ГОСТ Р ИСО 10075-2011
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДЕКВАТНОСТИ УМСТВЕННОЙ НАГРУЗКИ
Основные термины и определения
Ergonomic principles of assurance of adequacy of mental work-load. General terms and definitions
ОКС 01.040.13; 13.180
Дата введения 2012-12-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 ноября 2011 г. N 529-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 10075:1991* "Эргономические принципы обеспечения адекватности умственной нагрузки. Основные термины и определения" (ISO 10075:1991 "Ergonomic principles related to mental work-load - General terms and definitions", IDT)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Январь 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
В настоящем стандарте представлены термины, относящиеся к умственной нагрузке и ее последствиям, которые должны быть учтены в данной области. В стандарте приведен более полный набор терминов по сравнению с ИСО 6385:1981 "Применение эргономических принципов при проектировании производственных систем".
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины в области умственной нагрузки, включая такие термины, как умственный стресс и умственное напряжение, и устанавливает взаимосвязи между рассматриваемыми понятиями.
Стандарт может быть применен при проектировании рабочих заданий с учетом умственной нагрузки. Стандарт обеспечивает использование одинаковой терминологии экспертами и практиками как в области эргономики, так и за ее пределами.
В настоящем стандарте не представлены термины, относящиеся к методам измерений и принципам проектирования производственного задания.
2 Общие понятия
Любая деятельность, даже физическая, может приводить к умственному стрессу
_______________
В настоящем стандарте выражение "умственный" использовано по отношению к процессам, связанным с переживаниями и поведением человека. Термин "умственный" в этом смысле относится к когнитивным, информационным и эмоциональным процессам. Применение данного термина обусловлено тем, что отмеченные аспекты являются взаимосвязанными и на практике их нельзя рассматривать раздельно.
3 Определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 умственный стресс: Состояние, возникающее при воздействии на человека всех учитываемых внешних источников, влияющих на умственное состояние человека | en | mental stress |
_______________ |
3.2 умственное напряжение: Прямое недолговременное последствие умственного стресса, зависящее от индивидуальных привычек и фактического начального состояния человека | en | mental strain |
_______________ |
3.3 Последствия умственного напряжения
_______________
3.3.1 Положительные последствия
3.3.1.1 врабатываемость: Свойство организма постепенно мобилизовать свои функциональные возможности в условиях умственной нагрузки, выражающееся в том, что через короткое время после начала деятельности для выполнения работы требуется меньше усилий. | en | warming-up effect |
3.3.1.2 активизация: Внутреннее состояние человека, характеризуемое определенной степенью умственной и физической работоспособности. Примечание 1 - Умственное напряжение может приводить к разным степеням активизации в зависимости от его продолжительности и интенсивности. Существует область, в которой активизация оптимальна, т.е. не слишком низкая или высокая, что обеспечивает наилучшую функциональную производительность. Следует помнить, что слишком резкое увеличение напряжения может привести к нежелательной сверхактивизации. | en | activation |
3.3.2 Отрицательные последствия Отрицательные последствия различают по времени, необходимому для восстановления после их воздействия, средствам достижения этого восстановления, а также по симптомам. Отрицательные последствия могут быть общими или специфическими, требующими времени или изменения деятельности для восстановления. | ||
3.3.2.1 умственная усталость: Временное снижение умственной и физической функциональной производительности, зависящее от интенсивности, продолжительности и изменений во времени предшествующего умственного напряжения. Для быстрого восстановления при умственной усталости необходим отдых, а не смена вида деятельности. Примечание 2 - Понижение функциональной производительности проявляется, например, в виде ощущения утомленности, менее благоприятном соотношении между результатом и предпринимаемыми усилиями, появлении определенного типа ошибок, частоте их появления и т.п. Степень отрицательных последствий также зависит от индивидуальных особенностей человека и его начального состояния. | en | mental fatigue |
3.3.2.2 состояние, сходное с усталостью: Состояние, возникающее у человека в результате воздействия умственного напряжения, вызванного однообразием действий и ситуаций. Такие состояния быстро исчезают после введения изменений в выполняемое задание и/или окружающую среду/ситуацию. К подобным состояниям относятся: скука, снижение бдительности и умственное пресыщение. Примечание 3 - Как правило, ощущения утомления присущи как состоянию умственной усталости, так и аналогичным усталости состояниям. Однако в последнем случае они отличаются от состояния умственной усталости своей кратковременностью. При аналогичных усталости состояниях межличностные различия проявляются особенно сильно. | en | fatigue-like states |
3.3.2.2.1 монотония | en | monotony |
_______________
3.3.2.2.2 снижение бдительности: Медленно развивающееся состояние, характеризующееся пониженной способностью к обнаружению (например, при отслеживании экранов радаров или панелей управления приборов), возникающее при выполнении однообразных заданий по обнаружению. Примечание 4 - Монотония и снижение бдительности могут быть дифференцированы по причинам, их вызывающим, а не по следствиям. | en | reduced vigilance |
3.3.2.2.3 умственное пресыщение: Состояние нервно-неустойчивого, сильного эмоционального неприятия повторяющихся заданий или ситуаций, при котором переживания человека сводятся к ощущению "медленно тянущегося времени" и "топтания на месте". Примечание 5 - Дополнительными симптомами умственного пресыщения являются раздражение, пониженная производительность труда и/или ощущение утомления и стремление прекратить деятельность. Умственное пресыщение в противоположность монотонии и снижению бдительности характеризуется неизменным или даже более высоким уровнем активизации, сопровождающимся отрицательными эмоциями. | en | mental satiation |
3.3.3 Другие последствия | ||
3.3.3.1 практический опыт: Устойчивое изменение индивидуальной производительности труда, связанное с обучением вследствие неоднократного переживания умственного напряжения. | en | practice effect |
Приложение А
(справочное)
Дополнительные объяснения терминов и понятий
А.1 На рисунке А.1 показаны связи между умственным стрессом, индивидуальными факторами и фактическим умственным напряжением с его прямыми последствиями. Связи представлены в упрощенном виде, при этом не рассмотрено потенциальное взаимное воздействие, а различные условия, вызывающие умственный стресс, как и различные индивидуальные факторы, сгруппированы вместе. Для каждой группы приведены лишь примеры. Таким образом, списки не являются исчерпывающими. Последовательность перечисленных примеров не является упорядоченной.
А.2 Помимо последствий умственного напряжения, рассмотренных в настоящем стандарте, имеются и другие последствия, например скука, ощущение перегруженности, которые в стандарте не рассмотрены из-за больших межличностных различий или отсутствия завершенных результатов исследований.
А.3 В зависимости от предшествовавшей деятельности или исходного состояния человека одна и та же ситуация может приводить к умственному стрессу с возрастанием или снижением умственного напряжения. Например, при чтении книги возникает умственный стресс, приводящий к повышенному умственному напряжению; однако чтение той же книги после продолжительной интенсивной дискуссии может вызывать умственный стресс, приводящий к снижению умственного напряжения.
А.4 Из-за различия в значениях слов при использовании языка специалистов и разговорного языка могут возникать лингвистические трудности. Если в разговорном языке стресс имеет отрицательный оттенок, то в настоящем стандарте это слово является нейтральным, включающим все поддающиеся оценке факторы, воздействующие на человека извне и влияющие на его умственное состояние. Как следствие, "умственный стресс" как технический термин включает также внешние воздействия, о которых в разговорном языке говорят, как об "облегчающих напряжение".
Рисунок А.1 - Взаимосвязь стресса и напряжения при умственной нагрузке
Алфавитный указатель терминов на русском языке
активизация | 3.3.1.2 |
врабатываемость | 3.3.1.1 |
монотония | 3.3.2.2.1 |
практический опыт | 3.3.3.1 |
снижение бдительности | 3.3.2.2.2 |
состояние, сходное с усталостью | 3.3.2.2 |
умственное напряжение | 3.2 |
умственное пресыщение | 3.3.2.2.3 |
умственный стресс | 3.1 |
умственная усталость | 3.3.2.1 |
Алфавитный указатель терминов на английском языке
activation | 3.3.1.2 |
fatigue-like states | 3.3.2.2 |
mental fatigue | 3.3.2.1 |
mental satiation | 3.3.2.2.3 |
mental strain | 3.2 |
mental stress | 3.1 |
monotony | 3.3.2.2.1 |
practice effect | 3.3.3.1 |
reduced vigilance | 3.3.2.2.2 |
warming-up effect | 3.3.1.1 |
Библиография
[1] | ISO 9001:2008 Quality management systems - Requirements (ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества - Требования) |
[2] | Donovan, N., Brown, J. and Bellulo, L., Satisfaction with public services - A discussion paper, Strategy Unit, Cabinet Office, London, November 2001 (<//www.strategy.gov.uk/downloads/files/satisfaction.pdf>) |
[3] | Great Britain. Data Protection Act 1998 (DPA). London: The Stationery Office |
УДК 658:562.014:006.354 | ОКС 01.040.13; 13.180 |
Ключевые слова: эргономика, эргономические принципы проектирования, умственная нагрузка, умственная усталость, умственное напряжение, снижение бдительности, монотония |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2019