ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
пнет
513— 2021
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Интеллектуальные транспортные системы
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ТИПОВОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА СОЗДАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ
Издание официальное
Ими Ст»1дипи1»11|1М 2021
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «НИИ ИТС»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 «Интеллектуальные транспортные системы»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 января 2021 г. № 2-пнст
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16—2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 105005 Москва. Армянский пер., д. 9. стр.1 и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва. Пресненская наб., д. 10. стр. 2.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
© Стандартинформ. оформление. 2021
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и рас* пространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Содержание
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Сокращения
5 Общие положения
6 Состав и содержание технического задания
7 Общие сведения
8 Назначение и цели создания интеллектуальной транспортной системы на автомобильных
дорогах
9 Характеристика объекта автоматизации интеллектуальной транспортной системы
10 Требования к системе
11 Требования к видам обеспечения системы
12 Состав и содержание работ по созданию интеллектуальной транспортной системы
13 Порядок контроля и приемки системы
14 Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации
интеллектуальной транспортной системы к вводу системы в действие
15 Требования к документированию
16 Источники разработки
17 Правила оформления технического задания
Библиография
Введение
Техническое задание на создание интеллектуальной транспортной системы — это документ. со-держащий требования заказчика к различным составляющим интеллектуальных транспортных систем. От корректности создания технического задания напрямую зависит эффективность функционирования как отдельных подсистем интеллектуальной транспортной системы, так и всей интеллектуальной транспортной системы в целом. Актуальность данного стандарта обусловлена тем. что применение существующей на сегодняшний день нормативно-технической документации недостаточно для создания типового технического задания на создание интеллектуальных транспортных систем, поскольку существующие нормы охватывают лишь отдельные элементы подсистем интеллектуальной транспортной системы, а не интеллектуальной транспортной системы в целом.
ПНСТ 513—2021
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Интеллектуальные транспортные системы
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ТИПОВОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА СОЗДАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ
Inteligent transport systems. Requirements for the designing of a standard terms of reference for the development of intelligent transport systems on highways
Срок действия— с 2021—03—01 до 2024—03—01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на интеллектуальные транспортные системы и устанавливает требования к разработке типового технического задания на создание интеллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.301 Единая система конструкторской документации. Форматы
ГОСТ 8.417 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин
ГОСТ 19.101 Единая система программной документации. Виды программ и программных доку* ментов
ГОСТ 34.003 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения
ГОСТ 34.201 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем
ГОСТ 34.601 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания
ГОСТ 34.602 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы
ГОСТ 34.603 Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем
ГОСТ 26656 Техническая диагностика. Контролепригодность. Общие требования
ГОСТ 27518 Диагностирование изделий. Общие требования
ГОСТ Р 2.105 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам
ГОСТ Р 2.601 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ Р 21.1101 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации
ГОСТ Р 56294 Интеллектуальные транспортные системы. Требования к функциональной и физической архитектурам интеллектуальных транспортных систем
ГОСТ Р 56829 Интеллектуальные транспортные системы. Термины и определения
ГОСТ Р ИС013374*3 Контроль состояния и диагностика машин. Обработка, передача и представление данных. Часть 3. Передача данных
Издание официальное
ГОСТ Р ИСО 14813*1 Интеллектуальные транспортные системы. Схема построения архитектуры интеллектуальных транспортных систем. Часть 1. Сервисные домены в области интеллектуальных транспортных систем, сервисные группы и сервисы
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайге Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национагъные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56829 и ГОСТ 34.003, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 информационное обеспечение интеллектуальной транспортной системы: Совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в интеллектуальной транспортной системе при ее функционировании.
3.2 коэффициент загрузки электромеханических устройств: Отношение времени обработки данных электромеханической частью устройства к полезному времени его работы.
3.3 математическое обеспечение: Совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и компьютерных программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
3.4 организационное обеспечение: Совокупность документов, устанавливающих организационную структуру, права и обязанности пользователей и эксплуатационного персонала интеллектуальной транспортной системы в условиях функционирования, проверки и обеспечения работоспособности интеллектуальной транспортной системы.
3.5 программное обеспечение: Совокупность программ на носителях данных и программных документов, предназначенных для отладки, функционирования и проверки работоспособности интеллектуальной транспортной системы.
3.6 техническое обеспечение: Совокупность всех технических средств, используемых при функционировании подсистемы.
3.7 центр обработки данных интеллектуальной транспортной системы: Программно-аппаратный комплекс, установленный в специально оборудованном помещении (здании) и предназначенный для получения информации, ее обработки и хранения, выбора режима функционирования системы и выдачи управляющих воздействий, а также взаимодействия с другими системами.
4 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ИТС — интеллектуальные транспортные системы;
ЛП — локальный проект;
НИР — научно-исследовательская работа:
ПО — программное обеспечение;
ТЗ — техническое задание;
ЦОД — центр обработки данных.
5 Общие положения
5.1 ТЗ на создание ИТ С является основным документом, определяющим требования и порядок создания (развития или модернизации) ИТС. в соответствии с которым проводится разработка ИТС и ее приемка при вводе в эксплуатацию.
5.2 ТЗ на создание ИТС разрабатывают на систему в целом, предназначенную для работы самостоятельно или в составе комплексной ИТС.
5.3 Допускается дополнительная разработка ТЗ на отдельные элементы ИТС. подсистемы ИТС. комплексы задач ИТС и другие составные части ИТС в соответствии с требованиями настоящего стан* Дарта.
5.4 Допускается включать в ТЗ объекта внедрения ИТС требования к ИТС в объеме, установленном настоящим стандартом.
Примечание — В случае реализации 5.4. ТЗ на создание ИТС в форме отдельного документа не разрабатывают.
5.5 Включаемые в ТЗ на создание ИТС требования должны соответствовать актуальному уровню развития науки и техники и не уступать аналогичным требованиям, предъявляемым к лучшим современным отечественным и зарубежным аналогам.
5.6 Рекомендуется составлять ТЗ таким образом, чтобы оно не ограничивало разработчика системы в поиске и реализации наиболее эффективных технических, технико-экономических и других решений при условии выполнения минимальных требований, указанных в ТЗ.
Прим ©ча нив — При выполнении 5.6 необходимо проведение согласования предполагаемых действий с заказчиком.
5.7 ТЗ на создание ИТС разрабатывают на основе исходных данных, в том числе содержащихся в итоговой документации этапа обоснования ИТС.
5.8 8 ТЗ на создание ИТС включают только те требования, которые дополняют требования к системам ИТС. содержащиеся в действующих нормативно-технических документах.
6 Состав и содержание технического задания
6.1 ТЗ на создание ИТС должно состоять как минимум из следующих разделов и подразделов:
• общие сведения;
- назначение и цели создания интеллектуальной транспортной системы на автомобильных дорогах;
• характеристика объекта автоматизации;
- требования к системе:
1} требования к структуре, архитектуре и функционированию системы:
2) требования к режимам функционирования системы;
3) требования к способам и средствам связи для информационного обмена между компонентами системы;
4) требования к диагностированию системы;
5) перспективы развития и модернизации системы;
6) требования к численности и квалификации персонала системы;
7) требования к надежности;
8) требования к безопасности;
9) требования к эргономике и технической эстетике;
10) требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы:
11) требования к защите информации от несанкционированного доступа;
12) требования к защите от влияния внешних воздействий;
13) требования по стандартизации и унификации;
- требования к видам обеспечения системы:
1) требования к техническому обеспечению;
2) требования к математическому обеспечению;
3) требования к информационному обеспечению;
4) требования к программному обеспечению;
• состав и содержание работ по созданию ИТС;
- порядок контроля приемки системы;
• требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие;
- требования к документированию;
- источники разработки.
6.2 В ТЗ на создание ИТС допускается включение приложений.
Примечание — Дополнения к ТЗ формируют при внесении иэменений/дополнений в положения ТЗ после подписания его заказниками и исполнителями.
6.3 В зависимости от вида, назначения, специфических особенностей объекта автоматизации и условий функционирования системы допускается оформлять разделы ТЗ в виде приложений к основному договору, соглашению и т. д.. вводить дополнительные и/или объединять подразделы ТЗ.
7 Общие сведения
7.1 В разделе «Общие сведения» необходимо указать:
- полное наименование ИТС и ее условное обозначение;
• шифр темы или номер договора (шифр заявки);
• наименование организации разработчика и заказчика (пользователя) ИТС и их реквизиты;
• перечень документов, на основании которых создается ИТС. кем и когда утверждены данные документы;
- плановые сроки начала и окончания работы по созданию ИТС;
- сведения об источниках и порядке финансирования работ;
- порядок оформления и представления заказчику результатов работ по созданию ИТС (ее элементов). по изготовлению и наладке отдельных средств (технических, программных, информационных) и программно-технических (программно-методических) комплексов ИТС.
8 Назначение и цели создания интеллектуальной транспортной системы на автомобильных дорогах
8.1 Раздел «Назначение и цели создания интеллектуальной транспортной системы» должен состоять из следующих подразделов;
« назначение ИТС;
- цели создания ИТС.
8.2 В подразделе «Назначение ИТС» указывают вид системы, перечень объектов внедрения ИТС и перечень оборудования, подключаемого к ИТС или внедряемого вместе с ней.
8.3 В подразделе «Цели создания ИТС» приводят;
• наименования и требуемые значения технических, технологических, производственно-экономических или иных показателей объектов внедрения, которые должны быть достигнуты в результате внедрения ИТС:
- целевые индикаторы эффективности, на которые нацелена работа внедряемых ИТС.
9 Характеристика объекта автоматизации интеллектуальной транспортной системы
9.1 В разделе «Характеристика объекта автоматизации интеллектуальной транспортной системы» приводят:
- краткие сведения об объекте автоматизации ИТС или ссылки на документы, содержащие такую информацию;
- сведения об условиях эксплуатации объекта автоматизации ИТС.
Примечание — Объектами автоматизации ИТС являются элементы обустройства автомобильных дорог, автомобильные дороги и их участки, а также транспортно-дорожные комплексы городов (регионов).
9.2 8 данном разделе должна быть приведена информация, однозначно определяющая границы объекта автоматизации ИТС.
10 Требования к системе
10.1 Раздел ТЗ «Требования к системе» должен содержать как минимум следующие требования:
• требования к структуре, архитектуре и функционированию системы;
• требования к режимам функционирования системы;
• требования к способам и средствам связи для информационного обмена между компонентами системы;
• требования по диагностированию системы;
- перспективы развития и модернизация системы;
• требования к численности и квалификации персонала системы:
- требования к надежности;
• требования к безопасности;
• требования к эргономике и технической эстетики;
• требования к эксплуатации, техническому состоянию, ремонту и хранению компонентов системы;
• требования к защите информации от несанкционированного доступа;
• требования к защите от влияния внешних воздействий;
- требования по стандартизации и унификации;
• дополнительные требования.
10.2 Требования ТЗ к функциональной структуре ИТС должны формироваться по ГОСТ Р 56294.
10.3 Требования ТЗ к физической архитектуре должны формироваться по ГОСТ Р 56294.
10.4 Требования ТЗ к доменной архитектуре должны формироваться по ГОСТ Р ИСО 14813*1.
10.5 Требования ТЗ к режимам функционирования ИТС — в соответствии с разделом 4 ГОСТ Р 56294—2014.
10.6 В требования ТЗ к способам и средствам связи для информационного обмена между компонентами системы включают требования к следующим параметрам:
- масштабируемость;
- надежность;
• контроль доступа;
- возможность внедрения новых услуг;
• информационный обмен оборудования всех подсистем ИТС с серверным оборудованием ЦОД;
• технологическая телефонная связь между персоналом ЦОД и экстренными службами;
• мультисервисность и возможность подключения к сети Интернет;
• оповещение участников дорожного движения;
■ устойчивость к аппаратным и программным отказам;
- возможность подключения дополнительного оборудования.
10.7 Требования ТЗ к технической диагностике и контролепригодности следует определять по ГОСТ 26656.
10.8 На вновь разрабатываемые изделия и (или) их составные части, необходимость технического диагностирования которых установлена в ТЗ на их разработку, показатели и характеристики диагностирования. требования к диагностическому обеспечению изделия следует определять по ГОСТ 27518.
10.9 Обеспечение приспособленности изделия к техническому диагностированию — в соответствии с требованиями ГОСТ 26656.
10.10 Требования к передаче данных в открытой эталонной информационной архитектуре систем контроля состояния и диагностирования следует определять по ГОСТ Р ИСО 13374-3.
10.11 В требованиях ТЗ к перспективам развития и модернизация системы указывают:
- требования к проекту ЦОД. обеспечивающие запас рабочих мест в ЦОД;
- требования к техническому обеспечению, обеспечивающие возможность подключения дополнительных подсистем;
- требования к возможности обеспечения большей пропускной способности средств передачи данных в случае подключения дополнительных систем:
- требования к возможности оперативного увеличения пропускной способности каналов передачи данных в случае подключения дополнительных подсистем;
• требования к ПО. обеспечивающие возможность полноценной интеграции дополнительных подсистем в ИТС;
- требования к обновленным и дополнительным техническим средствам, устанавливаемым в рамках модернизации ИТС. исключающие противоречия требованиям настоящего стандарта.
10.12 В ТЗ по ГОСТ 34.602 должны быть предусмотрены следующие требования:
* требования к численности и квалификации персонала системы;
• требования к надежности;
- требования к безопасности;
- требования к эргономике и технической эстетики;
• требования к эксплуатации, техническому состоянию, ремонту и хранению компонентов системы;
* требования к защите информации от несанкционированного доступа;
- требования к защите от влияния внешних воздействий;
- требования по стандартизации и унификации;
* дополнительные требования.
11 Требования к видам обеспечения системы
11.1 Требования к техническому обеспечению системы
11.1.1 Требования ТЗ к техническому обеспечению системы должны соответствовать 2.6.3.5 ГОСТ 34.602—89.
11.1.2 8 подразделе ТЗ «Требования к техническому обеспечению» должны быть дополнительно указаны требования, представленные в 11.1.3—11.1.14.
11.1.3 Комплекс технических средств ИТС должен быть достаточным для выполнения всех функций ИТС. предусмотренных для достижения поставленных целевых индикаторов.
11.1.4 8 комплексе технических средств ИТС рекомендуется использовать технические средства серийного производства.
11.1.5 8 случае невозможности выполнения 11.1.4 и при согласовании с заказчиком допускается применение технических средств единичного производства.
11.1.6 Технические средства системы должны быть размещены с соблюдением требований, содержащихся в технической и эксплуатационной документации на них.
11.1.7 Технические средства системы должны быть размещены с соблюдением требований эргономики, содержащихся в 10.11.
11.1.8 8 ИТС должны быть использованы технические средства со сроком службы не менее десяти лет.
11.1.9 8 случае невозможности выполнения требований, указанных в 11.1.8, допускается применение технических средств с меньшим сроком службы.
11.1.10 Выполнение 11.1.9 допускается только при условии согласования с заказчиком.
11.1.11 Любое техническое средство ИТС должно допускать замену на аналог без каких-либо конструктивных изменений или регулировки в остальных технических средствах.
11.1.12 Допускается невыполнение требований, указанных в 11.1.9. в тех случаях, которые специально оговорены в технической документации на ИТС.
11.1.13 Технические средства ИТС допускается использовать только в условиях, определенных в эксплуатационной документации на них.
11.1.14 В случае невозможности выполнения требований, указанных в 11.1.13, должны быть предусмотрены меры защиты данных технических средств от влияния внешних воздействующих факторов.
11.2 Требования к математическому обеспечению системы
11.2.1 Требования ТЗ к математическому обеспечению системы должны соответствовать 2.6.3.1 ГОСТ 34.602—89.
11.2.2 8 подразделе ТЗ «Требования к математическому обеспечению» должны быть дополнительно указаны требования, представленные в 11.2.3—11.2.6.
11.2.3 Математическое обеспечение должно быть достаточным для обеспечения функционирования как подсистем ИТС в отдельности, так и ИТС в целом.
11.2.4 Математическое обеспечение должно обладать достаточной производительностью для удовлетворения требований подсистем ИТС и ИТС в целом к времени формирования решений.
11.2.5 Математическое обеспечение должно соответствовать современному уровню научного и технического развития на момент создания ИТС.
11.2.6 Математическое обеспечение должно быть полностью совместимым с операционной си* стемой ИТС. Документация, описывающая математическое обеспечение ИТС. должна удовлетворять требованиям, предъявляемым в соответствии с разделом 15.
11.3 Требования к информационному обеспечению системы
11.3.1 Требования ТЗ к информационному обеспечению системы должны соответствовать 2.6.3.2 ГОСТ 34.602—89.
11.3.2 В подразделе ТЗ «Требования к информационному обеспечению» должны быть дополнительно указаны требования, представленные в 11.3.3—11.3.15.
11.3.3 Информационное обеспечение ИТС должно быть достаточным для выполнения функций подсистем ИТС и ИТС в целом.
11.3.4 Для кодирования информации, используемой только в данной ИТС. должны быть применены классификаторы, принятые у заказчика ИТС.
11.3.5 Информационное обеспечение ИТС должно быть совместимо с информационным обеспечением систем, взаимодействующих с ней по содержанию, системе кодирования, методам адресования. форматам данных и форме представления информации, получаемой и выдаваемой ИТС.
11.3.6 Совокупность информационных массивов ИТС должна быть организована в виде баз данных на серверах ЦОД.
11.3.7 Форма представления выходной информации ИТС должна быть согласована с заказчиком системы.
11.3.6 Применяемые в выходных документах ИТС термины и сокращения должны быть общепринятыми в данной предметной области и согласованы с заказчиком системы.
11.3.9 В ИТС должны быть предусмотрены необходимые меры по контролю и обновлению данных в информационных массивах.
11.3.10 В ИТС должно быть предусмотрено резервное хранение и восстановление массивов данных после отказа каких-либо технических средств ИТС. а также контроль идентичности монотонной информации в базах данных.
11.3.11 В ТЗ должны быть сформированы требования к перечню исходных данных, необходимых для функционирования ИТС.
11.3.12 В ТЗ должны быть сформированы требования к точности исходных данных в зависимости от возможности технических средств сбора данных, актуальных на момент разработки ИТС. и минимальных требований к точности исходных данных, необходимых для функционирования ИТС.
11.3.13 Минимальный перечень необходимых данных должен формироваться в зависимости от обозначенных целевых индикаторов эффективности ИТС.
11.3.14 Допускается получение статических и статистических данных с помощью запросов в соответствующие компетентные органы.
11.3.15 Для осуществления передачи данных с целью экономии средств допускается использование уже существующих каналов связи, если они смогут обеспечить необходимую скорость и объем данных. а также удовлетворяют требованиям, сформированным в ТЗ при выполнении требований 11.11.
11.4 Требования к программному обеспечению системы
11.4.1 Требования ТЗ к программному обеспечению системы должны соответствовать 2.6.3.4 ГОСТ 34.602—89.
11.4.2 В подразделе ТЗ «Требования к программному обеспечению» должны быть дополнительно указаны требования, представленные в 11.4.3—11.4.12.
11.4.3 ПО ИТС должно быть достаточным для выполнения всех предусмотренных функций.
11.4.4 ПО ИТС должно иметь средства организации всех требуемых процессов обработки данных. позволяющие своевременно выполнять все функции во всех регламентированных режимах функционирования.
11.4.5 ПО ИТС должно обладать следующими свойствами:
- функциональная достаточность.
■ надежность (в том числе восстанавливаемость, наличие средств выявления ошибок);
- адаптируемость;
• модифицируемость;
• модульность построения и удобство эксплуатации.
11.4.6 ПО ИТС должно допускать загрузку и проверку по частям и позволять производить замену одних программ без коррекции других.
11.4.7 ПО ИТС должно быть построено таким образом, чтобы отсутствие отдельных данных не влияло на выполнение функций подсистем ИТС и ИТС в целом, при реализации которых эти данные не используются.
11.4.8 ПО ИТС должно иметь средства диагностики технических средств ИТС и контроля на до-стоверность входной информации.
11.4.9 8 ПО ИТС должны быть реализованы меры по защите от ошибок при вводе и обработке информации. обеспечивающие заданное качество выполнения функций подсистем ИТС и ИТС в целом.
11.4.10 Общее ПО ИТС должно позволять осуществлять настройку компонентов специального программного обеспечения и дальнейшее развитие программного обеспечения ИТС без прерывания процесса ее функционирования. Должна быть обеспечена защита уже сгенерированной и загруженной части программного обеспечения от случайных изменений.
11.4.11 Вновь разрабатываемые при создании конкретной ИТС компоненты, включенные в состав ее программного обеспечения, должны быть зарегистрированы в государственном, отраслевом или других фондах алгоритмов и программ (по принадлежности).
11.4.12 Документация на ПО ИТС должна отвечать требованиям в соответствии сразделом 16.
12 Состав и содержание работ по созданию интеллектуальной транспортной системы
12.1 В разделе ТЗ «Состав и содержание работ по созданию интеллектуальной транспортной системы» должны быть отражены требования к следующим основным этапам процесса создания ИТС:
- определение типа ИТС в соответствии с целевыми индикаторами;
- разработка идеалистической модели ИТС;
- сбор исходных данных;
- создание имитационной модели, проведение модельных экспериментов:
- разработка уточненной модели ИТС;
- разработка документации:
- ввод в эксплуатацию.
• эксплуатация ИТС;
- модернизация ИТС.
12.2 Этапы создания ИТС должны быть выполнены в последовательности, указанной в 12.1.
12.3 В ТЗ должен быть указан в качестве целевого индикатора ИТС один или несколько из следующих индикаторов эффективности:
- обеспечение безопасности дорожного движения;
- обеспечение экологической безопасности;
- повышение грузооборота;
• повышение пассажирооборота;
- повышение финансовой привлекательности проекта ИТС;
• повышение комфорта пользователей.
12.4 В соответствии с определенными приоритетными индикаторами эффективности в ТЗ следует определить набор необходимых комплексных и инструментальных подсистем ИТС для решения поставленных задач.
12.5 В разделе ТЗ «Состав и содержание работ по созданию ИТС» должны быть дополнительно указаны требования, представленные в 12.6—12.13.
12.6 Разработка идеалистической модели ИТС должна заключаться в первичной проработке мест расположения элементов ИТС на сети дорог и определении зоны влияния ИТС.
12.7 Процесс сбора исходных данных должен состоять из следующих этапов:
- этап 1. Сбор исходных данных для ввода ограничений;
- этап 2. Сбор исходных данных для построения уточненной модели ЛП ИТС, и детального обследования рассматриваемого участка сети дорог (микроанализ).
12.8 Этап 1 сбора исходных данных должен представлять собой анализ для последующего учета различного рода ограничений, накладываемых на ЛП ИТС.
12.9 Этап 2 сбора исходных данных должен представлять собой подробный анализ рассматриваемого участка сети дорог, по результатам которого создается имитационная модель рассматриваемого участка сети дорог.
12.10 Уточненная модель ИТС должна учитывать точные места установки оборудования с учетом возможных технических, нормативных, законодательных, экологических ограничений, а также ограничений. связанных с безопасностью дорожного движения.
12.11 Рабочая документация должна соответствовать требованиям раздела 18.
12.12 Перед введением в эксплуатацию ИТС должна пройти процесс контроля и приемки системы согласно разделу 14.
12.13 Процесс эксплуатации ИТС должен проводиться с учетом требований, указанных в 10.11.
13 Порядок контроля и приемки системы
13.1 По окончании проектирования заказчику должен быть представлен комплект документации на ИТС, состав которого указан в разделе 14.
13.2 Этапность строительно-монтажных и пуско-наладочных работ, сроки их выполнения определяются заказчиком на основании проектной документации.
13.3 Допускается дополнительное согласование этапности строительно-монтажных и пуско-наладочных работ, сроков их выполнения с исполнителем.
13.4 Допускается изменение этапности строительно-монтажных и пуско-наладочных работ, сроков их выполнения при форс-мажорных ситуациях, наступивших не по вине исполнителя.
13.5 При выполнении 14.4 должно быть заключено дополнительное соглашение, содержащее информацию о вносимых изменениях.
13.8 Требования ТЗ к испытаниям и приемке ИТС необходимо предъявлять согласно ГОСТ 34.603.
14 Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации интеллектуальной транспортной системы к вводу системы в действие
14.1 В разделе ТЗ «Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации интеллектуальной транспортной системы к вводу системы в действие» должны быть указаны требования, представленные в 14.2—14.5.
14.2 На стадии ввода системы в действие должны быть проведены этапы работ, указанные в разделе 2 ГОСТ 34.801—90.
14.3 Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие должны содержать следующий перечень мероприятий, которые следует выполнить на данном этале работ:
- приведение поступающей в систему информации к виду, пригодному для обработки с помощью программно-технических средств, используемых в составе ИТС в соответствии с требованиями к информационному и лингвистическому обеспечению;
- изменения, которые необходимо осуществить в объекте автоматизации ИТС. в том числе изменения применяемых методов управления;
. создание условий функционирования объекта автоматизации ИТС. при которых гарантируется соответствие создаваемой системы требованиям, содержащимся в ТЗ:
- создание необходимых для функционирования системы подразделений и служб, комплектование штатов и обучение персонала.
* другие мероприятия, зависящие от специфических особенностей создаваемой ИТС.
14.4 Подготовка объекта автоматизации к вводу системы в действие должна состоять из следующих работ;
- комплектация системы необходимым оборудованием и ПО. проверка комплектности системы, в том числе эксплуатационной и программной документации;
• организационная, инженерно-техническая и материально-техническая подготовка объекта автоматизации;
- выполнение комплексной отладки элементов инструментальных и комплексных подсистем ИТС с оптимизацией режимов работы оборудования, обеспечением конвертации поступающей информации к виду, пригодному для обработки с помощью программно-технических средств ЦОД.
- выполнение тестирования на контрольных задачах ИТС в целом, отдельных подсистем ИТС (комплексных и инструментальных), входящих в ее состав, в том числе систем связи;
- организационные мероприятия по созданию подразделений и служб, необходимых для функционирования системы, комплектование штатов и обучение персонала.
14.5 Требования к содержанию выполняемых работ
14.5.1 Проверка комплектности системы
14.5.1.1 Комплектование системы должно включать в себя приобретение материалов и оборудования, изготавливаемого серийно, а также изготовление нестандартного оборудования и ПО.
14.5.1.2 Проверка комплектности системы осуществляется на наличие всех входящих в состав ИТС подсистем, отдельных элементов подсистем ИТС. комплексов технических и программных средств, в том числе носителей данных, эксплуатационной и программной документации.
14.5.1.3 Проверка программной документации должна осуществляться в соответствие с ГОСТ 19.101.
14.5.2 Комплексная отладка и тестирование ИТС
14.5.2.1 Выполнение комплексной отладки и тестирования ИТС на контрольных задачах осуществляется с учетом требований ТЗ к диагностированию системы.
14.5.2.2 Комплексная отладка должна включать в себя:
- автономную наладку комплекса технических средств (элементов) инструментальных и комплексных подсистем ИТС и ЦОД;
- комплексную наладку системы в целом:
- тестирование по программе, утвержденной заказчиком, проводимое комиссией из представителей заказчика и исполнителя (исполнителей).
14.5.2.3 Отладку периферийного оборудования подсистем ИТС следует выполнять автономно на каждом перекрестке по мере завершения строительных и монтажных работ.
14.5.2.4 Отладку работы ЦОД следует выполнять независимо от готовности периферийного оборудования.
14.5.2.5 Тестирование следует выполнять с целью установления данных, обеспечивающих получение и проверку проектных решений, выявления причин сбоев, определения качества работ, показателей качества функционирования системы (подсистемы), проверки соответствия системы требованиям техники безопасности. Также при тестировании выполняют работы по расчету или коррекции параметров режимов управления и составлению (коррекции) схем коммутации оборудования подсистем ИТС. проводятся работы по привязке ПО.
14.5.2.6 Привязка ПО сводится к учету особенностей функционально-алгоритмической структуры разрабатываемой ИТС и объекта управления в части количественных характеристик и конфигурации дорожной сети и должна заключаться в следующем:
- выполнение расчета режимов управления:
- составление схем коммутации оборудования в части установок управления в соответствии с техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации технических средств;
- заполнение форм привязки ПО к объекту управления;
- отладка ПО (в том числе подготовка исходных данных, генерация и проверка ПО в комплексе с контрольной задачей).
14.5.2.7 Порядок привязки ПО и его отладку следует проводить согласно методическим указаниям [1].
14.5.2.8 По окончании наладки оборудования ЦОД должна производиться комплексная наладка системы. При этом проверяется работа системы при различных режимах.
14.5.2.9 В составе работ должны быть реализованы следующие виды проверок:
- проверка технического состояния и работоспособности ИТС в целом, отдельных подсистем и линий связи, в том числе:
1) проверка готовности информационной базы системы;
2) диагностика периферийного оборудования и оборудования ЦОД;
3) проверка функционирования технических средств системы и их состояния (например, авто магического мониторинга ТП. сбора, накопления и обработки статистической информации о параметрах ТП, доступности получаемой информации и пр.):
4) проверка функционирования системы при возникновении нештатных и аварийных ситуаций:
5) проверка выполнения алгоритмов управления транспортными системами (потоками):
6) проверка интеграции в систему дополнительных подсистем (модулей):
7) проверка взаимосвязи и взаимодействия ИТС с другими системами.
» проверка надежности системы на соответствие с требованиями ТЗ. При проверке надежности системы должны быть получены следующие результаты:
1} итоговые данные расчета по каждой оцениваемой функции (инструментальной и комплексной подсистеме) ИТС и каждому нормируемому показателю надежности;
2) выводы о достаточности или недостаточности полученного уровня надежности по каждой оцениваемой функции (инструментальной и комплексной подсистеме) ИТС и при необходимости рекомендации по повышению надежности;
- проверка безопасности системы на соответствие с требованиями ТЗ.
14.5.2.10 Проектная документация должна соответствовать Постановлению {2].
14.5.2.11 При тестировании системы в режиме «аварийной ситуации» должны отрабатываться действия при следующих ситуациях:
. в случае несоблюдения условий выполнения технологического процесса, в том числе при длительных отказах технических средств:
- при отказе магнитных носителей или обнаружении ошибок в данных:
• в случаях обнаружения несанкционированного вмешательства в данные;
• в других аварийных ситуациях.
14.5.2.12 По результатам выполнения комплексной отладки и тестирования оформляют акт и отчет о результатах испытаний, акт технического состояния системы после испытаний, принимается решение о начале опытной эксплуатации системы.
14.5.2.13 В отчете о результатах испытаний указывают:
. сведения о неисправностях, в том числе дату, время, характер, причину возникновения и лиц. устранивших неисправность;
- замечания по эксплуатации и аварийным ситуациям, принятые меры;
. сведения об изменении режимов работы оборудования;
• сведения о проведении проверок измерительных устройств;
- сведения о ремонте технических средств и изменениях в ПО с указанием основания, даты и содержания изменения;
• сведения о выполнении регламентных (профилактических) работ и их результатах.
15 Требования к документированию
15.1 Раздел ТЗ «Требования к документированию» должен содержать требования к документации по ГОСТ 34.201. методическим указаниям [1] и Постановлению [2].
15.2 В разделе ТЗ «Требования к документированию» должны быть указаны требования, представленные в 15.3—15.8.
15.3 Виды, комплектность и общие требования к выполнению эксплуатационных документов должны соответствовать ГОСТ 2.601.
15.4 При необходимости строительства зданий ЦОД в рамках создания или модернизации ИТС проектная и рабочая документация для строительства выполняется по ГОСТ Р 21.1101.
15.5 Документация должна быть достаточной для ввода ИТС в действие и ее эффективного функционирования.
15.6 Документация должна содержать сведения, необходимые для быстрого и качественного освоения и правильной эксплуатации ТС ИТС.
15.7 Документация должна содержать указания по деятельности персонала в аварийных ситуациях или при нарушении нормальных условий функционирования ТС ИТС.
15.8 Документация не должна содержать положений, допускающих неоднозначное толкование.
16 Источники разработки
16.1 Раздел «Источники разработки» должен содержать перечень документов и информационных материалов, на основании которых разрабатывалось ТЗ на создание ИТС и которые должны быть использованы при создании системы.
Примечание — Источниками разработки могут выступать: законодательные, нормативные и нормативно-технические документы, технико-экономическое обоснование, отчеты о законченных научно-исследовательских работах, информационные материалы на отечественные и/или зарубежные системы-аналоги и др.}.
16.2 Перечень ссылочных документов и информационных материалов излагают в следующем порядке;
- федеральные законы;
- постановления правительства:
- приказы министерств;
- межгосударственные стандарты;
- стандарты СЭВ;
- межгосударственные классификаторы;
- национальные стандарты Российской Федерации;
- предварительные национальные стандарты Российской Федерации:
* общероссийские классификаторы;
- стандарты иностранных государств;
- технико-экономическое обоснование;
- отчеты о законченных НИР;
- информационные материалы на аналоги;
- иные источники.
16.3 В раздел «Источники информации» не допускается включать информацию о проектах документов или невыполненных исследовательских работах, указанных в 16.2.
17 Правила оформления технического задания
17.1 Разделы и подразделы ТЗ на создание ИТС должны быть размещены в порядке, установленном в 6.1.
17.2 ТЗ на создание ИТС оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105 на листах формата А4 по ГОСТ 2.301 без рамки, основной надписи и дополнительных граф к ней.
17.3 Номера листов (страниц) необходимо проставлять, начиная с первого листа (следующего за титульным листом) в верхней части листа (над текстом посередине) после обозначения кода ТЗ на создание ИТС.
17.4 Обозначение единиц величин должны соответствовать ГОСТ 8.417.
17.5 В том случае, если конкретные значения показателей, норм и требований не могут быть установлены в процессе разработки ТЗ на создание ИТС. то необходимо сделать запись о порядке их установления и согласования с указанием сроков (конкретные даты, этап разработки проекта ИТС) с условием обязательного документирования.
17.6 На титульном листе следует помещать подписи заказчика, разработчика и согласующих организаций.
17.7 Подписи, указанные в 17.6. необходимо скреплять печатями организаций.
17.8 Допускается оформление титульного листа на нескольких страницах.
17.9 Подписи разработчиков ТЗ на создание ИТС и должностных лиц. участвующих в согласовании и рассмотрении проекта ТЗ на создание ИТС. необходимо размещать на последнем листе ТЗ.
17.10 На титульном листе ТЗ на создание ИТС допускается размещение установленных в отрасли кодов, например; регистрационный номер ТЗ. гриф секретности и др.
17.11 Титульный лист дополнения к ТЗ на создание ИТС слодует оформлять аналогично титульному листу ТЗ на создание ИТС.
17.12 В дополнении к ТЗ на создание ИТС следует помещать основания вносимых изменений, их содержание и ссылки на документы, в соответствии с которыми вносятся соответствующие изменения.
17.13 При изложении текста дополнения к ТЗ следует указывать номера соответствующих пунктов. подпунктов, рисунков и таблиц основного ТЗ на создание ИТС и применять следующие выражения: «заменить», «дополнить», «исключить», «изложить в новой редакции».
Библиография
[1] Методические указания Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов
РД 50-34.698-90 на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к
содержанию документов
[2] Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 (род. от 8 сентября 2017 г.) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
УДК 353.13:006.354
ОКС 35.240.60
Ключевые слова: интеллектуальная транспортная система, автомобильный транспорт, организация дорожного движения, техническое задание
Редактор Л.В. Каретникова Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор С.В. Смирнове Компьютерная эерстка М.В. Лебедевой
Сдано о набор 15.01.2021. Подписано о печать22.01.2021. Формат 60*844. Гарнитура Ариал.
Усл. леч. л. 2.32. Уч.-изд. п. 2.10.
Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта
Создано о единичном исполнении во , 117418 Москва. Нахимовский пр-т. д. 31. к. 2.
ж W
ж