПС.

Примечание - Аналог - безразмерный расчетный тормозной коэффициент.

25 передаточное число тормозной рычажной передачи: Число, показывающее, во сколько раз сумма сил нажатия всех тормозных колодок [накладок], передаваемых при торможении единицы ПС от одного тормозного цилиндра (исполнительного органа тормоза), больше силы на штоке тормозного цилиндра (исполнительном органе тормоза) исходя из соотношения размеров плеч рычагов и без учета потерь на трение в шарнирах.

26 эффективность тормозной системы: Параметр, характеризующий способность тормозной системы реализовать требуемый уровень тормозной силы ПС.

Примечание - Эффективность тормозной силы определена длиной тормозного пути при заданной скорости начала торможения, а также величиной расчетного тормозного коэффициента. Оценка эффективности тормозных средств может быть также определена величиной среднего замедления за весь период торможения в заданном диапазоне изменения скорости.

27

юз (скольжение): Поступательное движение железнодорожного подвижного состава без вращения его колесных пар.

[ГОСТ 33725-2016, пункт 3.10]

Тормоз. Типы тормоза

28 торможение противовключением (торможение контртоком): Электрическое торможение, осуществляемое изменением направления вращения электромагнитного поля тяговых электродвигателей.

29

рекуперативное торможение подвижного состава: Электрическое торможение тягового железнодорожного подвижного состава, осуществляемое электродинамическим тормозом, при котором высвобождаемая при переводе тяговых электродвигателей в генераторный режим электрическая энергия передается в контактную сеть.

[ГОСТ 34056-2017, пункт 3.2.75]

30

реостатное торможение подвижного состава: Электрическое торможение тягового железнодорожного подвижного состава, осуществляемое электродинамическим тормозом, при котором высвобождаемая при переводе тяговых электродвигателей в генераторный режим электрическая энергия рассеивается в тормозных резисторах, установленных на тяговом железнодорожном подвижном составе.

[ГОСТ 34056-2017, пункт 3.2.74]

31 автоматический тормоз: Тормоз, обладающий свойством автоматичности, то есть способностью обеспечивать автоматическую остановку ПС без управляющего воздействия человека.

Примечание - Для автоматических тормозов таким событием является нарушение целостности цепи управления, например пневматической, электрической и др.

32 автоматический пневматический тормоз; автотормоз: Тормоз, обеспечивающий автоматическую остановку поезда при разъединении, или разрыве тормозной воздухопроводной магистрали, и/или при срабатывании крана экстренного торможения.

33 аэродинамический тормоз: Тормоз, создающий дополнительное сопротивление движению за счет увеличения аэродинамического сопротивления.

34 вихретоковый тормоз: Рельсовый или дисковый тормоз, в котором тормозная сила возникает в результате взаимодействия вихревых токов в рельсе или тормозном диске, установленном на колесной паре, с магнитным полем электромагнита, расположенного на тележке ПС.

35 вспомогательный тормоз: Неавтоматический пневматический прямодействующий тормоз, применяемый на тяговом и специальном тяговом ПС, для приведения в действие и отпуска тормозов только на ПС, оборудованном данным видом тормоза.

36 гидравлический тормоз: Тормоз, в котором рабочей средой, обеспечивающей передачу усилия, является жидкость.

37 дисковый тормоз: Фрикционный тормоз, осуществляющий торможение ПС путем прижатия специальных тормозных накладок к рабочей поверхности тормозных дисков, размещенных на оси колесной пары или на колесах.

38 тормоз (железнодорожного подвижного состава): Комплекс оборудования для создания искусственного сопротивления движению ПС с целью поддержания, или снижения скорости, или остановки, и/или для удержания ПС от самопроизвольного движения.

39 колодочный тормоз: Фрикционный тормоз, осуществляющий торможение ПС путем прижатия специальных тормозных колодок к поверхностям катания колес.

40 магниторельсовый тормоз: Рельсовый тормоз, в котором между специальными башмаками с электромагнитами или с постоянными магнитами и рельсами действует электромагнитная или магнитная сила притяжения, а тормозная сила возникает в результате трения башмаков по поверхности рельсов.

41 неавтоматический тормоз: Тормоз, не обладающий свойством автоматичности.

42 непрямодействующий тормоз: Пневматический тормоз, в котором утечки сжатого воздуха не пополняются во время торможения.

43 пневматический тормоз: Тормоз, в котором в качестве рабочего тела для создания тормозной силы использован сжатый воздух.

44 прямодействующий тормоз: Пневматический тормоз, в котором утечки сжатого воздуха пополняются во время торможения.

45 рельсовый тормоз: Устройство, обеспечивающее замедление движения ПС путем взаимодействия с рельсом специального тормозного башмака, расположенного на ПС.

Примечание - Различают два вида рельсового тормоза: вихретоковый и магниторельсовый.

46 ручной тормоз: Фрикционный тормоз ПС, приводимый в действие вручную из единицы ПС.

47

стояночный тормоз: Устройство с ручным или автоматическим приводом, расположенное на единице железнодорожного подвижного состава и предназначенное для ее удержания на стоянке от самопроизвольного ухода, а также для принудительной аварийной остановки при наличии ручного или автоматического привода внутри единицы железнодорожного подвижного состава.

Примечание - Аварийная остановка предпринимается при отказе основной тормозной системы только на отдельно следующих локомотивах, моторвагонном подвижном составе, пассажирских поездах локомотивной тяги и специальном железнодорожном подвижном составе (самоходном).

[ГОСТ 32880-2014, пункт 3.19]

48

фрикционный тормоз: Устройство, в котором сила торможения создается путем прижатия специальных фрикционных элементов - тормозных колодок или накладок дисковых тормозов к вращающимся поверхностям - колесам или специальным тормозным дискам.

[ГОСТ 34056-2017, пункт 3.2.79]

49 электропневматический тормоз: Тормозное устройство с электрическим управлением пневматическими тормозами.

50 электропневматический автоматический тормоз: Автоматический пневматический тормоз с электрическим управлением изменением давления сжатого воздуха в тормозной магистрали на каждой единице ПС.

51 электропневматический прямодействующий тормоз: Пневматический тормоз с электрическим управлением изменением давления сжатого воздуха непосредственно в тормозных цилиндрах на каждой единице ПС без изменения давления воздуха в тормозной магистрали.

Тормоз. Режимы пневматического тормоза

52 режим тормоза: Положения частей и узлов пневматического тормоза, при которых реализуются его определенные свойства и/или характеристики, достигаемые переключением вручную, автоматически или дистанционно режимного устройства на каждой единице ПС.

53 горный режим тормоза: Режим работы тормоза, при котором его полный отпуск (полный выпуск воздуха из тормозных цилиндров) происходит при повышении давления воздуха в тормозной магистрали после торможения до величины не менее 85% от величины давления перед торможением, а при меньшей величине установленного в тормозной магистрали давления происходит ступенчатый отпуск (частичный выпуск воздуха из тормозных цилиндров).

54 груженый режим тормоза: Режим работы тормоза ПС с полной загрузкой, при котором в случае экстренного или полного служебного торможения обеспечивается максимальная нормируемая величина давления воздуха в тормозных цилиндрах ПС.

55 грузовой режим тормоза: Режим работы тормоза, при котором время зарядки, торможения и отпуска тормоза отдельного ПС увеличено по сравнению с пассажирским режимом для обеспечения необходимой плавности при торможениях и отпуске тормозов грузового поезда.

56 длинносоставный режим тормоза: Режим работы тормоза пассажирского ПС, при котором время наполнения тормозного цилиндра (исполнительного органа тормоза) и отпуска тормоза обеспечивает необходимую эффективность и плавность торможения и отпуска в пассажирском поезде с составом не более 20 вагонов.

57 короткосоставный режим тормоза: Режим работы тормоза пассажирского ПС, при котором время наполнения тормозного цилиндра (исполнительного органа тормоза) и отпуска тормоза обеспечивает необходимую эффективность и плавность торможения и отпуска пассажирского поезда с составом не более 20 вагонов.

58 пассажирский режим тормоза: Режим работы тормоза ПС, при котором время зарядки, торможения и отпуска тормоза отдельного ПС меньше по сравнению с грузовым режимом для обеспечения необходимой эффективности торможения и отпуска в пассажирском поезде.

59 порожний режим тормоза: Режим работы тормоза порожнего ПС, при котором в случае экстренного или полного служебного торможения обеспечивается минимальная нормируемая величина давления воздуха в тормозных цилиндрах ПС.

60 равнинный режим тормоза: Режим работы тормоза ПС, при котором полный отпуск тормоза после торможения происходит после небольшого (от 0,01 до 0,03 МПа) повышения давления воздуха в тормозной магистрали.

61 скоростной режим тормоза: Режим работы тормоза ПС, на котором при торможениях давление в тормозных цилиндрах автоматически изменяется пропорционально диапазону скорости движения ПС.

62 средний режим тормоза: Режим работы тормоза ПС, при котором в случае экстренного или полного служебного торможения обеспечивается соответствующая нормируемая величина давления воздуха в тормозных цилиндрах ПС, менее ее максимального значения на груженом режиме.

Действие тормозов

63 зарядное давление: Давление сжатого воздуха в полностью заряженной через тормозную магистраль системе автоматического пневматического тормоза ПС (поезда) нормируемой величины, устанавливаемое при поездном положении управляющего органа крана машиниста.

64 дозарядка тормоза: Восстановление зарядного давления воздуха в системе автоматического пневматического тормоза ПС (поезда) после торможения.

65 зарядка тормоза: Наполнение воздушной сети автоматического пневматического тормоза ПС (поезда) сжатым воздухом до установленной величины зарядного давления.

66 истощимость тормоза: Уменьшение полной реализуемой тормозной силы поезда после длительного торможения или после частых, следующих одно за другим торможений и отпуска.

67 опробование тормозов: Последовательность выполняемых на стоянке ПС (поезда) операций при проверке действия автоматических пневматических и электропневматических тормозов.

68 отпуск тормоза: Управляемое прекращение или ослабление торможения (действия тормозной силы).

69 самопроизвольный отпуск тормоза: Несанкционированное, без вмешательства человека, прекращение или ослабление торможения.

70 ступенчатый отпуск тормоза: Последовательное повышение давления сжатого воздуха в тормозной магистрали автотормоза или снижение давления в тормозных цилиндрах прямодействующими вспомогательным или электропневматическим тормозами ступенями с выдержкой каждой из них для регулирования скорости движения или остановки ПС или поезда.

71 разрядка тормозной магистрали: Снижение давления сжатого воздуха в тормозной магистрали ниже зарядного давления.

72 дополнительная разрядка тормозной магистрали: Первоначальное быстрое снижение давления сжатого воздуха в тормозной магистрали автоматического пневматического тормоза на небольшую величину (не более 0,05 МПа) через воздухораспределители для ускорения срабатывания тормозов по длине поезда и для увеличения скорости тормозной волны.

73 сверхзарядка тормоза: Наполнение воздушной тормозной сети автоматического пневматического тормоза сжатым воздухом до давления, превышающего величину установленного зарядного давления.

74 темп служебной разрядки тормозной магистрали; служебная разрядка: Снижение давления воздуха в тормозной магистрали единицы ПС темпом от 0,020 до 0,025 МПа/с.

75 темп экстренной разрядки тормозной магистрали; экстренная разрядка: Снижение давления воздуха в тормозной магистрали единицы ПС темпом 0,2 МПа/с и более.

76 торможение железнодорожного подвижного состава: Создание и поддержание в течение необходимого времени тормозной силы определенной величины для движения с постоянной скоростью, для уменьшения скорости движения, остановки или удержания на месте ПС или поезда.

77 полное служебное торможение: Служебное торможение, достигаемое снижением давления в тормозной магистрали темпом служебной разрядки тормозной магистрали или подачей электрического сигнала для получения полного давления в тормозных цилиндрах (исполнительных органах тормоза) ПС с целью значительного снижения скорости поезда или его остановки на более коротком расстоянии, чем при служебном торможении.

78 регулировочное торможение: Служебное в один прием или ступенчатое торможение автоматическим пневматическим прямодействующим вспомогательным или электропневматическим тормозами для регулирования скорости либо остановки ПС или поезда.

79 самопроизвольное торможение: Несанкционированное срабатывание на торможение пневматического тормоза ПС.

80 служебное торможение: Торможение снижением давления в тормозной магистрали автоматического пневматического тормоза на регулируемую величину темпом служебной разрядки или подачей электрического сигнала электропневматического торможения для плавного уменьшения скорости либо остановки ПС или поезда.

81 ступенчатое торможение: Последовательное снижение давления сжатого воздуха в тормозной магистрали автотормоза или его повышение в тормозных цилиндрах прямодействующими вспомогательным или электропневматическим тормозами ступенями с выдержкой каждой из них для регулирования скорости движения либо остановки ПС или поезда.

82 экстренное торможение: Торможение автоматическим пневматическим тормозом с экстренной разрядкой тормозной магистрали ее прямым сообщением с атмосферой, применяемое в случаях, требующих немедленной остановки ПС или поезда путем применения максимальной тормозной силы.

Приборы питания. Компрессорные установки

83

компрессор объемного действия для железнодорожного подвижного состава (компрессор): Устройство, в котором процесс повышения давления и перемещения воздуха осуществляется в результате циклического изменения объемов рабочих камер.

Примечание - В состав компрессора входят элементы, необходимые для осуществления вышеуказанного процесса с заданными показателями, например фильтры, масловоздушные сепараторы, элементы или системы диагностики, предохранительные клапаны, холодильники, резервуары для масла, клапаны, вентиляторы, масляный насос (все элементы при их наличии) и т.п.

[ГОСТ 10393-2014, пункт 3.1]

84

блок очистки и осушки сжатого воздуха (БОСВ): Устройство, предназначенное для осушки сжатого воздуха от воды в жидком и парообразном состоянии, очистки сжатого воздуха от загрязняющих веществ, находящихся в твердом, жидком и аэрозольном состояниях.

[ГОСТ 10393-2014, пункт 3.8]

85 воздухоохладитель: Устройство объемного действия, расположенное на пути сжатого воздуха от компрессора до напорной магистрали, обеспечивающее охлаждение сжатого воздуха.

86

номинальное конечное избыточное давление: Установленное в технической документации давление газа (сжатого воздуха) на выходе из компрессора, при котором обеспечиваются его работоспособность, безопасность и заданный ресурс.

[ГОСТ 10393-2014, пункт 3.11]

87 предохранительный клапан: Устройство, предназначенное для защиты от механического разрушения главных резервуаров избыточным давлением путем автоматического выпуска сжатого воздуха в атмосферу при давлении сверх установленного и прекращения выпуска при восстановлении рабочего давления.

88 класс чистоты воздуха: Класс загрязненности воздуха по составу и содержанию посторонних примесей.

89

номинальная производительность компрессора: Значение производительности компрессора при номинальной частоте вращения его приводного вала и номинальном конечном избыточном давлении, установленное в технической документации.

[ГОСТ 10393-2014, пункт 3.12]

90 средняя продолжительность включения компрессора: Отношение суммарного времени работы компрессора с подачей сжатого воздуха к суммарному времени циклов его работы, выраженному в процентах.

91

размер частицы: Наибольшее расстояние между наружными границами частицы.

[ГОСТ 32202-2013, пункт 3.5]

92 регулирование производительности компрессора: Автоматическое воздействие на компрессор и/или его привод для снижения или повышения производительности, а также временного прекращения работы с целью обеспечения равенства объема, подаваемого компрессором, и расходуемого потребителями воздуха.

93 регулятор давления: Устройство, обеспечивающее поддержание в главных резервуарах рабочего давления в установленном диапазоне путем воздействия на работу источника сжатого воздуха (компрессора).

94 главный резервуар: Резервуар на тяговом ПС для запаса сжатого воздуха, необходимого для работы тормозного и вспомогательного пневматического оборудования.

95

точка росы: Температура, при которой начинается конденсация водяного пара при заданном давлении воздуха.

[ГОСТ 32202-2013, пункт 3.6]

96

твердая частица: Твердый дискретный объект с малой массой.

[ГОСТ 32202-2013, пункт 3.4]

Магистрали, краны, тройники

97 клапан максимального давления: Пневматическое устройство, предназначенное для ограничения и поддержания величины давления сжатого воздуха, поступающего к отдельным потребителям.

98 уплотнительное кольцо головки соединительного рукава: Эластичное кольцо, устанавливаемое в головках соединительных рукавов, служащее для уплотнения воздушной магистрали в местах соединения головок рукавов.

99 концевой кран: Устройство с ручным приводом для визуально контролируемого перекрытия пневматических магистралей на концах ПС, сообщающееся в закрытом положении с атмосферой со стороны выходного отростка.

100 разобщительный кран: Устройство, предназначенное для визуально контролируемого механического (с ручным приводом) перекрытия подачи сжатого воздуха к пневматической тормозной системе ПС или ее отдельным элементам.

101 кран экстренного торможения; стоп-кран: Устройство для экстренного торможения поезда путем непосредственного выпуска через него сжатого воздуха из тормозной магистрали в атмосферу через отверстие проходным сечением не менее 0,0003 м и/или нарушения целостности электрической цепи петли безопасности, размещаемое в пассажирских вагонах, вагонах моторвагонного ПС, рефрижераторных вагонах и на специальном ПС.

102 пневматическая магистраль: Воздухопровод на ПС или поезде в виде трубопровода для подачи сжатого воздуха.

103 пневматическая вспомогательная магистраль; магистраль вспомогательного тормоза: Пневматическая магистраль на локомотивах для подачи сжатого воздуха в тормозные цилиндры и для выпуска из них при управлении вспомогательным (пневматическим прямодействующим неавтоматическим) тормозом локомотива.

104 напорная (пневматическая) магистраль: Воздухопровод между компрессором и первым главным резервуаром.

105 питательная (пневматическая) магистраль: Пневматическая магистраль для снабжения сжатым воздухом из главных резервуаров тормозной системы и вспомогательного пневматического оборудования тягового ПС и единиц ПС в составе поезда.

106 тормозная (пневматическая) магистраль: Пневматическая магистраль автоматического пневматического тормоза, служащая для обеспечения сжатым воздухом тормозного оборудования единиц ПС в составе поезда и для передачи управляющих команд на торможение или отпуск тормозов путем изменения в ней давления сжатого воздуха.

107 соединительный рукав: Гибкий трубопровод с присоединительными элементами по концам для соединения пневматических магистралей между единицами ПС или элементов пневматической тормозной системы между собой на отдельном ПС.

108 тройник магистрали: Деталь пневматической магистрали, имеющая трубный отросток для отводящего трубопровода.

Приборы управления

109 автостоп: Комплекс устройств на тяговом ПС, предназначенный для экстренной разрядки тормозной магистрали ее сообщением с атмосферой в том случае, если машинист при проверке бдительности не подтверждает ее нажатием специальной рукоятки, а также при превышении поездом скорости, выше контролируемой устройствами локомотивной сигнализации и/или напольными устройствами при соответствующем показании локомотивного светофора.

110 компоновочный блок [модуль] тормозного оборудования: Комплекс устройств, смонтированных в едином блоке [модуле], установленном в единице ПС, обеспечивающих функционирование тормозных устройств и приборов.

111 клапан (кнопка) аварийного экстренного торможения: Устройство с механическим приводом, предназначенное для прямого сообщения тормозной магистрали с атмосферой каналом проходным сечением не менее 0,0005 м с одновременным воздействием на электрические цепи контроля и управления тяговым ПС, а также для разрыва электрической цепи безопасности (при наличии).

112 тормозной быстродействующий клапан: Устройство с пневматическим или электропневматическим приводом, сообщающее тормозную магистраль с атмосферой каналом проходным сечением не менее 0,0005 м при разрыве электрической цепи (петли) или срабатывании приборов безопасности.

113 электропневматический клапан автостопа; ЭПК: Электропневматический клапан в системе автостопа, непосредственно разряжающий тормозную магистраль при воздействии приборов безопасности.

114 ключ блокировочного устройства: Устройство для переключения органов управления ПС из нерабочего состояния в рабочее и, наоборот, через промежуточные положения (при наличии).

115 кран вспомогательного тормоза: Устройство (или комплекс устройств) для прямого или дистанционного управления пневматическим прямодействующим вспомогательным тормозом тягового ПС.

116 кран двойной тяги: Устройство (кран) для соединения и разобщения питательной магистрали и крана машиниста на локомотивах, а на моторвагонном ПС - крана машиниста и тормозной пневматической магистрали.

117 комбинированный кран: Устройство (кран), предназначенное(ый) для соединения и разобщения (при следовании поезда в режиме двойной или многократной тяги) тормозной магистрали с краном машиниста на локомотиве, а также для сообщения тормозной магистрали с атмосферой для экстренного торможения.

118 кран машиниста: Устройство (комплекс устройств), предназначенное(ый) для управления автоматическими пневматическими тормозами изменением давления в тормозной магистрали и/или для подачи команд для управления электропневматическими тормозами ПС либо отдельного самоходного ПС.

119 кран машиниста дистанционного управления: Кран машиниста с исполнительной частью, приводимой в действие на расстоянии электрическими и/или пневматическими сигналами от управляющей части или устройств синхронизации.

120 положение зарядки и отпуска тормозов крана машиниста: Положение управляющего органа крана машиниста, при котором тормозная магистраль соединяется с главным резервуаром каналами большого сечения.

121 положение перекрыши крана машиниста: Положения управляющего органа крана машиниста, при которых тормозная магистраль сообщается с уравнительным резервуаром крана машиниста и разобщается от питательной магистрали и атмосферы (положение перекрыши без питания) и питается из питательной магистрали с поддержанием в ней давления, равного давлению в уравнительном резервуаре крана машиниста (положение перекрыши с питанием).

122 поездное положение крана машиниста: Положение управляющего органа крана машиниста, при котором в тормозной магистрали автоматически поддерживается зарядное давление, а также происходит переход с повышенного давления в тормозной магистрали на зарядное (ликвидация сверхзарядного давления).

123 положение служебного торможения крана машиниста: Положение управляющего органа крана машиниста, в котором происходит снижение давления сжатого воздуха в уравнительном резервуаре темпом от 0,020 до 0,025 МПа/с и, соответственно, в тормозной магистрали.

124 положение экстренного торможения управляющего органа крана машиниста: Тормозное положение управляющего органа крана машиниста, при котором происходит выпуск воздуха из тормозной магистрали через кран в атмосферу темпом экстренной разрядки.

125 приборы управления тормозами: Тормозное оборудование, установленное на самоходном ПС или другом ПС, посредством которого производится управление тормозами поезда.

126 приставка крана машиниста: Дополнительное устройство к крану машиниста для дистанционного управления изменением давления в тормозной магистрали через кран машиниста без приведения в действие органа управления крана машиниста.

127 радиосинхронизация управления тормозами: Управление исполнительной частью крана машиниста локомотива по радиоканалу с помощью специального оборудования с сигнализацией об исполнении команд.

128 редуктор зарядного давления: Устройство, предназначенное для регулирования и поддержания установленного зарядного давления в уравнительном резервуаре крана машиниста.

129

уравнительный резервуар: Резервуар крана машиниста, выполняющий функцию пневмозадатчика величины и темпов изменения давления сжатого воздуха в тормозной магистрали.

[ГОСТ 33724.1-2016, пункт 3.7]

130 сигнализатор обрыва поезда (с датчиком контроля состояния тормозной магистрали): Устройство, предназначенное для информирования машиниста звуковым и/или световым сигналом выключения тяговых двигателей локомотива (при необходимости) при самопроизвольном срабатывании автотормозов вследствие несанкционированного снижения давления в тормозной магистрали или открытия стоп-крана в составе поезда.

131 сигнализатор отпуска (неотпуска) тормозов: Устройство, сигнализирующее об отсутствии (наличии) давления сжатого воздуха в тормозном цилиндре (исполнительном органе тормоза) ПС или о приведенном в действие стояночном тормозе единицы ПС.

132 дистанционное управление кранами машиниста: Управление с одного поста кранами машиниста локомотивов, рассредоточенных по длине поезда, с использованием радиоканала.

133 блокировочное устройство: Устройство, предназначенное для обеспечения правильного порядка включения и отключения тормозной системы тягового ПС, обеспечивающее управление тормозами только с одного пульта управления.

134 блокировочное включенное устройство: Состояние блокировочного устройства, при котором приведение в действие органов управления тяговым ПС невозможно.

Воздухораспределители

135 воздухораспределитель: Устройство (или комплекс устройств), предназначенное(ый) для управления изменением давления сжатого воздуха в тормозном цилиндре (исполнительном органе тормоза) или специальном (тормозном) резервуаре единицы ПС в зависимости от изменения давления в тормозной магистрали автоматического пневматического тормоза.

136 воздухораспределитель жесткого типа: Воздухораспределитель, работающий при установленной величине зарядного давления в тормозной магистрали.

Примечание - При меньшей величине зарядного давления полный отпуск невозможен, при большей - воздухораспределитель не срабатывает на торможение до тех пор, пока давление в тормозной магистрали не будет снижено до величины менее установленного зарядного давления. Имеет ступенчатый отпуск.

137 воздухораспределитель нежесткого типа: Воздухораспределитель, работающий в широком диапазоне величин зарядного давления.

Примечание - Для полного отпуска после торможения достаточно небольшое повышение давления воздуха (не выше 0,03 МПа) в тормозной магистрали. Ступенчатый отпуск отсутствует.

138 воздухораспределитель полужесткого типа: Воздухораспределитель, работающий в широком диапазоне величин зарядного давления.

Примечание - Для полного отпуска необходимо восстановить до 85% и более величину зарядного давления в тормозной магистрали, с которого начато торможение. Имеет ступенчатый отпуск.

139 главная камера воздухораспределителя (рабочая камера): Камера воздухораспределителя с органом трех давлений, с постоянным, равным зарядному давлением сжатого воздуха в процессе торможения и при перекрыше.

Примечание - Перепад давлений между ней и тормозной магистралью или управляющей камерой определяет величину давления в тормозной камере (тормозном цилиндре) в зависимости от величины снижения (повышения) давления в магистрали.

140 магистральная камера воздухораспределителя: Камера воздухораспределителя, непосредственно сообщенная с тормозной магистралью и отделенная подвижным уплотнением от других камер.

141 управляющая камера воздухораспределителя (золотниковая камера): Камера в органе двух давлений, сообщаемая с тормозной магистралью.

Примечание - В воздухораспределителе, имеющем комбинацию органов двух и трех давлений, управляющая камера также выполняет функцию тормозной магистрали в органе трех давлений.

142 ведомая камера повторителя (преобразователя) давления: Вторичная по действию камера повторителя (преобразователя) давления, соединенная с переменным объемом.

143 ведущая камера повторителя (преобразователя) давления: Первичная по действию камера повторителя (преобразователя) давления, имеющая постоянный объем.

144 отпускной клапан (выпускной клапан): Устройство для принудительного (вручную) выпуска сжатого воздуха из одной или нескольких камер воздухораспределителя с целью полного отпуска тормоза ПС.

145 отпускной полуавтоматический клапан: Устройство, функционально аналогичное отпускному клапану отличающееся тем, что для его приведения в действие достаточно кратковременное (менее 1 с) удержание клапана в открытом положении, а дальнейший выпуск воздуха происходит автоматически (без участия человека).

146 кронштейн-камера воздухораспределителя: Кронштейн, предназначенный:

- для установки и крепления воздухораспределителя на раме ПС;

- монтажа на нем съемных частей воздухораспределителя и узлов соединения с отводящими трубопроводами тормозной магистрали, запасного резервуара, тормозного цилиндра (исполнительного органа тормоза) и др.;

- размещения в нем или на нем рабочих объемов воздухораспределителя.

147 мягкость воздухораспределителя: Свойство воздухораспределителя не срабатывать на торможение при понижении давления в тормозной магистрали темпом менее темпа служебной разрядки тормозной магистрали (не более 0,0016 МПа/с).

148 орган двух давлений воздухораспределителя: Функциональная и конструктивная часть воздухораспределителя, находящаяся под воздействием двух давлений сжатого воздуха - тормозной магистрали и управляющей камеры воздухораспределителя.

149 орган трех давлений воздухораспределителя: Функциональная и конструктивная часть воздухораспределителя, находящаяся под воздействием трех давлений сжатого воздуха: тормозной магистрали или управляющей камеры, главной камеры и тормозного цилиндра или тормозной камеры.

150 орган дополнительной разрядки магистрали: Устройство в воздухораспределителе, предназначенное для осуществления дополнительной разрядки тормозной магистрали в начальный момент торможения.

151 режимный переключатель (переключатель режимов): Автоматическое устройство или устройство с ручным приводом для включения (или переключения) режима работы воздухораспределителя (тормоза) на ПС.

152 повторитель давления (реле давления): Устройство, предназначенное поддерживать в камере переменного объема (ведомой камере) величину давления, одинаковую с установленной первичным органом в камере постоянного объема (ведущей камере) прибора.

153 ускоритель служебного торможения: Отдельное или встроенное в воздухораспределитель устройство, предназначенное для осуществления служебной дополнительной разрядки тормозной магистрали в атмосферу на каждой единице ПС в процессе снижения давления в ней для ускорения наполнения сжатым воздухом тормозных цилиндров по длине поезда.

154 ускоритель экстренного торможения: Отдельное устройство (или часть воздухораспределителя), включающееся(аяся) в действие при снижении давления в тормозной магистрали темпом экстренного торможения и снижающее(ая) давление в магистрали на каждой единице ПС темпом экстренного торможения на величину не менее 0,2 МПа от зарядного давления.

155 чувствительность: Способность пневматического или электропневматического тормозного оборудования реагировать на относительно малые изменения управляющих сигналов (величины и скорости изменения давления или силы и времени действия тока).

156 электровоздухораспределитель: Устройство (или комплекс устройств) электропневматического тормоза единицы ПС, управляющее(ий) изменением давления в исполнительных элементах тормозной системы (тормозном цилиндре или ведущей камере повторителя давления) в зависимости от подачи или снятия напряжения на его электропневматических клапанах.

Тормозные цилиндры, резервуары и тормозная рычажная передача

157 тормозная балка (траверса): Стальная балка, служащая для передачи усилий на пару тормозных башмаков с тормозными колодками, установленных на ее концах.

158 башмак тормозной колодки: Устройство для установки и фиксации на нем тормозных колодок.

159

блок тормозной: Пневмомеханическое устройство, предназначенное для преобразования давления сжатого воздуха в силу нажатия на тормозные колодки (накладки) с автоматическим поддержанием постоянного зазора между колодками (накладками) и колесами (дисками) при их износе.

[ГОСТ 33724.1-2016, пункт 3.1]

160 тормозной диск: Элемент фрикционной пары дискового тормоза, устанавливаемый на оси или на колесе колесной пары и предназначенный для преобразования кинетической энергии ПС в тепловую при торможении за счет трения по диску прижимаемых к нему накладок.

161 тормозная колодка: Элемент фрикционной пары колодочного тормоза, предназначенный для создания тормозной силы за счет трения прижатой к поверхности катания колеса колодки.

162 гребневая тормозная колодка: Тормозная колодка с приливом в виде гребня, охватывающего гребень колеса при прижатой к колесу колодке.

163 тормозная колодка с сетчато-проволочным каркасом: Тормозная композиционная колодка, в теле которой заложены стальные сетки любой формы.

164 манжета поршня тормозного цилиндра: Уплотняющее кольцо из эластичного материала с буртом, прижимаемым давлением сжатого воздуха к стенке цилиндра.

165 тормозная накладка: Плоский фрикционный элемент системы дискового тормоза, взаимодействующий при торможении с тормозным диском.

166 тормозная рычажная передача: Механизм, служащий для передачи силы от тормозного цилиндра (исполнительного органа тормоза) к тормозным колодкам (накладкам) и распределения силы между тормозными колодками (накладками).

167 воздушный запасный резервуар: Резервуар, расположенный на ПС, заряжаемый сжатым воздухом из тормозной магистрали через воздухораспределитель, используемый для наполнения сжатым воздухом тормозных цилиндров или подачи управляющего пневматического сигнала на повторители (преобразователи) давления во время торможения.

168 воздушный питательный резервуар: Резервуар, расположенный на ПС, наполняемый сжатым воздухом из питательной или напрямую из тормозной магистрали (минуя воздухораспределитель), используемый для непосредственного наполнения сжатым воздухом тормозных цилиндров.

169 триангель: Элемент тормозной рычажной передачи ПС, предназначенный для передачи усилия, развиваемого исполнительным органом тормоза или приводом стояночного тормоза на тормозные колодки для их равномерного прижатия к поверхности катания колес одной колесной пары.

170

тормозной цилиндр: Пневмомеханическое устройство, предназначенное для преобразования давления сжатого воздуха в силу нажатия на тормозные колодки (накладки).

[ГОСТ 33724.1-2016, пункт 3.5]

171 тормозной цилиндр с жестким штоком поршня: Тормозной цилиндр (исполнительный орган тормоза), у которого шток жестко соединен с поршнем.

172 тормозной цилиндр с шарнирным штоком поршня: Тормозной цилиндр (исполнительный орган тормоза), у которого шток соединен с поршнем с определенной свободой качения относительно упора в поршень ("плавающий" шток).

173 чека тормозной колодки: Упругий элемент установленной формы, служащий для закрепления тормозной колодки в тормозном башмаке.

Тормозные устройства

174

автоматический регулятор тормозных рычажных передач (авторегулятор): Устройство, предназначенное для поддержания тормозной рычажной передачей в отпущенном состоянии тормоза постоянного зазора между тормозными колодками и колесами независимо от их износа.

[ГОСТ 33724.3-2016, пункт 3.1]

175 блок противогазного устройства: Электронный блок, формирующий команды управления сбрасывающими клапанами по сигналам осевых датчиков противоюзного устройства ПС.

176 датчик противоюзного устройства (датчик вращения): Устройство, устанавливаемое на буксу и вырабатывающее определенное количество сигналов (импульсов) на один оборот колеса.

177 тормозной индикатор: Устройство, сигнализирующее о наличии или отсутствии давления сжатого воздуха в объеме, к которому он подключен.

178 клапан пропорционального давления: Устройство, предназначенное для регулирования выходного давления сжатого воздуха пропорционально изменению управляющего давления.

179 сбрасывающий клапан: Пневматическое устройство с электроприводом, обеспечивающее быстрое изменение давления сжатого воздуха (выпуском/впуском) в тормозных цилиндрах (тормозных блоках) при появлении соответствующей управляющей команды от блока противоюзного устройства в процессе торможения.

180 электропневматический клапан: Пневматическое устройство, осуществляющее в пневматических системах впуск и выпуск сжатого воздуха при подаче или снятии электрического напряжения.

181 преобразователь давления: Устройство, предназначенное поддерживать в камере переменного объема (ведомой камере) величину давления, пропорционально измененную по сравнению с установленной первичным органом в камере постоянного объема (ведущей камере) прибора.

182 тормозной резистор: Резистор, являющийся электрической нагрузкой генератора при реостатном торможении.

183 скольжение колеса при торможении: Отношение разности между поступательной скоростью движения ПС и линейной скоростью на поверхности катания колес к поступательной скорости движения ПС.

184 устройство автоматического регулирования давления сжатого воздуха от загрузки ПС; авторежим: Устройство или комплекс устройств, предназначенных для автоматического изменения давления сжатого воздуха в тормозном цилиндре (исполнительном органе тормоза) при торможении в зависимости от загрузки ПС.

185 противоюзное устройство (устройство защиты колес от юза): Комплекс устройств, установленных на единице ПС, автоматически понижающий тормозную силу ПС при возникновении юзового движения колесной пары и автоматически восстанавливающий тормозную силу после исчезновения опасности юза путем изменения давления воздуха (жидкости) в соответствующих исполнительных устройствах.

186 устройство скоростного регулирования (скоростной регулятор): Устройство, автоматически изменяющее при торможении силу нажатия тормозных колодок (накладок дискового тормоза) в зависимости от скорости движения ПС путем изменения величины давления в тормозном цилиндре (исполнительном органе тормоза).

187 электрическая цепь безопасности (петля безопасности): Совокупность электрических устройств и замкнутый электрический контур, находящийся под напряжением, при разрыве (снятии напряжения) которого срабатывает автоматический тормоз.

188 исполнительная часть авторежима: Часть авторежима, регулирующая выходное давление в соответствии с сигналом управляющей части.

189 управляющая часть авторежима: Часть авторежима, формирующая сигнал в соответствии с загрузкой ПС и передающая его исполнительной части авторежима.

Алфавитный указатель терминов

авторегулятор

174

авторежим

184

автостоп

109

автотормоз

32

балка тормозная

157

башмак тормозной колодки

158

блок тормозного оборудования компоновочный

110

блок очистки и осушки сжатого воздуха

84

блок тормозной

159

блок противоюзного устройства

175

БОСВ

84

воздухоохладитель

85

воздухораспределитель

135

воздухораспределитель жесткого типа

136

воздухораспределитель нежесткого типа

137

воздухораспределитель полужесткого типа

138

волна отпускная

1

волна тормозная

2

время подготовки тормозов к действию

3

время торможения

4

давление зарядное

63

давление избыточное конечное номинальное

86

датчик вращения

176

датчик противоюзного устройства

176

диск тормозной

160

дозарядка тормоза

64

единица тормозная

5

замедление при торможении среднее

6

зарядка тормоза

65

индикатор тормозной

177

истощимость тормоза

66

камера воздухораспределителя главная

139

камера воздухораспределителя магистральная

140

камера воздухораспределителя управляющая

141

камера золотниковая

141

камера повторителя давления ведомая

142

камера повторителя давления ведущая

143

камера преобразователя давления ведомая

142

камера преобразователя давления ведущая

143

камера рабочая

139

клапан аварийного экстренного торможения

111

клапан автостопа электропневматический

113

клапан быстродействующий тормозной

112

клапан выпускной

144

клапан максимального давления

97

клапан отпускной

144

клапан полуавтоматический отпускной

145

клапан предохранительный

87

клапан пропорционального давления

178

клапан сбрасывающий

179

клапан электропневматический

180

класс чистоты воздуха

88

ключ блокировочного устройства

114

кнопка аварийного экстренного торможения

111

колодка с сетчато-проволочным каркасом тормозная

163

колодка тормозная

161

колодка тормозная гребневая

162

кольцо головки соединительного рукава уплотнительное

98

компрессор

83

компрессор объемного действия для железнодорожного подвижного состава

83

коэффициент силы нажатия тормозных колодок расчетный

7

коэффициент силы нажатия тормозных накладок расчетный

7

коэффициент тормозной расчетный

7

коэффициент трения тормозной колодки действительный

8

коэффициент трения тормозной накладки действительный

8

коэффициент трения тормозной колодки расчетный

9

коэффициент трения тормозной накладки расчетный

9

кран вспомогательного тормоза

115

кран двойной тяги

116

кран комбинированный

117

кран концевой

99

кран машиниста

118

кран машиниста дистанционного управления

119

кран разобщительный

100

кран экстренного торможения

101

кронштейн-камера воздухораспределителя

146

магистраль вспомогательная пневматическая

103

магистраль вспомогательного тормоза

103

магистраль напорная

104

магистраль питательная

105

магистраль пневматическая напорная

104

магистраль пневматическая

102

магистраль пневматическая питательная

105

магистраль пневматическая тормозная

106

магистраль тормозная

106

манжета поршня тормозного цилиндра

164

модуль тормозного оборудования компоновочный

110

мягкость воздухораспределителя

147

нажатие на каждые 100 т веса поезда тормозное

24

накладка тормозная

165

опробование тормозов

67

орган двух давлений воздухораспределителя

148

орган дополнительной разрядки магистрали

150

орган трех давлений воздухораспределителя

149

отпуск тормоза

68

отпуск тормоза самопроизвольный

69

отпуск тормоза ступенчатый

70

передача рычажная тормозная

166

переключатель режимный

151

переключатель режимов

151

петля безопасности

187

повторитель давления

152

положение зарядки и отпуска тормозов крана машиниста

120

положение крана машиниста поездное

122

положение перекрыши крана машиниста

121

положение служебного торможения крана машиниста

123

положение экстренного торможения управляющего органа крана машиниста

124

преобразователь давления

181

приборы управления тормозами

125

приставка крана машиниста

126

продолжительность включения компрессора средняя

90

производительность компрессора номинальная

89

путь подготовки тормозов к действию

10

путь тормозной

11

путь тормозной автостопный

12

путь тормозной действительный

13

путь тормозной расчетный

14

радиосинхронизация управления тормозами

127

размер частицы

91

разрядка служебная

74

разрядка тормозной магистрали

71

разрядка тормозной магистрали дополнительная

72

разрядка экстренная

75

регулирование производительности компрессора

92

регулятор давления

93

регулятор скоростной

186

регулятор тормозных рычажных передач автоматический

174

редуктор зарядного давления

128

режим тормоза

52

режим тормоза горный

53

режим тормоза груженый

54

режим тормоза грузовой

55

режим тормоза длинносоставный

56

режим тормоза короткосоставный

57

режим тормоза пассажирский

58

режим тормоза порожний

59

режим тормоза равнинный

60

режим тормоза скоростной

61

режим тормоза средний

62

резервуар главный

94

резервуар запасный воздушный

167

резервуар питательный воздушный

168

резервуар уравнительный

129

резистор тормозной

182

реле давления

152

рукав соединительный

107

сверхзарядка тормоза

73

сигнализатор обрыва поезда

130

сигнализатор обрыва поезда с датчиком контроля состояния тормозной магистрали

130

сигнализатор неотпуска тормозов

131

сигнализатор отпуска тормозов

131

сила нажатия колодки действительная

15

сила нажатия колодки расчетная

16

сила нажатия на ось действительная

17

сила нажатия на ось расчетная

18

сила нажатия накладки действительная

15

сила нажатия накладки расчетная

16

сила тормозная

19

сила тормозная удельная

20

скольжение

27

скольжение колеса при торможении

183

скорость отпускной волны

23

скорость тормозной волны

21

скорость эффективной тормозной волны

22

стоп-кран

101

темп служебной разрядки тормозной магистрали

74

темп экстренной разрядки тормозной магистрали

75

торможение железнодорожного подвижного состава

76

торможение контртоком

28

торможение подвижного состава рекуперативное

29

торможение подвижного состава реостатное

30

торможение противовключением

28

торможение регулировочное

78

торможение самопроизвольное

79

торможение служебное

80

торможение служебное полное

77

торможение ступенчатое

81

торможение экстренное

82

тормоз

38

тормоз автоматический

31

тормоз автоматический электропневматический

50

тормоз аэродинамический

33

тормоз вихретоковый

34

тормоз вспомогательный

35

тормоз гидравлический

36

тормоз дисковый

37

тормоз железнодорожного подвижного состава

38

тормоз колодочный

39

тормоз магниторельсовый

40

тормоз неавтоматический

41

тормоз непрямодействующий

42

тормоз пневматический

43

тормоз пневматический автоматический

32

тормоз прямодействующий

44

тормоз прямодействующий электропневматический

51

тормоз рельсовый

45

тормоз ручной

46

тормоз стояночный

47

тормоз фрикционный

48

тормоз электропневматический

49

точка росы

95

траверса

157

триангель

169

тройник магистрали

108

управление кранами машиниста дистанционное

132

ускоритель служебного торможения

153

ускоритель экстренного торможения

154

устройство автоматического регулирования давления сжатого воздуха от загрузки ПС

184

устройство блокировочное

133

устройство включенное блокировочное

134

устройство защиты колес от юза

185

устройство противоюзное

185

устройство скоростного регулирования

186

цепь безопасности электрическая

187

цилиндр тормозной

170

цилиндр с жестким штоком поршня тормозной

171

цилиндр с шарнирным штоком поршня тормозной

172

частица твердая

96

часть авторежима исполнительная

188

часть авторежима управляющая

189

чека тормозной колодки

173

число тормозной рычажной передачи передаточное

25

чувствительность

155

электровоздухораспределитель

156

ЭПК

113

эффективность тормозной системы

26

юз

27

УДК 621.512:629.4:006.354

МКС 45.060

ОКВЭД 30.20.4

Ключевые слова: воздухораспределитель, компрессорные установки, краны, магистрали, приборы управления, режимы тормоза, тормоз, тормозные устройства

Электронный текст документа

и сверен по:

, 2020

Превью ГОСТ 34703-2020 Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения