ГОСТ 22833-77
Группа Т02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ
Термины, определения и буквенные обозначения
Geometrical aircraft characteristics. Terms, definitions and letter symbols
Дата введения 1979-01-01
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 28 ноября 1977 г. N 2769 срок введения установлен с 01.01.79
ВЗАМЕН ГОСТ 20058-74 в части пп.45-67
ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 1986 г.
Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины, определения и обозначения величин, относящихся к геометрическим характеристикам самолета и его элементов, используемые в исследованиях по механике полета.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, технической, учебной и справочной литературе.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов - синонимов стандартизованного термина запрещается.
В случаях, когда существенные признаки понятия содержатся в самом термине, определение не приведено и в графе "Определение" поставлен прочерк.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом.
В справочном приложении приведены пояснения к стандартизованным терминам.
Термин | Буквенное обозначение | Определение |
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | ||
1. Базовая плоскость самолета | Плоскость | |
2. Базовая точка самолета | Точка, расположенная в базовой плоскости самолета и выбираемая в соответствии с задачей | |
3. Базовая ось самолета | Прямая, расположенная в базовой плоскости самолета, проходящая через базовую точку самолета и направленная вперед | |
4. Базовая система координат самолета | Правая прямоугольная система координат, фиксированная относительно самолета, с началом в базовой точке самолета и с базовой осью самолета | |
5. Положение связанной системы координат относительно базовой системы координат самолета | Совокупность геометрических величин (обычно две координаты и один угол), определяющих положение связанной системы координат относительно базовой системы координат самолета | |
6. Угол наклона продольной оси относительно базовой системы координат самолета | Угол, на который потребовалось бы повернуть базовую ось самолета вокруг оси | |
7. Базовая точка элемента | Точка, фиксированная относительно элемента и выбираемая в соответствии с задачей | |
8. Базовая ось элемента | Прямая, фиксированная относительно элемента, проходящая через его базовую точку и обычно направленная вперед | |
9. Базовая система координат элемента | Прямоугольная правая система координат, фиксированная относительно элемента, с началом в базовой точке элемента и с базовой осью элемента, обычно выбираемая так, что ось | |
10. Положение одного элемента относительно другого | Совокупность значений геометрических величин (три координаты и три направляющих угла), определяющих положения базовой системы координат одного элемента относительно базовой системы координат другого элемента | |
11. Положение элемента относительно базовой системы координат самолета | Совокупность значений геометрических величин (три координаты и три направляющих угла), определяющих положение базовой системы координат элемента относительно базовой системы координат самолета | |
12. Геометрическое состояние самолета | Совокупность значений геометрических величин, характеризующих относительные положения основных частей самолета и его элементов | |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ САМОЛЕТА | ||
13. Габаритная длина самолета | Расстояние между двумя плоскостями, параллельными плоскости | |
14. Габаритная ширина самолета | Расстояние между двумя плоскостями, параллельными базовой плоскости самолета | |
15. Габаритная высота самолета | Расстояние между двумя плоскостями, параллельными плоскости | |
16. Габаритная длина самолета на земле | Расстояние между двумя плоскостями, перпендикулярными земной поверхности, параллельными оси | |
17. Габаритная ширина самолета на земле | Расстояние между двумя плоскостями, перпендикулярными поверхности земли, параллельными оси | |
18. Габаритная высота самолета на земле | Расстояние между земной поверхностью и плоскостью, параллельной ей, касающейся поверхности самолета, но не пересекающей ее | |
ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЫ САМОЛЕТА НА ЗЕМЛЕ | ||
19. Предельный угол по тангажу на земле | Абсолютное значение угла между базовой осью самолета и плоскостью земли, когда основные колеса и часть самолета, расположенная позади основных стоек шасси, касаются плоской земной поверхности, а действующие на них силы реакции равны нулю и при этом ось | |
20. Предельный угол по крену на земле | Абсолютные значения угла между осью | |
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЮЗЕЛЯЖА | ||
21. Система координат фюзеляжа | Базовая система координат главного элемента фюзеляжа | |
22. Ось фюзеляжа | Ось | |
23. Базовая плоскость фюзеляжа | Плоскость | |
24. Положение фюзеляжа | Совокупность геометрических величин, определяющих положение фюзеляжа относительно базовой системы координат самолета | |
25. Базовый угол фюзеляжа | Угол, на который потребовалось бы повернуть базовую ось самолета вокруг оси | |
26. Длина фюзеляжа | Расстояние между двумя плоскостями, перпендикулярными оси фюзеляжа, касающимися его поверхности, но не пересекающими ее | |
27. Площадь миделевого сечения фюзеляжа | Наибольшая площадь сечения фюзеляжа плоскостью, перпендикулярной оси фюзеляжа | |
28. Максимальный эквивалентный диаметр фюзеляжа | Диаметр круга, площадь которого равна площади миделевого сечения фюзеляжа | |
29. Удлинение фюзеляжа | Отношение длины фюзеляжа к максимальному эквивалентному диаметру фюзеляжа | |
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЫЛА | ||
30. Система координат крыла | Базовая система координат главного элемента крыла | |
31. Плоскость симметрии крыла | Плоскость системы координат крыла, относительно которой контур крыла располагается симметрично справа и слева | |
32. Базовая плоскость крыла | Плоскость, содержащая центральную хорду крыла и перпендикулярная базовой плоскости самолета | |
33. Размах крыла | Расстояние между двумя плоскостями, параллельными базовой плоскости самолета и касающимися концов крыла | |
34. Профиль крыла | Местное сечение крыла плоскостью, параллельной базовой плоскости самолета | |
35. Местная хорда крыла | Отрезок прямой, соединяющий точки пересечения передней и задней кромок крыла плоскостью, содержащей профиль крыла | |
36. Длина местной хорды крыла | - | |
37. Центральная хорда крыла | Местная хорда крыла в базовой плоскости самолета | |
38. Длина центральной хорды крыла | Длина отрезка прямой между точками пересечения передней и задней кромок крыла базовой плоскостью самолета | |
39. Сужение крыла | Отношение длины центральной хорды крыла к длине концевой хорды крыла | |
40. Точка | Точка местной хорды крыла, находящаяся на расстоянии | |
41. Линия | Линия, соединяющая точки | |
42. Поверхность хорд крыла | Поверхность, обычно криволинейная, образованная местными хордами крыла | |
43. Площадь крыла | Площадь проекции крыла на базовую плоскость крыла (черт.1, 2) | |
44. Средняя аэродинамическая хорда крыла САХ | Отрезок, параллельный базовой плоскости самолета, длина которого определяется из соотношения | |
45. Координаты носка средней аэродинамической хорды САХ | Координаты, вычисляемые по формулам: | |
46. Удлинение крыла | Отношение квадрата размаха крыла к площади крыла | |
47. Длина концевой хорды крыла | Длина отрезка, замыкающего контур крыла на его конце | |
48. Местный угол крутки крыла | Угол между местной хордой крыла и базовой плоскостью крыла | |
49. Местный угол стреловидности крыла по линии | Угол между касательной к линии | |
50. Местный угол стреловидности крыла | Местный угол стреловидности крыла по линии | |
51. Местный угол стреловидности крыла по передней кромке | Местный угол стреловидности крыла по линии | |
52. Местный угол стреловидности крыла по задней кромке | Местный угол стреловидности крыла по линии | |
53. Местный угол поперечного | Угол между проекцией на плоскость, перпендикулярную линии центральной хорды крыла, касательной к линии | |
54. Угол установки крыла | Угол между центральной хордой крыла и базовой осью самолета | |
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДКРЫЛКА | ||
55. Размах предкрылка | Сумма размахов всех секций предкрылка | |
56. Местная хорда предкрылка | Отрезок прямой, соединяющий точки пересечения передней и задней кромок предкрылка плоскостью, параллельной базовой плоскости самолета | |
57. Длина местной хорды предкрылка | - | |
58. Площадь предкрылка | Площадь проекции всех секций предкрылка на базовую плоскость | |
59. Относительная площадь предкрылка | Отношение площади предкрылка к площади крыла: | |
60. Угол отклонения предкрылка | Угол, характеризующий поворот базовой системы координат предкрылка при его отклонении | |
61. Удлинение предкрылка | Отношение квадрата размаха предкрылка к его площади | |
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАКРЫЛКА | ||
62. Размах закрылка | Сумма размахов всех секций закрылка | |
63. Местная хорда закрылка | Отрезок прямой, соединяющий точки пересечения передней и задней кромок закрылка плоскостью, параллельной базовой плоскости самолета | |
64. Длина местной хорды закрылка | - | |
65. Площадь закрылка | Площадь проекций всех секций закрылка на базовую плоскость крыла | |
66. Относительная площадь закрылка | Отношение площади закрылка к площади крыла: | |
67. Угол отклонения закрылка | Угол между хордой закрылка в отклоненном состоянии и хордой закрылка в неотклоненном состоянии | |
68. Удлинение закрылка | Отношение квадрата размаха закрылка к его площади | |
69. Угол стреловидности оси вращения поворотного закрылка | Угол между осью вращения поворотного закрылка и плоскостью, перпендикулярной центральной хорде крыла | |
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЛЕРОНОВ (ЭЛЕВОНОВ) | ||
70. Размах элеронов (элевонов) | Сумма размахов всех секций элеронов (элевонов) | |
71. Местная хорда элерона (элевона) | Отрезок прямой, соединяющий точки пересечения передней и задней кромок элерона (элевона) плоскостью, параллельной базовой плоскости самолета | |
72. Длина местной хорды элерона (элевона) | - | |
73. Площадь элеронов (элевонов) | Площадь проекций всех секций элеронов (элевонов) на базовую плоскость крыла | |
74. Относительная площадь элеронов (элевонов) | Отношение площади элеронов (элевонов) к площади крыла | |
75. Угол отклонения элерона (элевона) | Угол между хордой элерона (элевона) в отклоненном положении и его хордой в неотклоненном положении, измеряемый в плоскости, перпендикулярной к оси вращения элерона (элевона) | |
76. Удлинение элеронов (элевонов) | Отношение квадрата размаха элеронов (элевонов) к площади элеронов (элевонов) | |
77. Угол стреловидности оси вращения элерона (элевона) | Угол между осью вращения элерона (элевона) и плоскостью, перпендикулярной центральной хорде крыла | |
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ОПЕРЕНИЯ | ||
78. Площадь горизонтального оперения | Площадь проекции части горизонтального оперения, омываемой потоком, на базовую плоскость горизонтального оперения, определяемая при неотклоненных подвижных поверхностях оперения (черт.4). | |
79. Относительная площадь горизонтального оперения | Отношение площади горизонтального оперения (черт.5) к площади крыла: | |
80. Средняя аэродинамическая хорда горизонтального оперения | Хорда, длина которой определяется из соотношения
где | |
81. Плечо горизонтального оперения | Длина проекции на продольную ось самолета отрезка, соединяющего заданную точку на САХ крыла (обычно в диапазоне центровок самолета) с точкой, лежащей на | |
82. Площадь руля высоты | Площадь проекции руля высоты на базовую плоскость горизонтального оперения | |
83. Относительная площадь руля высоты | Отношение площади руля высоты к площади горизонтального оперения: | |
84. Угол отклонения стабилизатора | Угол между хордой стабилизатора в отклоненном положении и его хордой в неотклоненном положении, измеряемый в плоскости, перпендикулярной к оси вращения | |
85. Угол отклонения стабилизатора по потоку | Угол отклонения стабилизатора, измеряемый в плоскости, параллельной базовой плоскости самолета | |
86. Угол отклонения руля высоты | Угол между хордой руля высоты в отклоненном положении и хордой руля высоты в неотклоненном положении, измеряемый в плоскости, перпендикулярной к оси вращения руля высоты | |
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТИКАЛЬНОГО ОПЕРЕНИЯ | ||
87. Система координат вертикального оперения | Базовая система координат главного элемента вертикального оперения | |
88. Базовая плоскость вертикального оперения | Плоскость | |
89. Площадь вертикального оперения | Площадь проекции вертикального оперения на базовую плоскость вертикального оперения, определяемая при неотклоненных подвижных плоскостях (черт.6) | |
90. Средняя аэродинамическая хорда вертикального оперения | Отрезок, длину которого вычисляют по формуле где | |
91. Плечо вертикального оперения | Длина проекции на продольную ось самолета отрезка, соединяющего заданную точку на САХ крыла (обычно в диапазоне центровок самолета) с точкой, лежащей на линии | |
92. Относительная площадь вертикального оперения | Отношение площади вертикального оперения к площади крыла: | |
93. Площадь руля направления | Площадь проекции руля направления на базовую плоскость вертикального оперения | |
94. Относительная площадь руля направления | Отношение площади руля направления к площади вертикального оперения | |
95. Угол стреловидности вертикального оперения | Угол стреловидности вертикального оперения по линии | |
96. Угол стреловидности вертикального оперения по передней кромке | Угол стреловидности вертикального оперения по линии передней кромки вертикального оперения (черт.7) | |
97. Угол отклонения руля направления | Угол между хордой руля направления в отклоненном состоянии и хордой руля направления в неотклоненном состоянии, измеряемый в плоскости, перпендикулярной к оси вращения руля направления |
1 - фюзеляж; 2 - полукрыло
Черт.1
Примечание. Площадь крыла
1 - фюзеляж; 2 - наплыв; 3 - полукрыло
Черт.2
Примечание. Если наплыв не считается частью крыла,
Местные углы стреловидности
1 - плоскость
Черт.3
Черт.4
1 - габаритная площадь (
Черт.5
Черт.6
Черт.7
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ
Высота самолета габаритная | 15 |
Высота самолета габаритная на земле | 18 |
Диаметр фюзеляжа эквивалентный максимальный | 28 |
Длина концевой хорды крыла | 47 |
Длина местной хорды крыла | 36 |
Длина местной хорды закрылка | 64 |
Длина местной хорды предкрылка | 57 |
Длина местной хорды элерона (элевона) | 72 |
Длина самолета габаритная | 13 |
Длина самолета габаритная на земле | 16 |
Длина фюзеляжа | 26 |
Для центральной хорды крыла | 38 |
Координаты носка средней аэродинамической хорды САХ | 45 |
Линия | 41 |
Ось самолета базовая | 3 |
Ось фюзеляжа | 22 |
Ось элемента базовая | 8 |
Плоскость вертикального оперения базовая | 88 |
Плоскость крыла базовая | 32 |
Плоскость самолета базовая | 1 |
Плоскость симметрии крыла | 31 |
Плоскость фюзеляжа базовая | 23 |
Площадь вертикального оперения | 89 |
Площадь вертикального оперения относительная | 92 |
Площадь горизонтального оперения | 78 |
Площадь горизонтального оперения относительная | 79 |
Площадь закрылка | 65 |
Площадь закрылка относительная | 66 |
Площадь крыла | 43 |
Площадь миделевого сечения фюзеляжа | 27 |
Площадь предкрылка | 58 |
Площадь предкрылка относительная | 59 |
Площадь руля высоты | 82 |
Площадь руля высоты относительная | 83 |
Площадь руля направления | 93 |
Площадь руля направления относительная | 94 |
Площадь элеронов (элевонов) | 73 |
Площадь элеронов (элевонов) относительная | 74 |
Плечо вертикального оперения | 91 |
Плечо горизонтального оперения | 81 |
Поверхность хорд крыла | 42 |
Положение одного элемента относительно другого | 10 |
Положение связанной системы координат относительно базовой системы координат самолета | 5 |
Положение фюзеляжа | 24 |
Положение элемента относительно базовой системы координат самолета | 11 |
Профиль крыла | 34 |
Размах закрылка | 62 |
Размах крыла | 33 |
Размах предкрылка | 55 |
Размах элеронов (элевонов) | 70 |
Система координат вертикального оперения | 87 |
Система координат крыла | 30 |
Система координат самолета базовая | 4 |
Система координат фюзеляжа | 21 |
Система координат элемента базовая | 9 |
Состояние самолета геометрическое | 12 |
Сужение крыла | 39 |
Точка | 40 |
Точка самолета базовая | 2 |
Точка элемента базовая | 7 |
Угол крутки крыла местный | 48 |
Угол наклона продольной оси относительно базовой системы координат самолета | 6 |
Угол отклонения закрылка | 67 |
Угол отклонения предкрылка | 60 |
Угол отклонения руля высоты | 86 |
Угол отклонения руля направления | 97 |
Угол отклонения стабилизатора | 84 |
Угол отклонения стабилизатора по потоку | 85 |
Угол отклонения элерона (элевона) | 75 |
Угол по крену на земле предельный | 20 |
Угол по тангажу на земле предельный | 19 |
Угол поперечного | 53 |
Угол стреловидности вертикального оперения | 95 |
Угол стреловидности вертикального оперения по передней кромке | 96 |
Угол стреловидности крыла местный | 50 |
Угол стреловидности крыла местный по задней кромке | 52 |
Угол стреловидности крыла местный по передней кромке | 51 |
Угол стреловидности крыла по линии | 49 |
Угол стреловидности оси вращения поворотного закрылка | 69 |
Угол стреловидности оси вращения элерона (элевона) | 77 |
Угол установки крыла | 54 |
Угол фюзеляжа базовый | 25 |
Удлинение закрылка | 68 |
Удлинение крыла | 46 |
Удлинение предкрылка | 61 |
Удлинение фюзеляжа | 29 |
Удлинение элеронов (элевонов) | 76 |
Хорда вертикального оперения аэродинамическая средняя | 90 |
Хорда горизонтального оперения аэродинамическая средняя | 80 |
Хорда закрылка местная | 63 |
Хорда крыла аэродинамическая средняя | 44 |
Хорда крыла местная | 35 |
Хорда крыла центральная | 37 |
Хорда предкрылка местная | 56 |
Хорда элерона (элевона) местная | 71 |
Ширина самолета габаритная | 14 |
Ширина самолета габаритная на земле | 17 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное
ПОЯСНЕНИЯ К СТАНДАРТИЗОВАННЫМ ТЕРМИНАМ
К термину "Базовая плоскость самолета" (п.1).
Самолет принимается состоящим из отдельных элементов. Эти элементы объединяются в группы, образующие "основные части самолета", например, фюзеляж, крыло и т.д. Основная часть обычно состоит из одного главного элемента и других элементов.
Для главного элемента - фюзеляжа признаки "передний", "правый" и "верхний" имеют общепринятый смысл. Для любого другого элемента они определяются с учетом общей ориентации элемента относительно фюзеляжа и не зависят от направления движения самолета, его положения относительно земли или от положения летчика на самолете. Это дает возможность каждый элемент связать с базовой системой координат самолета.
К термину "Базовая точка самолета" (п.2).
В качестве базовой точки самолета может быть выбран, например, "центр масс самолета".
К термину "Базовая система координат самолета" (п.4).
Базовая система координат самолета не обязательно совпадает со связанной системой координат по ГОСТ 20058-80, но обычно совпадает с системой координат фюзеляжа.
К термину "Угол наклона продольной оси относительно базовой системы координат самолета" (п.6).
Угол наклона продольной оси относительно базовой системы координат самолета следует считать положительным, когда поворот базовой оси самолета вокруг оси
К терминам "Базовая точка элемента", "Базовая ось элемента" и "Базовая система координат элемента" (пп.7-9).
Эти термины могут также применяться в качестве характеристик основных частей самолета, например, базовая точка, базовая ось и базовая система координат главного элемента основной части.
К терминам "Предельный угол по тангажу на земле" и "Предельный угол по крену на земле" (пп.19-20).
Предельные углы по тангажу и по крену на земле характеризуют крайние угловые положения, которые самолет может занимать на плоскости земли. Здесь рассматривается случай отрыва самолета на взлете, когда силы реакции в точках опоры равны нулю.
Аналогично могут быть определены предельные углы в других случаях, например, при стоянке, при посадке и т.д. В этих случаях необходимо употреблять термин с добавлением соответствующего пояснения, например, предельный угол тангажа на земле при полном обжатии стоек шасси.
К термину "Система координат фюзеляжа" (п.21).
Если фюзеляж имеет одну плоскость симметрии, параллельную базовой плоскости самолета, оси
Если фюзеляж имеет две плоскости симметрии в направлении носовая часть - хвостовая часть и одна из них параллельна базовой плоскости самолета, то ось располагается по линии пересечения этих плоскостей симметрии, а ось
В частности, если фюзеляж представляет собой тело вращения, то ось
Обычно система координат фюзеляжа совпадает с базовой системой координат самолета.
К термину "Положение фюзеляжа" (п.24).
Если система координат фюзеляжа совпадает с базовой системой координат самолета, все шесть величин, определяющих положение фюзеляжа, равны нулю.
К термину "Базовый угол фюзеляжа" (п.25).
Базовый угол фюзеляжа следует считать положительным, если поворот совершается в направлении положительного вращения.
Если система координат фюзеляжа совпадает с базовой системой координат самолета, то базовый угол фюзеляжа равен нулю.
К термину "Система координат крыла" (п.30).
При определении основной части самолета, называемой "крыло", необходимо перечислить составляющие ее элементы, указать, считаются ли частью крыла расположенные на нем наплывы, элементы сопряжения крыла с фюзеляжем, гондолы двигателей, топливные баки и т.д.
Крыло обычно является закрученной поверхностью, ограниченной непрерывной и замкнутой линией, называемой "контуром". Контур включает линии на поверхности крыла, называемые передней кромкой крыла и задней кромкой крыла. Если эти линии прерываются, условие непрерывности удовлетворяется условно выбранным дополнением линий передней и задней кромок крыла там, где крыло пересекает элементы, не являющиеся элементами крыла, например, фюзеляж, гондолы. Способ дополнения должен быть указан.
Если эти линии не соединяются у концов крыла, то контур крыла на каждом его конце замыкается соответственно выбранными отрезками прямых, лежащими в плоскостях, параллельных базовой плоскости самолета, и называемыми концевыми хордами крыла.
Если несущих поверхностей больше, чем одна, то может быть определено несколько основных частей, например, верхнее или нижнее крыло, или переднее или заднее крыло. Определения относятся к заданному геометрическому состоянию крыла.
Если рассматривается несколько геометрических состояний и в соответствии с этим изменяются некоторые геометрические величины, как, например, у самолета с крылом изменяемой в полете стреловидности, то за базовые значения рекомендуется выбирать значения геометрических величин, определяемые одним геометрическим состоянием крыла, которое должно быть указано.
К термину "Плоскость симметрии крыла" (п.31).
Плоскость симметрии крыла обычно совпадает с базовой плоскостью фюзеляжа, которая в свою очередь совпадает с базовой плоскостью самолета.
Ось крыла
К термину "Профиль крыла" (п.34).
Для изолированного крыла или полукрыла в качестве секущей плоскости можно принимать любую удобную для задачи плоскость.
К термину "Средняя аэродинамическая хорда крыла" (п.44).
Положение средней аэродинамической хорды определяется в базовой системе координат самолета координатами ее носка. Аналогичное определение может быть дано с использованием местных хорд крыла, а не их проекций.
К термину "Координаты носка средней аэродинамической хорды" (п.45).
При определении положения координаты центра масс, аэродинамических фокусов, точек нейтральности по ГОСТ 20058-80 по отношению к САХ за положительное принимают направление от передней к задней точке САХ.
К термину "Местный угол крутки крыла" (п.48).
Местный угол крутки крыла следует считать положительным, когда передняя точка хорды по отношению к базовой плоскости крыла находится выше задней точки этой хорды.
К термину "Местный угол стреловидности крыла по линии
Местный угол стреловидности крыла по линии
К термину "Местный угол поперечного
Местный угол поперечного
В зависимости от задачи могут быть рассмотрены углы поперечного
К термину "Угол установки крыла" (п.54).
Угол установки крыла следует считать положительным, когда передняя точка центральной хорды крыла расположена выше задней точки.
К термину "Размах предкрылка" (п.55).
За размах каждой секции принимают расстояние между двумя плоскостями, параллельными базовой плоскости самолета и касающимися концов секции.
К термину "Угол отклонения предкрылка" (п.60).
Угол отклонения предкрылка следует считать положительным, если точки передней кромки предкрылка в отклоненном положении располагаются ниже соответствующих точек предкрылка в неотклоненном положении.
К термину "Размах закрылка" (п.62).
За размах каждой секции принимается расстояние между двумя плоскостями, параллельными базовой плоскости самолета и касающимися концов секции.
К термину "Угол отклонения закрылка" (п.67).
Угол отклонения закрылка следует считать положительным, если задняя кромка отклонена вниз.
К термину "Угол стреловидности оси вращения поворотного закрылка" (п.69).
Угол стреловидности оси вращения поворотного закрылка следует считать положительным, если точки оси вращения закрылка, расположенные ближе к плоскости симметрии крыла, занимают более переднее положение, чем точки, расположенные на большем удалении от нее.
К термину "Размах элеронов (элевонов)" (п.70).
За размах каждой секции элеронов (элевонов) следует принимать расстояние между двумя плоскостями, параллельными базовой плоскости самолета и касающимися концов секции.
К термину "Угол отклонения элерона (элевона)" (п.75).
Угол отклонения элерона (элевона) следует считать положительным, если задние кромки элерона (элевона) отклонены вниз.
К термину "Угол стреловидности оси вращения элерона (элевона)" (п.77).
Угол стреловидности оси вращения элерона (элевона) следует считать положительным, если точки оси вращения элерона (элевона), расположенные ближе к плоскости симметрии крыла, занимают более переднее положение, чем точки, расположенные на большем удалении от нее.
К термину "Площадь горизонтального оперения" (п.78).
При определении основной части самолета, называемой "оперение", необходимо перечислить составляющие его элементы, указать, считаются ли частью оперения расположенные на нем внешние контуры двигателей, элементы сопряжения с фюзеляжем, надстройки, контейнеры для парашюта и т.д. и определить "контур оперения" по аналогии с "контуром крыла".
Для определений могут быть введены основные понятия, аналогичные употребляемым для крыла, и использованы соответствующие обозначения с добавлением индекса "г.о."
Термины 78-86 могут относиться к различным типам горизонтального оперения: неподвижному стабилизатору и рулю высоты, подвижному стабилизатору и рулю высоты, полностью поворотному стабилизатору.
Кроме омываемой площади горизонтального оперения в некоторых случаях пользуются "габаритной" площадью горизонтального оперения
К термину "Относительная площадь горизонтального оперения" (п.79).
Аналогично определяется "относительная габаритная площадь горизонтального оперения"
К термину "Угол отклонения руля высоты" (п.86).
Угол отклонения руля высоты следует считать положительным, если задняя кромка руля высоты отклонена вниз.
К термину "Система координат вертикального оперения" (п.87).
Рассматривается одна вертикальная поверхность, которая может состоять из двух аэродинамических поверхностей: одна сверху, а другая снизу фюзеляжа.
Термины 87-97 могут относиться к различным типам вертикального оперения: неподвижному килю и рулю направления, подвижному килю и рулю направления, полностью поворотному килю.
К термину "Угол отклонения руля направления" (п.97).
Угол отклонения руля направления следует считать положительным, когда задняя кромка руля отклоняется вправо при наблюдении сверху.
Электронный текст документа
и сверен по:
М.: Издательство стандартов, 1987