agosty.ru75. ДОБЫЧА И ПЕРЕРАБОТКА НЕФТИ, ГАЗА И СМЕЖНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА75.020. Добыча и переработка нефти и природного газа

ПНСТ 569-2021 Нефтяная и газовая промышленность. Системы подводной добычи. Грузоподъемная техника. Оценка соответствия

Обозначение:
ПНСТ 569-2021
Наименование:
Нефтяная и газовая промышленность. Системы подводной добычи. Грузоподъемная техника. Оценка соответствия
Статус:
Действует
Дата введения:
05.01.2022
Дата отмены:
Заменен на:
-
Код ОКС:
75.020

Текст ПНСТ 569-2021 Нефтяная и газовая промышленность. Системы подводной добычи. Грузоподъемная техника. Оценка соответствия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


пнет 569— 2021


ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нефтяная и газовая промышленность СИСТЕМЫ ПОДВОДНОЙ ДОБЫЧИ Грузоподъемная техника. Оценка соответствия

Издание официальное

Москва Российский институт стандартизации 2022

Предисловие

  • 1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром 335» (ООО «Газпром 335»)

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 023 «Нефтяная и газовая промышленность»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2021 г. № 62-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16—2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: [email protected] и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д. 10, стр. 2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

© Оформление. ФГБУ «РСТ», 2022

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

  • 1 Область применения

  • 2 Нормативные ссылки

  • 3 Термины и определения

  • 4 Сокращения

  • 5 Общие положения

  • 6 Объем оценки соответствия

  • 7 Испытания, освидетельствования и осмотры

Приложение А (справочное) Номенклатура ответственных конструкций, механизмов и деталей грузоподъемных устройств, подлежащих освидетельствованиям РМРС

Библиография

Введение

Создание и развитие отечественных технологий и техники для освоения шельфовых нефтегазовых месторождений должно быть обеспечено современными стандартами, устанавливающими требования к проектированию, строительству и эксплуатации систем подводной добычи. Для решения данной задачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии реализуется «Программа по обеспечению нормативной документацией создания отечественной системы подводной добычи для освоения морских нефтегазовых месторождений». В объеме работ программы предусмотрена разработка национальных и предварительных национальных стандартов, областью применения которых являются системы подводной добычи углеводородов.

Целью разработки настоящего стандарта является установление единых правил и общих требований к выполнению оценки соответствия грузоподъемной техники, применяемой при освоении морских месторождений углеводородов, обустраиваемых с использованием систем подводной добычи углеводородов.

ПНСТ 569—2021

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нефтяная и газовая промышленность

СИСТЕМЫ ПОДВОДНОЙ ДОБЫЧИ

Грузоподъемная техника. Оценка соответствия

Petroleum and natural gas industry. Subsea production systems. [.lifting technics. Conformity assessment

Срок действия — с 2022—05—01 до 2025—05—01

  • 1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к проведению оценки соответствия грузоподъемной техники*, установленной на морских судах и судах технического флота, обеспечивающих выполнение строительно-монтажных и (или) ремонтных работ при обустройстве, эксплуатации и ликвидации систем подводной добычи углеводородов.

Требования настоящего стандарта распространяются также на такелажные и иные приспособления, закрепляемые на грузозахватном устройстве: стропы, подъемные траверсы, рамы и т. п., являющиеся принадлежностью судна.

  • 2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55311 Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Термины и определения

ГОСТ Р 59304 Нефтяная и газовая промышленность. Системы подводной добычи. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Для удобства пользования настоящим стандартом далее по тексту под грузоподъемной техникой следует понимать грузоподъемные устройства, установленные на морских судах и судах технического флота.

Издание официальное

  • 3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55311 и ГОСТ Р 59304, а также следующие термины с соответствующими определениями:

  • 3.1.1 грузоподъемное устройство (lifting appliances): Совокупность установленных на судне средств, используемых для погрузки, выгрузки и перемещения грузов, перемещения людей (судовые грузовые стрелы, судовые краны, подъемники, судовые подъемные платформы и верхние строения плавучих кранов, кранового судна).

  • 3.1.2 освидетельствование (survey): Форма оценки соответствия грузоподъемного устройства требованиям правил Российского морского регистра судоходства и взаимосвязанных с ними стандартов в целях определения его фактического технического состояния и возможности дальнейшей безопасной эксплуатации.

  • 3.1.3

оценка соответствия: Прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

[[1], статья 2]

  • 3.1.4

судно (vessel): Самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

[ГОСТ Р 58772—2019, статья 3.93]

  • 3.1.5 судно технического флота (technical fleet vessel): Судно, предназначенное для выполнения строительно-монтажных и (или) ремонтных работ при обустройстве, эксплуатации, ликвидации объектов обустройства морского месторождения.

  • 4 Сокращения

В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

СПД — система подводной добычи;

РМРС — Российский морской регистр судоходства.

  • 5 Общие положения

Грузоподъемные устройства морских судов и судов технического флота, обеспечивающих выполнение строительно-монтажных и (или) ремонтных работ при обустройстве, эксплуатации и ликвидации СПД, подлежат оценке соответствия положениям настоящего стандарта и требованиям [2].

  • 6 Объем оценки соответствия

    • 6.1 Оценке соответствия подлежат следующие грузоподъемные устройства:

  • - судовые грузовые стрелы, судовые краны и подъемники (тали, кошки, тельферы и т. п.) грузоподъемностью 1 т и более;

  • - верхние строения плавучих кранов и крановых судов;

  • - стропы, спредеры, подъемные траверсы и рамы и т. п., являющиеся штатной принадлежностью судна и судна технического флота;

  • - краны грузоподъемностью 1 т и более, используемые для переноса персонала, а также устройства, предназначенные для переноса персонала такими кранами (сети, корзины, люльки) и являющиеся штатной принадлежностью судна.

  • 6.2 Мероприятия по оценке соответствия включают:

  • - одобрение РМРС технической документации на грузоподъемные устройства;

  • - освидетельствования РМРС при изготовлении грузоподъемных устройств, установке их на судне и ремонте;

  • - испытания;

  • - клеймение;

  • - выдачу разрешительных документов РМРС.

  • 6.3 Объектами оценки соответствия являются:

  • - судовые грузовые стрелы: металлоконструкции, лебедки и вьюшки, детали и канаты;

  • - краны и подъемники: металлоконструкции, механизмы, детали и канаты, приборы безопасности;

  • - приводы механизмов;

  • - электрическое оборудование грузоподъемных устройств;

  • - котлы и сосуды под давлением в составе грузоподъемных устройств;

  • - системы грузоподъемных устройств;

  • - устройства для переноса персонала (сети, корзины, люльки или иные изделия, специально разработанные для этой цели).

Номенклатура ответственных конструкций, механизмов и деталей грузоподъемных устройств, подлежащих освидетельствованиям РМРС, приведена в приложении А.

  • 6.4 Освидетельствования механизированных стрел, подъемников типа кран-балок и тельферов проводятся как освидетельствования судовых кранов, а подъемников типа талей — как соответствующих частей судовых грузовых стрел.

Дополнительная информация об объеме освидетельствования представлена в [2].

  • 6.5 Освидетельствования котлов и сосудов под давлением в составе грузоподъемных устройств осуществляются в соответствии с требованиями [3].

  • 7 Испытания, освидетельствования и осмотры

    • 7.1 Целью испытаний, освидетельствований и осмотров является подтверждение соответствия грузоподъемного устройства требованиям [2], а также подтверждение соответствия их состояния требованиям безопасной эксплуатации.

    • 7.2 Сроки проведения испытаний и освидетельствований грузоподъемных устройств, включая периоды производства необходимых подготовительных работ, выполняемых судовладельцем или заводом-изготовителем, определены в [2].

    • 7.3 Проведение освидетельствований и наблюдение за испытаниями грузоподъемных устройств, их механизмов и деталей после постройки, переоборудования или ремонта должно производиться РМРС после представления документов, удостоверяющих готовность и окончательную приемку на заводе-изготовителе.

При освидетельствовании грузоподъемного устройства РМРС командный состав судна обязан сообщить обо всех замеченных дефектах, а также об изменениях в устройстве, ремонтах и замене деталей и канатов, произведенных с момента предыдущего освидетельствования.

  • 7.4 Грузоподъемные устройства, не поднадзорные РМРС, должны подвергаться освидетельствованиям и грузовым испытаниям судовой комиссией под председательством старшего (главного) механика в сроки и в объемах, предусмотренных [2] для аналогичных поднадзорных устройств.

  • 7.5 При аварийных случаях с грузоподъемным устройством, происшедших при его эксплуатации, командный состав судна или судовладелец должны обеспечить своевременное освидетельствование аварийного устройства РМРС.

  • 7.6 Если при испытаниях, освидетельствованиях или осмотрах будет обнаружено, что грузоподъемное устройство, его металлоконструкции, детали и механизмы не соответствуют требованиям настоящего стандарта или находятся в состоянии, не обеспечивающем безопасной эксплуатации, то документы РМРС на грузоподъемное устройство или его элементы не выдаются, а документы на грузоподъемные устройства, находящиеся в эксплуатации, теряют силу вплоть до приведения этих устройств в соответствие с требованиями РМРС или до устранения дефектов.

  • 7.7 Документы РМРС, выданные на грузоподъемное устройство, теряют силу при отсутствии требуемых свидетельств об испытаниях и полных освидетельствованиях или отметки о своевременном производстве периодических освидетельствований, при несоответствии устройства выданным на него документам, а также после аварийных случаев.

Виды, условия и порядок проведения испытаний, освидетельствований и осмотров грузоподъемных устройств определены в [2].

Приложение А (справочное)

Номенклатура ответственных конструкций, механизмов и деталей грузоподъемных устройств, подлежащих освидетельствованиям РМРС

А.1 Судовые грузовые стрелы

А. 1.1 Лебедки и вьюшки:

  • - лебедки грузовые;

  • - лебедки топенантные;

  • - лебедки оттяжек;

  • - вьюшки топенантные;

  • - вьюшки контроттяжек.

А.1.2 Металлические конструкции:

  • - мачты грузовые;

  • - короткие колонны для установки шпоров стрел;

  • - салинги;

  • - траверсы;

  • - стрелы;

  • - опоры стрел;

  • - фундаменты лебедок и вьюшек;

  • - подкрепления корпуса судна в местах установки мачт, лебедок и обухов.

А.1.3 Детали и канаты

А.1.3.1 Детали заменяемые:

  • - блоки;

  • - гаки;

  • - цепи;

  • - скобы;

  • - вертлюги;

  • - талрепы;

  • - коуши, заделки концов канатов (заливки в патрон, опрессовки втулкой, установки зажимов);

  • - треугольные и многоугольные планки;

  • - ноковые подвески (серьги) стрел;

  • - крестовые вилки блоков;

  • - вспомогательные приспособления типа траверс, являющиеся штатной принадлежностью тяжелых стрел;

  • - стопоры для крепления контроттяжек с спресованными втулками.

А.1.3.2 Детали несъемные:

  • - обухи грузовые, топенантные, оттяжек и контроттяжек на ноках стрел;

  • - обухи палубные, на корпусе и металлоконструкциях;

  • - вилки шпоров стрел;

  • - обухи топенантные с башмаками;

  • - вертлюги шпоров стрел с башмаками;

  • - врезные шкивы стрел с обоймами.

А.1.3.3 Детали съемные, являющиеся штатной принадлежностью судна:

  • - стропы;

  • - подъемные траверсы;

  • - рамы;

  • - другие подобные детали.

А.1.3.4 Канаты:

  • - ванты, штаги;

  • - шкентели, топенанты, тали и мантыли поворотных оттяжек;

  • - контроттяжки и топрики при работе спаренными стрелами.

А.2 Краны и подъемники

А.2.1 Механизмы:

  • - механизмы подъема груза;

  • - механизмы изменения вылета стрел;

  • - механизмы поворота;

  • - механизмы передвижения;

  • - тормоза.

А.2.2 Металлоконструкции:

  • - мосты;

  • - порталы;

  • - стрелы;

  • - рамы;

  • - фундаменты;

  • - подкрепления корпусов судов;

  • - понтонов и доков в местах установки кранов;

  • - неподвижные и поворотные колонны;

  • - коромысла и тяги подвижных противовесов;

  • - упоры для стрел в положении «по-походному».

А.2.3 Детали и канаты

А.2.3.1 Детали заменяемые:

  • - блоки;

  • - гаки;

  • - цепи;

  • - скобы;

  • - вертлюги;

  • - коуши, заделки концов канатов (заливки в патрон, опрессовки втулкой, установки зажимов);

  • - вспомогательные приспособления типа траверс, являющиеся штатной принадлежностью кранов большой грузоподъемности.

А.2.3.2 Детали несъемные:

  • - обухи;

  • - цапфы;

  • - оси с подшипниками;

  • - катки.

А.2.3.3 Детали съемные, являющиеся штатной принадлежностью судна:

  • - стропы;

  • - подъемные траверсы;

  • - рамы;

  • - другие подобные детали.

А.2.3.4 Канаты:

  • - шкентельные;

  • - стреловые;

  • - грейферные.

А.2.4 Приборы безопасности:

  • - выключатели конечные;

  • - автоматические указатели вылета;

  • - ограничители грузоподъемности;

  • - сигнальные приборы;

  • - блокировочные устройства;

  • - кнопки или выключатели безопасности.

А.З Электрическое оборудование грузоподъемных устройств

Электрическое оборудование грузоподъемных устройств:

  • - электрические двигатели;

  • - электрические тормоза;

  • - станция управления;

  • - конечные выключатели;

  • - кнопки или выключатели безопасности;

  • - устройство контроля за массой груза;

  • - кабельная сеть;

  • - прочее электрическое оборудование, необходимое для безопасной работы грузоподъемного устройства.

Библиография

  • [1] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

  • [2] Правила по грузоподъемным устройствам морских судов. — РМРС: СПб, 2020

  • [3] Правила классификации и постройки морских судов. Часть X. Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением. — РМРС: СПб, 2021

УДК 622.276.04:006.354

ОКС 75.020


Ключевые слова: нефтяная и газовая промышленность, системы подводной добычи, устройства грузоподъемные, морские суда, оценка соответствия

Редактор З.Н. Киселева Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор Р.А. Ментова Компьютерная верстка Е.А. Кондрашовой

Сдано в набор 17.12.2021. Подписано в печать 13.01.2022. Формат 60х841/8. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 1,40. Уч.-изд. л. 1,18.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении в ФГБУ «РСТ» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.