ГОСТ 23181-2020
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Автомобильные транспортные средства
ПРИВОДЫ ТОРМОЗНЫЕ ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ
Технические требования
Motor vehicles. Hydraulic brake drives. Technical requirements
МКС 43.040.60
Дата введения 2021-06-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 октября 2020 г. N 134-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Туркмения | ТМ | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
Украина | UA | Минэкономразвития Украины |
(Поправка. ИУС N 2-2021), (Поправка. ИУС N 12-2021).
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2020 г. N 1014-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 23181-2020 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2021 г.
5 ВЗАМЕН ГОСТ 23181-78
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
ВНЕСЕНЫ: поправка, опубликованная в ИУС N 2, 2021 год; поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2021 год
Поправки внесены изготовителем базы данных
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на гидравлические приводы и гидравлическую часть смешанного (пневмогидравлического) привода тормозных систем автомобильных транспортных средств категорий М, N и О (далее - АТС) (см. [1]), предназначенных для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования и устанавливает технические требования к ним.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 17375 (ИСО 3419-81) Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Отводы крутоизогнутые типа 3D (R около 1,5 DN). Конструкция
ГОСТ 17380 (ИСО 3419-81) Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Общие технические условия
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Общие требования
3.1 Гидравлический тормозной привод должен обеспечивать передачу энергии от ее источника к тормозным механизмам и необходимое изменение величины этой энергии в процессе ее передачи с целью регулирования эффективности торможения АТС.
3.2 Конструкция гидравлического тормозного привода должна обеспечивать АТС выполнение всех требований [2] и [3], касающиеся механических транспортных средств и прицепов к ним с гидроприводом.
3.3 При срабатывании гидравлического тормозного привода рабочей тормозной системы тягача (даже в случае неисправности одного из его контуров) должен срабатывать привод рабочей тормозной системы прицепа или полуприцепа, при этом допускается запаздывание торможения прицепа относительно тягача не более 0,2 с или опережение не более 0,1 с.
3.4 Гидравлический тормозной привод должен обеспечивать полное растормаживание рабочей тормозной системы АТС после снятия усилия с органа управления за время не более 0,9 с.
3.5 В смонтированном на автотранспортном средстве гидравлическом приводе должна быть обеспечена герметичность аппаратов и соединений при давлении не менее 19,6 МПа (200 кгс/см).
3.6 Гидравлический тормозной привод и его элементы должны обеспечивать надежность и безотказность работы тормозной системы в течение всего ресурса АТС при соблюдении правил эксплуатации и обслуживания, изложенных в инструкции предприятия-изготовителя.
3.7 Гарантийный срок и гарантийная наработка гидравлического привода и его элементов не должны быть менее гарантийного срока и пробега АТС, для которого он предназначен.
4 Требования к элементам тормозного привода
4.1 Заправочное отверстие резервуара должно быть легкодоступным, а его крышка должна обеспечивать достаточную для сохранения работоспособности гидравлического тормозного привода защиту тормозной жидкости от попадания пыли и влаги.
4.2 Антикоррозионное покрытие трубопроводов и деталей их соединений должно обеспечивать надежную работу гидравлического тормозного привода в течение всего ресурса АТС.
4.3 Конструкция гидравлического тормозного привода и его элементов должна обеспечивать возможность удаления из нее нерастворенного воздуха.
4.4 Трубопроводы тормозного привода должны иметь радиусы гиба и овальность в соответствии с ГОСТ 17375 и ГОСТ 17380.
4.5 Гибкие тормозные шланги гидравлического тормозного привода, передающие давление жидкости тормозным механизмам должны крепиться к элементам конструкции АТС только своими металлическими элементами. Не допускается касание ими каких-либо элементов конструкции АТС.
4.6 Резервуар для тормозной жидкости должен соответствовать требованиям [2] и [3]. При изготовлении резервуара из прозрачного материала, материал резервуара не должен терять прозрачность в процессе эксплуатации и быть стойким к воздействию бензина, масла, антифриза и электролита. Резервуар должен быть расположен на АТС в месте, легкодоступном для периодического визуального контроля.
4.7 Аппараты, трубки и шланги гидравлического привода тормозов должны соответствовать требованиям, изложенным в [4].
Библиография
[1] | ECE/TRANS/WP.29/78/Rev.6 | Сводная резолюция о конструкции транспортных средств (СР.3) |
[2] | Правила ООН N 13 | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения |
[3] | Правила ООН N 13Н | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей в отношении торможения |
[4] | Технический регламент Таможенного союза | О безопасности колесных транспортных средств |
УДК 629:006.354 | МКС 43.040.60 |
Ключевые слова: автомобильные транспортные средства, гидравлические приводы, элементы тормозного привода, технические требования |
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена