ГОСТ Р 52849-2007
Группа Д28
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобильные транспортные средства
КАМЕРЫ ТОРМОЗНЫЕ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ПРИВОДОВ
Технические требования и методы испытаний
Vehicles. Chambers of pneumatic brake controls.
Technical requirements and test methods
ОКС 43.040.40
ОКП 45 0000
Дата введения 2009-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 491-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на тормозные мембранные (диафрагменные) камеры и мембранные (диафрагменные) камеры с пружинными энергоаккумуляторами, предназначенные для создания усилия в тормозных механизмах автотранспортных средств (далее - АТС) категорий М, N и О по ГОСТ Р 52051 с пневматическим приводом тормозов, и устанавливает технические требования и методы их испытаний.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения
ГОСТ Р 41.13-99 (Правила ЕЭК ООН N 13) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
ГОСТ 4364-81 Приводы пневматические тормозных систем автотранспортных средств. Общие технические требования
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Основные типы, параметры и размеры
3.1 Тормозные камеры, основные параметры и размеры которых приведены в таблицах 1-6, могут быть изготовлены в следующих исполнениях:
- со штоком и шпильками для крепления на кронштейне (рисунок 1);
- со штоком и шпильками для крепления на кронштейне, а также с пружинным поршневыми энергоаккумулятором (рисунок 2);
- со штоком и шпильками для крепления на кронштейне, а также с пружинным диафрагменным энергоаккумулятором (рисунок 3);
- с резьбовой трубой для крепления непосредственно на тормозном механизме (рисунок 4);
- с резьбовой трубой для крепления непосредственно на тормозном механизме, а также с пружинным поршневым энергоаккумулятором (рисунок 5);
- с резьбовой трубой для крепления непосредственно на тормозном механизме, а также с диафрагменным энергоаккумулятором (рисунок 6).
Примечание - Рисунки 1-6 не устанавливают требований к конструкции тормозных камер.
Рисунок 1 - Тормозная камера со штоком и шпильками для крепления на кронштейне
Таблица 1 - Основные параметры тормозных камер со штоком и шпильками для крепления на кронштейне
В миллиметрах
Тип тормозной камеры* | , не более | , не более | Ход штока , | , не менее | , не более | Усилие на штоке, даН**, | ||||
12 | 146 | 120 | 45 | 25 | 76±0,6 | 92 | М12 | М16х1,5 | М14х1,5 | 400 |
16 | 164 | 138 | 57 | 120±0,7 | 103 | 550 | ||||
20 | 175 | 124 | 32 | 120±0,7 | 109 | М16х1,5 | 650 | |||
24 | 188 | 115 | 750 | |||||||
30 | 208 | 141 | 122 | 1000 | ||||||
36 | 230 | 173 | 76 | 134 | М16х1,5 | 1300 | ||||
* Тип тормозной камеры определяют по активной площади его силового элемента в квадратных дюймах (1 квадратный дюйм равен 645,1 мм). ** Усилие на штоке для всех типов тормозных камер определяют при ходе штока 20 мм и давлении 0,6 МПа (6,0 кгс/см). *** Резьба К1/4" допускается только для тормозных камер, поставляемых в качестве запасных частей. |
Рисунок 2 - Тормозная камера со штоком и шпильками для крепления на кронштейне
и с пружинным поршневым энергоаккумулятором
Таблица 2 - Основные параметры тормозных камер с пружинным поршневым энергоаккумулятором, со штоком и шпильками для крепления на кронштейне
В миллиметрах
Тип части камеры* | , | , | , | Ход штока , | , | , | , не более | , не более | , не более | Усилие на штоке, даН**, не менее | ||||
сило- | пру- | Сило- | Пру- | Сило- | Пру- | |||||||||
20 | 20 | 175 | 156 | 90 | 57 | 57 | M14x1,5 | 32 | 109 | 265 | 166 | 68 | 650 | 650 |
24 | 184 | 115 | 750 | |||||||||||
20 | 24 | 175 | 174 | 102 | 38 | 109 | 254 | 154 | 88 | 650 | 750 | |||
24 | 184 | 115 | 750 | |||||||||||
30 | 208 | 122 | 268 | 1000 | ||||||||||
24 | 30 | 184 | 200 | 111 | 76 | 67 | 115 | 278 | 200 | 73 | 750 | 1000 | ||
30 | 208 | 122 | 293 | 1000 | ||||||||||
36 | 230 | 134 | 325 | 1300 | ||||||||||
* Тип тормозной камеры определяют по активной площади его силового элемента в квадратных дюймах (1 квадратный дюйм равен 645,1 мм). ** Усилие на штоке для всех типов тормозных камер определяют при ходе штока 20 мм и давлении 0,6 МПа (6,0 кгс/см). |
Рисунок 3 - Тормозная камера со штоком и шпильками для крепления на кронштейне
и с пружинным диафрагменным энергоаккумулятором
Таблица 3 - Основные параметры тормозных камер с пружинным диафрагменным энергоаккумулятором, а также со штоком и шпильками для крепления на кронштейне
В миллиметрах
Тип части камеры* | , не более | , не более | , не более | Ход штока , | , не менее | , не более | , не более | Усилие на штоке, даН**, не менее | |||
силовой | пружин- | Силовая часть | Пружинная часть | ||||||||
20 | 20 | 175 | 208 | 100 | 57 | M14x1,5 | 38 | 122 | 335 | 650 | 650 |
24 | 186 | 750 | |||||||||
20 | 24 | 175 | 650 | 750 | |||||||
24 | 186 | 750 | |||||||||
30 | 208 | 1000 | |||||||||
24 | 30 | 186 | 230 | 111 | 134 | 340 | 750 | 1000 | |||
30 | 208 | 1000 | |||||||||
36 | 230 | 1300 | |||||||||
* Тип тормозной камеры определяют по активной площади его силового элемента в квадратных дюймах (1 квадратный дюйм равен 645,1 мм). ** Усилие на штоке для всех типов тормозных камер определяют при ходе штока 20 мм и давлении 0,6 МПа (6,0 кгс/см). |
Рисунок 4 - Тормозная камера с резьбовой трубой для крепления непосредственно
на тормозном механизме
Таблица 4 - Основные параметры тормозных камер с резьбовой трубой для крепления непосредственно на тормозном механизме
В миллиметрах
Тип тормозной камеры* | , не более | , не более | Ход штока , не менее | , | Усилие на штоке, даН**, не менее | ||
9 | 136 | 110 | 43 | 90 | 1,75-12UNS-2A | M16x1,5 | 300 |
12 | 146 | 112 | 92 | 400 | |||
16 | 160 | 128 | 101 | 550 | |||
* Тип тормозной камеры определяют по активной площади его силового элемента в квадратных дюймах (1 квадратный дюйм равен 645,1 мм). ** Усилие на штоке для всех типов тормозных камер определяют при ходе штока 20 мм и давлении 0,6 МПа (6,0 кгс/см). |
Рисунок 5 - Тормозная камера с резьбовой трубой для крепления непосредственно
на тормозном механизме и пружинным поршневым энергоаккумулятором
Таблица 5 - Основные параметры тормозных камер с пружинным поршневым энергоаккумулятором, резьбовой трубой для крепления непосредственно на тормозном механизме
В миллиметрах
Тип части камеры* | , не более | , не более | , не более | Ход штока , | , не более | Усилие на штоке, даН, не менее | |||
силовой | пружинной | Силовая часть | Пружинная часть | ||||||
9 | 9 | 136 | 160 | 87 | 43 | 90 | 1,75-12UNS-2A | 300 | 300 |
12 | 148 | 92 | 400 | ||||||
9 | 12 | 136 | 90 | 300 | 400 | ||||
12 | 148 | 92 | 400 | ||||||
9 | 20 | 136 | 175 | 90 | 90 | 300 | 650 | ||
* Тип тормозной камеры определяют по активной площади его силового элемента в квадратных дюймах (1 квадратный дюйм равен 645,1 мм). |
Рисунок 6 - Тормозная камера с резьбовой трубой для крепления непосредственно
на тормозном механизме и с пружинным диафрагменным энергоаккумулятором
Таблица 6 - Основные параметры тормозных камер с пружинным диафрагменным энергоаккумулятором, с резьбовой трубой для крепления непосредственно на тормозном механизме
В миллиметрах
Тип части камеры* | , не более | , не более | , не более | Ход штока , не менее | , не более | Усилие на штоке, даН, не менее | |||
силовой | пружинной | Силовая часть | Пружинная часть | ||||||
9 | 20 | 136 | 208 | 100 | 43 | 122 | 1,75-12UNS-2A | 300 | 650 |
12 | 148 | 50 | 400 | ||||||
* Тип тормозной камеры определяют по активной площади его силового элемента в квадратных дюймах (1 квадратный дюйм равен 645,1 мм). |
3.2 Длина штоков тормозных камер должна быть установлена по соглашению между изготовителем и потребителем.
3.3 Давление отключения пружинных энергоаккумуляторов тормозных камер должно быть 0,51 МПа (5,1кгс/см).
3.4 Если тормозные камеры оснащены пружинным энергоаккумулятором быстрорастормаживающего устройства* (далее - БРУ), давление его включения должно быть не более 0,65 МПа (6,5 кгс/см).
_________________
* Быстрорастормаживающим устройством является механизм отсоединения жесткой связи между поршнем (диафрагмой) пружинного энергоаккумулятора и штоком камеры.
4 Технические требования
4.1 Тормозные камеры должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, ГОСТ Р 41.13, ГОСТ 4364 и технической документации (далее - ТД), утвержденной в установленном порядке.
4.2 Тормозные камеры должны оставаться герметичными при давлении не менее 0,8 МПа (8,0 кгс/см).
Утечка воздуха из диафрагменной или пружинной части камеры при давлении 0,75 МПа (7,5 кгс/см) должна быть не более:
- 4 cм/мин;
- 20 см/мин после испытаний по 5.6;
- 100 см/мин в процессе испытаний по 5.7.
4.3 Тормозные камеры должны оставаться работоспособными после испытаний на воздействие циклического нагружения по 5.6.
4.4 При соблюдении правил технического обслуживания и эксплуатации, изложенных в инструкции по эксплуатации на конкретное АТС, ресурс тормозных камер должен быть не менее ресурса данного АТС. В течение срока службы до капитального ремонта допускается заменять комплектующие изделия, срок службы которых установлен в ТУ и менее срока службы АТС.
5 Методы испытаний
5.1 Общие требования
5.1.1 Испытания проводят по методикам предприятия-изготовителя.
5.1.2 Тормозные камеры подвергают следующим испытаниям:
- проверке работоспособности;
- проверке герметичности;
- проверке функциональных свойств;
- проверке долговечности в условиях циклического нагружения;
- проверке стойкости к воздействию повышенной и пониженной температур.
5.1.3 Испытания, за исключением проверки долговечности в условиях циклического нагружения, проводят путем циклического нагружения при температуре от 15 °С до 20 °С.
5.1.4 Перед испытаниями проверяют соответствие габаритных и присоединительных размеров тормозных камер, установленным в ТД.
5.2 Испытательное оборудование
5.2.1 Испытательное оборудование должно быть аттестовано в соответствии с ГОСТ Р 8.568.
5.2.2 Схемы испытательного оборудования приведены на рисунках А.1-А.6 приложения А.
5.2.3 Стендовые установки, используемые для проверки функциональных свойств, должны быть оснащены динамометром, установленным на расстоянии 20 мм от конца штока камеры в расторможенном состоянии.
5.2.4 Стендовые установки для проведения проверки долговечности в условиях циклического нагружения должны:
- обеспечивать циклическое изменение входного давления не менее чем от 0 до 0,8 МПа (8,0 кгс/см), частотой не менее 20 циклов в минуту;
- быть оснащены противодействующим устройством. Нагрузка на штоке противодействующего устройства должна быть не более 5% номинальной нагрузки соответствующей части испытуемой камеры.
Нагрузка на штоке противодействующего цилиндра должна быть не менее 60% номинальной нагрузки на штоке камеры при 2/3 хода штока.
При длине выхода штока камеры более 2/3 полной длины хода шток противодействующего устройства должен дойти до упора. Дальнейшее увеличение нагрузки на штоке камеры должно происходить без перемещения штока противодействующего устройства.
5.2.5 Стендовые установки для проведения проверки стойкости к воздействию повышенных и пониженных температур должны быть оборудованы термической камерой с диапазоном температур от минус 60 °С до плюс 80 °С.
5.2.6 Погрешности измерения параметров должны быть не более:
- нагрузки - 3%;
- давления - 3%;
- температуры - 2,5%;
- линейных размеров - 5%;
- частоты - 3%;
- времени - 5%.
5.3 Проверка работоспособности
5.3.1 Три раза впустить и выпустить воздух под давлением 0,8 МПа (8,0 кгс/см) в(из) рабочую(ей) полость(и) камеры (вход I). В тормозных камерах с пружинным энергоаккумулятором предварительно впустить в рабочую полость воздух под давлением 0,75 МПа (7,5 кгс/см) во вход II. Измерить длину хода штока. При этом фиксируют плавность перемещения штока: шток камеры должен без заеданий быстро выдвигаться и возвращаться в исходное положение.
5.3.2 В тормозных камерах с пружинным энергоаккумулятором три раза впустить и выпустить воздух под давлением 0,75 МПа (7,5 кгс/см) в(из) вход(а) II (пружинный энергоаккумулятор). Измерить длину хода штока. При этом фиксируют плавность перемещения штока.
5.3.3 В тормозных камерах с пружинным энергоаккумулятором вывернуть и ввернуть винт растормаживающего устройства, при этом шток не должен переместиться.
5.3.4 В тормозных камерах с пружинным энергоаккумулятором, оборудованных быстрорастормаживающим устройством, привести данное устройство в действие, впустив воздух под давлением 0,65 МПа (6,5 кгс/см) во вход II. Затем снизить давление до нулевого значения и убедиться, что включилось БРУ.
5.3.5 Признаки неработоспособности камеры:
- шток камеры не перемещается или медленно или с заеданием выдвигается и возвращается в исходное положение;
- ход штока не соответствует указанному в 3.1;
- не сравнивает или не включается БРУ.
5.4 Проверка герметичности
В процессе проверки шток тормозных камер не должен быть нагружен.
Воздух под давлением 0,75 МПа (7,5 кгс/см) впускают в рабочую полость камеры (вход I). В тормозных камерах с пружинным энергоаккумулятором воздух последовательно впускают во входы I и II и определяют значения утечки воздуха из каждой части камеры. Значение утечки воздуха допускается определять по падению давления в пневмосистеме, определяемому по показаниям манометра.
Утечка воздуха не должна превышать значения, указанного в 4.2.
5.5 Проверка функциональных свойств
5.5.1 Проверка тормозных камер, не оснащенных энергоаккумулятором
Воздух под давлением 0,60 МПа (6,0 кгс/см) впускают в тормозную камеру. Показание динамометра должно быть не менее значения, указанного в 3.1 для данного типоразмера тормозной камеры или в ТД.
5.5.2 Проверка тормозных камер, оснащенных энергоаккумулятором
5.5.2.1 Растормозить пружинный энергоаккумулятор. Для этого в тормозных камерах, оснащенных винтовым растормаживающим устройством, вывернуть винт растормаживания до упора, а в камерах, оснащенных БРУ, привести его в действие.
5.5.2.2 Воздух под давлением 0,60 МПа (6,0 кгс/см) впустить во вход I тормозной камеры. Показание динамометра должно быть не менее значения, указанного в 3.1 для данного типоразмера тормозной камеры или в ТД.
5.5.2.3. Привести в действие пружинный энергоаккумулятор. Для этого в тормозных камерах, оснащенных винтовым растормаживающим устройством, ввернуть винт растормаживания до упора, а в камерах, оснащенных БРУ, впустить сжатый воздух во вход II под давлением 0,75 МПа (7,5 кгс/см), после чего медленно его выпустить.
Показание динамометра должно быть не менее значения, указанного в 3.1 для данного типоразмера камеры или в ТД.
5.5.2.4 Давление воздуха на входе II плавно повышают и определяют давление, при котором нагрузка на штоке уменьшается до нуля. Давление должно соответствовать значению, указанному в 3.3.
5.6 Проверка долговечности в условиях циклического нагружения
5.6.1 Проверка тормозных камер, не оснащенных энергоаккумулятором
5.6.1.1 Проводят 1х10 включений испытуемой камеры частотой не более 16 включений в минуту в любой последовательности следующим образом:
- 6 включений при давлении 0,20 МПа (2,0 кгс/см);
- 1 включение при давлении 0,75 МПа (7,5 кгс/см).
Примечание - Допускается проводить 0,2х10 включений при давлении 0,75 МПа (7,5 кгс/см).
5.6.1.2 После испытаний тормозная камера должна соответствовать требованиям 4.2 и 5.3.
5.6.2 Проверка тормозных камер, оснащенных энергоаккумулятором
5.6.2.1 Растормозить пружинный энергоаккумулятор. Для этого в камерах, оснащенных растормаживающим устройством, вывернуть винт растормаживания до упора, а в камерах, оснащенных БРУ, привести его в действие.
5.6.2.2 Проверку проводят согласно 5.6.1.1.
5.6.2.3 Проводят 0,25х10 включений путем подачи во вход II воздуха под давлением 0,75 МПа (7,5 кгс/см), с частотой не более 20 включений в минуту.
5.6.2.4 Не менее 30 раз вывинчивают винт растормаживания. При каждом вывинчивании выпускают воздух из входа II. Винт следует вывинчивать на 2/3 его полной длины после подачи воздуха во вход II.
5.6.2.5 При наличии БРУ производят не менее 30 его включений и выключений.
5.6.2.6 После испытаний тормозная камера должна соответствовать требованиям 4.2 и 5.3.
5.7 Проверка стойкости к воздействию повышенных и пониженных температур
5.7.1 Выдерживают тормозную камеру в течение 2 ч при температуре от 74 °С до 80 °С. После испытания тормозная камера должна соответствовать требованиям 4.2 и 5.3.
5.7.2 Выдержать тормозную камеру в течение 2 ч при температуре от минус 40 °С до минус 46 °С. После испытания тормозная камера должна соответствовать требованиям 4.2 и 5.3.
5.7.3 Выдержать тормозную камеру исполнения ХЛ по ГОСТ 15150 в течение 2 ч при температуре от минус 54 °С до минус 60 °С. После испытания тормозная камера должна соответствовать требованиям 4.4 и 5.3. При этом допускается увеличение времени возвращения штока в первоначальное положение.
Примечание - При проверке тормозных камер на воздействие отрицательных температур сжатый воздух должен быть таким, чтобы исключалась возможность образования и замерзания конденсата в полости камеры.
6 Оформление результатов испытаний
6.1 По результатам испытаний составляют протокол, в котором указывают идентификационные данные объекта испытаний и приводят результаты испытаний, а также заключение о соответствии объекта испытаний требованиям технических и нормативных документов.
6.2 Рекомендуемая форма протокола приведена в приложении Б.
Приложение А
(рекомендуемое)
Схемы испытательного оборудования
1 - кран точного регулирования; 2 - манометр; 3 - тормозная камера
Рисунок А.1 - Схема оборудования проверки работоспособности и на герметичность тормозных камер
1 - кран точного регулирования; 2 - манометр; 3 - тормозная камера; 4 - динамометр
Рисунок А.2 - Схема оборудования проверки функциональных свойств тормозных камер
1 - кран точного регулирования; 2 - манометр; 3 - тормозная камера; 4 - нагрузочный цилиндр;
5 - направляющий рычаг
Рисунок А.3 - Схема оборудования проверки долговечности тормозных камер
1, 2 - краны точного регулирования; 3, 4 - манометры; 5 - тормозная камера;
I - вход пружинной полости; II - вход диафрагменной полости
Рисунок А.4 - Схема оборудования проверки работоспособности и на герметичность тормозных камер
с пружинным энергоаккумулятором
1, 2 - краны точного регулирования; 3, 4 - манометры; 5 - тормозная камера; 6 - динамометр;
I - вход пружинной полости; II - вход диафрагменной полости
Рисунок А.5 - Схема оборудования проверки функциональных свойств тормозных камер
с пружинным энергоаккумулятором
1, 2 - краны точного регулирования; 3, 4 - манометры; 5 - тормозная камера;
6 - нагрузочный цилиндр противодавления; 7 - винт растормаживания пружинного энергоаккумулятора;
8 - направляющий рычаг; I - вход пружинной полости; II - вход диафрагменной полости
Рисунок А.6 - Схема оборудования проверки долговечности тормозных камер с пружинным энергоаккумулятором
Приложение Б
(рекомендуемое)
Форма протокола испытаний диафрагменных тормозных камер
УТВЕРЖДАЮ | |||||
(подпись) | (Ф.И.О) | ||||
(дата) |
ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ N _______
1 Идентификационные данные испытуемого изделия | |
2 Цель испытаний: определение соответствия тормозных камер требованиям технических и нормативных документов (ТД, ГОСТ Р 52849-2007, ГОСТ 4364-81)
3 Метод испытаний: метод испытаний изложен в ГОСТ Р 52849-2007 "Автомобильные транспортные средства. Камеры тормозные пневматических приводов. Технические требования и методы испытаний"
4 Результаты испытаний
Параметр | Требование | Результат |
Соответствие основных геометрических размеров тормозных камер требованиям ТД | ||
Ход штока, не менее | ||
Усилие на штоке | ||
Герметичность | ||
Долговечность при циклическом нагружении |
5 Заключение: испытуемое изделие соответствует (не соответствует) требованиям технических и нормативных документов
(должность испытателя) | (подпись) | (Ф.И.О) | ||||
(дата) |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2008