agosty.ru45. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ТЕХНИКА45.060. Подвижной состав железных дорог

ГОСТ 30795-2001 Вагоны пассажирские локомотивной тяги магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические требования для перевозки инвалидов

Обозначение:
ГОСТ 30795-2001
Наименование:
Вагоны пассажирские локомотивной тяги магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические требования для перевозки инвалидов
Статус:
Заменен
Дата введения:
07.01.2003
Дата отмены:
Заменен на:
ГОСТ 33190-2019
Код ОКС:
45.060

Текст ГОСТ 30795-2001 Вагоны пассажирские локомотивной тяги магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические требования для перевозки инвалидов


ГОСТ 30795-2001
--------------------------
ГОСТ Р 50956-96

Группа Д52


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм


Технические требования для перевозки инвалидов


Passenger cars on locomotive traction of main line railway track of 1520 mm gauge.
Technical requirements for carrying of invalids



ОКС 45.060
ОКП 31 8351

Дата введения 2003-07-01


Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 243 "Вагоны"

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 20 от 2 ноября 2001 г.) в качестве межгосударственного стандарта ГОСТ 30795-2001/ГОСТ Р 50956-96

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Республики Беларусь

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызская Республика

Кыргызстандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикстандарт

Украина

Госстандарт Украины

3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 27 ноября 2002 г. N 426-ст ГОСТ 30795-2001/ГОСТ Р 50956-96 введен в действие в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2003 г. и признан имеющим одинаковую силу с ГОСТ Р 50956-96 на территории Российской Федерации в связи с полной аутентичностью их содержания

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на пассажирские вагоны локомотивной тяги железных дорог колеи 1520 мм (далее - вагоны), предназначенные для перевозки, в том числе в креслах-колясках, пассажиров-инвалидов, состояние здоровья которых ограничивает их способность к передвижению.

Требования стандарта являются обязательными.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 30471-96/ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры

ГОСТ 30472-96/ГОСТ Р 50603-93 Кресла-коляски. Классификация по типам, основанная на характеристиках внешнего вида

ГОСТ 30474-96/ГОСТ Р 50605-93 Кресла-коляски. Методы определения габаритных размеров, массы, минимального радиуса поворота и минимальной ширины разворота.

3 Общие требования

3.1 Для перевозки инвалидов должны использоваться специально изготовленные для этих целей вагоны купейной планировки.

3.2 Конструкция вагонов должна удовлетворять требованиям безопасности, комфорта и экологической чистоты, предусмотренных нормативным документом на вагоны.

3.3 Пассажирские помещения для инвалидов должны располагаться в противоположном от служебных помещений конце вагона и состоять из двухместного купе, санузла, тамбура и соединяющего их коридора.

3.4 Тамбур, предназначенный для входа и выхода инвалидов, должен оборудоваться подъемными устройствами с электро- или пневмоприводом для возможности посадки и (высадки) инвалидов с обеих сторон вагона с высоких или низких платформ.

3.5 Вагоны должны оборудоваться специальными средствами сигнализации, информации и связи пассажира-инвалида с проводником.

4 Требования к пассажирскому купе

4.1 Пассажирское купе, предназначенное для проезда инвалида, должно оборудоваться двумя спальными местами, расположенными в два яруса друг над другом, подоконным столиком, откидной лестницей-стремянкой для подъема на верхнюю полку, местом для размещения багажа и кресла-коляски.

4.2 Место для размещения кресла-коляски должно быть оборудовано устройствами, препятствующими самопроизвольному перемещению заторможенной коляски или ее опрокидыванию при разгоне и торможении поезда.

4.3 Планировка пассажирского купе, предназначенного для проезда инвалидов, должна предусматривать наличие места для размещения кресла-коляски по ГОСТ 30471, ГОСТ 30472, а также возможность ее свободного маневрирования в соответствии с требованиями ГОСТ 30474.

4.4 Нижнее спальное место должно оборудоваться мягким, или полумягким диваном, конструкция которого позволяет осуществлять изменение угла наклона его головной части в вертикальной плоскости и фиксацию ее в любом промежуточном положении. Привод подъемного механизма должен действовать от рукоятки, расположенной в зоне, доступной для инвалида.

Вдоль нижней поверхности верхней полки должна быть установлена штанга с подвижными мягкими поручнями для рук.

4.5 Нижнее и верхнее спальные места должны оборудоваться откидными предохранительными устройствами, фиксирующимися в вертикальном положении и препятствующими падению инвалида.

4.6 Пассажирское купе, предназначенное для проезда инвалидов, должно оборудоваться задвижной входной дверью с размером проема в свету не менее 900 мм. Нижняя направляющая задвижной двери должна выступать над уровнем пола не более 30 мм.

4.7 Боковая стена пассажирского купе должна оборудоваться горизонтальными поручнями на высоте 900-1100 мм и зеркалом на высоте 1000-1050 мм над уровнем пола от его нижней кромки.

4.8 Выключатели общего и местного освещения, ручка регулировки громкости радиотрансляции, привод механизма светомаскировочной шторы должны располагаться в зоне, доступной для инвалидов, на высоте не более 1400 мм над уровнем пола.

4.9 Пассажирское купе, предназначенное для проезда инвалидов, должно оборудоваться аварийным выходом с надувным спуском.

5 Требования к санузлу

5.1 Санузел, предназначенный для инвалидов, располагается рядом с соответствующим купе и должен оборудоваться унитазом, умывальником, зеркалом, розеткой для электробритвы, специальными устройствами и приспособлениями для инвалидов.

5.2 Планировка санузла, предназначенного для инвалидов, должна предусматривать возможность свободного размещения и маневрирования кресла-коляски по ГОСТ 30471, ГОСТ 30472, ГОСТ 30474.

5.3 Расположение унитаза должно обеспечивать возможность установки кресла-коляски сбоку от него.

5.4 Туалетное помещение должно быть оборудовано устройствами для пересадки инвалидов с коляски на унитаз.

5.5 К задней стене туалетного помещения в зоне расположения унитаза, симметрично с обеих сторон, на высоте 800 мм от уровня пола должны крепиться поворотные трубчатые поручни длиной не менее 650 мм. Расстояние между поручнями 600 мм. Поручни должны фиксироваться в рабочем положении и свободно разворачиваться в горизонтальной плоскости. Допускается стационарная установка одного из поручней.

5.6 Унитаз должен оборудоваться ножным и ручным приводами сливного устройства.

5.7 Умывальная чаша должна располагаться на высоте 900-1000 мм над уровнем пола. Под умывальной чашей должна быть предусмотрена ниша глубиной не менее 150 мм и высотой не менее 300 мм от уровня пола.

5.8 Над умывальной чашей должно устанавливаться зеркало на высоте 1000-1050 мм над уровнем пола от его нижней кромки.

5.9 На боковой стене рядом с зеркалом должна устанавливаться розетка для электробритвы на высоте не более 1300 мм над уровнем пола.

5.10 Дверь туалетного помещения должна иметь дверной проем размером в свету не менее 900 мм. Дверной проем не должен иметь порога высотой более 30 мм.

6 Требования к коридору и тамбуру

6.1 Размеры помещений вагона в зоне расположения пассажирских помещений для инвалидов должны устанавливаться с учетом ГОСТ 30474 и обеспечивать возможность свободного перемещения инвалида в кресле-коляске и сопровождающего его лица между пассажирским купе, санузлом и тамбуром.

6.2 Коридор вагона в зоне расположения пассажирских помещений для инвалидов не должен иметь откидных сидений и аварийных окон-выходов.

6.3 Тамбурная дверь должна иметь дверной проем размером в свету не менее 900 мм и устройства для фиксации ее в открытом положении. Высота порога тамбурной двери не более 30 мм.

6.4 Ширина тамбура, предназначенного для посадки и высадки пассажиров-инвалидов, должна соответствовать требованиям ГОСТ 30474.

6.5 Поверхность пола тамбура не должна быть скользкой.

6.6 Входные двери вагона должны иметь дверной проем размером в свету не менее 900 мм и устройства для их фиксации в открытом положении.

7 Требования к подъемным устройствам

7.1 Тамбур вагона, предназначенный для посадки (высадки) инвалидов, должен оборудоваться подъемными устройствами, обеспечивающими беспрепятственную посадку (высадку) с обеих сторон вагона с высоких и низких стационарных платформ.

7.2 Подъемные устройства должны иметь грузоподъемность не менее 300 кг, индивидуальный привод и пульт управления с системой блокировки, расположенный в непосредственной близости от входной двери. Должна быть предусмотрена возможность приведения подъемника в действие вручную проводником.

7.3 Конструкция подъемных устройств должна предусматривать возможность их установки проводником в рабочее или транспортное положение. Система блокировки должна исключать возможность приведения подъемного устройства в рабочее положение без участия проводника.

7.4 В транспортном положении подъемное устройство не должно выступать за габариты подвижного состава, препятствовать входу и выходу пассажиров с багажом через тамбур, в котором они установлены.

7.5 В рабочем положении подъемное устройство должно иметь горизонтальную площадку длиной не менее 1400 мм, шириной не более 900 мм, оборудованную вертикальными стойками и горизонтальными поручнями, препятствующими перемещению кресла-коляски при подъеме (спуске). Поверхность площадки не должна быть скользкой.

7.6 В рабочем положении подъемного устройства разность высот между поверхностями площадки и пола тамбура, а также поверхностями площадки и станционной платформы не должна превышать 30 мм.

7.7 Время полного цикла работы подъемного устройства и его привода должно быть не более 2 мин.

8 Требования к системам сигнализации и связи

8.1 Пассажирское купе и санузел, предназначенные для инвалидов, должны оборудоваться кнопкой вызова проводника, звуковой и световой сигнал от которой подается на пульт служебного отделения.

8.2 Помещения для инвалидов должны быть оборудованы устройствами визуальной информации, дублирующими звуковую информацию.

8.3 В помещениях для инвалидов должны быть предусмотрены места для размещения схем маршрутов и другой информации в рельефной технике для слепых.

9 Маркировка

9.1 Маркировка вагонов должна соответствовать требованиям нормативного документа на вагоны.

9.2 На наружной поверхности входных дверей, предназначенных для входа и выхода инвалидов, должна наноситься надпись: "Вход для инвалидов".

9.3 Над кнопками вызова проводников в пассажирском купе и санузле должны устанавливаться таблички с надписью: "Вызов проводника".

9.4 У рукоятки привода механизма изменения наклона головной части нижнего спального места должна устанавливаться табличка с надписью: "Регулировка высоты изголовья".

9.5 У рукоятки ручного привода сливного устройства унитаза должна устанавливаться табличка с надписью: "Ручной водослив".



Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2003