agosty.ru11. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ11.040. Медицинское оборудование

ГОСТ Р 70251-2022 Системы искусственного интеллекта на автомобильном транспорте. Системы управления движением транспортным средством. Требования к испытанию алгоритмов обнаружения и распознавания препятствий

Обозначение:
ГОСТ Р 70251-2022
Наименование:
Системы искусственного интеллекта на автомобильном транспорте. Системы управления движением транспортным средством. Требования к испытанию алгоритмов обнаружения и распознавания препятствий
Статус:
Действует
Дата введения:
01.01.2023
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
11.040.01

Текст ГОСТ Р 70251-2022 Системы искусственного интеллекта на автомобильном транспорте. Системы управления движением транспортным средством. Требования к испытанию алгоритмов обнаружения и распознавания препятствий

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР 70251— 2022



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Системы управления движением транспортным средством. Требования к испытанию алгоритмов обнаружения и распознавания препятствий

Издание официальное

Москва Российский институт стандартизации 2022

Предисловие

  • 1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Агентство искусственного интеллекта»

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 164 «Искусственный интеллект»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 октября 2022 г. № 1054-ст

  • 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

© Оформление. ФГБУ «РСТ», 2022

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Введение

Развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) на прикладном уровне происходит во всех уровнях жизни. На автомобильном транспорте разработка высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) основана на применении ряда алгоритмов, реализованных с использованием методов ИИ, для распознавания образов, восстановления сцены, точного позиционирования ВАТС на высокоточной карте, прогнозирования траекторий участников дорожного движения и др.

При обеспечении безопасности движения ВАТС важнейшую роль играет информация о состоянии дороги и о наличии на ней препятствий. Для испытания алгоритмов обнаружения и распознавания препятствий в целях обеспечения доверия к системам искусственного интеллекта для автоматизированного управления движением ВАТС (СИИАУД ВАТС), основанным на использовании методов ИИ, настоящий стандарт устанавливает общие принципы проведения испытаний. В настоящем стандарте приведены перечень весовых коэффициентов для показателей качества алгоритма и описание тестовых наборов данных с приведением сценариев испытаний описываемого алгоритма. Приведены требования к представительности (полноте и несмещенности) тестовых данных, демонстрационные тестовые наборы данных, правила формирования представительных тестовых наборов данных и принципы расширения (аугментации) тестовых наборов данных.

Настоящий стандарт является частью комплекса стандартов по установлению требований к применению технологий ИИ на транспорте для повышения доверия к технологиям ИИ, обеспечения безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества, охраны окружающей среды, эффективности транспортных процессов.

Ill

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Системы управления движением транспортным средством. Требования к испытанию алгоритмов обнаружения и распознавания препятствий

Artificial intelligence systems in road transport.

Vehicle traffic control systems. Requirements for testing detection and detection algorithms

Дата введения — 2023—01—01

  • 1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на процессы испытания частных алгоритмов, реализованных с использованием методов искусственного интеллекта, подсистемы интерпретации входных данных о дорожной обстановке — алгоритмов обнаружения и распознавания препятствий в системах управления движением высокоавтоматизированными транспортными средствами (ВАТС) высоких уровней автоматизации (4 и выше) (см. [1]).

Требования к испытаниям, установленные в настоящем стандарте, допускается применять исключительно к ВАТС категорий L, М и N (см. [2]), эксплуатируемым на автомобильных дорогах.

Настоящий стандарт предназначен для применения при проведении всех типов испытаний алгоритмов обнаружения и распознавания препятствий при управлении системами искусственного интеллекта для автоматизированного управления движением ВАТС (СИИАУД ВАТС).

  • 2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 70249 Системы искусственного интеллекта на автомобильном транспорте. Высокоавтоматизированные транспортные средства. Термины и определения

ГОСТ Р 70250—2022 Системы искусственного интеллекта на автомобильном транспорте. Варианты использования и состав функциональных подсистем искусственного интеллекта

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

  • 3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 70249.

Издание официальное

  • 4 Общие требования и методика проведения испытаний алгоритма обнаружения и распознавания препятствий

Общие требования и методика проведения испытаний алгоритмов обнаружения и распознавания препятствий — по ГОСТ Р 70250.

  • 5 Показатели и критерии качества алгоритма обнаружения

    и распознавания препятствий

    Организация, осуществляющая тестирование алгоритма обнаружения и распознавания препятствий, должна применять показатели и критерии для проведения оценки качества этого алгоритма (раздел 8 ГОСТ Р 70250—2022).

  • 6 Весовые коэффициенты для оценки алгоритма обнаружения

    и распознавания препятствий

    Для конкретизации процедуры оценки качества алгоритма обнаружения и распознавания препятствий в таблицах 1—5 приведены весовые коэффициенты для критериев и метрик качества. Весовые коэффициенты для критериев даны в первой графе. Сумма всех коэффициентов первой графы должна быть равна 1. Весовые коэффициенты для всех метрик качества заданного критерия даны в строке соответствующего критерия. Сумма всех коэффициентов для каждой строки должна быть равна 1.

Конкретные весовые коэффициенты для критериев и метрик фактора качества «Надежность» приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Весовые коэффициенты фактора качества «Надежность»

Вес критерия

Критерий

Метрика 1 Н#-1

Метрика 2 Н#-2

Метрика 3 Н#-3

0,5

Н1

0,5

0,4

0,1

0,5

Н2

0,3

0,7

Конкретные весовые коэффициенты для критериев и метрик фактора качества «Сопровождаемость» приведены в таблице 2.

Таблица 2— Весовые коэффициенты фактора качества «Сопровождаемость»

Вес критерия

Критерий

Метрика 1 С#-1

Метрика 2 С#-2

Метрика 3 С#-3

Метрика 4 С#-4

0,7

С2

0,1

0,3

0,4

0,2

0,3

СЗ

0,8

0,1

0,45

Конкретные весовые коэффициенты для критериев и метрик фактора качества «Удобство применения» приведены в таблице 3.

Таблица 3 — Весовые коэффициенты фактора качества «Удобство применения»

Вес критерия

Критерий

Метрика 1 У#-1

Метрика 2 У#-2

Метрика 3 У#-3

Метрика 4 У#-4

Метрика 5 У#-5

0,3

У1

0,5

0,5

0,2

У2

0,3

0,3

0,2

0,1

0,1

0,5

УЗ

0,25

0,25

0,25

0,25

Для фактора качества «Эффективность» используются следующие весовые коэффициенты: для критериев Э2 и ЭЗ — 0,25, для Э4 — 0,5.

Конкретные весовые коэффициенты для критериев и метрик фактора качества «Корректность» приведены в таблице 4.

Таблица 4 — Весовые коэффициенты фактора качества «Корректность»

Вес критерия

Критерий

Метрика 1 К#-1

Метрика 2 К#-2

Метрика 3 К#-3

Метрика 4 К#-4

Метрика 5 К#-5

Метрика 6 К#-6

Метрика 7 К#-7

Метрика 8 К#-8

0,1

К1

0,5

0,5

0,2

К2

0,1

0,05

0,1

0,05

0,2

0,3

0,1

0,1

0,3

КЗ

0,2

0,5

0,3

0,4

К4

1,0

Конкретные весовые коэффициенты для критериев и метрик фактора качества «Доверенность» приведены в таблице 5.

Таблица 5 — Весовые коэффициенты фактора качества «Доверенность»

Вес критерия

Критерий

Метрика 1

Д#-1

Метрика 2 Д#-2

Метрика 3 Д#-3

Метрика 4 Д#-4

0,5

Д1

0,5

0,1

0,3

0,1

0,5

Д2

0,2

0,1

0,1

0,6

Представленные в таблицах 1—5 весовые коэффициенты для критериев и метрик являются рекомендуемыми, однако при испытании частного алгоритма для конкретной задачи можно выбирать специфические коэффициенты для этой задачи.

  • 7 Тестовые наборы данных и сценарии испытания алгоритма обнаружения и распознавания препятствий

В настоящем разделе описаны тестовые наборы данных и сценарии испытания алгоритма обнаружения и распознавания препятствий, а именно приведены требования к представительности (полноте и несмещенности) тестовых наборов данных, фрагменты тестовых наборов данных — демонстрационные наборы данных, правила формирования представительных тестовых наборов данных, включая, в случае необходимости, описание представительной совокупности тестовых сценариев, а также принципы расширения (аугментации) тестовых наборов данных.

  • 7.1 Требования к представительности (полноте и несмещенности) тестовых наборов данных

Тестовый набор данных должен быть репрезентативен, содержать целевой набор изображений и ситуаций по отношению к каждому существенному фактору эксплуатации.

Для обеспечения представительности тестового набора данных необходимо:

  • а) проводить испытания алгоритма обнаружения и распознавания препятствий на тестовом наборе, подготовленном в соответствии со статистическими закономерностями распределения существенных факторов эксплуатации, что позволит обеспечить тестирование алгоритма на соответствие реальной картине распределения дорожно-транспортных ситуаций;

  • б) обеспечить повторные испытания со специально смещенной выборкой относительно количества объектов распознавания независимо от их реального статистического распределения. Для этих целей можно воспользоваться следующей процедурой:

  • 1) выделить объекты распознавания, частота встречаемости которых в реальном окружении ВАТС ниже средней частоты встречаемости всех объектов распознавания более чем на 3 стандартных отклонения (редкие объекты).

Примечание — Уровень определения редких объектов является рекомендуемым и может быть изменен;

  • 2) для выделенных объектов подготовить для испытаний «смещенную» выборку, которая позволяет лучше проанализировать поведение алгоритма в части редких объектов. Например, путем семплирования с изменением частоты соответствующих объектов распознавания, которая приближена к среднему по всем вариантам объектов распознавания, или путем ввода весовых коэффициентов при оценке ошибки в соответствующих классах. Конкретный способ должен быть явно определен в программе испытаний алгоритма до начала этих испытаний;

  • 3) провести испытания с подготовленной выборкой, чтобы убедиться, что алгоритм распознавания обрабатывает редкие объекты с достаточным качеством.

Кроме того, при испытаниях алгоритма обнаружения и распознавания препятствий на предмет реагирования на редкие дорожно-транспортные ситуации допускается использовать иные методы тестирования, включая применение весовых коэффициентов для различных существенных факторов эксплуатации, семплирования, аугментации (см. 7.4) и другие техники.

Такой принцип подбора тестового набора данных позволит обеспечить проверку возможностей алгоритма по распознаванию всех объектов распознавания в различных контекстах (вариантах комбинаций значений существенных признаков), поскольку для обеспечения доверия к результатам работы алгоритма необходимо, чтобы точность распознавания не зависела от частоты встречаемости конкретного объекта распознавания при эксплуатации алгоритма.

  • 7.2 Фрагменты тестовых наборов данных (демонстрационные наборы данных)

Основной набор тестовых данных, содержащий фрагменты различных ситуаций и препятствий на дорогах, доступен по ссылке:

https://disk.yandex.ru/cl/N-AxTFKsxjnhzw.

Тестовый набор данных описывает существенные факторы эксплуатации и содержит следующие подборки (множество файлов из демонстрационного набора, описывающих конкретную шкалу существенных признаков ситуации):

  • - вид осадков;

  • - виды совершаемых нарушений;

  • - категория автомобильной дороги;

  • - количество и ширина полос;

  • - наличие вертикальной разметки;

  • - наличие дорожных знаков;

  • - наличие засветки;

  • - наличие и состояние горизонтальной разметки;

  • - наличие иных технических средств организации дорожного движения;

  • - наличие пешеходных тротуаров и пешеходных переходов в одном уровне;

  • - наличие примыканий и пересечений в одном уровне;

  • - наличие светофоров;

  • - наличие тумана;

  • - наличие участников дорожного движения, нарушающих правила дорожного движения;

  • - плотность потока транспортных средств;

  • - попадание посторонних предметов и объектов на дорогу;

  • - профиль автомобильной дороги — наибольший продольный уклон;

  • - скорость потока и отдельных транспортных средств;

  • - состав потока транспортных средств;

  • - состояние дорожного покрытия;

  • - тип осадков;

  • - условия освещенности.

Тестовый набор данных содержит тактико-технические характеристики видеорегистратора, метаданные видеосъемки (координаты ВАТС, пример видеодорожки с присутствием знаков дорожного движения, время съемки).

  • 7.3 Правила формирования представительных тестовых наборов данных (включая, в случае необходимости, описание представительной совокупности тестовых сценариев)

Прилагаемый к настоящему стандарту демонстрационный набор тестовых данных содержит следующий набор файлов:

  • - device.txt данные и параметры самого записывающего устройства видеорегистратора внутри кабины ВАТС;

  • - gps.csv — данные о координатах ВАТС с приложенной видеодорожки с указанием точных GPS-координат и времени записи;

  • - heading.csv, motion.csv, times.txt — файлы с технической информацией по приложенной видеодорожке;

  • - snapshots.zip — архив с примерами-скриншотами с приложенной видеодорожки с целевыми случаями соответствующих объектов на ней;

  • - video.mp4 — сама видеодорожка, содержащая пример целевой ситуации/объекта с подтвержденным набором соответствующих сущностей.

Сам тестовый набор данных должен содержать исходный набор видеодорожек с выборкой подтвержденных соответствующих ситуаций. Формат файла должен быть доступен для применения подходов синтетического расширения обучающей выборки, описанных в 7.4.

  • 7.4 Принципы расширения (аугментации) тестовых наборов данных

Для увеличения репрезентативности обучающей выборки допускается использование следующих методов:

  • - сдвиги;

  • - повороты;

  • - дополнительные линии на изображениях;

  • - добавление шума на изображения;

  • - блики;

  • - дефокус;

  • - сжатие и растяжение вдоль осей.

Также возможно, но не обязательно использование других методов аугментации в целях повышения обобщающей способности модели.

Библиография

  • [1] SAE International. Taxonomy and Definitions for Terms Related to Driving Automation Systems for On-Road Motor Vehicles, J3016. — Revised 2021-04

  • [2] Технический регламент О безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза

ТР ТС 018/2011

УДК 615.841:006.354

ОКС 11.040.01


Ключевые слова: искусственный интеллект, автоматизация управления, СИИАУД, высокоавтоматизированные транспортные средства, распознавание препятствий

Редактор Л. В. Каретникова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор Л. С. Лысенко

Компьютерная верстка И.Ю. Литовкиной

Сдано в набор 06.10.2022. Подписано в печать 14.10.2022. Формат 60*8478. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 1,40. Уч-изд. л. 1,18.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении в ФГБУ «РСТ» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.