agosty.ru45. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ТЕХНИКА45.060. Подвижной состав железных дорог

ГОСТ 11018-2000 Тяговый подвижной состав железных дорог колеи 1520 мм. Колесные пары. Общие технические условия

Обозначение:
ГОСТ 11018-2000
Наименование:
Тяговый подвижной состав железных дорог колеи 1520 мм. Колесные пары. Общие технические условия
Статус:
Заменен
Дата введения:
01.01.2002
Дата отмены:
-
Заменен на:
Код ОКС:
45.060

Текст ГОСТ 11018-2000 Тяговый подвижной состав железных дорог колеи 1520 мм. Колесные пары. Общие технические условия

Группа Д56


ИЗМЕНЕНИЕ N 1*
ГОСТ 11018-2000 "Тяговый подвижной состав железных дорог колеи 1520 мм. Колесные пары. Общие технические условия"

_______________

* Государство-разработчик Россия. Приказом Ростехрегулирования от 12.03.2009 N 115-ст введено в действие на территории РФ с 01.07.2009 (ИУС N 5, 2009 год).

МКС 45.060

Принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 34 от 11.12.2008)

Зарегистрировано Бюро по стандартам МГС N 5816

За принятие изменения проголосовали национальные органы по стандартизации следующих государств: AZ, BY, KZ, KG, MD, RU, TJ, UZ [коды альфа-2 по МК (ИСО 3166) 004]

Дату введения в действие настоящего изменения устанавливают указанные национальные органы по стандартизации*

________________

* Дата введения в действие на территории Российской Федерации - 2009-07-01.

Пункт 1.1. Первый абзац после слов "локомотивов и" дополнить словами: "Моторным колесным парам".

Раздел 2. Наименование ГОСТ 12.0.003-74. Заменить слово: "Опасные" на "Опасные и";

заменить ссылки: ГОСТ 3225-80 на ГОСТ 3225-80**; ГОСТ 10791-89 (ИСО 1005-6-82) на ГОСТ 10791-2004;

исключить ссылку на ГОСТ 19200-80 и наименование;

дополнить ссылками:

"ГОСТ 1129-93* Масло подсолнечное. Технические условия

ГОСТ 5791-81 Масло льняное техническое. Технические условия

ГОСТ 7931-76 Олифа натуральная. Технические условия

ГОСТ 30803-2002/ГОСТ Р 51175-98 Колеса зубчатые тяговых передач тягового подвижного состава магистральных железных дорог. Технические условия

ГОСТ 30893.1-2002 (ИСО 2768-1-89) Основные нормы взаимозаменяемости. Общие допуски. Предельные отклонения линейных и угловых размеров с неуказанными допусками";

дополнить сносками:

"* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52465-2005.

** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52366-2005".

Раздел 3. Термин "колесо (ходовое)". Определение изложить в новой редакции: "Цельная деталь или сборочная единица, состоящая из колесного центра с бандажом и закрепляющим его бандажным кольцом";

термин "несплошность" и определение исключить;

термин "формирование колесной пары". Определение изложить в новой редакции: "Технологический процесс установки методом тепловой или прессовой посадки на ось колес, зубчатого колеса и других деталей";

дополнить термином и определением:

"фреттинг-коррозия: Физико-химический процесс, разновидность коррозии металла в местах контакта плотно сжатых или катящихся одна по другой деталей, если в результате деформации их поверхностей возникают микроскопические смещения сдвига в условиях воздействия коррозионной среды, например, воздуха".

Пункт 4.1. Второй абзац. Исключить слова: "Осмотр, освидетельствование и".

Пункт 4.2. Пятый, последний абзацы. Заменить слова: "подшипников тягового двигателя" на "опорно-осевых подшипников тягового двигателя";

шестой - восьмой абзацы изложить в новой редакции:

"двух колес (ходовых):

- цельных (катаных, штампованных, кованых, литых);

- составных: колесных центров (катаных, штампованных, кованых, литых дисковых, коробчатых или спицевых, или с упругими элементами), в том числе с удлиненной ступицей, предназначенной для посадки на нее деталей, бандажей и закрепляющих их бандажных колец;".

Пункт 4.3. Последний абзац изложить в новой редакции:

"- зубчатые колеса - ГОСТ 30803";

дополнить абзацем:

"- катаные и штампованные колесные центры и другие детали колесной пары - нормативной документации (далее - НД), утвержденной в установленном порядке, и требованиям настоящего стандарта".

Подпункт 4.3.1.1. Заменить обозначение: Ra10 мкм на Ra6,3 мкм.

Подпункт 4.3.1.2. Первый абзац после слов "непостоянства диаметра" дополнить знаком сноски: **;

пункт дополнить сноской:

"** Здесь и далее допускается вместо непостоянства диаметра в поперечном сечении измерять отклонение от круглости, вместо непостоянства диаметра в продольном сечении измерять профиль продольного сечения. Допуск круглости и профиля продольного сечения должен быть 0,5 значения допуска непостоянства диаметра в поперечном или продольном сечении";

пятый абзац. Исключить слова: "с учетом требований 4.3.2";

дополнить абзацем (после пятого):

"- предподступичных частей под упорные кольца подшипников букс не более 0,03 мм".

Подпункт 4.3.2.3. Заменить слова: "способе" на "методе" (2 раза), "напрессовку" на "посадку".

Подпункты 4.3.2.4 (третий абзац), 4.3.2.14, пункт 7.3.11. Заменить слово: "насадки" на "посадки".

Подпункт 4.3.2.6 после слова "перед" дополнить словом: "их";

заменить слово: "напрессовка" на "посадка" (2 раза).

Подпункт 4.3.2.8 изложить в новой редакции:

"4.3.2.8 Радиусы сопряжения элементов профиля выточки бандажа под бандажное кольцо должны быть не менее 2,5 мм, радиус сопряжения посадочной поверхности и упорного бурта должен быть не менее 1,5 мм. Параметр шероховатости поверхностей выточки под бандажное кольцо и под упорный бурт должен быть Ra10 мкм. На кромках выточки под бандажное кольцо, выходящих на внутреннюю посадочную поверхность бандажа и упорного бурта с двух сторон, должны быть фаски размером 1,5 мм под углом 45°. Допускается вместо фасок кромки скруглять радиусом 2 мм".

Подпункт 4.3.2.9. Заменить ссылку: 4.2.2.4 на 4.3.2.4.

Подпункт 4.3.2.11 изложить в новой редакции:

"4.3.2.11 Колесные центры и цельные колеса должны быть подвергнуты ультразвуковому контролю по ГОСТ 4491 и ГОСТ 10791".

Подпункт 4.3.2.12. Заменить слова: "конструкторской документацией (далее - КД)" на "требованиями НД".

Подпункт 4.3.2.13. Заменить слова: "свыше 100 км/ч" на "свыше 100 до 160 км/ч (до 130 км/ч - для МВПС)";

после слов "не более 12,5 кг·см" изложить в новой редакции: "Место расположения неуравновешенной массы должно быть отмечено на ободе колесного центра маркировкой цифрой "0" высотой от 8 до 10 мм".

Подпункты 4.3.2.14, 4.3.3.1 (2 раза), подразделы 5.2 и 5.3 (по всему тексту), пункт 7.3.10 (2 раза), приложение А (перечисление в) (3 раза). Заменить слово: "способ" на "метод".

Подпункт 4.3.2.15 изложить в новой редакции:

"4.3.2.15 Температура нагрева бандажа перед посадкой на обод колесного центра должна быть от 220 °С до 270 °С. Контроль температуры осуществляют приборами, позволяющими контролировать ее значение в процессе нагрева, регистрировать на сохраняемом носителе информации график изменения температуры (диаграмму нагрева) бандажа во времени, а также автоматически отключать нагреватель при превышении ее допустимого значения".

Подпункт 4.3.2.16. Заменить значение: "49·10 Н (50 тс)" на "от 44·10 до 49·10 Н (от 45 до 50 тс)";

после слов "не ниже 100 °С" изложить в новой редакции: "После обжатия бурта бандажное кольцо должно быть плотно зажато в выточке без зазора по торцу. Допускается зазор между торцами кольца не более 2 мм".

Подпункты 4.3.2.17, 4.3.2.18 изложить в новой редакции:

"4.3.2.17 Для создания мерной базы прижимной бурт бандажа после окончания обжатия должен быть обработан на длине (7±1) мм от торца до действительного наружного (посадочного) диаметра обода колесного центра с предельными отклонениями ±0,2 мм.

4.3.2.18 На наружных торцах бандажа и обода колесного центра после посадки бандажа на прямой по радиусу колеса наносят контрольные отметки для контроля проворота бандажа на колесном центре в эксплуатации. Контрольные отметки на бандаже в виде 4-5 кернов глубиной от 1,5 до 2,0 мм наносят на расстоянии от 10 до 15 мм от кромки упорного бурта бандажа и располагают на длине от 24 до 30 мм равными интервалами между кернами. Контрольную отметку на ободе колесного центра глубиной до 1,0 мм и длиной от 10 до 20 мм наносят притупленным инструментом".

Пункт 4.3.4 изложить в новой редакции:

"4.3.4 Детали и узлы колесной пары, опирающиеся на ось, ступицы колес, колесных центров или зубчатых колес с возможностью относительного вращения или (и) перемещения и требующие для их демонтажа расформирования колесной пары, должны соответствовать требованиям настоящего стандарта".

Подпункты 4.3.4.1, 4.3.4.2 исключить.

Пункт 4.4.1. Четвертый абзац изложить в новой редакции:

"С - по согласованной конструкторской документации (далее - КД);".

Пункт 4.4.2 дополнить абзацем:

"Отклонения остальных размеров - по 14-му квалитету ГОСТ 30893.1".

Пункт 4.4.3 дополнить абзацем:

"Разность диаметров колес у одной колесной пары в плоскости круга катания должна быть не более 0,5 мм".

Пункт 4.4.9. Второй абзац изложить в новой редакции:

"При использовании в производстве колесных пар в качестве базы середины оси (рисунок 2, база ) допуск симметричности расстояния между внутренними торцами ободьев колес должен быть равен значению поля допуска на размер ";

дополнить абзацем:

"Толщина прижимного бурта при обточке внутренних торцев бандажей должна быть не менее 6 мм".

Пункт 4.4.10. Заменить слова: "подвергают статической балансировке" на "подвергают проверке на остаточный статический дисбаланс";

после слов "не более 25 кг·см" изложить в новой редакции: "Допускается для колесных пар значение остаточного статического дисбаланса обеспечивать при их формировании с учетом 5.1.2. Допускается проверку на остаточный статический дисбаланс колесных пар заменять проверкой на остаточный динамический дисбаланс".

Пункт 4.4.11. Первый абзац. Заменить слова: "динамической балансировке" на "проверке на остаточный динамический дисбаланс";

второй, третий абзацы. Заменить слова: "динамический дисбаланс" на "значение остаточного динамического дисбаланса";

примечание исключить.

Пункт 4.4.12 изложить в новой редакции:

"4.4.12 Колесную пару, на которой зубчатое колесо закреплено на подшипниковой опоре, установленной на тяговом электродвигателе, и передача крутящего момента осуществляется посредством полого вала, имеющего возможность относительного перемещения в продольном и поперечном направлениях относительно оси, подвергают проверке на остаточный динамический дисбаланс при фиксации подшипниковой опоры с зубчатым колесом в среднем положении относительно оси. Значение остаточного динамического дисбаланса - по 4.4.11.

Допускается такую колесную пару подвергать проверке на остаточный статический дисбаланс, значение которого обеспечивать раздельно по составляющим элементам колесной пары при ее формировании с учетом 5.1.2.

Суммарное значение остаточного статического дисбаланса колесной пары ТПС с конструкционной скоростью должно быть, кг·см, не более:

25 - при 120 км/ч160 км/ч;

15 - при 160 км/ч200 км/ч".

Пункты 4.4.15, 6.2.1. Заменить слова: "технический паспорт" (4 раза) и "паспорт" (3 раза) на "формуляр или технический паспорт".

Пункт 4.4.16 после слов "с рисунком 5" изложить в новой редакции: "При одностороннем приводе правым торцем считают торец оси со стороны зубчатого колеса. При двустороннем приводе маркировку и клеймение выполняют на любом свободном для клеймения и маркировки торце. В дальнейшем торец с маркировкой и клеймением считают правым. Маркировку и клеймение колесных пар МВПС выполняют в соответствии с ГОСТ 30237*";

______________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 31334-2007. - .

дополнить абзацем:

"При установлении обязательной сертификации колесные пары маркируют знаком соответствия (обращения на рынке) в местах, где размещают клейма, относящиеся к ремонту колесной пары, а также в формуляре или техническом паспорте. Если конструктивные особенности колесной пары не позволяют выполнить маркировку знака соответствия (обращения на рынке) на торце оси, знак соответствия (обращения на рынке) ставят на другую поверхность, указанную в КД или только в формуляре (техническом паспорте)";

рисунок 5. Подрисуночная надпись. Позицию 6 изложить в новой редакции:

"6 - обозначение метода формирования колесной пары (ФТ - тепловой, Ф - прессовый, ТК - комбинированный при тепловом методе посадки колеса (колесного центра) и прессовом методе посадки зубчатого колеса на ось, ТЗ - комбинированный при тепловом методе посадки зубчатого колеса и прессовом методе посадки колеса (колесного центра) на ось)".

Пункт 4.4.17 после слова "ТПС" дополнить словами: "при эксплуатации".

Пункты 5.1.1, 5.1.2 изложить в новой редакции:

"5.1.1 Колесную пару формируют тепловым, прессовым или комбинированным методом.

5.1.2 Для колесных пар ТПС с конструкционной скоростью свыше 100 км/ч неуравновешенные массы колесных центров рекомендуется располагать в одной плоскости по одну сторону оси".

Пункт 5.1.3 после слов "(колесного центра)" дополнить словами: "и зубчатого колеса (ступицы зубчатого колеса)".

Пункт 5.2.3 изложить в новой редакции:

"5.2.3 Значение натяга при тепловом методе посадки должно быть:

для ступиц колесных центров и колес - от 0,85·10 до 1,4·10 диаметра сопрягаемых деталей;

для ступиц зубчатых колес - от 0,5·10 до 1,0·10 диаметра сопрягаемых деталей".

Пункт 5.2.4 дополнить абзацем:

"В качестве антикоррозионного покрытия посадочных поверхностей оси может быть использована натуральная олифа по ГОСТ 7931 или термически обработанное растительное масло (подсолнечное по ГОСТ 1129 или льняное по ГОСТ 5791) и другие антикоррозионные покрытия, выдержавшие испытания на устойчивость к фреттинг-коррозии сопрягаемых деталей и не снижающие усталостную прочность оси".

Пункт 5.2.6. Последний абзац исключить;

дополнить абзацами:

"По согласованию с заказчиком допускается увеличение контрольной осевой нагрузки при проверке прочности соединения на сдвиг с учетом требований 5.2.3.

Допускается проверка посадки зубчатого колеса на удлиненную ступицу колесного центра контрольным моментом (123±10) кН·м [(12,5±1) тс·м] на квадрат каждых 100 мм диаметра удлиненной ступицы колесного центра.

Сдвиг или проворот в соединении не допускается".

Пункт 5.3.2 изложить в новой редакции:

"5.3.2 Рекомендуемое значение натяга при прессовом методе посадки - от 0,9·10 до 1,5·10 диаметра сопрягаемых деталей с учетом обеспечения конечных усилий запрессовки по 5.3.5".

Пункт 5.3.4. Второй абзац после слов "не менее 1:2," изложить в новой редакции: "по высоте диаграммы 1 мм должен соответствовать усилию не более 25 кН (2,5 тс)".

Пункт 5.3.5. Заменить слова: "указанными в таблице 1" на "которые должны соответствовать указанным в таблице 1";

таблица 1. Заменить значения: 392-540 (40-55) на 392-568 (40-58).

Подпункт 5.3.6.8 изложить в новой редакции:

"5.3.6.8 Если конечное усилие запрессовки до 10% меньше или больше предельного значения диапазона, определенного в таблице 1 (без учета допускаемого скачкообразного повышения усилия по 5.3.6.1), изготовитель в присутствии заказчика должен провести проверку прессовой посадки трехкратным приложением контрольной осевой нагрузки в обратном направлении от усилия запрессовки. Для проверки уменьшенного конечного усилия запрессовки контрольная осевая нагрузка должна быть равна 1,2 фактического усилия запрессовки. Для проверки увеличенного усилия запрессовки контрольная осевая нагрузка должна соответствовать максимальному усилию запрессовки по таблице 1".

Пункт 6.1. Таблица 2. Параметр "Наличие дефектов в металле: ультразвуковой контроль". Графу "приемо-сдаточных" изложить в новой редакции: "4.3.1.5, 4.3.2.11 (для цельных колес), 4.3.2.12"; графу "периодических" изложить в новой редакции: "4.3.2.11 (для колесных центров)"; графу "Метод испытаний" дополнить ссылкой: 7.3.7;

"магнитная дефектоскопия". Графа "периодических". Исключить ссылку: 7.3.7; графу "Метод испытаний" дополнить ссылкой: 7.3.7;

параметр "Дисбаланс: статический". Графа "Пункт стандарта, содержащий требования, которые проверяют при испытаниях". Исключить ссылку: 4.3.4.2.

Пункт 7.3.5 перед словом "трех" дополнить словами: "не менее".

Пункт 7.3.6 дополнить словами: "Предельные отклонения на размеры шаблона ±0,1 мм. В допускаемый зазор между шаблоном и профилем обода колеса не должен проходить щуп толщиной более 0,5 мм по поверхности катания и толщине гребня, 1 мм - по высоте гребня, при этом шаблон должен быть прижат к внутреннему торцу бандажа (обода колеса)".

Пункт 7.3.8 изложить в новой редакции:

"7.3.8 Проверку на остаточный динамический и статический дисбаланс колесной пары проводят в соответствии с требованиями НД.

При проверке на остаточный динамический дисбаланс стенд, на который устанавливают колесную пару, должен обеспечивать регистрирование дисбаланса не менее 0,2 максимального значения, установленного требованиями настоящего стандарта".

Пункт 7.3.10. Третий абзац изложить в новой редакции:

"- тепловом методе посадки - трехкратным приложением к соединению регламентированной контрольной осевой (сдвигающей) нагрузки или контрольным моментом (на проворот) по 5.2.6 с записью диаграммы нагружения".

Пункт 7.3.12. Заменить слова: "поверхностями катания" на "ободьями".

Электронный текст документа

и сверен по:

ИУС N 5, 2009