ГОСТ Р 59896-2021
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ С АЛГОРИТМАМИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Требования к учебно-методическим материалам
Educational products with artificial intelligence algorithms for adaptive learning in general education. Requirements for teaching and learning materials
ОКС 35.240.90
Дата введения 2022-03-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 164 "Искусственный интеллект"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2021 г. N 1618-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к учебно-методическим материалам образовательных продуктов с алгоритмами искусственного интеллекта для адаптивного обучения в общем образовании (далее - образовательный продукт).
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 учебно-методические материалы: Нормативная документация, учебные и методические издания, средства обучения и контроля, необходимые для осуществления образовательной деятельности и реализации основных и дополнительных образовательных программ.
2.2 учебный элемент; (УЭ): Логически завершенная часть учебных материалов.
Примечания
1 При анализе структуры учебный элемент является неделимой частью учебных материалов в данном конкретном случае. Неделимость УЭ - понятие условное и в другом случае при более подробном рассмотрении вопроса может детализироваться.
2 В зависимости от конкретного содержания учебных материалов в качестве учебного элемента могут быть:
- учебная информация: определение понятия, факт, явление, процесс, закономерность, принцип, способ действия, характеристика объекта, вывод или следствие;
- задания различных типов.
2.3 образовательный модуль: Совокупность учебных элементов, достаточных для организации и прохождения обучения по отдельной теме (занятию) дисциплины (курса).
3 Общие требования к учебно-методическим материалам
3.1 Учебно-методические материалы должны быть представлены в цифровом машиночитаемом виде, при необходимости с метаданными.
_________________
3.3 Учебно-методические материалы должны основываться на:
- дидактических принципах в образовании, в том числе на вопросах цифровой дидактики и индивидуализации обучения;
- возможностях современных цифровых технологий, включая современные средства представления контента и интерактивных инструментов;
- возможностях технологий искусственного интеллекта, включая системы анализа данных и поддержки принятия решений;
- разумном использовании игрофикации и базовых игровых методик в образовании, в частности систем достижений.
3.4 Учебно-методические материалы должны содержать, как минимум, три уровня результативности: минимальный, базовый, повышенный.
3.5 Учебно-методические материалы в процессе обучения должны обеспечить достижение минимального уровня результативности для всех обучающихся.
3.6 Учебно-методические материалы должны фиксировать:
- цели обучения;
- содержание;
- методы и организационные формы проведения учебной работы в рамках одного учебного модуля, предмета (курса) и связки предметов (курсов);
- ожидаемые образовательные результаты обучаемых.
3.7 Учебно-методические материалы должны обновляться, в том числе учитывая изменения в федеральных государственных образовательных стандартах, профессиональных стандартов, а также изменения методической составляющей заданий всероссийских проверочных работ, основных государственных экзаменов и единых государственных экзаменов.
3.8 Учебно-методические материалы должны иметь структуру, включающую образовательные модули (далее-модули) и учебные элементы (далее - элементы).
3.9 Учебные элементы должны быть размеченными, иметь соответствующие маркеры, должны быть установлены связи с образовательными модулями и другими элементами и однозначно идентифицируемыми в информационно-образовательной системе.
3.10 Для всех учебно-методических материалов, с которыми непосредственно имеет возможность взаимодействовать обучающийся, должна быть предусмотрена возможность фиксации и хранения в цифровом следе обучающегося набора метрик.
Набор метрик определяется разработчиком учебно-методических материалов в соответствии с типом элемента и, среди прочего, должен включать:
- фиксацию факта взаимодействия обучающегося с материалом;
- время (продолжительность) взаимодействия обучающегося с материалом.
3.11 Учебно-методические материалы должны содержать логично структурированные и подробно описанные сценарии проведения учебных занятий с использованием продуктов с технологиями искусственного интеллекта.
3.12 Учебно-методические материалы должны обеспечивать возможность организации процесса обучения в различных формах, включая:
- классно-урочное обучение;
- индивидуальные занятия с педагогическим работником;
- самостоятельную работу обучающегося;
- групповую и проектную работы обучающихся и педагогических работников.
4 Требования к структуре учебных материалов для построения персонализированного обучения
4.1 Предметное содержание должно быть декомпозировано до отдельных самостоятельных элементов.
4.2 Декомпозиция предметного содержания должна быть направлена на реализацию принципов вариативности, адаптивности и персонализации образовательного содержания для каждого обучающегося.
4.3 Отдельные элементы могут быть представлены в виде средства обучения или контроля знаний.
4.4 Все элементы должны иметь связь с другими элементами в виде кодификатора или графового представления.
4.5 Поскольку использование средства обучения предусматривает проведение контроля знаний, навыков и (или) умений, каждый элемент средства обучения должен иметь связь с одним или более элементов контроля знаний.
4.6 Все самостоятельные элементы должны иметь тегирование (разметка, сопровождение метаинформацией).
4.7 Группировка комбинации взаимосвязанных самостоятельных элементов представляет из себя модуль - тематический раздел содержимого предметной области.
4.8 В структуре должно быть предусмотрено проведение соответствий между уровнями сложности и самостоятельными учебными элементами, модулями.
4.9 Каждый уровень сложности должен обладать полным набором самостоятельных элементов и модулей, необходимым для достижения соответствующего уровня результативности для обучающегося.
4.10 В структуре должны быть предусмотрены связи между уровнями сложности самостоятельных элементов и модулей, позволяющих изменить индивидуальную траекторию учащегося и обеспечить ему переход на смежный уровень сложности.
4.11 Степень детализации структуры должна позволять классифицировать любой элемент.
4.12 В каждом образовательном модуле рекомендуется отражать компетенции, формируемые у обучающегося в рамках его освоения.
5 Требования к методическим материалам
5.1 Методические материалы должны описывать алгоритмы и методики динамического построения нелинейного учебного плана.
5.2 Методические материалы должны содержать перечень всех формируемых компетенций обучающегося.
5.3 Методические материалы должны иметь контрольно-измерительные материалы для проверки наличия и уровня каждой компетенции, знаний, навыков и умений, формируемых у обучающегося.
5.4 Методические материалы должны содержать материалы для методической поддержки внедрения образовательного продукта с использованием технологий искусственного интеллекта в образовательный процесс.
5.5 Методические материалы должны содержать описание методики использования результатов проверочных испытаний обучающихся для построения или корректировки индивидуальной траектории обучения.
6 Требования к разнообразию форм содержания
6.1 В зависимости от особенностей предмета содержание образовательного продукта с алгоритмами искусственного интеллекта может быть представлено с использованием следующих форм информации:
а) текстовая и гипертекстовая информация:
- справочная информация (например, словарные статьи);
- тексты дополнительных рубрик (биографические справки, хрестоматия и прочее);
б) статичный визуальный ряд:
- рисунки;
- фотографии;
- карты;
- графики;
- диаграммы;
в) динамический аудиовизуальный ряд:
- анимационные ролики;
- интерактивные рисунки;
- интерактивные схемы;
г) интерактивные программные средства:
- виртуальные лаборатории;
- интерактивные тренажеры;
- компьютерные игры.
6.2 Элементы контроля знаний могут быть представлены с использованием следующих форм:
- тестовые задания закрытого типа;
- задания открытого типа с автоматизированной проверкой;
- интерактивные задания;
- взаимное оценивание обучающихся (peer-to-peer оценка).
|
|
УДК 004.896:006.354
| ОКС 35.240.90 |
Ключевые слова: технологии искусственного интеллекта, образование, учебно-методические материалы, адаптивное обучение |